На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика обучения школьников начальных классов рисованию с натуры отдельных предметов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ
ГБОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ2
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Теория  и методика обучения изобразительному искусству».
Тема: « Методика обучения школьников начальных классов рисованию  с натуры отдельных предметов».
 
                                                                                            Выполнила:
                                                                                            студентка 4 курса группы И  4 И
                                                                                             Пакулова Александра Андреевна
                                                                                              Научный руководитель:
                                                                                               Беляева Людмила Юрьевна
 
                                                                                                 Оценка  «________________» 
 
 
 
 
 
Ставрополь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ.
 
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________    
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ  ПРЕДМЕТОВ.
1.1.Особенности применения  техник  в  рисовании с натуры  отдельных предметов.____________
1.2.Психолого-педагогические  основы при рисовании с натуры.____________
1.3.Методы и приёмы обучения  школьников рисования с натуры  отдельных предметов._________   
ГЛАВА 2. ДЕМОСТРАЦИОННЫЕ  ТАБЛИЦЫ «рисования с натуры отдельных  предметов».
2.1.Общая характеристика  демонстрационных таблиц._________________    
2.2.Содержание демонстрационных  таблиц.__________________________   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________     
ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________  
ПРИЛОЖЕНИЕ______________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить  и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу  натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной  работе.
Народное  искусство всегда понятно и всеми  любимо. С давних времен людям нравилось  украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что  народное изобразительное искусство  несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме  и цвету отбирать для своих  изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные  образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины  души. Интерьер жилых помещений постоянно  изменяется, приобретая строгость линий  и прямоугольных форм. Поэтому, украшая  свой дом, люди тянутся к народному  искусству, которое помогает сделать  его праздничным и уютным.
Необходимость научного рассмотрения проблемы рисования отдельных предметов в начальных на занятиях рисования с натуры обусловлено рядом противоречий:
- между современными требованиями  к учителю изобразительного искусства  и недостаточной  его подготовкой   в области современного преподавания  изобразительного искусства;
- между пониманием важности  освоения рисования с натуры  отдельных предметов школьниками  и недостаточной освещённостью  данной проблемы в педагогической  литературе;
- между потребностью детей  к освоению рисованию с натуры  и недостаточным владением их  образным языком.
ПРОБЛЕМА: каковы теоретические  основы формирования умений в начальных  классов в освоении рисования  с натуры отдельных предметов.
ЦЕЛЬ: выявить основные методы обучения школьников начальных классов  на занятиях рисования с натуры отдельных  предметов.
ОБЪЕКТ: основные методы обучения школьников начальных классов рисованию  с натуры.
ПРЕДМЕТ технологические  приёмы на уроках рисования с натуры отдельных предметов рассматривается  доступным для изображения школьниками  начальных классов
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Проанализировать психолого-педагогическую  и искусствоведческую литературу  по методике обучения школьников  рисованию с натуры, особенностей  рисования с натуры отдельных  предметов.
2. Обосновать основные  пути выполнения демонстрационных  таблиц .
3.Сформировать содержание  таблиц, обеспечивающих эффективность  педагогической деятельности в  аспекте исследования.
ГИПОТЕЗА: процесс обучения школьников начальных классов рисования с натуры отдельных предметов формирования пройдет легче и успешнее на занятиях рисования.
Методы исследования:
Теоретические – изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по проблеме.
Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение.
Экспериментальные -  самостоятельная  работа по изготовлению наглядного пособия.
Теоретической основой исследования стали:
-  работы, посвящённые  рисованию с натуры отдельных  предметов (Горовская Г.Е., Шпикалова Т.Я. и др.);
-  методики, раскрывающие  особенности обучения детей рисованию  с натуры отдельных предметов (Комарова Т.С., Кузин В.С.,  Ростовцев Н.Н. и др.);
- психолого-педагогические  исследования  особенностей развития  творческих способностей школьников  начальных классов ( Выготский Л.С., Лабунская Г.В., Кузин В.С., Сакулина Н.П. и др. ).
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ  ПРЕДМЕТОВ.
