Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Зашита прав потребителей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
      План  курсовой работы
    Введение…………………………………………………………3стр.
    Раздел 1.Общие положения о защите прав потребителей……4стр.
               §1.История развития защиты прав потребителей………………4стр.
                §2.Законодательная защита прав  потребителей………………...4стр.
    Раздел 2. Закон Р.Ф «О защите прав потребителей»…………………....5стр.
                §1.Основные понятия, применяемые  в Законе ………………….5стр.
                §2.Понятие и особенности защиты  прав потребителей…………6стр.
    Раздел 3. Ответственность………………………………………………..12стр.
                 §1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……12стр.
                 §2.Судебная практика…………………………………………….13стр.
                 §3.Признание сделки недействительной………………………...14стр.
                 §4.Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за
                      нарушение прав потребителя. Приложение………………15-16стр.
    Раздел 4. Защита прав потребителей……………………………………...17стр.
                  §1.Государственная и общественная  защита прав потребителей 17стр.
                  §2.Судебная защита прав потребителей…………………………18стр.
                  §3.Как защитить свои права  в суде……………………………….19стр.
                  §4.Образец искового заявления……………………………………20стр.
    Заключение…………………………………………………………………...23стр.
    Список  используемой литературы………………………………………….24стр.
                                                                                                                                                                                           
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

    Потребности населения в различных товарах  и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях нестабильной рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасна для здоровья людей. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию  о товаре и его изготовителе, что это качественный товар,  безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.1
    Экономические трудности середины 80-х годов  привели к тому, что из лексикона  практически исчезло слово "купить". Потребление представляло собой одну сплошную и непрерывную трудность, выразимую лишь одним роковым вопросом: "где достать".
       Затем пришли рыночные реформы, вслед за ними - законы, защищающие интересы потребителей. Казалось, достаточно добиться появления справедливых законов, предоставляющих потребителям реальную возможность защитить себя от произвола производителей и продавцов и все изменится. Однако жизнь показала, что закон – ничто, если его никто не применяет.
    Ежедневно, каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихода, украшения и так  далее, мы не обращаем внимания на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителя и действий продавца (изготовителя) с точки зрения закона возникает у нас, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Однако, даже зная свои права, отстоять свои интересы бывает очень не просто.
    Именно  поэтому каждому потребителю  необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей. Но как воспользоваться  этим правом? Как воспитать в себе чувство самоуважения и сохранить его в привычно унизительной ситуации: перед лицом продавца в магазине или мастера в ателье, клерка в банке или техника в коммунальной конторе?  
 

              
 
 
 
 

              Общие положения о защите прав потребителей. 

        История развития защиты прав потребителей
    Институт  защиты прав потребителей в мировой  практике не является новым. Законы  об охране прав потребителей появились  во многих западноевропейских странах  еще в 70 годы.
    Консьюмеризм  – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств  товаров и услуг и степени их соответствия существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с 1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача – защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления рекламой, от  реализации  недоброкачественных промышленных и продовольственных товаров. Чуть позже принимается Закон " О договорных условиях", запрещающий вносить в договоры условия, ухудшающие положения потребителя.
   Законодательство  о торговой практике, аналогичное  шведскому, было принято в Норвегии (1972 год),  Дании (1975 год). Финляндии (1975 год).2       
    В 50-70  годы в Соединенном Королевстве, в Бельгии, в Нидерландах, в  США  были созданы общества защиты прав потребителей.   

Законодательная защита прав потребителей 

    Российское  законодательство либо полностью  базируется, либо учитывает основной международно-правовой документ в  данной области подготовленный  Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС. Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе:
    Конституции Российской Федерации- согласно статьям 20,30,37,41,42,43 граждане имеют право на жизнь, объединения в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и так далее, при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд.
    Кодекс  РСФСР об административных правонарушениях  – статьи 146,147,149,150,157 и другие определяют административную ответственность за нарушения работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей и так далее.
    Уголовный кодекс Российской Федерации –статья 200 предусматривает уголовную ответственность  за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей;
    Гражданский кодекс Российской Федерации – его  первая часть введена в действие с 1 января 1995 года, в ней говорится  о предприятиях, юридических лицах, статусе граждан, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства и так далее; Вторая часть Гражданского кодекса введена в действие с 1 мая 1996 года, и  регулирует предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан и так далее.
    Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9января 1996 года, - регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
    Кроме перечисленных законодательных актов отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми правительством Российской Федерации, органами межотраслевого управления.  
 

