На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Детской литературе "

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Сахалинский Государственный  Университет
Институт филологии

Кафедра  русской и зарубежной литературы

 
 
 
Контрольная работа
по детской литературе
 
 
 
Выполнил: Студентка 6 курса(ОЗО
Проверил:
 
 
 
 
 
 
 
 
Южно-Сахалинск, 2010
 
Содержание:
ТЕМА 1.  Поэты серебряного века для детей и в детском чтении…………………………………………………………………………..3
ТЕМА 2. Приключенческая литература. Эссе на тему «Мой любимый писатель приключенческого жанра…………………………………………..6
ТЕМА 3. Фантастика и фэнтези в детской и юношеской литературе. Литературно-педагогический анализ сказки  К.С.Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф"……………………………………………….………………11
ТЕМА 4. Детская периодика в истории детской литературы…………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………………...27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТЕМА 1.
         Поэты серебряного века для детей и в детском чтении.
    А.Блок «Снег да снег» - подходит для литературного чтения в 1 классе. Его стихи  отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, что когда поэт  читал свои стихи, то слушатели шепотом повторяли вместе с ним строфы. Зайчик. Сборник стихов. Для дошкольного возраста. М.: Детская литература, 1974. - Мои первые книжки.

     В.Маяковский По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. «Тучкины штучки» 1917-1918гг. Должно было войти в книжку стихов «Для детков», предложенную Маяковским вместе с другим сборником стихов — «Издевательства» — к изданию Отделу изобразительных искусств Наркомпроса в декабре 1918 г. Издание не было осуществлено. Подходит для урока чтения в 3-4 классах, и на уроках внеклассного чтения для формирования первоначальных навыков литературного анализа. Источник -Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967.


«Что такое хорошо, и что такое плохо» 1925г. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т.10. Подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     Произведение С.Есенина «Поет зима – аукает…» создано в 1910 году. Рекомендовано для чтения во 2 классе. Поэзия Сергея Есенина вошла в педагогическую литературу ещё при жизни поэта. Впервые, по моим сведениям, в системе общеобразовательной школы такой сборник под названием «Урожай. Вторая после азбуки книга для чтения» был издан в 1918 году в Петрограде культурно-просветительным кооперативным товариществом «Начатки знаний». В сборнике напечатано стихотворение Есенина «Поёт зима — аукает...» под заглавием «Воробушки». Составил сборник педагог, писатель и публицист Николай Васильевич Казмин (в книге он выступил под псевдонимом Казмин-Вьюгов). Помимо стихотворений других поэтов, книга снабжена рисунками, русским фольклором и фольклором других народов, небольшими рассказами, былями, баснями, сказками без подписей. Напечатано в сборнике «Сергей Есенин» Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
    С.Черный - русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. Произведение «Живая азбука» создано в 1914г. Подходит для детей дошкольного возраста и первого года обучения в начальной школе. Источник - Живая азбука; Изд: Рипол Классик, 2006 г.
    И.Бунин лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Стихотворение «Листопад» вошло в сборник «Листопад», 1901г. – который вышел в символистском издательстве «Скорпион». Подходит для развития художественного чтения и развития навыков литературного анализа во 2-м классе и формированию навыков художественного описания картин природы в написании сочинений.

