На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная система ФРГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Экономический факультет 

Кафедра «Финансы, инвестиции и кредит» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «ДКБ»
на тему: 

«Денежно-кредитная  система ФРГ»  
 

Выполнила:
студентка 3 курса
группы 391
экономического  ф-та
спец. 080105.65
«Финансы  и кредит»
Казакова  О.А. 
 
 

Проверила:
к.э.н., доцент
Кузнецова Е.Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел  – 2012
СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение
1. Теоретические  и правовые аспекты функционирования  денежно-кредитной системы ФРГ……………………………………………………………………..
  1.1. Денежная единица и денежное обращение………………………………...
  1.2. Наличный и безналичный оборот…………………………………………..
  1.3. Валютное положение ФРГ…………………………………………………..
2. История  эмиссионной банковской системы ФРГ……………………………
  2.1. Эмиссионные банки в Германии……………………………………………
  2.2. Германский имперский банк………………………………………………..
3 Современная  кредитная система ФРГ……………………………………….
  3.1. Структура банковской системы ФРГ……..………………………………...
  3.2. Центральный банк Германии………………………………………………
  3.3. Коммерческие банки…………………………………………………………
  3.4. Специализированные кредитные учреждения…………………………….
4. Проблемы и  пути совершенствования кредитной  системы ФРГ…………..
Выводы и предложения……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ФРГ.
      1.1 Денежная единица и денежное обращение.
Денежная система единой Германии сформировалась достаточно поздно, только к концу XIX века. До этого входившие в состав германии государства и княжества имели различные виды денежных систем, которые в большинстве своем были основаны на серебряном монометаллизме, и только в 1970-е гг. начался переход к золотому монометаллизму, который ознаменовал появление биметаллизма.
Система биметаллизма характеризовывалась  тем, что в обращении были и  золотые, и серебряные монеты, а соотношение  между ними устанавливалось либо рынком (система параллельной валюты), либо государством (система двойной валюты). Помимо денег в обращении находились банкноты и бумажные деньги. Окончательный переход к золотому монометаллизму, а именно к золотомонетному стандарту, завершился в 1871-1873 гг., когда произошло объединение немецких земель и образование Германской империи.
Золотомонетный  стандарт был отменен в начале Первой мировой войны, а в 1924г. был  введен золотодевизный стандарт, предполагающий обмен денежной единицы на иностранную  валюту, имеющую золотое содержание. Рейхсмарка в соответствии с этим на 40% обеспечивалась золотом и иностранной валютой, разменной на золото. Однако этот стандарт просуществовал недолго, в период экономического кризиса 1929-1933 гг. отменили и установили систему неразменных кредитный денег, при которой денежная единица утратила всякую связь с золотом.
Основой денежной системой страны являлась денежная единица.  Такой денежной единицей в  Германии, как и в других странах – членах Европейского Союза, выступает евро. Единая европейская валюта была введена с 1 января 2002г. до этого более 100 лет денежной единицей была марка – вначале рейхсмарка, затем немецкая марка.
Впервые рейхсмарка появилась в начале 1970-х  гг. Она заменила множество существующих до нее денежных единиц, таких, как рихсдоры, луидоры, пистоли, дукаты. Рейхсмарка имела золотое содержание и приравнивалась к 0,358423г чистого золота. Однако в результате необеспеченной денежной эмиссии времен Первой мировой войны (в 1923г. объем денег в обращении достиг 496 квинтил. Марок) рейхсмарка сильно обесценилась (в 1,6 трлн раз по сравнению с довоенным уровнем) и в результате денежной реформы 1924г. была обменена на новую рейхсмарку.  Обмен осуществлялся в соотношении 1 новая марка к 1 трлн старых марок. Новая рейхсмарка имела еще золотое содержание, но она также обеспечивалась иностранной валютой, а с 1939г. стала обеспечиваться и казначейскими векселями.
После Второй мировой войны рейхсмарка прекратила свое существование. Проведенная  в 1948г. денежная реформа предполагала введение новой денежной единицы – немецкой марки (Дойче Марк), которая была обменена на рейхсмарку по курсу: 1 немецкая марка равнялась 60 рейхсмаркам. Однако реально обмен происходил следующим образом: население могло обменять сумму до 60 рейхсмарок в соотношении 1:1  , а сумму, превышающую 60 марок, в соотношении 10:1. В таком же соотношении были переоценены вклады в кредитные учреждения, причем половина из них после этого переведена на заблокированные счета, 70% из которых позже было аннулировано.
В 1949г. Конституцией ФРГ в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской  системы был определен курс немецкой марки по отношению к доллару:   1 долл. США равен 3,3 марки. Впоследствии ее курс был снижен до 4,20 марок за доллар США, а в 1953г. после вступления ФРГ в МВФ, исходя из паритета, было зафиксировано золотое содержание марки в 0,211588г. чистого золота. Такое соотношение просуществовало вплоть до 1976г., когда в результате отмены МВФ золотых паритетов немецкая марка потеряла связь с золотом. Дальнейшее существование немецкой марки было связано с неоднократной ревальвацией, признанием ее в качестве резервной валюты. Первый шаг к уходу марки из обращения был сделан в 1988г., когда марка в безналичном обороте была заменена на евро. Окончательно она и потеряла свое значение в 2002г., когда была заменена на евро и в наличном обороте. Такой обмен происходил по курсу: 1 евро равен 1,95583 немецкой марки.
1.2 Наличный  и безналичный оборот.
Денежный  оборот состоит из двух основных составляющих – наличного и безналичного оборота. Наличный оборот представлен совокупностью банкнот и монет. В настоящее время в Германии наличный оборот обслуживают банкноты достоинством 5, 10, 20, 50, 100, 200, и 500 евро и монеты 1, 5, 10 20, 50 евроцентов, 1 и 2 евро. Если в начале 1980-х гг. он составлял 32%, то уже спустя 20 лет, в 2003г., на него приходилось около 10%.
Основная  доля денежного оборота приходится на безналичный оборот, который обслуживается  чеками, жирорасчетами, кредитными карточками, электронными деньгами. Как показывает статистика, около 99% расчетов приходится на чеки и жирорасчеты. Растет количество кредитных карточек, используемых при оплате товаров и услуг. Если в 1986г. их было 20,1 млн шт., то в 2003г. их количество достигло 82,6 млн шт.
