Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги: сущность, виды, функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  Министерство образования и науки
                        Российской  Федерации 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Российский
     государственный торгово-экономический университет 
     Саратовский институт (филиал)  
 
 
 

     Кафедра внешнеэкономической деятельности 
 
 

                 КУРСОВАЯ  РАБОТА
         ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  

                           Тема: Налоги: сущность, виды, функции. 

                     Выполнила: студентка 
                     Курс, 1
                     факультет учетно-экономический
                     Пугачева  Татьяна Евгеньевна
                     Номер зачетной книжки Б 09073
                     Преподаватель
                     ученая степень__________________
                     ученое звание___________________   
                     Лахнова Татьяна Владимировна 
     
     

             Содержание  работы
Введение           стр. 3
Глава  1. Налоги         стр. 4
      Сущность, функции, принципы налогообложения   стр. 5
      Классификация налогов. Пропорциональный налог.  стр. 10
          Прямые и косвенные налоги.  Чистые налоги.
      Налоговая политика и социально - экономический        стр. 12
          прогресс.
Глава 2. Налоговая  система России.     стр. 17
      2.1 Структура Российской налоговой  системы.   стр. 22
      2.2 Особенности исчисления отдельных налогов.  стр. 27
      2.3 Основные направления налоговых  реформ.   стр. 35
Заключение.         стр. 37
Список использованной литературы.      стр. 41  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Введение
      Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Налоги – основная доходная часть бюджета  и одновременно  важный инструмент государственного регулирования экономики  и способствуют её развитию.
      Возникновение налогов отмечено  на самых ранних стадиях разделения общественного труда и развития государственных образований. Развитие  государства и расширение его функций сопровождается эволюцией научных взглядов на налоги, как социально - экономическую категорию.  Классическая теория рассматривает налоги как один из  видов государственных доходов, которые должны покрывать расходы на содержание  правительства. Какая – либо иная роль налогам не отводится.
Государство должно обеспечить развитие рыночных отношений, охрану права собственности. Для  этого нужны финансовые  ресурсы, а их основным источником могут быть только налоги.
      Существует  четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели  до сих пор:
    принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения  налога между гражданами соразмерно их доходам;  
    принцип определенности,  требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны  плательщику;
    принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься  в такое время и таким  способом, которые представляют  наибольшие удобства  для  плательщика; 
    принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога,  в рационализации системы  налогообложения.
Первые  три принципа ориентируют на меры, способствующие расширению налоговой  базы.  
     Совокупность  взимаемых в стране налогов, правил их  уплаты и налоговых органов  называется налоговой системой.  В России основы налоговой системы закреплены  в Налоговом кодексе Российской Федерации. 
             Глава 1. Налоги
      Налоги – одна из древнейших  экономических и правовых  категорий, определяющих взаимоотношения  государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную  казну, они  представляют собой динамичную систему, развивающуюся  во  взаимодействии с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.
      Любому  государству  для  реализации  своих функций необходимы фонды  денежных средств, основным источником  формирования которых могут  быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством установления  и взимания обязательных  платежей  в казну с граждан и организаций. Указанные платежи выражают  обязанность частных  лиц  участвовать  в формировании государственных централизованных  финансовых ресурсов  и в совокупности  выступают важнейшим звеном  финансовой  политики  государства.
      А. Смит (1723-1790гг.) определил налог как бремя, накладываемое государством в  законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер  и порядок уплаты. Он выдвинул тезис о непроизводительном  характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества1.  Но одновременно  этот ученый понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выполняет, - признак не рабства, а свободы.
      Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов  и  налогообложения  состояла в том, что советское «общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов». Это означало, что за годы социалистического строительства в СССР отсутствовала мотивация и востребованность  научных разработок в области налогообложения.
      Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы и связанных с ней теоретических  исследований, в том числе принятия налогового законодательства.
      Одна  из первых проблем, которую надо  было решать,- это уточнить содержание категории «налог».
      Хотя  этот вопрос до сих пор остается дискуссионным  в силу двойственной (экономической и правовой) природы  налога, но можно утверждать, что определенное продвижение по данному направлению есть.2 
      Определение понятия налога и выявление его  признаков является  важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения.
            
