На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальные проблемы инвалидов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной работы с инвалидами в решении проблем  их жизнедеятельности. …………...6
1.1.  Поддержка  инвалидов как направление социальной  работы. ……………6 
1.2. Потребности  инвалидов в решении их проблем  средствами социальной работы. …………………………………………………………………………...12
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 1. …………………………………………………….15 

РАЗДЕЛ 2. Исследование проблем и потребностей людей  с ограниченными возможностями  в решении их проблем средствами социальной работы. …16
 2.1. Анкетирование как метод исследования проблем и потребностей инвалидов. ………………………………………………………………………16
2.2. Анализ потребностей  инвалидов в решении их проблем  средствами социальной работы. ………………………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 2…………………………………………………… 25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………26 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………28 

ПРИЛОЖЕНИЕ  …………………………………………………………………29
  

ВВЕДЕНИЕ. 

       Актуальность  исследования. Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести и проблемы людей с ограниченными возможностями. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения около 11% (2005 г.) населения планеты относится к категории людей, которые считаются инвалидами. Причем, с дальнейшим развитием цивилизации, инвалидность имеет устойчивую тенденцию к росту. Прогнозируемый на начало 21 века значительный рост численности инвалидов может создать серьезные экономические, социальные и психологические проблемы, как для самих инвалидов, так и для общества в целом, в связи с чем особую значимость приобретает проблема социальной помощи  людям с ограниченными возможностями.
         Исследование социальной работы  с инвалидами в решении проблем их жизнедеятельности обусловлено современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.  Изменяется социальная политика в отношении инвалидов, изменяется роль и значение общественных организаций инвалидов в обществе, проблем у людей с ограниченными возможностями не становится меньше, в то время как увеличивается инвалидизация общества, и в связи с этим актуализируется проблема социальной помощи и защиты людей с инвалидностью.
         В теории и практике  социальной работы  с инвалидами  существуют следующие  противоречия, решение  которых делает  актуальным данное  исследование:
       - между потребностями инвалидов  в решении  проблем их жизнедеятельности   и отсутствием достаточного количества  и качества услуг по их решению в системе социальной защиты населения;
       - между изменившимся отношением  к решению проблем инвалидности, основанном на социальном подходе,  пришедшему на смену медицинскому  – и неразработанностью научных  основ организации  и проведения социальной работы в соответствии с этим новым подходом;
       - между готовностью некоторых  социальных служб и учреждений  к социальной работе с инвалидами  и неопределенностью места данного  вида деятельности в их организационных  структурах и функциональных обязанностях;
       - между стремлением государства  к интеграции инвалидов в общество  и сбором информации о них  на государственном уровне только  как о потребителях (получателях)  помощи.
       Данные  противоречия обусловили тему исследования: «социальная работа с инвалидами в решении их проблем жизнедеятельности».
       Учитывая  все выявленные противоречия, проблема может быть сформулирована следующим образом: каким должно быть институциональное оформление социальной работы с инвалидами в решении проблем их жизнедеятельности.
       Решение данной проблемы является целью настоящего исследования.
       Объект  исследования: социальная работа с инвалидами.
       Предмет исследования: потребности инвалидов в решении проблем жизнедеятельности и предпосылки решения этих проблем средствами социальной работы.
       Гипотеза  исследования:
       Эффективное решение проблем жизнедеятельности  инвалидов средствами социальной работы будет возможным, если будут:
       - выявлены потребности инвалидов  в решении их проблемы жизнедеятельности  средствами социальной работы;
       - разработана новая концепция деятельности специалистов социальной работы с инвалидами;
       Проблема  и гипотеза исследования определили необходимость  постановки и решения  следующих задач:  
1.Охарактеризовать сущность инвалидности как социальной категории. 

       2. выявить основные проблемы жизнедеятельности инвалидов.
       3.  рассмотреть пути решения проблем  жизнедеятельности инвалидов средствами  социальной работы.
       4. разработать анкету, направленную  на выявление проблем инвалидов,  их потребностей и возможностей.
       Методы  исследования носили комплексный характер: теоретический анализ социологической, социально-психологической, философской, педагогической литературы по проблеме исследования; опросные методы: анкетирование, интервьюирование; статистические методы обработки данных исследования.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной работы с инвалидами в решении проблем их жизнедеятельности. 

1.1. Поддержка инвалидов  как направление  социальной работы.  

