Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Бжд в контексте НТР

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ. 

     Современное общество характеризуется высоким  уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако по-прежнему ключевым элементом на производстве остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические системы и технологические процессы.
     Природная среда – биосфера – все интенсивнее преобразуется человеком в его интересах и превращается в техносферу. Задача человечества заключается в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Завершившийся XX век был веком особенно интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, объектов, технологий. И, что печально – многие нововведения были не всегда обдуманными и часто не сопровождались анализом последствий. Только на пороге нового века человечество пришло к пониманию того, что дальнейшее безоглядное стремление к удовлетворению своих все возрастающих жизненных потребностей может привести к негативным последствиям для нашей планеты и самого человека.
     Это отразилось в изменении приоритетов  в развитии общества, создании новых  объектов техники, внедрении новых  технологий. В настоящее время требования безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не может быть реализован.
     Анализ производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них. Причем человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной возникновения опасностей.
     Поэтому изучение опасностей трудовой деятельности, причин их возникновения, методов и  средств защиты должно являться одним из основных элементов, способствующих действенной организации мероприятий по охране труда работников предприятия, что обуславливает актуальность выбранной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
     В жизненном цикле человек и  окружающая среда его обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».
     Действуя  в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
    обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
    создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.
     Негативные  воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует мироздание. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере (изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.) [3].
     Постоянная  борьба за свое существование вынуждала  человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К  сожалению, появление относительно безопасного жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи, кроме защиты человека от негативных воздействий, привели к его влиянию на среду обитания.
     На  протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик, но мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. – начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:
    высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;
    рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;
    интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;
    массовое использование средств транспорта;
    рост затрат на военные цели и ряд других процессов.
     В процессе жизнедеятельности человек  систематически подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб его здоровью непосредственно или косвенно, вызывать нежелательные последствия.
     Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами [1]. 

      Техногенные происшествия, аварии и катастрофы
       
     До  середины XX в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые изменения регионального и глобального масштаба, соизмеримые со стихийными бедствиями.
     Появление ядерных объектов и высокая концентрация прежде всего химических веществ  и их производств сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы. Примером тому служат трагедии в Чернобыле, Бхопале.
     Огромное  разрушительное воздействие на биосферу оказали испытания ядерного (в г. Семипалатинске, на о. Новая Земля) и других видов оружия. Для испытания химического оружия необходим полигон размером около 500 тыс. га. Иллюстрацией негативного влияния современных локальных войн являются итоги войны в зоне Персидского залива (огромные выплески нефти в залив, пожары на нефтяных скважинах) и на Балканах.
     Двадцатый век ознаменовался также потерей  устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и урбанизация. Это потребовало крупномасштабного развития энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военно-промышленного комплекса и обусловило значительный рост техногенной нагрузки на природу. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты уже разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания – техносфера [4].
     Создавая  техносферу, человек стремился к  повышению комфортности своей среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (например, улучшением медицинского обслуживания) сказалось на увеличении продолжительности жизни людей [2].
Период  жизни на Земле, век Продолжительность жизни, лет
 Медный, бронзовый, железный  К началу XIX в.
 В конце XX в.
30 35-40
60-63

 
     На  ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: пониженных и повышенных температур воздуха, атмосферных осадков, стихийных явлений, контактов с дикими животными. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрации, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве; электромагнитные поля, ионизирующие излучения.
     Антропогенные опасности во многом определяются наличием промышленных и бытовых отходов, неизбежно возникающих при любом  виде деятельности человека. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.
     Значительным  опасностям подвергается человек при  попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Проявляется опасность и при использовании человеком технических устройств в быту. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.
     В настоящее время перечень реально  действующих негативных факторов насчитывает  более 100 видов. 

