На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философские проблемы генетики разрезе эволюционного учения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
 
 
Харьковский государственный медицинский университет
 
Кафедра философии
 
 
 
 
 
 
 
Философские проблемы генетики
в разрезе эволюционного учения
 
 
 
 
 
Исполнитель:
 
 
 
 
 
 
1998
.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
 
Введение.                            3
Глава 1. Концепции происхождения и сущности жизни.         4
Глава 2. Эволюция: закономерность и направленность.         12
Глава 3. Проблема возникновения человека с точки зрения
биологии и философии.                      17
Глава 4. Философские проблемы современной генетики, не
связанные с эволюционным учением.                 19
Заключение.                           22
Список литературы.                        23
.
В В Е Д Е Н И Е
 
Что такое жизнь? Этот вечный вопрос, столь же старый, сколь и сама склонность человека к философствованию и теоретизированию, оказался центральным вопросом в современной биологии. Но с точки зрения современных представлений ученые даже не пытаются дать на него точный ответ. Более того, подчас они просто сомневаются, возможен ли такой ответ вообще; быть может, в этом как раз и проявляется научная зрелость.
Тем не менее, не умея дать точного определения жизни, мы, однако, считаем возможным и удобным употреблять этот термин применительно к конкретным объектам и вести речь о "живых" существах.
Развитие биологии (от греч. bios - жизнь, logos - понятие, учение) - науки, изучающей живые организмы - шло по пути последовательного упрощения предмета исследования. Так возникли многочисленные биологические дисциплины. Этот путь познания – от сложного к простому - называют "редукционистским". Редукционизм, доведенный до своего логического завершения, сводит познание к изучению элементарнейших форм существования материи. Это относится и к живой, и к неживой природе. Другой подход основан на "виталистических" принципах. В этом случае "жизнь" рассматривают как совершенно особенное и уникальное явление, которое нельзя объяснить только действием законов физики и химии. Основная задача биологии как науки состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов, не забывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от свойств частей, его составляющих. Нейрофизиолог может описать работу отдельного нейрона языком физики и химии, но сам феномен сознания так описать нельзя. Сознание возникает в результате коллективной работы и одновременного изменения электрохимического состояния миллионов нервных клеток, однако мы до сих пор не имеем реального представления о том, как возникает мысль. Точно также мы до конца не понимаем, как возникли и как эволюционировали живые существа. А ведь на этот вопрос пытались найти ответ многие!..
Таким образом, от части к целому, от компонентов (анализ) к системе (синтез), от редукционизма к интегратизму - таков магистральный путь исследования живого мира.
 
Г Л А В А 1. Концепции происхождения и сущности жизни
 
В настоящее время известен ряд концепций происхождения и сущности жизни, выдвинутых биологами и философами. С позиций креационизма выступали К.Линней и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения все более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате катаклизмов). Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной "жизненной силы" (немецкий биолог Г. Дриш), "жизненного порыва" (Бергсон); аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции и холизма. К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза С.Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К.Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи.
Развитие современных биологических наук поставляет все новый материал для подтверждения или отрицания тех или иных гипотез. Одной из самых важных областей биологии по праву может считаться генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов.
Многие столетия люди ломали головы над тайной наследования структурной сложности организма. Биология пережила борьбу двух крайних точек зрения - теорий эпигенеза и преформизма.
Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан Г.Менделем в 60-х годах ХIХ в. Он показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных единиц. В 1909 г. датский ботаник Иогансен назвал эти единицы генами, а в 1912 г. американский генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах.
Ещё до опытов Менделя Ч.Дарвин, отправившийся в кругосветное путешествие на корабле "Бигл" в качестве натуралиста, обратил внимание на поразительное морфологическое разнообразие особей в пределах любого вида (изменчивость). Закономерный, предсказуемый характер передачи таких различий по наследству послужил основой для исследований Менделя. Дарвин установил, что определенные признаки могут развиваться в результате отбора, тогда как Мендель объяснил механизм, обеспечивающий передачу из поколения в поколение признаков, по которым ведется отбор. Тем не менее, Ч.Дарвин, как он сам указывал, не ставил перед собой задачи объяснить происхождение жизни. Более того, свой труд "Происхождение видов путём естественного отбора" он закончил фразой: "Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем, как наша планета продолжает вращаться, согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм". Несмотря на потрясающие открытия современных биологических наук: открытие структуры ДНК, расшифровка генетического кода, достижения генной инженерии, ученые до сих пор не пришли к единому мнению в решении двух центральных проблем - проблемы происхождения жизни, и человека в частности. В изучении истории жизни, как со стороны биологии, так и со стороны философии, всегда проявлялась склонность к доктринёрству, т. е. сознательным попыткам внедрения слепой приверженности к какому-либо убеждению или учению. Подобный подход не только далек от научного, но и интеллектуально нечестен. Рассмотрим наиболее распространенные теории происхождения жизни. Большая часть соображений, на которых основываются эти теории, умозрительны, т.к. воспроизвести в сколько-нибудь наглядном виде события, происходившие при возникновении жизни, невозможно. Это относится как к научным, так и к теологическим построениям.
Следует особо отметить, что описываемые данные и выведенные из них заключения соответствуют сегодняшним взглядам: эти взгляды постоянно пересматриваются, их достоверность ограничена уровнем наших знаний в каждый данный момент.
Мы не будем рассматривать историю развития взглядов человечества на происхождение жизни, а кратко изложим главные из ныне существующих:
1.1) теория самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни;
1.2) теория стационарного состояния;
1.3) теория панспермии;
1.4) креационизм;
1.5) биохимическая эволюция.
 