Основные  понятия, применяемые  в Законе РФ « О  защите прав потребителей»
    В 1992 году в России был принят Закон "О защите прав потребителей", который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых  в России. Тысячи потребителей с  помощью этого Закона сумели защитить свои права. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей".
    Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
            Основные понятия применяемые  в Законе:
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Изготовитель - предприятие,  организация,  учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;
Исполнитель-   предприятие,  организация,  учреждение  или  гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации;
 Продавец -  предприятие,  организация,  учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;
Стандарт - государственный стандарт,  санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила  и другие документы,  которые в  соответствии с законодательством  Российской Федерации устанавливают  обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация  -  подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы,  услуги) обязательным требованиям
стандарта;
  Недостаток - отдельное несоответствие  товара  (работы,  услуги) обязательным требованиям стандартов,  условиям  договоров либо обычно предъявляемым требованиям,  а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);
Существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть  устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени,  либо делает товар (работу,  услугу) иным чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения. 
 

      Понятие и особенности  защиты прав потребителей
    15 марта 1962 г. президент США Джон  Кеннеди произнес речь, в которой  провозгласил 4 основных права потребителей:
    право на выбор;
    право на безопасность;
    право быть выслушанным;
    право на информацию;
           9 апреля 1985 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. 

    Практически все эти права нашли отражение  в российском законодательстве о  защите прав потребителей. Рассмотрим некоторые из них более подробно. 

