На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система и ее совершенствование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный  университет имени Франциска  Скорины»
Экономический факультет
Кафедра финансов и кредита
 
 
 
 
 
 
 
Финансовая система  и ее совершенствование
Курсовая работа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гомель, 2010
СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие финансовой  системы государства и ее значение……………..4
1.2 Характеристика сфер  финансовой системы государства………………8
1.3 Сущность звеньев финансовой  системы………………………………...12
 
2 ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Финансовая система Республики Беларусь как совокупность самостоятельных институтов………………………………………….….18
2.2 Социально-экономическая сущность государственного бюджета……………………………………………………...………….….22
2.3 Анализ структуры расходов и доходов Республиканского бюджета Республики Беларусь за январь-июнь 2010 года………………………...33
 
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ……………………………………………………38
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..46
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система  является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход  от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того как создана надежная финансовая система могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы  и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры  финансовой системы и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
    раскрыть сущность теоретических аспектов финансовой системы;
    изучить финансовую систему Республики Беларусь;
      рассмотреть проблемы формирования финансовой системы и ее   совершенствование
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава содержит теоретические аспекты финансовой системы, во второй главе рассматривается финансовая система Республики Беларусь, в третьей главе изучаются проблемы формирования финансовой системы и ее совершенствование.
 
 
 
 
 
1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
 
      Понятие финансовой системы государства и ее значение
 
Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением (наличным или безналичным) денежных средств. Однако не все денежные отношения можно назвать финансовыми. Например, покупка-продажа товаров сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми.
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции  производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества – его работников [28, с.13 ].
Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека. Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.
Финансы — это экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые “сообщают”, как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование финансовых средств [22, с.31].
Понятие финансовой системы  является дальнейшим развитием и  конкретизацией понятия «финансы». Как ранее отмечалось, финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой.
В научной и  учебно-методической литературе нет  единой точки зрения на определение понятия «финансовая система» и ее структуру. Сделаем небольшой обзор основных точек зрения, часто встречающихся в публикациях на данную тему. Коллектив авторов во главе с Г.К. Мультаном рассматривает финансовую систему государства как совокупность форм и методов финансовых отношений [17, c.56], а авторы учебного пособия «Финансы и кредит» под редакцией М.И. Плотницкого-как «совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся, прежде всего, формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования» [13, с.13] с оговоркой, что «в рыночной экономике финансовая система представляет совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками». В пособии «Теория финансов» под редакцией Н.Е. Заяц и М.К. Фисенко финансовая система определяется как «совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» [9, с.59]. Российские исследователи трактуют это понятие следующим образом. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система-это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»; [7, с.77] Г.Б. Поляка-«совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства» [22, с.73]., а В.В, Ананишнов считает, что «финансовая система-совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны, включающих в себя: государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование; банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами; подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг». В учебнике «Финансы» под редакцией В.В. Ковалева финансовая система рассматривается «как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта» [2, с.11].
Существуют и  другие подходы к определению  понятия «финансовая система». Американский экономист Дж. Ван Хорн предлагает рассматривать финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам" ; его коллеги 3. Боди и Р. Мертон придерживаются мнения, что «финансовая система - это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками» [3, с.38]. Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией А.Г. Грязновой дает следующее определение: «Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению» [6, с.1021]
 В каждом государстве  имеется несколько сфер финансовых  отношений, каждая из них имеет  свои специфические особенности,  которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании рисунок 1. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета.
С учетом сказанного, можно  утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно  взаимосвязаны между собой и  составляют единую финансовую систему. В любом государстве наблюдаются разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, которые отличаются формами и методами формирования финансовых ресурсов и методами их использования [3, с.56].
 Таким образом, можно сказать, что в экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Многие экономисты видят в ней совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых образуются и используются различные фонды денежных средств. Данное определение требует уточнения.  Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в тех направлениях, которое государство сочтет необходимыми.
Необходимо отличать понятия  «финансовая система» и «финансовый  аппарат». Если первое понятие включает в себя финансовые отношения (относящиеся  к базису общества), то второе — часть  общегосударственного управленческого  аппарата, на который возложено управление финансовой системой. Финансовый аппарат  в лице финансовых органов Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий и других структур может оказывать серьезное влияние  на организационные формы построения объективно существующих финансовых отношений, т. е. на финансовую систему, и тем  самым воздействовать на эффективность  общественного производства [3, с. 80].


