Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Социальный процесс

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОЦИАЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ
    Социальные  изменения в обществе протекают  в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных  социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое  открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые  не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряженность  часто может быть бессознательным  благодаря наличию у людей  мотивов и ориентаций.
    Совокупность  однонаправленных и повторяющихся  социальных действий, которые можно  выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют  в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных 
Из всего  многообразия социальных процессов  можно выделить некоторые общие  черты, совокупность которых позволила  социологам Р. Парку и Э. Берджесу (192, с. 89) создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи. Социальный процесс( лат. прохождение, изменение)- последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы.
Классификация социальных процессов
Пётр Штомпка предлагает классификацию социальных процессов по шести критериям:
    Формы социальных процессов
    Результаты социальных процессов
    Осведомленность населения о социальных процессах
    Движущие силы социальных процессов
    Уровни социальных процессов
    Временной аспект социальных процессов
По форме различают направленные и ненаправленные социальные процессы.
Направленные —  необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней. Направленные делятся на однонаправленные, разнонаправленные и ступенчатые.
Ненаправленные —  изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды. Различают четыре вида ненаправленных социальных процессов — неупорядоченные, цикличные, спиральные, стагнация.
По результатам выделяют два типа социальных изменений — морфогенетические и трансмутационные .
Морфогенетические —  это созидательные процессы, ведущие  к фундаментальным новшествам, то есть возникновению новых состояний  общества, социальных структур и условий  существования социума.
Трансмутационные изменения делятся на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения — адаптивные, уравновешивающие, поддерживающие, носящие характер количественных изменений. Трансформационные — некоторые репродуктивные процессы, приводящие к качественным изменениям состояния общества.
По осведомленности населения. Американский социолог Роберт Мертон предлагает различать три вида социальных процессов в зависимости от осознания населением их конечных результатов — явные, скрытые и "процессы-бумеранги".
Явные — изменения, смысл которых и их последствия  осознаются населением.
Скрытые — изменения, смысл которых не осознается.
"Процессы-бумеранги"  — социальные процессы, смысл  которых населением осознается,однако их последствия для большинства населения не ясны.
В зависимости от того, где находятся движущие силы, провоцирующие изменение состояние социального объекта различают эндогенные и экзогенные.
Эндогенные (движимые внутренними причинами) раскрывают потенциальные возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющегося социума.
Экзогенные (движимые внешними причинами) является реактивными, отвечают на вызов, стимул или давление извне.
Уровни социальных процессов соответствуют уровням социальных изменений, которых насчитывается четыре:
    глобальный уровень
    уровень больших социальных групп
    уровень институтов и организаций
    уровень межличностных отношений
В зависимости от времени разворачивания и протекания социальных процессов, различают кратковременные, долговременные и постоянные процессы.
Кратковременные процессы — социальные изменения, время протекания которых меньше времени существования  социального объекта.
Долговременные процессы — социальные изменения, происходящие на протяжении всего времени существования  объекта.
Постоянные процессы — глобальные социальные процессы, протекание которых не связано с  существованием какого-либо одного социального  объекта.  

  Сущность  и типы политических процессов
  1.1. Понятие политического  процесса.
  Характеристика  политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов  по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим  масштабам политический процесс  совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют  его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.
  Все эти  подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.
  В силу такой  интерпретации политического процесса его центральной характеристикой  выступает изменение, которое означает любые модификации структуры  и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений   Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.
  В науке  сложилось множество представлений  об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер — с деятельностью харизматического лидера, Парсонс — с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.
  Конфликт  — один из возможных вариантов  взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
  1.2. Структура и акторы политического процесса.
  Некоторые исследователи полагают, что политический процесс — стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее  от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами.
  Таким образом, политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента.
  Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса.
  Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.
  Политический  институт — воспроизводимая с  течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере  политической жизни.
  Основным  властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические акторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства — гражданского общества.
  Менее масштабными  акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей.
  Индивиды  и группы могут участвовать в  политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.
  Люди отличаются различной степенью активности в  политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей  части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.
  Для достижения групповых целей индивиды могут  создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.
  При анализе  политического процесса следует  учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и акторов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между акторами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и акторов, чаще всего характер взаимодействия между акторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.
  Можно выделить две группы факторов политического  процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.
  Важным  параметром политического процесса является его членение на этапы. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к определенным типам политических процессов.
  Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем зарубежной политической науки. Среди исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов. Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы:
  - постановка  проблемы (сбор необходимой информации  о существующих проблемах, общественных  запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем);
  - формулирование  альтернативных решений;
  - сравнительный  анализ и выбор наиболее эффективного  решения;
  - формулирование  государственного решения и его  легитимация (путем принятия законов, голосования и проч.);
  - реализация  принятых решений;
  - контроль за реализацией и осуществление «обратной связи».
  Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науки попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. «Классическим набором» фаз является выделение основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом:
  1. Артикуляция  индивидуальных и групповых интересов.
  2. Агрегирование  этих интересов (их объединение  в единой позиции).
  3. Выработка  политического курса.
  4. Реализация  принятых решений.
  5. Контроль за исполнением этих решений.
  Необходимо  отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического  процесса и не может рассматриваться  как универсальная.
  1.4. Особенности политических  процессов
  Совпадая  по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс  распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры. Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.
  Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.
  С этой точки зрения политический процесс  представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других его черт и характеристик (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.
  В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.
  Отражая реальные, практически сложившиеся  изменения в политических явлениях, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.
Существует  несколько основных подходов к определению  понятий
«политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается
в том, что  его сторонники считают тождественными такие понятия, как
политические  и экономические сферы в целом  и политический и экономический
процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную
изменчивость  различных черт и характеристик  политических и экономических
явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее
определение политическому и экономическому процессу:
     Политический     и   экономический   процесс   –    это   совокупность   всех
динамических  изменений в поведении отношений  субъектов, в исполнении ими
своих социальных ролей, функционировании политических и экономических
институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних
факторов.
     Термин     «процесс»   призван   здесь   раскрыть     динамику.   Эволюцию
политических  и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как
во времени, так и в пространстве.
     Для интерпретации понятия экономического           и политического процесса
используется  термин «изменение», который означает любые модификации
политической  и экономической структуры, их функций, институтов и форм,
темпов  эволюции и любых других параметров политических и экономических
явлений. 
 

                                                                        
     Изменения могут рассматриваться  в двух основных качествах:  первые – не
затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических
и   политических       систем,    вторые   –    соответственно    затрагивают   такие
характеристики.
     В качестве источников политических  и экономических изменений различные
авторы  выделяют следующие причины:
     1 группа авторов считает, что  основные причины политических  изменений
лежат в  экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам
характер  и темпы эволюции политической системы;
     2 группа авторов в качестве  источников политических процессов  называет
циркуляцию  элит;
     3   группа    –     связывает   политические     изменения    с   деятельностью
харизматических лидеров. Однако в последнее время  на 1 план выдвигается
концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и
экономических изменений конфликт, под которым  они понимают один из
вариантов взаимодействия политических и экономических  субъектов между собой
по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи
воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия,
который также стремится достичь тех же целей.
     В результате этого происходят  изменения в поведении взаимодействующих
между собой  субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается
определенная      динамика       происходящим     в   обществе     политическим     и
экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается  не в качестве
«разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает
динамику  политических и экономических систем.
     С последней точки зрения политические  и экономические процессы будут
представлять   собой      совокупность     конфликтных      взаимодействий      между
различными  субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что
эти взаимодействия будут приводить к существенному  ущербу для положения,
статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода
считают, что подавляющее большинство  такого рода конфликтов способствует 

                                                                                  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.