На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История становления экологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 ВВЕДЕНИЕ
 
В последние 30 – 40 лет XX в. внимание общественности к проблемам взаимодействия человеческой цивилизации с окружающей средой резко усилилось. Если до 1960 г. слово "экология" знало небольшое  число специалистов-биологов, то после 1960 г. экологическим проблемам уделяется  все больше внимание, в том числе  и средствами массовой информации. Это и понятно: над биосферой  Земли нависла угроза со стороны  маленькой части этой биосферы –  человечества. Влияние человека на природу проявляется как прямо, так и косвенно. Причем, косвенное  проявление гораздо сильнее. Оно  более масштабно по времени и  пространству. Человек пока еще не научился прогнозировать последствия  своей деятельности на планете. И  это является главной причиной всех экологических бед.
Актуальной стала проблема охраны природы. Однако охранять природу, пользоваться ей невозможно, не зная, как  она устроена, как реагирует на воздействие человека, какие предельно  допустимые нагрузки на природные системы  может позволить себе общество.
Экология – наука о  взаимодействии живых организмов и  их систем с окружающей средой, об их взаимовлиянии и взаимопроникновении, что позволяет определить пути оптимизации  и возможного изменения условий  для окружающей среды и живых  организмов. Под окружающей средой понимается практически вся Вселенная. Очень часто термин окружающая среда  заменяют словом "природа". Под  живыми организмами понимается не только человек, но и все живые представители  природы: животные, растения, простейшие организмы. Слово "экология"- наука  о доме, обители человека ("ойкос" – дом, жилище и "логос" – учение).
Экологические знания необходимы при изучении многих наук, и прежде всего биологии, медицины, дисциплин  инженерного и социально-экономического циклов. Для изучения основ экологии достаточно иметь знания по общеобразовательным  курсам анатомии, зоологии, физики, химии, географии.
Проблема экологических  противоречий взаимодействия природы  и общества уходит своими корнями  в глубины развития человеческого  общества. Природа, а следовательно  и важнейшая ее составляющая –  животный мир, всегда служила естественной основой любого материального производства, предметом личного потребления  людей и объектом познания и освоения окружающего мира человеком.
Однако в последнее  время происходит изменение мировоззрения  человечества: все большему числу  людей становиться ясно, во-первых, что человек как существо биологическое  – не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния  биосферы в целом, и, во-вторых, что  ресурсы природы конечны и  близки к исчерпанию. Изменить отношение  к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и  к человеку, экономить природные  ресурсы, перерабатывать отходы – вот  задачи, которые выходят на первый план.
 

2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  ЭКОЛОГИИ
 
        ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ
 
Экология своими корнями  уходит в далекое прошлое. Потребность  в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить  труды Аристотеля (384— 322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627— 1691) и  др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться  в этом.
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
Первый этап
- зарождение и становление  экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались  данные о взаимосвязи живых  организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
В XVII—XVIII вв. экологические  сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, 1734; А. Трамбле, 1744, и др.). Элементы экологического подхода содержались  в исследованиях русских ученых И.И. Лепехина, А.Ф. Миддендорфа, С.П. Крашенинникова, французского учёного Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др.
В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Второй этап
— оформление экологии в  самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа  ознаменовалось выходом работ русских ученых К.Ф. Рулье (1814— 1858), Н.А. Северцова (1827—1885), В.В. Докучаева (1846— 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Неслучайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В.В. Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в  развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что  это самостоятельная и очень  важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном  труде «Всеобщая морфология организмов»  он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике  природы: изучение всей совокупности взаимоотношений  животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных  или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в  контакт. Одним словом, экология —  это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».
Как самостоятельная наука  экология окончательно оформилась в  начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное  учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень  в результате нового подхода к  изучению природных систем. Сначала  А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В.Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В.И. Вернадский и В.Н. Сукачев, а также крупные экологи В.В. Станчинский, Э.С. Бауэр, Г.Г. Гаузе, В.Н. Беклемишев, А.Н. Формозов, Д.Н. Кашка-ров и др.
Во второй половине XX в. в  связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением  воздействия человека на природу  экология приобретает особое значение.
Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).
Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Цж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейдер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Не-5ел и др. Среди отечественных ученых следует навать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражсковского, К.С. Лосева, Н.Н. Моисеева, Я.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирикева, В.Е. Соколова, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.В. Яблокова, А.Л. Яншина и др.
