Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные напрвления совершенствования деятельности ЦБ РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?26
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях выхода российской экономики с финансового мирового кризиса, увеличения доли высокотехнологичного производства эффективность функционирования банковской системы играет особо важную роль. Необходимость эффективной организации инвестиционных процессов требует использования современного аналитического денежно-кредитного инструментария Центральным Банком Российской Федерации и является обязательным условием успешной экономической политики.
Одним из самых необходимых условий эффективного развития народного хозяйства, является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющая Центральному банку страны влиять на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков и достигать стабилизации денежного обращения. Таким образом, главная цель денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы помочь экономике в достижении большого объема производства, который характеризуется полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом.
  Целью данной курсовой работы является анализ и оценка денежно-кредитной деятельности Центрального банка страны.
Объектом исследования являются Центральный Банк Российской Федерации.
Предметом исследования является эффективность деятельности Центрального Банка и эффективность использования им денежно-кредитных инструментов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕ
 
1.1.           Исторические аспекты развития банковской системы России
 
В результате разделения труда и производственных процессов предприятия стали специализироваться на производстве и реализации товаров, работ, услуг, а банки выделились в систему общих институтов как учреждения по управлению денежными ресурсами. Денежная оценка является измерением основных показателей производства продукции, начиная от предприятия и заканчивая валовым национальным продуктом в масштабах всего общества.
Выделение денег из товарного мира произошло в силу следующих обстоятельств:
1.      Как единицы учета и контроля;
2.      Компактности и удобства проведения операций в сфере обращения;
3.      Делимости и долговечности использования;
4.      Наличия свойства оценки стоимости товаров, работ и услуг в сфере обращения;
5.      Выполнение роли всеобщего эквивалента.
Для обслуживания денежного обращения организована финансово – кредитная система. Финансово – кредитную систему страны можно представить как совокупность финансовых органов и кредитных учреждений, целью которых является проведение стратегического планирования и управления всей финансовой деятельностью государства.
Выделяют следующие основные субъекты, которые возглавляют, планируют и реализовывают финансово – кредитную политику:
1.               Министерство финансов России – федеральный исполнительный орган, планирующий и осуществляющий единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику (Положение о Минфине от 18 июля 1999г.).
2.               Центральный Банк России (ЦБР) – федеральный исполнительный орган, планирующий и осуществляющий единую кредитную политику в сфере банковской системы.
3.               Финансово – экономические управления и отделы предприятий, налоговые службы, таможня, осуществляющие управление финансами.
Финансово – кредитная система России:
?      Банковская подсистема;
?      Подсистема специализированных финансово – кредитных организаций – учреждения, осуществляющие отдельные виды финансовых услуг:
?      Кредитные союзы;
?      Расчетные (клиринговые) центры;
?      Пенсионные фонды и т.д.
Далее необходимо рассмотреть исторические аспекты развития банков в России, так как многие направления банковской деятельности и исторический опыт, знания утеряны, и их необходимо восстановить.
В России впервые попытка создания учреждения, подобного банку, была предпринята в 1665 г. в Пскове, но эта попытка не увенчалась успехом. Следующим шагом стала Монетная контора, созданная Петром II в 1729 г., представлявшая собой своеобразный государственный ломбард, выдававший частным лицам ссуды на срок до 3 – х лет под 8% годовых. 8 января 1733 г. по указу императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы» ей было разрешено осуществлять банковские операции с движимым и недвижимым имуществом.
Путь от казенных ломбардов к казенным банкам занял два столетия. Образование государственных банков в России началось в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. 13 мая 1754 г. указом Елизаветы Петровны был учрежден государственный Заемный банк.
В 50 годы  XIX в. Начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Поэтому в 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Реформа банковской системы в 1860 г. началась с упразднения Заемного банка и передачи его дел в Петербургскую сохранную казну. И в этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. В это же время начинается процесс создания долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений.
К 1872 г. банковская система России включала:
?      Государственный банк;
?      Общественные городские и земельные банки;
?      Частные банки долгосрочного и краткосрочного кредитования.
