На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Болонский процесс в Украине

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?УДК _
Інв. №
Министерство образования, молодежи и спорта Украины
Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского
«ХАИ»
 
                                                             Кафедра
 
 
Реферат
 
по дисциплине:
«Психология и педагогика ВШ»
 
на тему:
«Болонский процесс в Украине»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
            Выполнил студент     гр.651э     
                   (№ группы)                                     (Ф.И.О)
                                                   Проверил      преподаватель                  Бидюк И.А.
(Ф.И.О)
 
 
 
 
 
 
 
2011
Содержание
 
Введение………………………………………………………………….....................3
1 Болонский процесс и Украина……………………………………………………..5
2 Болонский процесс интеграция  в Украине……………………………………...15
3 Система образования в Украине …………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………......................35
Список использованной литературы…………………………………………….....36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития.
Необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть высшее профессиональное образование и специалист, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее.
И тем не менее нельзя не признать, что при бесспорных достижениях в развитии высшей школы, качество наших специалистов не отвечают современным требованиям. Об этом свидетельствует тот  факт, что располагая одним из крупнейших в мире инженерным корпусом, мы значительно отстаем по качеству продукции, по средней производительности общественного труда, от наивысшего уровня, достигнутого в мире. Это обусловлено во много квалификацией специалистов. У нас избыток специалистов с дипломами и недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи.
Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических и общественных целей государства.
Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального образования – одно из важнейших условий успешности его функционирования.
Научное предвидение возможно постольку, поскольку будущее рассматривается как продолжение прошлого. Но требование к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.
Главная цель опережающих квалификационных требований – обеспечение соответствия между изменениями личностных, общественных потребностей и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры и отражением их в целях и содержании подготовки.
По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста. В мировой образовательной практике в последние десятилетия выявились две противоположные и вместе с тем неотрывно связанные тенденции. “С одной стороны, роль образования в жизнедеятельности народов, стран, индивида неуклонно возрастает; с другой, наблюдается кризис образования и его структур, довольно часто обусловленный дефицитом прежде всего финансового обеспечения. Последнее характерно для отсталых и слаборазвитых стран. Отчасти такая слагаемая кризиса наблюдается и в нынешней Украине. Бюджетные расходы на образование у нас стали одними из самых низких в мире. Но кризис - не всегда следствие финансовой недостаточности; нередко он - результат непонимания роли образования, значения его в гуманистически ориентированном социальном прогрессе. В большинстве западных стран, а также в Японии кризис проявляется как неадекватность уровня, характера, направленности образования постиндустриальному вектору цивилизационного развития. Именно поэтому столь оживленно дискутируются проблемы перестройки образования, его содержания, социального смысла и институциональных структур”.
Моя задача выявить все за и против Болонского процесса, а также разъяснить структуру и особенности этого процесса в Украине. Что сулит применение данного процесса в Украине, и не вызовет это ещё больший кризис в системе образование. На эти и другие вопросы по Болонскому  процессу и системе образования в Украине я попытаюсь ответить в своем реферате.
 
