На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития отечественного конституционализма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 

Юридический факультет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 

Студента 4 курса юридического факультета заочной  формы обучения группы
Учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право» 

Тема: «История развития отечественного конституционализма» 
 
 
 

    Руководитель-консультант 
 
 
 

    Защищена «____»_______________ 2011 г.
    Оценка ____________________ 
 
 

    Тверь
    2011 

    Содержание:
                                                                                                    
    Введение                                                                                             3 
    1. Элементы конституционного права  до Октябрьской 
    социалистической  революции                                                          5
    2. Советское конституционное право                                              6
    2.1 Конституция РСФСР 1918 года                                                6
    2.2 Конституция РСФСР 1925 года                                                11
    2.3 Конституция РСФСР 1937 года                                                14
    2.4 Конституция РСФСР 1978 года                                                20
    3. Становление современного конституционного строя               23
    Заключение                                                                                         38
    Список  литературы                                                                           40
 


    Введение 

    Конституция как особый юридический документ возникла на определенном этапе развития государственности.
    В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций – соответственно 1918 года, 1925 года, 1937 года, 1978 года и 1993 года.
    Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает  в целом относительную стабильность Конституций.
    Принятие  каждой из них знаменовалось существенными  изменениями в жизни общества, подводило итог предшествующему  развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории  развития государство, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.
    Изучения  порядка разработки и принятие каждой  их этих конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории  государства и права России.
    Наука конституционного права исследует  особенности каждой  конституции с позиций её роли  как основного источника одноименной отрасли, формирования и развития  в ней  конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.
    В связи с вышеизложенным тему курсовой работы считаю актуальной и интересной.
    Целью написания данной курсовой работы является изучения развития отечественного конституционализма.
    Задачами  написания курсовой работы являются:
    - изучение элементов конституционного  права до Октябрьской социалистической  революции;
    - изучение Советского конституционного права;
    - изучение  Конституции РСФСР 1918 года;
    - изучение  Конституции РСФСР 1925 года;
    - изучение  Конституции РСФСР 1937 года;
    - изучение  Конституции РСФСР 1978 года;
- изучение  вопросов становление современного конституционного строя;
    - изучение  Конституции Российской федерации  1993 года.
 

     1. Элементы конституционного  права до Октябрьской  социалистической  революции  

    Хотя  принятие конституционного права обычно связывают с принятием конституции, во многих странах в том числе  в России, его предпосылки возникали постепенно, на протяжении веков. Начиная со времен Киевской Руси, затем в отдельных княжествах периода феодальной раздробленности, в условиях сословно-представительной монархии грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов регулировались отдельные элементы того рода, которые назначаются теперь конституционно-правовыми. Множество таких актов было принято при абсолютной монархии (особенно Петром 1, Екатериной 1), но самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правовыми установлениями.
    Первые  конституционные идеи и предложения  конституционного характера в правящих кругах России имели феодально-крепостнический  характер и появились в 18 в. («кондиции» для будущей императрицы Анны Иоановны, идеи графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова и др.). Первые проекты конституций относятся к первой четверти 19 в. Их авторами были лидеры восстания декабристов 1825 г. П.И. Пестель, Н.М. Муравьев и др. Они отражали идеи  революционно-дворянского конституционализма. После ликвидации крепостного права начинается длительный процесс перерастания абсолютной монархии в конституционную. В конце 19 в. Александр 2 собирался даже даровать народу конституцию, были подготовлены соответствующие проекты, носившие либерально-монархический характер. Однако в обстановке нарастающего революционного движения, размаха террористических актов и последовавших ответных репрессий эти проекты не были осуществлены.
    В условиях революции 1905 г. император  Николай 2 17 октября 1905 г. издал Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», впервые провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы» (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов). В соответствии с манифестом в 1906 г. были приняты законы о выборах в Государственную думу и о создании Государственного совета, а также Свод Основных государственных законов. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили начало квазиконституционному развитию страны, был создан законовещательный парламент (Государственная дума), стали действовать политические партии. Вместе с тем Основные законы по прежнему устанавливали, что «императору … принадлежит верховная самодержавная власть».
    В ходе Февральской революции 1917 г. монархия была упразднена. Созданное Государственной думой Временное правительство 1 сентября 1917 г. провозгласило Россию республикой. Учредительной собрание должно было принять первую в России конституцию, однако оно было распущено большевиками, поскольку оно отказалось одобрить первые декреты советского коммунистического правительства (Совета народных комиссаров), возглавляемого В.И. Лениным.
 