1.1.ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК В РИСОВАНИИ С НАТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
В процессе обучения школьники  должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и  явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности. Как  известно из курса педагогики, этот принцип является одним из важнейших  в теории обучения. В "Великой  дидактике" Я. А. Коменский указывал: "Подкреплять все основаниями  разума — это значит всему учить, указывая на причины, т. е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно  не может быть иначе "'.
На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружающими  предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и других особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представлению  о предметах. Процесс изображения  дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с  которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования  школьник внимательно изучает форму  предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые  отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.
Процесс познания объективной  реальности во многом зависит от степени  развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать  и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями  для развития этой способности.
Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его  умственной деятельности. В учебном  рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а  переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному  и обобщенному представлению  о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно  рассматривает натуру, старается  отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании  с натуры понятия, суждения и умозаключения  о предмете становятся все более  конкретными и ясными, ибо находящаяся  перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Ни один учебный предмет  не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу  его строения, как рисование с  натуры. Не случайно великий итальянский  художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка  и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".
Еще великие итальянские  художники указывали, что рисование  с натуры является лучшим методом  обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается  на первое место. Это положение верно  не только для профессионального  обучения, но и для элементарного  обучения рисованию в общеобразовательной  школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям  крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и  требованиям этого искусства, как  приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений  к величине и виду разнообразных  предметов, более быстрого понимания  действий перспективы".
Обучение изобразительным  искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных  задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов  построения рисунка являются рисовании  с натуры отдельных предметов, имеющие  в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и  усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном  сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные отношения.
Рисование с натуры отдельных  предметов. Первыми моделями для  рисования служат геометрические фигуры (квадрат, круг) и так называемые плоские предметы, имеющие незначительную толщину по сравнению с другими  своими размерами. При рисовании  таких предметов с натуры учащиеся знакомятся с композиционным размещением  изображения на листе, с приемами определения пропорций, с техническими приемами рисования карандашом, а  также с последовательностью  работы над рисунком.
В рисунке с натуры кроме  правильного построения и передачи формы предмета следует обратить особое внимание на яркое, убедительное воспрос  произведение его образа. В качестве моделей для рисования  можно использовать овощи, фрукты, цветы, предметы быта и гипсы (геометрические тела, орнаменты, розетки, капители, маски, детали лица, головы и фигуры).
Упражнения по рисованию  простых отдельных предметов  позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных  формах, таких, как архитектурные  объекты и тело человека, а всецело  сосредоточиться на главном - изобразительной  грамоте. Правильно понятые и  усвоенные закономерности при изображении  простых форм должны способствовать более осознанному подходу к  рисованию сложных форм в последующем.
Гипсам отводится очень  большая роль в обучении основам  рисунка, пятому, что гипсовые слепки не только идеальные модели для учебного рисования, они еще и воспитывают  хороший эстетический вкус. Гипсовые слепки классических архитектурных  деталей, античные портреты и фигуры создают в рисовальном классе атмосферу торжественности, гармонии и красоты. При освоении гипсовых образцов вырабатываются точность и  острота рисунка. Геометрические тела из гипса не являются произведениями искусства, однако каждому художнику  необходимо пройти школу их рисования.
Гипсы незаменимы для учебного рисования еще и потому, что  они в отличие от живой модели «не устают позировать», они неподвижны. Это позволяет работать продолжительное  время, помогает лучше понять строение и характер формы, законы перспективных  сокращений.
На зрительное восприятие объектов влияют условия освещения  и точка зрения, их необходимо учитывать  при выполнении рисунков. Построение геометрических тел и предметов  требует точности. Следите за тем, чтобы пропорции не были искажены, верно передавались перспективные  сокращения плоскостей, а основания  тел были точно расположены на поверхности стола.
Для правильного изображения  натурной модели школьникам  необходимо  напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. К сожалению, многие школьники  ограничиваются лишь поверхностным  впечатлением, не углубляясь в суть строения формы предмета. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить  с научной точки зрения. Подходить  к работе следует осознанно, не довольствуясь  копированием внешних форм, которые  видит глаз. Такое рисование не будет способствовать успешному  выполнению работ по изображению  как простых, так и сложных  форм.