В последние  годы возрастает доля автоматизированной системы платежей. Начало этому было положено в 1996г., когда во Франкфурте-на-Майне на базе электронно-вычислительного центра EAF было создано новое поколение EAF-2, представляющее более экономичную и менее рискованную систему расчетов. И в том же году через систему EAF/ EAF-2 было произведено около 19 млн полностью автоматизированных перечислений на сумму свыше 153,410 млрд марок, т.е. в среднем ежегодно 614 млрд марок.
В 1996г.  была создана европейская автоматизированная система расчетов ТАРГЕТ, которая позволила проводить международные расчеты между банками Евросоюза, биржевые расчеты в системе реального времени. Впоследствии для проведения электронных расчетов была использована система Xetra (Ксетра), нашедшая широкое распространение при проведении биржевых расчетов как в самой Германии, так и за ее пределами. На этой основе увеличивается доля расчетов при помощи электронных денег, в частности «Ield-Karte», число которых в настоящее время превысило 72 млн шт.
Совокупность денежных средств в наличной и безналичной формах представляет собой денежную массу. Объем денежной массы измеряется при помощи денежных агрегатов, которых в Германии насчитывается три: 
Основными факторами, определяющими объем  денежной массы, являются: объем предоставленных кредитов нефинансовому сектору в странах Евросоюза, объем кредитов предприятиям и населению в странах Евросоюза,
Вложение  в ценные бумаги предприятий и  населения в странах Евросоюза,
Кредиты государству, вложенные в ценные бумаги правительства, нетто-требования к прочему миру, обязательства перед зарубежными кредиторами, денежный капитал в целом, вклады сроком свыше двух лет, вклады сроком более трех месяцев, долговые обязательства сроком более двух лет, капитал и резервы. В соответствии с этим общий объем денежной массы в январе 2005г. составил 112 725 млн евро.
Объем денежной массы серьезно регулируется со стороны центрального банка, который, проводя денежно-кредитную политику, обращает внимание на снижение инфляции. В этих целях с 1975г. центральный банк проводит таргетирование, т.е. устанавливает ориентиры роста денежной массы на предстоящий год в соответствии с предполагаемыми темпами роста ВВП. Однако инфляция продолжает сохраняться, хотя темпы ее постоянно снижаются. Даже в условиях очень благоприятной конъюнктуры уровень инфляции в ФРГ в 2004г. составил 1,8%, в то время как, например, в 1990г. она составил ,5%. При этом в настоящее время и Центральный банк Германии, и Европейский центральный банк очень волнуют снижающиеся темпы инфляции, так как это может привести в дальнейшем к снижению эффективности производства и, соответственно, снижению ВВП. Поэтому сейчас при проведении политики устойчивости денежного обращения центральный банк в большей степени старается не допустить отрицательных темпов инфляции. Тем не менее, объем денежных средств жителей Германии в начале 2003г. составил 3658 блн евро, в то время как в 2001г. их было на 15 млрд меньше, а темпы роста ВВП за этот период уменьшились с 1,7 до 1,5%.
1.3 Валютное  положение ФРГ.
Валютное положение ФРГ находится в тесной связи с ее экономическим развитием, с особенностями функционирования денежно-кредитного механизма, политики в области финансов. Взаимозависимость внутриэкономических и внешнеэкономических факторов особенно усилилась после вступления ФРГ в ЕЭС. 
Восстановление разрушенного войной хозяйства, быстрые темпы обновления основного капитала и наличие квалифицированной рабочей силы позволили монополистическому капиталу ФРГ достигнуть относительно прочных позиций в мировом капиталистическом хозяйстве. Государство оказывало монополистическому капиталу значительную поддержку в форме экспортных льгот (освобождение экспортеров от налога с оборота), снижения страховых взносов, уменьшения ставок налогообложения и т. д. Все это стимулировало уменьшение издержек производства экспортных товаров. Относительное повышение покупательной способности марки внутри страны по сравнению с ее заниженным валютным курсом давало преимущества западногерманскому монополистическому капиталу в борьбе за рынки сбыта, что вызывало сопротивление стран-конкурентов, требовавших ревальвировать марку еще в конце 50-х годов с тем, чтобы ослабить внешнеэкономическую экспансию ФРГ. Противники ревальвации, в ФРГ выступали за проведение более жестких валютных мер и за согласование финансовой и денежно-кредитной политики капиталистических стран для достижения сбалансированности платежных балансов. Выдвигалось также предложение о введении колеблющихся курсов валют. Но эта точка зрения тогда (50—60-е годы) не была поддержана правительством Эрхарда, стоявшего на стороне монополистических кругов, ориентировавшихся на экспорт. 
Для усиления позиций монополий на внешних рынках 29 декабря 1958г. правительство ФРГ ввело полную обратимость марки. Не последнюю роль здесь сыграло и создание «Общего рынка», поскольку обратимость валют была одним из условий вступления в Сообщество. Укрепление «Общего рынка» явилось основным доводом для проведения первой ревальвации марки 6 марта 1961г., в результате которой ее курс повысился на 5% с 4,2 марки до 4 марок за 1 долл. США (золотое содержание было установлено на уровне 0,222169г чистого золота). Это была незначительная ревальвация, носившая характер небольшой уступки требованиям стран — членов ЕЭС и США. 
В 60-е годы возникли трудности, связанные с замедлением экономического роста. Неспособность политики неолиберализма разрешить экономические трудности показал циклический кризис перепроизводства 1966— 1967 гг. Государство усилило вмешательство в экономику, что нашло отражение в принятии в 1967г. «Закона о стабилизации», который ставил задачу в рамках рыночного хозяйства достичь стабилизации темпов экономического роста, высокого уровня занятости. Вопросам внешнеэкономического равновесия и стабилизации цен отводилось подчиненное место, что соответствовало неокейнсианской доктрине, пришедшей на смену неолиберализму. Один из крупнейших представителей этого направления Ф. Ноймарк допускал умеренную инфляцию, которая якобы могла обеспечить экономический рост посредством увеличения «эффективного спроса». К тому времени (1968 г.) экономика ФРГ вышла из кризиса, и вновь начался экономический подъем. Конец 60-х годов характеризовался усилением внешнеэкономической экспансии западногерманских монополий. Актив торгового баланса непрерывно возрастал. Западные круги возобновили кампанию за повышение курса марки. Но правительство отказывалось от ревальвации. Вместо этого оно проводит «эрзац-ревальвацию» путем повышения на 4% налога на экспортеров и соответственно снижения налогообложения импортеров, а также ряд финансовых мероприятий (создание инвестиционного фонда, увеличение собственных расходов на инвестиции и т. д.), стимулирующих экономическую деятельность частного сектopa. В результате принятых правительством мер страны-конкуренты не получили желаемых результатов. Так как актив торгового баланса ФРГ продолжал расти, стимулируемый заниженным курсом западногерманской марки, многие капиталистические страны прибегли к мерам протекционизма во внешней торговле. 
