На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая теория, предмет и метод

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экономическая теория, предмет и метод
Экономическая теория, предмет и метод
1. различные представления об экономике
2. предмет, структура и методы экономической теории
3. функции экономической теории
4. возникновение и развитие экономической теории
5. современные направления в развитии экономической теории
1.Экономика – 
• все народные хозяйства страны, все отрасли и подотрасли материального и нематериального производства
• совокупность вcей системы отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ
• наука, дающая цельное представление об экономической жизни страны в системе категорий, принципов, законов
Структура экономической  теории:
1) общая
2) функциональная (статистика, финансы, налоговое право)
3) региональные
4) исторические
3 главных вопроса экономики:
1) что производить  и сколько?
2) как производить?
3) Для кого производить?
4) кому отдать  лазерный тир в аренду? 

2.Подразделы экономической  теории:
1) ОБЩАЯ
2) микроэкономика
3) макроэкономика
4) интерэкономика
Элементы экономической  теории:
1) потребности, ресурсы
2) воспроизводство (производство, распределение, обмен, потребление)
3) производительные силы
4) производительные отношения
5) инфраструктура – все, что помогает функционировать производству (банки, биржы)
6) и др.
Экономическая категория  – абстрактное выражение общественно-производительных сил и их взаимосвязь
Экономические законы – объективны, постоянно повышаются связи и взаимосвязи причинно-следственного  характера, присущие экономическим  процессам.
Экономические принципы – частные обобщенные процессы развития общественных явлений, хозяйственной  деятельности, выступающие как формы  реализации экономических законов.
Подходы к решению  главных вопросов экономики:
1) жесткая директивная регламентация экономики
2) неограниченные экономические свободы
3) смешанная экономика
Методы исследований:
1) общемировоззренческие
2) общенаучные (научная абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ, диалектический)
3) частные приемы
Функции экономической  теории:
1) гносеологическая или познавательная
2) методологическая
3) мировоззренческая
4) критическая
5) практическая 

5.На современном  этапе главная экономическая  мысль – построение модели  смешанной экономики.
Задачи современной  экономической теории:
1) выявление особенностей перехода от централизованной системы экономики к смешанной
2) формирование механизма хозяйства предполагает различные системы и обоснования, характерные для смешанной экономики
3) преодоление социально-экономического кризиса
4) экономический рост
5) полная занятость
6) экономическая эффективность
7) экономическая свобода
8) низкий уровень инфляции
9) справедливое распространение доходов
10) торговый баланс
 


Потребности и производство
Потребности и производство 

1. потребности и производство, их взаимосвязь
2. ресурсы и факторы производства
3. сущность производства
4. проблем органических ресурсов
5. кривая производственных возможностей
6. продукт – результат производства 

1.Потребности –  всякое состояние неудовлетворения, из которой человек старается выйти, либо состояние удовлетворения, которое человек желает продлить.
Классификация:
1) духовные и материальные
2) первичные и вторичные = жесткие и эластичные
3) экономические(блага) и неэкономические(воздух, вода и др.)
4) потребность индивида, группы, общества 

Потребности по Маслоу:
1) физиологические (базисные)
2) гарантированные
3) социальные
4) оцененные
5) развитие 

Свойства потребностей:
1) безграничности
2) историчности 

Законы потребности:
1) закон возвышения потребностей (потребности безграничные, растущие)
2) закон убывающей интенсивности или насыщение потребностей (испытывая ряд потребностей человек в наибольшей интенсивностью испытывает их первую часть, с каждым последующим разом его желания убывают, пока не наступает точка насыщения) 

2.Ресурсы нашего  общества
Ресурсы – потенциальная  природная и социальная силы, которые  могут быть вовлечены в производство.
Классификация ресурсов:
1) природные
2) материальные (средства производства)
3) трудовые (люди)
4) финансовые 

Факторы производства – ресурсы, вовлеченные в процесс  производства.
Классификация факторов производства (по Марксу):
1) материально-вещественные – средства труда и предмет труда
2) личный
по западным экономистам:
1) земля
2) капитал – производственные ресурсы
3) труд – физическая и интеллектуальная деятельность людей, направленная на создание благ и услуг
4) предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, связанный с инициативой, новаторством, самостоятельностью
5) наука
6) технология – способы и методы
7) организация – управление
8) информация
9) экологические
10) инфраструктура – отрасли и сферы, необходимые для развития производства
11) человек 