1.1 Самопроизвольное (спонтанное) зарождение жизни.
Эта теория была распространена в древнем Китае, Вавилоне и Египте. Аристотель (384-322 гг до н.э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд - "лестницу природы" (scala naturae). Этим Аристотель укрепил более ранние высказывания Эмпедокла об органической эволюции. Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определённые "частицы" вещества содержат некое "активное начало", которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести; её признавали лишь те, кто верил в колдовство, но эта идея всё же продолжала существовать где-то на заднем плане в течение ещё многих веков. Ван Гельмонт (1577-1644), описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, тёмный шкаф и горсть пшеницы. В 1688 г. итальянский биолог и врач Ф.Реди, живший во Флоренции, подошел к проблеме зарождения жизни более строго и подверг сомнению теорию спонтанного зарождения. Проведя ряд экспериментов, он получил данные, подтверждающие мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предсуществующей жизни (концепция биогенеза).
Однако первые исследования Антони ван Левенгука усилили теорию самозарождения применительно к микроорганизмам. Его наблюдения под микроскопом давали пищу обеим теориям и, в конце концов, побудили других ученых поставить эксперименты для решения вопроса о возникновении жизни путем спонтанного зарождения. В 1860 г. в результате ряда экспериментов, в основе которых лежали методы Спалланцани, Л.Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.
Однако подтверждение теории биогенеза породило другую проблему. Коль скоро для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только теория стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подразумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому. Было ли это первичным самозарождением?
 
1.2 Теория стационарного состояния.
Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.
Более совершенные методы датирования дают все более высокие оценки возраста Земли (ок. 5 млрд. лет), что позволяет сторонникам этой теории полагать, что Земля существовала всегда. Согласно этой теории, виды также никогда не возникали, они существовали всегда и у каждого вида есть лишь две возможности - либо изменение численности, либо вымирание.
Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистепёрых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным кистеперые вымерли в конце мелового периода, 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были отловлены живые представители кистеперых.
Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.
 
1.3 Теория панспермии.
Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о её внеземном происхождении. Поэтому её нельзя считать теорией возникновения как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной.
 
1.4 Креационизм.
Согласно этой теории, жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; её придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. В 1650 г. архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э. и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возрасты всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии, – от Адама до Христа ("кто кого родил"). С точки зрения арифметики это разумно, однако при этом получается, что Адам жил в то время, когда, как показывают археологические находки, на Ближнем Востоке существовала хорошо развитая городская цивилизация.
Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, 1.1-26, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия – это завет Господа людям, по вопросу о длине "дня", упоминающегося в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней продолжительностью по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей всех времен форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим творцом. Для них описание сотворения скорее относится к ответу на вопрос "почему?", а не "каким образом?".
В современном же издании "Закона Божьего" указано, что Ветхий Завет написан пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом "иом". Поэтому точно знать, какие это были "дни" мы не можем: "У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день" (2 Петр.3,8; Псал.89,5).
Настаивая всё-таки на создании жизни Божьей волей, современное учение церкви не отрицает теории эволюции Ч.Дарвина, указывая, что растения и животные созданы "по роду своему", т.е. не одна растительная или животная форма, а многие растения и животные. Но это не значит, что все существующие теперь виды обязаны своим происхождением первоначальному творческому акту. Еврейское слово "мин", переводимое в смысле "род", имеет очень широкое значение, не укладывающееся в технически научное значение слова "вид". Оно шире него, и, не охватывая собой все теперешние виды и разновидности животных и растений, не отрицает возможности постепенного усовершенствования форм.
Если наука в поисках истины широко использует наблюдение и эксперимент, то богословие постигает истину через божественное откровение и веру. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения; этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию.
 
