На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Выборы и избирательные системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по политологии 

на тему № 19 

ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ 

Выполнил  

                                                                  студент группы № 61, 2 курса  

                                                                  аграрно-энергетического  

факультета 

заочного отделения  

Гаршин И.Р.  

  

Минск 2007 

ПЛАН 

Введение…………………………………………………………………3 

1. Избирательное  право и избирательный процесс…………………...4 

2. Типы избирательных  систем………………………………………..12 

3. Избирательная  система Республики Беларусь…………………….16 

Заключение……………………………………………………………..20 

Список использованной литературы………………………………….21 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Политология как  наука о политических отношениях и политических процессах уделяет  значительное внимание изучению политических феноменов, которые имеют давнюю историю и играют в обществе значительную роль. 

В современном  цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой  обеспечивается участие граждан  в формировании законодательных, исполнительных и судебных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – способ существования  демократии. 

Избирательный (электоральный) процесс – ключевой момент идейно-политической жизни современного общества. Содержание избирательного процесса связано с делегированием посредством выборов властных полномочий – передачей политическому субъекту (лидеру)  воли граждан, и права  представлять их интересы в структурах власти. В процессе выборов большинством граждан (народом) формируются и  одобряются политические институты  и политический курс общества, замещается широкий круг государственных должностей.  

Большое значение имеет изучение избирательных систем, распространенных в современном  обществе. Избирательная система  сама формирует лицо и направленность политики государства, одновременно являясь  результатом данной политики.  

Цель данной работы – изучить проблему выборов  и избирательных систем.  

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:  

- исследовать  сущность избирательного права  и избирательного процесса;  

- рассмотреть  типы избирательных систем; 

- изучить особенности  избирательной системы Республики  Беларусь.  
 

1. Избирательное  право и избирательный процесс.  

  

Регулярные свободные  выборы являются в настоящее время  необходимым условием функционирования демократических политических систем.  

Выборы –  способ формирования с помощью голосования  органов государства и органов  местного самоуправления. 

Реализация гражданами своего права выбора является одной  из важнейших форм их участия в  управлении государством. Порядок и  правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых  актах конкретных государств.  

В условиях современных  демократий выборы – это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они  служат также важнейшим каналом  представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право  участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах  для большинства граждан они  являются единственной формой их реального  участия в политике. Они позволяют  осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять  парламент, обеспечивать их ответственность  перед народом, изменять политический курс и т.д. 

Значение выборов  для утверждения демократии непосредственно  зависит от  общественно–политических условий каждой конкретной страны. В тех авторитарных государствах, где складывается благоприятное для нее соотношение сил, хотя бы в основном обеспечиваются принципы свободных выборов, они являются наилучшим инструментом демократизации общества. 

Выборы обеспечивают наиболее безболезненный для граждан  и всего общества мирный переход  к демократии. По своей сути они  исключают политическое насилие. Осуществляемые с их помощью изменения власти не требуют пролития крови, человеческих жертв, разрушений и т.д. Кроме того, выборы – наиболее эффективное средство ликвидации авторитарного режима и  прихода к власти демократических  сил. Методы вооруженной борьбы за власть (сооружение баррикад, вооруженные  нападения, партизанская борьба и т.д.) в современных условиях имеют  очень мало шансов на успех без  поддержки силовых структур, которые  обычно находятся в относительно привилегированных условиях, повышающих их лояльность к власти. Осознавая  это, сегодня даже радикальная оппозиция  обычно выдвигает требования свободных  выборов в качестве главного лозунга  борьбы за власть.   

Предпочтительность  выборов как мирного средства борьбы за демократию не отрицает опоры  ее сторонников на силу и, прежде всего  на поддержку демократически настроенных  военных. Лишь в редких случаях смена  авторитарных режимов обходится  без актов политического насилия: попыток запретить оппозиционные  партии, запугать или устранить, в  том числе с помощью террора, их лидеров, разогнать неугодный  парламент и т.п. От поддержки  демократических сил военными очень  часто зависит само согласие авторитарных правителей на проведение демократических  выборов и признание их результатов. 

