На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и развитие рыночной системы в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
Становление и развитие рыночной системы в России
(опыт Японии, Китая и других стран)
 
 
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1 Российская экономика в период перехода
к рыночным отношениям (1990-е годы)
1.1. Становление рыночных отношений в России 1991-1994………….3
1.2. Экономика России в 1995- августе 1998……………………………10
1.3. Стабилизация рыночной системы в России в 1998-2000 гг……….14
1.4. Развитие экономики России в начале XXI в………………………..17
 
Глава 2 Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике
2.1. Становление эффективной рыночной системы
в послевоенной Японии………………………………………………….23
2.2. Переход Китая к рыночной системе хозяйства……………………25
2.3. Переход к рынку европейских стран бывшей
социалистической системы во второй половине
1980-х-1990-е годы………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………….………….35
Литература...………………………………………………………………36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования. Преодоление последствий мирового финансового кризиса диктует необходимость осмысления преодоления путей выхода из кризисных ситуаций, в которых российская экономика оказывалась уже не раз, за относительно короткий период новейшей истории российского государства. Опыт становления рыночной экономики в России по прошествию времени не утрачивает актуальности, не становится «ясным и понятным», а все также остается предметом оживленных дискуссий экономистов, политологов, историков, социологов. Экономические и социально-политические последствия рыночной трансформации в России столь многообразны, что нуждаются в исследовании в контексте оценки пройденного страной пути. Именно в этом представляется теоретическая важность и практическая значимость выбранной для исследования проблемы.
Цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы – дать анализ становления и развития рыночной системы в России в конце ХХ – начале ХХI веков.
задачи курсовой работы.
- дать анализ развития российской экономики в период перехода к рыночным отношениям (1990-е годы);
- выявить и обосновать этапы развития рыночной системы,
- показать достижения и просчеты экономической политики на выявленных этапах, показать их особенности;
Объект исследования – российская экономика начала 1990-х – 2010 г.
Предмет исследования — процесс развития рыночных отношений в российской экономике.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность проведенного исследования, ставится цель и определяются задачи и предмет исследования, двух глав, заключения, списка литературы.
 
Глава 1 Российская экономика в период перехода
к рыночным отношениям (1990-е годы)
1.1. Становление рыночных отношений в России 1991-1994
 
Распад СССР диктовал необходимость выбора для каждого самостоятельного государства экономической политики способной вывести страну из глубокого экономического кризиса. Российское руководство, основываясь на монетаристских подходах, выбрало курс так называемой «шоковой терапии», который включал в себя приватизацию государственной собственности, а также либерализацию (отказ от государственного регулирования) цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению.
Ещё в октябре 1991 г. на V Съезде народных депутатов РСФСР, президент Б.Н. Ельцин объявил о начале радикальных экономических реформ, которые должно было проводить в жизнь молодое правительство, состоявшее в основном из ученых-экономистов во главе с президентом. Фактически руководил реализацией реформ первый вице-премьер, министр экономики и финансов Е.Т. Гайдар. Реформаторы придерживались основных направлений западной экономической мысли. В то же время, они не имели опыта хозяйственной деятельности и государственного управления, а также не были связаны с группами интересов в отраслях экономики[1]. Следствием начавшейся в января 1992 г. либерализация цен стал быстрый рост цен.
В 1992 г. они выросли в среднем в 26 раз (более 30% в месяц), в 1993 г. — в 9,4 раза (10%), в 1995 г. — 2,3 раза (7,3%). Рост цен привел к снижению покупательного спроса населения и резкому падению уровня жизни абсолютного большинства населения. В то же время либерализация цен и снятие монополии внешней торговли способствовали наполнению рынка продовольствием и товарами народного потребления.
В 1992 г. промышленное производство сократилось в России на 18%, ВВП снизился на 19%, а в 1993 г. ВВП снизился на 12%, а промышленное производство — на 16%[2].