       1.1 Сущность, функции, принципы налогообложения.
      Сущность  налога – это реально существующие  отношения перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций. Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций.
      Из  основного назначения налога как  инструмента обеспечения государства  денежными средствами  для выполнения своих задач вытекает главная  функция налогов – фискальная ( от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis- относящийся  казне). Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется  качественная определенность  налогов, их  общественное  назначение  как источника средств, обеспечивающих  функционирование  государства, и единственная  функция, которая не ставится под сомнение  в экономической литературе. Практически все экономисты считают, что основной  функцией  налогов является  фискальная, и долгое время считалась самодостаточной  для выражения сути и  назначения налога. Однако  поскольку взимание налога является прерогативой государства, оно  получает возможность воздействовать на социально-экономические процессы с помощью механизма налогообложения, что предопределило разнообразие классификаций функций налогов. Объективный  характер существования фискальной  функции создает условия  и возможности ее реализации в налоговой политике, т.е. воздействие налога  на  воспроизводственный  процесс. В  этом качестве ее можно выделить как регулирующую функцию, которую можно встретить в экономической литературе под разными названиями, именно эта функция определяет  задачи налоговой политики  государства.
      Регулирующая  функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных  процессов оказывают влияние на процессы, протекающие  в хозяйственной  жизни  страны, в том  числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции  и структурные изменения.
      В то же время регулирование  производства, направленное  на ускорение темпов экономического роста, повышает его доходность, расширяет базу фискальной функции. Из этого объективно и логично следует взаимосвязь и внутреннее единство функций, которое не исключает и противоречие  между ними. Фискальная  отражает отношения  налогоплательщика  к государству, а регулирующая – государства к налогоплательщику. Позитивной  роль налогов  будет тогда, когда  потенциал налога как экономической категории реализован  на  практике  и достигается относительное равенство между налоговыми  функциями.    
      Через  налоговую систему государство  осуществляет перераспределение финансовых  ресурсов, в  том  числе перетекание  денег  из производственной сферы  в социальную – распределительная или социальная  функция   налогов.   
      С помощью  контрольной функции  налогов, благодаря налоговой статистике  и анализу  налоговых деклараций государство владеет  информацией об  истинном  финансовом  положении страны, о финансово-хозяйственной  деятельности  организаций, об  источниках  доходов юридических и физических лиц. Точное знание  о состоянии экономики  позволяет вносить  своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.
      Пятая функция налогов политическая, нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное соглашение между Россией и Беларусью  о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения».
      Условием  оптимального  использования функций  налогов являются принципы налогообложения. Принципы  налогообложения  - это сущностные, базисные  положения, касающиеся целесообразности оценки налогов как экономического явления.   
      А. Смит сформулировал основные принципы  налогообложения, завоевавшие абсолютное признание и ставшие фундаментальными.
    Принцип равномерности, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения между гражданами соразмерно их доходу, каким они пользуются под покровительством  и защитой государства.
    Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время уплаты были  точны и определены.
    Принцип удобности, предполагающий, что налог  должен взиматься наиболее удобным способ для налогоплательщика.
   Принцип дешевизны, заключающийся в том, что сбор налогов должен обходиться государству как можно  дешевле.
    Таким образом, разработанные в 17-19 вв. и уточненные в 20 в. с учетом экономических реалий принципы налогообложения в настоящее время могут быть  классифицированы по определенным  направлениям
           Современная классификация  принципов налогообложения:
          
     
     

    К экономическим  можно отнести  принципы:
    Эффективности налогообложения  с  точки  зрения производительных сил, воспроизводственных процессов и социальной направленности;
    прогнозирования налогообложения. В настоящее время возрастает многовариантность применения  различных видов налогов;
    нейтральности, предполагающий, что налог не  должен препятствовать формированию рыночных отношений, а должен способствовать созданию конкурентной среды как основы этих отношений.  
     К организационным принципам относятся:
    универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые  требования для всех  плательщиков;
    удобство уплаты налогов;
    стабильность. Нестабильность налоговой системы, перманентный  характер  ее изменений  является одним  из  факторов, сдерживающих экономический рост;
    гармонизация. Принцип  основан на необходимости  построения такой налоговой  системы, которая  учитывала бы международные нормы и правила, что имеет  существенное значение  в условиях глобализации экономики.
      К правовым относятся принципы:
      отрицания обратной силы закона, ухудшающего положение граждан;
        законности;
    приоритетности налогового законодательства, заключающейся в том, что  акты, регулирующие отношения, не связанные с вопросами налогообложения, не должны  содержать нормы, устанавливающие особый  порядок налогообложения.   
    Вопрос  о размерах критического налогообложения  давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:
    ставка  налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
    ставка  налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в «теневую экономику»);
    точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.
    