    М. Цветаева (1892 - 1941) - великая русская поэтесса, творчеству которой присущи интонационно - ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Стихотворение «У кроватки» посвящено подруге Вале Генерозовой, вероятно, написано еще в гимназии фон Дервиз в 1910г. Опубл.: Москва, 1910. «Вечерний альбом». Источник: Марина Цветаева. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1. Книга 1. Стихотворения. Изд.: Терра, "Книжная Лавка - РТР", 1997 г. Можно использовать на уроках внеклассного чтения в 1 - 2 классах для формирования навыков слушания стихотворений, рифмы, что впоследствии поможет развить навыки стихотворного анализа.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТЕМА 2.
Эссе на тему «Мой любимый писатель приключенческого жанра».
         Прочитала недавно «Мартина Идена»  Джека Лондона.  Взяла в руки просто от скуки, и уже не смогла оторваться. После этой книги смотрела на окружающие вещи по - другому, она полностью изменила моё мировоззрение. Очень поразил конец. При чтении Мартин Иден стал мне близким, некоторые поступки я, как девушка, не могла понять и осуждала его, потом прощала их ему. Но когда прочитала последнюю, я не поверила такому повороту событий и сказала себе: « Такого не может быть». Я перечитывала конец снова и снова и не верила ему. Так я и прониклась произведением впервые. В книге описана проблема, крайне актуальная и в наше время: пагубное влияние общества, его идей на человека. Становится стыдно за весь мир, когда молодому, решительному, морально очень сильному человеку систематически обламывают крылья те, кого он больше всех любит. И на этом фоне постепенного разрушения личности, глубочайшего разочарования в идеалах ничуть не удивителен трагический финал книги. До слез жаль было Мартина Идена, хотя умер он, наверное, задолго до конца. Вещь, конечно, поразительная. На меня книга произвела просто ошеломляющее впечатление. Тема становления личности, поиска смысла жизни, поиска себя в жизни в моём возрасте особенно актуальна. Язык прекрасен - удивительно легко и просто о самом важном и сложном, пожалуй.
        А герой даже среди джеколондонских – жемчужина. Я обратила внимание, что это типично американская психология. Ведь сам герой Мартин ставит в центр своей деятельности прежде свою личность. Он не считает, например, труд обязанностью. Высшая ценность для него - свобода. И он, и все герои произведения полагают, что главная задача писателя не учить людей, а выгоднее продать книгу, причём по определённой таксе за слово. Да и пишет ведь Иден собственно нее для публикации, а для себя, точнее, чтобы завоевать любовь Руфи. А друг Мартина, выдающийся поэт Бриссенден, тот вовсе не желает публиковать свою поэму, потому что большинство людей для него – толпа.
         Роман Джека Лондона "Мартин Идеи" начинается с описания первого визита главного героя в респектабельный буржуазный дом Морзов, где он познакомился с сестрой студента, за которого заступился в драке. С этого визита все и началось. Мартин влюбился в Руфь. Он хорошо понимал, что между ним и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Однако благодаря невероятному упорству и таланту Мартин овладел разнообразными знаниями, за очень короткий срок стал не только образованным, интеллигентным человеком, но и популярным писателем. Казалось, что все должно быть хорошо. Но Руфь, замкнутая в узкие рамки буржуазного мирка, не понимает Мартина, ему отказывают от дома Морзов.
Через некоторое время  колесо фортуны все-таки повернулось  к Мартину лицом. Его книги  охотно печатались издателями и нарасхват  раскупались читателями. Все, что  когда-либо было им написано, нашло  свое место на страницах журналов и газет. На его счету в банке  лежали сто тысяч долларов. Но мятущаяся  душа Мартина не находила никакого удовлетворения. Теперь, когда журналы  и издательства готовы были печатать все, что выходило из-под его пера, он вдруг потерял всякое желание  писать. Его мысли были заняты одним  — как понять все то, что произошло  с ним, что вообще происходит в  человеческой жизни.
         Мартин мучительно раздумывал о смысле человеческого бытия, о своей собственной роли во всем происходящем. Это были размышления человека, прошедшего жестокую школу жизни, сумевшего своим собственным трудом и умом выбиться из низов на вершину буржуазного общества и вдруг обнаружившего на этой вершине все то же "зловонное болото" капиталистической действительности.
         Чем заполнить эту пустоту, Мартин не знал. Иногда ему казалось, что лучший выход из создавшегося положения — вернуться к своим прежним занятиям, "он тоскует о кубрике, о кочегарке, как о потерянном рае". Но слишком глубокая пропасть пролегла между образованным модным писателем и простыми матросами. Нет, назад пути ему не было, его старый рай уже безвозвратно утерян. А нового рая он так и не нашел, несмотря на свалившиеся на него богатство и славу. И где-то на так любимом им океанском просторе Мартин выбрасывается из иллюминатора каюты.