Для правильной передачи формы, ее внутреннего строения выполните  несколько предварительных эскизов-набросков. Затем переходите к линейному  рисунку, а потом к светотеневой проработке модели, соблюдая такую  последовательность: от общего к частному и затем опять к общему.
Рисование геометрических форм на первый взгляд достаточно легким. Но это далеко не так. Не имея опыта  в рисовании, школьники  легко  привыкают к механическому копированию. Поэтому при изображении более  сложных форм можно легко запутаться. Для более уверенного овладения  рисунком прежде всего необходимо освоить  методы анализа форм и принципы построения простых тел.
Обычно размер изображения  бывает равен размеру модели или  чуть меньше его. Это помогает найти  правильные пропорции, движения форм через  сравнение их с натурой. Оптимальное  расстояние от модели до рисующего, как  правило, составляет не меньше двух размеров модели.
Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего  пространства. Задача заключается в  том, чтобы правильно понять, как  эти поверхности сочетаются между  собой, образуя форму. Для правильного  ее изображения школьникам необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без особого  труда выделять на плоскости объемные тела, ограниченные этими плоскими фигурами. Плоские геометрические фигуры служат основой понимания конструктивного  построения объемных тел. Так,  например, квадрат дает представление о  построении куба, прямоугольник - о  построении призмы параллелепипеда, треугольник - пирамиды, трапеция - усеченного конуса, круг представляется шаром, цилиндром  и конусом, а эллипсовидные фигуры - шарообразными (яйцевидными) формами.
Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и  ширину. Для определения и изображения  их на плоскости пользуются точками  и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее  конструкцию формы в целом.
Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое.
Для основательного изучения геометрические формы лучше всего  следует рассматривать в виде прозрачных каркасных моделей. Это  позволяет лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного  построения конструкций и перспективного сокращения форм геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра, шара, конуса и призмы. Вместе с тем, такой прием в  значительной степени облегчает  построение рисунка, в котором отчетливо  прослеживаются все пространственные углы, ребра, грани тела, независимо от их поворотов в пространстве и  в перспективном сокращении. Каркасные  модели позволяют развить у школьников объемно-пространственное мышление, тем  самым способствуя правильному  изображению геометрической формы  на плоскости бумаги.
Для основательного закрепления  в сознании школьников объемно-пространственного  представления о строении этих форм было бы наиболее эффективным выполнить  их своими руками. Модели можно сделать  без особого труда из подручных  материалов: обыкновенной гибкой алюминиевой, медной или любой другой проволоки, деревянных или пластмассовых реек. В последующем, в целях усвоения закономерностей светотени, можно  будет изготовить модели из бумаги или тонкого картона. Для этого  необходимо сделать заготовки - соответствующие  развертки или отдельно вырезанные плоскости для склеивания. Не менее  важен сам процесс моделирования, который больше принесет пользы для  осознания обучающимися сущности строения той или иной формы, чем использование  уже готовой модели. Для изготовления каркасных и бумажных моделей  потребуется немало времени, поэтому  в целях его экономии не следует  делать модели большого размера - достаточно, если их габариты не будут превышать  трех, четырех или пяти сантиметров.
Поворачивая изготовленную  бумажную модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений  частей предмета, а также на перспективное  сокращение форм. Приближая и отдаляя  модель от источника света, можно  увидеть, как меняется контрастность  освещения на предмете. Так, например, при приближении к источнику  света свет и тень на форме приобретают  наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани  будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине,
- менее контрастными. Но  самое главное на начальном  этапе рисования
- это умение правильно  отображать объемно-пространственную  конструкцию форм с помощью  точек и линий на плоскости.  Это является основополагающим  принципом в освоении рисунка  простых геометрических форм, а  также при последующем изучении  более сложных форм и осознанном  их изображении.
Для последовательного изучения, анализа форм и выполнения рисунка  геометрических тел следует рассмотреть  приемы и принципы их построения на плоскости.