    Если  налоговая ставка превышает объективную  границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.
Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике.   

    2 Классификация налогов.  Пропорциональный  налог. 
            Прямые и косвенные  налоги. Чистые налоги. 
     Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Налоги можно классифицировать по методу взимания, по характеру налоговых ставок, по объектам  поступления. В научной литературе для классификации налогов используется специальный  термин – таксономия.
     В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:
      по способу взимания;
      уровню управления;
      субъекту уплаты;
      объекту обложения;
      принадлежности  к звеньям бюджетной системы;
      назначению;
      срокам уплаты.
     По  методу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
     Прямые  налоги – это налоги  на доходы и имущество налогоплательщика. Примерами могут быть корпоративный налог (в России он называется налогом на  прибыль организаций) и индивидуальный подоходный  налог (в России он называется  налогом на доходы физических лиц), а также налоги на имущество и за  пользование природными ресурсами.
     Косвенные налоги – налоги на товары и услуги. Примерами являются налог на добавленную  стоимость (НДС), таможенные  пошлины  и таможенные сборы, акцизы (это налоги на  некоторые товары, обычно  спиртное  и табачные изделия, горюче-смазочные  материалы, легковые автомобили). В отличие от  прямых налогов, косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем товара  и услуги. В России  в налоговых поступлениях прямые  и косвенные налоги разбиты  примерно поровну.
     Косвенные налоги обычно подразделяются  на следующие  виды:
        универсальные;
        индивидуальные;
        фискальные монопольные;
        таможенные пошлины.
     По  характеру ставок  налоги делятся  на регрессивные  налоги -  это налоги, ставки которых  уменьшаются  при возрастании объекта   налога. Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от  размеров объекта налогообложения, или, как часто говорят, - плоскими. Например, в России ставка  подоходного налога с физических лиц составляет 13 %  вне  зависимости от размеров дохода налогоплательщика.    
     Джон  Мейнард Кейнс ввел понятие чистые налоги — собранные налоги за вычетом трансфертных платежей, то есть платежей, в обмен на которые правительство не получает товаров и услуг. (Наиболее типичные примеры трансфертных платежей — это государственные пенсии престарелым и инвалидам, помощь безработным и малоимущим, а также государственные субсидии убыточным предприятиям.) Что же из этого получилось? Рассмотрим две гипотетические ситуации:
Ситуация налоги Трансфертные  платежи Чистые налоги
  В процентах  от валового национального продукта
     А      20      5      20-5=15
     В      80      65      80-65=15
 
     Очевидно, что ситуация А гораздо более  благоприятна для того, чтобы работать и зарабатывать, а ситуация Б — для того, чтобы получать пенсии, пособия и субсидии. Однако с точки зрения теории Кейнса эти ситуации тождественны только потому, что ставка чистого налога в обоих случаях составляет 15%. 


