На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Электоральная система

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………...3
1.      Понятие электората………………………………………………………...…5
2.      Партийная система……………………………………………………………9
2.1.           классификация партийных систем……………………………………….9
3.      Проблема электорального участия в политической жизни……………….14
4.      Региональная молодежная политика в повышении электоральной активности……………………………………………………………………15
5.      Влияние СМИ на электорат и политические преобразования…………....19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы………………..……………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение

       Мировой политической наукой накоплен значительный опыт прогнозирования результатов выборов. Практически все прогнозные модели западных исследователей, имеющие большую степень точности и значительный опережающий период, строятся с учетом результатов предыдущих выборов в контексте особенностей политической системы той или иной страны. Такие модели демонстрируют высокую прогностическую значимость в условиях стабильных демократий, обыденностью политической жизни которых стало чередование электоральных циклов.
Применение подобных моделей в российских условиях, когда последующий электоральный цикл может иметь качественные отличия от предыдущего с точки зрения его роли в решении задач модернизации и демократизации, вызывает большие затруднения. Причинами этого являются переходный характер политического развития при значительном элементе неопределенности, а также отсутствие сложившейся системы политического представительства и устоявшихся традиций электоральной конкуренции. Несмотря на то, что делать относительно точные прогнозы в России, имеющие значительный опережающий период, можно будет лишь по прошествии серии электоральных циклов, было бы неверно совсем отказаться от прогнозных выводов. Их формулирование возможно, однако, только с учетом качественных особенностей каждого цикла выборов в контексте основных задач политического              развития.
На сегодняшний день задача анализа электорального поведения граждан России, которая решается многими отечественными учеными и исследователями, актуальна как никогда в истории России. Необходимо выявить те основные тенденции в электоральном поведении наших соотечественников, которые смогли бы объяснить, как одни и те же избиратели поддерживают далеких по своим политическим позициям кандидатов. Необходимо выявить основные характеристики, определяющие электоральное поведение граждан. В связи с этим, сегодня перед политической наукой встает проблема прогнозирования политической ситуации, при использовании различных показателей исследуемого объекта: экономических, социальных и т.п.

1.      Понятие электората
 
Электорат – это население, формируещее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определен­ную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В электорат входит как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и всех избирателей - граждан государства, которые имеют право участвовать в выборах. Значительная часть электоральной массы, поддерживающая ту или иную политическую силу, превращает ее во влиятельную партию, выступает основой ее деятельности. В условиях демократии установки, цели и инте­ресы электората превращаются в программы политических партий или лиде­ров. В то же время партии имеют свои интересы, которые могут преследо­ваться наряду с интересами электората. В обществе с активистской политической культурой воля электората и его политическое участие превращает партии во влиятельные силы поли­тического процесса. Выборная активность электората приводит партии к власти в результате выборов в демократические институты. Его легитим­ность и политико-гражданская активность укрепляют позиции действующей власти, позволяют политической элите выступать в качестве стабильного политического института. Таким образом, чем обширней, культурней и ак­тивней электоральное пространство в границах политического пространс­тва, тем действенней политическая структура и ее функции гармонизации общественных отношений в целом. В идеале образцовой демократией будет та политическая структура, которой удастся превратить большую часть населения страны в электорат, сознательно ее поддерживающий. Активистская позиция электората может существовать только за счет развитого гражданского пространства. В такой политической ситуа­ции в значительной мере отпадает необходимость ограничения части насе­ления насильственными методами для поддержания господствующих социаль­ных сил. Для того, чтобы партия или власть имели обширную электораль­ную основу, их политическая деятельность должна совпадать с интересами данной части населения. Чем последовательней политическая элита будет осуществлять свои программные декларации, тем стабильней будет под­держка электората, и тем более его объем. В то же время взаимоотношения претендентов на власть и властных структур с населением может носить ярко выраженный спекуля­тивный характер. Политическая коммуникативность приобретают риторичес­кий, демагогический характер. Попытка шельмования населения с целью использования его в своих