В целях соблюдения последовательности в работе над рисунком, основанной на принципе "от простого к сложному", необходимо вначале изучить простые  геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.
Объем геометрических тел  и предметов передают штрихами по форме длинными и короткими, прямыми  и изогнутыми. Работая над тональными отношениями,  надо помнить, что светлое- выразительно выглядит на темном, а  темное на светлом. Для каждого рисунка  устанавливается тональная шкала: от самого темного пятна (зависит  от возможностей карандаша) до самого светлого (белой бумаги), а между  ними, разместите всю гамму тональных  оттенков. Обычно определив, где в  натуре самое светлое и самое  темное место, продумывают, как следует  использовать тональный масштаб, чтобы  правильно передать в рисунке  светотень и форму предметов, а также воздушную среду.
Гипсы с белой матовой  поверхностью в зависимости от освещения  дают богатые тональные градации света и тени. Под лучами направленного  света возникают четкие, контрастные  градации, а при рассеянном освещении  светотеневые отношения становятся мягкими, сближенными по тону, воздушными, с едва уловимыми бликами и  рефлексами.
Для передачи в рисунке  фактурных особенностей гипса необходимо овладеть различными приемами штриховки. Здесь немаловажное значение имеют  техника владения карандашом, умение использовать выразительные средства рисунка. Следует избегать черноты  в рисунке. Используя силу карандаша, не стремитесь к абсолютной глубине  теней. Надо помнить  о тональном  масштабе, о том, что гипс — белый  материал, а его тени светятся рефлексами.
Можно сделать реалистический рисунок гипсовых моделей и отдельных  предметов, стараясь точно передать пропорции, светотень, объем, пространство, максимально приближаясь к действительности. Кроме этого, полезно выполнять  конструктивные рисунки, а также  преобразовывать реалистическое изображение  вабстрактное, подчеркивая его условность. Можно импрессионистически подходить  к выполнению заданий, сосредоточивая свои усилия не на передаче четких контуров, а на игре бликов и теней, на том, чтобы предмет растворялся в  среде.
1.2. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРИ РИСОВАНИИ С НАТУРЫ.
Исходя из общих задач  воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью:
1. Готовить всесторонне  развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие  в различных отраслях государственной,  общественной и хозяйственной  жизни страны.
2. Эстетически воспитывать  детей, развивать их художественный  вкус.
3. Помочь детям познавать  окружающий мир, развивать их  наблюдательность, приучать логически  мыслить, осознавать виденное.
4. Раскрывать практическое  значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком  в трудовой деятельности, в общественно  полезной работе.
5. Дать учащимся знание  элементарных основ реалистического  рисунка. Привить навыки и умения  в изобразительном искусстве,  ознакомить с основными техническими  приемами работы. Привить любовь  к труду, воспитать аккуратность  и настойчивость в работе.
6. Развить творческие  способности учащихся, дать верное  направление их эстетическому  восприятию мира. Развить пространственное  мышление, образное представление  и воображение.
7. Ознакомить школьников  с выдающимися произведениями  русского и мирового изобразительного  искусства. Привить интерес и  любовь к изобразительной деятельности.
Рассмотрим эти цели и  задачи более подробно.
Целенаправленное рисование  с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений  и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении  задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика  занятий изобразительным творчеством  дает широкие возможности для  познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной  деятельности, кроме общего эстетического  влияния, имеет свое специфическое  воздействие на ребенка.
Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств  личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В  работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что  школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том  числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать  связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в  образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах  практической деятельности: формируются  обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается  умение самостоятельно находить способы  решения творческих задач, умение планировать  свою деятельность.
Рисуя с натуры, ученик внимательно  рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные  особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более  конкретными и ясными, ибо находящаяся  перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о  предметах, образной памяти у ученика  развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается  и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование  с натуры как никакой другой вид  изучения формы предмета, дает возможность  развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
В ходе рисования с натуры происходит активный процесс познания объекта изображения, его конструкции, формы и особенно того, как он нам кажется в пространстве, процесс  изучения и усвоения того, как изобразить это видимое пространство, объем  и форму на плоскости листа, чтобы  на изображении иллюзорно правильно  воспринимались наблюдаемые качества натуры.