1.3  Налоговая  политика  и  социально-экономический прогресс.
     Одним  из  основных  инструментов  государственного регулирования  экономических процессов  является налоговая политика, которая представляет собой  систему  целенаправленных действий  государства  в области  налогообложения на основе экономических, правовых и организационно – контрольных мероприятий. Налоговая политика относится  к  косвенным методам государственного  регулирования.
     Содержание  и цели налоговой  политики  обусловлены  объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.
     В  силу  указанного  представляется первостепенным сформировать  концепцию  налоговой  политики с  позиции  экономической  детерминированности, т. е. равновесия  финансовых интересов  государства и хозяйствующих  субъектов.  Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между  хозяйствующими  субъектами  и ограничивая  тем самым   их производственное  и личное  потребление, являются причиной  возникновения противоречия  между ограниченными размерами объектами собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом  налогообложения.
       Социально – экономическая политика государства призвана обеспечить достижение общенациональных целей и соблюдение интересов каждого гражданина. Согласовать общественные и личные интересы можно лишь на основе разумного государственного регулирования экономики.  Социально – экономический смысл налога – смена формы  собственности или переход  права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.
     Налоговая  политика определяет роль  налогов  в обществе, которая может  быть позитивна  или негативна по отношению  к  субъектам  хозяйствования. Для  государства рост налоговых  изъятий  является положительным фактором, а  для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема  состоит  в определении границ  изъятия, оптимальном сочетании  функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической  системы  в обществе.
     Центральный вопрос  налоговой политики –  это  необходимость  научного  обоснования предела  налоговых  изъятий, т.е. величины  ставки  налогов, не угнетающей  производителей и  воспроизводство  рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает  два  вектора. Первый связан с размером  индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй – с размером  налогового бремени  на макроуровне, т.е. какая доля  созданного ВВП должна  перейти к  государству.
     Цели  налоговой политики:
    фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства  финансовыми  ресурсами путем мобилизации  части  созданного  ВВП  страны для финансирования  его  расходов. Может  быть  двух видов – гибкая и автоматическая, или, как чаще  говорят, дискреционная (от англ. discretionary – действующий  по  своему усмотрению) и недискреционная  политика;
    экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для  регулирования спроса  и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
    социальная – сглаживание неравенства в уровнях  доходов населения  путем перераспределения национального  дохода  и  валового  внутреннего продукта, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий физических лиц(малоимущих, инвалидов, многодетных, пенсионеров, студентов), низкое налогообложение  социально значимых товаров  и услуг или  же, наоборот, повышенное налогообложение предметов  роскоши;
    стимулирующая – предполагает активизацию инвестиционной     и инновационной  деятельности, создание  условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных  отраслях  экономики;
    экологическая – охрана окружающей среды  и рациональное  природопользование за счет  введения экологических налогов  и штрафных  санкций;
    контрольная – используется государством для принятия решений  в области  функционирования  как отдельных  видов налогов, так  и всей  налоговой  системы;
    международная – введение налогов  в соответствии с требованиями международных соглашений  для  укрепления  экономических связей с  другими странами.
     Методы  осуществления  налоговой политики зависят от целей, которые стремится достичь  государство. В современной  практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой  нагрузки  на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот и др.
     Субъект  управления – государство.
     Объект  управления – налогообложение.
     Содержание  налоговой политики  многогранно  и включает  в  себя:
    выработку  научно  обоснованной концепции  развития налоговой  системы;
    определение основных направлений и принципов налогообложения;
    разработку мер, направленных на  достижение поставленных  конкретных  целей  в области социально- экономического развития общества, увеличения  доходной части бюджета  и т.д.        
     В зависимости от длительности периода и характера решаемых  задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
     Налоговая  стратегия предусматривает решение  крупномасштабных задач, связанных с  разработкой концепции развития налоговой  системы  страны.
     Налоговая  тактика  предусматривает  решение  задач  конкретного периода путем  своевременного  изменения  налоговой  системы.
     Стратегические  направления  налоговой  политики  определяются  высшими органами исполнительной  и  законодательной  власти  государства.
      Можно  выделить  следующие стратегические направления налоговой политики :
    построение стабильной  налоговой системы;
    облегчение налогового  бремени  товаропроизводителей;
    сокращение  налоговых льгот;
    развитие налогового федерализма.
       В зависимости от  масштаба  и сферы  влияния налоговая   политика  подразделяется   на  внутреннюю и внешнюю.  Внешняя  налоговая  политика
направлена  на избежание двойного налогообложения, сближение  налоговых систем  различных стран, усиление  налогового контроля при совершении международных  торговых операций. Внутренняя налоговая  политика проводится  в  рамках  национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач. 
      Существует  три типа налоговой политики:
    политика максимальных налогов;
    политика  разумных налогов;
    политика  высоких налогов  с  одновременно  высоким уровнем социальных  гарантий.
    В  первом  случае государство  устанавливает  высокие  ставки налогов,
сокращает  налоговые  льготы,  преследуя  только  фискальную цель. Такая  политика  проводится  государством  в  определенные  моменты развития. Подобная  политика была  в  Российской  Федерации  в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения  не существовало, в силу  чего  она привела к негативным  последствиям.
      Во  втором случае  государство учитывает  не только фискальные  интересы, но и создает  максимально  благоприятные  условия для  развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная  политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию социальных  программ.
      Третий  тип налоговой  политики  представляет собой нечто среднее между  второй и первой. Ее  суть в  установлении высокого налогообложения и значительного числа  государственных  программ.     
      25 мая 2009 г. Правительством Российской Федерации были одобрены основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010-2012 годы (далее - Направления налоговой политики). Как следует из рассматриваемого документа, дальнейшего снижения налогового бремени не планируется. Основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 г. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться в рамках бюджетной политики. Запланировано совершенствование взимания так называемых "ресурсных" налогов: на добычу полезных ископаемых и водного. Изменения коснулись и порядка исчисления налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения, НДС, "зарплатных" и "имущественных" налогов3.  
 

