На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нарушение и защита авторских и смежных прав

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
НОУ «Новосибирский гуманитарный институт»
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 

Дисциплина  «Гражданское право» 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:
«Нарушение  и защита авторских и смежных прав» 
 
 
 
 
 

Подготовил: студентка группы ЮЗ -32
Замятина  Наталья Валерьевна  
 

Проверил: старший преподаватель кафедры
 гражданско-правовых  дисциплин              
Кашулин С.Н. 
 
 

Новосибирск 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………..3
Глава 1
Понятие, объект, субъект авторского и смежного права
      Понятие, объект и субъекты авторского права………………..6
      Понятие, объект, субъекты смежного права………………….26
Глава 2
Нарушение и  защита авторских и смежных прав
2.1 Субъекты, имеющие  право на защиту………………………....31
2.2 Способы защиты  авторских и смежных прав…………………32
Глава 3
Охрана произведений российских авторов за рубежом
3.1 Общие положения……………………………………………….38
3.2 Передача произведений  российских авторов для исполнения за рубежом………………………………………………………………39
Заключение …………………………………………………………..41
Список используемой литературы………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Актуальность данной темы заключается  в том, что в наше время  все чаще и чаще стали нарушаться  права авторов и смежные права  и их защита просто необходима. Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Причинами этого являются и общий низкий уровень правопорядка в стране, и неосведомленность авторов о своих правах и способах  их защиты, и отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т.д. В последние годы в России наблюдается рост  нарушений авторских и смежных прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации. Грубыми нарушителями указанных прав выступают также государственные радиостанции и телеканалы, в бюджетах которых даже не заложены средства, предназначенные на выплату авторского гонорара. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению практически не обращают органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставленные один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность.
            Прежде всего, заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства. Чтобы разобраться, насколько обоснованны подобные суждения, нужно хотя бы в общем виде определить, в каком значении употребляются в законе категории «наука», «литература» и «искусство».
       Даже самый беглый анализ показывает, что эти категории используются  в законе не в своем обычном  значении, поскольку в противном  случае они взаимно накладывались бы друг на друга. По смыслу закона, произведениями науки являются любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных данных о действительности, включая произведения научной литературы. Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино, театра и т.д.
       Целью своей работы я считаю  найти способы предотвращения  нарушения авторских и смежных  прав.
        Задачей является обеспечение  правовой охраны авторского и  смежного права. Возникает вопрос: будет ли пользоваться авторско-правовой охраной результат творческой деятельности, обладающий всеми признаками объекта авторского права, но не относящийся прямо к сфере науки, литературы или искусства, например произведение технического творчества? На этот вопрос следует ответить положительно: охране подлежит любой результат творческой деятельности, если он не подпадает под признаки произведения. В частности, разработки по созданию новой техники могут быть отнесены к сфере научной деятельности, так как введение в авторское право особого понятия «техническое творчество» едва ли оправдано. Поэтому все произведения, раскрывающие содержание технических решений, до их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права должны пользоваться авторско-правовой охраной.
       Закрепленный законом перечень  охраняемых произведений носит  примерный, ориентировочный характер. Его значение состоит лишь  в том, чтобы указать в относительно  упорядоченном  виде наиболее  распространенные виды охраняемых  произведений, показать, в каких формах чаще других могут выражаться творческие произведения, и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.
       Однако нужно учитывать, что  даже если тот или иной результат  творческой деятельности не подпадает не под один из перечисленных в законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закону условиям, он признается произведением и пользуется такой же охраной , как и прямо названные в законе объекты авторского права.
       Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, сто авторским правом охраняются и те и другие произведения. Однако, если необнародованные произведения неприкосновенны и, ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведения  в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы  заинтересованными лицами без согласия авторов  и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия  «обнародование» и «опубликование» играют в российском авторском праве весьма значительную роль.
       Источниками данных прав являются  принятые на основе Конституции  РФ и Гражданского кодекса  федеральные законы, указы Президента  РФ, постановления Правительства  РФ, а также нормативные правовые  акты министерств и иных федеральных органов государственной власти. 