Монополии использовали создавшуюся обстановку для форсирования экспорта долгосрочных прямых инвестиций с тем, чтобы обеспечить дальнейший рост товарного экспорта. Возникла ситуация, когда монополии в принципе были согласны на ревальвацию марки, так как это стимулировало их прямые инвестиции.  
Официальной ревальвации марки предшествовал ряд мероприятий. Правительство решилось на меру, которую раньше считало недопустимой,— оно ввело 29 сентября 1969г. свободно колеблющийся курс западногерманской марки, что означало повышение «цены» марки на 6—6,5%. Этот курс давал ориентир для размеров официальной ревальвации. Кроме того, правительство считало, что введение нового курса марки и отмена специальных налоговых ставок (4%-ного налога на экспорт, 4%-ной льготы на импорт) должны быть проведены одновременно. Будучи обеспокоенными введением «плавающего» курса марки, страны — члены ЕЭС назначили срочное заседание Валютного комитета, на котором правительство ФРГ должно было обосновать свое решение. Кроме того, руководство партий СДПГ — СВДП дало обещание в случае победы на выборах сразу же провести ревальвацию марки. В результате 27 октября 1969 г. была проведена вторая ревальвация марки на 9,3% по отношению к доллару США. Был установлен новый паритет, и курс марки повысился с 4 марок до 3,66 марки за 1 долл. США. Немаловажное значение для проведения ревальвации сыграла и вспышка валютного кризиса, вызвавшая приток иностранной валюты в страну. 
Третья ревальвация марки 21 декабря 1971г. осуществлялась одновременно с девальвацией доллара; в результате ее курс повысился по отношению к доллару на 13,58% (3,2225 марки за 1 долл.), а золотое содержание увеличилось на 4,6%. На третью ревальвацию западногерманской марки существенное влияние оказал майский взрыв валютного кризиса, связанный с наличием рынка евродолларов. Огромные суммы евродолларов хлынули в Западную Германию прежде всего не из США, а из стран Западной Европы (приток долларов из США также нельзя игнорировать). С 1969г. в США наступил экономический кризис, тогда как в ФРГ продолжался подъем. Вследствие экономического спада США отходили от рестрикционного курса, а Западная Германия проводила политику жесткого регулирования, направленную на борьбу с инфляционным ростом цен. Поэтому движение процентных ставок в этих странах было диаметрально противоположно (рост в ФРГ и падение в США). Доверие к доллару в Западной Европе к этому времени подорвалось, во-первых, из-за долларового «пресыщения», во-вторых, из-за ослабления позиций США в мировой экономике. Это вызвало отток долларов из США на евродолларовый рынок. В свою очередь слухи о предстоящей ревальвации марки обусловили приток в ФРГ спекулятивных капиталов. Все рассмотренные выше ревальвации западногерманской марки были обусловлены и принципом твердо фиксированных курсов Бреттон-Вудской валютной системы. Дело в том, что обесценение валют по отношению к товарам внутри страны, выражающееся в росте цен и падении покупательной способности денежной единицы, идет в капиталистических странах разными темпами. Разрыв в обесценении по отношению к товарам внутри страны и валютам другим стран создает условия, при которых экспортеры — страны с меньшими темпами инфляционного роста внутренних цен (при неизменном валютном курсе) получают преимущества во внешней торговле. Эти преимущества непосредственно связаны с системой фиксированных паритетов валют. Неслучайно поэтому в капиталистических странах уже давно поднимался вопрос о введении системы колеблющихся курсов валют и отказе от системы фиксированных паритетов. Это, конечно, не снимает капиталистических внешнеторговых противоречий, но ликвидирует тот дефект в конкурентной борьбе, который искусственно заложен в системе фиксированных курсов валют при постоянных различиях в движении внутренних цен. 
В течение почти всего периода действия системы фиксированных курсов экспортеры ФРГ имели преимущества перед своими основными конкурентами. Проводимые другими странами девальвации лишь на некоторое время выравнивали условия внешней торговли, тогда как ФРГ, проводя ревальвации, лишь временно лишалась тех постоянных преимуществ во внешней торговле, которые приносила ей система твердых паритетов. В сохранении твердо фиксированных курсов были заинтересованы те круги монополистического капитала, которые ориентируют на экспорт значительную долю своего производства. Примером их может служить химический концерн «Хёхст», автомобильные — «Фольксваген», «Даймлер-Бенц», металлургический концерн Тиссена. Введение колеблющихся курсов имеет как негативные, так и позитивные стороны для монополий страны. Если к первым относится ухудшение условий экспорта товаров, то ко вторым — лучшие условия для экспорта капитала. Таким образом, если от повышения курса марки проигрывает экспортер товаров, то выигрывает экспортер капитала. В 50—60-е годы экспорт капитала уступал по своим размерам его импорту, в 70-е годы положение выровнялось. Причем экспортерами частного капитала выступают преимущественно монополии, которые экспортируют товары. Поэтому потери в одном они компенсируют выгодами в другом. Отличительной особенностью двух последующих ревальваций марки (19 марта 1973 г. на 3% и 29 июня 1973г. на 5,5%) являлось, во-первых, то, что они были проведены по отношению к СДР (специальные права заимствования), а не к доллару США, во-вторых, они были осуществлены в условиях крушения бреттон-вудской   системы твердо фиксированных паритетов и перехода капиталистических валют к «плавающим» курсам. Основной причиной двух последних ревальвации явилось участие Западной Германии в «европейской валютной змее», рассматриваемой как основа будущего валютного союза ЕЭС. В основу валютного союза ЕЭС положен «план Вернера». Этот план предусматривает достижение полной взаимной обратимости валют по текущим операциям, свободного передвижения капиталов в пределах региона, обеспечение твердых валютных курсов и создание единой валюты, организацию единого фонда золотовалютных резервов, фонда валютного сотрудничества. Одной из труднейших задач Сообщества является достижение координации денежно-кредитной, финансовой и валютной политики. 