         Невольно возникает вопрос: как же так, почему Мартин Идеи добровольно уходит из жизни в час своего полного триумфа? В чем подлинная причина гибели Мартина Идена? Ключ к пониманию истоков его личной трагедии лежит в признании Мартина Руфи: "Вы чуть не погубили меня, желая мне добра. Да, да! Чуть не погубили мое творчество, мое будущее! Я по натуре реалист, а буржуазная культура не выносит реализма. Буржуазия труслива. Она боится жизни. И вы хотели и меня заставить бояться жизни... Пошлость есть основа буржуазной культуры... А вы хотели вытравить из меня живую душу, сделать меня одним из своих...". Мартин Идеи был плоть от плоти, кровь от крови человеком своего класса. Но вот моряк превратился в модного, преуспевающего писателя. Причем его популярность зиждилась на реалистическом видении мира, на высказывании идей, которые буржуазное общество не принимало, но они щекотали его нервы, а знакомство с их автором позволяло считать себя либералом.
         В результате Мартин Идеи, сам того не желая, попал в положение человека, сидящего на двух стульях. По своим идеям, по своему мышлению он был и остался реалистом, ему были чужды мораль и предрассудки буржуазии. Но по своим доходам, по своему новому образу жизни он теперь принадлежал к классу буржуазии. И это противоречие требовало разрешения.
         В романе роковой прыжок Мартина в пучину океана описан, как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. И та обыденность, с которой уходит из жизни Идеи, — неотъемлемая часть "трагической национальной истории успеха" талантливого художника в Соединенных Штатах Америки. Мартин Идеи не захотел быть шутом, развлекающим буржуазную публику, но и другого пути для себя он не видел. Он не желал примкнуть к посредственностям, обслуживающим класс буржуазии, но и не находил в себе сил, чтобы стать в ряды тех, кто служит народу. В этом я вижу трагедию этой незаурядной личности.
         Если честно, очень тяжелое впечатление осталось от прочтения романа. Рыдала в конце, просто не могла остановится, так близко переживала все чувства героя! С первых слов я поняла, что эта книга - шедевр. Написана она понятным языком, и все в герое настолько органично и мысли его так ясны, что пробиваются слезы, когда читаешь обо всех его открытиях, чувствах. Его жизнь подлинная, реальная, в ней все цельно, все духовно, ярко, глубинно. Книга о человеке думающем, и сильном, целеустремленном. Кроме того, она затронула массу вопросов, включая образование, поведение в обществе, классовое неравенство, любовь, счастье. Книга способна перевернуть все миропонимание, она о жизни как таковой. Ведь перед каждым из нас стоит выбор, мы ищем свой путь, и для многих удел простого обывателя со знанием прописных истин не является пределом мечтаний.
         Мартин Иден - мой идеал, его жизнь как яркая вспышка, в ней было все, но все пронеслось очень стремительно, ему неведом был отдых и покой при жизни, он использовал все, что мог, не давая себе передышек. Он был слишком добр, верил мечтам, книгам, а жизнь оказалась другой, выжав из него все его силы и веру в будущее, в саму жизнь. Но он ее понял, прожил за 20 с лишним лет больше, чем другие проживают за сотню. Помоему роман слишком идеализирован, впрочем, как и всё творчество Лондона. Вера в подобную историю это сон. Но на таких людях, если они и есть держится весь мир. Ни к чему хорошему философские искания не приводят, особенно если ты хорошо знаешь жизнь. Лондон хорошо знал жизнь, но не понимал ее. Именно поэтому его эклектические изыскания расходятся с его реальным представлением о жизни. Вспомните Идена, который с трудом мог причислить свою сестру к числу рабов, портящих мировой генофонд. Лондон был таким же как его автобиографический геройи- чуждый лжи и самообмана. Почти все так называемые классики (Толстой, Достоевский) подгоняли жизнь под свою кабинетную философию, но не Лондон (за исключением его бредового романа "Время – не - ждет"). Потому Лондон иногда сам не верил в то, что писал или не хотел верить. Он так и не приблизился своим ограниченным умом к истине, поэтому писал такие фальшивые вещи как "Маленькая хозяйка большого дома". Впрочем, это характерно для позднего Лондона, повернувшегося на своих теориях. Сам сюжет вообще не вызывает нареканий. По сути это несколько измененная жизнь начинающего Лондона. Все персонажи живые и их легко представить наяву, представить их действия, мысли, жизнь. Во многих популярных книгах главные герои похожи друг на друга. Их невозможно воспроизвести мысленно, нарисовать, потому что они не люди, а функции, некий текст, выполняющий роль героев, как у Пьюзо. У Лондона такого нет. Большая часть героев просто взята из жизни без изменений.
         Сюжет - самое главное в книге. На втором месте то, как этот сюжет написан. Если я права, то "Мартин Иден"- одна из лучших книг в художественной литературе, особенно в направлении "критический реализм". Мне кажется, что Лондон первый совершенно отказался от плакатности, подгонки в литературе и стал писать бескомпромиссно жизненно - без преувеличений в угоду спросу или политике. Без этого и конечно без невероятного художественного чутья даже самые интересные сюжеты Лондона остались бы на свалке литературы. Лично я считаю, что творчество, жизненный путь Мартина Идена и его самообразование не главное. Это скорее вспомогательная часть сюжета, находящееся на поверхности. Главное глубже, просто такую необычайную историю читать интереснее, чем какой-нибудь серый случай, заканчивающийся смертью (ну или полной деградацией) простого человека, коих в нашей жизни очень много.
 
