На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Место и роль философии здорового образа жизни в системе ценностей человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ижевский государственный технический университет
 
 
 
Кафедра «Философия»
РЕФЕРАТ
по социальной философии 09.00.11
 
Место и роль философии здорового образа жизни в системе ценностей человека
 
 
 
 
 
 
Выполнил              Черненкова А.В.
 
 
 
 
 
Ижевск, 2011
Актуальность исследования. Одной из важнейших проблем Российской Федерации в настоящее время является формирование здорового образа жизни населения. Необходимость её скорейшего разрешения обусловлена, прежде всего, тем, что в условиях социально-экономических преобразований обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем населения[1].
Содержание состояния здоровья составляет физическое и психическое здоровье, отождествляемое с нормой, представляющей некоторый оптимальный уровень функционирования организма, включающий не только биологическую, но социальную составляющую. Отношение к здоровью является сложной системой индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей социальной действительности, способствующими, или наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического состояния.
С философских позиций, здоровый образ жизни можно обозначить, как философскую категорию социального бытия, дающую представление об образе жизни, основанном на принципах нравственности, рационально организованном, активном, трудовом, закаливающим и, в то же время, защищающем от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющим сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Интерес философской мысли к проблеме заключается в осмыслении внутреннего социального содержания человека, который представляет собой индивидуальный потенциальный социум. А общество, таким образом, есть не что иное, как внешнее проявление и диалектическое взаимодействие между собой таких потенциальных  социальных миров.
Актуализация проблематики здорового образа жизни связана с многочисленными аспектами. Усложнение социальной жизни, изменение ее ритма, провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья современного человека, приводят к изменению характера заболеваний. Различные социальные девиации и острые социальные проблемы современного общества негативно сказываются на здоровье населения.
В данном контексте особую социальную значимость приобретают вопросы, связанные с устранением негативных тенденций в современном обществе, формированием ценностных ориентаций и жизненных стилей, ориентированных на здоровый образ жизни.
Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здорового образа жизни в системе ценностей современного человека, анализа его ценностных ориентаций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные идеи социальной философии, социологии, аксиологии, философской антропологии (Э. Дюркгейм, П. Бурдьё М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ф.Знанецкий, Т. Лукман, Р. Мертон, Т. Парсонс, К. Поппер, Г. Риккет, П.А. Сорокин, А. Тоффлер, М. Шелер). Значительный интерес в контексте диссертационной работы представляет исследование места и роли здорового образа жизни в системе ценностей современного человека в рамках феноменологического (К. Ясперс, JI. Бинсвангер, Р. Лэнг), дискурсивного (М. Фуко), аксиологического (А. Кемпински, А. Маслоу, Платон) подходов.
Дискурсивная методология позволяет исследовать любое представление о здоровье как продукте определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования социальной реальности. Наиболее распространенными эталонами здоровья, сформировавшимися в системе философских, медицинских, биологических и психологических знаний от античности до наших дней, признаются: античный эталон – здоровье как внутренняя согласованность и гармония; адаптационный эталон – здоровье как приспособленность к окружающей биосоциальной среде; антропоцентрический эталон – здоровье как всесторонняя самореализация или раскрытие духовного и творческого потенциала личности.
Аксиологический подход рассматривает здоровье как универсальную человеческую ценность и соотносится с основными ценностными ориентациями личности. Доминирование тех или иных ценностей, их переоценка и кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него.
Феноменологический подход рассматривает здоровье и болезнь как специфические способы индивидуального бытия в мире, несводимого к каким-либо схемам и объяснительным моделям. Эти феномены всегда включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте.
На протяжении всей истории человечества здоровье и здоровый образ жизни являлись объектом исследования различных отраслей знания: медицины, философии, антропологии, социологии.
Впервые представления о здоровом образе жизни начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви[2]. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.
В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность[3]. Склонность к таким настроениям, - считали они, - нарушает и парализует энергию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь.
В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека.
Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам.
В античном сознании здоровье соотносится с устойчивыми понятийными конструктами — «гармония», «красота», «соразмерность» и по аналогии с ними мыслится как определенное («правильное») соотношение (Платон, Гиппократ)[4].
Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий[5]. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.
В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания.
В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: “познай самого себя”, “заботься о самом себе”. Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье здесь рассматривается как “необходимая ступень совершенства и высшая ценность”[6]. Положения восточной медицины базируются на отношении к человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между врачом и пациентом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, потому что никто, кроме самого человека не может изменить его образ жизни, привычки, отношение к жизни и болезни. Такой подход основан на том, что многие болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами серьезных эмоциональных и социальных проблем. Но в любом случае человек выступает активным участником сохранения и приобретения здоровья. Поэтому в основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему здоровья нельзя решить только совершенными техническими средствами диагностики и лечения. К ней следует подходить с учетом индивидуального отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа жизни[7]. Этот аспект во многом утрачен в современной медицине, рассматривающей болезнь как нарушение благополучия телесного состояния человека, наличие специфических, локальных отклонений в органах и тканях, а пациента - как пассивное лицо, получающее определенные предписания, в выработке которых он не принимал участия.
Врачами-философами Античности был выдвинут значимый для современности тезис о том, что в здоровом организме жидкая среда и движение атомов должны находиться в гармонии, истоки которой следует искать в психологическом благополучии индивида и справедливом устройстве общества, в окружающей среде.
В Средние века, где господствовало божественное понимание мира, состояние здоровья связывали с усвоением философских и теологических знаний, с мобилизацией духовной энергии человека посредством молитв, обращенных к Богу. Жизнь рассматривали как испытание, данное свыше, целью которого является сохранение души, воздержание, покаяние, благоразумие, сохранение духовной чистоты. Раскаяние в грехах расценивали как главную профилактическую и оздоровительную процедуру. Наибольшую ценность в Средние века представляло не само здоровье, а душа и духовная жизнь человека.
В Новое время доминанта в мировоззрении сместилась в сторону просвещения. Степень мотивации людей к сохранению и укреплению здоровья детерминирована, зависит от культурно-исторического типа цивилизации, менталитета народа, от природного и социального окружения индивида.
В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.
Современные авторы полагают, что образ жизни - биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”[8]. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. Большинство западных исследователей определяют образ жизни как “широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу”[9].
Развитие науки в 20 веке спровоцировало существенные изменения в сознании человека, это отразилось и на отношении человека к своему здоровью. Впервые  обоснованы  и  измерены  связи  между  процессами  социальной  дифференциации  населения  и динамикой  показателей  здоровья.  Общество  обратило  пристальное  внимание  на  здоровье  здоровых людей, а не больных; появились науки санология, валеология. Степень мотивации к сохранению и укреплению  здоровья  зависит от культурно-исторического типа цивилизации, менталитета народа, от природного и социального окружения индивида.
Появляется понятие валеологической культуры. Валеологическая культура – социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности[10].
Валеологическая культура формируется в результате осознания человеком авторства своего бытия, ответственного отношения к здоровью и образу жизни, зависит от ролевого поведения человека в обществе и переживания пограничных состояний.
Образ жизни – диалектическое единство субъективных и объективных факторов, определенное отношение и способ использования субъектом объективных условий жизни, это повседневная практическая данность, как непосредственная жизнедеятельность людей в различных сферах социальной действительности[11].
На разных этапах истории человечества, понятие здорового образа жизни не было постоянным: изменения самого образа жизни общества на определенном этапе развития провоцировало эволюцию понятия здорового образа жизни. Исторический процесс включает в себя трансформацию идеологических основ общества и способа производства – двух основных элементов, формирующих образ жизни на определенном этапе развития общества.
Целью исследование является определение концепции здорового образа жизни, его места и роли в системе ценностей человека на современном этапе развития общества, с учетом анализа процесса эволюции этого понятия.
Объектом исследования является философия здорового образа жизни, как составляющая системы ценностей человека.
Предметом исследования - анализ социально-философских проблем формирования здорового образа жизни человека в разрезе его ценностных ориентаций.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач исследования:
- социально-философский анализ понятия здорового образа жизни;
- анализ исторической трансформации понятия здорового образа жизни;
- исследование специфики ценностных ориентаций человека в современных условиях;
- анализ системы ценностей человека и принципов ее формирования;
- определение степени влияния объективных и субъективных факторов на образ жизни человека;
 