Создание валютно-экономического союза предполагалось в три этапа до 1980 г. Но уже на первом этапе (1971—1973 гг.) Сообщество столкнулось с трудностями. Осуществление второго и третьего этапов было отложено на неопределенное время из-за усиления разногласий внутри ЕЭС. Если Франция выступает за создание сначала валютного союза, то ФРГ приоритет отдает экономическому союзу. Но последний связан с проведением мероприятий по координации денежно-кредитной, финансовой и экономической политики. Причем если ФРГ — сторонница координации деятельности в этих областях с помощью наднациональных органов власти, т. е. выступает за федерацию, то Франция— за конфедерацию государств, что оставляет большую самостоятельность отдельным государствам при выполнении рекомендаций наднациональных органов власти. В обоих случаях страны — члены Сообщества предусматривают создание валютного союза. В этом свете следует рассматривать Смитсоновское соглашение, подписанное в декабре 1971г., предусматривавшее возвращение к фиксированию пределов колебаний валют по отношению к доллару США в размере ±2,25% (по Бреттон-Вудскому  соглашению ±1%). Представители шести стран — членов ЕЭС и в то время четырех кандидатов договорились, что курсы их валют с 24 апреля 1972 г. не должны превышать пределы отклонений между собой в 2,25%. Паритеты между валютами нового блока во главе с ФРГ были зафиксированы на базе соотношения их центральных курсов, действовавших на тот момент по отношению к доллару. Участниками «европейской валютной змеи» являлись ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1 мая к этой группировке присоединились Англия, Дания, а с 23 мая — Норвегия. Великобритания вышла из нее 23 июня 1972г. (с 27 июля по 10 октября выходила и Дания). Италия покинула «валютную змею» 13 февраля 1973г. В этом же году к валютному блоку примкнула Швеция. Несколько раз выходила и вновь вступала в данную группировку Франция. 
Ведущие позиции в «валютной змее» с самого начала захватила западногерманская марка. Если в соответствии с законом спроса и предложения курс какой-либо из валют доходил до высшей или низшей интервенционной точки, то центральные банки стран-членов начинали проводить валютные интервенции. Для пополнения валютных резервов, идущих на поддержку, центральные банки предоставляли друг другу краткосрочный кредит обычно до 30 дней (в последнее время срок кредита увеличен до 60 дней). Сальдирование расчетов по интервенционным операциям проходит через Банк международных расчетов в Базеле. Первое время страны— члены блока соблюдали установленные пределы отклонений курсов их валют от доллара на ±2,25%. 19 марта 1973г. «валютная змея» была модернизирована. Если до этого времени валюты стран — членов группировки колебались в определенных пределах как по отношению друг к другу, так и по отношению к доллару США, что получило название «змея в туннеле», то постановление от 19 марта 1973г. содержало в себе отказ от привязки к доллару. Это означало, что страны — члены группировки отказались от проведения интервенционных операций в долларах и курсы их валют пустились в свободное «плавание» по отношению к валютам третьих стран. 
Валюты «европейской валютной змеи» фактически привязаны к западногерманской марке. Объясняется это, во-первых, тем, что ФРГ наиболее развитая в экономическом отношении страна Сообщества; во-вторых, в ФРГ меньше темпы инфляции и обычно активный платежный баланс; в-третьих, по величине золотовалютных резервов ей нет равных в этом регионе. На ФРГ лежат огромные расходы по поддержанию курсов валют Сообщества. Только с июля по сентябрь 1973г. она использовала на интервенционные операции около 10 млрд. марок1. Такая же сумма была израсходована в I квартале 1976 г. Однако валютная интервенция не может обуздать неконтролируемое движение краткосрочных капиталов. 
В 1972г. ЕЭС приняло решение о коллективных мерах по борьбе с притоком спекулятивных капиталов. Они выражались в отмене выплаты процентов по краткосрочным вкладам нерезидентов, введении ограничений для резидентов при покупке валюты за границей и в более строгом регулировании валютных операций национальных коммерческих банков. Эти частичные ограничения затрагивали отношения членов Сообщества с третьими странами. ФРГ обладает наиболее твердой в Сообществе валютой, и поэтому спекулянты стремятся вложить свои капиталы в немецкие марки, что в свою очередь усиливает спрос на них и ведет при прочих равных условиях к повышению курса валюты. Такое положение оказывает неблагоприятное влияние на экспорт западногерманских товаров. Приток в страну «блуждающих» краткосрочных капиталов одновременно расширяет кредитную экспансию коммерческих банков, что ведет к разбуханию внутреннего денежного обращения. 
Увеличение количества денег в обращении, не подкрепленное внутренним товарооборотом, усиливает рост цен и падение покупательной способности марки, что приводит к еще большей инфляции. Нестабильность денежного обращения тормозит экономический рост и стимулирует валютную спекуляцию. Движение товаров и капиталов по-разному влияет на стабильность валют капиталистических стран и их внутреннюю покупательную способность. Поэтому цели ЕЭС по достижению свободного передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, предусмотренные на 1980г., натолкнулись на труднопреодолимые препятствия. 
Обострение противоречий между странами—членами ЕЭС и мировой экономический кризис 1974—1975гг. поставили под вопрос возможность решения важнейших интеграционных проблем к намеченному сроку. В прошлом передвижение иностранной рабочей силы шло в направлении ФРГ. Если в 1963г. их число составляло 0,77 млн., то в 1973г. уже 2,49 млн. человек. Приток иностранной рабочей силы был необходим для заполнения рабочих мест, не требующих квалификации. Иностранных рабочих привлекал более высокий уровень заработной платы в ФРГ по сравнению с другими странами ЕЭС. С 70-х годов положение изменилось. Необходимость перехода к интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства ведет, во-первых, к уменьшению потребностей в рабочей силе вообще, а иностранной в особенности и, во-вторых, к изменению спроса в пользу квалифицированных кадров. Таким образом, наличие иностранной рабочей силы усложняет проблему безработицы, связанную со структурными изменениями в экономике. 
