На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы экспериментальной психофизиологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Филиал  ГОУ ВПО «Московский государственный  университет 
      технологий  и управления»
      в г. Волоколамске Московской области 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа 

ПО  ПРЕДМЕТУ «Юридическая психология»
          НА ТЕМУ: «Методы экспериментальной
                                                                                психофизиологии»              
 

                                                                                                                                                                             

Выполнила:                  Проверил:

студентка   2 курса       

              группы  Ю-21С   

Гутарова  Алёна Алексеевна                                            
                                                            оценка    
 
 
 
 

      г. Волоколамск,2011 
 
 

      Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………...…3 

    1. Понятие юридической психологии и психофизиологии………………….5
        1.1 Методологические основы юридической психологии и психофизиологии……………………………………………………………….…5
        1.2 Понятие экспериментального метода………………………………....10

    2. Экспериментирование как специальный метод исследования в психологии и психофизиологии…………………………………………….….12

     2.1 Методология экспериментальной психологии……………………....12
     2.2 Структура экспериментального исследования…………………..…..13
     2.3 Психологический и естественно - научный эксперимент………...…15
Заключение………………………………………………………………...……..17
Список  используемой литературы………………………………………..…….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современное состояние психологической науки  можно оценить как период значительного  подъема в ее развитии. К отраслям психологии, которые изучают конкретные виды человеческой деятельности, следует отнести и юридическую психологию, которая должна внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы Российского государства, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.
     Юридическая психология включает в себя различные  области научных знаний и в  равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. Являясь  пограничной наукой между психологией  и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной, - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека.
     Тема  настоящей работы касается научной дисциплины, возникшей на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека (животного), т.е. психофизиологии - естественнонаучной ветви психологического знания. Поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы.
     Психофизиология - наука не только о физиологических, но и о нейронных механизмах психических  процессов, состояний и поведения, что может являться объяснением  актуальности заданной темы, т.к. предметом юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.
     Сущность  юридической психологии определяет и ее методологические принципы, которые  обусловлены и психологией, и  правоведением.
     Термин  физиологическая психология был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие юридической психологии и психофизиологии 

     1.1 Методологические  основы юридической психологии и психофизиологии 

     Психофизиология (психологическая физиология) —  научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом  ее изучения являются физиологические  основы психической деятельности и  поведения человека. Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии ВНД и нейропсихологии.
     Связь психологии и физиологии настолько сильна, что позволяет рассматривать этот процесс как коэволюцию.1 Современная психология в значительной степени представлена интуитивной бытовой, или "обыденной психологией", под которой понимается основанное на здравом смысле, не требующее точных определений понимания психических процессов и состояний. Поэтому, юридическая психология и психофизиология условно может рассматриваться как объединённое явление, т.к. мотивы, характеристики и условия совершения деяний преступного характера, либо действия людей, принадлежащих к юридической сфере, прежде всего, объясняются психофизическими особенностями той или иной личности.
     Юридическая психология исследует и систематизирует  психологические основы правотворческой, правовоспитательной, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности, что и составляет предмет юридической психологии. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
     Принципами  юридической психологии являются:
     1) обусловленность правозначимого  поведения личности условиями  ее жизнедеятельности;
     2) факторы, детерминирующие правозначимое  поведение, системны, комплексны;
     3) реализация правозначимого поведения  определяется генезисом (онтогенетическим  формированием) личности;
     4) психические факторы поведения  личности не должны абсолютизироваться: поведение человека детерминируется  (определяется) единым генетико-психосоциальным фактором;
     5) исследования в области юридической  психологии синтетичны - психические  закономерности здесь соотносятся  с правовыми постулатами, нормами  материального и процессуального  права;
     6) как и любая наука, юридическая  психология призвана соответствовать принципу научности: она использует научно апробированные методы и методики, общепризнанные научно-методологические концепции.
     В юридической психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.
     Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей  и т. п.
     Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.
     Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный  тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности.
     Методологической основой всех прикладных наук, в том числе и юридической психологии, является философия. Философия помогает решать ряд важнейших проблем, среди которых, прежде всего, стоит назвать вопросы о природе, уровнях психического состояния и о концепции человека и личности.2
     Методологическая  особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести  в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким  образом, если право в первую очередь  выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д.
     Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам.
     Одним из методологических принципов юридической  психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет  объектом исследования личность, поскольку  именно к ней адресована система  правовых норм3.
     Методологическую  основу юридической психологии можно классифицируют на:
     - методы научного исследования, с помощью которых изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
     - методы психологического воздействия на личность, которые осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью.
     Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.
     Методы  судебно-психологической экспертизы, целью которых является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.
     Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами:
     Метод наблюдения. Ценность его заключается  в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных  результатов необходимо соблюдать  ряд условий:
     1) определить заранее, какие закономерности  наблюдения нас интересуют;
     2) составить программу наблюдения;
     3) правильно фиксировать результаты  исследования;
     4) определить место самого наблюдающего  и его роль в среде изучаемых  лиц.
     Анкетный  метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах.
     Метод интервью (беседы). Как вспомогательный  метод активно используется в  самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии.
     Метод эксперимента. При использовании  этого метода экспериментатор изучает  зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.
     Экспериментирование в широком смысле – это изменение  каких-либо условий при изучении закономерностей в той или  иной области эмпирической реальности. В узком смысле термин «экспериментирование» означает проверку научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода.
     В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов  являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.
психология  психофизиология экспериментирование