При отсутствии последовательности в работе внимание рисующего распыляется, теряется целеустремленность и он переходит  на пассивное срисовывание. Чтобы  этого не было, надо придерживаться основных методических правил.
Процесс рисования элементарных геометрических форм позволяет накопить необходимые знания для выполнения более (ложных натурных постановок. Формы  окружающих нас сложных предметов  нередко можно исключить в  близкие к ним по характеру  простые геометрические Тела (куб, призму, конус и т.д.). Умея рисовать простейшие геометрические тела в разнообразных  положениях, легко перейти к рисованию  предметов более сложной формы.
Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную  силу воздействия педагогического  рисунка. Когда учитель быстро и  уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает  мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес  к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться  следующим методом: подготавливая  классную доску к уроку, учитель  намечает точками габариты и пропорции  будущего изображения, а затем, уже  во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно  наметить и осевые линии, вокруг которых  потом будет возникать изображение.
Отсюда вытекает необходимость  занятий не только изобразительным  искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том  числе и рисованием.
1.3.МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ  ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Последовательность рисования  куба
    Куб является  одним из самых простых геометрических  тел. Чтобы лучше понять геометрическую  форму куба, его пространственную  конструктивную схему (структуру), рассматривается каркас куба. Это  дает возможность ясно представить  объемно-пространственную характеристику  его формы, позволяет видеть  его конструктивные узлы - точки,  невидимые на обычных телах. 
    Куб характеризуется  восемью точками на углах и  двенадцатью линиями ребер. Соотношения  сторон куба составляют пропорцию  1:1:1. Для того чтобы куб выглядел  достоверно в трехмерном изображении,  школьникам следует определить  такую точку зрения, при которой  предмет выглядит достаточно  убедительным в объеме. Изображение  каркаса куба производится с  учетом его пропорций, по законам  перспективы. При обычном взгляде  сверху (в ракурсе) основание каркаса  куба (квадрат) выглядит ромбом. Перспективное  построение куба в соответствии  с его поворотом следует начинать  с квадрата основания, т.е. с  его плана, лежащего в горизонтальной  плоскости, уходящей в глубину  до линии горизонта. Чтобы получить  нижнее основание (ромб), необходимо  обозначить четыре точки и  соединить их четырьмя линиями.  Из точек основания проводят  вертикальные линии - ребра. Для  завершения построения, как и  в первом случае, обозначают четыре  точки и, соединив их четырьмя  линиями, получают верхнее основание  куба (ромб). Необходимо отметить  одну немаловажную деталь, касающуюся  характера линий при построении  изображения на плоскости. Кроме  соблюдения пропорции и перспективы,  линии, определяющие пространственную  глубину, должны быть проведены  в различной степени контрастности.  Линии близлежащих ребер следует  проводить более контрастно, чем  тех, что находятся в перспективном  удалении. Причем разница линий  должна быть предельно различимой  в соответствии с пространственной  глубиной.
Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами. Одним  из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми  мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших  размеров предмета в рисунке важны  видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта  и его частей. Так, например, отношение  ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно  лучу зрения, совмещая тыльную сторону  карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые  размеры частей предмета. Не меняя  положения большого пальца на вытянутой  руке и поворачивая карандаш в  вертикальном положении, соотносят  этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально  их различия
Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно  следить за его перспективным  сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с  данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление  дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между  собой и в целом. В рисовании  с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями  двух видимых граней, т.е. перспективные  ракурсы.
Для их правильного определения  следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно  совместить линию самого карандаша  с вершиной переднего нижнего  угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в  перспективе. Запомнив увиденное, проведите  на своем рисунке соответствующую  вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного  уточнения следует повторить  проверку. На рис.36 наглядно показаны способы  измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно  злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и  не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных  работ.
    При положении  куба со смещенным несколько  вправо от центра передним  вертикальным ребром горизонтальные  ребра его левой грани в  перспективе будут приближаться  к горизонтали, а ребра пр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.