Что касается свободного передвижения товаров, то до сих пор ФРГ из этого извлекала для себя большую пользу. Структура западногерманского экспорта такова, что подавляющую часть в нем составляет доля готовых промышленных изделий, особенно отраслей первого подразделения. Достаточно сказать, что актив торгового баланса за период с 1950 по 1975г. составил 281,6 млрд. марок. 
Рассматривая экспорт капитала как базу для дальнейшего расширения внешнеторговой экспансии, необходимо подчеркнуть, что с первых лет существования Сообщества все возрастающая часть вывоза капитала из ФРГ приходится на страны ЕЭС. Доля последних в экспорте долгосрочного капитала из ФРГ в форме прямых инвестиций увеличилась с 14,3% в 1962г. до 35,6% в 1973г. Экспорт капитала из ФРГ был разрешен с 1952г. В начале 50-х годов ФРГ выступала как чистый импортер. Это было связано как с восстановлением хозяйства, так и потоком инвестиций США в Западную Европу. С середины 50-х го-доз ФРГ вступает на путь экспорта долгосрочного государственного капитала. Бурный рост экспорта долгосрочного частного капитала начинается с конца 60-х годов. Однако не сокращается и приток иностранного капитала в ФРГ. В целом за послевоенный период Западная Германия выступает как чистый экспортер долгосрочного капитала. Его объем за 1950—1975 гг. составил 35,1 млрд. марок. Баланс движения краткосрочных капиталов характеризует ФРГ тоже как экспортера. Чистый экспорт краткосрочного капитала в 1950—1975 гг. составил 3,5 млрд. марок. 
Государство отводит значительное место экспорту капитала и его стимулированию в своей политике, так как это затрагивает интересы монополистического капитала. Укрепление позиций на внешних рынках сбыта, меньшие издержки производства, связанные с более низким уровнем заработной платы в ряде стран, куда вывозится капитал, и другие стимулы форсируют предпринимательство ФРГ за границей. Экспорт капитала способствует также выравниванию сальдо платежного баланса ФРГ. Вывоз капитала и вывоз товаров находятся в тесной взаимосвязи. В конечном счете «избыточный» капитал, перемещенный в третьи страны, влечет за собой и увеличение товарного экспорта. Но поощрение экспорта капиталов возможно до определенного предела, поскольку эффект по выравниванию платежного баланса (разница между вывозом капитала и обусловленным им товарным экспортом) может перейти в отрицательную величину и привести к дефициту платежного баланса. Одной из особенностей вывоза капитала является то, что, создавая филиалы за рубежом и специализируя их на выпуске отдельных видов продукции, монополии получают возможность для реализации продукции более широкого ассортимента и поэтому повышают свою конкурентоспособность. 
Состояние платежного баланса находит отражение в величине золотовалютных резервов. Хронический актив платежного баланса ФРГ в свою очередь вызывает рост ее золотовалютных резервов, кредитов и прочих требований к загранице. 
Наряду со значительными запасами золота ФРГ располагает крупнейшими резервами иностранной валюты, большая часть которых приходится на доллары США (70,3%). Поэтому все потрясения, происходящие с долларом, непосредственно затрагивают и валютное положение ФРГ. 
Укрепив свои позиции на мировых товарных рынках, западногерманские монополии все больше вторгаются в сферу производства своих конкурентов в других странах. В этом направлении осуществлялась и валютная политика. 
Для восстановления экономики страна в первые послевоенные годы нуждалась в иностранной валюте и внешних рынках сбыта своих товаров. Искусственно заниженный в 1949г. курс западногерманской марки по отношению к доллару отвечал этой задаче. Но уже в 60-х годах ситуация стала иной. Захватив прочные позиции на основных товарных рынках, монополии ФРГ, как было показано выше, начали постепенно перестраиваться на вывоз капитала. Проводимые ревальвации марки (до сих пор их было проведено шесть) также содействовали осуществлению подобных устремлений, так как они повышали курс валюты ФРГ. 
Крах Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 — 1973гг. и переход капиталистических стран к «плавающим» курсам, казалось бы, сделал ненужными официальные ревальвации и девальвации. И, тем не менее, после 1973г. ФРГ провела три ревальвации своей валюты. Их особенность не только в том, что они были осуществлены в условиях «плавающих» курсов, но и в том, что западногерманская марка в это время стала стержнем «европейской валютной змеи». Иными словами, в региональном масштабе образовалась ситуация, подобная той, которая существовала в капиталистическом мире на основе бреттон-вудских соглашений. Но если в Бреттон-Вудской системе основная роль принадлежала доллару, то в «европейской валютной змее» первую скрипку, безусловно, играет марка ФРГ. 
Сдерживая падение курса валют, входящих в «змею», ниже установленных пределов, ФРГ создает благоприятные условия для экспорта своих товаров. В результате увеличивается дефицит торгового баланса ее партнеров (в настоящий момент только Голландии удается противостоять нажиму ФРГ). Для покрытия дефицита торгового баланса эти страны вынуждены обращаться за кредитом в западногерманские банки, что, естественно, стимулирует экспорт ФРГ, но уже в виде ссудного капитала. 
Последняя ревальвация марки 18 октября 1976г. имеет некоторые особенности. Паритет марки изменился по отношению к другим валютам не в равной степени: к голландскому гульдену и бельгийскому франку — на 2%, к норвежской и шведской кронам — на 3%, к датской кроне — на 6%. Дело заключалось в том, что только гульден и бельгийский франк могли еще поддерживать свои курсы внутри «змеи». Чтобы сохранить «змею», нужно было изменить паритеты валют, входящих в нее. 
«Валютная змея» по замыслу ее создателей должна стать зоной стабильности. ФРГ стремится не только сохранить, но и усилить влияние своего капитала в странах нового своеобразного валютного блока. Между тем «змея» не может быть стабильной из-за различного экономического положения ее участников и особенно из-за разного уровня инфляции в образующих ее странах. Неодинаковое влияние на валюты стран-участниц оказывало и давление «горячих денег». На марку ФРГ поддерживался чрезмерно высокий спрос, тогда как на французский франк он был относительно низок. Следствием такого давления явился обильный приток «горячих денег» в ФРГ. Во время обострения валютного кризиса в марте 1976г. он составил почти 10 млрд., а в августе — 3,4 млрд. марок. Одной из основных причин нестабильности системы «европейской валютной змеи» являются противоречивые национальные меры государственно-монополистического регулирования капиталистических валютных отношений. 
