На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Экономический микроуровень библиотеки

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экономический микроуровень библиотеки
Современное российское библиотечное дело — ресурсоограниченная, но в то же время высокопотенциальная отрасль, нуждающаяся в адаптационном управлении. Длительное время наши библиотеки функционировали в нерыночных экономических условиях, поэтому с вступлением страны в рынок они стали испытывать трудности приспособления к новым социально-экономическим реалиям. Возникла объективная необходимость осмысления приоритетов и мотивации библиотечной деятельности, анализа ресурсного потенциала конкретной библиотеки, перераспределения его компонентов, поиска внебюджетных средств для максимального соответствия библиотечного обслуживания потребностям пользователей. Особую актуальность получила проблема рационального и эффективного управления ресурсами.
В условиях трансформации функций, приоритетов, форм и методов деятельности библиотечных учреждений, нестабильности и скудости бюджетного финансирования важно учитывать внешние (макросреда) и внутренние (микросреда) факторы, влияющие на функционирование библиотеки, т. е. осуществлять факторный анализ.
До недавнего времени руководители библиотек, интуитивно понимая целесообразность учета внешних и внутренних экономических факторов в своей деятельности, на практике следовали этому эпизодически и бессистемно. Только после овладения управленческим персоналом библиотек основами менеджмента и отраслевого маркетинга, формирования соответствующих библиотечных служб стала возможной реализация основных функций библиотеки как малой экономической единицы — некоммерческой организации в форме финансируемого собственником учреждения, обладающего определенной хозяйственной самостоятельностью и возможностью принимать обоснованные организационные и экономические решения. Среди последних можно выделить вопросы финансирования (инициирование целевых инвестиций и платежей, аккумулирование и перераспределение денежных средств, управление финансовыми потоками и консолидированным бюджетом библиотеки); снабжения (многоканальное комплектование документного фонда, материально-техническое обеспечение текущей деятельности и перспективного развития библиотеки); работы с кадрами (отбор, обучение, расстановка и продвижение библиотечных специалистов); производства/воспроизводства на базе библиотеки и последующей реализации услуг и продукции (на основе анализа спроса и имеющихся ресурсов). Этот комплекс экономико-правовых отношений составляет основу современной библиотечной микроэкономики — теоретико-прикладной научной дисциплины, изучающей библиотеку как специфическую экономическую единицу и хозяйствующий субъект. В отличие от экономики библиотечного дела, ориентирующейся на отраслевую проблематику, именно она позволяет рассматривать экономический микроуровень библиотечной деятельности предметно, управлять ее развитием с учетом себестоимости и потребительной стоимости (удовлетворение конкретных потребностей) библиотечного обслуживания, ограниченной ресурсной базы и особенностей работы конкретной библиотеки.
Микроэкономический подход к библиотеке позволяет предметно анализировать результаты и прогнозировать потенциальные возможности ее деятельности, выявлять закономерности и определять перспективы развития, обосновывать оптимальную организационно-экономическую модель функционирования. Социально-экономическая микросреда каждой библиотеки по-своему уникальна, и это обуславливает формы и методы управления ею.
Главное в современном отечественном  библиотечном менеджменте — методологическая установка на выработку и осуществление системы мер, которые позволяют преодолеть внешние негативные факторы воздействия на состояние дел в конкретной библиотеке, обеспечить стабильность ее функционирования и поступательное развитие. Этого можно достичь только на основе диагностики и учета реальной ситуации, продуманного перспективного планирования и оптимизации тактического управления ресурсами библиотеки (финансовыми, материально-техническими, кадровыми), гибкой реализации инициативных форм и методов хозяйствования.
В условиях недостаточности ресурсов руководители библиотек вынуждены принимать экономически обоснованные решения о том, какие потребности следует удовлетворять в первую очередь (исходя из ограниченных средств, получаемых из разноуровневых бюджетов), а какие целесообразно обслуживать с привлечением дополнительных инвестиций (в частности, в режиме сверхнормативной платной деятельности). В этой связи следует подчеркнуть, что Бюджетный кодекс Российской Федерации (1998) законодательно закрепил принципы эффективности и экономности использования бюджетных ассигнований как базовые в отечественной бюджетной системе (ст. 28).