        В этом параграфе мы рассмотрим методологическое и теоретическое обоснование исследования социальной работы с инвалидами в решении  проблем жизнедеятельности, сделаем теоретический анализ состояния проблемы; рассмотрим, что же включает в себя понятие «инвалид», «инвалидность», дадим подробное описание  социальной работы   с инвалидами, ее структурных компонентов.
       Методологической  основой исследования социальной работы с инвалидами в решении их проблем являются  системный и личностный подходы.
       Системный подход в исследовании применяется к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. В настоящем исследовании системный подход предполагает рассматривать все компоненты социальной работы с инвалидами в решении проблем жизнедеятельности, основываясь на единстве закономерных связей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.
        Таким образом, системный подход позволит выявить компоненты и системообразующие связи процесса  социальной работы с инвалидами, выработать единые методологические основания для изучения социальной работы с инвалидами, выявить специфику взаимосвязи социальной работы с инвалидами с общесистемными закономерностями, свойственными социальной работе в целом, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы.
         Личностный подход  предполагает отношение к инвалиду  как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту  воздействия посредством социальной работы. Основанием для использования личностного подхода послужила ориентация исследования на изменение основного принципа социальной работы с инвалидами – человек с ограниченными возможностями должен быть не просто объектом помощи, а полноправным участником процесса помощи.
          Теоретическую основу исследования  составили: Декларация независимости  инвалидов, Философия независимой  жизни инвалидов, всемирная программа  действий в отношении инвалидов,  социальный и медицинский подход к проблемам инвалидности  (Ричард Рейзер),  
          Для того чтобы выявить специфику социальной работы с инвалидами необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность». В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности человека, и вызывающее   необходимость его социальной защиты.
       В социальном аспекте характеристики состояния инвалидности на первый план выступает социальная сторона. В  этом случае  об инвалидности следует  говорить тогда, когда речь идет о  невозможности обеспечивать свою жизнь  или участвовать в общественном производстве и общественных отношениях. Поэтому возникает необходимость в оказании социальной помощи человеку, имеющему инвалидность (  стр.9).
       В  социальном аспекте существует несколько  схем, или моделей инвалидности, в рамках которых осуществляется поддержка инвалидов: медицинская; медико-социальная; модель независимой жизни.
       В  медицинской модели основной упор делается на состоянии здоровья человека. Доминирующим  является постулат о том, что главная причина всех бед человека - наличие у него болезни. Человека нужно лечить - и только. При  этом считается, что отношение к инвалиду находится на уровне отношения к пациенту, т.е. врач лучше знает, что требуется для излечения пациента, вмешательство последнего не требуется, поэтому меры избавления от проблем инвалидности полностью определяет врач.
       Эта  модель, в прошлом очень популярная, постепенно сдает свои позиции, хотя в России она держится еще достаточно прочно.
       Медико-социальная модель в настоящее время наиболее распространена в цивилизованном мире, так как она базируется на представлении о том, что инвалидам для интеграции в общество необходима всесторонняя комплексная помощь в соответствии с патологией, которая привела к инвалидности. При   этом предлагается не только медицинская помощь, но и помощь социального характера, предоставляющая инвалиду возможность ресоциализации, восстановления старых социальных связей или создания новых сообразно с возникшим социальным статусом. Во  многом такая помощь направлена на формирование инвалида как личности, адаптированной к существующим социальным условиям, т.е. на изменение самого инвалида ( стр.12).
          Модель  независимой жизни характеризуется другим взглядом на роль инвалидов в их интеграции в общество.
         Согласно философии независимой  жизни инвалидов, человек с инвалидностью имеет равные права  на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Общество должно адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для  того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
       Другими словами, инвалиды в этой модели инвалидности выступают не только как объекты  оказания социальной помощи, но и как  субъекты социальной защитной деятельности. Общественное устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов как для самих инвалидов, так и для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия (2). 