     1.2 Понятие экспериментального  метода

 
     Два аспекта специфичны для понимания  основ психологического экспериментирования:
    - признание онтологического статуса психологической реальности;
     - сциентистская установка как принятие возможности научного познания психологической реальности.
     Подходы, не предполагающие выделения психологической  реальности как познаваемой на основе использования эмпирических методов, не представлены в учебнике, поскольку они занимают внешнюю позицию по отношению к проблемам психологического экспериментирования.
     Планирование  эксперимента обеспечивает условия  для реализации достоверного (валидного) вывода об экспериментально установленной зависимости. Однако даже при хорошо спланированном эксперименте психолог может допустить ошибки в умозаключениях, сделать неверные обобщения и тем самым прийти к артефактным выводам.
     Психологический эксперимент отличается от других методов особым вниманием к формам организации исследования потому, что связывает условия сбора эмпирических данных, а именно: экспериментальный контроль с формами контроля за выводом, т.е. с обсуждением возможностей интерпретации в пределах установленной зависимости и психологических обобщений как ее (зависимости) распространения за пределами ситуации исследования. Нет общего правила реконструкции психологических переменных, соответственно нет и рецептов их экспериментального контроля. Важным, однако, является обсуждение критерия, который позволил бы отличать так называемые поведенческие эксперименты от психологических.
     Психологические эксперименты характеризуются попыткой обоснования психологических объяснений. Для многих поведенческих экспериментов  направленность выводов не является психологической вследствие направленности гипотез не на психологические факторы, процессы и объяснительные схемы.
     Например, анализ форм экономического поведения  людей, являющийся предметом изучения экономики, внешне часто выглядит как  психологический эксперимент с  практическими целями, поскольку  в реальных формах экономического поведения  экономический эффект действительно опосредуется психологическими механизмами его регуляции. Изучение психологических механизмов, например мотивационных факторов «иррациональности» человека в ситуации траты денег, не может, однако, заменить объяснительные схемы из другой области знаний – экономических теорий.
     Другой  пример. В сфере психолого-педагогических экспериментов, как и в других «социальных экспериментах», например, экономических, правовых и других, психологические  механизмы регуляции далеко не всегда вычленяются на уровне оперирования переменными, «очищенными» от других, непсихологических, составляющих. Однако цель и выводы, полученные на основе исследования, позволяют четко указать, какой из эффектов – собственно педагогический или психологический – подлежал интерпретации.
 

      2. Экспериментирование как специальный метод исследования в психологии и психофизиологии

 
     2.1 Методология экспериментальной  психологии 

     Экспериментальная психология основывается на следующих  принципах:
     - принцип детерминизма. Его суть сводится к тому, что все психические явления предопределены взаимодействием организма с внешней средой. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. (Что бы ни происходило, это имеет свои причины). Без причинных связей исследования были бы невозможны.
     - принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными.
     - принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.
     - принцип единства сознания и деятельности. Говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.
     - принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.
     Системно-структурный  принцип. Любые психические явления  должны рассматриваться как целостные  процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.
     Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента. 

