На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


. 1. Методика в системе других педагогических наук, ее связь с дидактикой, возрастной психологией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Содержание  

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие о математическом развитии дошкольников……………………….5
2.Сущность методики математического развития дошкольников…………..9
3.Методика в системе других педагогических наук, ее связь с дидактикой, возрастной психологией………………………………………………………..14
    Заключение……………………………………………………………………….19
Список  использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
    В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя (преподавателя), к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходящих под влиянием обучения и воспитания. Обучение только тогда будет эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
    Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.1
    Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.
    Цель  данной работы – изучить методику математического развития  в системе других педагогических наук, ее связь с дидактикой, возрастной психологией.
    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
      Изучить математическое развитие дошкольников;
      Выявить сущность методики математического развития дошкольников; 
      Рассмотреть методику в системе других педагогических наук, ее связь с дидактикой, возрастной психологией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Понятие о математическом  развитии дошкольников 
 

    И.Г.Песталоцци в книге "Как Гертруда учит своих детей" , говорит о том, что арифметика - это искусство, целиком, возникающее из простого соединения и разъединения нескольких единиц. Его первоначальная форма, по существу, следующая: один да один- два, от двух отнять один - остаётся один. Таким образом, первоначальная форма всякого счёта глубоко запечатлевается детьми, и для них становятся привычными с полным сознанием их внутренней правды средства, служащие для сохранения счёта, то есть числа.
    В истории педагогики достаточно широкое  применение получила система математического  развития детей М. Монтессори. Суть её в том, что когда трёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. "...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка ..."2. Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают считать красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счёте.
    Математическая  подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
    Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
    Методика  формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов  в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.3
    Счёт  необходим как один из процессов  изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел.
    Сказанное даёт нам основание полагать, что  оба метода должны целесообразно  дополнять друг друга. В пользу нашего мнения говорит и то психическое  явление, что непосредственное восприятие числа опирается преимущественно  на пространственные элементы, а счёт - на временные элементы числа и  действий над числами.
    Что касается взгляда на число как  результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает  собою понятия о числе, как  результате счёта, а лишь расширяет  и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для  понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а  следовать за ним.
    Вопрос  о числовых фигурах считается  одним из спорных вопросов в методике арифметики.
    Больше  всего этот вопрос, как большинство  методических вопросов, обсуждался в  немецкой литературе - родине числовых фигур. По их мнению, числовые фигуры могут  иметь четыре различных назначения. Одно из них то, что числовые фигуры способствуют возникновению у детей  числовых представлений. Второе по важности назначение числовых фигур - это облегчение производства действий над однозначными числами. Третье назначение числовых фигур  заключается в том, что они  могут служить предметом для  счёта. Четвёртое назначение - они  могут облегчать переход от числа  к цифре, ибо числовая фигура, подобно  цифре, является знаком для числа, явно показывающим число единиц в данном числе.
    Картинки  должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при  обучении арифметике. Главным наглядным  пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как  подлежащие осязанию, а не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы  по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении.
    Почему  необходимо знакомить детей с сравнением величины предметов? Существует мнение, что дети приходят в школу с готовыми понятиями о величине предметов. На практике получается совсем другая картина. Прежде чем научить детей сравнивать величину предметов, их надо научить эти предметы видеть и рассматривать.4
    Ф.Н. Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений . Она выделила два основных пути в работе с детьми:
    1. Использование всех многочисленных  поводов, которые в изобилии  доставляет повседневная жизнь  детей в коллективе и различные  виды детской деятельности.
    2. Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия со специальным  заданием по счёту.
    Если  в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором - работа по счёту  носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанные пути перекрещиваются и применяются  в каждой возрастной группе детского сада.
    Так же Ф.Н. Блехер разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Сущность методики  математического  развития дошкольников 
 

    Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений  стала самостоятельной научной  и учебной областью.5 Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:
    - научное обоснование программных  требований к уровню развития  количественных, пространственных, временных  и других математических представлений  детей в каждой возрастной  группе;
    - определение содержания материала  для подготовки ребёнка в детском  саду к усвоению математики  в школе;
    - совершенствование материала по  формированию математических представлений  в программе детского сада;
    - разработка и внедрение в практику  эффективных дидактических средств,  методов и разнообразных форм  и организация процесса развития  элементарных математических представлений;
    - реализация преемственности в  формировании основных математических  представлений в детском саду  и соответствующих понятий в  школе;
    - разработка содержания подготовки  высококвалифицированных кадров, способных  осуществлять педагогическую и  методическую работу по формированию  и развитию математических представлений  у детей во всех звеньях  системы дошкольного воспитания;
    - разработка на научной основе  методических рекомендаций родителям  по развитию математических представлений  у детей в условиях семьи.
    Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у  дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения  философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную  теорию, и свои источники. К последним относятся:
    - научные исследования и публикации, в которых отражены основные  результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов  и т.д.);
    - программно-инструктивные документы  ("Программа воспитания и обучения  в детском саду", методические  указания и т.д.);
    - методическая литература (статьи  в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского  сада и родителей, сборники  игр и упражнения, методические  рекомендации и т.д.);
    - передовой коллективный и индивидуальный  педагогический опыт по формированию  элементарных математических представлений  у детей в детском саду и  семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.
    Методика  формирования элементарных математических представлений у детей постоянно  развивается, совершенствуется и обогащается  результатами научных исследований и передового педагогического опыта.6
    В настоящее время благодаря усилиям  ученых и практиков создана, успешно  функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система  по развитию математических представлений  у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы  организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
    Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к  выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей  к изучению основ наук (в том  числе и математики) в школе.
    Дети  четырёх лет активно осваивают  счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной  основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных  форм и величин. Ребёнок, не осознавая  того, практически включается в простую  математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи  и зависимости на предметах и  числовом уровне.
    Объём представлений следует рассматривать  в качестве основы познавательного  развития. Познавательные и речевые  умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка  будет затруднительно.
    Упор  в методике работы с детьми данного  возраста делается на образном начале, а также сделан шаг в направлении" реабилитации" в глазах педагогов  ассоциативного мышления, которое, как  известно, является одним из механизмов творческого процесса. Однако, увлеченные идеалами научности, строгости, логичности, мы нередко забываем, что мышлению для того, чтобы быть по-настоящему продуктивным, необходимы такие качества, как подвижность и гибкость, способность  устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и  таким путём двигаться по пути познания нового. 7
    Говоря  о развитии творческого мышления, мы часто забываем о таком важном его факторе, как умение образовывать ассоциации. Эта способность (в разумных пределах) развивается у детей данного возраста в процессе занятий по программе "Радуга". Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре.
    В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько  же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
    Особое  внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
    Игры  должны быть направлены на развитие логического  мышления, а именно на умение устанавливать  простейшие закономерности: порядок  чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые  упражнения на нахождение пропущенной  в ряду фигуры. Должное внимание уделено развитию речи. 8В ходе игры воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Педагог использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
    Математическая  подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у  дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитатель  должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
    Методика  формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
    Обучение  ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные  представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается  как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным  с активным формированием математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние  на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению. 
 