Важное достоинство  выборов как инструмента демократизации общества состоит в том, что сами по себе они выступают крупным  шагом на пути демократизации: либо вообще означает утверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивной  демократизации политической системы, завершающемуся принятием демократической  конституции [5, c. 12-124]. 

Важнейшее значение выборов как инструмента перехода к демократии связано также с  утверждением ими основополагающих прав и свобод личности, общечеловеческих ценностей. Свободные выборы сами по себе предполагают уважение правящим режимом (оппозицией) свободы слова, собраний и объединений, равноправия  граждан и других политических прав человека. Они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, унижения достоинства личности, мнения большинства  народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению  их политической активности, стремлению к демократическим переменам. 

Влияние выборов  на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших  функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов: 

Функции выборов: 

1. артикуляция,  агрегация и представительство  разнообразных интересов населения; 

2. контроль за институтами власти; 

3. интеграция  разнообразных мнений и формирование  общей политической воли; 

4. легитимация  и стабилизация политической  системы, а также легитимация  конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.д; 

5. расширение  коммуникаций, отношений представительства  между институтами власти и  гражданами; 

6. перевод политических  конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования; 

7. мобилизация  избирательного корпуса на решение  актуальных общественных задач; 

8. политическая  социализация населения, развитие  его политического сознания и  участия; 

9. рекрутирование политической элиты; 

10. генерирование  обновления общества посредством  конкурентной борьбы альтернативных  политических программ; 

11. конструирование  эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. 

1. В период  выборов создаются наиболее благоприятные  условия для осознания гражданами  своих интересов и включения  их в избирательные программы  партий и отдельных депутатов.  Во время выборов, стремясь  получить массовую поддержку,  депутаты и участвующие в избирательной  кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представительства гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируются на свои избирательные обязательства и запросы электората; 

2. В результате  выборов создается важнейший  институт контроля за правительством, парламентом, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением Конституции и законов. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс; 

3. Плюрализм  современного общества имеет  свои границы. Чтобы привести  к анархии, хаосу и острым  разрушительным конфликтам, он нуждается  в государственном регулировании,  отражающем общие ценности и  интересы граждан. С помощью  выборов обеспечивается объединение  большинства граждан вокруг определенной  политической платформы и представляющих  ее лидеров, формируется доминирующая  в государстве воля. Выражение  этой воли обеспечивает правительству  авторитет и поддержку, что  повышает его дееспособность; 

4. Участие граждан  в выборах обычно означает  принятие ими данного типа  политической системы, политического  режима, правил формирования органов  власти, независимо от отношения  населения к конкретным должностным  лицам, правительству и правящим  партиям. Выборы дают гражданам  шанс переизбрать неугодное правительство,  заменить их людьми, пользующимися  доверием. Тем самым кризис конкретного  правительства и его политики  не приводит к отторжению гражданами  всего политического строя и  нестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар народного недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право руководить государством; 

5.   В ходе  избирательного процесса кандидаты  регулярно встречаются с гражданами, выслушивают мнения и просьбы,  вносят коррективы в свои избирательные  платформы. Выборы – важнейший  канал обратных связей между  гражданами и властью. От их  действенности очень во многом  зависит характер отношений между  руководителями государства и  населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы; 

6.   Выборы  позволяют открыто и публично  представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд общественного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта. С помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение, как правило, побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений; 

7.   Разъясняя  гражданам собственные программы,  убеждая людей в необходимости  принятия и поддержки определенных  политических ценностей и целей,  указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты  тем самым мобилизуют широкие  слои населения  и общественное  мнение на важные для страны  политические действия;  

8.   В ходе  избирательного процесса граждане  особенно интенсивно усваивают  политические ценности и нормы,  приобретают политические навыки  и опыт. В это время резко  расширяется поток политической  информации и пропаганды, активизируется  разнообразная политико–образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско–агитационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами; 

9.   Выборы  – важнейший канал вхождения  граждан в состав политической  элиты, делания политической карьеры,  утверждения и заката политических  лидеров. В результате выборов  обновляется состав правящей  и оппозиционной элит, изменяется  политический вес партий и  их представителей; 

10.Выборы –  это своеобразное окно, открытое  для упорядоченных, институционализированных влияний на государство и общество. Они дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ; 

11.    Эффективность  оппозиции предполагает выполнение  ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и каолициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а нередко и возглавляя правительство, оппозиция подготавливается к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти. 

