На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие социального пространства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 6
II. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОТАЛЬНАЯ 11
III. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 14
IV. СОВРЕМЕННЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЙ ПИТИРИМА СОРОКИН 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – один из основоположников русской и американской социологии, крупнейший социолог ХХ в., автор фундаментальных трудов. Родился в России, в селе Турья Вологодской губернии (ныне Коми). После окончания учительской школы он поступил в Петербургский Психоневрологический институт, где известные русские социологи М. М. Ковалевский и Е. В. Де-Роберти открыли первую в России кафедру социологии. Под их влиянием Сорокин поступил на юридический факультет Петербургского университета, затем защитил диссертацию и получил звание магистра права. В 1919 г. Сорокин основал социологический факультет в Петербургском университете, став первым его профессором и деканом. В 1922 г. Был выслан из России. После недолгого пребывания в Берлине и Праге в 1923 г. Переехал в США. В 1929 г. Был приглашен в Гарвардский университет, где основал социологический факультет.1
В творчестве Сорокина можно выделить три периода. Первый период – русский – связан с разработкой позитивистской модели социологии. Второй период (1922 – 1930) характеризуется  продолжением социологического позитивизма  и «социального бихевиоризма», акцентируя при этом главное внимание на разработке теории социальной стратификации и  социальной мобильности. Третий период деятельности связан с кардинальным пересмотром методологии и созданием  интегральной системы социологии культуры.
Сорокин социологию мыслил как опытную и  точную науку, которой свойственно  опираться на строгое изложение  данных наблюдения и обобщения, основанных на тщательном анализе фактов. «Хорошо  проверенная статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата».
Говоря  об объекте социологии, Сорокин, отмечал, что социология изучает явления  взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие  из этого процесса взаимодействия,–  с другой.2
Основные  труды Питирима Сорокина: «Социология революции», «Социальная и культурная мобильность»,  «Современные социологические теории» и др.
По утверждению  самого Питирима Александровича Сорокина его книги были не только замечены, но и совершенно определенно создали  ему репутацию ведущего социолога  его времени. Они оказались настоящим  вкладом в социологию и психосоциальные  науки, продемонстрировав большую  жизненность, актуальность и сопротивляемость забвению, чем обычные социологические  труды.3
Сорокин ввел в социологию новые понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, страта и т. д. Сорокин  – один из родоначальников теорий социальной мобильности и социальной стратификации. Основа стратификации  – неравномерное распределение  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей, власти и влияния.
Выбор данной темы определен в первую очередь тем, что вклад Питирима Сорокина в социологию очень велик, и его идеи актуальны и в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является изучение теорий социальной мобильности и стратификации в учении Питирима Александровича Сорокина.
Объектами исследования можно обозначить социальное пространство, стратификация, мобильность. А предметом исследования – взаимосвязь этих понятий в учении Питирима Сорокина.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    определение понятия социального пространства;
    анализ понятия социальная стратификация;
    изучение социальной мобильности, её видов;
    анализ современного смысла учения Питирима Сорокина.
При написании  данной курсовой работы были использованы различные источники: монографии, учебная  литература, Интернет источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
 
Питирим Сорокин описывает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство.
Имеется очень немного попыток дать определение социальному пространству, систематизировать соответствующие понятия: Декарт, Гоббс, Лейбниц, Дюркгейм, Сорокин пытались уделить большее внимание проблеме социального пространства и другим вопросам, с ней связанным.4
Предметом работы «Социальная и культурная мобильность» является социальная мобильность, т.е. явление перемещения индивида внутри социального пространства. В связи с этим представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что Питирим Сорокин  подразумевает под социальным пространством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко в геометрическом пространстве, могут быть очень близки социально (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой - в Китае). Человек может покрыть тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение. Приведенные соображения свидетельствуют, что социальное и геометрическое пространство в корне отличны друг от друга. То же можно сказать и о производных от этих двух понятий, таких, как «геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и социальном пространстве», «перемещение из одного положения в другое в геометрическом и социальном пространстве» и т.д.5
Для того чтобы дать определение социальному  пространству, надо вспомнить, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой «вселенной», в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения того или иного объекта относительно других, выбранных за «точки отсчета». Как только такие ориентиры установлены (будь то Солнце, Луна, Гринвичский меридиан, оси абсцисс и ординат), мы получаем возможность определить пространственное положение всех физических тел, сначала относительно этих точек, а затем – относительно друг друга.