         Таким образом, существует несколько  схем, или моделей инвалидности, в рамках которых осуществляется поддержка инвалидов, и для успешной работы с ними первой – и самой главной задачей является создание системы помощи и поддержки инвалидов в соответствии с выбранной моделью инвалидности.
       Социальная  работа с инвалидами должна основываться на том, что инвалид является не только объектом оказания социальной помощи, но и субъектом социальной защитной деятельности.
         Однако, так как не каждый инвалид  в силу личностных особенностей  стремиться к независимой жизни, то наиболее приемлемой в социальной работе с инвалидами является интегрированная модель, включающая основные принципы обоих моделей инвалидности -  и медико-социальной  модели, и модели независимой жизни. Социальная работа должна быть ориентирована на создание мотивации у инвалидов к реабилитации и адаптации, к тому, чтобы они могли, а главное -  хотели жить независимой жизнью.
       Главными  целями в социальной работе  с инвалидами являются их адаптация, реабилитация и интеграция в общество.
       Для дальнейшего исследования социальной работы с инвалидами необходимо рассмотреть, что же на самом деле включает в себя понятия реабилитация, адаптация и интеграция.
         Интеграция инвалидов  в общество – достижение оптимального уровня их жизнедеятельности и потенциальных способностей личности в результате воздействия мер социальной защиты.
         В статье 9 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что: «реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (1).  Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
         Социальные меры реабилитации – комплекс мер, направленных на создание условий, позволяющих инвалиду преодолеть ограничения жизнедеятельности путем замещения утраченных функций, а также обеспечивающих поддержание на определенном уровне его здоровья, трудоспособности, бытовой и трудовой адаптации пи приспособления внешней среды к возможностям инвалида. Целью социальных мер является достижение инвалидом независимого образа жизни, восстановление личности.
       К мерам социальной  реабилитации принято относить такие, которые  способствуют социально-бытовой адаптации  и социально-средовой ориентации инвалидов: выработка навыков самообслуживания, навыков передвижения, поведения в быту. Сюда же следует включить потребность во вспомогательных технических средствах: креслах-колясках, специальной сантехнике, средствах для обеспечения личной гигиены, средствах для самообслуживания, средствах приема пищи, тифлотехнике, сурдотехнике.
       К мерам социальной реабилитации относятся предложения по оборудованию квартиры инвалида в соответствии с его потребностями, обеспечение досуговой деятельности,  медико-социальный уход, проживание или пребывание в специализированных учреждениях социальной защиты, и неограниченно широкий круг других и видов  и форм помощи и услуг, направленных на содействие интеграции инвалидов в общество ( стр.141).
         Профессиональная реабилитация – система мер, направленных на возвращение или вовлечение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием здоровья и  личными склонностями и интересами. Обычно профессиональная реабилитация имеет конечной  целью рациональное трудоустройство инвалида, хотя многие определения этого вида реабилитации подразумевают приобретение инвалидом какой-либо профессии, которая дала бы ему право конкурировать на свободном рынке труда ( стр.142).
       Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.
       Психологическая реабилитация представляет собой в первую очередь меры психологической поддержки инвалида как сопровождение всех реабилитационных мероприятий на протяжении всего реабилитационного процесса, и лишь в отдельных случаях может носить самостоятельный характер. 
       Таким образом, социальная работа с инвалидами осуществляется через целый комплекс мер, направленных на их адаптацию, реабилитацию и интеграцию в общество, который включает в себя систему социальных, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.
       Таким образом, на основе анализа аспектов содержания социальной работы, принципов  реализации модели деятельности в социальной работе с инвалидами  необходимо выделить следующие основные требования к осуществлению социальной работе с инвалидами:
       а) наличие научно обоснованного подхода  к организации профессиональной деятельности специалистов социальной работы с инвалидами;
       б) достаточность уровня мотивации  инвалидов на совместное сотрудничество со специалистами по решению имеющейся проблемы;
       в) ориентирование на решение проблем  инвалида в соответствии с его  потребностями  и возможностями;
       г) комплексный подход к реабилитации инвалида в общество. 