корыстных целях приводит политическую силу к кризису. В том случае, если электорат не в состоянии изменить ситуа­цию, резко падает его политическая активность, а это выражается в от­казе от голосования, снижении легитимности, активизации оппозиционной деятельности. Каждая политическая сила, выражающая действительное социаль­ное содержание имеет свой электорат. Если какая-либо партия не выража­ет интересы достаточного количества людей, то в строгом смысле она партией не является. В большей мере она выступает как самодеятельная элита, которая пытается использовать существующую социальную ситуацию и структуру для борьбы за власть. Сейчас такие институты называют пар­тиями власти. Формирование электората может осуществляться не только по прин­ципу единства интересов, но и по территориальному принципу. Например, в США демократам симпатизирует население северных штатов, запад пред­почитает республиканскую партию, южные и центральные штаты колеблются между ними. Поэтому в этой стране политическая борьба развертывается вокруг завоевания конкретных симпатий населения «неустойчивого» регио­на. Социальная динамика также влияет на изменение электорального пространства. Так, сокращение численности персонала, занятого в тради­ционном промышленном производстве, на Западе резко сокращает электорат коммунистов, рост численности среднего класса влияет на развитие нео­консерватизма и т. д. Посттоталитарные процессы в России конца XX в. характеризуются сложной ситуацией для электората. Основная масса населения не удовлет­ворена качеством российской политической элиты. Это связано с тем, что наша современная власть стала фактической преемницей власти коммунис­тической. Социалистическая форма, связанная с коллективной формой от­ношения к общественному богатству, была отброшена. Новая власть и эко­номические пассионарии стали владельцами громадной части национального богатства. Народ оказался отчужденным от него, несмотря на то, что он являлся основным создателем всего того, что есть в стране. Интересы народа и интересы элиты в текущем времени прямо про­тивоположны - власть заинтересована в экспроприации народа. Соединяют электорат и власть два обстоятельства: единые интересы России как го­сударства и надежды на рыночные блага в будущем. Россияне не видят по­ка политической силы, которая реально гарантировала бы осуществление программ подлинно народного характера. Эта ситуация порождает множест­во затруднений в электоральной ориентации. Советская власть на протя­жении нескольких поколений формировала некритическую формальную лояль­ность населения. Бесперспективность ситуации для народа порождает электораль­ную пассивность можно определить как неспособность населения осозна­вать реальную социально-политическую ситуацию и активно влиять на ее организацию. Инфантильность следует понимать как привычку населения подчиняться любой власти, одновременно не доверяя ей и, несмотря ни на что, надеясь на «чудесные» улучшения. Отрицательными формами инфан­тильности являются политический цинизм, аполитичность и некоторые дру­гие. Они не влияют положительным образом на политическую ситуацию, по­этому в обстановке кризисов, которые потрясают Россию, их нельзя при­ветствовать. Ситуация в электоральном пространстве претерпевает значительные изменения в обстановке социально-политического хаоса и кризи­са. Реальная действительность в эти моменты истории заставляет людей задумываться над судьбой страны, пытаться как-то повлиять на нее. Нап­равление электоральных преобразований зависит от многих факторов. К ним относятся гражданская и политическая зрелость граждан, уровень их сознательности и политической культуры, состояние политической инф­раструктуры: печати, общественного мнения, гражданской самоорганиза­ции, связи политической элиты с электоратом, подконтрольности деятель­ности политиков и т. д. Поскольку демократия в России только зарождается, все эти по­литические институты находятся в зачаточном состоянии. Это связано с нашей историей, с нашим образом жизни. Поэтому слаборазвитый, становя­щийся электорат России очень неустойчив и непредсказуем. Опасность заключается в том, что разочарование в реформах может подтолкнуть его в объятия новой диктатуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Партийная  система
 
В одной политической системе возможно существование нескольких политических партий. Они взаимодействуют друг с другом в процессе своей деятельности и образуют партийную систему.
Партийная система - это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление (пособие, стр. 130). Под партийной системой понимается «совокупная связь политических партий, действующих в рамках своих программ и уставов, борющихся за государственную власть».
Партийная система характеризуется количеством существующих в политической системе политических партий, наличием или отсутствием доминирующей политической партии, уровнем политической конкуренции между партиями.
 

2.1. Классификация партийных систем

 
Различают следующие типы политических систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.
1.                  Однопартийная политическая система.
В таких системах правящим статусом обладает одна партия.