В 1992 г. прошла либерализация внешней торговли, что имело два основных следствия:
- экспорт сырья стал очень выгоден, что по оценке В. М. Полтеровича, «способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства»[3];
- в Россию пошел поток дешёвых импортных потребительских товаров, что фактически уничтожило отечественную лёгкую промышленность.
Первым социальным результатом реформ стало значительное имущественное расслоение общества, разница уровня душевого дохода между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения 20 раз, против в среднем семи раз в развитых странах.
В 1993 г. приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания практически завершилась, в частные руки перешли более трети промышленных предприятий. В негосударственном секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве, частный сектор давал уже около 40% промышленной продукции. В стране появились товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.
Первые годы реформ проходили в условиях политической нестабильности, отсутствия единой четкой позиции даже в среде реформаторов в правительстве.
В оппозиции проводимому курсу оставались представители ВПК, агропромышленного комплекса, традиционно выступавшие за государственное регулирование экономики, бюджетные дотации.
Весной 1992 г. некоторые предприятия в промышленности и сельском хозяйстве получили льготные кредиты, что свидетельствовало о борьбе в коридорах власти и отсутствии единой позиции.
В июле 1992 г. председателем Центрального банка России был назначен В. Геращенко, считавший возможным рост денежной массы в экономике, а 12 декабря 1992 г. Е.Т. Гайдара на посту главы правительства сменил В.С. Черномырдин.
Рубеж 1992—1993 гг. был периодом острой борьбы альтернативных вариантов экономического развития. Основным вопросом дискуссий стала проблема инфляции.
В итоге возобладала политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в селективной (выборочной) поддержке национальных предпринимателей. Государство стало фактически подавлять конкуренцию во многих отраслях народного хозяйства, устанавливая протекционистские преграды во внешней торговле. Все это, в конечном счете, усиливало инфляционность российской экономики, так как бизнесу, защищенному от конкуренции и связанному с государством (естественные монополии) позволяло иметь исключительно благоприятные условия как для доступа к бюджетному финансированию, так и для проведения монополистической по сути политики ценообразования[4].
Летом 1993 г. по инициативе В. Геращенко Центральный банк России внезапно провел обмен советских денежных купюр, образца до 1993 г. на новые деньги. ЦБ стремился отсечь денежную массу в бывших союзных республиках. Обмен вызвал крайне негативную реакцию в обществе, доверие к власти и проводимым преобразованиям упало.
В августе 1993 г. Верховный Совет России принял бюджет с 25%-м дефицитом. Политическая ситуация накалилась до предела. Противоречия между президентом и верховным Советом разрешились указом Президента от 21 сентября 1993 г. № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, что повлекло глубокий политический кризис и вооруженные столкновения в Москве.
Следствием укрепления президентской власти стало возвращение в правительство Е. Т. Гайдара в качестве вице-премьера и министра экономики и продолжение радикальных реформ. В конце 1993 г. прошла либерализация сельскохозяйственного сектора, был издан указ Президента о частной собственности на землю, отменялись льготные кредиты, Центробанк поднял ставку рефинансирования. В результате темпы инфляции несколько снизились, что свидетельствовало о некоторой макроэкономической стабилизации.
Трудовые коллективы получили в совместную собственность землю и основные средства колхозов и совхозов. Земля делилась поровну, а имущество — по стоимости и в соответствии с трудовым стажем работников. Работники получили право использовать три способа реорганизации колхозов и совхозов:
- сохранять колхозы, совхозы;
- организовывать фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы;
- создавать акционерные общества.
В основном колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества и производственные кооперативы.
Реформы в сельском хозяйстве шли медленно. Сказались – прекращение дотаций, рост импорта продовольствия, снижение платежеспособного спроса населения. Фермеры не имели необходимой материально-технической базы, не могли брать кредиты из-за практического отсутствия залоговой стоимости, так как землю они не имели права продавать и закладывать в банках. Все это вело к падению уровня сельскохозяйственного производства.