Первые природоохранные  акты на Руси известны с IX— <И вв. (например, свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда», в которых были установлены  правила охраны охотничьих и бортничьих угодий). 8 XIV—XVII вв. на южных границах Русского государства существовали «засечные леса», своеобразные охраняемые территории, на которых были запрещены хозяйственные рубки. История сохранила более 60 природоохранных указов Петра I. При нем же началось изучение богатейших природных ресурсов России. В 1805 г. в Москве было основано общество испытателей природы. В конце XIX — начале XX в. возникло движение за охрану редких объектов природы. Трудами выдающихся ученых В.В. Докучаева, К.М. Бэра, Г.А. Кожевникова, И.П. Бородина, Д.Н. Анучина, С.В. Завадского и других были заложены научные основы охраны природы.
Начало природоохранной  деятельности Советского государства  совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил  основы природопользования в стране.
Именно в этот период зарождается  и получает законодательное выражение  основной вид природоохранной деятельности — охрана природы.
В период 30—40-х гг., в связи  с эксплуатацией природных богатств, вызванной главным образом ростом масштабов индустриализации в СССР, охрана природы стала рассматриваться  как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование  природных фондов страны» (из резолюции  Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).
Таким образом, в России появился новый вид природоохранной деятельности — рациональное использование природных  ресурсов.
В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость  создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, — охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские  законы об охране природы, которые провозглашают  комплексный подход к природе  не только как к источнику природных  ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала  лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И.В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.
В 60—80-е гг. в СССР практически  ежегодно принимались правительственные  постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.
Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов  — губительное антропогенное  воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла  крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.
Для более детального ознакомления с историей развития экологического учения рекомендуем материал, изложенный в монографии В.Т. Богучарскова (2005).
Как было отмечено выше, экология как наука обязана своим происхождением немецкому зоологу-эволюционисту  Э. Геккелю. Во втором томе труда «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) он дал следующее определение экологии: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы… К неорганическим относятся физические и химические свойства местообитаний организмов – климат (свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища, состав воды и почвы и т.д. В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения организмов ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользе или вредит. Каждый организм имеет среди остальных своих друзей и врагов таких, которые способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которые служат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае относятся к данной категории органических условий существования».
2.2  ИСТОРИЯ  СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИИ
 
 
Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление в качестве самостоятельной  науки в середине ХIХ века представляет собой естественный этап накопления большого объема научных знаний о  природе. Еще в трудах античных философов  встречаются первые попытки обобщения  сведений об образе жизни животных и растений, зависимости их от среды  обитания, характере распределения  и своеобразии в разных природно-климатических  условиях. Так, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) описывает свыше 500 видов известных  ему животных и рассказывает об их поведении. Ученик Аристотеля – «отец  ботаники» Теофраст Эрезийский (371–280 гг. до н.э.) приводит сведения о своеобразии  растений в разных условиях, зависимости  их формы и особенностей роста  от почвы и климата.
В средние века интерес  к изучению природы ослабевает под  давлением богословия и схоластики, но возрождается с новой силой  в эпоху Возрождения, великих  географических открытий, когда колонизация  новых стран послужила толчком  к развитию систематики – науки  о разнообразии всех организмов на планете. В это время исследователями  составлены подробнейшие описания растений и животных, их внутреннего и внешнего строения. Первые систематики –  Дж. Рей (1623 – 1705 гг.), Ж. Гурнефор (1655 – 1708 гг.), К. Линней (1707 – 1778 гг.) и др., стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания, местах обитания и т.п.
В ХУII – ХУIII вв. экологические  сведения составляли нередко значительную часть в записях известных  путешественников. В трудах С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехина, П.С. Палласа и других географов и натуралистов указывалось, что распространение растительности и животного мира в разных частях планеты связано с климатическими особенностями. А Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829 гг.), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние «внешних обстоятельств» – одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.
Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление  в начале ХIХ столетия биогеографии. Труды А. Гумбольдта (1769–1859 гг.) определили новое, экологическое направление в географии растений. Он ввел в науку представление о том, что «лицо» ландшафта определяется внешним обликом растительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешний облик.
Одним из основоположников классической экологии с полным правом можно назвать профессора Московского  университета К.Ф. Рулье (1814–1858 гг.), который широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложных взаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства, отношение между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой, зависимость от физических условий и т.п.). К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животного мира.
В 1859 г. появилась книга  Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этом труде показано, что борьба за существование в природе, под которой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводит к естественному отбору, то есть является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическими компонентами природы («борьба за существование») – большая самостоятельная область исследований.