Библиотечная микроэкономика может  рассматриваться как совокупность средств и методов, с помощью которых происходит выработка путей наиболее оптимального использования ресурсного потенциала библиотеки для достижения максимального удовлетворения потребностей в соответствующих услугах и продукции, т. е. так называемого экономического баланса библиотечного обслуживания: пропорциональности между видами предоставляемых услуг/продукции, ресурсными затратами и конечным результатом. Только в рамках библиотечной микроэкономики возможно определить, что именно, сколько и откуда должно быть израсходовано для полноценного обеспечения тех или иных направлений работы библиотеки, аргументировать необходимость увеличения объема бюджетных средств, целесообразность расширения и выбор источников внебюджетных поступлений. Иными словами, библиотечная микроэкономика, основываясь на учете механизма рыночных отношений, обеспечивает рациональность, целенаправленность и продуктивность деятельности библиотеки. Приоритеты библиотечной работы должны определяться при этом на основе сопоставления социальных мотивов и финансовых возможностей, планируемых результатов и затрачиваемых ресурсов. Рыночные отношения в данном контексте понимаются как социально-экономические взаимоотношения библиотеки (производителя и распространителя интеллектуальных продуктов) и пользователя/потребителя, направленные на производство/воспроизводство, распространение и потребление библиотечно-информационных и сервисных услуг/продукции.
Результаты деятельности библиотеки, как и се информационные ресурсы, имеют конкретное экономическое содержание — так называемую товарную (рыночную) стоимость, выступают объектами фажданско-правовых и экономических отношений. Рыночная стоимость библиотечного обслуживания компенсируется за счет целевых бюджетных поступлений и отчислений спонсоров/благотворителей (основные бесплатные для пользователей услуги и продукция) и за счет платежей заинтересованных потребителей (дополнительный платный сервис). Используя микроэкономический подход к управлению библиотекой, можно определить оптимальные варианты сочетания бюджетных ассигнований и внебюджетных инвестиций, объем, допустимые границы, формы и виды ее инициативной хозяйственной деятельности. На микроэкономическом уровне каждая библиотека решает фактически три классические проблемы: что производить/предоставлять (в частности, какие итоговые продукты, когда, сколько, какого качества), для кого (кому нужны, в клком количестве, на каких условиях), как (из каких ресурсов, кем, по какой технологии).
Центральная задача библиотечной микроэкономики — диагностика и сбалансирование  четырехсторонних интересов: собственно библиотечного учреждения (производящего и распространяющего интеллектуальные продукты), пользователей (физических и юридических лиц), государства (основного инвестора и/или балансодержателя), общества (налогоплательщиков). Библиотечная микроэкономика позволяет регулировать этот комплекс часто противоположных интересов, гармонизируя их посредством внутрибиблиотечного экономического механизма. Последний является инструментом, позволяющим согласовывать и оптимизировать решения, оповещать о них пользователей библиотеки и другие заинтересованные стороны, вносить коррективы в распределение ресурсов.
Принимая во внимание некоммерческий характер и социальную направленность библиотечной работы, при решении вопросов о расходовании средств и приоритетах в удовлетворении потребностей, предпочтение обычно отдается пользователям традиционных бесплатных библиотечных услуг/продукции с учетом рационального норматива их потребления. Одновременно в контексте законодательно разрешенной инициативной хозяйственной деятельности библиотеке желательно развивать на платной основе сверхнормативные формы обслуживания платежеспособных пользователей. Это позволит значительно расширить спектр предоставляемых услуг/продукции и обеспечит легитимное внебюджетное финансирование.
Потребление определяет цель микроэкономических процессов в библиотеке, а сами они выполняют регулирующую функцию, ориентируя на достижение максимального результата при минимальных расходах. Библиотечная микроэкономика ориентирована на эффективное использование ограниченных ресурсов для полноценного удовлетворения средствами библиотеки запросов реальных и потенциальных пользователей. Именно микроэкономический подход позволяет оптимально сочетать бесплатные для пользователей социальные аспекты деятельности библиотеки (в рамках ассигнований из бюджетов различного уровня) с ее собственными экономическими интересами (развитие многоканального внебюджетного финансирования). Однако очевидно, что та же легитимная хозяйственная деятельность библиотеки (доход от нее) ресурсно обеспечивает и развитие основного бесплатного обслуживания.
Экономический механизм современной  отечественной библиотеки предполагает управление экономическими процессами на библиотечном ресурсном микроуровне. Он, по сути, является экономической базой профильного менеджмента и в совокупности с организационным механизмом образует хозяйственный механизм библиотеки, охватывающий рыночные отношения и отношения управления.