Вся полнота политической власти принадлежит правящей политической партии. Все политические решения принимает данная партия, и администрация государства выполняет ее решения. Выборные механизмы либо отсутствуют, либо имеют формальный характер. Все виды политической активности в обществе контролируются. Правящая партия объявляет себя наилучшей из возможных партий (или даже единственно возможной), способной наиболее эффективно решать общественные проблемы.
Существование однопартийной системы может быть закреплено юридически. В таком случае запрещено даже номинальное существование других партий. Это однопартийная система в строгом смысле этого слова. Наличие однопартийной системы может быть и не закреплено юридически, но фактически иметь место. В этом случае существуют и другие партии, но они малочисленны, не играют какой-либо значимой роли в политической жизни государства, жестко контролируются правящей партией, подвергаются цензуре.
Однопартийные политические системы имеют некоторые особенности в зависимости от того, существуют они в коммунистическом или фашистском государстве, или в развивающихся странах.
При коммунистическом режиме правящая партия объявляет себя выразительницей интересов всего народа, руководящей и направляющей силой общества, его авангардом. Партия активно занимается идеологической работой, просвещает и убеждает население.
При фашистском режиме правящая партия разжигает фанатизм, и фактически не занимается политическим просвещением населения. Она по-военному организована, ее функции схожи с функциями полиции или службы безопасности.
В развивающихся странах правящая партия занимается созданием у населения национального самосознания, его мобилизацией и вовлечением в политическую жизнь. Но иногда за однопартийной системой в развивающейся стране скрывается авторитарный режим.
Монополия на власть, существующая при однопартийной системе, создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.
Опыт различных стран показывает, что общество с однопартийной политической системой подвержено стагнации, так как отсутствует конструктивная критика правящей партии и эффективный механизм выявления и исправления ее недостатков и слабых мест. И тем более исключена возможность отстранения правящей партии от власти. Однопартийная система целесообразна только как временное явление, в исключительных, чрезвычайных условиях.
2.                  Двухпартийная политическая система.
В двухпартийной политической системе функционируют две сильные политические партии, каждая из которых обладает мощной поддержкой населения в лице среднего класса, имеет шансы победить на выборах и способна править самостоятельно. Одна из партий получает большинство на выборах и становится правящей, а вторая – оппозиционной. Эти партии постоянно сменяют друг друга. Кроме двух сильных партий, возможно существование и других партий, не имеющих существенного влияния на политическую жизнь государства и не могущих соперничать с двумя основными.
Двухпартийные системы бывают двух видов:
?                  Классическая. Две основные партии собирают на выборах до 90% голосов, а остальные партии лишены возможности осуществлять политическую власть.
?                  Система «две плюс одна партия» или «две с половиной партии». Две основные партии собирают на выборах до 75% голосов, и существует третья партия, значительно менее сильная, но тем не менее способная оказать влияние на исход выборов, поддержав одну из основных партий. В этом случае основные партии должны учитывать третью.
Также двухпартийные системы различают по дисциплине голосования:
?                  Жесткий вариант – когда все представители партии должны голосовать строго определенным образом.
?                  Мягкий вариант – представитель партии голосует по своему усмотрению.
У двухпартийной системы есть свои плюсы. В случае недовольства политикой правящей партии избиратель может на выборах отдать голос партии оппозиционной. Т.о., правящая партия более ответственно подходит к правлению. Кроме того, при двухпартийной системе происходит постепенное смягчение идеологических конфликтов между партиями и их постепенный переход на более умеренные позиции, что делает политическую систему более устойчивой, нежели, к примеру, многопартийная система.
3.                  Многопартийная политическая система.
При такой системе функционируют несколько партий (больше двух), каждая из которых достаточно сильна, может оказывать существенное влияние на политическую жизнь, но не способна к самостоятельному правлению. Каждая партия имеет свои четко определенные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций располагается от крайне левых до крайне правых. Завоевать большинство голосов на выборах ни одна из партий не может, соответственно ни одна партия не может быть выразителем интересов всей нации. Поэтому правительство формируется из представителей различных партий, образуются коалиция, союз из нескольких партий. Во избежание чрезмерной фрагментации в ряде стран установлен минимум голосов, который должна набрать партия, и в случае недобора голосов она не имеет возможности иметь представителей в парламенте. В связи с этим в предвыборный период мелкие партии заключают соглашения друг с другом, объединяются, чтобы иметь возможность выдвигать своих кандидатов на выборах.