 
1.5 Биохимическая эволюция.
Основу этой гипотезы составляет теория А.И.Опарина. Исходя из теоретических соображений, Опарин полагал, что органические вещества, возможно углеводороды, могли создаваться в океане из более простых соединений; энергию для этих реакций синтеза, вероятно, доставляла интенсивная солнечная радиация (главным образом ультрафиолетовая), падавшая на Землю до того, как образовался слой озона, который стал задерживать большую её часть. По мнению Опарина, разнообразие находившихся в океанах простых соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что в океанах постепенно накопились органические вещества, и образовался тот "первичный (коацерватный) бульон", в котором могла возникнуть жизнь. Разнообразие состава "бульона" в разных местах вело к различиям в составе коллоидных комплексов - коацерватов (от лат. coacervus – сгусток, или куча) и поставляло таким образом сырье для "биохимического естественного отбора".
В 1953 г. Стэнли Миллер в ряде экспериментов моделировал условия, предположительно существовавшие на первобытной Земле. В созданной им установке, снабженной источником энергии, ему удалось синтезировать многие вещества, имеющие важное биологическое значение, в т.ч. ряд аминокислот, аденин и простые сахара, такие как рибоза. После этого Орджел в сходном эксперименте синтезировал нуклеотидные цепи длиной в шесть мономерных единиц (простые нуклеиновые кислоты).
Теория Опарина завоевала широкое признание, но она оставляет нерешенными проблемы, связанные с переходом от сложных органических веществ к простым живым организмам. Именно в этом аспекте теория биохимической эволюции предлагает общую схему, приемлемую для большинства современных биологов. Однако они не пришли к единому мнению о деталях этого процесса.
Хотя эту гипотезу происхождения жизни признают очень многие ученые, астроном Фред Хойл высказал мнение, что мысль о возникновении живого в результате описанных выше случайных взаимодействий молекул "столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение о том, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга-747".
Самое трудное для этой теории - объяснить появление способности живых систем к самовоспроизведению. Гипотезы по этому вопросу пока малоубедительны.
Как мы видим, многие из этих теорий и предлагаемые ими объяснения существующего разнообразия видов используют одни и те же данные, но делают упор на разные их аспекты.
Несмотря на всё сказанное выше, философская проблема возникновения жизни остаётся нерешенной. Подробности перехода от сложных неживых веществ к простым живым организмам покрыты тайной.
 
Г Л А В А 2. Эволюция: закономерность и направленность.
 