Рынок труда:
Цена = зарплата:
• номинальная
• реальная
Факторы, влияющие на цену труда:
1) спрос
2) предложение
3) различия в подготовке
4) условия труда
5) профсоюзы
6) дискриминация 

Рынок земли:
Экономическая рента:
Дифференциальная  рента 1 = цена земли
Дифференциальная  рента 2 = вложения
Факторы, влияющие на цену земли:
1) спрос
2) предложение
3) плодородность 

Рынок капитала:
Цена капитала –  ссудный процент.
Факторы, влияющие на цену капитала:
1) спрос
2) конъюнктура
3) предложение 

3.Производство –  процесс сознательной целесообразной  деятельности людей, при помощи  которой они видоизменяют внешнюю  среду и приспосабливают их  для своей жизнедеятельности. 

4.Ограничения ресурсов:
• абсолютные
• относительные 

5.Кривая производственной  возможности – всякая экономика  в любой момент при полной  занятости и при полном объеме  производства должна жертвовать  частью x(работа), чтобы произвести y(товар).
6.Продукт(экономическое благо) – результат производства: вещь или услуга, способная удовлетворить потребности человека.
Классификация:
1) экономические (в производстве) и неэкономические (вне производства)
2) материальные и нематериальные
3) долговременные и недолговременные
4) взаимозаменяемые субинституты и взаимодополняемые (комплиментарные)
5) настоящие и будущие 

Услуга – целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект и удовлетворяет  человека.
Услуги:
1) личные и специфические
2) в материальной и нематериальной сфере
 


Потребности и ресурсы. Проблемы выбора в экономике Воспроизводство
Потребности и ресурсы. Проблемы выбора в экономике
Воспроизводство 

1. понятие воспроизводства
2. типы воспроизводства
3. фонды предприятий как факторы обеспечения воспроизводства 

1.Воспроизводство  – непрерывный постоянно повторяющийся  процесс воспроизводства.
Фазы (стадии) общественного  воспроизводства:
1) производство – создание конечного продукта или экономического блага
2) распределение
3) обмен – та фаза общественного воспроизводства, в течении которой происходит обмен товаров на деньги
4) потребление 

2.Типы воспроизводства:
1) индивидуальное
2) общественное 
3) простой – экономика  замерла
4) расширенное – экономический рост с улучшением количественных и качественных характеристик экономической жизни населения
5) Ссуженное 

Элементы общественного  воспроизводства:
1) рабочая сила
2) воспроизводство средств труда
3) воспроизводство природных ресурсов и среды обитания
4) воспроизводство производственных и экономических отношений
Количественным итогом общественного воспроизводства  является валовый национальный продукт.
Целью общественного  воспроизводства является экономический  рост. 

3.Производственные  фонды предприятий – это средства  труда и предметы труда (оборотные  фонды).
Формула кругооборота производственных фондов:
Д – Т – Т’ – Д’ (’ – добавочная стоимость)
Кругооборот производственных фондов включает время производства и время обращения. 

Средства труда = основные фонды
Предметы труда = оборотные фонды
Средства труда = основные фонды – та часть имущества  предприятия, которая служит длительный срок, на протяжении нескольких лет  оборачивается в составе продукта и постепенно заряд кругооборота переносит свою стоимость на готовый  продукт.
Оборотные фонды  – часть имущества, которое служит менее одного года, полностью включается в готовый продукт и в полном объеме входит в состав готового продукта.
  

Отличия основных фондов от оборотных:
1) по характеру функционирования в процессе производства
2) по характеру перенесения стоимости
3) по способу оборота капитальной стоимости
4) по способу возобновления
Стадии оборота  основных фондов:
1) износ (физический и моральный)
2) амортизация – процесс постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт
3) возмещение
 


Экономические системы  Рыночная система хозяйствования
Экономические системы
Рыночная система  хозяйствования 

1. понятие экономической системы
2. структура экономической системы
3. типы экономических систем
4. модели экономических систем
5. реализация белоруской модели социально-экономического развития в современных условиях 

1.Экономическая система  – это устойчивая совокупность  хозяйственных подсистем и элементов,  взаимодействие которых обеспечено  воспроизводством необходимых условий  жизнедеятельности человека.
  

