На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешняя экономическая политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Филиал  КубГУ в ст. Ленинградской 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
на тему:
«Внешняя  экономическая политика государства»  
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнил                                            Чуян. М.С. 

Факультет                                           Управления и психологии, ОФО 

Специальность                                   ГМУ, 3 курс
 
Научный руководитель                     доцент, КТН Фирсов Г.Г. 
 
 
 
 
 
 

2010 г.
Содержание: 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………....3 

1.Внешнеэкономическая  политика государства…………………………...4 

1.1Сущность  и задачи внешнеэкономической  политики государства…….....4
1.2Типы внешнеэкономической политики…………………………………......6 

2.Регулирование  внешнеэкономической  деятельности……………….....13 

2.1Основные  инструменты регулирования внешнеэкономической  деятельности…………………………………………………………………….13
2.2Средства  внешней экономической политики……………………………...19
2.3Цели  и функции осуществления внешней  экономической политики……21 

3.Сущность  и формы международного  кредита…………………………...24 

3.1Формы  международного кредита…………………………………………..24 

Заключение……………………………………………………………………...28 

Список  литературы……………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Данная  курсовая работа посвящена изучению внешней экономической политике государства.
       За  время перехода к рыночным преобразованиям  вся система организации и  осуществления внешнеэкономической  деятельности России претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией  государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением  всем хозяйствующим субъектам возможности  свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности, был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы.
       При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности  права заниматься внешнеэкономической деятельностью, Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования.
       Я считаю, что главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.
       Целью курсовой работы является изучение внешней  экономической политики государства (в данной курсовой я буду рассматривать  Россию).
       В данной курсовой работе мною будет  по возможности полно рассмотрена  внешняя экономическая политика государства. 
 
 
 

      Внешнеэкономическая политика государства
      Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства.
        
       Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую  деятельность, а именно - куплю-продажу  товаров и услуг, а также международное  перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
       Сущность  внешнеэкономической политики государства  заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических  отношений с другими странами.
       Международная торговля, как свидетельствует история, нигде и никогда не развивалась  без вмешательства государства. К регулированию внешней торговли своих стран задолго до XX в. прибегали феодальные правительства Англии и Франции. По словам российского историка Н. Карамзина, элементы государственного регулирования внешней торговли имели место в политике царя Ивана Грозного. Регулированием внешней торговли занимались и другие страны. Причина этого повсеместного вмешательства состоит в том, что любое государство без внешнеторгового регулирования не может достичь полной занятости, стабильности цен, устойчивости роста национальной экономики.1
       В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю не только уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.
       Государственное регулирование международной  торговли имеет разные масштабы:
       Во-первых, оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран - партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной - инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли.2
       Во-вторых, государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
       В-третьих, государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок - Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений. 
 
 
 
 

      Типы  внешнеэкономической  политики
 
       Исторически сложилось два типа внешнеэкономической  политики: протекционизм и фритредерство.
       Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
       Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.3
       В реальной международной  экономической ситуации существует несколько  видов протекционистской  политики:
       - селективный протекционизм, применяемый  против отдельных стран или  отдельных товаров;
       - отраслевой протекционизм - это  политика, которая защищает определенные  отрасли, к примеру, сельское  хозяйство;
       - коллективный протекционизм, т.е.  такая протекционистская политика, которая осуществляется методами  внутренних экономических мер.
       Следует сказать, что протекционизм и  фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната».
       В отдельные исторические отрезки  времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К  примеру, только за вторую половину ХХ в. можно отметить  исторические периоды, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:
       - в 50-60-е годы страны стали  отгораживаться друг от друга  разнообразными тарифными барьерами,  а также нетарифными ограничительными  мероприятиями;
       - в 90-х годах вновь возобладала  тенденция развития в сторону  большей либерализации и свободы  международной торговли. 
       Исторически первой внешнеэкономической политикой  был протекционизм. С его проведением  связано использование различных  мер ограничения мировой торговли.  

Протекционистские меры
Таможенные  тарифы Нетарифные  барьеры
    -налоги на импортируемые товары :
    адвалорная пошлина (с цены товара);
    особая пошлина (с единицы товара);
    сложная пошлина и др.
    ограничительные или запретительные меры на товарный импорт:
    квотирование;
    лицензирование;
    контингентирование;
    государственная монополия
 
 
 
 
 
       Взвешенная  оценка политики протекционизма обязывает  экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
Плюсы и минусы протекционизма 

протекционизм
+
    уравновешивает торговый баланс
    защищает национальное производство от демпинга
    поддерживает молодые отрасли
    стимулирует рост национального производства
-
    падает эффективность производства
    растут цены при уменьшении выбора товаров
    не используются преимущества МРТ
    подрываются возможности экспорта
    подрываются условия для формирования автаркии
 
 
       Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
       Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.   