Одним из основополагающих принципов диалектики является принцип историзма - движения, развития. Этот принцип абсолютен - движется всё и вся. Движутся, развиваются и живые системы на любом уровне их организации – от простейшего одноклеточного организма до сложнейших многоклеточных, развиваются популяции, виды, биоценозы. Принцип историзма, движения, развития в мире живого приобретает форму биологической эволюции.
Проблема эволюции живых систем - одна из самых сложных и трудных в биологии и философии. Решить эту проблему – значит ответить на ряд вопросов: что такое эволюция, случайна ли она или носит необходимый, закономерный характер, какова её направленность, факторы и т.д.
Представления об эволюции ведет свое начало не от Ч.Дарвина с его книгой "Происхождение видов путем естественного отбора". Ещё задолго до него концепция непрерывности или постепенного развития более сложных видов из предсуществующих более простых форм возникла у ряда философов и естествоиспытателей. Ч.Дарвин был первым, кто подошел к живым системам исторически, раскрыл их динамику, закономерность развития. Этот подход нашел свое выражение в эволюционной теории, которая произвела переворот, революцию во взглядах на мир живого.
Живые системы - системы самовоспроизводящиеся. Сохранение и развитие живых систем, непрерывность самой жизни являются результатом именно способности к наследственному воспроизведению. Этим самым обеспечивается жизнь как исторический процесс, органическая связь данного наличного бытия и его исторического развития.
Откуда же берется новая живая система, имеет ли она предпосылки в старой, ей предшествовавшей, или она возникает сама по себе, получая материал для своего появления, если можно так выразится, со стороны? В этом один из кардинальных вопросов и в то же время парадокс живых систем.
По Дарвину, важнейшими факторами эволюции являются наследственность, изменчивость и естественный отбор. Элементарным эволюционным материалом являются мутации и только мутации. Их наличие предсказал ещё Ч.Дарвин, который писал, что каждая форма в течение долгих периодов остается неизменной, а затем подвергается изменению.  Говоря диалектическим языком, этот парадокс преодолевается признанием преемственности между новым и старым. Помимо преемственности, эволюционному процессу присуща цикличность.
Механизм цикличности эволюции состоит в следующем. Генетическая информация на молекулярном и внутриклеточном уровнях передается посредством зиготы, т.е. клетки, образующейся в результате слияния двух половых клеток. В условиях постоянного взаимодействия со средой и под контролем сложных механизмов клетки и организма в целом эта информация преобразуется в процессе индивидуального развития в фенотип особи, которая входит в состав популяции. Затем от отдельных особей поступает обратная информация, а последняя, в свою очередь, в результате естественного отбора вновь становится наследственной. Характерно, что в процессе преобразования происходит переход генетической информации с уровня организации особи на внутриклеточный уровень. Затем преобразованная информация в форме нового поколения измененных зигот вновь передается в популяцию. В результате круг преобразований элементарного цикла эволюции замыкается. Организм же в ходе эволюции адаптируется, стабилизируется и усложняется, наиболее сложные от помех живые системы отбираются.
Направлена ли эволюция, движение живых систем? Если направлена, то куда? Теологи утверждают, что живой мир движется к определенной, заранее установленной цели, к какому-то высшему совершенству, установленному опять-таки свыше.
Цель применительно к живым системам означает конечное состояние, ожидаемый результат их движения. В научной теории эволюции цель носит вполне осязаемый материальный характер, но она относительна, поскольку являет собой возможность, которая реализуется лишь в определенных условиях.
В общем и целом результат эволюции предопределяет наследственность. Внутренние факторы ограничивают эволюционные возможности организма, а внешние, и прежде всего естественный отбор и борьба за существование, снимают эти ограничения.
Таким образом, главным направлением эволюции является движение живых систем от неупорядоченности к порядку, организованности, от простого к сложному, хотя эта тенденция пробивает себе дорогу через массу различного рода отступлений от общей прогрессивной линии развития живого, поворотов, зигзагов и даже движения вспять.
Дарвин также показал объективный характер случайности, её органическую связь с необходимостью, закономерностью. Нет и не может быть чистой случайности в биологической эволюции, за массой случайностей подчас невидимо, подспудно пробивает себе дорогу железная необходимость эволюции, её законы.
Но ещё при жизни Дарвина теория эволюции породила множество затруднений и возражений. Наиболее серьезным явилось возражение Флеминга Дженкина – математика и изобретателя, который рассуждал следующим образом: "Вероятность возникновения благоприятных вариаций очень мала и даже если возникла, то особь, его несущая, при скрещивании с особью, не имеющей признака, будет иметь его наполовину (n/2), в следующем поколении - на четверть (n/4) и т.д. И признак постепенно растворяется". Это замечание сам Дарвин назвал "кошмаром Дженкина", поскольку ему никак не удавалось найти контраргументов.
Разрешить эту задачу помогла генетика. Открытие Менделем корпускулярного характера наследственного субстрата опровергло представление о растворении и слиянии наследственных факторов при скрещивании.
Дальнейшее открытие генов, создание хромосомной теории наследственности, открытие структуры ДНК, расшифровка генетического кода и механизмов регуляции генной активности показали их универсальность для живой природы и укрепили эволюционную теорию.
Теория эволюции, предложенная Ч. Дарвином, была расширена и доработана в свете современных данных генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, экологии и этологии и получила название неодарвинизма. Неодарвинизм можно определить как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генотипом. Не существует пока твердо установленных законов эволюции; у биологов есть лишь хорошо подкрепленные фактическими данными гипотезы, которые в совокупности составляют достаточно обоснованную теорию. Преждевременное принятие современных концепций как неких догматических истин на достигнутом сейчас уровне, равно как и на любом уровне научного исследования, может подавить интеллектуальный рост и поиски истины.
Будучи биологической теорией, эволюционная теория имеет ярко выраженную философскую направленность. Корни её находятся в философии от Анаксимандра и Гераклита до материалистов ХVIII и первой половины ХIХ в., сам Дарвин был убежденным сторонником материалистической философии. Теория Дарвина неизбежно приводит к постановке основных философских проблем в силу фундаментальности и широты исследований мира живого.
Г Л А В А 3. Проблема возникновения человека с точки зрения биологии и философии.
 
