На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по «Налогово-бюджетная система»

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Вопросы к экзамену по дисциплине «Налогово-бюджетная система»
 
преподаватель к.т.н. Ульфский Г.В.
 
1.                      Этапы развития налогообложения.
Налоговая система появилась с возникновением государства.
Первый этап развития системы налогообложения (Древний мир и Средние века) имел случайный характер. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму. Основы финансовой науки зародились только в XV в. Неаполитанский финансист Д. Карафа считал, что основу бюджета должны составлять принадлежащие государству домены (земля, леса, вещные права, капиталы). Однако уже в XVI в. недостаточность доходов заставила государство перейти к использованию различных видов регалий (железные дороги; почтовая, горная, монетная, соляная регалии), пошлин и налогов.
В Европе до ХVII в. развитые системы налогообложения отсутствовали. Но к концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств. Начался второй этап развития налогообложения, связанный с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Значительный вклад в развитие финансовой науки на втором этапе внесли английские и немецкие ученые (Т. Гоббс, Д. Локк, Л. фон Секендорф).
Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Основоположник теории налогообложения шотландский экономист и финансист А. Смит в 1776 г. издал книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов". Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.
В XIX в. финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться благодаря работам немецких ученых: К. Рау, Ж. Симон де Сисмонди, К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Вагнера, Э. Селигмана и др.
Третий этап развития системы налогообложения связан со становлением научно-теоретических воззрений на ее природу. После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве - как средство государственного регулирования экономики.
Современный, четвертый этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.
В 80-е гг. ХХ в. получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, согласно которой налоговые поступления - это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов и стимулирование деловой активности.
Начало 90-х гг. XX в. - период возрождения и формирования налоговой системы России. Налоги заменили существовавшую систему планового распределения прибыли предприятий, и государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.
Однако до настоящего времени еще не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания в отношении эффективной и справедливой методики налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание
 
2.                      Функции налогов и сборов в государстве.
Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) индивидуальная безвозмездность платежа;
в) денежная форма налога;
г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.
Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.
Функции налогов:
– фискальная;
– регулирующая;
– стимулирующая;
– распределительная.
Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.
Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.
Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. [6, 9, 13]
 
3.                      Источники формирования доходной части бюджета государства.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие, в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве доходы центрального (государственного бюджета) и доходы местных бюджетов.
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетов всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, акцизных сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, в соответствии с нормативами, которые определяются законодательными актами. Доходы местных бюджетов формируются за счет разных местных налогов и взысканий.
Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает на покрытие финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется государством различными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.
Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.
Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета является государственный займ. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам.
Основными причинами невыполнения доходов бюджета Украины в 1996г. являются снижение производства (на 5%) и уменьшения объема валового внутреннего продукта (около 10%).
Налог на добавленную стоимость и акцизный сбор по сумме ожидаемых доходов составляют важнейший источник бюджетных средств, а проценты их выполнения одни из самых низких.
 
4.                      Понятия: налог, сбор, пошлина.
Нало?г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий
 
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения - в интересах плательщиков С. - государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий
Пошлина - , пошлины, ж. (экон.). Государственный денежный сбор, вид налога, взимаемого с товаров и имущества, а также с нек-рых операций, регулируемых государством. Обложить пошлиной. Таможенная пошлина. Импортные пошлины. Экспортные пошлины.;
 
5.                      Принципы налогообложения.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.
Третье направление — юридические принципы налогообложения.
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.
В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.
Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.
Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.
 
6.                      Элементы налога.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания
налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым
отно­сятся:
·     объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению,
изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
·     субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или
юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить
налог;
·     источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
·     ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы
объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде
процента и называется налоговой квотой;
·     налоговая льгота — полное или частичное освобождение
плательщика от на­лога;
·     срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог
и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от
вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
·     правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за
неуплату налога.
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц
(предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных  в
налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту
получения заработной платы.
 