     2. Советское конституционное право 

    2.1. Конституция РСФСР 1918 года 

    Советское конституционное право начинает складываться, начиная с октября 1917 года, когда 2 Всероссийским съездом был принят Декрет о власти, оформивший государственный переварот.1  
    О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922 г., т.е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, у нее, в отличие от других союзных республик, не было даже своего высшего партийного органа – всем вершил союзный ЦК ВКП (6), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием с конституций 1936 и 1977 гг. были приняты и слепки для РСФСР 1937 и 1978 гг., объявившие Россию суверенным государством и создавшие свою систему органов власти и управления, а также судов. Но практически они были жестко встроены в центральную систему власти унитарного государства. Как исходные принципы, так и последующее развитие советского конституционного права обусловливались учением марксизма-ленинизма, которое рассматривает государство как главное орудие перестройки всех общественных отношений в соответствии с коммунизма. Общий подход большевиков к государству был не просто далёк от распространенной на Западе концепции правового государства, но прямо противоположен. Государству никаким образом не предписывалось охранять права и свободы граждан или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу, даже если речь шла о  представителях «трудящихся классов». На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от  государства, ибо действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворение общих интересов. Эта концепция – плод классовой теории, она закабаляла человека, создавая иллюзию преодоления буржуазного формализма свободы. Фактически право закрепляло государственное руководство обществом, отказ даже от минимальной независимости общественной жизни от государственного вмешательства; контроль огромной бюрократической машины распространялся не только на каждое действие человека, но и на мысли. «Мы ничего «частного» не признаем», — говорил В.И. Ленин. Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов – В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад». Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января  1918 года не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство.1 
    Во  время революций 1917 года, в мае – октябре, был подготовлен проект Конституции Российской Республики. Он являет пример низкой вероятности потенциальной реализуемости конституции в переходные периоды. Установилась Советская власть; в 1918 году была принята Конституция РСФСР, но желательная модель «свободного союза  свободных наций», «свободного общества всех трудящихся России» не удалась.2
    Первая  конституция РСФСР имела следующие  особенности:
    1. По сравнению со всеми последующими  советскими конституциями она,  как первая конституция, не  опиралась на принцип преемственности  конституционного развития, определяла основные устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года.
    Данная  Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно – правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.3
    2. Из всех советских конституций  она была в наибольшей степени  идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалось общедемократическая концепция о народе как носители и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь  интересами рабочего класса в целом. Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции.
    3. Конституция 1918 года отличается  от последующих также значительным  количеством программных положений,  определяя во многих своих  статьях цели, на достижение которых  в будущем направлена Конституция.  Это относится к положениям  о федеративном устройстве России, утвержденном при фактическом  отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.
    4.  К числу отличительных черт  Конституции 1918 года относится выход её норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество.  Так  в статье  3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В статье 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитализма и империализма.1
    5. Следует указать и на такую  особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения  насилия в целях утверждения  принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в статье 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев   общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала её принудительное безвозмездное изъятие.
    6. С точки зрения юридической  техники, относящейся к правовому  оформлению государственно-правовых  институтов, обычно четко выделяемых  в конституциях, Конституция 1918 года  была в значительной своей части несовершенной,  что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции.  Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел  об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.
    Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют её как конституцию  революционного типа, принимаемую в  результате насильственного изменения  общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.1
 