Приватизация земли стала острым политическим вопросом. Частное владение землей одобряло большинства населения страны, но не одобряли руководители колхозов и совхозов, мощное агропромышленное лобби, стремившееся сохранить в своих руках рычаги управления сельским хозяйством и, особенно, дотациями.
Приватизация в аграрном секторе осложнялась его огромными масштабами, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК, слабостью инфраструктуры и т.д. На местах почти не существовало полноценной регистрации земельных площадей, полностью отсутствовали земельные инспекции, необходимые для ее проведения. Земельная реформа столкнулась с мощным противостоянием аграрного лобби среди народных депутатов[5].
В 1993—1994 г. быстрыми темпами шла приватизация государственной собственности. Предполагалось, что она должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать бюджетные дотации, и в итоге – создать рыночную конкурентную среду.
Приватизация в России прошла в два этапа:
1. Этап ваучерной приватизации (1992—1994) по Указу Президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека (ваучера) номинальной стоимостью 10 тыс. руб., уплатив в сберегательном банке в качестве выкупа 25 руб. Выдача ваучеров проходила с октября 1992 до конца января 1993 г.
Приватизация проводилась по схеме акционирования государственной собственности, разделения пакетов акций между трудовыми коллективами и государством. Директорам предприятий предусматривалось 5% акций.
Граждане России получили по одному приватизационному чеку (ваучеру) на человека из расчета его стоимости как одной стопятьдесятмиллионной доли стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владелец чека мог использовать его следующим образом:
- вложить как пай в предприятие,
- вложить специально созданные чековые фонды;
- продать.
Схема приватизации государственной собственности породила социальное неравенство. В производственной сфере члены трудовых коллективов получили пакеты акций приватизированных предприятий. Бюджетники почти ничего не получили, передав свои ваучеры в инвестиционные фонды, которые в большинстве своем вскоре «лопнули» или исчезли. В результате приватизации промышленные предприятия фактически оказались в руках их руководителей, сконцентрировавших крупные пакеты акций.
Итогом первого этапа приватизации в России стало создание институциональных основ рыночной экономики на базе развития негосударственного сектора. В 1995 г. в стране было уже более 25 тыс. акционерных обществ. Началось формирование биржевого и внебиржевого рынка корпоративных ценных бумаг, оформились действующие на нем инвестиционные, страховые, пенсионные компании и банки.
В России после длительного перерыва вновь появились акционеры, частные собственники. Уже в середине 1995 г. число приватизированных предприятий превысило число неприватизированных. Частный сектор уже производил до 70% ВВП.
Вывод. На первом этапе становления рыночной экономики шло становление её институтов (кредитно-банковской и налоговой системы, частной собственности), различных секторов рынка (товаров, услуг, труда) и др. Государство отказалось от установления цен и их контроля (кроме социально значимых), ограничения размеров заработной платы. Была изжита практика безвозмездных кредитов, налоговых и таможенных льгот, «мягких» бюджетных ограничений.
На первом этапе была ликвидирована жесткая вертикальная структура государственного отраслевого управления предприятиями. На её место пришли горизонтальные связи как между российскими предприятиями, таки и иностранными фирмами. Либерализация внешней торговли дала возможность ликвидировать протекционизм по отношению к отечественным производителям.
Население получило первый опыт жизни в условиях рынка. Люди стали самостоятельно зарабатывать деньги и делать карьеру, не оглядываясь на государство. Для первого этапа реформы характерно зарождение «челночного» бизнеса, когда десятки тысяч мелких предпринимателей везли товары из Турции, Польши, Китая и др. стран.
«Челноки», в большей части, не от хорошей жизни, смогли наполнить потребительский рынок товарами, смягчить социальную напряженность, связанную с безработицей.
Для первого, наиболее сложного и тяжелого для населения этапа реформ (1991-1994 гг.)
были характерны значительная инфляция, обесценение и потеря денежных сбережений населения, огромный бюджетный дефицит (до 20% ВВП в год), покрывавшийся почти исключительно кредитами ЦБ. Постоянно снижался обменный курс рубля. В конце 1994 г. он достиг 3550 руб. за доллар.