Многопартийные системы бывают трехпартийные, четырехпартийные, пятипартийные, атомизированные и др.
Трехпартийная система. При такой системе функционируют и имеют большое влияние на политическую жизнь три партии. Обычно две из них - наиболее сильные, а третья играет вспомогательную роль, так как не способна самостоятельно придти к власти.
Четырехпартийная система. Здесь действуют четыре сильные партии, представляющие интересы приверженцев правых и левых политических взглядов. Это происходит там, где общество разделено на два соответствующих лагеря. Оппозиции находятся слева и справа от правительства и конфликтуют друг с другом.
Атомизированная система. В данном случае нет необходимости подсчитывать точное количество функционирующих политических партий. Достигается предел, за которым это уже не важно.
Пятипартийная система, также как и атомизированная и квазипартийная часто маскируют фактически однопартийную систему. Т.е. при существовании многочисленных партий политическая власть в стране фактически принадлежит одной партии, а остальные не имеют политического влияния.
Существует также такой вид многопартийной системы, когда законом оговорено максимально допустимое количество партий в обществе.
Многопартийная политическая система обусловливает альтернативность мышления и действий населения, позволяет не допустить монополизации власти одной партией, дает возможность людям с различными политическими убеждениями реализовывать свои интересы.
Однако наряду с достоинствами, многопартийная система имеет и ряд недостатков:
?                  некоторая фрагментарность способствует неустойчивости коалиций и нестабильности правительства, делает его подверженным кризисам;
?                  различные интересы различных слоев общества не объединены под один общий знаменатель, а распылены по разным партиям;
?                  избиратель не участвует в принятии крупных национальных решений;
?                  неискушенному избирателю бывает сложно разобраться в программах всех существующих партий и выбрать одну, за которую он будет голосовать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Проблема электорального участия в политической жизни
 
Вопрос об абсентеизме как о негативном явлении можно поставить под вопрос, если рассматривать его в соотношении с электоральными мифами. Разочарование в формальных институтах, в их функционировании, заставляет обратиться человека к неформальным институтам. Гражданская культура выступает в этот момент другой плоскостью реальности, в рамках которой строятся собственные умозрительные конструкции. Из-за скорости современной жизни и огромного потока информации человеку приходится много думать и анализировать, эти умственные процессы формируют в сознании человека определенные идеальные образы, которые не находят своего воплощения в политической реальности. В процессе этой умственной деятельности происходит выбор, выбор в плоскости гражданской культуры. Этот выбор за данный политический образ, который формирует определенного рода электоральный миф.
С этой точки зрения, можно поставить вопрос содержательной стороне электоральной активности. Что весомее: прийти на выборы и механично поставить «крестик» в пользу какой-либо партии или сделать выбор в рамках гражданской культуры? Выбор, сделанный на уровне мифа, материализуется в плоскости гражданского общества, формирует тем самым внутренний мир человека. Данный подход расширяет понимание электоральных мифов, как техники воздействия на электорат, придавая ему более весомые содержательный и функциональные стороны. В данном случае, выбор на уровне мифа позволяет человеку находиться во внутренней гармонии и самодостаточности.
 

4. Региональная молодежная политика в повышении электоральной активности
 
Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является невысокая социальная и политическая активность российской молодежи. При этом для дальнейшего развития демократии и гражданского общества в России необходимо, чтобы все слои населения принимали активное участие в жизни нашей страны. Именно поэтому в настоящее время актуальным является изучение вопросов электоральной активности молодежи и факторов ее повышения.
Результаты последних избирательных компаний по Омской области (выборы депутатов Государственной Думы, выборы Президента Российской Федерации) показали, что в Омской области значительно повысилась электоральная активность молодежи. По данным Избирательной комиссии по Омской области доля проголосовавшей молодежи из числа всех проголосовавших на выборах депутатов Государственной Думы (2007 г.) увеличилась по сравнению с предыдущими выборами депутатов Государственной Думы (2003 г.) на 17% (34,75% до 51,51%). Доля же молодых избирателей до 30 лет на выборах Президента Российской Федерации вообще беспрецедентная – 63,94%. На наш взгляд, основная причина таких значительных изменений в электоральном поведении молодежи в Омской области – комплексная, системная, многосторонняя и активная молодежная политика, реализуемая в последнее время в Омской области. В связи с этим, а также для того чтобы проиллюстрировать основной тезис данной работы, мы провели анализ мер и проектов, реализуемых в 2005–2008 гг. в Омской области в сфере молодежной политики, которые, на наш взгляд, способствовали значительному повышению электоральной активности молодежи. В данной работе представлены наиболее интересные и эффективные проекты.