      Глава 2. Налоговая  система  России.
     Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране налогов, правил их уплаты  и налоговых органов. В России основы налоговой  системы закреплены  в Налоговом кодексе Российской Федерации.
     Становление  налоговой системы РФ в 1992-1998 гг. проводилось спонтанно. Но  с  1999 года началось  постепенное  введение  в  действие основополагающего документа  законодательства о налогах  и  сборах – Налогового кодекса РФ (НК РФ).
     Налоговый  кодекс РФ устанавливает принципы построения  и функционирования налоговой  системы, порядок  введения, изменения и  отмены  федеральных, сборов  и  пошлин, а  также принципы  установления  региональных  и  местных налогов  и других обязательных платежей. Он определяет правовое  положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений  и других участников  налоговых отношений; устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых  обязательств, обеспечению  мер по их выполнению, ведению  учета  финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к  ответственности за  налоговые правонарушения и  обжалованию действий должностных лиц  налоговых органов.
     Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная  система налогов, определены функции, полномочия  и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой  политики.
     Первая  часть НК РФ включает в себя  семь  разделов.
     Первый  раздел состоит из общих положений, характеризующих законодательство  о налогах и сборах, и устанавливающих  систему налогов и сборов РФ. Определенная НК РФ система  сохранила трехзвенность, обеспечивая доходами все уровни управления.
     В разделе 2 речь идет  о налогоплательщиках и налоговых агентах, об их правах и обязанностях, о представительстве  в налоговых отношениях.            
     Раздел 3 говорит о  налоговых  органах  и близких к ним органах  государственной власти.
     Разделом 4 устанавливается общие правила  исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
     Раздел 5 определяет  порядок  сдачи налогоплательщиком налоговой декларации, а также формы и методы проведения налогового контроля.
     Раздел 6 классифицирует налоговые правонарушения и определяет ответственность за  их  совершение. Подобная классификация налоговых нарушений, по сути дела, проведена впервые в  российском  налоговом законодательстве.
     Раздел 7 устанавливает порядок обжалования  актов  налоговых органов и  действий их должностных  лиц.
     Итак, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК  РФ и принятых  в соответствии с ним Федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и  иных нормативно – правовых актов о налогах и сборах  субъектов Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
     Основной  постулат налогового  законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
     С 1992 по 1999 гг. происходили многочисленные  изменения налогового законодательства. Вводились  они  зачастую в  середине календарного года по  несколько раз, некоторые  из  них имели обратное  действие. Все это дестабилизировало налоговую  систему, нарушало финансовые программы предприятий и организаций, усложняло процесс налоговой проверки. В связи  с этим в  первый  раздел  НК была  введена  статья 5, говорящая  о  действии актов законодательства о  налогах и сборах  по времени.
     В России действует трехзвенная  налоговая  система, что соответствует мировой  практике. Федеральные налоги  и  сборы устанавливаются  Налоговым  кодексом и обязательны  к  уплате на всей территории страны. Региональные налоги  и сборы устанавливаются НК и законами субъектов Федерации, вводятся в  соответствии с НК и обязательны к  уплате на территории соответствующих субъектов Федерации. Местные налоги и  сборы устанавливаются НК и  нормативными  правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в  действие в соответствии с  НК и обязательны к  уплате на  территориях  соответствующих  муниципальных образований.           
     Помимо  этого НК  определены специальные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом признается  особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Часть вторая НК РФ  устанавливает правила обложения налогами  и сборами, составляющими  в совокупности  систему налогов  и сборов Российской Федерации, а  также  определяет законодательные основы специальных налоговых режимов, применение которых  допускается  в Российской Федерации.   В настоящий  момент действующее законодательство допускает применение следующих  специальных налоговых режимов:
    упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)(гл.26.1НК РФ);
    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ);     
    единый налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ).
     Статья 13 НК РФ «Федеральные налоги и сборы» неоднократно подвергалась изменениям, мы пользуемся ее редакцией, определенной  на 1 июля 2006г.
     федеральным  налогам и сборам относятся: 
    1) налог  на  добавленную  стоимость;
    2) акцизы;
    3) налог  на доходы  физических лиц;
    4) единый  социальный налог;
    5) налог  на прибыль организаций; 
    6) налог  на добычу полезных ископаемых;
    7) водный  налог;