7.                      Налогоплательщики. Резиденты, нерезиденты.
Налоговым кодексом все налогоплательщики налога НДФЛ (только физические лица) подразделяются на две группы: резиденты Российской Федерации и нерезиденты Российской Федерации (далее по тексту: резиденты и нерезиденты)
Кто такой резидент? В соответствии с положениями ст. 11 НК РФ резидент - это физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Те, кто находится на территории РФ менее 183 дней в году являются нерезидентами.
Именно от этого обстоятельства, резидент налогоплательщик или не резидент, зависит размер налоговой ставки. Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, облагаются по ставке 30%, тогда как большинство доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами России, - по ставке 13% (ст. 224 Налогового кодекса РФ).
Также следует отметить, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218 - 221 Налогового кодекса РФ. В отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, налоговые вычеты при определении налоговой базы не предусмотрены.
Также различие между резидентами и нерезидентами состоит в перечне доходов, облагаемых налогом.
Так,  нерезиденты платят НДФЛ на доходы, полученные от источников в Российской Федерации; резиденты – доходы от источников в РФ и источников за пределами РФ.
При этом, подчеркнем еще раз, критерий отнесения физического лица к категории резидентов (нерезидентов) по российскому праву зависит только от количества пробытых в РФ дней в календарном году, а не наличия гражданства (как, скажем, в США) или недвижимого имущества. Иностранный гражданин, находившийся более 183 дней в году в России, таким образом, может оказаться резидентом РФ, а российский гражданин, отсутствовавший на родине почти весь год, оказывается нерезидентом РФ. Статус резидент РФ (нерезидента) в отношении налогоплательщика действует в течении календарного года, а затем может измениться.
Период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в его заграничном паспорте.
 
8.                      Федеральное, региональное и местное законодательство по налогам и сборам в РФ.
9.                      Федеральные налоги, их состав, введение, корректировка и отмена.
 
10.                    Региональные налоги, их состав, введение, корректировка и отмена.
11.                    Классификация налогов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
 
 
12.                    Условия установления налогов и сборов.
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
 
13.                    Налоговые агенты.
1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
 
 
14.                    Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законода-тельства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях на-логоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должно-стных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес-тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ-ленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен-ных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про-веденных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой провер-ки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налого-вых органов, а также налоговые уведомления и требования об уп-лате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблю-дения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга-нов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого-вых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж-ностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интере-сов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплатель-щиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федераль-ными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующи-ми обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неиспол-нение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотрен-ную федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо-дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предус-мотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен-ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако-нодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчет-ность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об уст-ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сбо-рах, а также не препятствовать законной деятельности должност-ных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информа-цию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух-галтерского учета и других документов, необходимых для исчис-ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих по-лученные доходы (для организаций -- также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодатель-ством о налогах и сборах.
Налогоплательщики -- организации и индивидуальные пред-приниматели -- помимо вышеперечисленных обязанностей обяза-ны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
- об открытии или закрытии счетов в 10-дневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных орга-низациях в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на терри-тории РФ, в срок не позднее месяца со дня их создания, реорга-низации или ликвидации;
- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвида-ции или реорганизации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения или места жительства в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установлен-ные сборы, а также нести иные обязанности, установленные зако-нодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) не-сет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие на-логи и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможен-ным законодательством РФ.
 
15.                    Налоговые органы, их права, обязанности и ответственность.
 