     2.2 Структура экспериментального  исследования 

     Структура экспериментального исследования состоит  из следующих этапов:
    Постановка задачи или определение темы. Любое исследование начинается с определения темы (она ограничивает то, что будем исследовать). Исследование проводится в трех случаях:
     -  проверка гипотезы о существовании явления;
     - проверка гипотезы о существовании связи между явлениями;
     -  проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.
     Первичная постановка проблемы заключается в  постановке гипотезы. Психологическая  гипотеза, или экспериментальная, —  гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.
    Этап уточнения гипотезы и определения переменных. Определение экспериментальной гипотезы.
    Выбор экспериментального инструмента и условий эксперимента (отвечает на вопрос – «как организовать исследование?»):
     - позволяет управлять независимой переменной. Независимая переменная — в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.
     - позволяет регистрировать зависимую переменную. Зависимая переменная — в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.
    Планирование экспериментального исследования:
     - выделение дополнительных переменных.
     - выбор экспериментального плана.
      Планирование  эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.
    Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом.
    Проведение эксперимента:
    - Подготовка эксперимента
     - Инструктирование и мотивирование испытуемых
     - Собственно экспериментирование
    Статистическая обработка:
     - выбор методов статистической обработки;
     -преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу;
     - проведение статистической обработки;
     - интерпретация результатов и выводы.
    Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
 
     2.2 Психологический и естественно - научный эксперимент 

     Отдельной методологической проблемой является обсуждение вопроса, в какой степени  психологическое экспериментирование  специфично по отношению к схемам экспериментов, сложившимся в естествознании?
     На  этот вопрос имеются упрощенные ответы:
     1) психологический эксперимент невозможен,
     2) психологический эксперимент повторяет  парадигму естественно-научного  эксперимента.
       Но возможен и иной подход: конкретизация ответов при последовательном  обсуждении и освещении конкретных составляющих и этапов экспериментального рассуждения, включая анализ специфики психологических гипотез и психологических объяснений. Рассматриваемое в следующем разделе понятие «категориальные регулятивы» фиксирует этот аспект специфики нормативных рассуждений в структурах психологических знаний. Формы экспериментирования, сложившиеся в естественных науках, оказываются возможными точками отсчета при введении в схемы сбора эмпирических данных, если за основу введения в психологический эксперимент берутся не столько нормативы организации исследования, сколько внешние признаки и клише (организация воздействий на изучаемый процесс, гипотетико-дедуктивная логическая координация теории и эмпирии и т.д.).
     Если  не утрировать понятия исследовательской  парадигмы, то нельзя не видеть взаимосвязи содержательных (связанных с теоретическими реконструкциями) решений и нормативных способов оценки их подкрепленности в эксперименте. При воплощении внешне сходных элементов формального планирования психологических экспериментов специально оговариваются принятые допущения о типе экспериментального воздействия, возможности анализа переменных как унивариативных факторов и т.д. с соответствующей рефлексией необходимых поправок в выводе о психологической закономерности. Использование средств формального планирования в психологии необходимо видоизменяется как в результате иного построения теоретического знания, так и специфики психологических переменных. Содержательное планирование исследования тем более не может сводиться к нормативам, связываемым с проверкой естественнонаучных гипотез, если только это не сознательно принятая позиция, как, например, модель психики как «черного ящика» в бихевиоризме.4
     Эксперимент в поведенческой психологии в  начале века действительно был нацелен  на приближение к нормативам проверки гипотез в естествознании, но уже в самом бихевиоризме разработка схем промежуточных переменных ввела проблему психологических реконструкций.
     Различные типы психологических реконструкций  в разных психологических школах не позволяют говорить об одном и тем более предпочитаемом типе психологического эксперимента. Эти типы существенно отличаются в рамках одной и той же школы при проверке содержательно разных гипотез и по мере развития защищаемых представлений о психологической реальности.  
 

     Заключение 

     В данной работы представлен и подтвержден  факт о том, что юридическая психология – прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование  общих психических механизмов и  закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. Психофизиология имеет тесную связь с юридической психологией, т.к. действия представителей юридической сферы и правонарушителей объясняются их психофизическими особенностями.
     Основное  внимание юридической психологии направлено на психологию криминального поведения, особенности формирования свидетельских показаний, способы диагностики причастности к преступлению, ложности показаний, приемы допроса, направленные на преодоление противодействия допрашиваемых лиц. В такого рода исследования включились известные юристы и психологи – Г. Гросс, А.Ф. Кони, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер и др. Осознавались специфические юридические проблемы, требующие судебно-психологической экспертизы (Л.Е. Владимиров), необходимость типологизации преступного поведения (М.Н. Гернет, А.С. Тагер и др.), психологического анализа следов преступления – следового аффекта (А.Р. Лурия).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.