Общие цели экономической  системы:
1) создание экономических благ
2) «полная занятость»
3) Отсутствие инфляции
4) Повышение уровня доходов людей
5) Экономическая эффективность
6) Социальный прогресс 

Общие характеристики экономической системы:
1) целостность
2) интегративность
3) целесообразность
4) самовоспроизведение 

Факторы, влияющие на развитие экономической системы:
1) природный
2) социальный 

2.Субьекты экономики
1) домашнее хозяйство  (семья) – поставщик факторов  производства
2) предприятие –  сочетание факторов производства  для создания экономических благ
3) государство
Структура экономической  системы
• производительные силы (средства труда, предметы труда, рабочая сила). Оцениваются по уровню развития и характеру развития
• производственные отношения (экономические и социальные) 

3.Типы экономических  систем: 

1) Марксистский подход
• первобытнообщинная
• рабовладельческая
• феодальная
• капиталистическая
• социалистическая 

2) цивилизационный  подход
• доиндустриальная
• индустриальная
• постиндустриальная 

3) западная (по Простоу)
• традиционная (до 17в.)
• переходная (17-18вв.)
• индустриальная
• экономическая система сдвига (19в.)
• экономическая зрелость (к.19 – н.20 вв.)
• высокое массовое потребление (20 в.) 

4) современная
• командно-административная экономика (государственная собственность, среднеазиатская овчарка, централизованное управление экономикой, отсутствие экономической свободы, отсутствие экономических стимулов)
• рыночная экономика (частная собственность, самоуправляемая (спрос, предложение, цена, конкуренция), экономическая свобода, экономические стимулы)
• традиционная экономическая система (рыночная экономика + вмешательство государства)
4.Модели экономических  систем
5.На современном  этапе экономическая система  РБ является переходной от командно-административной до рыночной социально ориентированной.
Переходной экономике  свойственны следующие характерные  черты:
1) она межсистемное образование
2) неустойчивое состояние экономики
3) изменение структуры экономической системы
4) качественное изменение системных связей и отношений
Основная трудность  переходного периода – это  создание институтов рыночной экономики.
 


Рост предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения
Рост предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения 

1. условия и причины формирования рынка
2. структура и инфраструктура
3. функции рынка
4. спрос и предложение, эластичность
5. принципы организации рыночной экономики
6. негативные и позитивные стороны рынка 

1.Рынок – система  взаимодействия производителя и  потребителя, основанное на товарном производстве и обмене при регулирующем воздействии рыночных цен.
Признаки зарождения рынка:
1) свобода продавца и покупателя
2) в основе обмена спрос и предложение товара
3) множество продавцов и покупателей (конкуренция)
4) колебания цен
5) ориентация на потребности покупателя
6) разделение и специализация труда
7) свободная купля  и продажа домов 

Основные субъекты рынка:
1) домашние хозяйства
2) государство
3) предприятия
Объект рыночных отношений – все, по поводу чего возникают рыночные отношения. 

2.Структура рынка
1) товарный рынок
• потребительский
• рынок средств производства
• рынок информации и научно-технических разработок
2) финансовый рынок
• рынок капитала (инвестиции – это вложение капитала в производство или производственную сферу)
• рынок кредитов (кредит - не деньги)
• рынок ценных бумаг (ценная бумага – кредитно-долговое обязательство продавца бумаг покупателю)
• валютно-денежный рынок – система отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов.
3) рынок труда  – общественно-экономическая форма  движения трудовых ресурсов, при  котором рабочая сила выступает  товаром. 