 
1 Болонский процесс и Украина
 
Украина присоединилась к Болонскому процессу. Такое решение 19 мая 2005 г. было принято на конференции министров образования стран Европы в норвежском Бергене.
Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки. Украинская делегация во главе с министром образования и науки Станиславом Николаенко после подписания документов продолжила вместе с другими участниками форума работу над определением приоритетов в процессе создания единого европейского пространства высшего образования до                                                                                                                                                         2011 года. Начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, этот движение получило название Болонского процесса.
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2011 году, являются:
? построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
? формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
? повышение престижности в мире европейской высшей школы;
? обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
? достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
? повышение качества образования;
? повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
? С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
? До 2011 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Обязательные параметры Болонского процесса
? Трёхуровневая система высшего образования.
? Академические кредиты ECTS(Европейская система перевода и накопления кредитов).
? Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
? Европейское приложение к диплому.
? Контроль качества высшего образования.
? Создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
? Единые европейские оценки.
? Активная вовлечённость студентов.
? Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
? Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
? Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
? Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
? Модульная система.
? Дистанционное обучение, электронные курсы.
? Академические рейтинги студентов и преподавателей.
Трёхуровневая система высшего образования
? Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").
        Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
        Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
? Корректными в Болонском процессе признаны две модели:
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
                   3           +             2         +              3
                   4           +             1         +              3.
Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистратуры.
? Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
? Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
? Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
? Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
? Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
? Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.
Автономность вуза
? В существующих условиях вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.
? Вуз определяет методику обучения.
? Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
? Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
? ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.
Европейская система перевода кредитов
Краткая информация об академических кредитах:
? Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
? За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
? За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.
? Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).
Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).
? Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.
? Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).
? Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.
? Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.
? При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
? Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
? Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".
Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.
     За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.
      Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.
      Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:
? Облегченное признание сроков обучения за границей
? Большая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки
? ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах
? Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.
Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%).
В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.
     Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
Академическая мобильность
Одним из компонентов Болонского процесса является обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей. В частности, предполагается следующее:
? Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.
? Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
? Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.
? Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
? В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.
? Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
? Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Европейское приложение к диплому
Приложение к диплому подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом. Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.
Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).
Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов. См. образец приложения к диплому, разработанный Европейской Комиссией, Советом Европы, ЮНЕСКО/CEPES
Контроль качества образования
Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик. В резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29–30 марта 2001 г.) качество определено как «краеугольный камень», «основополагающее условие» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности. Ректоры подтвердили свои намерения добиваться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества.
Это предполагает ряд условий.
Первое: выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса. Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания. Не трудно видеть, что уже с точки зрения этого первого условия, отечественная высшая школа рискует оказаться на периферии общеевропейского процесса, если государственные образовательные стандарты устойчиво будут придерживаться концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса.
Второе: создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь формирования таких аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти. Особая роль отводится существующим и будущим общеевропейским сетям по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений. Им будет дано право присуждать Знаки качества, основанные на европейских стандартах, не искаженных национальными табелями о рангах (national league tables).
Третье: координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частно-тренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.).
Транснациональное образование стремительными темпами охватывает Европу. Не за горами его интенсивное распространение и в Украине.
В условиях нарастающего предложения образовательных услуг сетью провайдеров транснационального образования крайне актуальной становится проблема качества поставляемого ими образования. Следует заметить, что зачастую соответствующие аккредитационные органы стран, где «прописаны» те или иные организации-поставщики, не заботятся о качестве экспортируемого образования, а сами поставщики не проявляют должного ответственного отношения к стандартам качества образовательных услуг. Уже сейчас Европа готовит себя к тому, чтобы выработать критерии легитимизации транснационального образования, коллективными усилиями найти меры по предотвращению открытия в европейских государствах транснациональных «фабрик дипломов». В рамках Совета Европы и CEPES (UNESCO) были организованы две рабочие группы: одна опубликовала рекомендации по международным квалификациям (international access qualification); другая решает вопросы, связанные с транснациональным образованием. Характерной является тенденция к созданию новых систем и процедур контроля качества высшего образования. Она проявляется через многообразие их моделей. В одних случаях организуются единые системы оценивания для всех секторов высшего образования (университетского и неуниверситетского уровней). В других — предпочтение отдается специализированным органам оценивания для каждой предметной области (профессии, образовательной программы).
Но главными их чертами остаются: независимый характер оценивания; непреложность послеаккредитационных последствий при решении вопросов о выделении государственных субсидий (принцип управления и финансирования "по результатам").
Аккредитация — явление новое в европейской образовательной культуре. Впечатляет интенсивность процесса формирования аккредитационных органов в Европе. Только за последние годы структуры оценивания на национальном уровне возникли в 11 странах.
 
