На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Детская художественная литература

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности  определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основной отличительной чертой является органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумевается учет интересов, познавательные возможности и возрастные особенности детей.
     Комическое  всегда было одним из предметов литературоведческого исследования. Каждый автор использует определенные приемы и способы выражения комического, из-за чего его стиль и язык становится уникальным и неповторимым.
     Данная  работа посвящена  творчеству Николая Носова и исследованию основных способов и приемов выражения комического, используемых автором в рассказах.
     Все это и позволяет говорить о  новизне и актуальности настоящего исследования.
     Цель  нашей работы – проанализировать комическое как эстетическую категорию, выраженную языковыми средствами в творчестве Н.Носова; выявить и исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателя неповторимым, определить средства комизма писателя.
     Цель  конкретизировалась в следующих  задачах:
      рассмотрение специфики детской художественной литературы;
      определение понятия эстетической категории;
      рассмотрение и уточнение понятия комизма как эстетической категории,
      рассмотрение языковых способов и приемов выражения комического,
 
 
 
     Объектом изучения данной работы является литературное творчество Н.Носова.
        Предметом работы являются – языковые способы и приемы выражения комического в детской художественной литературы.
     Материалом  исследования послужили рассказы Н.Носова «Про Гену», «Клякса», «Огурцы», «Живая шляпа», «Затейники», «Огородники», «Замазка», «На каток», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Фантазеры», «Мишкина каша».
     Работа  проводилась с использованием совокупности методов исследования, включающих синтез анализ литературы по проблеме исследования.
     Теоретическая значимость работы состоит в пополнение сведений  в области специфики детской художественной литературы, в уточнении понятия комизма и эстетической категории, в рассмотрении способов и приемов передачи комизма.
       Практическая значимость работы определяется тем, что материалы и результаты могут быть применены в практике преподавания теории и истории отечественной литературы литературы ХХ века.
     В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.
     Во  введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются предмет, цели, задачи исследования, определяются теоретическая и практическая значимость работы, уточняются методы исследования, описывается структура работы.
     В теоретической части мы рассматривали комическое как эстетическую категорию. В теоретико-практической части рассматриваются способы и приемы выражения комического. В третьей части мы рассматривали произведения англоязычных авторов ХХ века и на основе проанализированных нами рассказов мы выделили четыре текстовых уровня выражения комического: уровень сюжета, уровень персонажа, уровень предложения и уровень словосочетания. На основе данных уровней мы вывели диаграммы способов и приемов выражения комического, которые используются современными писателями наиболее часто на каждом из уровней. В приложение мы вынесли некоторые примеры употребления комического на различных текстовых уровнях.
     Первая  глава под названием «Комическое в детской литературе» посвящена рассмотрению специфики детской художественной литературы , а способам создания комизма в детской литературе.
     Во  второй главе  «Приемы выражения комизма в рассказах Н.Носова» проводится анализ произведений данного писателя.
     В заключении содержатся основные выводы, сделанные в результате исследования.  
 
 
 
 