В 1880 – 1890 – е гг. основным направлением работы Государственного банка была подготовка и проведение денежной реформы, а задача состояла в накоплении золотого запаса и борьбе с колебаниями валютного курса. В 1900 – х гг. Государственный банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Обязательное для центрального банка качество Госбанк России приобрел во время экономического и финансового кризиса 1900 – 1902 гг., когда стал «банком банков» (кредитование коммерческих кредитных организаций).
Финансово – банковским центром России все эти десятилетия являлся Петербург. К 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк, Комиссия погашение государственных долгов, государственные сберегательные кассы, Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк.
Но начавшаяся первая мировая война, а вслед за ней происшедшие события 1917г. надолго отбросили Россию в разряд развивающихся стран. Начался закат российской банковской системы, а 1917г. – полная ее реорганизация. В 1917г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным  в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. Декретом  СНК от 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен , а его активы и пассивы переданы Наркомфину. Но полного заката банковской системы не последовало, т.к. переход к НЭПу в 1922 – 1924 гг. потребовал проведения денежной реформы и организации банковской системы СССР. В октябре 1921г. Государственный банк РСФСР был воссоздан заново и уже через год имел 116 филиалов в разных районах страны. В 1923г. он был реорганизован в Государственный банк СССР.
В это же время принимается решение о создании специальных банков (Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк), вспомогательных банков (отраслевых, территориальных), банков с участием иностранного капитала, обществ взаимного кредита. К 1925г. в стране насчитывалось 1200 банковских учреждений (кредитных организаций и их подразделений). В связи с отказом от НЭП Госбанк и спецбанки в административном порядке были переориентированы на долгосрочное кредитование и финансирование за счет бюджетных ресурсов и капитальных вложений в закрепленные за ними отрасли, также на госбанк было возложено управление всей банковской системой (постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы» от 15 июня 1927г.). указанные выше действия выполнялись ими до 1932 – 1933гг. в результате чего банки страны стали одним из важнейших звеньев утвердившейся в стране командно – административной системы. И следующие два с лишним десятилетия банки и основы их деятельности не подвергались существенным преобразованиям. Следующей крупной реорганизацией банков явилось событие произошедшее 1 марта 1950г., когда было проведено повышение рубля и установлено его золотое содержание (0,222168 грамма чистого золота) для исчисления его в отношении иностранных валют. В результате в стране осталось три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. В 1962 г. Госбанку СССР были переданы сберегательные кассы, до того находившиеся в составе Министерства финансов.
Переход к рыночным отношениям, пути к которым активно обсуждались в стране в 1970-х и особенно в 1980-х гг., предполагал реформирование всей банковской системы, обслуживающей экономику, основанную на административно – централизованных способах ведения хозяйства. В результате в 1987г. на основе принятых правительственных постановлений система банков была преобразована в пять государственных банков: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР. Целью ликвидации монопольного положения Госбанка СССР и создание специализированных банков являлось приблизить банки к отраслям, производствам и населению. Несмотря на это на практике железобетонный характер планирования кредитных ресурсов по так называемым отраслевым проектировкам, суть которых сводилась к выделению средств по рангу народнохозяйственной значимости отрасли, сохранился.
Новый этап развития банков начался с принятия в 1990 г. законов «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».эти законы дали зеленый свет стремительному росту числа коммерческих банков, количество которых в 1992 – 1995гг. достигло около 2700 единиц. Но, прошедшие мощные потрясения существенно сократили их количество примерно на 50%, причины этому были следующими:
1.      Плохо подготовленное юридическое обоснование и наспех проведенная приватизация государственной собственности на основе так называемых ваучеров фактически лишили население страны участия в создании народного капитализма; подавляющее количество ваучеров, вложенных в банки физическими лицами, превратились в пустые фантазии;
2.      Более десяти тысяч полукриминальных и криминальных финансовых пирамид типа АО «МММ», «Гермес – финанс», банков и т.д., множество из которых располагались в подвальных помещениях и однокомнатных квартирах, стали мощными финансовыми насосами по выкачиванию денежных средств у населения, переводу их за границу и разворовыванию;
3.      Финансовый дефолт, осуществленный правительством 17 августа 1998г., привел к наиболее сокрушительным последствиям в банковской системе страны, которая и сегодня по многим ведущим макроэкономическим показателям не может выйти на уровни 1998г.
С тех пор новое банковское дело в России прошло значительный и трудный путь, насыщенный как достижениями, так и провалами, преодолело немалые трудности и кризисные явления, и продолжает развиваться, совершенствоваться, становясь все более нужным экономике страны.
 