 
2 Болонский процесс интеграция в Украине
 
Процессы европейской интеграции охватывают все больше сфер жизни, в том числе и высшее образование. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное и научное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, настойчиво работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования Европы, которую подписали 43 страны (Украина в том числе).
Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, в которых все большее число людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть мобильными на европейском рынке работы.  25 мая 1998 года министры образования Франции, Италии, Великобритании и Германии на конференции, посвященной 800-летию Парижского университета, подписали так называемую Сорбоннскую декларацию "О гармонизации европейской системы высшего образования", задача которой – создание открытого европейского пространства высшего образования, которое может стать более конкурентноспособным на мировом рынке образовательных услуг. Основная идея этих документов – двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS), международное признание бакалавра как уровня высшего образования, которое предоставляет лицу квалификацию и право продолжать обучение по программе магистра согласно положениям Лиссабонского соглашения. Таким образом постепенно создавались условия для интеграционных процессов в сфере высшего образования европейских стран. Украина была и есть активным участником этих процессов.
     19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, главной целью которой провозглашалось создание до 2010 года общеевропейского пространства высшего образования (The European Higher Education Area), в котором преподаватели и студенты смогут беспрепятственно передвигаться, а их квалификации будут признаваться. Эти два документа, которые стали проявлением понимания общих проблем и стремления к построению европейского пространства высшего образования, формально начали Болонский процесс, который охватил сегодня большинство стран Европы.
Следующий этап Болонского процесса начался в Праге 19 мая 2001 года, где представители 33 стран Европы подписали Пражское коммюнике. Саммит подтвердил позиции относительно целей, определенных Болонской декларацией, высоко оценил активное участие в процессе Европейской ассоциации университетов (EUA), национальных студенческих союзов Европы (ESIB) и конструктивную помощь со стороны Европейской комиссии. Страны-участницы высказали свои замечания относительно дальнейшего процесса, принимая во внимание разные цели Болонской декларации.
     Третий этап Болонского процесса стартовал в Берлине 18–19 сентября 2003 года. Принципиально новое решение Берлинского саммита – распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени. Установлено, что в странах-участницах Болонского процесса может быть одна докторская степень – "доктор философии" в соответствующих сферах знаний (естественные науки, социогуманитарные, экономические и др.). Была предложена формула трехступенчатого образования (3-5-8), в соответствии с которой не менее трех лет осуществляется обучение для получения уровня "бакалавр", не менее 5 – "магистр" и не менее 8 – "доктор философии".
     Болонскому процессу предшествовала деятельность Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО, ряда европейских университетов, а также европейской сети информационных центров. Болонский процесс географически не ограничен рамками Европейского Союза, его участниками могут стать страны-члены Европейской культурной конвенции, которые докажут свою готовность придерживаться цели и принципов Болонского процесса в своей системе высшего образования. На сегодня 40 европейских стран, в том числе Россия, подписали Болонскую декларацию. Очевидно, что альтернативы для Украины нет, участие в Болонском процессе – это шанс реализации стратегии евроинтеграции, содействия повышению качества образования, решения проблемы признания украинских дипломов за границей. Основной задачей является внедрение предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов для перехода от одной учебной программы к другой, включая программы последипломного образования, а также реформирования учебных программ и передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Важным моментом внедрения аккумулятивной кредитной системы является возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.п.
Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений студента должно стать основанием для решения еще одной задекларированной в Болонье цели – создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей по территории Европы.
     Обязательным также считается наличие внутренних и внешних государственных и общественных систем контроля качества образования.
     Определяющими критериями образования в рамках Болонского процесса являются: качество подготовки специалистов; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку работы; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентноспособности Европейской системы образования.
     Учебная программа развития высшего образования Украины рассчитана на студентов, которые обучаются по образовательно-квалификационным программам подготовки магистра, аспирантов, а также для слушателей факультетов повышения квалификации и переподготовки. Она может быть использована для проведения научно-методических семинаров с педагогическими работниками высших учебных заведений, а также среди педагогической общественности.
Программа построена согласно требованиям кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях и согласована со структурой содержания учебного курса, рекомендованной Европейской кредитно-трансферной системой (ECTS).
Основные задачи и принципы создания зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса): введение двухциклового обучения; внедрение кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности европейской системы образования.
Дальнейшие действия для достижения целей Болонского процесса: принятие системы понятных и адекватных степеней; принятие системы двухциклового образования (двухступенчатое и последующее обучение); внедрение системы кредитов – системы накопления кредитов (ECTS) или других совместных с нею систем, которые способны обеспечить как дифференционно-различительную, так и функции накопления; содействие мобильности студентов и преподавателей (устранение препятствий свободному передвижению студентов и преподавателей); обеспечение высококачественных стандартов высшего образования; содействие европейскому подходу к высшему образованию (внедрение программ, курсов, модулей с "европейским" содержанием); обучение на протяжении всей жизни; общая работа высших учебных заведений и студентов как компетентных, активных и конструктивных партнеров в учреждении и формировании Зоны европейского высшего образования.