Глава 1. Комическое в детской литературе

      Особенности детской художественной литературы
     Художественная  литература – предмет специфический  не только относительно других отраслей искусства, но и относительно науки, в которой преобладает логическое мышление. В отличие от других видов искусства, которые владеют непосредственно-чувственной формой из определенного материального объекта – краски, камню, деревья или из действия движения тела, звучания струны, трубы, – литература, создавая свои формы со слов, из языка, который имеет свое материальное воплощение в звуках и, опосредствованно, в буквах, письме, – доходит до ее читателя не просто в чувственном восприятии, а обязательно в интеллектуальном понимании, в восприятии не только сердцем, но и непременно умом.
     Детская литература представляет собой объемный корпус художественных и научно - художественных произведений, которые были написаны специально для детского и юношеского чтения. Их авторы, детские и не только детские писатели, адресовали свои сочинения непосредственно юным читателям, и это определило содержание, проблематику и язык произведений.
     Критерии  выделения детской литературы из общих рамок литературы до сих  пор однозначно, объективно не установлены.
     Еще средневековые авторы понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и просто делил книги на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке».
     Современное понятие детской литературы имеет  два значения. Первое обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Однако специалисты (литературоведы, педагоги) предполагают второе значение – научное.
     В научной классификации различают  два вида произведений. К первому  виду относят произведения, прямо  адресованные детям (например, сказки К. Чуковского). Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей (например, сказки Пушкина). Третий вид – это произведения, сочиненные детьми, его чаще называют детским литературным творчеством [Арзамасцева 2008:19].
     Некоторые литературоведы предпочитают не выделять детскую литературу, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, художественный уровень.  Позиция первых уязвима при проверке личным опытом читателей, легко различающим детские и недетские тексты. Позиция вторых опровергается установками многих писателей и критиков: они, как правило, считают детскую литературу более сложным видом творчества. К тому же в вопросе о вычленении детской литературы приходится учитывать  мнение самих детей, а уж они-то безошибочно выбирают из безбрежного океана общей литературы свое, нужное на данном этапе их духовного становлении [Арзамасцева 2008:17].
     Следовательно, наиболее объективным критерием  вычленения детской литературы можно  считать категорию читателя-ребенка. Таким образом, детская литература есть одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры.
     Образ читателя-ребенка, «зашифрованный» в тексте, узнаем сразу: по одной строфе или даже стиху, по одному абзацу или фразе можно определить читательскую адресацию текста – «детское» или «недетское» произведение перед нами [Осорина 1996: 19].
     Особенность детской литературы – в ее промежуточном  положении между узколокальными литературными и классической, «высокой» литературой, обнаруживающей конечность своего рецептивного потенциала на границе с литературой для детей, особенно для малышей. Классические произведения для детей обладают действительно универсальным потенциалом рецепции, объединяя субкультуру детей и субкультуру взрослых в метакультуру национального и международного масштаба. Бывает, сюжеты, мотивы, образы из какого-нибудь детского произведения говорят взрослому больше, чем когда-то в детстве [Хализев 2003: 873].
     Другая  особенность детской литературы – в специфике диалога: писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия. Кроме того, автор добровольно налагает на себя определенные запреты и обязательства, что неизбежно приводит к большому консерватизму литературы для детей в сравнении литературы исключительно для взрослых [Арзамасцева 2008:18].
     Назначение  детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для  ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.
     1. Детская литература, как и литература  вообще, принадлежит к области  искусства слова. Этим определяется  ее эстетическая функция. Она вязана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети и юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
     2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Дети, в отличие от взрослых, только начинают открывать материальный мир. И детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка.
     3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия [Минералова 2005: 28].
     Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе – развивать и  воспитывать детей средствами художественного  слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.
      Эстетическая  категория в литературе
     Эстетические  категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются  процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.
     Связи искусства со сферой эстетического  многоплановы. Во-первых, предметом  познания и воссоздания в художественных произведениях становится жизнь  в ее эстетических свойствах (качествах): все то в реальности, что "адресовано" человеческому зрению и слуху. Во-вторых, сам материал художественных образов (звук в музыкальном произведении; трехмерные визуально воспринимаемые формы скульптуры; слова с их фонетическим обликом и т. п.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. И наконец, в-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и (это едва ли не главное) создается в результате творческого акта. Художественные произведения, не воспринимающиеся в качестве эстетической ценности, не выполняют важнейшей из своих задач.