 
 
ТЕМА 3.
Фантастика и фэнтези в детской и юношеской литературе.
Литературно-педагогический анализ сказки   К.С.Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф".
         Льюис - человек своего века, но достаточно зоркий, чтобы ясно видеть недостатки современности. Любви к своему времени и в особенности к культуре XX (и в большой степени XIX) века он не питал. Льюис недаром был в претензии к современной культуре. Упадок воображения и фантазии в литературе XX века очевиден. Даже научная фантастика - ветвь литературы, к которой Льюис всегда проявлял особое внимание, - в большинстве своих образцов достаточно бескрыла. Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте в семье стряпчего. Трудно себе представить более несходных по складу характера людей, чем отец и мать Джека (так Льюиса прозвали домашние, и так же потом называли друзья до конца жизни). Спокойная, ровная, веселая мать - и отец, унаследовавший от своих предков, валлийских фермеров, бурный темперамент, легко переходивший от припадков буйного гнева к приливам сентиментальной нежности. Неуравновешенность отца пугала Джека, и он приучил себя сторониться эмоций, подходить к жизни разумно и критически. Навык критического подхода, вероятно, сказался, когда Льюис выбрал для себя карьеру ученого, но недоверие к эмоциональной жизни он позже утратил.
         Однако еще сильнее, может быть, чем родители, повлиял на Джека дом, в который семья переехала, когда мальчику было семь лет. Прочитав описание дома профессора Керка в "Льве, колдунье и платяном шкафе", вы увидите его, как наяву. Льюис и сам вспоминал, что его сформировали как личность длинные коридоры, пустые, залитые солнцем комнаты, экспедиции на чердак... А кроме того, дом был завален книгами. Родителей никогда не интересовало, что читает сын, и он выбирал тома по своему вкусу - это были как раз те книги, которые совершенно не привлекали отца с матерью. Конан Дойль, "Янки при дворе короля Артура", "Путешествия Гулливера" остались в его памяти рядом с классиками детской литературы Англии Эдит Несбит и Беатрикс Поттер.
         Одинокий, по-детски скрытный, романтичный Джек и сам потянулся к писательству. Сыграл свою роль и врожденный физический недостаток (у него плохо двигался большой палец), не позволявший заняться тем, что мы назвали бы сейчас "техническим творчеством". Мальчик очень любил животных, они-то и стали его первыми героями. В "Покорителе Зари" Льюис обмолвился, что почти у всех людей есть потайная страна. Самолично изобретенная страна была в детстве и у него. Впрочем, он ни от кого ее особенно не скрывал и охотно делился с родителями и старшим братом рассказами о событиях в этом государстве, которое он назвал Страной Животных или Боксеном. С каждым новым рассказом Страна Животных разрасталась, населялась разнообразными существами, обретала историю, географию, политику...
         Когда в 1978 году в издательстве "Детская литература" вышла в свет сказка К.С.Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф", редакция адресовала ее детям "младшего возраста". Нет сомнения, что малыши с радостью приняли эту книгу, давно уже ставшую редкостью. Но думается, что "Хроники Нарнии" (а "Лев, колдунья и платяной шкаф" - вторая часть этого цикла) доставят радость не только самым маленьким. Сам Льюис считал, что книга для детей, которая нравится только детям, - плохая книга. Имея это в виду, я постараюсь рассказать в предисловии о вещах, интересных и детям, и взрослым.
         Один из малопривлекательных (поначалу) персонажей пятой хроники. Юстэс Кларенс Вред, никогда не читал нужных книжек, зато прочел массу ненужных. В результате он был уверен, что звезды - это шары из пылающего газа. Каково же было изумление Юстэса, когда он услышал: пылающий газ -не звезда, а всего лишь то, из чего она сделана. Великолепие ночного неба, холодные иглы звезд, восторг перед величием мироздания - всего этого не объяснишь естественно - научной теорией, сколь бы корректна она ни была. Конечно, научные истины существуют и занимают подобающее им место в картине мира. Но есть истины, для постижения которых научные теории не дадут ничего. Странное, двойственное существо - человек! Помимо разума он обладает еще и душой, и она, порою без всяких логических обоснований, чувствует и воспринимает такое, что разуму и не снилось. Сон разума не всегда рождает чудовищ - бывает, что рождает он высокие озарения и красоту, превосходящую пределы научного понимания.