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в  том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны  с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение –  адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство  основных общественных групп в органах  власти, а также сформировать эффективное  правительство. 

Необходимо остановится  на видах выборов. 

По масштабу выборы бывают: общенациональные, региональные, местные. 

По способу  волеизъявления граждан выборы делят  на прямые, непрямые, очередные, внеочередные, дополнительные, частичные.  

1. Прямые выборы  – это непосредственное избрание  конкретного лица (партии) на определенный  пост. 

2. Непрямые выборы  – предусматривают опосредование воли избирателей группой выборщиков либо действующим избирательным органом (разновидности – косвенные выборы (посредством коллегии выборщиков) и многоступенчатые (выразителем воли избирателей является постоянно действующий орган – парламент, местный совет и т.д.)) 

3.   Очередные  выборы – проводятся после  истечения срока полномочий данного  органа или лица; 

4. Внеочередные  выборы – проводятся до истечения  данного срока. 

5.   Дополнительные  – происходят в том случаи, когда депутат парламента (или  другое лицо) выбывает из его  состава по какой-либо причине; 

6. Частичные – проводятся регулярно для частичного обновления коллегиального выборного органа [7, c. 140-142]. 

Виды выборов  по вносимым изменениям в политическую систему: переломные выборы; постепенная  перестройка. 

1.         Переломные выборы – происходят  резкие изменения политических  симпатий граждан, которые отражаются  на результатах голосования и  приводят к значительным переменам  в составе правящей элиты, в  некоторых случаях к изменению  структуры политической власти; 

2.         Постепенная перестройка – приводит  к существенным изменениям политических  реалий, однако перемены происходят  постепенно. 

Виды выборов  исходя из победы (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределения голосов: 1. Консервирующие; 2. Экстраординарные. 

Исходя из победы (или поражения) правящей партии и  сохранения (или изменения) схемы  распределения голосов: 

1.         Консервирующие выборы – это  выборы в процессе, которых большинство  избирателей осталось верно своим политическим взглядам и партийным симпатиям, и партия большинства осталась у власти; 

2.         Экстраординарные выборы – на  них побеждает одна из оппозиционных  партий в связи с временным  всплеском ее популярности; при  этом не происходит существенных  изменений в том, что касается  поддержки избирателями ведущей  партии; 

Выборы тесно  связаны с избирательным правом. Это понятие используется в основных смыслах. В первом значении избирательное  право – это совокупность норм, которые регулируют порядок избрания и формирования представительных органов  власти и должностных лиц. Во втором значении избирательное право –  это право граждан участвовать  в образовании представительных органов власти и должностных  лиц. 

Во втором значении различают активное и пассивное  избирательное право. Активное –  право граждан участвовать в  избрании должностных лиц и членов представительных учреждений. Оно может осуществляться прямым и косвенным образом. Пассивное право – предусматривает возможность граждан выставить свою кандидатуру и быть избранным. 

Демократическая организация выборов базируется на соблюдении ряда принципов избирательного права: 

Принцип всеобщности  выборов означает, что право участия  в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам вне  зависимости oт пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания, места жительства. Наличие или отсутствие всеобщего избирательного права определяется на основании тех ограничений, которые установлены для участия в выборах. Подобные ограничения получили название избирательных цензов (от лат. censeo – делаю опись, перепись) – условий, ограничивающих избирательные права определенных лиц. 