     Соотношения между эстетическим в искусстве  и во внехудожественной реальности понимаются учеными по-разному. Утверждается, с одной стороны, что искусство  восполняет реальность, привносит в  нее упорядоченность, вновь созидая эстетические ценности. С другой стороны, говорится, что тезис "искусство творит красоту" - несостоятельный, ложноклассический, узкоэстетский, что, напротив, красота мира порождает художественные ценности, что "искусство не создает, а являет красоту". По-видимому, в художественной деятельности присутствуют оба названных начала: искусство в состоянии и запечатлевать эстетически ценное, присутствующее в бытии, и вновь его созидать [Хализев 2003: 21-22].
     Все группы эстетических категорий находятся в определенной субординации и координации. Выделяются три группы категорий, которые можно обозначить как отражающие:
     1 — объективные состояния, 
     2 — духовно-практическое освоение  мира 
      3 — мир субъекта социальной  жизни.
     Под эстетическими категориями, отражающими объективные состояния, понимают такие наиболее фундаментальные, узловые понятия эстетики, в которых в эстетическом аспекте отражено многообразие совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в общественном сознании. Сюда входят такие категории, как прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.
     Первую  такую категорию — прекрасное — следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.
     Трагическое, как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека, восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.
     Существуют различные трактовки места комического в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному: например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики, имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки - от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых [Яковлев 2005: 44].
     Эстетическая  категория, отражающая духовно- практическое освоение мира, будучи более непосредственным отражением духовно-практического освоения действительности человеком, специфически соединяет в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни.
     Вместе  с тем первая категория этой группы — эстетический идеал — как бы впитывает в себя содержание категорий эстетического вкуса и эстетического чувства [Хализев 2003: 29].
     Эстетический  идеал является такой категорией в этом ряду, в которой еще основательно выражена объективная социальная и духовная сущность человека. Онтологическая сущность эстетического идеала заключается в том, что в нем концентрированно выражено поступательное развитие общества в конкретно-чувственном, образном раскрытии совершенства человека и природы.
     Эстетический  вкус является такой категорией, которая объединяет в себе эстетический идеал и эстетическое чувство, это как бы связующее звено между социальным миром, природой и человеком.
     Особенно  полно это выражается в онтологии  эстетического вкуса, который, с одной стороны, является способностью высказывать суждение об эстетических достоинствах предмета, с другой — переживанием, рефлексией, эмоцией, в которой реализуется субъективное и индивидуальная неповторимость личности.
     Феноменологически эстетический вкус выражается в многообразии индивидуальных рационально-эмоциональных оценок, в «антиномии» всеобщего и единичного, которая разрешается через диалектическое единство воплощенных в нем эстетического идеала и эстетического чувства. Всеобщность идеала здесь оказывается необходимым условием существования эстетического вкуса личности, социальной группы. И в этом смысле обыденное суждение о том, что о вкусах не спорят, верно на уровне суждения об индивидуальном эстетическом вкусе, но оно неверно в принципе, когда речь идет о социально-природной сущности эстетического вкуса.
     Поэтому развитой эстетический вкус в значительной степени определяется исторически  конкретным эстетическим идеалом.
     В гносеологическом аспекте эстетический вкус есть, условно говоря, некое «абстрактное», в котором присутствует в снятом виде социальное и природное содержание эстетического чувства, так как вкус еще не есть конкретно-обобщенное, т.е. эстетический идеал. Он является как бы субординирующим гносеологическим звеном между ними; «абстрактным моментом», тяготеющим к полноте эстетического идеала, но еще не оторвавшимся от эстетически-чувственного.
     В социальном аспекте категория эстетического  вкуса органически связана с  проблемой полноты эстетического бытия личности, т.е. с проблемой эстетического воспитания, с процессом формирования социально-природного и духовного совершенства человека. Здесь очень важно подчеркнуть, что эстетический вкус как некая целостность, как субординация эстетического идеала и эстетического чувства формируется не только искусством, но и всей духовно-практической деятельностью человека. И в этом смысле чеховская «формула» «В человеке все должно быть прекрасно: и мысли, и лицо, и одежда» раскрывает существенные признаки развитого эстетического вкуса. Таким образом, в категории эстетического вкуса в социальном смысле зафиксирована практика духовно-природного совершенствования человека. Социальная проблема формирования всесторонне и гармонически развитого человека в значительной степени реализуется через развитой эстетический вкус, через богатство его социальной, духовной и физической жизни [Кривцун 1998: 56].
     Эстетическое  чувство как эстетическая категория  являет собой удивительное сочетание  природного и социального. И в  этом смысле в эстетическом чувстве  заключены потенциальные возможности как эстетического вкуса (а через него и эстетического идеала), так и художественно-эстетической деятельности, оно является эмоциональным выражением и побуждением к действию.