Подобным  же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая  из народонаселения земли. Там, где  нет человеческих особей или же живет  всего лишь один человек, там нет  социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может  иметь в мире никакого отношения  к другим. Он может находиться только в геометрическом, но не социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям  и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета».
Сам же выбор  «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп. Когда мы говорим, что «Федор – сын Петра», мы стремимся определить положение этого Федора в человеческой вселенной. Ясно, однако, что такое местоположение очень неопределенно и несовершенно, поскольку в расчет принимается только одна из координат – семейное родство – в сложной социальной вселенной. Данный способ столь же несовершенен, как и определение геометрического положения с помощью фразы: «Дерево расположено в двух милях от холма». Чтобы такое местоположение нас удовлетворило, мы должны знать, где находится этот холм – в Европе или на другом континенте Земли, в какой части континента, на какой широте и долготе. Необходимо также знать, находится ли это дерево в двух милях к северу, югу, западу или востоку от холма. Короче говоря, определение более или менее удовлетворительного геометрического положения требует учета целой системы пространственных координат геометрической вселенной. То же относится и к определению «социального положения» индивида.
Простого  указания степени родства одного человека по отношению к другому  явно недостаточно. Указание его отношений  к десятку или сотне людей  дает уже больше, но все еще не может определить положение человека во всей социальной вселенной. На нашей планете живет 6,5 миллиардов людей. Указание на отношение человека к нескольким десяткам людей, в особенности, если люди эти недостаточно известны, может не дать ничего. Помимо этого данный метод очень сложен и требует немало времени. Поэтому социальная практика уже выработала другой, более надежный и простой метод, сходный с системой координат, используемой для определения геометрического положения объекта в геометрическом пространстве.6 Составные части данного метода таковы:
1) указание  отношений человека к определенным  группам;
2) отношение  этих групп друг к другу  внутри популяции; 
3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.
Итак, определить положение человека в социальном пространстве можно только по отношению его к другим людям и социальным предметам, а также по отношению их к нему самому. К социальным явлениям относятся здесь более всего социальные группы, которые в свою очередь связаны друг с другом определенным образом. Они имеют отношения друг с другом внутри определенной популяции. Популяции также можно представить себе связанными определенным образом, которым они включаются в народонаселение земли.7
Дабы  определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение  к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический  статус, его происхождение и т.д. Только так можно точно определить его социальное положение. Но и это  еще не все. Поскольку внутри одной  и той же группы существуют различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. При знакомстве двух людей обычно используется именно этот метод: «Иванов Иван Иванович (фамильная группа), профессор (группа рода занятий), из России, убежденный демократ» и т.п. Это и подобные ему формы самопредставления людей при знакомстве являются полными или неполными указаниями на группы, к которым принадлежит человек. Биография человека по своей сути есть в основном описание групп, с которыми связан человек, а также его место в рамках каждой из них.
Итак, резюмируем:
1) социальное  пространство – это народонаселение Земли;
2) социальное  положение – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;
3) положение  человека в социальной вселенной  определяется путем установления  этих связей;
4) совокупность  таких групп, а также совокупность  положений внутри каждой из  них составляют систему социальных  координат, позволяющих определить  социальное положение любого индивида.
Отсюда  следует, что люди, принадлежащие  к одинаковым социальным группам  и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Те же, у кого наблюдаются  некие отличия, находятся в разном социальном положении. Чем больше сходства в положении различных людей, тем ближе они друг к другу  в социальном пространстве. Наоборот, чем значительнее и существеннее различия, тем больше социальная дистанция между ними.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОТАЛЬНАЯ
 
Эвклидово геометрическое пространство – трехмерное. Социальное же пространство – многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам. Для упрощения определения социальных связей и отношений П. Сорокин вводит понятие главных осей социального пространства – горизонтальная мобильность и вертикальная мобильность.
Горизонтальная  мобильность предполагает переход  из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, то это  будет восходящая мобильность, если вниз – то нисходящая).8
По степени  перемещения индивидов различают  открытые и закрытые типы общества. В реальной жизни нет как абсолютно  закрытых обществ, так и абсолютно  открытых – между полюсами существует множество средних, промежуточных  типов.