         Велик соблазн поспешно заключить, что Нарния - это Боксен повзрослевшего Льюиса. Увы, параллель оказывается поверхностной. Нарния - Страна Чудес. В Боксене никаких чудес принципиально не происходит. Под масками животных скрываются персонажи, заимствованные, скорее всего, из обычных разговоров между домашними, В Мыши, к сожалению, нет ничего мышиного, в Зайце - ничего заячьего... Их прозаическая жизнь кружится в орбите повседневных интересов: газетные сплетни, деньги, политика, карьера... Странный набор для романтичного ребенка!
         Разгадку можно отыскать в автобиографии Льюиса. На ее страницах вырисовывается образ мальчика, жизнь которого проходила как бы на двух уровнях - "внешнем" и "внутреннем", уровне интеллекта и уровне воображения. Прямое воплощение "внешней" жизни - Страна Животных, о которой он писал, в общем-то, достаточно открыто. "Внутренняя", скрытая жизнь Льюиса - история ощущения, которое он позднее назвал Радостью.
         Радость - понятие, ключевое для духовного развития и творчества Льюиса. Не уяснив, что это такое, не разобраться и в "Хрониках Нарнии". По словам самого писателя. Радость - это "неудовлетворенное стремление, которое само по себе более желанно, чем удовлетворение любого другого стремления", иными словами, захватывающий дух порыв к чему-то неопределенному, но высокому и прекрасному. Это особое чувство он неоднократно испытывал с детства, оно во многом определило его психическую жизнь и философские искания. Испробовав множество вариантов, Льюис, наконец, нашел удовлетворение своих стремлений в христианстве. Впрочем, христианство для него - не тихая пристань, а утверждение смысла и цели мироздания и человеческой жизни, открытое признание тех принципов, которые мы сейчас гордо зовем "общечеловеческой моралью".
         Но от первых мальчишеских ощущений Радости до обращения к христианству очень неблизко. И. конечно, не только внутренние ощущения, но и внешние события определили позицию будущего писателя и мыслителя. Жестокость и садизм воспитателей в школе, куда десятилетний Джек попал после смерти матери, откликаются саркастическими замечаниями в адрес современных школ в "Хрониках Нарнии"- Зато глубочайшее уважение Льюис питал к У.Т.Керкпэтрику. у которого обучался частным образом в 1914-1917 годах. Давний интерес своего ученика к северной (скандинавской и древнегерманской) мифологии и литературе Керкпатрик развил в любовь к классической античности и глубокое знание древних языков. Добрые воспоминания об учителе легли в основу образа профессора Керка в "Льве, колдунье и платяном шкафе" и "Последней битве" - это, конечно, самый обаятельный из взрослых персонажей во всех "Хрониках Нарнии".
         Университетская жизнь Льюиса бедна внешними событиями, но чрезвычайно интенсивна в духовном и творческом отношении. Нажитый жизненный опыт, философские раздумья о фундаментальных вопросах бытия - все это перерабатывается, сплавляется в монолитный мировоззренческий комплекс и воплощается в филологических и богословских трудах и в художественных произведениях. Три грани творчества Льюиса тесно связаны между собой, и границы между ними условны. Ученый-филолог, знаток классической и средневековой литературы, постоянно присутствует в "Хрониках Нарнии". Льюис-богослов и пламенный проповедник ощутим и в ученых трудах ("Аллегория любви", 1936; "Предисловие к "Потерянному раю", 1942), и в романах, которые западные критики часто (и ошибочно) называют "научно-фантастическими", да и в других художественных книгах.
         Умер Льюис 22 ноября 1963 года, не дожив всего недели до 65 лет. По странному, но, может быть, многозначительному совпадению, в этот же день прозвучали роковые выстрелы в Далласе.