                                                       ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА


 

Финансы хозяйствующих                         Общегосударственные финансы        Органы управления финан- 
субъектов                                                     (централизованные финансы)              сами страны: Министерство
(децентрализованные финансы)                                                                                  финансов, Министерство по
                                                                                                                                               налогам и сборам, Таможен-
                                                                                                                                               ный комитет и другие фина-

                                                                                                                                               нсовые органы.
 


 
Финансы финансы государственный   государственный   республиканские и

 Предприятий учреждений бюджет                     кредит местные целевые
 материального      и организаций бюджетные и вне-
производства          непроизводственной бюджетные фонды
сферы
 
 
Рисунок 1- Структура финансовой системы
 
В экономической литературе наряду с понятием финансовой системы  существует еще обобщенное понятие  финансово-кредитной системы. В указанное  понятие включаются не только сферы  и звенья финансовой системы, но и  кредитная система. Финансовая система  вместе с кредитной системой оказывают  существенное воздействие на деятельность предприятий и учреждений материального  производства и непроизводственной сферы. В отличие от финансовой системы, кредитная система оперирует  только возвратными денежными средствами, поэтому правомерно не включать в  финансовую систему, а рассматривать  ее самостоятельно. Кредитная система- совокупность кредитных отношений и институтов образующих эти отношения.
Таким образом, понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой. Финансовая система — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий. Необходимо отличать понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат». Если первое понятие включат в себя финансовые отношения (относящиеся к базис v общества), то второе — часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой
 
 
      1.2  Характеристика сфер финансовой системы государства
 
Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость  классификации их по сферам функционирования, а последнее - по звеньям 
Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:
1)финансы хозяйствующих субъектов,  предприятий, организаций разных  форм собственности, или децентрализованные  финансы
2)общегосударственные, или централизованные, финансы.
Определяющим признаком здесь  служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких  крупных, глобальных субъектов в  любом государстве два-хозяйствующие  субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство [4, с.123].
 Финансы хозяйственных субъектов — базовая относительно самостоятельная сфера финансовых отношений, которая имеет свою специфику организации и реализации присущих финансам функций.
Финансы хозяйствующих субъектов  функционируют в сфере общественного  производства, где создается валовой  внутренний продукт, материальные и  нематериальные блага. Именно поэтому  от состояния финансов предприятий  зависит возможность удовлетворения общественных нужд, финансовая стойкость страны. На макроэкономическом уровне финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов государства через бюджет и внебюджетные фонды. Специфика финансов предприятий и организаций заключается в том, что через них мобилизуются средства и создаются фонды финансовых ресурсов не для дальнейшего перераспределения, как это имеет место в сфере государственных финансов, а для обслуживания процесса производства продукции, выполнение работ и предоставление услуг.
Финансы хозяйственных субъектов принимая участие в стоимостном распределении созданного внутреннего валового продукта, обеспечивая формирование и использование доходов и денежных фондов на микроуровне, непосредственно связанные с другими экономическими категориями и инструментами хозяйственного механизма: коммерческим расчетами, ценой, кредитом. Именно поэтому финансы предприятий могут быть важным инструментом экономического стимулирования, контроля по состоянию экономики страны и управления ею. Итак, финансы хозяйственных субъектов — это экономические отношения, которые связаны с движением денежных потоков, формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов на микроэкономическому уровне в процессе воспроизведения.
Финансовыми есть денежные отношения между: а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятиями и учреждениями банков (получения кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитов) и др.Каждая из указанных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения, но материальной основой всех их есть движение денежных средств. Отсюда можно сделать вывод, которые указанные денежные отношения определяют сущность и содержание финансов хозяйственных субъектов.
Финансы хозяйствующих субъектов  состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Решающую роль в национальной экономике  государства занимают финансов предприятий  материального производства, которые  непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета [4, с.135].
Общегосударственные финансы (централизованные) включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды; фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования; государственный кредит.
Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами.
За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.
Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного  хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государствах [5, с.85].
Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Третьей сферой финансовой системы является финансовый аппарат, в который включаются такие республиканские органы управления финансами как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организую их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказалось на все стороны деятельности народного хозяйства [5, с.102].
Специфической сферой страхования  является страхование. Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Важная роль страхования в системе  общественного воспроизводства  предполагает наличие сферы страховых  услуг, соответствующий типу экономического развития государства.
 В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.
В условиях административно-командной  системы страхование было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осуществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в 1990г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новым экономическими условиями. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным [25, с.33].
Таким образом, в каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. Также можно выделить специфическую сферу финансовой системы - страхование которая представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий. С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая, сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы.
 