Структурные элементы инфраструктуры:
1) биржа товарная
2) фондовая биржа (продажа акций и облигаций)
3) биржа труда (центр занятости)
4) торговые дома
5) информационно-коммерческие центры
6) аудиторские компании
7) оптово-посреднические фирмы
8) снабженческо-сбытовые организации
9) страховые компании
10) аукционы
11) ярмарки
12) центры подготовки
13) кредитная система
14) государственные финансы (ядро – государственный бюджет)
15) институт законодательства
3.Функции рыночной  экономики:
1) регулирующая
2) стимулирующая
3) посредническая
4) информационная 
5) способствует развитию  научно-технического прогресса
6) санирующая
Роль государства  в рыночной экономике:
1) стабилизация производства (налоговая и инвестиционная политика)
2) инвестирование
3) дотация социально значимых отраслей
4) региональная экономическая политика
5) государственная поддержка конкуренции
6) финансовая и антиинфляционная политика
7) преодоление социально расслоения
8) система социальной защиты
4.Спрос – это  система проявления потребностей  обеспечения деньгами.
Факторы, влияющие на спрос:
1) ценовые (закон спроса)
2) неценовые
• предпочтение и вкусы
• доходы
• число потребителей
• цены на сопряженные товары
• ожидания потребителей
Эластичность спроса – степень изменения величины спроса при изменении цены товара или дохода потребителей. 

Предложение – это  товары и услуги, которые представлены на рынке или могут быть доставлены.
Факторы, влияющие на предложение:
1) ценовые (закон предложения)
2) неценовые
• цены на ресурсы
• налоги, субсидии
• цены на другие товары
• ожидания потребителей
• количество потребителей
Цель рыночной экономики  – достижение рыночного равновесия.
5.Экономика рыночная:
1) экономическая  свобода
2) мнообразие форм собственности
3) принцип свободного  ценообразования
4) принцип договорных  отношений
5) принцип конкуренции
6) частичное государственное  вмешательство
7) Открытость экономики
8) обеспечение социальной  защищенности
9) всеобщность 

6. Позитивные моменты  рыночной экономики:
• эффективное распределение ресурсов
• гибкость
• оптимальное использование достижений науки
• свобода выбора и действий
• разнообразие товарного мира
• воспитание «экономического» человека 

Негативные моменты  рыночной экономики:
• постоянное нарушение равновесия
• постоянное колебание цен
• рынок ориентирован на производство для тех, у кого больше денег
• не обеспечивает перераспределение дохода между богатыми и бедными
• не имеет механизма защиты окружающей среды
• не способствует воспроизводству природных ресурсов
• не создает стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования
• рынку свойственны экономические проблемы
 


Теория поведения  потребителя
Теория поведения  потребителя 

1. полезность и рациональный потребитель. Закон убывающей предельной полезности
2. предпочтение потребителя и кривые безразличия
3. бюджетные ограничения
4. эффект замещения и эффект дохода. Равновесие потребителя. Поведение потребителя 

1.Потребительское  поведение – процесс формирования  спроса покупателей, осуществляющих  выбор товара с учетом цен  и личных средств. Поведение  потребителя носит сугубо индивидуальный  характер.
При формировании спроса потребитель исходит из бюджетного ограничения – ограничения денежных доходов, в пределах которых могут  быть осуществлены покупки. 
Ресурс потребления  – товары, которые могут быть приобретены на денежные доходы. Ресурс потребления индивидуален.
Вопросы, стоящие  перед каждым потребителем:
1) что купить? (определение полезности)
2) на какие деньги? (анализ цен)
3) хватит ли денег? (анализ доходов и возможностей) 

Основные принципы теории поведения потребителя:
1) принцип свободного выбора и суверенитета потребителя
2) принцип рационального поведения человека в экономике
3) принцип редкости
4) принцип полезности
5) принцип убывания предельной полезности в потреблении
6) принцип учета дохода потребителя
7) принцип излишка потребителя 

Модель поведения  потребителя – это связанные  между собой общение принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя прежде всего максимализацию совокупной полезности, закон убывания предельной полезности и бюджетные ограничения.
В своем поведении  потребитель руководствуется предпочтениями - признание преимуществ каких-то благ перед другими благами. В  основу предпочтений заложено понятие  полезности экономических благ –  способность экономических благ удовлетворять наши потребности. 