     Приказом Министерства образования и науки Украины от 15.06.2004 г. № 481 Национальная академия ГНС Украины включена в перечень высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, которые участвуют в педагогическом эксперименте по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса. В соответствии с приказами ГНА Украины и Министерства образования и науки Украины, с 1 сентября 2004 года для магистров и аспирантов в учебный процесс введена учебная дисциплина "Высшее образование и Болонский процесс" в объеме 36 часов. Согласно приказу ректора создан и действует координационный совет, в функции которого входит сопровождение и обобщение результатов реализации положений Болонской декларации. Утвержден состав шести рабочих групп по направлениям работы по внедрению положений и требований Болонской декларации.
     Планируется внедрение следующих мероприятий: создание электронных курсов учебных дисциплин и разработка методики их изучения; обеспечение вхождения научно-педагогической элиты вуза в международное научное сотрудничество; организация и проведение языковых курсов для студентов, аспирантов и сотрудников; организация стажировки студентов вуза в подразделениях МИД Украины; отладка с помощью МИД Украины контактов с учебными заведениями Австрии, Германии, Швейцарии, Великобритании (университет г. Ноттингем) и др.
Первый этап эксперимента (2003–2004 гг.) предусматривает разработку учебно-методических материалов, содержания образования, форм организации учебного процесса и т.п., их апробацию в экспериментальных группах, определенных направлениях подготовки, специальностях. С 1 сентября 2004 г. на финансовом факультете проводится педагогический эксперимент по кредитно-модульной системе организации учебного процесса.
     Второй этап (2005–2008 гг.) должен осуществить внесение корректив в экспериментальные материалы и их апробацию на большем массиве участников эксперимента.
Ректором Национальной академии ГНС Украины 30 августа 2004 года утверждено "Временное положение о системе итогового контроля, оценке знаний и определении рейтинга студентов". Система итогового контроля и оценки знаний и определения рейтинга студентов, внедренная вузом как эксперимент в рамках Болонского процесса, не предусматривает обязательных семестровых экзаменов для всех студентов. На протяжении учебного семестра студенты проходят модульный контроль, выполняют индивидуальные задания, рефераты, их знания оцениваются по 100-балльной шкале. Студенты, которые по результатам контрольных мероприятий набрали по конкретным учебным дисциплинам не меньше установленного минимального количества баллов, аттестуются по этим дисциплинам с выставлением им государственной семестровой оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно") в соответствии со шкалой перевода. Студенты, аттестованные с оценкой "неудовлетворительно", обязаны сдавать семестровые экзамены. Семестровые экзамены могут сдавать также студенты, которые желают повысить оценку, полученную по результатам модульного контроля. Оценка знаний на экзаменах осуществляется по 100-балльной шкале с последующим переводом в государственную оценку.
      С целью обеспечения педагогического эксперимента по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса на финансовом факультете созданы рабочие группы организационного и методического сопровождения эксперимента и разработки методических материалов по адаптации учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин; проводятся семинары для научно-педагогических работников.
     Для студентов образовательно-квалификационного уровня "магистр" внедрен учебный курс: "Высшее образование Украины и Болонский процесс". Ход педагогического эксперимента постоянно рассматривается на заседаниях Ученого совета университета, научно-методического совета, ректоратах.
     Продолжается работа, с учетом требований ЕСТS, по разработке учебных планов, программ, зачетно-экзаменационных ведомостей, зачетной книжки, журнала учета индивидуальной работы студента и т.п.
     В 2004–2005 у. г. были проведены: Международная научно-практическая конференция "Единое экономическое пространство: сущность, проблемы и механизмы реализации", ряд кафедральных конференций, круглых столов, диспутов, касающихся интеграции Украины в европейское образовательное пространство.
     12 –13 мая 2005 г. прошли третьи Ирпенские международные педагогические чтения "Проблемы гуманизации обучения и воспитания в высшем учебном заведении", на которых широко освещалась проблема вхождения Украины в Болонский процесс.
Работа, проведенная на финансовом факультете, показывает, что использование модульной формы организации обучения положительно влияет на интенсификацию учебного процесса, систематизацию освоения учебного материала, повышение мотивации и ответственности студентов за результаты обучения, обеспечение стабильного психологического состояния студентов благодаря проведению сквозного контроля и сдаче семестровых экзаменов по личному желанию с целью повышения полученной итоговой оценки, или в случае получения неудовлетворительной оценки – по результатам модульного контроля.
     Вместе с тем промежуточные результаты педагогического эксперимента, проводившегося на финансовом факультете, показали ряд проблем, противоречий, недостатков, над которыми в данное время работает весь научно-педагогический персонал.
Основное внимание обращается на такие вопросы: 1) разработка нового поколения научно-методического обеспечения учебных дисциплин, в т.ч. методическое обеспечение дистанционной формы обучения (модульные программы и модульные технологии преподавания курсов); 2) усовершенствование организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов и курсантов; 3) разработка новых средств контроля знаний (в том числе с помощью ПЭВМ); 4) увеличение времени на консультирование и контроль за выполнением самостоятельных, индивидуальных занятий за счет уменьшения времени аудиторного обучения; 5) повышение уровня знания студентами иностранных языков, учитывая возможность обучения за границей, участия в международных семинарах, конференциях; 6) укрупнение учебных дисциплин
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.