      1.3 Сущность звеньев финансовой системы
Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий  признак – это различные фонды  финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта  самостоятельность относительна в  средине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных  видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора  экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и  населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а  также для удовлетворения экономических и социальных потребностей [3, с.22].
Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных  финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения  ВВП.
Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает  необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы  — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений
В сфере  финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:
    финансы коммерческих организаций
Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку, именно на этих предприятиях в процессе производства, создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.
    финансы некоммерческих организаций.
Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов, в других формах, предусмотренных  законодательством. Некоммерческие организации  именуются просто организациями.
Названные выше организационно-правовые формы  некоммерческих организаций оказывают  влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право  использования заемных средств  и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как  способ получения финансовых ресурсов;
    финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников [3, с. 27].
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности и является одним из ведущим звеньев общегосударственной финансовой системы. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам [11, с.132].
Бюджет  страны состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются  источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с  юридических и физических лиц. В  расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и  социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной  части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны
По  размерам доходной и расходной части  государственного бюджета обычно судят  об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении  государственного бюджета большое  внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали  доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.
Государственный бюджет одновременно является одним  из главных инструментов осуществления  финансовой политики государств. В  последние годы государственный  бюджет все шире используется для  преодоления кризисных явлений  в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских  структур, приватизации государственной  собственности, развития внешнеэкономической  деятельности предприятий [12, с.30].
Вторым  важным звеном общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств в полном объеме.
Государственный кредит –  самостоятельное звено государственных  финансов, представляющее собой особую форму денежных отношений между  государством, юридическими и физическими  лицами. Главная форма экономических  отношений в его рамках – когда  государство выступает как заемщик  средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим  и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных  обязательств, оно выступает как гарант.
Государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита, и несет  в себе черты как тех, так и  других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и играет две роли – фискальную и регулирующую.
Сущностью государственного кредита являются экономические  отношения по перераспределению  стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) и определенной части национального богатства.
Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита, хотя и затрагивает вторичное  распределение ВВП, доставляет государству  значительные объемы средств, которые  не распределяются через бюджетную систему.
Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды госкредит  предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета  на возвратной основе в виде бюджетных  ссуд, товарного кредита, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита  и в других формах.
Поскольку в основе государственных  заимствований лежат принципы возвратности, срочности и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга.
Государственный долг - «долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным государством.
Внутренний долг  складывается из:  
- основной номинальной суммы долга по ценным бумагам;  
- объема основного долга по кредитам, полученным;  
- объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным государством от бюджетов других уровней;  
- объема обязательств по гарантиям, предоставленным государством.
Внешний долг складывается из:  
- объема обязательств по гарантиям, предоставленным;  
- объема основного долга по полученным государством кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций[13, с. 37].
Специфическая сфера  финансовой системы - страхование включает в себя ряд звеньев, которые можно  разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.
Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде [13, с.65].
Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты -- жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.
Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.
Тем самым страхование  ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных  виновников вреда и лиц, которым  в конкретном страховом случае причинен ущерб [25, с. 30].
Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2         ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
 
2.1   Финансовая система Республики Беларусь как совокупность       самостоятельных финансовых институтов
 