1.2. Финансово – кредитная система РФ
 
В настоящее время вертикальный срез банковской системы представлен двумя уровнями:
?      Первый уровень – Центральный Банк России;
?      Второй уровень – коммерческие банки.
Количество коммерческих банков в соответствии с данными ЦБР по состоянию на 01.01.2011г. составляет – 944, из них 406 (40,1%) можно твердо отнести к мелким банкам, так как размер уставного капитала их  не превышает 150 млн. руб., и 250 (24,7%) банков, которые балансируют на этой грани.
Горизонтальный срез банковской системы представлен коммерческими банками расположенными на всей территории страны. Для горизонтального среза характерна неравномерность распределения по территории России. Из общего количества банков на 2011г. – 514 банков, или 50,8% зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы в 10,4 млн. человек получается, что на каждые 20 тыс. населения столицы приходится один банк.
В 2010 году ЦБР лишил лицензии 53 финансовые организации и зарегистрировал только один новый банк – «Фольксваген банк рус», годом ранее ЦБР аннулировал 44 банковские лицензии. И по заявлению члена совета директоров Банка России, директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаила Сухова к концу текущего года число российских банков может уменьшится с 944 до 910 – 920, снижение числа банков в стране объясняется в основном их консолидацией. Сокращение по Федеральным округам распределяется почти одинаково. Если так и дальше пойдет, то региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть. В следующей таблице рассмотрим распределение банков по Федеральным округам:
 
 
 
 
Таблица «Общее распределение банков России в разрезе Федеральных округов»

Количество действующих банков России
На 01.01.2008г.
На 01.01.2009г.
На 01.01.2010г.
На 01.01.2011г.
Снижение(-)/рост (+) к 01.01.2010г.
1
Центральный Федеральный округ
632
621
598
585
-13
г. Москва
555
543
522
514
-8
2
Северо – западный Федеральный округ
81
79
75
71
-4
3
Южный Федеральный округ
118
115
113
47
-66
4
Северо – кавказский Федеральный округ
-
-
-
57
+57
5
Приволжский Федеральный округ
134
131
125
118
-7
6
Уральский Федеральный округ
63
58
54
51
-3
7
Сибирский Федеральный округ
68
68
62
56
-6
8
Дальневосточный Федеральный округ
40
36
31
27
-4
 
Всего по Российской Федерации
1136
1108
1058
1012
-46
 
Как показывают данные таблицы, основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа.
 
1.3. Основные направления деятельности ЦБ РФ, как элемента банковской системы
 
В банковской системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития как национальной экономики, так и банковского сектора страны.
В настоящее время в роли основного субъекта управления банковской системой выступает Центральный Банк России (ЦБ РФ), занимающий верхнее положение в двухуровневой банковской системе.
Особенностями деятельности центрального банка являются следующие:
1.      Как и любой другой, центральный банк функционирует в сфере обмена, создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение;
2.      Как и любой другой, центральный банк является экономическим институтом, функционирующим в сфере товарно – денежных отношений;
3.      Являясь экономическим институтом, центральный банк выступает как некоммерческая организация. Работая в сфере экономического оборота центральный банк, так же, как и коммерческие банки, получает определенную плату, компенсирующую затраты. Однако в отличие от коммерческих банков получение прибыли не является для центрального банка целью деятельности.
Деятельность центрального банка носит общественный характер. Центральный банк – это общественный институт, работающий преимущественно на макроуровне экономических отношений. Центральный банк работает не на себя, а на экономику в целом.
С экономической точки зрения центральный банк – это такой общественный, некоммерческий денежно – кредитный институт, который функционирует в сфере обмена, регулирует платежный оборот в наличной и безналичной формах.
 
1.4. Цели Центрального Банка
 
Специфика Банка России как экономического денежно – кредитного института, его юридический статус определяют и цели его деятельности. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995г. определены три цели деятельности Банка России (ст.3):
1.      защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам;
2.      развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, т.е. Банк России является органом банковского надзора за деятельностью кредитных организаций;
3.      обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы; ЦБ РФ координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем РФ.
Но в силу того, что банковская система и отдельные ее элементы являются частью экономической системы – целевая ориентация всегда несколько шире, чем это представлено в Федеральном законе. Скорее можно предположить, что защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, укрепление банковской системы страны, построение эффективной платежной системы являются задачами главного банка, направленными на усиление его роли в экономике и реализацию ее целевой ориентации.
 