     2.2. Конституция  РСФСР 1925 года  

        Причиной замены Конституции  1918 года Конституцией 1925 года явилось  объединение  РСФСР с другими  независимыми республиками  в  Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1925 года. Конституция СССР устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».2
    Поэтому в постановлении 12 Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».
    Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, отразила статус Российского государства  как субъекта другой, более сложной  федерации. В Конституции нашло  отражение положение о том, что  РСФСР добровольно объединилась с иными республиками в новое государственное образование и по своей воле передала часть своих прав Союзу ССР.  Закреплялись новации в структуре  и компетенции  органов государственной власти и управления. Из текста Конституции РСФСР были исключены положения о социализации земли, о рабочем контроле и др.1 
    Черты преемственности  в этой Конституции  положений Конституции 1918 года значительны. Характерно, что в ряде  случаев  имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так в статье 20, закреплено: «Всероссийский  Съезд Советов составляется на основаниях, установленных   ст. 25 Конституции  (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой 5 Всероссийским  Съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в статье 51.2
    В отличии от Конституции 1918 года Конституция  РСФСР 1925 года не включала в свой текст  «Декларацию прав трудящегося и  эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных  её положений и воспроизводила многие из них.
    Конституция 1925 года в значительной мере сохранила  некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 года.
    Оставляя  открыто классовый, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев  общества, исключила положения о мировой революции  и интересах всего человечества.1
    Конституция 1925 года стала юридически более строгой  и сняла общие политические положения, присущие Конституции 1918 года.
    То  новое, что характеризует Конституция 1925 года, заключается в следующем:
    1. В ней отражен факт вхождения  РСФСР в Союз ССР. Он зафиксирован  в статье 3, записавшей, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на 10 Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входят в состав Союза ССР, передает союзу полномочия, отнесенные  в соответствии со статьей 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР. 
    В статье 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции  Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу  постановления верховных органов СССР. За этим  исключением никакие органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать  законодательные акты общегосударственного значения  на территории РСФСР. Этим косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в её Конституции не содержалось. Не было также закреплено в этой Конституции сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924 года имелась).
    Компетенция РСФСР как государства, входящего  в состав Союза, в отличие от последующих конституций  не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.2      
    2. В связи с появлением субъекта  РСФСР в её Конституции уже  появились положения, определяющие  их статус и полномочия федерации  в отношении них.
    В структуре Конституции была введена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) АССР и Положений об автономных областях.
    К ведению Всероссийского Съезда Советов  было отнесено окончательное утверждение  Конституций АССР. К совместному  ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, и автономных областей, утверждение Конституций  АССР, разрешение споров  между АССР и другими частями федерации, отмена постановление Съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.
    Последующие конституционное развитие РСФСР  также напрямую связывалось с  принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии  все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.
    Поэтому основные черты и особенности последующих советских конституций РСФСР являлись в полной мере производным от соответствующих характеристик конституций СССР.
    2.3. Конституция РСФСР 1937 года 