Определение валютного курса остается важнейшим инструментом валютной политики капиталистического государства, защищающего интересы монополий. В настоящее время эти интересы требуют от государства содействовать вывозу капитала за границу. 
Усиление позиций западногерманского монополистического капитала посредством валютного механизма создает новую серию межимпериалистических противоречий, ведущих к ожесточенной конкурентной борьбе за сферы приложения капитала. В этой обстановке вспышки валютного кризиса отражают глубинные противоречия капиталистического воспроизводства, являющиеся проявлением закона неравномерности развития капитализма.

Однако период дальнейшего развития Европейского Союза и введение в обращение вместо марки евро привело к ослаблению внешнеэкономических позиций Германии, проявившихся в дефиците платежного баланса. Причиной тому стало, прежде всего, изменение внешнеторгового баланса, профицит которого снижается и постепенно переходит в дефицит. Так, например, профицит внешнеторгового баланса в 2002г. Составил 9,5 млрд евро, в то время как еще в июне 2001г. Он был 13,7 млрд марок (7,0 млрд евро), а в мае 2000 – 14,5 млрд марок (7,4 млрд евро). Это связано с тем, что более высокими темпами начинает расти импорт, а темпы роста экспорта постепенно снижаются. Так, в июне 2001г. Объем экспорта вырос на 8,1% по сравнению с прошлогодним уровнем и составил 104,8 млрд марок (53,6 млрд евро), а объем импорта увеличился на 8,3%, т.е. до 9,1 млрд марок (46,6 млрд евро).
В то же время неблагоприятные изменения в счете движения капитала привели к дефициту текущего платежного баланса уже в 2001г., когда он составил в июне 8,6 млрд марок, а на конец года – 6,4 млрд, тогда как годом ранее имел место профицит в 1,4 млрд марок.
Благодаря специальному стабилизационному кредиту в 2002г. Положение с платежным балансом несколько улучшилось. Положительное сальдо торгового баланса Германии в сентябре 2002г. Возросло до 10,9 млрд евро по сравнению с 7,1 млрд евро в сентябре 2001г., при этом положительное сальдо текущего платежного баланса составило 7 млрд евро. Объем немецкого экспорта вырос за год на 10,9% - до уровня 55 млрд евро, а импорт возрос всего на 3,6% - до уровня 44,1 млрд евро.
Однако в последнее время появилась тенденция замедления темпов роста экспорта по сравнению с импортом. По сравнению с августом 2002г. В 2003г. Экспорт вырос всего на 0,3%, а объем импорта повысился на 1,8%, что связано,  прежде всего, с сезонными факторами, однако уже в октябре 2003г. Экспорт снизился на 6,6%, что стало самым большим снижением за последние 10 лет и привело к дефициту внешнеторгового баланса.
Основной предпосылкой снижения платежного баланса является сформировавшаяся за последние годы тенденция к росту евро на мировом рынке. Эта тенденция продолжалась вплоть до 2007г., когда отношение евро/доллар достигло своего максимума. После достижения максимума, и вплоть до сегодняшних дней, курс евро/доллар колеблется в ту или иную сторону. Отношение курса евро к доллару за последние 6 лет представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Среднегодовой курс евро к доллару за 2006-2011гг.
Среднегодовой курс евро по отношению к доллару 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
 
1,31
 
1,46
 
1,41
 
1,43
 
1,32
 
1,29

 
Укрепление евро по отношению к доллару носит для Германии двойственный характер: с одной стороны, это хорошо, так как повышает приток иностранного капитала и товаров в страну, а с другой – является отрицательным фактором, поскольку дешевые товары, пребывающие в страну, являются конкурентоспособными и не содействуют расширению производства, приводя к дальнейшим нарушениям как в платежном балансе, так и в дефиците государственного бюджета, а соответственно к кризисным явлениям в экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ИСТОРИЯ  ЭМИССИОННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ  ФРГ.
2.1. Эмиссионные  банки в Германии.
Основанный  в 1765г. Фридрихом Великим, «Konigliche Giround Lehnbank» («королевский жиро-ссудный банк») в Берлине получил по эдикту 29 октября 1766г. разрешение выпускать банкноты (они выписывались в «банковских фунтах» - ? фридрихсдора), но эмиссия производилась очень умеренно и в 1806г. Была совершенно приостановлена. В 1820г. эмиссионная деятельность банка возобновилась выпуском так называемых «Bankkassenscheine» («Депозитных сертификатов банка»), которые представляли не что иное, как вкладные свидетельства в круглых сотнях талеров (не менее 100 тал.). Эти свидетельства были, однако, изъяты в 1836г. Зато банку в обмен на государственные обязательства была переведена известная сумма в свидетельствах казначейства, - государственных бумажных деньгах, - которые банк выпустил взамен собственных банкнот. В 1846г. банк был преобразован в эмиссионное учреждение новейшего типа под именем «Прусского банка», состоявшего в ведении государства и имевшего в своем распоряжении частный капитал в 10 000 000 талеров, плюс известный государственный пай. Эмиссионное право было вначале ограничено 21 млн талеров, но в 1856г. это ограничение было отменено. Частный капитал был увеличен при этом до 15 млн , а в 1866г. до 20 млн талеров. На основании банковского закона 1873г. прусский банк вошел в состав вновь основанного имперского банка (рейхсбанка). Наряду с прусским банком право эмиссии в 1824г. было предоставлено и померанскому дворянскому (ritterschaftlische) банку в штетине, причем изменение характера эмиссионной деятельности, произведенное в 1836г. в отношении «королевского жиро-ссудного банка» коснулось и померанского банка. В 1848г. в Пруссии были изданы общие правила, разрешавшие открытие частных эмиссионных банков с тем, однако, чтобы сумма эмиссии не превышала основного капитала банка, который, в свою очередь, не должен превышать 1 млн талеров. Эти правила очень стеснительны и в других отношениях. Кроме частного дворянского банка в Штетине на принятие новых правил пошел сначала один лишь городской банк в Бреславле. Только в пятидесятых годах в Пруссии было основано еще пять частных эмиссионных банков, а позже и шестой. В Баварии был основан в 1843г. баварский «Ипотечный и вексельный банк», а в Саксонии – в 1839г. – «Лейпцигский банк»оба с правом банкнотной эмиссии.  