1.5. Функции Центрального банка России.
 
Для достижения указанных целей центральный банк наделяется соответствующими функциями. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти 18 функций можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и назначения Банка России по пяти группам:
1.      функция денежно – кредитного регулирования (регулирующая функция);
2.      функция нормативного регулирования (нормативно – творческая функция);
3.      операционная функция;
4.      информационно – аналитическая функция;
5.      надзорная и контрольная функция.
В рамках денежно – кредитного регулирования, Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность:
?      во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику;
?      монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
?      выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
Данная функция раскрывает роль банка, как регулятора денежно обращения. Выполняя данную функцию, Банк России выполняет свое прямое назначение в экономике.
Функция нормативного регулирования определяет:
?      разработку правил ведения банковских операций;
?      определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности банковской системы;
?      определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
?      разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также юридическими и физическими лицами.
Данная функция Центрального банка РФ позволяет ему упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, дающих им возможность в рамках действующего законодательства обслуживать своих клиентов.
Операционная функция Банка России предусматривает:
?      осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок;
?      управлять своими золотовалютными резервами;
?      обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с этой функцией Банк России имеет возможность вести обширную деятельность, обслуживать разнообразные потребности экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.
Информационно – аналитическая функция Банка России предусматривает:
?      проведение анализа и прогнозирования экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно – кредитных и валютно – финансовых отношений, ценообразования, и публикация соответствующих материалов и статистических данных;
?      участие в разработке прогноза платежного баланса страны, организация его составления;
?      установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к национальной денежной единицы.
Данная функция для Банка России имеет особое значение. Если она не выполняется, то регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках, практически невозможно.
Осуществляя надзорную и контрольную функцию, Банк России реализует:
?      надзор за деятельностью банков и банковских групп;
?      государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершение банковских операций, приостановку их действий и их отзыв;
?      регистрацию эмиссий ценных бумаг банков;
?      валютное регулирование и валютный контроль.
Данная функция позволяет Банку России соблюдать целевые ориентиры развития и укрепления банковского сектора страны. Постоянно наблюдая за деятельностью коммерческих банков и проверяя их на предмет ее соответствия законодательным и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Тем не менее, контроль за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности ему коммерческих банков, поэтому вмешательство Банка России в оперативную деятельность коммерческих банков строго ограничено законом. Вмешательство Банка России имеет место только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также в случае возникновения угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). Банк России по закону не вправе принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительными документами, законодательными и нормативными актами.
 
1.6. Инструменты денежно – кредитной политики Центрального Банка
 
В денежно-кредитной политике существует многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что — средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должна ли денежно-кредитная политика носить дискреционный характер или она должна представлять собой некие правила, закрепленные законодательством. Эти проблемы денежно-кредитной политики сказались на Федеральном законе о Центральном банке. В принципе, любую операцию Центрального банка можно рассматривать как инструмент политики, поскольку он является крупнейшим из банков и наделен такими полномочиями, что любые его действия могут повлиять на финансовые рынки.
Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.[1]
Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "РЕПО" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Нормативы обязательных резервов – это обязательные беспроцентные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
Минимальные резервы выполняют две основные функции:
1) они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации;
2) минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.[2]
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.
Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.
Важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, что представляет собой кредитование коммерческих банков Банком России. Рефинансирование – предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных финансовых затруднений и на другие цели.
Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств. [3]
Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу:
1) затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений;
2) изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.[4]
Также Банк России приступил с недавнего времени к использованию нового финансового инструмента для России — операции РЕПО, то есть операции купли-продажи государственных ценных бумаг с обратным выкупом. Операции РЕПО — это своего рода одна из форм рефинансирования коммерческих банков. Например, когда коммерческому банку необходимы кредиты, он продает государственные ценные бумаги из своего портфеля Банку России с правом последующего выкупа. При ломбардном кредитовании ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка; при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность Банка России, хотя коммерческому банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.
Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
Центральный банк РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, основываясь на концептуальных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.
Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может все
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.