       

Глава 1 

Понятие, объект, субъект авторского и смежного права  

      Понятие, объект, субъект авторского права.
     Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами ( ч. 1 ст. 1255 ГК РФ).
       Объект авторского права. Согласно ч. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинств произведения, а также от способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.
       1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
    литературные  произведения;
    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    хореографические  произведения и пантомимы;
    музыкальные произведения с текстом или без  текста;
    аудиовизуальные произведения;
    произведения  живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    произведения  декоративно-прикладного и сценографического  искусства;
    произведения  архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичные фотографии;
    географические, геологические и другие карты, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
    другие  произведения.
       К объектам авторских прав  также относятся программы для  ЭВМ, которые охраняются как  литературные произведения.
2. К  объектам авторских прав относятся:
    1) производные  произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку  другого произведения;
    2) составные  произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору  или расположению материалов  результат творческого труда  (ч.1,2 ст. 1259 ГП РФ).
       В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В.И. Серебровским: « Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности  автора свое выражение в доступной для  восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»1.
       В этом и иных определения подчеркивается, что произведение есть, прежде всего благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.п.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляет с ней одно неразделимое целое. Но несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.
       Объективная форма выражения  произведения тесным образом  связана с возможностью его  воспроизведения. Относительно характера  данной связи в российской  юридической литературе существуют  две позиции. По мнению одних  ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Иными словами, само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, как она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.
       Другие ученые, такие как Серебровский В.И., Гаврилов Э.П. полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение.
       Закон, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем, исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результат творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.
       В юридической литературе было  высказано мнение, что одним из  критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность2. Однако эта позиция не получила поддержки ни в юридической науке, ни в законодательстве.
       Это и понятно, так как иное решение вопроса открыло бы широкое поле для субъективизма, ибо невозможно выявить какие-либо объективные показатели полезности и особых достоинств произведения. Вопрос о данных качествах произведения решается на этапе использования произведения, когда оценивается целесообразность издания, публичного показа или иного использования произведения, определяется объем тиража и размер авторского гонорара и т.д. но даже если произведение нецелесообразно использовать ввиду его художественной слабости, наличия ошибок или в связи с его непригодностью поп другим мотивам, это не означает, что такое произведение не должно пользоваться правовой охраной.
       Для возникновения, осуществления  и охраны авторского права  не требуется регистрации произведения, иного специального оформления  произведения или соблюдения  каких-либо других формальностей.
       Кроме того, закон не требует  подтверждения наличия  у произведения  предусмотренных им критериев,  т.е. необходимости какой-либо  квалификации произведения как  такового для признания его  объектом авторского права.
       После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.
       Использование данного знака  охраны не означает введения  в российское право требования  о выполнении формальностей как  условия возникновения охраны. Применение знака охраны  зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, как и произведения без такого знака.
       Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки состоится.
       Аналогичное значение имеет и  регистрация программ для ЭВМ  и баз данных в федеральном  органе исполнительной власти  по интеллектуальной собственности.  Регистрация программных средств  осуществляется исключительно по  желанию правообладателя, ей не придается никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть полезную роль при разрешении спора об авторстве на компьютерную программу или ее незаконном использовании.
       Правовое значение отдельных  элементов произведения. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов.
       В российской юридической литературе  эта проблема наиболее глубоко  исследована в работах В.Я. Ионаса3, который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им было предложено выделять у всякого произведения две группы элементов. К «юридически безразличным», т.е. неохраняемым, элементам произведения были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание.
       В теории литературы и искусства  эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т.е. не является нарушением авторского права. В самом деле, совершенно очевидно, что на одну и ту же тему, на одном и том же материале может быть создано сколько угодно произведений, причем авторам никто не запрещает давать сходную интерпретацию излагаемым событиям, героям, их поступкам и т.п.
       В принципе аналогично решается  вопрос и с охраной сюжетного  ядра произведения. История литературы  и искусства знает немало творений, в которых используются сходные  сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Например, история Дон Жуана, художественный образ которого создан испанским драматургом Тирсо де Молина еще в 1630 г., получила художественное воплощение в произведениях Ж.-Б. Мольера, Э. Гофмана, А.Мюссе, В.А.Моцарта, Дж. Байрона, А.С.Пушкина, А.К.Толстого и других авторов.
       Данное положение теории авторского  права опирается на принятые  в литературе и искусстве морально-этические  нормы и правила. Широко известны  случаи, когда сюжет произведения передавался одним литератором другому и вопрос о соавторстве при этом не возникал. Так, А.С. Пушкин подсказал Н.В.Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».
       К сожалению, произведение, которое как таковое не защищается нормами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название. Однако, если название является оригинальным, оно пользуется правовой охраной.
       К «юридически значимым» (охраняемым) элементам произведения относятся  образы и язык произведения. Под  художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя.