     Онтологически эстетическое чувство есть способность непосредственной эмоциональной реакции на эстетически значимый объект. Причем эта реакция не носит еще оценочного характера, она присутствует в нем в снятом виде как интуитивное обнаружение совершенного в объективной реальности.
     Эстетическое чувство есть переживание, которое включает в себя как важнейший элемент эстетическое наслаждение, но не сводится к нему, оно так же «антиномично», как и эстетический вкус. Хотя в конечном счете и отрицательное переживание должно привести в эстетическом чувстве к активному действию, к оптимистически-эмоциональному отношению к миру.
     Феноменологически эстетическое чувство раскрывается через различные аспекты способности  человека переживать безграничное совершенство природы, богатство социальной и  духовной жизни человека.
     Гносеологически значение эстетического чувства  заключается в том, что оно  конкретно стимулирует работу воображения  вообще. А в наиболее полном своем  проявлении пробуждает творческое воображение, являющееся одним из стимулов художественного  познания и процесса создания произведения искусства.
     Таким образом, художественная фантазия, как  и воображение вообще, органически  вплетаются в процесс эстетического переживания, в природу эстетического чувства. И в этом наиболее полно проявляется структурирующая природа эстетического чувства, которое является как начальным этапом эстетического отношения к миру, так и его завершением в эстетической деятельности вообще и конкретно в художественном творчестве [Кривцун 1998: 62].
     Эстетические  категории, отражающие мир субъекта социально-духовной жизни. Искусство, художественный образ и творчество являются эстетическими категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность, т.е. совершенство человека. В них зафиксировано то, что в его эстетической практике в значительной степени зависит от социальной деятельности человека и его сознания. Но это отнюдь не означает, что эти категории лишены объективного содержания. Оно присутствует в них, но в снятом виде, в законах искусства, художественном образе и творчестве [Крюковский 1974: 35]
     Искусство развивается на конкретной национальной почве; исторические судьбы, уровень развития данной нации определяют национальную специфику взаимодействия народно-мифологического и социально-актуального слоя.
     Мировая художественная культура складывается из достижений демократических традиций искусства каждого народа, каждой нации на основе их свободного развития и взаимообогащения.
     Таким образом, онтология категории «искусство»  в процессе исторического развития обогащается и углубляется, приобретая новое содержание [Лосев 1965:15].
     Предметом искусства является человек, существующий как единство его социальной и  духовной жизни, конкретно выражающейся в его интеллектуальном, эмоциональном и физическом бытии. Даже в тех видах и жанрах искусства, в которых человек непосредственно не присутствует (музыка, декоративно-прикладное искусство, пейзаж, натюрморт), его совершенство и универсальность отражены через предмет искусства как такового.
     Феноменологическое значение искусства реализуется в произведении художника, который достигает значительных успехов только в том случае, если он, с одной стороны, схватывает глубинные основы народно-мифологического сознания, соединяет их с социально-актуальными проблемами жизни, тем самым проникая в сущность искусства, с другой — неповторимо индивидуально воспроизводит предмет искусства. Феноменологическое богатство и многообразие произведения искусства реализуется через его видовое, родовое и жанровое существование, а также через исторически конкретную систему художественной культуры той или иной эпохи.
     Произведения  искусства не существуют вообще, существуют картина, поэма, роман, симфония, романс, скульптура, кинофильм. Причем все это многообразие жанров, родов и видов искусства, реализуемое в произведении искусства, создает условия для функционирования и непрерывного развертывания художественной культуры человечества.
     Через многообразие произведений искусства  обеспечивается не только его историческое существование, но и своеобразие и неповторимость художественной культуры той или иной исторической эпохи.
     Социальное  назначение искусства заключается  в том, что оно через отражение  своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. В искусстве воплощены универсальность и совершенство человека, оно несет в себе высокие социально-духовные ценности, создает образно-эмоциональную картину совершенного мира. Искусство формирует гуманистические принципы, отвечая тем на самые сокровенные вопросы человеческого бытия (о смысле жизни, смерти, счастье, долге, подвиге), и общение с ним позволяет человеку развернуть богатство его духовного мира [Кривцун 1998: 72-75].
     Поэтому искусство не только отражает результаты развития общества, но и воздействует на атмосферу социально-духовной жизни в целом [Яковлев 2005: 56].
     Художественный  образ — это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества.
     Онтологический  художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация, символ) эстетически совершенное отражение предмета искусства. И поэтому в художественном образе эстетическое приобретает специфическое качество, которое обусловлено не только законами искусства, но и отражаемым миром.
     Феноменологическая  сторона художественного образа органично отражает его сущность главным образом через типическое как многообразие исторически конкретного художественного мышления, выраженного в художественном методе, стиле, индивидуальной художественной манере.