Наиболее тяжелым последствием начального этапа реформ стало резкое снижение жизненного уровня населения. Дефицит государственного бюджета не позволял в полном объеме финансировать социальные программы, здравоохранения, науку, образование. Для первого этапа были характерны задержки заработной платы, пенсий, пособий на детей и инвалидов.
 
 
 
 
 
1.2. Экономика России в 1995- августе 1998 гг.
Второй этап рыночных реформ в России внушал определенный оптимизм. Несколько снизились темпы роста потребительских цен и инфляции (до 1 % в месяц), стали дешевле кредиты, несколько вырос курс акций многих российских компаний, возросли валютные резервы ЦБ РФ с $4 млрд в 1994 г. до $20 млрд. в июне 1997 г., замедлились темпы роста безработицы, страна простилась с товарным дефицитом. Россия больше не покупала зерно в таких количествах как в советское время. В экономике потребитель своим экономическим поведением стал реально влиять на изменения в структуре производства. Стали заметны благоприятные внешние факторы для подъема российской экономики: рост спроса и цен на экспортные товары (сырье), увеличение притока иностранных капиталов, появление возможности для российского правительства получать международные кредиты под весьма умеренные процентные ставки.
в 1995 году начался второй этап денежной приватизации, когда началась основная борьба за реальную собственность. Правительство полагало, что потенциальные инвесторы составят: более 30% - иностранные компании, 25% — российские банки, 25% — на население, около 10% — на инвестиционные компании (бывшие ЧИФы). Схема денежной приватизации не оправдывала надежды. Акции инвестиционно привлекательных предприятий были проданы ранее, многие инвесторы предпочитали государственные ценные бумаги как меньший риск.
В 1994—1996 годах правительство настойчиво искало новые варианты денежной приватизации. Они были найдены в виде залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на срок во время которого победитель тендера получал возможность управлять этим пакетом акций, рискуя при этом потерять свои вложения. В 1995 г. бюджет получил от залоговых аукционов по 21 компании $691,445 млн. и 400 млрд. руб.
В целом, в результате приватизации в России к 1997 г. большая часть предприятий (более 70%) стали частными. Российская приватизация стала уникальным явлением, не имевшим столь масштабных прецедентов в истории. В относительно короткий срок был создан крупный негосударственный сектор.
В то же время, в 1994—1996 гг. Правительству не удалось преодолеть инерцию спада в экономике страны. Предприятия останавливались, нарастал кризис неплатежей, стали хроническими задержки заработной платы.
В стране стала ощущаться нехватка денег, что вело к широкому применению денежных заменителей (векселей, бартера), а также товарообмена между производителями, и взаимных зачетов между ними, а также между ними и бюджетом. Подобные операции проходили вне государственного финансового контроля, что расширило возможности уклонения от налогов.
Для восполнения выбывающих налогов правительство стало выпускать государственные казначейские обязательства (ГКО) с высокими ставками доходности со сроком погашения три и шесть месяцев и облигаций федерального займа (ОФЗ) со сроком от одного года до трех лет. В 1998 г. государственный долг достиг $500 млрд., в том числе $130 млрд. — внешний долг и $370 млрд. — внутренний долг. Доля расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составила 27% к общим расходам[6].
Краткосрочные ценные бумаги требовали их постоянного обновления взамен уже погашенных, что вело к росту государственной долговой пирамиды. Финансовая система страны попадала в порочный круг, когда оплата старых долговых обязательств происходила только за счет выпуска новых, на которые следовало устанавливать более высокую процентную ставку[7]. На выплату процентов по государственному долгу в первой половине 1998 г. уходило до 60% собираемых налогов. Страна быстро шла к дефолту.
Для 1990-х годов характерна долларизация российской экономики. От валютного соотношения зависели не только макроэкономические показатели, но и жизненные интересы населения.