В значительном количестве банки стали основываться в германии в пятидесятых годах, причем особенную сговорчивость по части эмиссионных концессий обнаружили мелкие государства. Таким образом, ко времени основания Германской империи, кроме прусского, существовало еще 32 эмиссионных банка. Некоторые категории «диких» банкнот загромождали обращение в не меньшей степени, чем «дикие» государственные бумажные деньги. Реформа эмиссионного дела стала одной ох неотложных задач законодательства новой империи. И задачу эту должен был разрешить основной закон 14 марта 1875г. Главный принцип закона состоит в том, что предоставление или расширение эмиссионного права может быть произведено только в порядке имперского законодательства. Банкноты тех банков, которые существовали ко времени издания закона на основании отдельных государств, сохраняют хождение только в пределах последних. Такие банки не имеют права производить вне пределов своей страны таких операций ни за свой счет, ни за свои отделения, ни через агентов, ни путем участия на правах компаньонов в банковских фирмах. Банки могут быть освобождены от указанных ограничений, если они подчиняться определенным условиям. Но для всех эмиссионных банков, в том числе оперирующих лишь в пределах своей страны, был установлен особый ряд правил. Само собой разумеется, что все банкноты должны по первому требованию обмениваться по номинальной стоимости. Банкноты выпускаются только на круглые сотни марок, начиная с одной сотни. Исключение из этого правила впоследствии было сделано для имперского банка. Эмиссионные банки не имеют права акцептировать векселя и заниматься покупкой товаров или ценностей на срок. Этим исключаются и репортные операции. Они обязаны публиковать на свой счет в «Reichsanzeigere» четыре раза в месяц свой актив и пассив по определенной схеме и ежегодно, не позже, чем через три месяца по окончании операционного года, баланс и счет прибылей и убытков за истекший год. Но важнее всего §9, гласящий, что в случае превышения каким-либо банком разрешенной ему законом разницы между суммой выпущенных в обращение банкнот и наличным запасом, с излишком взимается в пользу имперской казны особый налог в размере 5% в год. Этим путем производится «косвенное контингентирование» непокрытых банкнот в отличие от принятого для английского банка абсолютного контингентирования, неэластичность которого оказывается вредной во время кризисов. При определении  размера налога наличным запасов считается наличность в «оборотоспособных» («Kurslahiges») германских деньгах ( куда относится и разменная монета), в свидетельствах имперского казначейства, в банкнотах других банков, в золотых слитках и в иностранной золотой монете, считая по 1392 марки в фунте чистого золота. Контингент свободных от налога непокрытых банкнот вначале был установлен в 385 млн марок, из которых 250 млн приходилось на долю имперского банка. В случае добровольного отказа какого-либо банка от права эмиссии, или потери им этого права, его доля в контингенте свободных от налога непокрытых банкнот переходит целиком в распоряжение имперского банка. Из существовавших в то время эмиссионных банков 13 тот час же отказались от права эмиссии, другие последовали их примеру в следующие годы, третьи вообще были ликвидированы, а некоторые потеряли право эмиссии вследствие истечения того срока, на который они это право получили.
Таким образом, из 32 частных банков в настоящее  время осталось всего 4, а именно: баварский, саксонский, вюртембергский и баденский со свободным от налога контингентом в 32, 16, 77 и 10 млн марок.
Все продолжавшие функционировать частные эмиссионные  банки, за исключением одного только брауншвейгского, подчинялись требованиям, которыми §44 банковского закона обуславливает обращение частных банкнот вне пределов той страны, где соответствующим банком получена эмиссионная концессия. Требования эти следующие. Банки должны помещать свои средства только в операции, разрешенные имперскому банку. В разрешенные им ценные бумаги они могут вложить не больше половины своего основного и запасного капитала. По крайней мере, 20% излишка чистой годовой прибыли над 4? % на основной капитал, пока последний не достигнет суммы, равной четверти основного капитала. Находящиеся в обращении банкноты должны быть покрыты на 1/3 металлом и на 2/3 учетными векселями, снабженными тремя, а в крайнем случае, двумя надежными подписями, сроком не свыше трех месяцев. В отступление от правила о способе вычисления свободного от налога контингента, банкноты от других банков в данном случае к наличному запасу не причисляются. Ломбардные ссуды могут выдаваться только под определенные виды обеспечения и покрытием для банкнот служить не могут. Далее банки обязаны иметь (помимо места своего пребывания) пункты для размена своих банкнот еще и в Берлине и во Франкфурте. Банки обязаны – как в своих главных конторах, так и в отделениях, которые находятся в городах с числом жителей не менее 80 тыс., - принимать в счет платежей банкноты имеющие хождение в империи. Сами же они -  поскольку речь не идет об имперских банкнотах – могут только представить эти банкноты к размену; производить же ими платежи они могут только в местонахождении главной конторы того банка, которым эти банкноты выпущены. Очень важно еще следующее условие: банки должны были согласиться на то, чтобы к 1 января 1891г. , а затем и каждые 10 лет, их право эмиссии могло быть аннулировано решением правительства страны или союзного совета после предуведомления за год, независимо от первоначального срока эмиссионной концессии и без всякой компенсации. Банкам, исполняющим указанные условия, союзный совет по представлению соответствующего правительства может разрешить производство банковых операций в отделениях и агентурах, находящихся и за пределами территории первоначальной концессии. Такое расширение операций вместе с неограниченным обращением банкнот разрешается тем банкам, которые докажут, что их банковская эмиссия не превышает размеров их основного капитала. Таким банкам были предоставлены еще и некоторые льготы,  которые, однако, не имеют теперь практического значения по той причине, что ни один из существующих еще эмиссионных банков не ограничивает своей эмиссии размерами своего основного капитала.
Новелла от 7 июня 1899г. требует, чтобы частные  эмиссионные банки, во избежание подрыва учетной политики имперского банка, не учитывали векселей ниже официально объявленной дисконтной таксы имперского банка, Когда последняя достигает или превышает 4%; в других случаях допускается дисконт ниже официальной таксы имперского банка только на ?%. (Если же сам имперский банк дисконтирует ниже этой таксы, то понижать дисконт в сравнении с имперским банком разрешается только на 1/8%.)