     Социальное  значение художественного образа заключается  в том, что он раскрывает перед  человеком диалектику единичного и  всеобщего, и, следовательно, через  раскрытие этой диалектики, богатства  и полноты жизни художественный образ способствует формированию диалектического богатства духовной жизни личности, а через нее и всего общества.
     Художественный  образ, в социальном аспекте, это мир многообразной, неповторимой и совершенной духовной жизни, под воздействием которой формирует и реализует себя человек как гармонически и всесторонне развитая личность.
     Следовательно, в категории художественного  образа еще в большей мере, чем  в категории искусства, отражены субъективные, личностные, индивидуальные формы жизни.
     Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.
     Важной  закономерностью художественного  творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции на действительность и эмоциональное отражение мира [Кривцун 1998: 72-75].
     Итак, можно сделать вывод, что среди групп эстетических категорий выделяются три, которые можно обозначить как категории, отражающие объективные состояния человека, духовно-практическое освоение им окружающего мира и мир субъекта социальной жизни.
       К эстетическим категориям, отражающим объективные состояния, относятся понятия прекрасного, возвышенного, трагического и комического.
       Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира, включают в себя категории эстетического идеала, эстетического вкуса и эстетического чувства.
       Эстетическими категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни и его способность к самовыражению, являются искусство, художественный образ и творчество.
       Все группы эстетических категорий неразрывно взаимосвязаны между собой.
      Приемы  создания комизма  в детской литературе
     «Комическое – это категория эстетики, выражающая в форме осмеяния исторически  обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил» [Философский словарь 1981: 237].
     В данной работе мы будем придерживаться этого определения комического, так как оно, как нам кажется, в полной мере отражает суть комического. Комическое по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Его истоки коренятся в объективных противоречиях общественной жизни. Комическое может проявляться по-разному: в несоответствии нового и старого, содержания и формы, цели и средств, действия и обстоятельств, реальной сущности человека и его мнения о себе.
     Средства  комического, наряду с языковыми, охватывают и другие средства, вызывающие смех. Языковые средства комического составляют фонетические, лексические, фразеологические и грамматические (морфологические и синтаксические) средства.
     Приемы  комического порождаются различными средствами и формируются, прежде всего, языковыми средствами.
     Можно дать следующую обобщенную схему  создания комического в искусстве, в том числе в художественной литературе: объективный смех (смешное) – средства комического (языковые средства – фонетические, лексические, фразеологические, грамматические средства и неязыковые средства) – формы комического (юмор, сатира) – результат – смех (комизм) [Борев 1957: 74].
   Комическое  искусство способно выявлять комический потенциал не только общеупотребительных, эмоциональных слов, но и терминов, терминологических слов и сочетаний. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями.
   Комизм  в детской литературе явление весьма примечательное. Его осмысление в науке происходило, как правило, благодаря обращению к творчеству определенного автора, персональный принцип рассмотрения этой проблемы остается преобладающим [Леонова 1996: 23].
   Специфика детской литературно-художественной юмористики в том, что она, как многие направления в литературе, служила и служит развлечению, играет роль психологической разрядки, а с другой стороны, служит исправлению нравов и предостережению от дурных поступков.
   Комическое, смеховое входит органичной составляющей в различные литературные жанры. Юмористика, как, пожалуй, никакой другой вид литературы, ориентирована на рассказывание, разыгрывание, и в этом угадываются ее природа, ее корни, которыми являются народные игрища, балаганные представления, сатирическая сказка, байка и анекдот.
   Доминанты комического, свойственные басне, сохранны и в литературной сказке: в одних  преобладает сюжетное начало; алогичные  положения, абсурдные поступки выявляют характер героя; в других – наличествует изначально комический (почти шутовской) тип, «формирующий» комические ситуации.
   Юмористика  как легкий жанр, в некотором смысле вторична по отношению к серьезной  литературе, базируется в конце XIX— XX вв. на характерах и положениях; потому в юмористике нового времени преобладает игра как способ пародирования, фельетонирования, шаржирования, например, серьезной нормы жизни. Не менее важно учитывать, что в художественно совершенном юмористическом произведении диалог, драматургическое как следствие игры и розыгрыша имеют едва ли не первостепенное значение [Минералова 2005: 55].
   Детская юмористика XVIII в. несла в себе ярко выраженную назидательную, нравоучительную функцию. Этому способствовал и тот факт, что басня была «царицей юмористических жанров», а комедия классицизма имела просветительскую направленность. В XIX веке ситуация заметно меняется. В аспекте нашей темы особенно важно появление стихотворных сказок В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, сатирических прозаических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
   Во  второй половине XIX – начале XX в. несомненный толчок развитию юмористической направленности сказки был дан появлением сказочной повести (иронично-пародийной, по определению некоторых исследователей) английского ученого и писателя Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес».