       В науке авторского права созданные  художником образы именуются   внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения  при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указание источника заимствования.
       Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов. Иными словами, язык произведения – это совокупность использованных автором из0образительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может; в таком случае используется цитирование с указанием источника.
       Виды охраняемых произведений. Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.
       Обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Обнародование закреплено в ч. 1 ГК РФ.
       В отличие от этого опубликованием  считается выпуск в обращение  экземпляров произведения с согласия  автора в количестве, достаточном  для удовлетворения разумных  потребностей публики исходя  из характера произведения.
       Как видим, несмотря на известную  близость, рассматриваемые понятия   имеют несовпадающее содержание. При определенных условия опубликование  может явиться одним из способов  обнародования произведения; при  других условиях оно должно  иметь самостоятельное значение. Для того чтобы провести более четкое различие между этими понятиями, рассмотрим их основные юридические признаки.
       Понятие «обнародование» характеризуется  следующими основными моментами.  Во-первых, в какой бы форме не осуществлялось обнародование, оно охватывает собой действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно только один раз, если только автор не воспользовался своим правом на отзыв уже обнародованного произведения, а затем вновь сделал свое произведение доступным для публики.
       Во-вторых, доведение произведения  до сведения третьих лиц лишь  тогда приобретает юридическое  значение обнародования, когда  это сделано с согласия автора  или его правопреемников. Поэтому, если произведение обнародовано помимо воли автора, оно с юридической точки зрения сохраняет режим необнародованного произведения,  а его автор может воспрепятствовать его свободному использованию, требовать изъятия экземпляров произведения  из обращения и т.п.
       В-третьих, произведение может  быть обнародовано любым способом, который делает его доступным  для публики. По смыслу закона, для обнародования произведения, например, когда картина помещена  на выставке, показана по телевидению и т.п.
       В-четвертых, закон не требует,  чтобы произведение было непременно  фактически доведено до сведения  третьих лиц; важно лишь, чтобы  для знакомства с произведением была создана реальная возможность. Например, диссертация на соискание  ученой степени, которая в соответствии с установленными требованиями помещается  в библиотеке, по крайней мере, за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если никто, кроме официальных оппонентов, с ней не ознакомился.
       В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться  с произведением для неопределенного круга лиц.  В данном случае имеется в виду, что в принципе каждый желающий может ознакомиться с произведением. Тогда же, когда с произведением знакомится лишь определенный, строго ограниченный круг лиц, например члены определенной организации,  решение вопроса о том, считается ли такое произведение обнародованным, зависит от ряда дополнительных обстоятельств, в частности от числа читателей, зрителей или слушателей, доступности для иных лиц и т.д.
       В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими действиями, которые означают выпуск в обращение  экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
       Следует отметить, что понятие  «опубликование произведения» (или  выпуск в свет), по российскому  авторскому законодательству, расходится  с аналогичным понятием, закрепленным  в Всемирной конвенцией об авторском праве.
       В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием является выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и иных произведений опубликованием произведения не признается, так как указанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятие произведений.
       Далее, произведения подразделяются  на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.
       Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом) произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в придании произведению новой формы, отражающей оригинал.
       Вторым непременным условием  возникновения авторских прав  на такое произведение является  соблюдение его создателем прав  автора произведения, подвергшегося  переводу, переделке, аранжировке  или другой переработке. Как  правило, закон требует, чтобы с автором оригинального произведения был заключен договор на использование его труда для создания на его основе другого творческого произведения либо, по крайней мере, ему гарантировались соблюдение неимущественных прав и выплата справедливого вознаграждения.
       К числу производных произведений  относятся переработки, например  переделка повествовательных произведений  в драматические, сценарные или  наоборот, переводы на другой  язык, аранжировки и оркестровки,  аннотации, рефераты, обзоры и  т.п.
       Большое практическое значение для объема авторских правомочий  и режима использования произведения, имеет признание его служебным. Понятие «служебное произведение» закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.
       Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения. Нередко признаком служебных произведений является отнесение их к плановым работам соответствующих научно-исследовательских учреждений или ВУЗов. Наряду с плановыми работами служебными обычно признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий, радиовещательных организаций и т.д. если же произведение штатного сотрудника не связано с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является.
       Основные особенности правого  режима служебных произведений  заключаются в следующем. Во-первых, российское авторское законодательство исходит из того принципиального положения, что авторское право на него принадлежит его автору. Именно за самим автором признаются все личные неимущественные права на произведение, включая право на его обнародование.
       Во-вторых, исключительное право  на использование произведения  принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, т.е. работодателю, если только договором между ними не предусмотрено иное.
       В-третьих, работодатель должен  выплатить автору особое вознаграждение  за использование служебного  произведения, которое превышает обычную оплату труда работника.
       В-четвертых, закон исходит из  того, что отношения между автором  и работодателем должны регулироваться,  прежде всего, заключенным между  ними договором – либо трудовым  договором (контрактом), либо специальным  соглашением об условиях использования служебных произведений.
       В-пятых, издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий.