       Был выявлен ряд тенденций  в торговой политике развитых государств:
      уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
      преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
      использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
      аграрный протекционизм;
      избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
       Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое  положение страны, является платежный  баланс.
       Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение  определенного периода времени (обычно года).
       Экономическое назначение платежного баланса состоит  в том, чтобы в лаконичной форме  отражать состояние международных  экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь  индикатором для выбора  необходимых инструментов экономической политики. 
 
 
 

Структура платежного баланса. 

I. Счет  текущих операций.
1. Товарный  экспорт. 2. Товарный импорт
Сальдо  баланса внешней  торговли. (торговый баланс)
3. Экспорт  услуг. 4. Импорт  услуг.
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые  доходы от кредитных услуг).
6. Чистые трансферты.
Сальдо  баланса по текущим  операциям.
II. Счет движения  капитала
7. Приток  капитала. 8. Отток капитала.
Сальдо  баланса движения капитала
Сальдо  баланса по текущим  операциям и баланса  движения капитала.
III. Официальные резервы.
 
 
       Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах  и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих  операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса  можно путем использования официальных  резервов иностранной валюты, которые  находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса. 
 
 
 

Методы  государственного регулирования  платежного баланса. 

Методы Содержание
Прямой  контроль Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или  ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта
Дефляция Снижение объема производства, рост резервных мощностей  для наращивания экспорта; повышение  реальной процентной ставки.
Изменение обменного курса Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели
 
 
       Анализ  платежного баланса России 2005-2008 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ.  
 

       В результате проведения анализа были выявлены основные изменения  платежного баланса  России в 2005-2008гг.:
      существенное снижение активного сальдо торгового баланса, вызванное интенсивным ростом импорта при стабилизации экспорта;
      рост пассивного сальдо баланса услуг, стимулируемый повышением реального эффективного курса рубля;
      увеличение чистых выплат инвестиционных доходов негосударственным сектором, обусловленное ростом внешнего долга российских компаний;
      прекращение дедолларизации сбережений населения – переход от чистых продаж к чистым покупкам наличной валюты;
      стабилизация объема экспорта капитала негосударственным сектором, вызванная замедлением роста экспортных доходов компаний;
      расширение импорта капитала негосударственным сектором - за счет увеличения прямых и портфельных иностранных инвестиций;
      значительное замедление динамики валютных резервов, обусловленное, главным образом, снижением сальдо торгового баланса.
 
 
 
 
 
2.Регулирование внешнеэкономической деятельности государства
      2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
       Существующий  ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической  политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений  развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической  политики регулируется внешнеэкономическая  деятельность, отличительным признаком  которой служит международная купля-продажа  товаров и услуг, международное  перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.4
       Традиционные  инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах  с рыночной экономикой, становятся главными в России.  Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды незначительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием.
       Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми  в мире правилами регулирования  внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение  положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность  изменить процедуру регулирования  только на основе публикуемых законодательных  актов.
       Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
       Важнейшим среди законодательных актов  России по регулированию внешнеэкономической  деятельности является Федеральный  закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» (1995г)(данный закон признан утратившим силу после принятия  ФЗ от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ) , определяющий принципы её осуществления и регулирования.  Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
       Основным  инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и  прежде всего таможенный тариф.
       Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при  пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле.5
       Таможенный  тариф применяется как при  ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства  стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный  и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры  и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника  поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 0,3-1%.
       Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в  нужных направлениях.  

       Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в следующем:
      во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки
      во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров
      в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
       Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ.  Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране.
       Ставки  ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом  «О таможенном тарифе». На один и тот  же товар действует несколько  различных тарифов: с высокой, средней  и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой  стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего  благоприятствования, установленный  законодательными органами.
       При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими  привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
       Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного  ограничения внешней торговли. К  нетарифным барьерам относятся различные  налоги и сборы, регламентирование  внешней торговли путём её количественного  ограничения (квотирование) или полного  запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты  безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении  качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т.п.
       Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф.  В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.
       Лицензирование, т.е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.