   В данной работе нас интересует юмористическая сказочная повесть, очень популярная в детской литературе 50-70-х годов. В ней говорится о человеке и свойствах его характера, но предпочтение отдается не миру человеческих чувств и переживаний, а поступкам (положительным или отрицательным), которые писатель оценивает с юмором. Эти поступки совершают персонажи типические – ленивый школьник, плохая ученица (соотнесенность с положительным типом очень много значила в детской литературе середины 20 века). Остросюжетные приключения и комические ситуации искупают некоторую скудость содержания, ограниченного элементарными воспитательными задачами.
   В художественных текстах комическое создается различными способами: оригинальной композицией повествования, особенностями сюжета, а также своеобразным использованием языковых средств и, прежде всего, лексико-фразеологического состава языка, синтаксических особенностей построения текста. Термин «комическое» понимается в этом случае как эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве явлений, содержащих несоответствие и несообразность или алогичное противоречие и оценку их посредством смеха [Пропп 1997: 157].
     В данной работе мы рассмотрим основные средства способы выражения комизма в детской художественной литературе:
    Диалог как форма речевой деятельности изучается в современной лингвистике с разных сторон и разных направлений. Однако проблема проявления комизма в русском обиходном разговорном диалоге почти не затрагивается. Интересуясь этой темой, мы пытаемся наблюдать живую речь, где реплики содержат юмористическую реакцию на сказанное собеседником. То есть нас интересуют реплики разговорного диалога с комической установкой.
    Каламбур — игра слов. Калам6yp — один из типов острот. Это острота, возникающая на основе использования собственно языковых средств [Борев, 1964, 22]. Умение быстро находить и применять узкий, конкретный, буквальный смысл слова и заменять им то более общее и широкое значение, которое имеет в виду собеседник, представляет собой один из видов остроумия. Остроумие требует известного таланта. Каламбур сам по себе не может быть ни нравственным, ни безнравственным: все зависит от способа его употребления, от того, на что он направлен. Каламбур, направленный против отрицательных явлений жизни, становится острым и метким оружием юмора.
    К каламбурам близко стоят парадоксы, т. е. такие суждения, в которых сказуемое противоречит подлежащему или определение определяемому. На первый взгляд такие суждения лишены смысла, но какой-то смысл в них может быть отыскан, Может даже казаться, что путем парадокса зашифрованы какие-то особо тонкие мысли.
    К парадоксу очень близка ирония. Определение ее не составляет больших трудностей. Если при парадоксе исключающие друг друга понятия объединяются вопреки их несовместимости, то при иронии словами высказывается одно понятие, — подразумевается же (но не высказывается на словах) другое, противоположное ему. На словах высказывается положительное, а понимается противоположное ему отрицательное. Этим ирония иносказательно раскрывает недостатки того, о ком (или о чем) говорят. Она представляет собой один из видов насмешки, и этим же определяется ее комизм. Тем, что недостаток обозначается через противоположное ему достоинство, этот недостаток выделяется и подчеркивается. Ирония бывает особенно выразительна в устной речи, когда средством ее служит особая насмешливая интонация.
    Алгоизм— как литературный прием — введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям. Из важнейших видов аллюзии отметим: несоответствие синтаксического и смыслового движения речи, противопоставление (сопоставление) моментов, не заключающих в себе ничего противоположного (общего), мнимое (абсурдное) умозаключение, логический разрыв между репликами, словесное прикрытие логической пустоты.

Глава 2 Приемы выражения комизма в рассказах Н.Носова

2.1. Творчество Н.Носова

     23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс». Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды.
     Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ  для детей, «Затейники». Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в новеллистике для младшего школьного возраста.
     Имя Николая Носова становится любимым  и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949г.), «Дневник Коли Синицина» (1950г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год.
     В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1961 году выходят  юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова.
     В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре». Воспоминания о семье  и детстве нашли отражение  в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе». Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой [Миримский 1985: 44-47].
     В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.
     Носов в своих рассказах умеет разговаривать  с детьми, умеет понимать самые  сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких  мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.
     Писатель  учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.
     В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире [Недува 1981: 71].

2.2. Анализ рассказов Николая Носова

     В юмористической прозе писатели гротескно заостряют отдельные черты характера, отчего персонаж выглядит карикатурно смешным. Но детская проза редко становится злой сатирой - ведь в ней говорится о детях. Более того, как настоящие искатели приключений, юные герои привлекательны своей активностью и склонностью к авантюрным поступкам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.