 
 
 

    3.Методика в системе других педагогических наук, ее связь с дидактикой, возрастной психологией 

    Связь методики математического развития с другими науками проявляется при разработке содержания, организации его обучения, выборе методов и средств обучения.
    Связь с педагогикой. Педагогика дает методике принципы дидактики, которые являются основополагающими при развитии всех элементов методической системы  обучения математике. В методике математического развития разрабатывается технологический подход к процессу обучения математике.
    Связь с психологией. Так как сегодня  процесс обучения все больше ориентируется  на развитие личности учащегося, то возрастает роль значение связи методики математического развития с психологией. Уже около сорока лет в психологии существует психология математики, которая занимается особенностями понимания математического содержания учащимися.9 В психологии математики выделяют три ступени понимания:
    Фрагментарное понимание (отдельные свойства понятий, отдельные места доказательств  без умения связывать их воедино);
    Логически необобщенное понимание (усвоение определения  понятий, но без умения связывать  их воедино);
    Логически обобщенное понимание (умение включать новое знание в систему понятий, выделение основной идеи доказательства).
    Методика  математического развития у детей в детском саду связана со многими науками, но прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесс воспитания и обучения.
    Наиболее  тесная связь существует у нее  с дошкольной педагогикой, возрастной психологией. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т. д. 10
    Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем  формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствовать педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим  материалом.
    Психология  развития (Возрастная психология) —  отрасль психологии, изучающая психологические  изменения человека по мере взросления.
    Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать формы и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.
    Так, во второй младшей группе детского сада (четвертый год жизни) основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Понятие о множестве является одним из основных и наиболее общих, оно проходит через всю математику. Понятие множества настолько широко, что не определяется даже на современном уровне развития науки, а вводится как изначальное и поясняется на конкретных примерах. В средней группе в процессе изучения основных свойств множества формируется понятие о числе, а в старшей — первые представления о натуральном ряде чисел.
    Многосторонние  контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких  детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического  воспитания и др.
    Подготовка  детей к усвоению математики в  школе не может осуществляться успешно  без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами  самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем и содержание знаний, которые должны быть освоены  детьми в детском саду и служить  фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности.11
    Реформой  общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача повышения  качества обучения всем общеобразовательным  предметам, в том числе и математике. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих учащихся возникают  серьезные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная  математическая подготовка в дошкольном возрасте.
    Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе предполагает новое отношение  к подготовке детей в период, непосредственно  предшествующий школьному обучению.
    В настоящее время уже внесены  существенные изменения в программу  развития математических представлений  у дошкольников (увеличение объема устного счета, счет групп предметов, обучение измерению отдельных величин, расширение геометрических знаний и др.); найдены и апробированы более эффективные методы и средства обучения (моделирование, проблемные задачи и ситуации, развивающие и обучающие игры и т. д.). Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определить основные пути дальнейшего совершенствования методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
    Обучение  должно строиться с учетом закономерностей  развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом  изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются  в процессе обучения.
    Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой  при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности  детей в усвоении знаний и навыков, которые не являются чем-то застывшим  и меняются в зависимости от типа обучения. Современные психологические  исследования показывают, что способности  дошкольников в овладении математическими  представлениями велики и до конца  еще не раскрыты, полностью не изучены.
    Рациональное  построение процесса обучения связано  с созданием оптимальных условий  на основе анатомо-физиологических  особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов  у дошкольников служат основой для  определения  длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского ем. обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-позновательных задач и т. д.).
    Методика  математического развития относительно молодая научная педагогическая дисциплина, Однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает как постепенно изменялись концепции первоначального обучении математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.12
    Связь с различными науками создает  теоретическую базу методики математического развития у детей в детском саду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Математическая  подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у  дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
    Методика  формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов  в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
    Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений  стала самостоятельной научной  и учебной областью. Предметом  её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений  у дошкольников в условиях общественного  воспитания.
    Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у  дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения  философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную  теорию, и свои источники.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.