    8) сборы  за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;
    9) государственная  пошлина;
    В настоящее  время  существует три региональных налога:
    1) налог на имущество организаций;
    2) налог  на игорный бизнес;
    3)транспортный  налог.
    Они определены ст. 14 НК РФ.
    Местных  налогов в соответствии со ст. 15 НК РФ осталось всего два:
    земельный налог;
    налог  на имущество физических лиц.
     Можно сказать, что основная доля доходной части местных бюджетов, как и в большинстве развитых европейских стран, формируется за счет  процентных отчислений от федеральных налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль предприятий, оставления  в регионах основной  массы налога  на  доходы физических  лиц. Солидной  прибавкой  служат отчисления от налога на имущество организаций. Кроме  того, с отменой  большого числа местных налогов улучшается  финансовое  состояние предприятий, что позитивно сказывается  на развитии  налоговой базы. Высвобождаются силы налоговых инспекций для  улучшения  собираемости основных налогов. Упрощается  в целом налоговая система Российской Федерации, что  является одной из целей  налоговой  реформы.  
      В числе  других существенных  элементов  налоговой системы следует назвать  налоговые  органы   и  другие  органы  налогового администрирования,  которые  осуществляют налоговый контроль  и  надзор с использованием  определенных  приемов  и методов.
      Требование  четкого определения налогоплательщиков  и основных элементов налогообложения – необходимое условие соблюдения принципа определенности налогообложения, закрепленного в п. 6 ст. 3 НК РФ, в  соответствии  с которым  при установлении налогов должны  быть определены все элементы налогообложения,  а  акты законодательства о налогах  и сборах должны  быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить. 
      Элементы  налогообложения, которые должны  быть четко и однозначно определены в  законодательном  порядке, для того  чтобы сам налог считался законно установленным, перечислены  исчерпывающим списком в  ст. 17 НК РФ и определены в  других статьях НК РФ.
      В соответствии со ст. 52 НК РФ  налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую  уплате  за  налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах,  обязанность по исчислению суммы налога  может  быть возложена на  налоговый орган или  налогового агента.
      Общие  положения  по порядку и срокам уплаты налога закреплены в ст. 57 и  ст. 58 НК РФ.
      Перечисленные  параметры являются основными элементами налогообложения. Без установления  хотя бы  одного  из  них налог  не будет считаться установленным.
      Наряду  с основными элементами налогообложения  существуют  и факультативные (необязательные) элементы налогообложения. Факультативным элементом являются налоговые льготы, которые могут (но не должны в обязательном  порядке) предусматриваться законом  при установлении налога, если законодатель посчитает необходимым  устанавливать такие льготы. Устанавливая такие льготы, законодатель должен определить основания для их  использования налогоплательщиком.
При установлении сбора законодатель определяет его  плательщиков и элементы обложения  применительно к  конкретным сборам.  

      2.1 Структура Российской  налоговой системы.   
      Налоговый  контроль – одна из  составляющих общей  системы  финансового контроля, действующей в  Российской Федерации.
      Система налоговых органов в  Российской Федерации построена в соответствии  с административным  и национально-территориальным делением, принятым  в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев. Каждый  уровень системы и ее составляющие имеют  свои  функции и специфику.
      Структура налоговых органов в  Российской Федерации: 









 
      Центральным органом управления налогообложения в Российской Федерации является  Федеральная налоговая служба  (далее – ФНС России).
      Основные  функции, возложенные на  ФНС России по контролю и надзору:
    за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
    правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
    производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
    соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
    информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства  и  разъяснением системы налогообложения.
    ФНС России также является уполномоченным  федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим:
    государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей;
    представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей  и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
   Федеральная налоговая служба находится в  ведении Министерства финансов Российской Федерации. Руководствуется в  своей  деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными  законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными   правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о ФНС России.
         Федеральная  налоговая  служба  осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами,  общественными объединениями и иными организациями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.