Право потребителей на качество товаров (работ, услуг)
    Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю  качественного товара, но и устанавливает  гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а  также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере. . Нормы и характеристики, определяемые качество товара. Устанавливаются в государственных стандартах и в технических условиях предприятий-изготовителей. В этих же документах, а также в иной технической документации изготовителя определяется целевое назначение изделия.
    Прежде  всего, законодательство о защите прав потребителей распространяется на потребителей. Потребителем, согласно Закону, является гражданин, который приобретает и использует товары, либо намерен приобрести и использовать их для  личных бытовых нужд. Из этого определения следует, что потребитель может быть только гражданин. Имеются в виду не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей не распространяется на предприятия, организации и учреждения, которые приобретают товары. Не распространяется оно и на коммерческие организации, приобретающие товары для использования их в предпринимательской деятельности, то есть для извлечения с их помощью прибыли.
    Поэтому, если гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью (индивидуальной трудовой деятельностью) в целях осуществления  указанной деятельности, на него законодательство о защите прав потребителей распространяться не будет.
    Например: Гражданин С. торговал на улице с  лотка продуктами питания. На оптовой базе ему продали некачественный товар. Когда С. реализовывал товар, то его оштрафовали на значительную сумму. С. хотел защитить свои интересы по Закону "О защите прав потребителей". Однако, юрист к которому он обратился, разъяснил ему, что на него Закон "О защите прав потребителей" не распространяется. 3
      В качестве потребителя Закон  рассматривает, как гражданина, который приобретает и использует товар, так и гражданина, который намерен купить товар. Это означает, что гражданин, который еще ничего не купил, а только зашел в магазин, в ларек и так далее, уже признается Законом потребителем.4
    Особое значение это положение имеет для осуществления потребителем права на просвещение в области защиты прав потребителей (статья 3 Закона "О защите прав потребителей"). Права потребителей обеспечиваются посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце (Ст. 8-10 Закона "О защите прав потребителей"); Возмещению убытков, причиненных потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара (Ст.16 п.2. Закона "О защите прав потребителей") и другое.
Статья 3 Закона "О защите прав потребителей" указывает на право потребителей на просвещение.
    Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также  путем проведения консультаций, семинаров  государственными, муниципальными органами  и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы и так далее. 5
    Вернемся  к первоначально рассматриваемому нами понятию, касающемуся качества товара.
    Вторым  критерием качества товара в пункте 2 статьи 4 указана пригодность для целей обычного  использования товара
Следующее право потребителя вытекает из права и обязанности изготовителя (продавца)  в области установления строка службы, срока.  годности товара, а также гарантийного срока на товар, (статья 5 Закона "О защите прав потребителей".)
    На  товар, предназначенный для длительного  использования, изготовитель вправе установить срок службы - период, в течение которого  изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Изготовитель обязан срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода; могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
    Срок  службы товара может исчисляться  единицами времени, а также иными единицами  изменения  (километрами, метрами и прочими).
    На  продукты питания , парфюмерно-косметические  товары, медикаменты , товары бытовой  химии и иные подобные товары изготовитель обязан установить срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации. 
    Продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара на который должен быть установлен срок службы или годности, но не установлен, запрещается.
    Изготовитель обязан установить срок службы и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. 6
      Первый перечень включает в  себя восемь групп товаров: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары , культтовары , спортивные товары  прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по  уходу за растениями.
    Второй  перечень содержит большой описок продовольственных  товаров (включая продукцию хлебопекарной  промышленности, кондитерские изделия, сахаристые и мучные,  растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной и овощной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслодельной промышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а также непродовольственные товары следующих групп: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях парфюмерно-косметичеокие товары, товары бытовой химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей.
    Согласно  этому постановлению срок службы товаров должен устанавливаться  изготовителем в соответствии с  нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми  актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации и товаре, предоставляемой потребителю.
    На  мой взгляд, в данной статье необходимо еще прокомментировать отличие  гарантийного срока, от срока службы  срока годности.
    Гарантийный срок, в отличие от срока службы и срока годности, не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями Основное его назначение - установить период обнаружения недостатков товара, за которые виновное лицо несет ответственность.
Гарантийный срок, устанавливаемый изготовителем, не может быть менее срока, установленного Законом.
    Следующее право потребителя связано с обязанностью изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара - предусмотрено статьей 6 Закона "О защите прав потребителей."
    Изготовитель  обязан обеспечить возможность использования  товара в течение его срока  службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое  обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации  в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его о производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара  потребителю.
    В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения изготовителем указанных  обязанностей потребитель вправе требовать  возмещения причиненных ему убытков  в соответствии со статьей 13 Закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение изготовителем своих обязанностей может выражаться в отсутствии в продаже либо в предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту необходимых запчастей, отказе в обслуживании или ремонте по другим причинам, отсутствии предприятий такого рода, Убытки могут состоять из вынужденных расходов, например стоимости проезда на такси при невозможности использовать автомобиль и другие транспортные средства, стоимости ремонта товара в мастерской - при отсутствии в продаже запасных частей и тому подобное.
    Одним из важнейших прав потребителей является право потребителя на безопасность товара, предусмотренное статьей 7 Закона "О защите прав потребителей".
    Потребитель имеет право на то, чтобы товар  при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке,  определяемом законом,
    Изготовитель  обязан обеспечить безопасность, товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
    Вред, причиненный жизни, здоровью или  имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона "О защите прав потребителей" (Статья 14 будет подробно изложена далее).
    Если  для безопасности использования  товара, его хранения транспортировки  и утилизации необходимо соблюдать  специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в  сопроводительной документации на товар на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
    Товар, на который законами или стандартами  установлены требования, обеспечивающие безопасность  жизни здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
    Если, установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет  или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде изготовитель (продавец) обязан немедленно приостановить его производство до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву его от потребителя.
    Убытки, причиненные потребителю в связи  о отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.
    Если  установлено, что продавец реализует  товары, представляющие опасность для  жизни, здоровья и имущества потребителей, такие товары подлежат изъятию у  продавца в порядке, установленном  законом.7
    Потребитель вправе потребовать  предоставления необходимой  и достоверной  информации об изготовителе (продавце)  и о товаре (Режиме работы изготовителя).
    Закон не раскрывает понятия "необходимая  информация", и при возникновении  опоров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея ввиду прежде всего интересы потребителя.
Статья 10 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителя на информацию о товарах.8
    Изготовитель  обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация  в обязательном порядке должна содержать:
    Обозначения стандартов, обязательным требованиям  которых должны соответствовать  товары;
    Сведения  об основных потребительских свойствах  товаров, а в отношении продуктов  питания-сведения о составе, в том  числе перечень использованных в  процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок, о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении о обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров информация, о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболевании утверждается Правительством Российской Федерации.
цену  и условия приобретения товара;
    гарантийный срок, если он установлен: в соответствии с Законом "О защите прав потребителей";
правила и условия эффективного и безопасного  использования товаров;
    срок  службы и срок годности товаров, если он установлен в соответствии с настоящим  законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствий при невыполнении таких действий ,если товары, по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
    место нахождения изготовителя (продавца) и  место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое  обслуживание товара;
информация  о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации;
    информация  о правилах продажи товаров. Если приобретаемый потребителем товар  был в употреблении или в нем  устранялся недостаток, потребителю  должна быть  предоставлена информация об этом.
    Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.  
 

    Последствия продажи товара ненадлежащего  качества.
    В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору предъявить любое из далее перечисленных требований:
    Безвозмездного устранения  недостатков  товара  или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;          
    Соразмерного уменьшения покупной цены;          
    Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
    Замены на  такой же  товар другой марки (модели,  артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.