Полезность:
1) предельная – дополнительная величина полезности, которая приносит еще одна дополнительная единица потребленного блага. В экономике действует закон убывающей предельной полезности экономических благ.
2) Совокупная – совокупность полезных экономических благ увеличивается.
Особенности потребительского спроса. В поведении потребителей 2 вида спроса:
1) функциональный – та часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами экономических благ
2) нефункциональный – та часть спроса, которая непосредственно обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическим благам свойствами. 3 вида:
• социальный – связан с приобретением тех экономических благ, которые в наибольшем количестве покупаются в обществе (эффект сноба)
• спекулятивный – возникает в обществе в связи с высоким инфляционным ожиданием (эффект Верлена)
• нерациональный – незапланированный, возникший под влиянием сиюминутного желания, настроения, он нарушает представление о рациональном поведении потребителя
2.В основу предпочтений  положена полезность. Существует 2 подхода  к определению полезности:
1) кардиналистская – предполагает, что полезность можно измерить количественно
2) ординалистическая – основывается на:
• множественность видов потребителей
• ненасыщенность
• транзитивность (разные возрасты)
• субституция (взаимозаменяемые)
• убывающая предельная полезность
Кривая безразличия  – функция полезности, описывающая в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребительских наборов, т.е. товаров и услуг.
3.Бюджетное ограничение
Спрос потребителей ограничивается их доходами (бюджетным  ограничением). Каждый потребитель  в состоянии приобрести определенный потребительский набор, соответствующий  по своей стоимости бюджетные  ограничения. В целом бюджетное  ограничение означает равенство  всех расходов на приобретенное благо доходам потребителя.
4.Целью поведений  потребителя является достижение  равновесия.
Равновесие в поведении  потребителя – это когда потребности  совпадают с доходами или предельные полезности равны.
Эффект дохода –  изменение величины спроса, вызванного исключительно изменением реальных доходов при неизменности цен.
Эффект замещения  – изменение в величине спроса вызванные исключительно изменениями  цены при неизменности реального  дохода.
 


Теория фирмы
Теория фирмы 

1. понятие, цели и функции фирмы. Организация правовой формы бизнеса
2. факторы производства
3. продукт как результат производства
4. издержки производства, доходы и прибыль. Производственная функция
5. конкуренция. Методы конкурентной борьбы
6. поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной фирмы 

1.Фирма – производственная  структура самых разных форм  собственности или производственная  единица.
Организация правовой формы бизнеса:
1) товарищество – объединение двух или более лиц, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества, в том числе и личным имуществом
• полное – все несут одинаковую ответственность
• коммандитное – несколько участников, которые не осуществляют трудовую деятельность и не несут ответственности своим имуществом
2) общества (ОАО, ОДО, ОАО, ЗАО):
• ООО – объединение 2 и более лиц, которые не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов
• ОДО - объединение 2 и более лиц, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах одинаковых для всех размеров кратных стоимостных вкладов
• ОАО - объединение 2 и более лиц, создавших общественный уставный фонд, который разделен на акции
• ЗАО
3) производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе средств для совместной деятельности, основанный на личном трудовом участии и внесении ими паевых взносов
4) унитарное предприятие – объединение, уставный фонд которого не разделен на акции, имущество неделимое и принадлежит собственнику
5) общественные религиозные организации
6) гостиничный бизнес
7) учреждения
8) фонды
9) ассоциации (союзы) 

Формы крупного бизнеса:
1) концерн – самостоятельные, объединены по территориальному или отраслевому признаку
2) консорциумы – объединения предприятий для осуществления одного проекта
3) тресты – теряют самостоятельность
4) холдинг – скупают
5) финансово-промышленная группа – укрупняются. Главная дает кредиты другим
6) картель – соглашения о регулировании объема производства, сбыта и найма
7) синдикат – вместе закупают и продают 

Цели фирм и предприятий:
1) экономический рост – с точки зрения общества
2) пополнение бюджета – с точки зрения административно-территориальных единиц
3) дивиденды - с точки зрения акционеров
4) удовлетворение потребностей - с точки зрения потребителей
5) прибыль, стабильность, эффективность, профессиональный интерес, условия труда и т.д. - с точки зрения самой фирмы 

Показатель эффективности  фирм:
1) рентабельность
2) оборачиваемость всего капитала
3) затраты на единицу продукции 

2.Цель любой фирмы  – эффективное сочетание факторов  производства.
Эффективность использования  характеризует производительность труда.
Закон убывающей  предельной производительности: начиная  с определенного периода времени  присоединение дополнительных единиц факторов производства к ресурсам дает уменьшение предельной продукции. 