16.                    Взаимозависимые лица.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
 
 
17.                    Состав и структура налоговых органов.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов
В указанную систему входят:
1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), и его территориальные органы:
1 уровень: ФНС РФ (Москва)
2 уровень: Межрегиональные инспекции ФНС по фед. округам;
3 уровень: Управления ФНС по субъектам РФ;
4 уровень: Инспекции ФНС по районам,
2. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС), подчиненные ему таможенные органы РФ);Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК, иными ФЗ о налогах, а также иными ФЗ.
3. финансовые органы (Минфин РФ)
1. Минфин РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными ФЗ.
18.                    Налогообложение физических лиц.
Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам (приложение 1) [21, c.135].
В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:
1) налог на доходы физических лиц - (ст. 207 гл. 23 части 2 НК РФ);
2) государственная пошлина (ст. 333.17 гл. 25.3. части 2 НК РФ);
3) ЕСН (ст. 235 гл. 24 части 2 НК РФ);
3) транспортный налог (ст. 357 гл. 28 части 2 НК РФ);
4) налог на имущество (Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения);
5) земельный налог (ст. 388 гл. 31 части 2 НК РФ);
6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 333.1 гл. 25.1 части 2 НК РФ);
7) водный налог (ст. 333.8 гл. 25.2. части 2 НК РФ).
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения (в бюджете Челябинской области в 2008 году НДФЛ имеет наибольший удельный вес - 39,5% (Рис.1), за ним следует налог на добавленную стоимость - 26,7%) [61].
Рисунок 1 - Состав и доли налогов в бюджете Челябинской области в 2008 году
Основная доля (78,9%) налоговых платежей обеспечена налогами на доходы физических лиц, добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, и единым социальным налогом, зачисляемым в федеральный бюджет.
Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и , в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года (с учетом последующих изменений и дополнений) и отдельные статьи части I Кодекса.
 
19.                    Налогообложение юридических лиц.
Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят такие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:
·  налог на прибыль предприятий (ставка 25% от базы налогообложения);
·  налог на добавленную стоимость;
·  налог из собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
·  акцизный сбор;
·  сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (32,3% от общего фонда заработной платы);
·  взносы на общеобязательное государственное социальное страхование;
·  плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
·  таможенная пошлина;
·  плата (налог) за землю;
·  и прочего, в соответствия с законодательством;
Также юридическое лицо есть налоговым агентом относительно нанимаемых работников и обязано удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы с физических лиц.
 
 
20.                    Налоговая база. Налоговый период.
Нало?говый перио?д (нало?говый пери?од) – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

[править] Общие принципы исчисления налогового периода

1. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
2. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.
Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
4. Вышеизложенные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
 
21.                    Налоговые льготы для налогоплательщиков.
соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.
В налоговой литературе представлена следующая классификация[1][2]:
1.                      изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
o                                              изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений
o                                              необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ
2.                      налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
3.                      освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
o                                              понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ)
o                                              уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)[3]
o                                              Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
o                                              Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.
o                                              Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке
o                                              Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)
 
22.                    Налоговое бремя (налоговый гнет).
Налоговое бремя — это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.
На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40—45\%.
Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:
Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.
Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.
Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения (кривая А на рис. 13.1), в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени — уменьшается (кривая Б на рис. 13.1).*
 
23.                    Формы и методы налогового контроля.
 
1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
3. Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
(п. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
 