В 1866 г., благодаря Э. Геккелю, эта новая область знаний получила название «экология», развернутое определение которой приведено в начале данной темы. Интересно, что Э. Геккель позднее отрекся от введенного им названия, заменив его на «экономию природы», однако термин «экология» постепенно получил всеобщее признание.
В конце 70–х годов ХIХ  в. в экологии возникло новое направление  – биоценология. Немецкий гидробиолог  К Мёбиус (1877 г.) обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и к сходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную отрасль ботанической экологии – геоботанику, основные положения которой были разработаны в трудах Г.Ф. Морозова и В.И. Сукачева на основе учения о лесе.
 
2.3  СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ
 
 
В начале ХХ столетия оформились экологические школы гидробиологов, ботаников, экологов, в каждой из которых  развивались определенные стороны  экологической науки. В 1910 г на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений официально разделилась  на экологию особей, отдельных видов (аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось и на экологию животных. В 1913–1920 гг. были организованы экологические научные  общества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.
Человечество постепенно приходит к сознанию того, что индустриализация, если ее осуществлять без оглядки  на природные факторы, порождает  явления, разрушительный потенциал  которых сопоставим с последствиями  применения ядерного оружия. Экологический  фронт проходит по самому переднему  краю борьбы за выживание человечества наравне с регулированием региональных конфликтов, преодолением экономической отсталости и т. п.
Сфера политики смыкается  в наши дни со сферой охраны природы  в единую дисциплину - политэкологию. Свое практическое выражение в международных  делах политэкология находит  в концепции экологической безопасности. Под экологической безопасностью  понимается такое состояние межгосударственных отношений, при котором обеспечивается сохранность, рациональное использование, воспроизводство и повышение  качества окружающей среды в интересах  устойчивого и безопасного развития всех государств и создания благоприятных  условий для жизни каждого  человека. В конечном счете речь идет о воплощении в жизнь тех  идей о рациональном взаимодействии человека и природы, которые были сформулированы великим русским  ученым В. И. Вернадским. Однако на пути к гармоничному развитию стоят трудноразрешимые противоречия.
Особенности экологической  ситуации, в которую постепенно втягивается  человечество, начали привлекать внимание широкой общественности в конце 60-х гг. В популяризации этих проблем  большую роль сыграл так называемый Римский клуб - группа бизнесменов, юристов, ученых, объединенных общим  интересом к перспективам развития человеческого общества, проблемам, порождаемым неконтролируемым ростом населения и непрерывным уменьшением  естественных ресурсов планеты.
Начало исследованиям  было положено работой Дж. Форрестера "Мировая динамика". Затем последовала  целая серия публикаций, среди  которых наибольшую известность  получили работы "Пределы роста" и "За пределами роста", выполненные  под руководством Д. Мидоуза. Они  превратили глобальную экологию в одну из самых популярных научных проблем.
Рассмотрим упрощенную модель взаимодействия общества и природы. Население (А), промышленное и сельскохозяйственное производство (Б) имеют положительные связи. Население - это трудовые ресурсы, необходимые для роста промышленности и сельского хозяйства; промышленность обеспечивает человека материальными благами и содействует интенсификации сельского хозяйства; сельское хозяйство дает продукты питания и сырье для промышленности.
Положительные связи блоков А и Б являются причиной быстрого безудержного роста как населения, так и промышленности и сельского  хозяйства. В математике кривая, отражающая ускоренное наращивание какой-либо величины во времени, называется экспонентой. Современная эпоха развития человеческого  общества характеризуется тенденцией к экспоненциальному росту численности  населения, потребления энергии, ресурсов, продуктов питания и т. п.
Отрицательные обратные связи, усиливающиеся по мере воздействия  человека на окружающую среду, служат причиной ограничения роста населения  и расширения хозяйства. Природные  ресурсы положительно влияют на развитие общества, но интенсивное потребление  отрицательно сказывается на их запасах  и воспроизводстве. Воздействие  общества на природу вызывает загрязнение  окружающей среды, отрицательно влияет как на условия жизни людей, так  и на качество природных ресурсов - чистоту почвы, воды, воздуха.
Анализ современной политэкологической ситуации в мире выполнен на Конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). В ней принимали  участие главы государств и правительств. Впервые политическим деятелям пришлось принять трудное решение об изменении  мировоззренческой стратегии человечества. Они признали, что идеал экономически развитых стран, беспрецедентный уровень  благополучия и мощь богатого меньшинства  недостижимы для развивающихся  стран Азии, Африки и Латинской  Америки. Конференция ООН констатировала невозможность движения развивающихся  стран по пути, которым пришли к  своему благополучию развитые страны. Природа не выдержит такого бурного роста потребления.