Проблема возникновения человека интересовала людей во все времена. Это один из основных вопросов естествознания, решение которого имеет принципиальное, мировоззренческое значение.  Идея о естественном происхождении человека возникла ещё в античное время (Анаксимандр, Эмпедокл). Первоначальные наивные материалистические представления о естественном происхождении человека даны также в произведении римского натурфилософа Лукреция Кара "О природе вещей". Римский врач К. Гален изучал анатомию обезьян, считая её близкой к человеческой. Во времена Средневековья материалистические взгляды древних философов о естественном происхождении человека были преданы забвению. Подобные идеи преследовались церковью.  Основатель первой классификации К.Линней поместил человека в отряд приматов, который был выделен им в классе млекопитающих. К этому классу Линней отнес также обезьян и полуобезьян. По предложению Линнея человек получил также родовое и видовое наименование - Homo sapiens.
Одним из немногих, признававших в ХVIII в. идею происхождения человека от обезьяны, был русский натуралист А.Каверзнев. Ж.-Б.Ламарк также считал, что предками человека была какая-то порода древесных обезьян, осуществившая переход к двуногому хождению.
Научная разработка вопроса антропогенеза связана с учением Ч.Дарвина. Публикация им книги "Происхождение видов..." вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Упрощенная, слишком прямолинейная трактовка прессой концепции о "происхождении человека от обезьяны" болезненно задевала чувства как клерикальных, так и мирских слоев общества. Церковь рассматривала это как оскорбление её учения о том, что Бог создал человека "по образу и подобию своему", а общество было возмущено принижением "высокого" положения человека в царстве животных.
Явное противоречие между описанным в Книге Бытия сотворением Вселенной за шесть дней и концепцией постепенного формирования все новых видов ещё более обострилось после заседания Британской Ассоциации по распространению научных знаний, состоявшегося в июне 1860 г. Профессор Р.Дж. Берри охарактеризовал крайние группировки в этих дебатах следующим образом: а) те, кто преклоняется перед учеными и считает, что библейская история опровергнута; б) те, кто остается под влиянием Священного писания и собственной его интерпретации и закрывает глаза на тот факт, что творение Господа Бога можно изучать научными методами.
Тем не менее, под воздействием достижений современной биологии Папа Римский Пий ХII в 1950 г. издал вердикт, которым признавал теорию эволюции и распространял её на человеческое тело, но не на бессмертную душу, которую, согласно Библии, создал Бог.
 
Г Л А В А 4. Философские проблемы современной генетики, не связанные с эволюционным учением.
 
4.1 Генная инженерия.
Получив возможность работать с индивидуальными генами, молекулярные биологи и генетики открыли совершенно новые их свойства. Медицина стала отраслью,куда генная инженерия вторглась в первые годы своего существования.
Современные биотехнологические процессы основаны на методах использования иммобилизованных (обездвиженных) ферментов, клеток или клеточных органелл, а также на методах использования рекомбинантных ДНК, т.е. молекул ДНК, полученных вне живой клетки, в пробирке, путём соединения природных или синтетических фрагментов ДНК с молекулами, способными реплицироваться (самовоспроизводиться) в клетке. Клетка, содержащая такую ДНК, размножается, образуя клон трансформированных клеток. Одна из целей такой технологии - получение трансформированных клеток, способных к образованию определенных белков в больших количествах.
Методы генной инженерии отличаются от манипуляций с обычными патогенными микробами, поскольку большей частью они имеют дело с Е.соli - кишечной бактерией, живущей в пищеварительной системе человека, и бактериями, широко распространенными в окружающей среде. Поэтому "сконструированные" клетки могут легко распространиться и привести к серьёзным последствиям.
В Страсбурге 26 января 1982 г. на заседании Европейского парламента впервые были рассмотрены рекомендации относительно законности применения методов генной инженерии к людям. Проект рекомендовал включить в Европейскую конвенцию прав человека определенные положения для защиты личности от реальной угрозы генетических манипуляций. В нем отмечалось, что беспокойство, вызываемое этой техникой, связано с непредсказуемостью её воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также с юридическими и этическими сложностями.
В сообщении, представленном комиссией Парламентской ассамблеи и касающемся правовых вопросов, содержалась подробная оценка риска, связанного с исследованием человеческих генов. Были выявлены три группы риска. К первой относится детальное генетическое картирование человеческих клеток, которое может оказать существенную помощь в диагностике наследственных заболеваний, но может и способствовать накоплению индивидуальных генетических характеристик в компьютерных банках данных. Вторая группа риска связана с работами по генной инженерии соматических (неполовых) клеток, в частности с замещением аномальных генов. К третьей группе относятся эксперименты, связанные с воздействием на половые клетки для получения постоянных наследственных изменений. Несмотря на определенные преимущества генной инженерии, комиссия заключила, что решения, принятые человеком, не должны заменить свободную игру природы. Должны быть также подтверждены неотъемлемые права каждого не подвергаться генетическим манипуляциям.
 