Избирательные цензы подразделяются на технические, охранные и дискриминационные: 

- технические  и охранные – корректируют  принцип всеобщего избирательного  права и включают ограничения,  позволяющие упорядочить процедуру  и итоги выборов;  

-  дискриминационные  вводятся для ограничения или  отстранения от участия в политических  выборах отдельных лиц. 

Приемлемым для  современного общества считаются только три ценза: по возрасту, дееспособности, моральным соображениям (отстранение  от участия в выборах лиц из мест лишения свободы). Остальные  избирательные цензы рассматриваются  как в той или иной мере дискриминационные.  

Принцип равного  избирательного права предполагает равенство избирателей, то, что каждое лицо, участвующее в подаче голоса, в одинаковой мере влияет на результаты выборов и что закон не дает преимуществ и не устанавливает  ограничений ни одному из кандидатов. Одинаковое влияние избирателей  на результаты выборов может быть обеспечено в тех случаях, если: 

- каждый избиратель  обладает одним голосом (в случае  избрания нескольких кандидатов  это правило звучит иначе –  каждому избирателю принадлежит  равное количество голосов); 

- каждый избиратель  и кандидат имеет одинаковую  долю участия в выборах –  равенство их возможностей обеспечивается  посредством регламентации законодательными  нормами процесса и порядка  избирательной кампании, в том  числе порядка финансирования  и использования СМИ; 

- каждый избранный  депутат представляет одинаковое  число граждан (избирательные  округа должны иметь примерно  равное число избирателей). 

Принцип свободного волеизъявления основан на том, что  избиратель лично решает, участвовать  ли ему в выборах. В ряде стран  за уклонение от участия в выборах  применяются различного рода санкции (Италия, Австрия, Австралия).  

Принцип прямого  избирательного права означает, что  избиратель лично, непосредственно  подает свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в  органы власти. Непрямое избирательное  право существует в двух формах: (косвенные и многостепенные выборы): 

- косвенные выборы  допускают, что между избирателем  и кандидатам во властный орган  стоит посредник – выборщик. Граждане  голосуют за выборщиков, а те, в свою очередь, – за кандидатов (избрание президента в США  Бразилии, Аргентине); 

- многостепенные  выборы – процедура, при которой  граждане избирают лишь членов  нижней ступени представительного  учреждения, а те избирают членов  вышестоящих органов (избрание  высшей палаты в Индии, Японии, Франции, Всекитайского собрания).  

Принцип альтернативности выборов – важнейший элемент  демократических избирательных  кампаний. Суть его состоит в том, что для организации демократического процесса необходимо наличие хотя бы двух (или более) претендентов и состязательность между ними. 

Принцип тайного  голосования означает, что контроль за волеизъявлением избирателей  в ходе голосования запрещен –  никто без ведома самого гражданина не должен знать за кого он проголосовал. 

Максимальное  участие электората в выборах  показатель политической активности граждан  и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма.  

Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании. 

Отказ от голосования  отражает не только кризис доверия  к отдельным политикам, но и свидетельствует  о более глубоких явлениях – отчуждении значительной части населения oт власти и политики. Абсентеизм – можно рассматривать как показатель разочарованности граждан обществом, функционированием всей политической системы. Встречается и такое мнение, что абсентеизм можно считать нормальным явлением современной демократии, свидетельствующей о зрелости гражданского общества, наличии у граждан частной жизни и возможности свободного самоопределения линии своего политического поведения на очередных выборах, а также в отношении к власти и политике данного общества в целом. Выборы, также как референдум, являются важнейшей формой непосредственной демократии.  

Таким образом, выборы – способ формирования с  помощью голосования органов  государства и органов местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной  из важнейших форм их участия в  управлении государством. Порядок и  правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–правовых  актах конкретных государств. Влияние  выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в  их важнейших функциях.  Свои функции  выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным  правом. Максимальное участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании. 

2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ.  

  

В широком смысле избирательная система – это  система общественных отношений, которые  возникают в связи с выборами и реализацией норм избирательного права. 

В узком –  это закрепленные в законодательном  порядке способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения  депутатских мест в парламенте.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.