    Сталинский  режим личной власти сложился в ленинских  государственно-правовых формах, установленных Конституциями 1918 г. (РСФСР) и 1924 г. (СССР). Но И.В. Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936 г., действительно очень демократическая для своего времени.
    В этой Конституции авторы показали знание принципа разделения властей, основанного на известной независимости парламента, правительства и суда друг от друга.
    Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории Советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах. Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин как был, так и остался фактически бесправным.
    В марте 1936 г., незадолго до принятия «своей» Конституции, И.В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: «Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его для действительной личной свободы, свободы без кавычек… Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода»'.
    В соответствии с таким подходом первое место среди зафиксированных конституцией прав занимали социально-экономические права: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Это были не столько индивидуальные права, сколько направления государственной социальной политики. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие какие-либо частные системы (страхования, школ, бирж труда, санаториев и т.д.).
    В Конституции были записаны политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и  демонстраций, на объединение, избирательные права). Гарантии, как и в первой Конституции, свелись к типографиям, запасам бумаги, общественным зданиям, улицам, средствам связи и другим материальным условиям, которые в действительности ничего не могли гарантировать, а только усиливали зависимость человека от государства.1
    Лицемерием  и цинизмом были пронизаны положения  Конституции, связанные со свободой совести. В основном они воспроизводили Декрет от 23 января 1918 г. и положения Конституции 1918 г., которые ввели свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды. В 1929 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое ввело драконовский государственный контроль за церковью. Но сталинская Конституция пошла еще дальше. Она сохранила свободу антирелигиозной пропаганды, исключив свободу религиозной пропаганды, сведя свободу совести к свободе отправления религиозных культов. И. В. Сталин, обосновывая эти изменения, даже сформулировал «право бороться против всякой религии». При Совете Министров СССР был создан Совет по делам Православной церкви, без разрешения которого церковь не могла ступить ни шагу; она также была поставлена под контроль органов государственной безопасности. Продолжалось уничтожение и закрытие храмов и монастырей, о церковном образовании и издательской деятельности не могло быть и речи.
             Конституция закрепила неприкосновенность  личности, жилища и тайны переписки,  как бы гарантировав людей  от незаконных арестов, обысков,  выемок, осмотров личной корреспонденции  и иных мер, ограничивающих  личную свободу. Эта была абсолютно  формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовало. Было объявлено, что по мере успехов в социалистическом строительстве классовая борьба обостряется, что ведет к ужесточению диктатуры пролетариата, а значит – к произволу и беззаконию.1
    По  иронии судьбы или в силу цинизма  И. В. Сталина конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства». Многие были расстреляны или погибли на каторге.
    Но  репрессии 30-х гг. – это не только акт политической борьбы конъюнктурного характера. Гораздо важнее другое – их возведение в принцип функционирования самой системы. В сущности, такой принцип был заложен еще В.И. Лениным, но И.В. Сталин довел его до своеобразного совершенства, сделав постоянным политическим и правовым фактором. Он выдвинул концепцию «врагов народа», которая составила «моральный», политический и юридический фундамент массовых репрессий. Реализация этой концепции должна была привести к физическому истреблению инакомыслящих и в то же время создать психологическую атмосферу страха в стране, чтобы сделать народ абсолютно послушным.
    Подавление  личной свободы граждан строилось  на законах, т.е. носило организованный характер. Вот некоторые примеры  и формы этой политики:
    - уничтожение и выселение миллионов крестьян в ходе коллективизации под видом «борьбы с кулачеством»;
    - включение в Уголовный кодекс РСФСР (и соответственно в кодексы других республик) ст. 58', 5810, 5814, 59, которые под видом борьбы с «контрреволюционной агитацией и пропагандой» и «преступными сообществами» ликвидировали свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций;
    - всеобщая паспортизация населения с изъятием из нее жителей села, что исключало возможность для крестьян свободно менять место жительства и устанавливало милицейский контроль за каждым городским жителем;
    - введение прописки в крупных городах, которая лишила людей возможности по собственному выбору определять свое место жительства;
    - запрещение браков с иностранными гражданами и свободного выезда из страны;
    - принудительное переселение целых народов (крымских татар, чеченцев и ингушей и др.), якобы скомпрометировавших себя «тотальным коллаборационизмом» с оккупантами в годы войны;
    - принудительная депортация населения из прибалтийских республик под видом борьбы с «контрреволюционными элементами» и др.
    Сталинизм обусловил появление в Конституции раздела об основах общественного строя – экономической и политической основы социализма. Это был способ юридического навязывания определенной идеологии и ее правовых институтов. «Основы» ничего не добавляли к правам и свободам граждан, они не только не способствовали развитию личной инициативы человека, но откровенно губили ее. В сущности, дело сводилось к закреплению господства в экономике государственной собственности и планового ведения хозяйства, а также к исключению политического плюрализма. Государственное право приобрело характер некоего внешнего демократического фасада, но по существу оставалось только прикрытием грубой диктатуры. Таким же формальным являлся новый советский федерализм, легший в основу государственного устройства СССР после его образования в 1922 г. Россия продолжала оставаться федеративным государством, но мало кого заботил странный характер этой «федерации». В ней не было равноправных субъектов, а были образованы, наряду с обычным административно-территориальным делением, отдельные автономные республики и автономные области, создавшие видимость национальной государственности. Единое государство было искусственно расчленено в угоду идеологическому лозунгу большевиков о праве наций на самоопределение. На самом деле ни одна из наций этого не требовала, и все нации после «самоопределения» в равной мере страдали от гнета большевизма. Модификации государственного права в годы правления Н.С. Хрущева и Л. И. Брежнева не затронули его сути. Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет человека, его права и свободы. В стране действовали «правовые» механизмы, которые начисто перечеркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессии, вплоть до массовых расстрелов (1962 г. в Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием. Представительная система пребывала в состоянии застоя и формализма. Известное обновление государственно-правовых институтов начавшееся после XX съезда КПСС (1956 г.), отражало политику верхов, которые стремились отбросить наиболее одиозные стороны сталинизма, но сохранить тоталитаризм. Были сделаны попытки как то оживить представительную систему, ослабить ограничения гражданских свобод, дать импульс укреплению правосудия. Но над всеми процессами довлел зловещий контроль партаппарата, явно не желавшего расставаться с властью. Поэтому слабые попытки реформ уходили «в песок», подлинный конституционный строй так и не сложился.1
    Брежневская бюрократия беспрестанно маневрировала, пытаясь сдержать требования демократических  перемен. В ее действиях, однако, проглядывала очевидная двойственность. С одной стороны, разворачивались судебные процессы против инакомыслящих, сотни диссидентов были лишены свободы и отправлены в лагеря или в психбольницы, многие – высланы из страны. Произошло восстановление в былой силе и даже расширение аппарата КГБ, колоссально разрослась пропагандистская машина для идеологического оболванивания масс.
    С другой стороны, проводилась политика уступок освободительным настроениям внутри страны и давлению общественного мнения Запада. Правящие круги решились на ратификацию принятых ООН в 1966 г. Пактов о правах человека, но не допустили их широкого резонанса в средствах массовой информации. В 1975 г. после долгих, но безуспешных попыток найти удобные для себя формулировки Л. И. Брежнев подписал Хельсинкский документ с его «третьей корзиной», в котором провозглашалась незыблемость общепризнанных демократических прав и свобод человека. И хотя этот документ так и не обрел реальной силы в стране, демократическая общественность почувствовала международную поддержку.1
 