3.Общий продукт  – все количество экономических  благ, которые произведены на  предприятии.
Средний продукт  – количество общего продукта, приходящегося  на единицу факторов производства
Предельный продукт  – дополнительный продукт, который  приносит дополнительное использование  факторов производства. 

4.Издержки – затраты  предприятия на производство  и реализацию продукции. Бывают  общие, средние и предельные.
Затраты:
• явные издержки – бухгалтерские (фактические) затраты
• неявные – использование фирмой собственных ресурсов
Доход – сума денежных средств, получаемая от реализации товаров  и услуг. Прибыль – доход минус  затраты и налоги.
Рыночное равновесие – равенство предельных издержек и предельного дохода. 

5.Конкуренция –  это соперничество между субъектами.
Виды конкуренции:
1) производителей и покупателей
2) добросовестная и недобросовестная
3) ценовая и неценовая
Закон РБ от 10.12.92 «о противодействии монополистической  деятельности развитии конкуренции».
6.Поведение фирм.
4 модели поведения  фирм в условиях рынка: 
1) рынок совершенной  конкуренции
2) монополия
3) Олигополия
4) монополистическая  конкуренция
Основные  макроэкономические показатели
Основные макроэкономические показатели
1. национальная экономика и ее характеристика. Система национальных счетов
2. ВВП. Порядок расчета. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен
3. национальное богатство. Его состав и структура. Проблемы оценки национального богатства
1.Национальная экономика  – это исторически сложившаяся  система общественного воспроизводства,  взаимосвязанная система отраслей  и видов производства, охватывающих  существующие в народном хозяйстве  формы общественного труда. 

Развитие и реформирование национальной экономики:
1 этап – командно-административная  система (командно-административная  экономика) – низкий уровень  производительных сил, культуры  населения, политическая закрытость  государства, антидемократический  опыт, идеализация методов коммунизма, огромные сырьевые и людские  ресурсы, культивирование принципов  социального равенства.
2 этап – реформирование  КАС в смешанную экономику
3 этап – построение  рыночной социально ориентированной  регулируемой национальной экономики. 

Задачи национальной экономики:
1) устойчивый экономический рост
2) преодоление инфляции
3) высокий уровень занятости
4) стабильные положительные результаты во внешней торговле
5) защита окружающей среды 

Структура национальной экономики:
1) материальные производства
2) нематериальные производства – направлено на отражение внешнего мира через создание духовных ценностей, а также труд как услуга.
Структура:
• создание услуг (материальных и нематериальных)
• духовная созидательная деятельность людей
3) непроизводственная сфера – социально-политическая деятельность. 

Национальная экономика  – сложное системное явление, которое включает в себя следующие  элементы:
1) воспроизводственная структура
• домашнее хозяйство
• государство
• предприятия
2) социальная структура – отношение собственности
• частная
• общественная или государственная
3) отраслевая структура
4) территориальная структура
5) инфраструктура 

Система национальных счетов – система взаимосвязанных  статических показателей, построенных  в виде счетов и таблиц для получения  информации о развитии экономики  страны.
Задача любой национальной экономики – соблюдение макроэкономических пропорций, т.е. количественное соотношение  между различными частями и сферами  экономики.
Пропорции макроэкономики:
1) общеэкономические
2) межотраслевые
3) внутриотраслевые
4) территориальный
5) межгосударственные  

2.Показатель системы  национальных счетов:
1) ВВП – валовая  стоимость всех товаров и услуг,  созданных на территории государства  за определенный промежуток времени  или совокупность добавленных  стоимостей, созданных в данной  стране
2) ВНП – годовая  стоимость всех продукций, созданных  внутри страны как отечественными, так и зарубежными субъектами.
Порядок расчета  ВНП:
• производственный
• подоходный – доходы владельцев фактора производства, доходы государства в виде косвенных налогов и амортизационные отчисления
• по расходам – потребительские + государственные закупки + частные инвестиции + экспорт
• чистый национальный продукт = ВНП минус амортизационные отчисления
• национальный доход = чистый национальный продукт минус косвенные налоги
• личный доход – доход до уплаты индивидуальных налогов
• располагаемый доход – доход после уплаты налогов
Чистый экспорт = экспорт – импорт 