Для эффективного управления библиотечной микроэкономикой необходимо применять такие методы, как анализ, прогнозирование, планирование и контроль. Основой при этом выступает микроэкономический анализ, объектом — ресурсы библиотеки, а предметом — их использование. Анализ должен базироваться на совокупной информации о финансовой, производственной и социальной сторонах работы библиотеки, перспективах ее развития. Такой анализ полезно проводить по объектам и процессам (документные ресурсы, информационно-поисковый аппарат, технические средства и оборудование, кадровый потенциал), сопоставляя фактические результаты деятельности библиотеки с финансовыми, материально-техническими и трудовыми затратами на их достижение. Целесообразно использовать для этого систему отраслевых показателей (индикаторов), учитывающих не только ресурсные, но и организационно-технические, а также конъюнктурные факторы (в их взаимосвязи и динамике), способные дать необходимый для принятия стратегических и тактических управленческих решений аналитический материал.
Социально-экономическая диагностика с использованием данных микроэкономического анализа позволяет определять очередность и последовательность решения менеджерских задач в процессе управления библиотекой.
Среди других ключевых позиций управления библиотечной микроэкономикой необходимо выделить планирование и составление многоканального консолидированного бюджета библиотеки, расчет ее ресурсного потенциала с позиций себестоимости осуществляемой библиотечной деятельности (одного посещения, пользователя, требования; одной книговыдачи, справки и др.), калькулирование цен и установление ценовых диапазонов на платные формы обслуживания, моделирование перспективного спроса и реального предложения (номенклатуры услуг и продукции библиотеки), формирование системы экономической мотивации библиотечного персонала.
Все обозначенные выше организационно-экономические  инструменты следует рассматривать как действенные регуляторы внутрибиблиотечной ресурсной политики и мобильные средства обеспечения социально- экономической эффективности библиотечной работы, т. е. достижения библиотекой определенных позитивных результатов при ограниченных ресурсах. Можно также утверждать, что для успешной инициативной экономической (прежде всего — дополнительной платной) деятельности и управления движением финансовых ресурсов библиотеки немаловажное значение имеют и методы финансового менеджмента.
Исходными методологическими константами, позволяющими с микроэкономических позиций воздействовать на внутреннюю и внешнюю среду библиотеки, в частности, на выработку ее маркетинговой концепции являются: теория спроса (предпочтения и поведение потребителей/пользователей) и предложения (поведение производителей и распространителей, в том числе конкурентов и партнеров), концепция полезности (услуг/продукции, включая принцип так называемой убывающей предельной полезности), эффект неопределенности выбора (различные мотивы и критерии выбора, наличие конкурирующих аналогов и пр.), идея конкурентных рынков, политика ценового многообразия по отношению к платным формам обслуживания, теория экономической эффективности (для некоммерческих организаций) и др. Следовательно, на структуру библиотечной микроэкономики воздействует достаточно сложная совокупность факторов, которая определяет ее особенности, толерантность, динамику и взаимосвязи.
Новые экономические отношения  предполагают систематическое изучение конъюнктуры спроса — предложения на рынке библиотечно-информационных и сопутствующих продуктов (услуг и продукции), необходимое для рационального распределения ресурсов, которые расходуются на достижение различных целей библиотечной работы (информационных, образовательных, рекреационных, воспитательных и т. п.). Насущные задачи каждой конкретной библиотеки состоят в том, чтобы установить разумные границы и принять приемлемые варианты инициативной хозяйственной деятельности, определить свое место в условиях конкуренции, обосновать стратегию и тактику развития. Современные методы хозяйствования ориентирую! библиотеку на активное развитие взаимовыгодных контактов с партнерами, расширение спектра сервисных услуг/продукции, сверхнормативного обслуживания потребителей, использование благотворительных каналов ресурсной поддержки библиотечной деятельности. Все это возможно осуществить с помощью равновесного микроэкономического подхода, в частности, — позитивной (изучение фактов и связей между ними) и нормативной (определение конкретных желательных условий) микроэкономики.
Первостепенная роль в сбалансированной микроэкономической модели деятельности библиотеки принадлежит маркетинговым инструментам и процедурам. Не повторяя изложенное ранее по данному вопросу, обратим внимание на важность максимизации социального эффекта библиотечной деятельности и необходимость рационального расходования ограниченных ресурсов. При этом социальный эффект cледуem рассматривать в качестве аналога экономического эффекта, ибо библиотека как социальнокультурный институт не может экономически выгодно использовать свои ресурсы, а стремится к повышению социальной отдачи от них. В этом контексте сопоставление материальных затрат с общественным эффектом не вполне корректно и всегда относительно. Уместнее анализировать, соотнося реальные результаты деятельности библиотеки с тем, что она могла бы осуществить при имеющихся информационных и материально-технических ресурсах, профессиональном потенциале персонала.
В качестве общих методологических проб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.