      Понятие вредного и опасного производственного  фактора
 
     Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными. К вредным производственным факторам относятся:
    неблагоприятные метеорологические условия;
    запыленность и загазованность воздушной среды;
    воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;
    наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующего излучений и др.
     Опасным производственным факторам (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма – это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.
     К опасным производственным факторам следует отнести:
    электрический ток определенной силы, раскаленные тела;
    возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;
    оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.
     Комплекс  негативных факторов, действующих в  конкретный момент времени, зависит  от текущего состояния системы «человек–среда обитания».
     В настоящее время при изучении различных аспектов воздействия окружающей природной среды на благополучие человека наиболее предпочтителен факторный подход: изучаются соответствующие факторы риска, способные осложнить существование.
     Таким образом, системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее  время, распадаются на следующие основные виды:
    система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
    система охраны природной среды (биосферы);
    система государственной безопасности;
    система глобальной безопасности.
     Оценочные данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн человек. В нашей стране травматизм с летальным исходом на производстве, автодорогах, в быту непрерывно растет. Так, в СССР в 1986 г. погибли 247,8, а в 1989 г. –  287 тыс. человек. В России в 1999 г. на производстве погибли 723,8 и получили инвалидность около 13 тыс. человек [3].
     Наибольшее  число несчастных случаев отмечено на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, угольной, лесной, бумажной промышленности. Тревогу вызывает рост травматизма с летальным исходом в отраслях, определяющих технический прогресс: машиностроении, радиоэлектронике, станкостроительной, оборонной промышленности. В машиностроении России в 1998 г. травмировано 56,4 тыс. человек, погибло около 460 человек.
     Основные  функции БЖД должны обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды  через:
    описание жизненного пространства, его зонирование по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
    формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
    организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
    реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    обучение населения и сотрудников предприятий основам БЖД (ОБЖ), подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.
     Четкие  границы между опасным и вредным производственными факторами установить трудно.
     Состояние условий труда, при котором исключено  воздействие на работающих опасных  и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность труда – это состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Для производственной деятельности применимо понятие производственной безопасности. Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей, формируемых в рабочей зоне конкретным производственным (технологическим) процессом, техническим объектом.
     Безопасность  труда обеспечивается методами и  средствами производственной санитарии, гигиены труда, производственной безопасности.
     При безопасных условиях труда должно быть исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Но не всегда в условиях реального производства это достигается: абсолютная безопасность либо технически недостижима, либо экономически нецелесообразна. Поэтому при разработке современного оборудования стремятся создать максимально безопасные машины, оборудование, установки и приборы, чтобы свести риск при работе с ними к минимуму. 

      Пределы безопасности и экологичности  техносферы
 
     Существующие  нормативы безопасности делятся на предельно допустимые концентрации и предельно допустимые уровни воздействия.
     Предельно допустимые концентрации (ПДК), характеризующие безопасное содержание вредных веществ химической и биологической природы в воздухе рабочей зоны;
     Предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия опасных и вредных производственных факторов физической природы (шум, ионизирующие и термические излучения, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнитные поля).
     Конкретные  значения ПДК и ПДУ устанавливаются  нормативными актами Государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (например, загрязнения окружающей среды электромагнитными излучениями радиочастотного диапазона регламентируются Санитарными правилами и нормами 2.2.4/2.1.8.055–96). Для оценки загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах установлены класс опасности и допустимые концентрации загрязняющих веществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    БЕЗОПАСНОСТЬ  КАК РЕЗУЛЬТАТ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Способы обеспечения безопасности
 
     Действия  человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.
     На  приводимой принципиальной схеме, базовой  для теории безопасности, изображены способы обеспечения безопасности, используемые человеком.
     Человек не только разумно защищается в уже  сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.
     Именно  преобразовательная жизнедеятельность  позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности. 

      Уровень безопасности
 
     Безопасность  человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности.
     Наиболее  долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности. Не случайно безопасность относится  к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.
     Можно говорить об индивидуальном и общем  по сообществу уровнях безопасности. Вообще, говоря о продолжительности  жизни, нужно иметь в виду три различных показателя:
    биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;
    индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);
    среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.
     Значительная  часть людей до биологического предела  не доживает. Их индивидуальная продолжительность  жизни укорачивается необеспеченностью  безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения  в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях.
     Однако  безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также  от количества и силы угроз, формируемых  окружающей средой (природной, социальной, техногенной). А состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества.  