Начиная с 2005 г. в Омской области реализуется проект «Школа молодого политика». За это время сертификаты выпускников «Школы молодого политика» получили боле 150 молодых человек. Программа «Школа молодого политика» основана на комплексном подходе к созданию лидеров молодежных общественных и политических объединений, которые, являясь лидерами общественного мнения, в свою очередь способны активно влиять на политическую и электоральную активность молодежи. Эффективность данной программы представлена результатами анкетирования выпускников «Школы молодого политика», проведённого нами в 2008 г.
Исследование показало, что результат обучения в Школе молодого политика – это возникновение потребности в активном выражении гражданской позиции, в самореализации себя в общественно-политической сфере (76%), повышение интереса к вопросам, связанным с развитием Омской области и в целом РФ (62%) а развитие возможностей для удовлетворения этих потребностей (47%), а также карьерный рост в органах государственной власти и общественных организациях (33%). С другой стороны, эти молоды люди, несомненно, являются лидерами общественного мнения в молодежной среде. Они способны транслировать эти новые ценности, потребности, образцы поведения другим людям. То есть, они косвенно, на своем примере, могут влиять на большое количество молодых людей, побуждая их к проявлению большей гражданской, социальной, политической активности. В этом случае включается в работу феномен «моды», который в первую очередь характеризует молодежную субкультуру.
Другим успешным проектом является Молодежная секция Совета при Губернаторе Омской области по реализации приоритетных национальных проектов. Это общественный орган, обеспечивающий участие молодежи в выработке и осуществлении государственной политики Омской области в сфере реализации приоритетных национальных проектов. В состав секции входят лица в возрасте 19–30 лет, в том числе студенты и аспиранты высших учебных заведений Омской области, молодые учителя школ и преподаватели ВУЗов, лидеры молодежных общественных организаций. Эти молодые люди также являются лидерами общественного мнения в среде молодежи. Их работа в секции и активное освещение в региональных СМИ реализуемых ими проектов являются своеобразной «рекламой» того, что в Омской области каждый молодой человек может принимать активное участие в развитии нашего региона, что, в свою очередь, возможно, способствует повышению у молодежи интереса к социальной, политической жизни Омской области и России в целом.
Также в Омском регионе в течение 2007–2008 гг. молодежными общественными организациями систематически проводились разного рода ролевые игры для молодежи в возрасте как от 14 до 18 лет, так и старше 18 лет, направленные на повышение политической грамотности, знакомство с основами избирательного законодательства, повышение электоральной активности молодежи, формирование потребности в активном участии в избирательном процессе, заинтересовать их этим. Необходимо заметить, что молодые люди действительно проявляли интерес, когда им предлагали самостоятельно разработать программу политической партии или проектировать избирательную кампанию. В этом случае молодые люди получают возможность посмотреть на избирательный процесс «изнутри», почувствовать себя его участниками, получают социальный поведенческий опыт участия выборном процессе.
В течение двух последних избирательных компаний (выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации 2007 г., выборы Президента Российской Федерации 2008 г.) Избирательной комиссией Омской области совместно с молодежными общественными организациями реализовывался конкурс «Будущее выбираю сам». Это конкурс среди образовательных учреждений на самую высокую активность студентов в день голосования на выборах. В декабре 2007 г. в данном проекте участвовало всего 11 учебных заведений, и студенческая явка, по результатам данного конкурса, составила 33%. В марте 2008 г. участие приняли 58 учебных заведений, и явка студентов составила 43%. В основе данного проекта лежит механизм соревновательности, который формирует дополнительный мотив участия студентов в выборах. Необходимо отметить, что успешная реализация данного проекта невозможна была бы без совместной слаженной работы избирательной комиссии, администрации учебных заведений и молодежных общественных организаций:
1. Меры, предпринимаемые для повышения электоральной активности молодежи, должны носить во многом косвенный характер, и быть направленными преимущественно на повышение интереса к жизни города, региона, страны в целом, к избирательному процессу, повышение правовой культуры и гражданской активности молодых, молодежь следует заинтересовать и мотивировать.