1.2.  Потребности инвалидов в решении их проблем средствами социальной работы. 

       В этом параграфе мы рассмотрим, какие  потребности возникают у людей  с ограниченными возможностями  в решении их проблем жизнедеятельности, выделим структурные компоненты, стороны, аспекты и характеристики потребностей инвалидов в решении их проблем средствами социальной работы.
         Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные нарушением здоровья. Вследствие этого возникают различные барьеры, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
       Основные  барьеры, которые мешают интеграции инвалида в общество - физические, социальные и психологические.
       Физические  барьеры – барьеры, которые обусловливают для инвалида  значительную проблематичность в передвижении, способности добраться куда-нибудь, сводят на нет естественную для любого здорового человека жизненную мобильность ( стр. 167).
       К индикаторам, определяющим физические барьеры относятся: доступность жилой среды,  доступность социальной инфраструктуры – возможность посещать офисы государственных федеральных и муниципальных органов власти, офисы учреждений  и торгово-промышленных организаций, обучаться в школе, учреждениях среднего профессионального и высшего образования,  возможность пользоваться общественным транспортом, летать на самолете, ездить в поезде;  обеспечение спецавтотранспортом; обеспечение техническими средствами реабилитации.
       Социальные барьеры - проявляются через реальное отношение государства и общества к инвалидам и проблеме инвалидности ( стр.167).
       К индикаторам, определяющим социальные  барьеры можно отнести: отношение  общества к инвалидам, что включает в себя отношение к инвалидам знакомых, друзей, соседей, а также незнакомых людей, руководителей и работников учреждений и организаций города; исполняемость законодательства в отношении инвалидов,  возможность получения социальных услуг; возможность получить достойную профессию и работать по специальности, достойная оплата труда инвалида.
       Психологические барьеры – это барьеры, вытекающие из проблемы самовосприятия инвалидом себя. «Я-образ» инвалида практически в каждом из его составляющих элементов (я-телесное, я–психологическое, Я - социально-ролевое и др.) претерпевают значительные изменения и деформации.
       К индикаторам психологической барьерности  относятся: оценка инвалидом собственных  возможностей, определение инвалидом  своего места в обществе, активность образа жизни, стремление к саморазвитию. 
         В силу действия этих барьеров  инвалид часто начинает ощущать,  что между ним и окружающим  миром находится непреодолимая  пропасть, что обществу он не  нужен, а родным и близким  обуза. Все это часто проявляется  в сужении спектра потребностей инвалида, и как следствие, малоактивном образе жизни, отсутствии стремления к саморазвитию, к достижению чего-либо, в ощущении своей беспомощности, ненужности, зависимости, в интерпретации себя как помехи и бремени для окружающих (стр. 168).
         Из-за «барьерности» среды жизнедеятельности у инвалидов возникает много проблем. Это социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от окружающих, проблемы с обучением и трудоустройством, ведь человеку с ограниченными возможностями во многом затруднен доступ к образованию, получению специальности и трудоустройству, жилищно-бытовые, коммуникативные проблемы.
       Со  многими из рассмотренных проблем люди с ограниченными возможностями не могут справиться самостоятельно, и специалисты социальной работы через реабилитацию должны помочь им справиться с решением этих проблем.
       Таким образом, социальная работа с инвалидами должна быть  направлена на то, чтобы помочь инвалиду преодолеть эти барьеры.
         Для социальной работы с инвалидами  и для перспективного планирования социальной политики в отношении инвалидов лучшего всего будет собирать статистические данные об инвалидах, опираясь на его возраст,  патологию и степень ограничения жизнедеятельности.
       Степень ограничения жизнедеятельности показывает степень утраты потенциала, недостающего гражданину как участнику общественной жизни:).
       1 степень – незначительные нарушения  функций;
       2 степень – умеренные нарушения  функций;
       3 степень – выраженные нарушения  функций.
         Таким образом, для определения  потребностей инвалидов в мерах социальной работы, направленных на решение их проблем жизнедеятельности, необходимо учитывать следующие факторы: степень ограничения жизнедеятельности, патологию, возраст инвалида.
       В соответствии с данными параметрами  во втором разделе курсовой работы была разработан инструментарий исследования потребностей инвалидов в социальной помощи и поддержке на основе вышеобозначенных факторов с помощью анкетирования.
       Выбор анкетного опроса в качестве исследовательского инструментария был обусловлен тем, что анкетирование является распространенным  методом исследования, понятен и удобен для заполнения. Кроме того, с помощью анкетирования можно изучить  потребности  и возможности инвалидов в полном объеме, но без эмоционального напряжения,  коротко и четко.
       Позиции, которые избраны для анализа, обозначают основные параметры проблемы инвалидности, среди них – возраст инвалида; степень ограничения жизнедеятельности; физические, социальные, психологические барьеры и связанные с ними проблемы с получением образования,  трудоустройством, коммуникативные, социально-бытовые и другие.   
                   
ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ 

       Для того, чтобы эффективно решать проблемы инвалидов, необходимо, в первую очередь  определить, что социальная работа с людьми с ограниченными возможностями  должна основываться на том, что инвалид является не только объектом оказания социальной помощи, но и субъектом социальной защитной деятельности. Однако, так как не каждый инвалид в силу личностных особенностей, стремиться к независимой жизни, то наиболее приемлемой в социальной работе с инвалидами является интегрированная модель, включающая основные принципы двух моделей инвалидности - медико-социальной и модели независимой жизни. Социальная работа должна быть ориентирована на создание мотивации у инвалидов к реабилитации и адаптации, к тому, чтобы жить независимой жизнью. Согласно этому подходу социальная работа должна быть направлена на то, чтобы по-возможности устранить физические, социальные, психологические барьеры, из-за которых у инвалидов возникает много проблем. Это социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от окружающих, жилищно-бытовые, коммуникативные проблемы, проблемы с обучением и трудоустройством, ведь человеку с ограниченными возможностями во многом затруднен доступ к образованию, получению специальности и трудоустройству.
         Социальная работа направлена  на решение проблем инвалидов,  и соответственно, для работы  с ними необходимо знать их  потребности и возможности. Однако, так как инвалиды с разной  патологией, разной степенью ограничения жизнедеятельности и разного возраста нуждаются в разных видах помощи, то необходим инструментарий исследования, направленный на выявление потребностей и возможностей инвалидов в соответствии с данными показателями. Методом исследования был выбран анкетный вопрос.       

РАЗДЕЛ 2. Исследование проблем  и потребностей людей  с ограниченными  возможностями в  решении их проблем  средствами социальной работы. 

     2.1. Анкетирование как  метод исследования  проблем и потребностей  инвалидов.  
 
 
 

Для получения полной версии данной работы пишите нам на эл.почту diplom_1@list.ru цена 500руб. На нашем сайте вы сможете найти множество бесплатных работ по различным темам. Наш сайт www.diplom.krsk.info


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.