      
      Культура безопасности
 
     Образование и воспитание людей должно быть построено  на началах культуры безопасности.
     Вообще-то, воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента  рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи.
     Культура  безопасности – это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
     Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом – преобразованием собственного сознания. Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.
     Становление новой культуры безопасности, опирающееся  на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоёв общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.
     Важнейшим компонентом образования, его системообразующим  стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – в учреждениях профессионального образования.  

    ПРОБЛЕМЫ  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Угрозы от жизнедеятельности.
     Конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.
     Особенности новой эпохи заставляют обратить главное внимание на опасности от преобразованной среды. До наступления  новой эпохи, вследствие стихийного использования метода проб и ошибок, всегда получалось так, что они становились меньше первоначальных. Например, искусственное тепло в современном жилище (против опасности замерзания) после пожароопасных открытых костров в пещерах и угарных печек в избах было заключено в водяные батареи отопления.
     Однако  преобразование человеком окружающей среды ведётся всё ускоряющимися  темпами. Преобразования становятся всё  масштабнее, а времени на пробы  остаётся всё меньше. Бывает так, что  сама проба создаёт трудно оцениваемую опасность – вспомним первый подрыв атомной бомбы. В результате, опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными.
     Чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо заранее, сознательно и ответственно перейти на режим устойчивого развития, принять за основы жизнедеятельности новые принципы.  

      Особенности проблем безопасности в новой эпохе
 
     Появление глобальных угроз от жизнедеятельности  принципиально изменило постановку проблем безопасности.
     Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях – социальном, политическом, техническом, экономическом, военном – не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.
     Главная черта новой эпохи состоит  в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.
     Такой же постоянно действующей – вместо периодических войн – стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности.
     Результаты  жизнедеятельности по изменению социальных условий тоже привели к изменению состава угроз личности и обществу, к изменению форм естественной конкуренции между сообществами. Постоянная конкуренция между народами и государствами ведётся в новой эпохе информационными, экономическими, политическими, в последнее время и террористическими средствами. Военное применение вооружённых сил осталось лишь как завершающее, по-прежнему кратковременное средство подавления особо стойких соперников. 

      Системы для анализа безопасности
 
     До  наступления новой эпохи проблемы безопасности рассматривались в рамках социальных и техногенных вопросов. Вся природа считалась окружающей средой, независимой от деятельности сообществ и процессов в изучаемых системах.
     Сегодня та часть природы, которая изменяется процессом жизнедеятельности сообществ и определяет условия жизни (а это биосфера и её экологические ареалы), во многих задачах безопасности уже не может считаться независимой окружающей средой, а должна быть включена в анализируемую систему как компонент.
     Системы для исследования проблем безопасности характеризуются следующими общими особенностями:
    компонентами, изменяющимися в исследуемом процессе и влияющие на него;
    объектами и субъектами безопасности являются личность и сообщества различных уровней;
    окружающую среду с постоянными угрозами представляют не изменяющиеся при исследуемом процессе природные, техногенные, социальные составляющие;
    мерами безопасности могут служить действия субъектов в сложившихся опасных и чрезвычайных ситуациях (защита), принципы и характер повседневной жизнедеятельности субъектов (предотвращение).
     Задачи  безопасности встают ежедневно перед  каждым человеком, каждый человек, становясь  работником, должен знать и рассчитывать возможные последствия своих  действий, преобразующих среду, чётко представляя себе все процессы в системах с сообществами всех уровней. Вступая в созидательную (или разрушительную?) жизнедеятельность, надо научиться рассматривать себя как субъекта безопасности. Знания каждого человека, необходимые в настоящее время для обеспечения безопасности, должны базироваться на чётких представлениях о процессах, протекающих в сложных системах, включающих большое число природных, социальных, техногенных компонентов, и на осознании своей личной ответственности за результаты своей жизнедеятельности.
     Проблемы  безопасности объектов следующих уровней  отдельными людьми и коллективами непосредственно  не решаются, однако, при решении  всех задач низших уровней (личных, групповых, профессиональных) их необходимо знать и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности выработанными обществом мерами безопасности. Важно, чтобы знанием проблем и необходимых мер безопасности общества в новой эпохе руководствовался каждый гражданин в его общественной жизни, хотя бы во время голосования при выборах политиков - лидеров общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.