В подкрепление этого требования было объявлено, что  в отношении тех из подходящих под §44 частных эмиссионных банков, которые не подчиняются указанной новелле, союзный совет воспользуется своим правом закрыть их к 1 января 1901г. после надлежащего предупреждения. В действительности, в таких репрессиях не оказалось надобности, но франкфуртский банк в 1901г. и южно-германский банк (в Дармштадте) в 1902г. отказались от права эмиссии. В 1905г. их примеру последовал брауншвейгский банк, который, как указывалось ранее, оставался вне действия §44. Осталось четыре частных эмиссионных банка, которые были сохранены для обслуживания среднегерманских государств. По отношению к ним закон 1  июня 1909г. устанавливает, что в пределах той страны, где данный банк основан, его банкноты обязательно принимаются к обмену на имперские банкноты отделениями имперского банка, если эти отделения находятся в городах с числом жителей более 80 000. Сумма находившихся в обращении банкнот этих банков равнялась 151,6 млн.  Металлический запас – 66,4 млн.
2.2. Германский  имперский банк.
Имперский банк был создан законом 1875г., как  самостоятельное, совершенно обособленное от имперского фиска юридическое лицо с заданием: «регулировать в империи денежное обращение, облегчать выравнивание платежей и заботиться о целесообразном использовании свободных капиталов». Имперский банк – не акционерное предприятие, а действует на основании особых правовых норм, установленных банковым законом. Его основной капитал, имеющий исключительно частный характер, состоял первоначально из 120 млн марок (40 000 именных паев по 3000 марок). Пайщики прусского банка, переданного Пруссией империи, получили право обменять свои паи номинальной стоимостью в 60 000 млн марок на паи имперского банка в такую же номинальную сумму. Остальные паи были свободно распределены по распоряжению имперского канцлера с 30%-ной надбавкой над номинальной ценой. Пруссия за свою долю  в капитале прусского банка (1 906 800 талеров) получила щедрую компенсацию. Законом 7 июня 1899г. капитал имперского банка был увеличен на 60 млн марок и доведен, таким образом, до 180 млн. Новые паи были по 1000 марок с 35%-ной надбавкой, которая пошла в резервный фонд. Банк находится в ведении государства, и его служащим присвоены права и обязанности государственных чиновников. Правительственный надзор осуществляется попечительным советом (Bankkuratorium), состоящим из председателя – имперского канцлера и из 4-х членов, из которых один назначается императором, а трое – союзным советом. Высшее руководство находится в руках имперского канцлера, которому подчиняется правление банка (Reichsbankdirectorium), состоящее из президента, вице-президента и известного числа членов. Права общего собрания пайщиков весьма ограничены. Оно заслушивает ежегодный отчет правления, баланс и счет прибылей, решает вопросы о повышении основного капитала и об изменении устава, если такие вопросы точно указаны в повестке, и избирает центральный комитет – орган постоянного правительства пайщиков перед правлением банка. Комитет состоит из 15 членов и именных паев не меньше, чем на 9000 марок. Центральный комитет собирается под председательством президента правления не реже одного раза в месяц. Комитету делаются подробные сообщения о ходе дел банка. по целому ряду вопросов комитет имеет право давать свои заключения, но согласие его требуется лишь при установлении суммы, до которой фонды банка могут быть употреблены для покупки ценных бумаг.
§13 банкового  закона перечисляет операции, разрешенные  имперскому банку. Из них наиболее важная – учет векселей сроком не свыше  трех месяцев, обычно, с двумя, максимум, с тремя обязанными по векселю  лицами. По банковскому закону 1 июня 1909г., банк вправе покупать и чеки ( за подписью двух ответственных по нему лиц), приравненные в отношении покрытия банкнот к векселям. Имперский банк различает местные векселя, подлежащие оплате в месте дисконтирующего банкового отделения, иногородние, посылаемые для инкассо на место платежа (в пределах Германии) через Берлин, и векселя на заграничные пункты. Покупка векселей последнего рода (девиз), сильно возросшая с начала текущего столетия, дает банку возможность оказывать существенное влияние на вексельный курс и при известны условиях препятствовать вывозу золота: так, например, когда курс на Англию доходит до «золотой точки», имперский банк начинает продавать английские девизы, предупреждая тем самым отлив золота. Всего в 1912г. учтено и закуплено местных векселей на 51776 млн марок, иногородних на 7497,7 млн марок и заграничных векселей на 804,6 млн марок. К концу года в портфелях банка было указанных векселей на 1049,7 млн, 947,1 млн и 33,9 млн марок. В числе векселей, подлежащих оплате внутри страны, указаны и чеки.
Второе  место в банке занимают ломбардные операции, предоставление процентных ссуд, сроком не свыше трех месяцев  под заклад недвижимости. К последней  относятся преимущественно ценные бумаги, принимаемые, однако, в заклад лишь со строгим отбором. По первому разряду, т.е. в размере ? своей курсовой стоимости, принимаются по закону обязательства Германской империи и отдельных государств Германии, закладные листы т.н. «ландшафтов», облигаций провинций, муниципалитетов и округов, вполне оплаченные основные и приоритетные акции и приоритетные облигации германских железных дорог. Ко второму разряду относятся процентные обязательства иностранных государств и гарантированные государством иностранные приоритетные железнодорожные облигации. Под такие бумаги ссуды выдаются только до 50% их курсовой стоимости. Векселя ломбардируются с 5%-ным вычетом из курсовой стоимости, товары, находящиеся в пределах Германии, - не свыше, чем на 2/3 их стоимости. Ограничение ломбардных операций, распространяющееся и на частные эмиссионные банки, было главной причиной, побудившей многие из этих банков отказаться при введении банкового закона от  права эмиссии. Ломбардные требования не входят в счет покрытия банкнот, между тем, как в прусском банке такое покрытие допускалось до 1/6 суммы общего количества циркулирующих банкнот. Центральный комитет имперского банка имеет право давать заключение по вопросу о максимальной сумме, которую банк может поместить в ломбардные операции. В общем максимум устанавливается в размере основного капитала банка (180 млн марок). Большею частью, этот максимум остается далеко неиспользованным, но бывали случаи, когда сумма ломбардных ссуд превышала указанный максимум. Так, например, к концу 1907г. ломбардных ссуд было выдано на 364 млн марок. Имперский банк обязан своевременно объявлять процентную ставку дисконта и ломбардных ссуд. Ставка по последней -  на 1% выше дисконтной.
Далее имперскому банку были разрешены  следующие операции: покупка и  продажа вышеуказанных перворазрядных обязательств (обор
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.