     2.4. Конституция РСФСР 1978 года 

    Последующее развитие конституционной системы  бывшего СССР осуществлялось  в  связи с принятием новой Конституции  СССР в 1977 году.2
    На  её основе  в РСФСР, как и в других союзных республиках, была принята Конституция 1978 года.
    На  протяжении своего 15-ти летнего срока  действия  она претерпевала значительные  изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой  своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики  в составе СССР, а затем как и независимого государства после распада Союза.  
    В связи с этим данная Конституция  на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была наиболее нестабильной, часто изменяемой, причем самым радикальным образом.
    Поэтому её характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам её действия.
    Первые 10 лет (до начал периода, получившего  название «перестройка») всю новую  конституционную систему  СССР, в  том числе и Конституцию РСФСР 1978 года, характеризовали следующие черты:1
    1. Принятие всех этих конституций  должно было отразить новый  этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество – этап «развитого социализма», означавшего превращение советского  государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций.
    В связи с этим в конституциях как  СССР, так и республик было впервые  введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
    Несмотря  на утверждение об общенародном характере государства, конституция  не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.  Это подчеркивалось и тем, что  в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.
    2. Классовый характер конституций  подчеркивался и тем, что они  еще более откровенно и прямо  отражали роль коммунистической  партии, определи её в статье 6 в качестве «руководящей и  направляющей силы советского  общества, ядра его политической  системы, государственных и общественных организаций».  
    Знаменательно, что появилась отдельная статья о партии, причем включенная  в  первую главу Конституции СССР.
    Это означало дальнейшее конституционное  утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
    3. Сохранилась в конституциях и  классовая ориентированность демократии, которая именовалась  «социалистической  демократией».
    Однако  рамки были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип  равенства граждан перед  законом  независимо  от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
    Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые  права, как право на жилище, охрану здоровья и т.д.
    Впервые закреплялось положение о том, что  наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
    4. Конституция Российской Федерации  1978 года впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ РСФСР.
    5. Конституция РСФСР, вслед за  Конституцией СССР весьма значительно  изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года в ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала в значительной мере более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку.
    Все это свидетельствует о значительном расширении предмета конституционной  регламентации, более совершенном  уровне  формирования государственно-правовых институтов.
    6. Конституция 1978 года впервые включила  прямую норму о суверенитете  РСФСР. 1      
    Социализм без свободы доживал свои последние  годы. Его лидеры, однако, не поняли убийственного для них синтеза  внутренних и внешних факторов, властно толкавших страну к изменению государственного строя. Общественное мнение в этот период еще не обрело силы, чтобы заставить власти дать народу права и свободы, но добилось многого, и прежде всего дискредитации сталинского тезиса о мнимой свободе при социализме и несвободе при капитализме, который стал восприниматься наоборот, овладевая массами. Это был главный сдвиг, подготовивший перестройку. Исчерпав все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане "загнивающего" капитализма.1
    Последующие процессы реформирования Конституции, начавшиеся в 1989 году, шли по линии  постепенного изменения прежде всего  её сущностных характеристик.
 