Горизонтальное  измерение для индивида – это вхождение его в определенную группу, например, католиков, демократов, итальянцев, немцев или русских, рабочих, врачей или художников. Собственно, такое отнесение человека в группу еще ничего не говорит о его реальном положении в ней: занимает он в ней рядовые должности или руководящие, пользуется ли уважением или выслушивает порицания, какова его зарплата в ряду зарплат других людей этой группы и т.д. и т.п.9 Если говорить о совокупном социальном статусе человека, то придется учесть также вертикальную переменную этой группы, к которой он принадлежит, среди других групп. Например, группа врачей и группа рабочих различаются по своему социальному положению в социальной иерархии общества. Например, по «горизонтали» можно найти несколько индивидов, принадлежащих к одним и тем же социальным группам (например, все они могут быть римскими католиками, республиканцами, занятыми в автомобилестроении, с итальянским языком в качестве родного, гражданами США и т.д.), и, тем не менее, по «вертикали» их социальное положение может быть совершенно различным. Внутри группы римских католиков один из них может быть епископом, тогда как другие – всего лишь рядовыми прихожанами. Внутри группы республиканцев один может занимать крупный пост в партии, другие же – рядовые избиратели. Один может быть президентом автомобильного концерна, другие – рядовыми тружениками. И если по горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то по вертикали наблюдается существенная разница. Для описания этих различий одних горизонтальных параметров и присущей им системы координат будет явно недоставать. Взаимосвязи, как индивидов, так и групп могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях иерархической лестницы.
Одним словом, мобильность – это особое состояние  социального пространства, где отдельные  индивиды или целые группы перемещаются в трех подпространствах: экономическом, политическом, профессиональном.10 Если индивид перешел из низшего класса в средний, повысив свой доход, то он совершил восходящую мобильность в экономическом подпространстве, если сменил профессию или род деятельности – в профессиональном подпространстве, партийную принадлежность – в политическом.
Сорокин определил основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются «сита», как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции». Так школьную систему, доступную всем членам общества, социолог характеризует как «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. Система привилегированных школ представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания.11
Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления, действительно существующие в социальной вселенной: иерархии, ранги, доминирование и субординация, авторитет  и послушание, повышение и понижение  по службе. Все эти явления и  соответствующие им взаимозависимости  представлены в виде стратификации  и суперпозиции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
 
Три подпространства  социального пространства в целом  можно именовать системами стратификации.
Социальная  стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. 12                                     Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.
Многообразие социальных страт, как уже говорилось выше, может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии.
Таково  общее правило, хотя существует и  немало исключений. Так, к примеру, самые  богатые далеко не всегда находятся  у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях  бедняки занимают самые низкие места  в политической и профессиональной иерархиях. А это значит, что взаимосвязь  трех форм социальной стратификации  далека от совершенства, ибо различные  слои каждой из форм не полностью совпадают  друг с другом, для этого необходимо подвергать анализу каждую из форм в отдельности.
Любая организованная социальная группа всегда социально  стратифицирована. Не существовало и  не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью за всю историю человечества. Это верно не только для человеческого общества, но даже и для растительного и животного миров. Приведем основные доводы:
    Растительный и животный мир. Если можно использовать понятия гуманитарной социологии при рассмотрении мира животных и растений, то и здесь мы обнаружим существование социального расслоения. Так, в растительной мире существуют различные «социальные» классы, явления паразитизма и эксплуатации, доминирования и подавления, различные уровни жизни в «экономическом» смысле (по количеству поглощаемого воздуха, влаги, света, по плодородию почвы) и т.п. Конечно же, все это можно лишь грубо отождествлять с феноменом социального расслоения в человеческом обществе. И, тем не менее, такие явления ясно свидетельствуют, что растительное «сообщество» не есть сообщество абсолютно «равных», с одинаковым положением и с одинаковыми взаимосвязями внутри него.
С еще  большим основанием то же можно сказать  о мире животных, где социальное расслоение находит выражение:
 а)  в существовании различных, строго  разграниченных классов у пчел, муравьев и других насекомых; 
б) в наличии  вожаков у стадных млекопитающих;
в) в известных  фактах паразитизма, эксплуатации, доминирования, подчинения и т.п.
Короче  говоря, в животном мире нет сообществ, где не существовало бы расслоение.
    Человеческие племена до создания письменности. Расслоение выражено в различных формах. Во-первых, в делениях на группы по полу и возрасту с различными привилегиями и обязанностями для каждой группы. Во-вторых, в наличии привилегированной и влиятельной группы вождей племени. В-третьих, в наличии самого влиятельного и уважаемого вождя. В-четвертых, в существовании отверженных, живущих «вне закона». В-пятых, в существовании разделения труда как внутри племени, так и между племенами. В-шестых, в различных уровнях жизни, а через это в наличии экономического неравенства вообще. Эти факты свидетельствуют, что первобытные группы тоже были стратифицированными.