2. При планировании мер, направленных на повышение электоральной активности молодежи, необходимо учитывать специфику данной возрастной группы. Для повышения активности молодежи также представляется полезным активное использование и формирование лидеров мнений из молодежной среды.
3. Электоральную активность следует прививать на самых ранних стадиях процесса социализации, для этого молодежи следует показывать, что участие в избирательном процессе – это не обязанность, а потребность каждого гражданина нашей страны.
4. Меры, предпринимаемые для повышения электоральной активности молодежи, должны быть комплексными и разнонаправленными, а также должны объединять в себе усилия различных социальных институтов (органы власти, избирательные комиссии, учебные заведения, молодежные общественные организации и т.д.)
 

5. Влияние СМИ на электорат и политические преобразования
 
Сейчас можно с уверенностью говорить о монополизации и коммерциализации российских СМИ: возросла ангажированная зависимость журналистов, во-первых, от бизнеса, во-вторых, от властных чиновничьих структур, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Через установление повестки дня СМИ конструируют особую «медиа-реальность» и, в конечном счете, формируют общественное мнение – «состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности».
Без сомнения, Электоральный выбор, заранее предполагает определённую степень информированности субъекта о выбираемом политическом акторе. Для большинства российских граждан, СМИ являются единственным доступным источником информации, лишь немногим «избранным» дано знать, что же происходит в кулуарах.
Следовательно, выбирая между тем или иным кандидатом, той или иной политической партией, избиратели основывают свой выбор, на сведениях полученных большей частью из СМИ.
Для того чтобы понять, влияют ли СМИ на электоральные предпочтения аудитории и если влияют, то каково это влияние, необходимо в первую очередь определить основную «направленность» и характер потока сообщений о том или ином политическом акторе, для этого необходимо зафиксировать характер представления данного политического игрока (конкретного политического деятеля или партии) в интересующем нас СМИ (положительно ориентированное представление, отрицательно ориентированное или нейтральное). Грубо говоря, необходимо определить «имидж» политических акторов, формируемый ведущими российскими СМИ, для этого необходимо провести детальный контент-анализ сообщений СМИ, включающих негативные, позитивные или нейтральные упоминания об определенном политическом деятеле или партии.
Влияние СМИ на электоральный процесс может выражаться в определённой взаимозависимости между общим характером сообщений о том или ином политическом субъекте и электоральными предпочтениями аудитории данных СМИ. Целью данного исследования является установление наличия или отсутствия взаимозависимости между данными переменными и определение её характера в том случае, если наличие определённой корреляции будет доказано.
Итак, властные структуры и бизнес контролируют СМИ, СМИ влияют на электоральный выбор, избиратели через свой выбор формируют властные структуры, которые в свою очередь контролируют СМИ.
С точки зрения подверженности воздействию со стороны СМИ всю совокупность российского электората можно разделить на следующие классы: 1) избиратели подверженные прямому воздействию СМИ, то есть электоральные предпочтения аудитории конкретного СМИ и позитивные или негативные представления некоторого политического актора в данном СМИ находятся в отношениях прямой зависимости, 2) избиратели не подверженные воздействию СМИ (нулевое воздействие) и 3) избиратели подверженные обратному воздействию СМИ, то есть, между электоральными предпочтениями аудитории конкретного СМИ и позитивными или негативными представлениями некоторого политического актора в данном СМИ существует обратная зависимость. В последнем случае, не смотря на явно протестное поведение электората, можно говорить о достаточно сильном воздействии со стороны СМИ поэтому, при разработке стратегии предвыборной кампании данную группу избирателей необходимо специально учитывать. По данным Левада-Центра за 2008 год 28% населения России полностью доверяют СМИ, 40% не вполне доверяют, 18% не доверяют вовсе и 14% затруднились ответить. Как мужчины, так и женщины демонстрируют примерно одинаковую степень доверия СМИ. Что же касается возраста, то наибольшим доверием СМИ пользуются в возрастной группе от 45 до 59 и старше – 51–52%, а наименьшим в группе от 18 до 24 лет. Респонденты, имеющие высшее образование, доверяют СМИ несколько меньше (47%), чем те, которые имеют только среднее образование – (51%).