       Субъекты авторского права. Авторы произведений. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами – созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.
       Важнейшими субъектами авторского  права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми.
       Возможность граждан обладать  авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т.е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.
       По-иному, однако, обстоит дело  с осуществлением авторских прав  несовершеннолетними и недееспособными.  За малолетних и полностью  недееспособных граждан авторские  права осуществляют их родители  и опекуны. Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.
       В соответствии с современным  российским законодательством авторами  произведений признаются лишь  физические лица. Юридические лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства – на основании закона или договора. Но становиться авторами произведения юридические лица не могут, ни при каких условиях. Отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на отдельные виды произведений (сборники, кинофильмы, периодические издания и т.д.) – одно из важнейших изменений, происшедших в российском законодательстве. Права тех юридических лиц, которые возникли до 1993 г., либо автоматически преобразовались в смежные права (организации эфирного вещания), либо будут охраняться до истечения 50-летнего срока с момента их возникновения.
       Субъектами авторского права  признаются не только граждане  РФ, но и иностранцы, а также  лица без гражданства. Однако  если произведения российских  граждан охраняются независимо  от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они: а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме; б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ
       Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое  или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение
       Возникновение соавторства доктрина  и судебная практика связывают  с рядом условий, которые выводятся  из действующего законодательства. Прежде всего, о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, что такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, роман, написанный несколькими лицами). Сложнее обстоит дело, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей этого произведения (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом авторов, и т.п.). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изъятие или изменение какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого. Например, можно безболезненно изъять из книги иллюстрации художника, но нельзя издать учебник по гражданскому праву без главы о юридических лицах или сделках.
        Вторым непременным условием  возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При  этом под совместным характером труда понимается, конечно не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один может доработать результат другого и т.п. Важно  не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.
       Важнейшим условием соавторства  является то, что вклад лиц,  претендующих на соавторство,  должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.).
       Наконец, условием признания тех  или иных лиц соавторами произведения  является наличие соглашения  о возникновении соавторства.  При  этом под соглашением  следует понимать взаимное волеизъявление  авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.
       Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.
       Авторское право на коллективное  произведение принадлежит всем  соавторам сообща независимо  от степени творческого вклада  каждого  из соавторов и характера произведения. отсюда следует важный практический вывод: вопросы использования коллективного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор передается на разрешение суда.
       Принцип совместного распоряжения  произведением не препятствует, однако, соавторам заключить между  собой соглашение, устанавливающее  иной порядок осуществления   авторских прав. Например, соавторы  могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов, могут договориться о принципах распределения авторского гонорара, о порядке обозначения имен соавторов и т.д.
       Закон выделяет два вида коллективных  произведений и соответственно  два вида соавторства – нераздельное и раздельное. При нераздельном  соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (например, романы И.Ильфа и Е. Петрова). При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.
       Практическое значение указанного  деления состоит в том, что  если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения.
       От раздельного соавторства необходимо  отличать совместное использование  произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями художника.
       Нет соавторства в тех случаях,  когда в результате соединения  произведений, созданных разными  авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник и т.д. представляет собой новое произведение как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей).
       Наконец, не возникает соавторство  в случае дозволенного использования  чужого опубликованного произведения  для создания  нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сценария на основе повести).
        Наследники. Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.
       Прежде всего, к наследникам  переходят не все авторские  права, а в основном лишь  те из них, которые носят  имущественный характер. Что касается  личных неимущественных прав, то по прямому указанию ст. 29 Закона об авторском праве не переходят по наследству право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора. Наследники, однако, вправе осуществлять защиту указанных прав от нарушителей со стороны третьих лиц, если только автор не назначил в воем завещании для этих целей специальное лицо. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой наследники также становятся полноценными обладателями таких личных неимущественных прав умершего автора, как право на обнародование и право на опубликование.
         Далее, в отличие от прав  на произведение самих авторов,  которые носят пожизненный характер, авторские права наследников  ограничены установленным законом  сроком. Авторские права наследников  действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти 
       Из этого общего правила есть  ряд исключений: а) если произведение  создано в соавторстве, то 50-летний  срок исчисляется после смерти  последнего из соавторов; б) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после выпуска его в свет; в) если автор был репрессирован и реабилитирован  посмертно, то произведение охраняется 50 лет после реабилитации; г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.
       Наконец, важной особенностью  наследования авторских прав  является то, что авторские права  переходят к наследникам  в  бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами  наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора – по решению суда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.