4.2 Искусственное оплодотворение.
Нет сомнения в том, что проблема здоровья людей имеет высочайшую социальную значимость. Разработка метода искусственного оплодотворения - оплодотворения in vitro (ОИВ) с последующей имплантацией эмбрионов в материнский организм - позволила многим бесплодным парам иметь собственных детей. Наиболее ценный вклад в изучение развития млекопитающих, и человека в частности, внесли молекулярная биология и генетика. Можно полагать, что прогресс в технике оплодотворения in vitro позволит добиться больших успехов в борьбе с бесплодием и хромосомными нарушениями. Одним из путей оптимизации программ ОИВ является криоконсервирование «избыточных» эмбрионов для использования в случае неудачи в одном цикле или в будущем. В связи с этим широко обсуждаются проблемы морального и этического характера, связанные, в частности, с обсуждением морального статуса эмбриона. В настоящее время в странах, где применяются методы ОИВ, существуют правила, регламентирующие работы с эмбрионами человека. На сегодняшний день какая-либо правовая защита человеческого эмбриона in vitro не предусматривается. Однако одна из рекомендаций состоит в том, что "человеческий эмбрион в настоящее время должен в определенной степени находится под охраной закона", а также "существование человеческого эмбриона, полученного в результате оплодотворения in vitro, не должно поддерживаться дольше 14 дней, если он не перенесен в женский организм". Исследования на эмбрионах in vitro не должны проводиться без официального согласия пары, от которой произошел данный эмбрион.
Еще одной этической проблемой в программах ОИВ является вопрос о том, кого же считать родителями ребенка в случае использования донорских половых (как мужских, так и женских) клеток: генетических родителей или юридических, т.е. согласившихся на использование гамет анонимного донора?
С исследованиями в этой области непосредственно связаны работы по клонированию. Мнения ученых и представителей общественности крайне противоречивы. Некоторые считают, что экспериментирование на человеческих эмбрионах, а тем более клонирование, не должны разрешаться ни при каких обстоятельствах, другие же приводят контраргументы и считают, что природа сама подала пример этого явления рождением однояйцовых близнецов, абсолютно идентичных по своему генотипу. А первым генетиком был Бог, когда создал Еву из ребра Адама, т.е. новый организм из соматической (неполовой) клетки.
 
4.3 Трансплантация органов и тканей.
Методы современной хирургии обеспечивают возможность пересадки любых органов. В общей сложности к настоящему времени в мире уже произведены десятки тысяч пересадок почки больным; врачи производят ежегодно более 200 пересадок костного мозга. Имеются сообщения о пересадках печени, легких и поджелудочной железы. Из непарных органов в клинике чаще пересаживают сердце. Первым в мире операцию по трансплантации сердца произвел К.Бернар в 1978 г. К 1990 г. в мире было уже сделано около 2000 операций на сердце. Трудность в осуществлении пересадки сердца помимо преодоления факторов трансплантационного иммунитета и в том, что для пересадки необходимо иметь здоровое сердце, которое можно получить от лиц, погибших при катастрофах или несчастных случаях.
Когда встала проблема трансплантации сердца, хирурги оказались перед сложным выбором: кого спасать? Потенциального донора, который находится на краю смерти, или реципиента? Один умирает от травмы мозга, другой - от заболевания сердца. Опыт медицины знает множество случаев, когда люди после клинической смерти возвращались к жизни. Кроме того, некоторые хирурги считают, что невозможно брать бьющееся сердце. Таковы моральные и этические проблемы трансплантологии.
 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.