Финансовая политика страны проводится в жизнь через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая система государства складывается в процессе его развития. Ее функции  и структура подвержены изменениям, обусловленным процессами происходящими в политических институтах и экономическом устройстве. Отсюда следуют различия в финансовых системах разных государств.
Финансовая система Республики Беларусь в том виде, в котором  она существует сейчас, сложилась  на основе финансовой системы, унаследованной от бывшего СССР. С другой стороны, она впитала в себя и зарубежный опыт. Можно говорить о том, что  она адекватна финансовым системам современных развитых государств [12, с.9].
Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев (финансовых институтов), взаимосвязанных  между собой и выполняющих  общие для них задачи, определяемые финансовой политикой. Финансовая система  Республики Беларусь состоит из следующих  звеньев:
- финансы Республики Беларусь;
- финансы местного управления;
- республиканский бюджет;
- местные бюджеты;
- бюджеты свободных экономических зон (СЭЗ);
- бюджет Союза Российской Федерации и Республики Беларусь;
- республиканские внебюджетные фонды;
- местные внебюджетные фонды;
- финансы предприятий и отраслей;
- имущественное личное страхование и страхование ответственности;
- государственный и банковский кредиты.
Такое построение финансовой системы представляется правильным исходя из реально существующей обособленности перечисленных звеньев, закрепленной в действующем законодательстве. В учебной литературе обычно финансовая система начинается с бюджетной  системы [10, с.3].
Финансы Республики Беларусь, как элемент финансовой системы  и как финансовый институт представляют собой совокупность денежных средств, право формирования, распределения  и использования которых принадлежит  республиканским органам государственной  власти и государственного управления. В качестве системообразующих элементов  они включают в себя республиканский  бюджет, республиканские внебюджетные фонды, а также другие денежные фонды, создаваемые по решениям Парламента, Президента и Правительства. Финансы Республики Беларусь и входящие в них перечисленные элементы являются централизованными денежными фондами. Финансы Республики Беларусь ежегодно имеют свою особую структуру.
Финансы местного самоуправления - совокупность денежных фондов, создаваемых  по решению органов местного самоуправления и используемых на цели развития регионов. Они включают в себя соответствующие  местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Центральным звеном финансовой системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Бюджет - основной финансовый план формирования и использования  денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов) (ст.1 Закона Республики Беларусь ''О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах'') [7, с.32]. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение  части финансовых ресурсов между  областями и городом Минском  в целях выравнивания уровней  их экономического и социального  развития.
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств  их бюджетов для финансирования отдельных  расходов и мероприятий.
Доходная часть республиканского бюджета формируется, главным образом, за счет государственных налогов, сборов и других источников.
К местным бюджетам относятся  областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и  сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Все  местные бюджеты самостоятельны. Бюджеты нижестоящих территорий не включаются в бюджет вышестоящего территориального уровня. Для анализа  уровня обеспеченности бюджетными средствами населения районов, городов, областей, республики в целом составляются консолидированные бюджеты. Всего  в республике более 1700 местных бюджетов [12, с.11].
На уровне республики и  административно-территориальных единиц могут создаваться внебюджетные фонды. Функционально они отличны  от бюджетов своей целевой направленностью  и не включаются в бюджеты. Государственные  внебюджетные фонды являются составной  частью государственных финансовых средств и представляют собой  совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных  внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Средства государственных  внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
Налоги и другие обязательные платежи могут направляться в  государственные внебюджетные фонды  в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь
Республиканские и местные  внебюджетные фонды - новое звено  в финансовой системе Беларуси. В  настоящее время нет единого  мнения относительно необходимости  их существования. Достаточно прочные  позиции в финансовой системе  республики занимают Фонд социальной защиты населения и Фонд содействия занятости.
Финансы государственных  предприятий заключают в себе денежные фонды, создаваемые на предприятиях в целях обеспечения непрерывности  производства и удовлетворения некоторых  социальных потребностей членов трудовых коллективов. К ним относятся: стоимость  основных фондов, оборотные средства, амортизационные отчисления, средства на счетах и в расчетах, кассах предприятий.
Для возмещения юридическим  и физическим лицам ущерба, причиняемого природными катаклизмами и несчастными  случаями, создаются специальные  страховые фонды. Имущественное, личное страхование, страхование ответственности  как звено финансовой системы  выполняют именно эти функции. Страхование  перестало быть государственной  монополией. По аналогии с развитыми странами, в республике, наряду с государственными, функционируют негосударственные страховые организации. Они находятся под контролем государства и занимают определенное место на страховом рынке республики [12, с.10].
В новых условиях возрастает значение государственного кредита  как звена финансовой системы. Несбалансированность расходной и доходной частей бюджета  обусловливает необходимость привлечения  для финансирования дефицита бюджета  как внутренних, так и внешних  источников. Под государственным  кредитом понимается урегулированная  нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении других государств Республика Беларусь может выступать  как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих  субъектов и других государств поступают  в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
В течение семи лет в  республике эмитируются государственные  ценные бумаги, размещаемые преимущественно  среди Национального банка и  коммерческих банков. Это звено финансовой системы развивается исключительно  динамично. Под него подведена соответствующая  правовая основа. Для государственного кредита присущи те же признаки, что и в целом для кредита, т.е. возвратность, платность, срочность, обеспеченность, целевой характер использования. Государственный кредит всего теснее соприкасается с республиканским  бюджетом, так как практика идет по пути отнесения дефицита по всей бюджетной системе только на республиканский  бюджет. Однако законодательство не исключает  распространение дефицита и на другие звенья бюджетной системы.
Новое звучание приобретает  в настоящее время банковский кредит. Постепенно он все больше замещает государственное финансирование. Банковский кредит включает в себя отношения  между банками, с одной стороны, предприятиями и населением, с  другой, по поводу привлечения временно свободных денежных средств одних  для размещения в виде кредитов среди  других, нуждающихся в них предприятий. Сфера банковского кредитования - одна из наиболее сложных в финансовой системе.
В финансовой системе республики можно выделить межгосударственные финансы как денежные фонды, образуемые для финансирования межправительственных программ и мероприятий. Интеграционные процессы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в качестве одного из компонентов экономической  интеграции имеют создание бюджета  союза Российской Федерации и  Республики Беларусь.
Одной из форм стимулирования притока иностранного капитала в  Республику Беларусь стало создание свободных экономических зон. Как  территориальное образование они  в соответствии с белорусским  законодательством формируют свои бюджеты.
В ст. 132 Конституции Республики Беларусь говорится, что финансово-кредитная  система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан [4, с.36]. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Таким образом, финансовая система  Республики Беларусь представляет собой  совокупность самостоятельных финансовых институтов, с помощью которых  регулируется финансовая деятельность (финансов, бюджет, государственного и  банковского кредита и т.д.).
 