 
24.                    Учет налогоплательщиков.
Регулируется общей частью НК буквально несколькими статьями – 83,84.
Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с некоторыми принципами.
Первый принцип – обязательность налогового учета. Он раскрывается в статье об обязанностях налогоплательщиков, где написана прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет (ст.23), и в ст.31 об обязанностях налоговых органов, где написано, что они обязаны осуществлять налоговый учет, и специально в ст.83,84 этот принцип раскрывается таким образом, что учет налогоплательщиков осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Вполне возможна ситуация, когда и организация, и физическое лицо не будут платить налогов вообще. Однако это не освобождает их от обязанности состоять на налоговом учете, а налоговые органы – вести учет таких налогоплательщиков. Поэтому данный принцип обязательности учета налогоплательщиков исходит из того, что налоговый учет преследует цель именно выявления всех потенциальных налогоплательщиков и, действительно, используется, как основа для проведения последующих мероприятий налогового контроля, но в то же время сам по себе он имеет еще дополнительную цель – это выявление всех потенциальных налогоплательщиков.
Второй принцип – принцип множественности учета. Мировой опыт знает два основных принципа учета: принцип однократности учета и принцип множественности учета, и третий – комбинированный учет налогоплательщиков. Налоговый учет по принципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. Но этот принцип возможен только в тех странах, где очень мощная налоговая служба, где есть компьютерные возможности охватить не только всех налогоплательщиков, но и все их операции, связанные с доходами и расходами. Это очень дорогостоящий принцип, поскольку предполагает наличие больших технических возможностей. В нашей стране применяется принцип множественности учета, поскольку он позволяет решить конкретные задачи, связанные с особенностями нашего государства. Этот принцип множественности означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц.
Поэтому каждый налогоплательщик независимо от того, юридическое это или физическое лицо, в зависимости от наличия дополнительных оснований может подвергаться многократному налоговому учету либо только один раз пройти этот учет и по другим основаниям на учет не вставать. Этот принцип множественности учета позволяет обеспечить поступление налогов во все бюджеты и бюджетные системы Российской Федерации. Налоги на имущество являются налогами региональными либо местными. Поэтому учет по этим основаниям – это как раз защита интересов региональных и местных бюджетов. И, обособленные подразделения – это также учет интересов всех бюджетов, поскольку по местонахождению обособленных подразделений уплачиваются все налоги, однако в той доле, которая падает на это обособленное подразделение. Поэтому множественность учета обеспечивается или определяется бюджетной системой, интересами регионов и муниципальных образований. И, кроме того, объясняется тем, что на сегодняшний день пока наши налоговые органы ограничены своей территориальной юрисдикцией и надежной системой обмена информацией по операциям с недвижимостью, с транспортными средствами и по уплате налога на прибыль, в первую очередь.
Третий принцип – принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра. Поэтому отрицательные стороны принципа множественности учета ограничиваются тем, что есть единый ИНН и есть единый реестр налогоплательщиков. Наличие единого ИНН при последующем наращивании мощи налоговых органов позволит на каком-то этапе перейти к однократному принципу налогообложения, поскольку станет возможным контроль за всеми операциями, но едва ли мы с вами доживем до этих времен. Четвертый принцип – заявительный характер постановки на налоговый учет. Налоговый учет осуществляется на основании заявления налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет. Поэтому организации и граждане- предприниматели встают на налоговый учет в заявительном порядке, что косвенным образом указывает на то, что здесь предусматривается добровольный характер этой постановки. Но в то же время предусматривается и ответственность за не постановку на учет либо за несвоевременную постановку на учет. Поэтому добровольный заявительный характер подкрепляется совершенно конкретными мерами ответственности.
 
25.                    Камеральная налоговая проверка.
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
 
 
26.                    Выездная налоговая проверка.
Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.
Существует 2 метода выездной налоговой проверки:
1)Сплошной
2)Выборочный
Выездные проверки бывают:
? комплексные и выборочные (тематические);
? контрольные;
? плановые и внеплановые;
? встречные.
Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Длительность выездной налоговой проверки, как правило, не может превышать двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может продлить срок до 6 месяцев.
Кроме того, у налоговых органов могут быть основания для проведения повторной налоговой проверки:[1]
1) при контроле за деятельностью нижестоящего налогового органа, ранее проводившего проверку;
2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с:
?                    реорганизацией предприятия;
?                    ликвидацией предприятия;
?                    контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.
В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.
На представление возражений на акт проверки предоставляется 15 рабочих дней, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.
Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суд.
 
27.                    Налоговые правонарушения, примеры.
 
На практике налоговое правонарушение выражается как в действии, так и в бездействии налогоплательщика. Так, ст. 122 НК РФ признает налоговым правонарушением неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Примером бездействия может послужить налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ: непредставление налоговому органу сведений, необходимых для налогового контроля.

Пример 1. Налоговая инспекция направила обществу с ограниченной ответственностью требование о представлении документов, необходимых для проведения каме
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.