- выработка принципов формирующих систему ценностей человека, ориентированную на здоровый образ жизни.
Библиографический обзор.
Проблема здорового образа жизни рассматривается с различных аспектов.               Анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет разделить ее на несколько групп.
В особую группу следует выделить работы А.А. Гусейнова, Ю.П. Лисицына, Г.И. Царегородцева, Г.X. Шингарова, А.М. Изуткина, И.С. Ларионовой, И.Н. Ступакова, И.В. Самородской, Г. М. Соловьева, Н. И. Соловьевой [12], в которых исследуется влияние социальных, экономических, ценностных, экологических условий на здоровье человека, на формирование здорового образа жизни.
В частности, в монографии Ю.П. Лисицина  «Здравоохранение в 20 веке»[13] отражены периоды становления и проблемы здравоохранения в нашей стране и в ряде зарубежных стран в XIX и XX веках. Представлены системы и формы здравоохранения в мире (преимущественно государственная, страховая, частная). Дана характеристика общих теорий и направлений здравоохранения, эволюции состояния здоровья. Особое внимание уделено особенностям развития здравоохранения в нашей стране.
              В пособии Г. М. Соловьева, Н. И. Соловьевой «Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы)»[14] рассматриваются теоретические, философские, психофизические и социально-психологические аспекты культуры здорового образа жизни; раскрываются компоненты психического здоровья,  естественные и природные факторы в структуре здорового образа жизни.
Во вторую группу входят работы Н.М.Амосова, К.С. Хруцкого, И.Н. Смирнова, Н.К. Смирнова, А.Е. Чекалова, В.Е. Давидовича[15], в которых представлен социально-философский анализ проблемы здоровья человека и валеологии как науки.
В частности, монография Амосова Н.М. «Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. Человек и общество» [16] представляет собой консолидацию работ в теории мышления, психологии, социологии и философии. Особенностью работы автора является использование количественных моделей организма, разума, личности и общества с применением разработанного им метода эвристического моделирования.
В отдельную группу необходимо отнести труды, в которых известные ученые И.И. Брехман, В.П. Казнач
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.