54% опрошенных, от числа одобряющих деятельность Д. Медведева, больше доверяют СМИ, чем любым другим источникам. Всего же, по данным опроса проведённого ВЦИОМом в последнюю неделю февраля 2009 года, о доверии Д. Медведеву высказалось 45% респондентов. 53% респондентов одобряющих деятельность В. Путина больше доверяют СМИ, чем любым другим источникам. Всего о доверии В. Путину высказались 56% всех опрошенных. Из этих 56% большая часть респондентов всем прочим СМИ предпочитает центральные телеканалы (ОРТ и РТР), то же можно сказать и о группе респондентов одновременно доверяющих СМИ и одобряющих деятельность Д. Медведева.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Избиратели, как правило, рассматривают кандидатов как своих патронов, которым они доверяют собственную защиту, под покровительство которых избиратели готовы встать, но не безусловно, а только если эти кандидаты продемонстрируют готовность решать проблемы своих избирателей. Избиратели отлично понимают, что их представитель, которого они поддержат на выборах, должен суметь защитить их интересы, а для этого должен иметь доступ к соответствующим ресурсам: властным, финансовым, материальным и другим. В результате голосование на выборах становится все менее идеологизированным и все более прагматичным: избирается личность, а не политическая позиция.
Клиентелистские отношения в процессе выборов закрепляются российским законодательством, поскольку его нормы не обеспечивают реального равенства прав кандидатов.
В отличие от выборов федерального уровня на выборах глав администраций регионов, как правило, побеждает действующий глава. Фактически, весь регион является его клиентурой, эти отношения понятны и самому главе и гражданам, проживающим в этом регионе. Действующий губернатор или президент может проиграть только, если он, как патрон, продемонстрирует невыполнение своих обязательств. Пока же клиентские отношения сохраняются и их стороны соблюдают негласные и неформальные договоренности, - избиратели доверяют руководителю региона и поддерживают его. Электоральная база — один из наиболее точных показателей политиче­ского "веса" (рейтинга) лидера партии или общественного движения, а также какого-либо политика, претендующего на выборную государственную долж­ность. Доверие электората — это мандат на осуществление власти, выданный на время народом - по конституции сувереном и главным субъектом власти -своим представителям. При изучении электорального процесса важны не только результаты голосования, но и сам факт участия в выборах. Низкая электоральная активность, уклонение от голосования (абсентеизм), как пра­вило, отражают не только кризис доверия к отдельным политикам, но гово­рят либо о разочаровании общества функционированием всей политической системы и отторжении значительной части граждан от нее, либо о "дефектном" состоянии политической культуры как таковой.
Выборы как система определенных действий и атрибут конкретного типа политического режима рассматриваются специалистами в качестве одного из наиболее важных этапов формирования и проявления лидерства. В самом общем виде выборы состоят из двух подсистем: избирательной кампании (как процесса общения лидера и электората по поводу власти) и голосования как принятия избирателями властного решения. Эти подсистемы структури­руются каждая по-своему в соответствии с решаемыми ими задачами. В част­ности, основное содержание избирательной кампании — взаимодействие ли­дера и электората, при котором обе стороны осуществляют взаимное влия­ние. Следовательно, при анализе важно раскрыть их взаимодетерминационные связи, механизмы субъект-объектных властных отношений во всякий раз особой электоральной ситуации.
Отношения электоральной общности и политического лидера почти всегда строятся весьма противоречиво. Во-первых, подчас трудно определить, от чьего "лица" реально действует тот или иной политик, чьи интересы он вы­ражает. Сам же он может - добросовестно или нет - заблуждаться на сей счет, что нередко и происходит с представителями властных структур, лидерами партий и движений, которые, по экспертным оценкам, в массе своей убеждены, что представляют "народные интересы", а реально, по мнению своих же избирателей, реализуют разные корпоративные интересы. Во-вторых, степень расхождения интересов избирателей и целей, преследуемых лидером, выявляется, как правило, лишь со временем, когда голосование уже произошло, а лидер получил (или нет) мандат на власть. Избиратели и лиде­ры несут и разную ответственность за принятые ими решения: первые сами расплачиваются за свой выбор, за упущенные возможности и ошибки; вторые нередко уклоняются о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.