2.2     Социально-экономическая сущность государственного бюджета
 
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном  процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих  органов власти), и, во-вторых, связаны  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана  в жизни государства. Благодаря  бюджету государство имеет возможность  сосредоточить финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.
Государственный бюджет –  неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем  заложены основные элементы экономической  жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Обсуждение отдельных статей этого закона может продолжаться бесконечно. И если во многих развитых демократических странах обсуждение бюджета обычно привлекает внимание многих людей, то в Республике Беларусь обычно принятие этого закона обычно интересует разве что экономистов.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая  содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий  и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство [14, с. 170].
История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству  на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда  государство производит расходы  и добывает необходимые для этого  средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов  и расходов на определенный период» [9, с. 40].
В современных  условиях бюджет представляет собой  план формирования и использования  финансовых ресурсов для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местных органов  самоуправления.
Применительно к Республике Беларусь различают  вышестоящий бюджет и нижестоящий  бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.
Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету [8, с. 89].
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов [8, с. 96].
В соответствии с территориальным уровнем местных  Советов депутатов местные бюджеты  делятся на:
    бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
       бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как  «консолидированный бюджет», который  представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и  районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно  – территориальных единиц.
Бюджетная политика государства  в сжатом выражении – это выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению  приоритетов в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета
Более 70 лет бюджетная  политика осуществлялась на основе общих  в Советском Союзе принципов  финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась  централизованно Министерством  финансов СССР, а значит, мало учитывала  особенности республики.
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно  иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной  рыночной экономики – со всеми  присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной  политике государства требование служить  эффективным инструментом регулирования  совокупного спроса в зависимости  от текущих экономических условий  и задач. Не менее актуальна и  задача обеспечения стабилизации экономики  страны.
В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно выделить следующие:
    уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    уровень выполнения бюджетных обязательств;
    величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    динамику валового внутреннего продукта;
    уровень безработицы;
    степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.