На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы современной семьи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Автономная  некоммерческая организация
высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
Сыктывкарский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине « Социология »
На тему: « Проблемы современной семьи » 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнила студентка  1 курса
                                                                 Чуланова Елизавета Игоревна
                                                             специальность «Экономика»
                                                                (сокращенный срок обучения)
                                                шифр   ЗЭБс – 60-11
                                                       Научный руководитель:
                                                           К.э.н., доцент Бойков В.К. 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2012 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия и аспекты семьи: ………………………………...………….5
·      Структура семьи и ее типы. …………………………………………………....5
·      Социальные функции семьи…………………………………………………...8
2. Проблемы современной семьи и пути их решения: ………………………......11
·      Демографические проблемы. …………………………………………….......11
·      Социальные и экономические проблемы.…………………………………...12
·      Психологические проблемы…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………….......19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
    Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.
    Тема  семьи была, есть и будет, на мой  взгляд, всегда актуальной и для  многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании  личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
      В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Вероятно, это происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
    В основе семейных связей лежит кровное  родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
    Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении.
    Проблемы  семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
    Цель  данной работы: рассмотреть основные понятия семьи и изучить особо значимые проблемы современного брака. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Основные понятия и аспекты семьи
    Семья? — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
    Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
    Выделяют следующие аспекты семьи:
    Семья как социальный институт, характеризующийся  опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами  и обязанностями, регулирующими  отношения между супругами, между  родителями и детьми.
    Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
    Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
    Биологическая: состоит из родителей и детей.
    В основе семьи лежат брачные отношения. Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура.
    Структура семьи.
    Структура семьи - это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений  между ними. Она тесно связана  с функциями. Они взаимно влияют друг на друга.
    Семейная  структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика              демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:
    - размер семьи (число её членов);
    - тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
    Нуклеарные  семьи — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
    Сложная семья — к семейному ядру добавляются  другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
    - число детей в семье
    малодетные  семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для  естественного прироста)
    среднедетные  семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для  малорасширенного воспроизводства, а  также для возникновения внутригрупповой  динамики)
многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)
    Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной  считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей  семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
    Типы  семьи и её организации
      В зависимости от форм брака:
    моногамная семья — состоящая из двух партнёров
    полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
    Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.
    Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
    В зависимости от пола супругов:
    однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
    разнополая семья
    В зависимости от количества детей:
    бездетная, или инфертильная семья;
    однодетная семья;
    малодетная семья;
    среднедетная семья;
    многодетная семья.
    В зависимости от состава:
простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
- элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
    неполной  — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
- составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
- сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
    В зависимости от места  человека в семье:
    родительская — это семья, в которой человек рождается
    репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам
    В зависимости от проживания семьи:
    матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
    патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
    неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
    Наследование  по отцовской линии означает, что  дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность  обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
    Каждую  из категорий семей характеризуют  протекающие в ней социально-психологические  явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.
    Социальные  функции семьи.
    Под функцией семьи понимается сфера  жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.
    Исследователи единодушны, в том, что функции  отражают исторический характер связи  между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей  является проблема деторождения. Цельность  сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как  высшего чувства делает невозможным  отделение одного от другого. Супружеская  любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-экономическая  — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному
г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
д) сфера  первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана  с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного  общения — развития личностей  членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная  — предоставление определённого  социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять  потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
    Брак  удачен или нет в зависимости  от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. 
 
 
 
 
 
 

    2. Проблемы современной семьи
    На  рубеже веков семьи в России столкнулись  с рядом серьезных проблем, имеющих  место и в других странах.
    Демографические проблемы семьи.
    Малодетность  семьи - первая по значимости проблема.
    Преобладание  молодых семей, это не столько мода( хотя и такое имеет место), сколько следствие ряда причин: широкого участия женщин в производственной деятельности, их всесторонней эмансипации, урбанизации жизни. Рост малодетных семей является тревожной общенациональной проблемой, и поэтому государство осуществляет различные мероприятия, поощряющие повышение детности семьи.
    В России предполагается повышение рождаемости  за счёт:
- увеличение  размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей;
- компенсация  затрат на детское дошкольное  воспитание, причём также, как  и в первом случае размер  компенсации увеличивается при увеличении числа детей;
- материальная  поддержка семей, берущих на  воспитание детей-сирот;
- увеличение  стоимости родовых сертификатов;
- выплата  единовременного пособия матерям в размере 350 тыс. руб.
    Важной  проблемой является большое число безбрачных мужчин и женщин(безработица). Свыше трети мужчин и женщин до 35 лет (в благоприятном для деторождения возрасте) не завели семьи. Такое поведение их во многих случаях требует понимания, но в целом достойно осуждения, так как вызвано стремлением продлить молодость, не спешить с брачными узами. Это часто оборачивается (особенно для женщин) серьезными проблемами в создании полноценной семьи. 