Для 1990-х годов был характерен чрезвычайно высокий уровень криминализации общества. Под контролем организованных преступных групп (далее – ОПГ) оказались как сфера обращения, так и сфера производства, резко возрос уровень коррупции, которая стала нормой жизни. Нередким явлением было участие уголовных элементов или их креатур в политической жизни, в работе представительных и исполнительных органов власти. Существенно тормозила процесс реформ, начавшаяся в конце 1994 г. война в Чечне. Боевые действия отвлекали до 1% ВВП.
В целом, во второй половине 1990-х годов страна не вышла из экономического кризиса.
Сохранялись спад производства, низкое поступление налогов, дефицит бюджета, который покрывался в основном за счет выпуска внутренних и внешних обязательств.
Высокая доходность государственных ценных бумаг стимулировала коммерческие банки вкладывать деньги не в производство, а в приобретение ценных бумаг и к спекуляции ими на фондовом рынке. Рост эмиссии ценных бумаг вел к росту государственного долга, на погашение которого направлялась значительная часть налогов. Таким образом, существовал замкнутый круг; когда деньги, полученные в бюджет от эмиссии ценных бумаг, вместе с собранными налогами все в большем размере направлялись на погашение государственной задолженности, т. е. становились доходами коммерческих банков и, следовательно, не поступали в сферу производства.
Крайне неблагоприятным фактором стало и снижение на мировых рынках цен на энергоносители. Цена на нефть достигла невероятно низкого уровня – менее $10 за баррель, что ощутимо ударило по государственному бюджету.
В этих условиях Правительство и Центральный Банк принимают необоснованные решения. 17 августа 1998 г. ЦБ РФ объявил о расширении коридора обменного курса валюты, т. е. практически о девальвации рубля; о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным краткосрочным обязательствам. В результате иностранные инвесторы стали покидать российский рынок ценных бумаг, а бюджет стал терять один из источников доходов. Коме того, тяжелое финансовое положение банков, вложивших в государственные ценные бумаги значительные средства вкладчиков привело к банковскому кризису. Банковский кризис парализовал расчеты между предприятиями, а также между ними и бюджетом, что еще более усугубило проблему собираемости налогов в бюджет. Скупка банками долларов для восполнения своих сократившихся ликвидных активов вызвала повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. Центральный Банк прекратил в связи с этим поддержку курса рубля на валютном рыке, перестав продавать доллары. За две недели курс доллара вырос в три раза, что повлекло рост цен на потребительском рынке также в три—четыре раза. 1 января 1998 г. в России была проведена деноминация рубля (в тысячу раз).
Все это стало причиной разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса, углубления общего экономического и политического кризиса в стране, выразившегося в смене правительства, руководства Центрального Банка. Страна вновь оказалась в ситуации первого этапа реформ[8].
Вывод. За время 1992—1997 гг. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства — в два раза, сельскохозяйственной продукции — на 35%. Среднегодовая численность занятых в народном хозяйстве снизилась с 72,1 млн. до 67,1 млн. Реальные доходы населения снизились на 43%, а доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Ввод в действие жилых домов снизился с 29,2 млн. кв. м. до 9,5 млн. кв. м. Если в 1992 г. естественный прирост населения (т. е. разница между числом родившихся и числом умерших на 1000 жителей) был — 1,5 промилль, то в 1995 г. он составил — 5,7 промилль. Несмотря на то, что в страну за эти годы прибыло 3,8 млн. человек, число жителей России снизилось с 148,3 млн. до 147,9 млн.[9]
Становление рыночных механизмов в постсоветский период, завершение периода крупномасштабного спада производства (1991—1994 гг.) и снижение инфляции (1995— 1998 гг.) не привели к созданию в экономике структурного ядра новой индустриальной системы, которое могло бы стать опорой для обеспечения подъема всей экономики. Отсюда вместо ожидавшегося подъема затянувшееся до 1999 г. состояние депрессивной стабилизации, которая сменила трансформационный спад[10].
 
 
1.3. Стабилизация рыночной системы в России в 1998-2000 гг.