    Развитые общества и группы. Если даже в первобытнообщинной древности невозможно найти общества без расслоения, то тем более бесполезны попытки отыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций. Здесь факты расслоения становятся уже всеобщими, без единого исключения. Различаются, правда, его формы и пропорции, но расслоение существовало повсюду и во все времена. Среди всех аграрных и в особенности индустриальных обществ социальная стратификация становится ясной и заметной. Не составляют исключения из правила и все современные демократии. Хоть в их конституциях и записано, что “все люди равны”, только совершенно наивный человек может предположить в них отсутствие социальной стратификации. Достаточно вспомнить ступени градации от Генри Фонда до нищего, от президента США до полицейского, от доктора права или философии до бакалавра гуманитарных наук, от ведущего авторитета до простого обывателя, от командующего армией до солдата, от президента совета директоров корпорации до простого сотрудника, от главного редактора газеты до простого репортера. Любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется.
Попытки «уравнять» всех всегда заканчивались  провалом (например, коммунизм).
Социальная стратификация качественно и количественно не одинакова во всех обществах и во все времена. По своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам она различна. Самый распространенный способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П. Сорокин таким образом сравнивал различные страны и различные исторические эпохи. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000 : 1, а в средневековой Англии – 600 : 1. В противоположность Марксу П. Сорокин утверждал, что в разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т. е. флуктуирует, а постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории человечества не существует. Различия между богатыми и бедными то значительны, то относительно снижаются (но не исчезают). Флуктуации происходят нецеленаправленно и циклически. Все циклы чередуются, и одни могут помещаться внутри других.13 Сорокин обосновал свою знаменитую теорему флуктуации, согласно которой циклические колебания суперсистем по не выявленной ритмической регулярности детерминируют флуктуацию обществ между прогрессом и регрессом, развитием демократических свобод и авторитаризмом, мирным периодом и военным, революционным и эволюционным и т. д. Изменения происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения». Далее изменения идут по инерции. Исчерпав потенциал движения в одном направлении, начинается обратное движение, хотя и на новой основе. Так происходит замещение одной властной системы другой. Затем весь процесс повторяется вновь.14
Можно сделать  вывод, что социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV. СОВРЕМЕННЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЙ ПИТИРИМА СОРОКИНА
 
Идеи  и учения Питирима Сорокина имеют  огромную актуальность и в настоящее  время.
Нужно сказать, что для современного общества и, в особенности для общества США, понятие равенства имеет огромную социальную ценность. Оно относится к основополагающим генеральным осям, на которых держится их культура. Можно спорить о том, была ли заложена ценность равенства в их культуре изначально, или она оформилась в таком высоком ранге только в период утверждения протестантизма. Но в настоящее время она очень сильна и очевидно «искрит» при попытке ее оспорить или придать ей более низкий ранг. Поэтому с точки зрения простого человека любое положение, подразумевающее неравенство, – это болезнь общества, требующая лечения. В эволюционной теории предполагается, что в том светлом и разумном обществе, к которому мы все движемся, неравенство будет окончательно устранено: оно несправедливо, неразумно, и его попросту не должно быть. Это важно отметить и запомнить с самого начала, потому что множество коллизий возникало из-за того, что социологи никак не хотели признать: стратификация обоснована в своем существовании, стратификация – это механизм, работающий в обществе и осуществляющий какие-то функции. Сорокин ощущал это будущее сопротивление и потому с самого начала заявляет свою позицию. Он доказывает, что все общества, в том числе устремленные к социализму и коммунизму, такие стратификации непременно создают, независимо от своих идеологических лозунгов и убеждений.
Любые современные  конституции и декларации, утверждающие равенство всех людей, на деле не подтверждаются. На производстве не рабочий распоряжается мастером, а мастер рабочим. Директор корпорации может уволить клерка, а клерк не может уволить директора корпорации.
Образ социального  пространства использован П. Сорокиным  как вспомогательное средство для  лучшего изображения стратификации. Сегодня идею социального пространства взяли на вооружение многие социологические школы, хотя каждая из них наполняет его своим содержанием. В конечном итоге современная социология представляет весь социальный мир, наполненный людьми, живущими в различных обществах и эпохах, как определенный тип социальной топографии.