    Социальные  и экономические  проблемы семьи.
    Еще одна острая проблема- кризис родительства, т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей- сирот. При этом 90 % из них брошены родителями. Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачные связи молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность. Если учесть, что в стране 4 млн. беспризорников, т.е. детей, родители которых не проявляют о них заботы, то это усугубляет проблему родительства.
    Указанные проблемы характерны для семьи как социального института. Они связаны с выполнением тех его функций, которые имеют  и общественное значение.
    Растущая  эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием. Большинство семейных женщин просто вынуждены работать, чтобы кормить семью, заниматься часто очень тяжелой работой (челноки, разнорабочие). Но часть их успешно адаптировались к новым условиям и активно участвуют в бизнесе, менеджменте. Поэтому и сегодня вопрос о том, как женщинам выполнять семейные функции остается открытым.
    Большинство бедных в России - это семьи с  детьми трудоспособных работающих супругов. В самом тяжелом положении, когда  речь идет о прямом выживании, находятся  семьи безработных, одиноких матерей  и многодетные семьи. Бедные семьи  среди семей с детьми составляют 50%, с тремя детьми - 85%, с четырьмя - 90%. При этом в многодетных семьях в России воспитываются около 20% всех детей. Основной семейной стратегией сегодня становится стратегия выживания. Большинство семей выбирают способ пассивного приспособления к трудностям. Главное – приработок к основной зарплате. Снижение доходов домашних хозяйств вызывает ослабление социальной роли семьи. Действующая система социальных трансфертов для семей сегодня не в состоянии компенсировать неуклонно растущие расходы на детей. Дети становятся роскошью, которую не все могут себе позволить. Следовательно, в рамках семейной политики необходимо реализовать адресный принцип. Он заключается в социальной поддержке здоровой семьи, социальной помощи проблемной семье, социальной защите детей.
    Есть  проблемы у семьи и как социальной группы. Они состоят прежде всего  в наблюдающемся на протяжении нескольких десятилетий ослаблении связей между родственниками, между родителями и детьми. Это так называемый конфликт «отцов и детей», который выражается в их разном отношении  к существующим в жизни проблемам. В основе его лежит юношеский максимализм и взрослая назидательность, менторство.
    Проблема  взаимодействия между родителями и  детьми неотъемлемо связана с проблемой передачи семейных ценностей. Это определяется не только социально-экономическим кризисом семьи, но и изменением самого института семьи. Под воздействием процессов урбанизации связи между поколениями становятся слабыми и неглубокими. Уже сегодня степень доверия между поколениями становится меньше. Проблема взаимоотношений родителей и детей сегодня стоит очень остро. Дети перестали заботиться о своих родителях. Таким образом, увеличивается число одиноких стариков, которые становятся нагрузкой на государство. Потеря связи между поколениями говорит о падении нравственности не только в обществе, но и в семье, которая приводит к негативным глубоким социальным и психологическим, а в итоге демографическим последствиям.
    Сутью межпоколенных отношений не может  быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, эгоцентризм, неспособность к диалогу – эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации.
    Главное в межпоколенных отношениях –  способность каждого поколения  адаптироваться безболезненно в  единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны «отцов» к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
    Психологические проблемы семьи.
    В семейных отношениях  закономерны  критические периоды. Психологи  говорят о жизненном цикле  семьи.
    Жизненный цикл семьи- это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
    Семейные  события- наиболее значимые для жизни  семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупность семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.
    Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений  всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
    Признание существования этих различий привело  к необходимости определения  основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых поможет супругам, с одной стороны, подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой – разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.
    Существуют  различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.
    В частности, Э. Дюваль в жизненном  цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).
Первая  стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
Вторая  стадия. Детородящая семья, возраст  старшего ребенка до 3-х лет.
Третья  стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
Шестая  стадия. Семья, «отправляющая» детей  в жизнь.
Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.
Восьмая стадия. Стареющая семья.
    Естественно, не любую семью можно рассматривать  через призму этой классификации; существуют многочисленные семейные группы, которые  «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много  раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т. д. Однако какова бы ни была структура семьи, какие бы специфические задачи она ни решала, на определенной стадии жизненного цикла она сталкивается с типичными для этого этапа развития трудностями, знание которых поможет справиться с ними гораздо успешнее.
    Основные  этапы жизненного цикла семьи  и их психологическое содержание.
    1.Период  брачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
    2. Заключение брака и фаза без  детей. На этой стадии супружеская  пара должна установить, что изменилось  в их социальном статусе, и  определить внешние и внутренние  границы семьи: кто из знакомых  мужа или жены будет «допущен»  в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя). Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.
    3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.