 
Последствия августа 1998 г. были очень серьезными для российской экономики. Отказ правительства от условий погашения ГКО—ОФЗ (дефолт) привел к значительным потерям многих внутренних держателей ценных бумаг — Центрального банка, Сбербанка, группы крупных коммерческих банков, а также иностранных держателей.
По сути, рухнула банковская система, многие мелкие банки разорились, курс доллара вырос в четыре раза. Каждый «выплывал» как мог, так как закона о страховании банковских вкладов не было. Вкладчикам коммерческих банков предложили перевести вклады (в том числе и валютные) в Сбербанк на невыгодных условиях. При изъятии вкладов деньги выдавались по весьма низкому курсу, к тому же без начисления процентов и без учета инфляции.
Население утратило и без того слабое доверие к правительству, политикам, банкирам, крупным предпринимателям. Обострилась безработица, упал жизненный уровень народа. Многие предприниматели разорились, что нанесло удар по формирующемуся среднему классу.
Правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Дума не дала согласия на возвращение B.C. Черномырдина и в сентябре 1998 г. премьером ненадолго стал Е.М. Примаков. В Государственной думе была инициирована процедура импичмента президенту Б.Н. Ельцину. В мае 1999 г. председателем правительства на три месяца стал С. В. Степашин. Осложнял ситуацию новый конфликт на Северном Кавказе.
Определенные надежды на стабилизацию и позитивные реформы были связаны с неожиданной отставкой 31 декабря 1999 г. президента Б.Н. Ельцина. 26 марта 2000 г. президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин. Уже в 1999 г. отмечались первые признаки экономической стабилизации, преодоления последствий кризиса 1998 г.
В 1999—2000 годы Россия воспользовалась благоприятными последствиями падения курса рубля. Начался рост цен на нефть. В 2000 г. они поднялись выше $30 за баррель, но затем стабилизировались в районе $25. Поступления от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие важнейших секторов экономики и в социальную сферу.
В. В. Путин начал с укрепления вертикали власти. Россия была поделена на семь федеральных округов, куда были направлены полномочные представители президента. Руководство страны взяло курс на «равноудаленность» власти от групп влияния («олигархов»). В 2000 г. была разработана новая программа социально-экономического развития страны.
В 2000 г. после долгого перерыва рост ВВП достиг 7%, впервые бюджет был сведен с профицитом, т.е. превышением доходов над расходами (без учета выплат по внешнему долгу). Некоторое оживление было заметно в промышленности, машиностроении.
В Россию стали возвращаться иностранные инвестиции. Наметились положительные тенденции в росте ВВП, сохранении профицита государственного бюджета, погашения внешнего долга. Началось реформирование системы пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и ряда естественных монополий («Газпром», Российские железные дороги, РАО «ЕС России»).
На рубеже веков начала решаться и ещё одна важная проблема. В 1990-е годы на исполнительную власть в условиях экономических трудностей оказывали влияние различные политические институты (партии, объединения). Государственный бюджет мог зависеть от т.н. олигархов, имевших огромное неформальное влияние в стране. И чем чаще в стране формировался дефицитный бюджет, тем сильнее становилось влияние олигархов на все ветви власти. Срочно требовалось «развести» власть и собственность по разные стороны[11]. Достижение определенной макроэкономической стабилизации и политической консолидации в обществе позволило руководству страны достичь независимости.