Идея  Питирима Сорокина рассматривать общественную диспозицию с позиции многомерности  и разнокачественности осей актуальна  и в современном обществе. В  современном обществе можно с  легкостью наблюдать за перемещением – мобильностью индивидов по осям пространства, как по «горизонтали», так и по «вертикали».
П. Сорокин  пользовался большим влиянием в  мире социологии при жизни. Однако в  дальнейшем оказался полузабытым как  на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области  социальной мобильности. С начала 1990-х  гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству. После его смерти Американская социологическая  ассоциация учредила ежегодную премию им. Соркина за лучшую книгу по социологии. Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие как  Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс и др. Начиная с 2002 г. В Москве ежегодно проводятся «Сорокинские чтения», организованные Российским обществом социологов и социологическим факультетом МГУ им. М. Ломоносова.
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В истории  мировой, а тем более отечественной  социологии имя Питирима Александровича Сорокина стоит на особом месте. Достаточно сказать, что он был единственным или почти единственным русским  социологом дореволюционного времени  – выходцем из социальных низов. Сорокин посвятил свою жизнь теоретической социологии: дал определение социологии, вычленил элементы каждого социального явления, разрабатывал социологическую терминологию. Создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, положив в основу всех социальных явлений и процессе” идеологическую доминанту культуры. Рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. Центральная идея концепции Сорокина – приоритет сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторически процесс, по Сорокину, представляет собой циклическую флуктуацию типов культур, каждая и которых – специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философски посылок (представление о природе реальности, методах ее познания).
В ходе написания  данной курсовой работы была решена задача рассмотрения Питиримом Сорокиным понятий социального пространства, социальной мобильности, социальной стратификации. Он видел социальное и геометрическое пространство в корне отличными друг от друга. Социальное пространство по Сорокину многогранно, в отличие от эвклидова пространства, которое трехмерно. Чтобы определить социальное положение человека или группы людей в этом социальном пространстве, необходимо задать систему социальных координат, т. е. установить взаимосвязь между индивидуумами внутри групп.
Говоря  о социальном пространстве, Питирим  Сорокин вводит понятие социальной мобильности – способности индивида перемещаться внутри социального пространства по «вертикали» и по «горизонтали», изменяя свое социальное положение, статус. И здесь Сорокин вводит понятие социальной стратификации – дифференциации некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, которая находит выражение в существовании высших и низших слоев.
Идеи  Питирима Сорокина актуальны и в  настоящее время. Все его концепции  применимы к современной реальности. Современное общество можно рассматривать  с позиций социального пространства, мобильности, стратификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
    Зборовский, Г. Е. История социологии: Учебник. / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608 с.
    Кравченко, А. И. История социологии: учеб. / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, 2006. – 408 с.
    Кравченко, С. А. Социология: Учебное пособие для вузов. / С. А. Кравченко – М.: «Экзамен», 2003. – 512 с.
    Сорокин, П. А. Дальняя дорога: Автобиография / под ред. А. В. Липского. – М.: ТЕРРА, 1992. – 303 с.
    Социология: учеб. пособие / под ред. А. В. Клюева. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – 576 с.
    Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / под ред. С. П. Баньковской. – М.: «Университет», 2002. – Ч. 2. – С. 106.
    Питирим Сорокин. Социальная и культурная мобильность./ http://socioline.ru/
    Питирим Сорокин. Построение социального пространства. Из книги "Язык социологии". Лекция 11. /http://www.polit.ru/
1 Социология: учеб. пособие / под ред. А. В. Клюева. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – С. 113.
2 Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / под ред. С. П. Баньковской. – М.: «Университет», 2002. – Ч. 2. – С. 106.
3 Сорокин П. А. Дальняя дорога: Автобиография / под ред. А. В. Липского. – М.: ТЕРРА, 1992. – С. 163.
4 Кравченко А. И. История социологии: учеб. / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, 2006. – С. 191.
5 Питирим Сорокин. Социальная и культурная мобильность./ http://socioline.ru/
6 Питирим Сорокин. Социальная и культурная мобильность./ http://socioline.ru/
7 Питирим Сорокин. Построение социального пространства. Из книги "Язык социологии". Лекция 11. /http://www.polit.ru/
8 Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 385.
9 Питирим Сорокин. Построение социального пространства. Из книги "Язык социологии". Лекция 11. /http://www.polit.ru/
10 Кравченко А. И. История социологии: учеб. / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, 2006. – С. 196.
11 Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 385.
12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.