В связи с этим провозглашена  необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего  должный баланс между решением социально-экономических  проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных  потребностей нынешнего поколения  с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Если человечество не сделает этого, то его ждет катастрофа. Правительства и парламенты всех стран мира по рекомендации ООН должны рассмотреть решения конференции  и сверить с ними свою национальную политику.
Экологическое благополучие любого государства не может обеспечиваться за счет других государств или без  учета их интересов. Любая деятельность государства не должна наносить ущерб  окружающей среде как в пределах, так и за пределами его национальной юрисдикции. Например, основными антропогенными источниками прироста содержания углекислого  газа в атмосфере являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе. В соответствии с этим основные выбросы углекислого газа приходятся на долю промышленно развитых стран: США - 25 %, бывший СССР - 19 %, ЕЭС - 14 %; Китай - 10 %, весь остальной мир - 32 %. Это  свидетельствует о том, что истоки глобального изменения климата  кроются в чрезмерном потреблении  ресурсов развитыми странами. Новая  модель устойчивого развития общества предполагает улучшение социально-экологических  условий в развивающихся странах  за счет средств развитых государств.
Судя по документам Конференции  ООН (1992), становится ясным, что мировое  сообщество очень быстро идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения. Переход к квотированию означает, что многим развитым странам  придется покупать квоты на выбросы, в частности на выбросы углекислого газа. В результате, даже с учетом очень серьезной энергосберегающей политики, США, например, окажутся в весьма невыгодном положении как страна, потребляющая больше всех энергоресурсов на душу населения. Учитывая эти соображения, развивающиеся страны заинтересованы в введении квот на загрязнение окружающей среды, а развитые страны, прежде всего США, стараются отодвинуть решение этих вопросов на неопределенное будущее.
Ставится вопрос о разработке кодекса цивилизованного и экологически корректного поведения государств, определяющего их права и обязанности  в отношении природы и друг друга. В основу экологического кодекса  должно быть положено признание безусловного права каждого человека на жизнь  в наиболее благоприятной для  него окружающей среде. Это право  непосредственно вытекает из третьей  статьи Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право на жизнь.
Удовлетворение человеческих потребностей немыслимо без эксплуатации природных ресурсов. Любое производство, по существу, основано на природопользовании - преобразовании природных ресурсов, составляющих часть общего природного потенциала ландшафтов.
Ресурсный потенциал ландшафта - это часть вещества и энергии, которая отторгается в социально-экономическую  сферу. На современном уровне развития природа рассматривается как  источник самых разнообразных ресурсов: производственных (сырья и энергии  для промышленности), сельскохозяйственных (естественного плодородия почв, тепло- и влагообеспеченности для производства продуктов растениеводства и  животноводства), здравоохранительных  и рекреационных (обеспечивающих лечение  и отдых людей), эстетических и  научных (служащих источником творческого  вдохновения, используемых для изучения природных закономерностей), территориальных  и экологических (условий существования  людей в конкретном месте) и др. Строго говоря, весь природный потенциал  ландшафта в том или ином виде используется человеком сейчас или будет использован в будущем. К оценке ресурсного потенциала ландшафта следует подходить с экономических, экологических и эколого-экономических позиций.
При экономическом подходе  оценивается стоимость природных  ресурсов. При этом учитываются стоимость  сырья на внутреннем и мировом  рынке, затраты на добычу и транспортировку  к месту переработки и т.п., а также экономическая целесообразность выбора взаимоисключающих видов  природопользования. Например, добыча минерального сырья, как правило, снижает  эффективность лесного хозяйства, рекреации и т.п. В каждом конкретном случае приходится решать, что более  целесообразно: вести добычу полезных ископаемых или сохранить ландшафт как источник других природных ресурсов, например лесных.
При экологическом подходе  природный потенциал ландшафта  оценивается как совокупность условий, необходимых для жизни и воспроизводства  населяющих данную территорию организмов, в том числе и человека. Отторжение природных ресурсов человеком вызывает изменение состояния как отдельных  природных компонентов, так и  ландшафта в целом - нарушается экологический  режим территории, ухудшается состояние  окружающей среды.
Особое место занимает эколого-экономическая оценка использования  природных ресурсов. Она включает оценку затрат на рекультивацию естественного  потенциала ландшафта после его  нарушения, вызванного эксплуатацией  природных ресурсов. Опыт показывает, что игнорирование эколого-экономической  оценки приводит подчас к тяжелым  последствиям -затраты на рекультивацию  земель могут оказаться выше стоимости  использованных ресурсов. Экономия на восстановлении нормальной среды обитания оборачивается трагическими эколого-социальными  последствиями - снижением работоспособности, ухудшением здоровья, увеличением смертности людей. Потери на здоровье людей, социальные издержки, вызванные ухудшением состояния окружающей среды, могут быть столь значительными, что ущерб перекроет получаемый хозяйственный эффект.