Вывод. На третьем этапе реформ, к концу XX в. в России в основном были реализованы цели, заложенные ещё в программе правительства Е.Т Гайдара. В России прошла либерализация цен и внешнеэкономической деятельности, осуществлена бюджетная и денежная стабилизация, сформировался институт частной собственности. В то же время не удалось преодолеть «ресурсное проклятие» - зависимость от нефтяного экспорта и, соответственно мировой конъюнктуры нефтяных цен. Несмотря на очевидную сырьевую направленность экономики России и связанные с этим проблемы роста, предметное обсуждение перспектив диверсификации началось относительно недавно – в начале 2000-х годов. К тому моменту, по оценке Г. Грефа, за десять лет (1992-2002 гг.) Россия потеряла около половины своего экспорта высокотехнологичных товаров. В 2003 г. экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил 12% в общем объеме экспорта, в то время как раньше на продукцию глубокой переработки приходилось 25%. При этом доля сырьевых ресурсов, в первую очередь нефти, превышала 50%. В 2002 г. объем российского экспорта составил $105 млрд., из них $50-60 млрд. пришлось на нефть (в 1988 г. эта доля не превышала 38%)[12]. Эксперты оценивали высокую степень зависимости экономики от сырьевого экспорта как результат политики правительства, в т.ч. по укреплению курса рубля. Кроме того, российские товары становились все менее конкурентноспособными на мировом рынке. Однако, в тот момент речь шла лишь о повышении налогов на сырьевой экспорт.
 
1.4. Развитие экономики России в начале XXI в.
Прежде чем анализировать развитие экономики России в начале XXI в. необходимо отметить, что многие макроэкономические показатели зависели от цены на нефть, представленную на рис. 1. В 2003 г. Минэкономразвития РФ предложило диверсификационную модель развития российской экономики.
Рис. 1. Динамика цен на нефть марки Brent 1988-март 2011[13]
 
Она была использована при разработке Среднесрочной программы на 2006-2008 гг. и проекта «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» до 2020 г. На VI Международной Кондратьевской конференции (Москва, ноябрь 2007 г.), учитывая огромные размеры территории и неблагоприятные природно-климатические условия, предлагалось многократно увеличить масштабы господдержки российского торгуемого сектора. Государство должно не только увеличить бюджетные расходы на создание транспортной и информационно-коммуникационной социальной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность предприятий, производящих торгуемые продукты[14]. На практике сегодня это реализовать невозможно из-за недостатка средств. Так инвестиционная программа только ОАО «РЖД» на 2009 г. вынуждено сокращена с 480 млрд. до менее чем 250 млрд. руб. На 2010 г. она составила 271 млрд. руб.[15]
в 2006 г. президент В.В. Путин определил диверсификацию российской экономики как «суперзадачу на ближайшее десятилетие»[16]. Однако и после этого никакого конкретного плана в этом направлении выработано не было, зависимость от нефтяных цен сохранялась.
В начале XXI в. в России активно формировалась институциональная база рыночного хозяйства. Еще в 1998 г. были приняты Бюджетный кодекс и первая часть Налогового кодекса (вторая — в 2000 г.). В 2001 г. был принят Земельный кодекс, закрепивший право частной собственности за землю, зафиксированное еще в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. В 2002 г. Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В феврале 2002 г. был принят Трудовой кодекс, а с января 2004 г. введен новый Таможенный кодекс.
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета при возможном снижении цены на нефть ниже базовой, которая с 1 января 2006 г. была установлена на уровне $27 баррель Urals. Этот шаг был направлен на стабильное развитие экономики путем связывания излишней денежной массы и снижения инфляционного давления от поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть. Данный фонд можно рассматривать в качестве стратегического финансового резерва государства[17].
В 2005 году величина Стабилизационного фонда превысила 500 млрд. руб. Большая часть этой суммы была направлена, прежде всего, на выплату внешнего долга РФ: 93,5млрд. руб. — Международному валютному фонду и 430,1 млрд. руб. — странам-членам Парижского клуба кредиторов. Кроме того, 30 млрд. руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ.
С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд (3069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). В дальнейшем общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру ВВП (3,7%).
В 2006 г. началась реализация Национальных проектов: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса». Проекты стали возможны благодаря наличию у государства значительных финансовых ресурсов от экспорта нефти. Так, в 2006 г. на проекты был направлен 161 млрд. руб., в 2007 г. – 206,3 млрд. руб. В 2007 г. впервые в России был принят бюджет на три года.
2 марта 2008 г. новым президентом Российской Федерации был избр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.