         "Я писал такие книги, какие мне самому хотелось бы прочесть, - заметил как-то автор "Хроник Нарнии". - Именно это всегда побуждало меня взяться за перо, Никто не желает писать книги, которые мне нужны, так что приходится это делать самому..."  "В каком-то смысле мне никогда не приходилось "создавать" историю... Я вижу картины. Некоторые из них чем-то - может быть, запахом - похожи друг на друга, и это их объединяет. Не нужно им мешать - наблюдай тихонько, и они начнут сливаться воедино. Если очень повезет (со мной так еще не бывало), целая серия картин сольется до того здорово, что получится готовая история, а писателю ничего и делать не придется. Но чаще (это как раз мой случай) остаются незаполненные места. Вот тут-то самое время подумать, определить, почему такой-то персонаж в таком-то месте делает то-то и то-то. Я представления не имею, так ли работают другие писатели и вообще так ли нужно писать. Но я по-другому не умею. У меня первыми всегда появляются образы."
         Именно так и произошло с "Хрониками Нарнии". Повесть "Лев, колдунья и платяной шкаф" (она была написана первой) началась с воображаемой картины: фавн с зонтиком в заснеженном лесу. Льюис вспоминал, что этот образ преследовал его с шестнадцатилетнего возраста. Гораздо позже появилась другая картина - королева в санях, запряженных северными оленями - и. наконец, образ льва. Когда Льюис начинал писать первую сказку, никакого льва не было еще и в помине, и книга никак не "вырисовывалась". Зато с появлением Аслана головоломка сложилась сама собой, все картинки встали на место. Аслан будто потянул за собой все семь повестей о Нарнии, и они легли на бумагу сравнительно быстро и легко.
Другой вопрос, почему Льюис - крупный ученый, автор ряда вполне "взрослых" книг - вообще обратился  к сказке. Конечно, литературная сказка имеет в Англии славные традиции, и среди любимых писателей  Льюиса не последнее место занимают сказочники - например, мало известный у нас, но широко популярный в Англии Джордж Макдональд, создавший во второй половине XIX века целый ряд сказочных романов и повестей. Внимание Льюиса к сказке и мифу, несомненно, подстегивалось и его интересом к классической и средневековой литературе, и постоянным общением с Толкиеном и Уильямсом. Но у Льюиса были и другие причины написать серию именно сказочных повестей. Об этих причинах он высказался лаконично: "Волшебная сказка - самый подходящий жанр, чтобы выразить то, что я хотел сказать".
         Когда имеется такое прямое указание автора, вряд ли есть смысл пытаться объяснить за него, "что он хотел сказать". Так или иначе, кажущаяся простота сказок не помешала Льюису вместить в них свои сокровенные мысли. "Хроники Нарнии" - своего рода средоточие выношенных и выстраданных помыслов, идей и умозаключений автора.
         Повести создавались не в том порядке, в котором Льюис их хронологически разместил для чтения. Первой была написана сказка "Лев, колдунья и платяной шкаф", в том же 1949 году за ней последовал "Принц Каспиан". Наиболее продуктивным оказался 1950 год, когда одна за другой были созданы "Покоритель Зари", "Конь и его мальчик" и "Серебряное кресло". Льюис завершил свой труд двумя обрамляющими повестями, которые рисуют начало и конец истории Нарнии: "Племянник чародея" (1951) и "Последняя битва" (1953). Первая публикация цикла относится к 1950-56 годам.
          "Хроники Нарнии" - цикл многоплановый, допускающий возможность разнообразного восприятия. Ведь писал же Льюис: "От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь".