Одной из причин возникшего напряжения во взаимодействии общества и природы является укоренившееся  в сознании людей потребительское  отношение к природе и природным  ресурсам. Человек с момента появления  на Земле привык непрерывно брать  от природы ее ресурсы. Не одно тысячелетие  человек вырубал лес, охотился на диких зверей, использовал созданное  природой плодородие почв, ловил рыбу, расходовал чистую пресную воду. Сама природа восстанавливала нарушенное в экосистемах равновесие, и это  породило у человека представление  о безграничности природных ресурсов, о возможности брать их у природы, ничего ей не возвращая.
Экологические проблемы человечества имеют своими истоками различия в  процессах, совершающихся в природных  и социально-экономических системах. Отметим особенности функционирования и воспроизводства природного потенциала в естественных ландшафтах и природно-хозяйственных  системах, где отторжение части вещества, энергии и информации в социально-экономическую  сферу нарушает устойчивость экосистем.
Для естественного ландшафта  характерны процессы самоуправления, ведущие к гомеостазу экосистемы – сохранению внутренних и внешних  связей, обеспечивающих ее устойчивость. Гомеостаз природных систем поддерживается, с одной стороны, в результате постоянных контактов с внешней  средой, из которой система черпает  энергию и вещество для своего функционирования. Это первый блок управления, отвечающий за устойчивость системы в условиях разнообразных  внешних воздействий. С другой стороны, гомеостаз системы поддерживается благодаря внутренним процессам  функционирования, осуществляющимся в  виде квазизамкнутых круговоротов вещества при примерно постоянных энергетических затратах, преимущественно за счет рассеянных источников энергии. Это  второй блок управления, отвечающий за внутреннюю целостность системы. Оба блока управления - внешний и внутренний - находятся "в руках" экосистем. Ведущая роль в гомеостазе природных систем принадлежит функциям живого вещества, без которого системы быстро деградируют; в них усиливается роль механических форм движения вещества, структура их упрощается.
Если применить к прогнозу поведения природных систем второй закон термодинамики, то можно сказать, что в них работают естественные механизмы чрезвычайно экономной  передачи энергии с одного уровня потребления на другой. Количество энергии, выделяемой системой в окружающую среду, незначительно. Природные системы  благодаря механизмам саморегулирования  постоянно стремятся перейти  из состояния менее организованного  в более организованное, из состояния  менее устойчивого в более  устойчивое. Энтропия (мера неупорядоченности) в них естественным образом убывает.
В природно-хозяйственных  системах, особенно в их крайней  разновидности - геотехсистемах (города, промышленные предприятия и т.п.), - массоэнергообмен резко отличается от процессов, протекающих в природе. Ресурсные циклы производства и  потребления открыты. Поток вещества и энергии через производственную систему почти не имеет обратной положительной связи. На входе - это  все возрастающее потребление ресурсов и энергии, ведущее к деградации природных систем; на выходе - огромное количество отходов и отбросов, поступающих  в окружающую среду, что является главной причиной ее загрязнения.
Энтропия техногенных  систем имеет тенденцию к росту: возникают аварии, нарушаются связи  управления, усиливается хаос. Для  поддержания этих систем в рабочем  состоянии, как показывает исторический опыт, требуются все увеличивающиеся  энергетические затраты, причем энергия  нужна преимущественно в высококонцентрированном  виде. Рост производства, увеличение населения  городов (урбанизация) ведут к обострению экологических проблем. Коренное отличие природных систем от техногенных заключается в их способности к самоорганизации и саморазвитию; энтропия в природных системах естественным образом уменьшается. Техногенные системы могут сохранять устойчивость только при условии постоянных материальных и энергетических затрат со стороны общества; предоставленные сами себе они разрушаются, энтропия растет.
Важным критерием рационального  природопользования А. М. Алпатьев (1978) считает сохранение принципа географической и экологической эквивалентности. Для пояснения существа этого  принципа можно привести следующий  пример. Вырубка леса не только дает определенный объем деловой древесины, но и сопровождается отчуждением  из лесной экосистемы углерода, кислорода, азота, фосфора, калия, воды при одновременном  изменении баланса углекислого  газа и кислорода в атмосфере. Происходит изменение скорос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.