     3. Становление современного конституционного строя 

    С конца 80-х годов в СССР начался  процесс реформ («перестройка»), связанный  с именем генерального секретаря  ЦК КПСС М.С. Горбачева. Значительную роль играла в этом процессе и группа российских демократов, первоначально сплотившаяся вокруг Б.Н. Ельцина. В конституции. РСФСР 1978 г. в 1988 и 1990 гг. были внесены поправки, но месте с тем многие существенные изменения в обществе проводились без изменения Конституции законами и иными актами, в редких случаях – явочным порядком. В 1991 г. начались разгосударствление и приватизация предприятий. Было разрешено создание других партий кроме КПСС. Началось формирование Федерации. Был принят закон «О порядке выхода союзных республик из состава СССР» (1990 г.), подготовлены несколько проектов нового союзного договора. Эти проекты расширяли права союзных республик, повышали их самостоятельность.
    В соответствии с поправками к Конститиуции 1977 г. в 1989 г. был созван Съезд народных депутатов СССР. В выборах 1989 г. впервые участвовалт альтернативные кандидаты. Был образован постоянно действующий законодательный орган – Верховный Совет, избираемый съездом народных депутатов, утвержден пост Президента СССР, создан специальный орган частичного конституционного контроля – Комитет конституционного надзора.
    Процессам демократизации яростно сопротивлялась прежняя партийно-государственная  номенклатура. В августе 1991 г. со стороны правых сил была сделана попытка изменить направление развития страны. В Крыму был блокирован Президент СССР М.С. Горбачев; его пытались отстранить от власти, создав в Москве чрезвычайный орган – Государственный комитет чрезвычайного положения (ГКЧП).
    Перестройка послужила началом краха тоталитаризма, дала стимул прогрессивному развитию общества, но в то же время породила немело негативных явлений. Она привела  к катастрофическому упадку экономики, взвинчиванию государственных цен, которые вскоре «опустили». Стали разрушаться государственный аппарат, армия, начал бурно развиваться сепаратизм. Руководители многих союзных и автономных республик полагали, что, выйдя из состава СССР, сумеют лучше справиться с трудностями, кое-где процветал национализм. Начался «парад суверенитетов». Во многих союзных республиках (в 1989 г. и в России) были приняты декларации о государственном суверенитете, в которых провозглашалось верховенство законом союзных республик на их территории.
    Все это послужило предпосылками к распаду единого союзного государства. Этот процесс не остановил и проведенный в марте 1991 г. референдум, на котором за сохранение СССР высказались 71,34 % проголосовавших.
    В 1991 г. Латвия, Эстония и Литва заявили  о восстановлении своей государственности и выходе из СССР. 24 августа 1991 г. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин своим указом от имени России признал их независимость. Президент СССР М.С. Горбачев 6 сентября 1991 г. подписал постановление Государственного совета о выходе из СССР прибалтийских республик.
    В начале декабря 1991 г. лидеры Белоруссии, РСФСР и Украины выступили  с заявлением о выходе из состава  СССР и об образовании нового объединения  – Содружества Независимых Государств (СНГ). Затем о выходе из СССР и  о присоединении к СНГ заявили остальные республики на совещании в Алма-Ате. Президент СССР М.С. Горбачев ушел в отставку. 25.12.1991 г. в Кремле был спущен Государственный флаг СССР. С этого времени Россия стала юридически самостоятельным государством.
    Еще будучи в составе СССР, Россия укрепляла свою самостоятельность и осуществляла реформы конституционного значения.
    В 1991 г. был создан Конституционный  Суд РФ.
    Решительные меры были приняты для изменения  политической системы. В 1991 г. были приняты  указы Президента РСФСР, направленные на подрыв доминирующей роли КПСС.
    В 1989 – 1992 гг. была осуществлена реформа  российского федерализма. Прежние  автономные республики провозгласили  себя государствами – республиками в составе СССР (РСФСР).в этих условиях прежние территориально-административные единицы получили статус субъектов, по существу, новой Российской Федерации. В 1992 г. был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
    Указанные выше изменения получили отражение  в поправках в Конституции 1978 г. они изменили социальное и политическое содержание Конституции, поэтому был  поставлен вопрос о подготовке новой  Конституции независимой России.
      В мае 1993 г. был обнародован проект Конституции, одобренный Верховным Советом РФ. Началась подготовка с 10 Съезду народных депутатов, которому предстояло принять Конституцию.
    Опубликованный  проект существенно ослаблял полномочия Президента РФ, ставил его под контроль Верховного Совета. Президент РФ внес на Совещание свой проект Конституции (президентский проект) и призвал на базе этого проекта и проекта Верховного совета создать компромиссный вариант.
    21 сентября 1993 г. Президент РФ подписал  указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостанавливал действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращал деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, приостанавливал полномочия Конституционного суда. Одновременно были введены в действие положения о новых органах государственной власти в переходный период – Государственной Думе, Совете Федераций и др., положения о выборах депутатов Думы и Совета Федерации, о создании Центральной избирательной комиссии и др. в ответ Президиум Верховного Совета объявил о прекращении полномочий Президента Б.Н. Ельцина и передаче их вице-президенту А.В. Руцкому. Верховный совет оценил действия Президента как государственный переворот. Верховный совет отстранил от должности руководителей «силовых» министерств, и на их место без согласия Президента были назначены новые лица. Со своей стороны Президент отстранил Руцкого от должности. Конституционная законность была нарушена, таким образом, с двух сторон, и каждая из них оценивала действия другой стороны как мятеж.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.