3.Национальное богатство  – 
• это все то, чем обладает общество
• совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество, независимо от фактора времени.
Пути увеличения национального богатства:
1) развитие общественного производства и увеличение национальных объемов производства
2) увеличение национального продукта
3) широкое и всестороннее вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот
4) использование научно-технических знаний и производственного опыта
5) все большее овладение силами природы
Макроэкономическая  нестабильность и формы ее проявления
Макроэкономическая  нестабильность и  формы ее проявления 

1. цикличность экономического развития, причины и факторы
2. фазы экономического цикла
3. последствия циклических колебаний
4. безработица. Сущность, виды, причины, последствия. Закон Оукена
5. государственная политика занятости
6. инфляция. Антиинфляционная политика. Основные цели макроэкономического регулирования
1.Экономические циклы  – периодические колебания деловой  активности в обществе.
Причины циклического развития экономики:
1) нарушение основных закономерностей в сфере обращения
2) нарушение в сфере производства и обращения
3) психологические факторы (пессимизм в поведении людей вызывает падение вложений)
4) внешние причины (миграция населения, военные и политические события, серьезное развитие техники)
5) недопотребление создаваемых экономических благ
6) отсутствие правильных пропорций между отраслями в экономике, а также между развитием регионов
7) «конфликт» условий производства и условий сбыта
2.Фазы экономических  циклов
1) кризис – внутренний  механизм насильственного приспособления  общественного производства к  уровню платежеспособного спроса  населения (предложение больше  спроса)
2) депрессия. Характеризуется:
• Застой производства
• Выбытие устаревших основных фондов с целью приспособления у новым условиям
• Оживление – стадия, которая характеризуется активизацией хозяйственной деятельности, ростом объемов производства, повышением уровня цен, прибыли, процентных ставок и т.д.
• Подъем – продолжение экономического роста, относительно полная занятость, расширение производства
3.Экономический спад, снижение реальных доходов населения,  безработица, инфляция, снижение  деловой активности всех субъектов  экономики. В целях преодоления  циклических колебаний в экономике  государство проводит антициклическую политику:
1) кейсианская модель (фискальная политика) – регулирование ставок налогов и социальных расходов государства.
• Снижение ставок налогов
• Увеличение государственных расходов
• Применение обоих методов одновременно
Сдерживающая фискальная функция:
• Повышение ставок налогов
• Уменьшение госрасходов
• Оба метода одновременно
2) неоконсерватизм  (денежно-кредитная политика)
• операция на открытом рынке
• изменение резервной нормы
• изменение учетной ставки
Стимулирующая функция:
• покупка ценных бумаг
• уменьшение резервной нормы
• снижение учетной ставки
Сдерживающая:
• продажа ценных бумаг
• увеличение резервной нормы
• увеличение учетной ставки
4.Безработица –  социально-экономическое явление,  которое характеризуется недоиспользованием  части трудоспособного населения.
Виды безработицы:
1) функциональная – поиск или ожидание работы
2) циклическая – спад в экономике
3) структурная – с изменением структуры экономики
4) технологическая – создание новых видов техники
5) сезонная
6) скрытая – неполное использование
7) институциональная
Естественный уровень  безработицы – отношение фрикционной  и структурной безработицы к  числу всей рабочей силы в стране, выраженная в процентах.
Закон Оукена: если фактический уровень безработицы выше естественной на 1%, то объем ВВП отстает на 2,5%
6.Инфляция – дисбаланс  спроса и предложения товаров,  проявляющийся в росте цен.
Виды инфляции:
1) умеренная (до 10%)
2) галопирующая (20-200%)
3) гиперинфляция (до 1000%)
4) стагинфляция (свыше 1000%)
Причины инфляции:
1) инфляция предложения
2) инфляция спроса
3) налоговая инфляция
4) ценовая накидка
 


Общее макроэкономическое равновесие
Общее макроэкономическое равновесие 

1. понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
2. совокупное предложение. Кривая совокупного предложения
3. краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD/AS 

1.Совокупный спрос  (AD) – это экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все товары и услуги.
Формы совокупного  спроса:
1) натурально-вещественные – потребность в товарах и услугах
2) стоимостные – все расходы, связанные с приобретением товаров и услуг 

Макроэкономические  факторы, влияющее на объем спроса:
1) совокупность спроса домашнего хозяйства (потребительский спрос) (С)
2) спрос предприятий на инвестиции (I)
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G)
4) чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары (Xn)
AD = C+I+G+Xn
В идеале в целях  макроэкономического равновесия совокупный спрос по своему объему должен соответствовать  ВНП. 