         Проще всего прочитать "Хроники" как приключенческие повести, где рассказ об отважных и удачливых героях обильно сдобрен чудесами и волшебством. Наверно, большинство читателей именно так и воспримут сказки Льюиса - и это будет увлекательное чтение, потому что автор - отличный рассказчик, от его книг не так-то легко оторваться. Но стоит заглянуть поглубже и мы увидим, что события повестей - не просто приключения ради приключений. Перед героями постоянно встают вопросы морального выбора, и от того, как эти вопросы решаются, зависит судьба персонажа, а порою и нечто гораздо большее. Конечно, где-то на заднем плане постоянно маячит фигура благого золотогривого Аслана, и это зримое или незримое присутствие порою помогает сделать выбор. Но в конечном итоге все зависит от свободной воли героя. А "быть хорошим" в Нарнии, надо сказать, не легко и не просто. Сколько встречается на пути ситуаций, когда поступать правильно попросту не хочется, когда ужасно тянет отведать волшебного рахат-лукума, когда правильный выбор может принести выбирающему боль, страдание, а то и смерть! Ведь даже сам Аслан, спасая Эдмунда, погиб во второй повести цикла... Так что правильность выбора вовсе не обусловлена заранее. В Нарнии возможно и предательство, и "коллаборационизм"; дракон скупости и подлости, сидящий в человеке, вполне может выползти наружу и одеть своего хозяина в скользкую чешую. Но при всем том Льюис неизменно уверен в главенстве и финальной победе Добра. Лекарство может быть горьким (вот увидите, как с Юстэса будут сдирать драконью шкуру!), но оно существует. Только те, кто не верит в саму возможность Добра, оказываются в тюрьме, сотворенной их собственным сознанием, как это случилось с дядюшкой Эндрю в "Племяннике чародея" и с гномами в "Последней битве". Для них ничего не может сделать даже Аслан,
         "Хроники Нарнии" отличаются от множества детских книжек тем, что "положительные" персонажи в них ничуть не менее интересны, чем "отрицательные". От самого Аслана никогда не знаешь, чего ждать: это вам не ручной лев! Что уж говорить о детях - пришельцах из нашего мира! Критики порою упрекали Льюиса в том, что он не знает и не умеет изображать детей. Да, своих детей у Льюиса не было: когда создавались "Хроники", не было еще и приемных. Дети его книг во многом "смоделированы" по воспоминаниям о собственном детстве. Но тем значительнее достижение писателя: ведь некоторые - не все, но некоторые - персонажи книги - вполне полнокровные характеры. Таковы Дигори, Шаста, Люси, да, пожалуй, и Юстэс. И что еще важно: среди персонажей почти нет статичных, однозначно "хороших" или "плохих". Герои развиваются либо к Добру, либо к Злу, в зависимости от того, какой выбор они сделали.
         И, наконец, если заглянуть в "Хроники" еще глубже, раздернув занавес отдельных приключений и отдельных судеб, перед нами предстанет сама Нарния - Страна Чудес со своей географией и историей - Мир Чудес, в котором она расположена.
         Сотворение "иных миров", напомню, - главная задача той "школы сказочников", родоначальником которой считают Толкиена. Было бы ошибкой безоговорочно относить Льюиса к этой "школе", но "иной мир" он создал, и это невероятно интересный мир. Кто однажды там побывал, никогда его не забудет.
         Прежде всего это Мир Чудес. Льюис не жалеет красок, чтобы убедить в этом читателя. Так, "Покоритель Зари" воспринимается прежде всего как реестр чудес, которые можно встретить, отправившись в путешествие. Вода здесь обращает в золото все, что в нее попадает; в непроглядном мраке таится Остров Сбывшихся Снов; гостеприимный хозяин оказывается звездой, спустившейся с небес; наконец, мореплаватели добираются до Края Света. Но все-таки в этом Мире Чудес чудеснее всего сама Нарния, где фонарный столб, как дерево, вырастает из земли и из-за каждого куста выглядывают ожившие персонажи древних сказаний и мифов: говорящие звери и птицы, гномы и великаны, фавны и кентавры - всех и не перечислишь. (Льюиса, бывало, обвиняли в многочисленных заимствованиях, в частности, в том, что он жителей Нарнии "надергал с миру по нитке". Но ведь в этом-то и был его замысел : создать новую, но легко узнаваемую реальность из известных элементов! И если есть одно слово, которым можно определить Нарнию - это слово Радость, та самая Радость, которую Льюис так часто ощущал и о которой так много думал. Это не значит, что
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.