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
1) эффект реального богатства (эффект Пигу) – отношение номинального финансового богатства к общему уровню цен или реальная покупательная способность
2) эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – рост уровня цен экономики побуждает брать деньги в долг, соответственно возрастает спрос на деньги, растут процентные ставки, покупатели уменьшают свои расходы, предприятия уменьшают инвестиции, совокупный спрос падает
3) эффект импортных товаров – рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с отечественных товаров на импортные, сокращается экспорт, уменьшается чистый экспорт, падает совокупный спрос 

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
1) факторы, влияющие на потребительские расходы:
• благосостояние
• ожидание покупателей
• налоги
• процентные ставки
• и др.
2) факторы, влияющие на инвестиции предприятий:
• ожидание инвесторов
• фактор налогов
• законодательство
• новые технологии
3) факторы, влияющие на государственные расходы
• госзакупки
4) факторы, влияющие на чистый экспорт:
• объем ВНП в других странах
• величина ВНП в РБ
• валютный курс национальной единицы 

2.Совокупное предложение  (AS) – экономический агрегат, равный суме денежных значений всех товаров и услуг, представленных в продаже при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного  предложения включает 3 отрезка:
1) кейнсианский (горизонтальный) – описывает поведение экономики в краткосрочном периоде, который характеризуется относительно неполной занятостью, жесткостью таких показателей как цены, номинальная зарплата, процентная ставка и подвижностью показателей: объем товаров и услуг, реальная зарплата, реальная процентная ставка.
2) Промежуточный (восходящий) – когда экономика приближается к полной занятости, растут объемы производства, растут реальные доходы населения
3) Классический (вертикальный) – поведение экономики в долгосрочном периоде. 

3.Цель любой национальной  экономики – достижение макроэкономического  равновесия.
Макроэкономическое  равновесие в национальной экономике  – это ситуация, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.
Факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие:
1) дефицит товаров и услуг и их излишки
2) сдвиг рыночного равновесия под воздействием повышенного спроса
3) сдвиг равновесия под воздействие предложения
4) государственный контроль над ценами
5) налоги
 


Финансовая  система и фискальная политика
Финансовая система и фискальная политика
1. финансовая система. Принципы построения и структура
2. госбюджет. Бюджетные дефициты и излишки. Основные тенденции формирования и расходования денег
3. налоги. Функции, ставки, виды, прямые и косвенные налоги, налоговое бремя
4. фискальная политика и объем национально производства. Виды фискальной политики: дискреционная и полтика встроенных стабилизаторов
1.Финансы – это  система экономических отношений  по поводу создания, распределения  и использования централизованных  и децентрализованных государственных  денежных фондов.
Функции финансов:
1) распределительная
Распределение –  первичное распределение национального  дохода, который распадается на зарплату, прибыль, ренту, дивиденды.
Перераспределение – повторное распределение того, что уже было распределено.
2) контрольная
3) финансы обеспечивают существование государства, как отдельного института 

Финансовый механизм – совокупность методов воздействия  и осуществления органами госвласти и государственного управления.
Структура финансовой системы:
1) финансы РБ – совокупность денежных средств, право формирования и использования которых принадлежит республиканским органам госвласти.
2) Финансы местного управления – совокупность денежных фондов, возданных по решениям органов местного самоуправления
3) Республиканский бюджет
4) Местные бюджеты – совокупность областных, городских, районных, сельских и поселковых бюджетов
5) Внебюджетные фонды – отличаются своей целевой направленностью
6) Финансы государственных предприятий и отраслей – фонды, созданные на госпредприятиях для обеспечения непрерывного производственного процесса
7) Страховые фонды – цель которых возмещение ущерба субъектам в случаях наступления страховых случаев
8) Государственные и банковские кредиты 

Способы привлечения  денежных средств в фонды:
1) налоги (принудительный)
2) добровольные (лотереи, займы, пожертвования)
Расходование денежных средств:
1) безвозмездное
2) возмездное (кредиты)
Вывод: от правильности организации финансовой системы  государств зависит экономический  рост экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.