На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризац

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…2
1.Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризац………………………....…………………….……………….……..4
2.Основные понятия………………………………………………………………4
3.Подготовка имущества  к инвентаризации…………….………………………7
4.Инвентаризация имущества…………………………….…………………….15
5.Инвентаризация обязательств………………………..……………………….50
6.Регулированиеинвентаризационных разниц……………………………...…71
7.Оформление результатов  инвентаризации……………….………………….73
8.Подготовка финансовых  обязательств к инвентаризации………………….74
9.Перечень унифицированных  форм……………………….…………………..74
Заключение……………………………………………………………………….77
Список использованной литературы………………………………………...…78
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Все явления, происходящие в  нашем обществе, находятся в тесной связи и взаимозависимости. Это  в полной мере относится и к  объектам бухгалтерского учета, которые  находятся в постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно  связанно отражающие величину хозяйственных  средств и их движения в процессе деятельности предприятия и обеспечивает метод бухгалтерского учета.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
V обеспечение контроля  за наличием и движением имущества,  использованием материальных, трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии  с установленными нормами, нормативами,  сметами;
V формирование полной  и достоверной информации о  хозяйственных процессах и финансовых  результатах деятельности организации,  необходимой для оперативного  руководства и управления, а также  для использования инвесторами,  поставщиками, кредиторами, налоговыми  и банковскими органами;
V выявление внутрипроизводственных  резервов, их мобилизация и эффективное  использование, своевременное предупреждение  негативных явлений в хозяйственно-финансовой  деятельности.
Для метода бухгалтерского учета характерным является использование  целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает возможность  получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное  отражение. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский  учет может выполнить предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия.
Цель инвентаризации имущества - проверка достоверности данных бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Она позволяет в натуральном  измерителе сравнить правильность ведения  документации всех хозяйственных операций организации, выявить фактическое  наличие и качественное состояние  имущества предприятия. Нельзя не учитывать, проводя инвентаризацию, такие негативные явления, как хищения, естественную убыль.
На предприятии постоянно  происходит смена форм учета средств  с товарной на денежную и обратно. Только при сравнении документации с реальным наличием материальных ценностей  можно определить правильно ли ведется  бухгалтерский учет и отчетность. Поэтому предприятия всех организационно- правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской Федерации  проводить сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением годового отчета.
 
 
 
 
 
 
1.Нормативные документы,  регулирующие порядок проведения  инвентаризации
1. Федеральный закон РФ  «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
2. Приказ Министерства  финансов Российской Федерации  от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении  методических указаний по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств»  .
3. Приказ Министерства  финансов Российской Федерации  от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении  положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ» (редакция на 26.03.2007).
4. Постановление Государственного  комитета Российской Федерации  по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации  по учету кассовых операций, по  учету результатов инвентаризации»  (в ред. постановлений Госкомстата  РФ от 27.03.2000 №26, от 03.05.2000 № 36).
2.Основные понятия 
Имущество - основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Финансовые обязательства - кредиторская и дебиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризация – физический подсчет имущества и выверка  финансовых обязательств.
Цели проведения инвентаризации:
• выявление фактического наличия имущества;
• сопоставление фактического наличия имущества с данными  бухгалтерского учета;
• проверка полноты отражения  в учете обязательств.
Периодичность проведения инвентаризации
Инвентаризация обязательна:
• при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также  при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности (кроме  имущества, инвентаризация которого проводилась  не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может  проводиться один раз в три  года, а библиотечных фондов - один раз  в пять лет. В организациях, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может  проводиться в период их наименьших остатков;
• при смене материально  ответственных лиц. При коллективной (бригадной) материальной ответственности  инвентаризации проводятся при смене  руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его  членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
• при установлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи  имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или  ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация может  проводиться и в иных случаях  по решению собственника (учредителя).
Инвентаризация может  проводиться как в целом по организации, так и по ее подразделениям, по видам имущества или обязательств.
Инвентаризация проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем организации на календарный  год (Приложение 1). В плане указывается:
- количество инвентаризаций;
- дата проведения инвентаризаций;
- перечень имущества и  финансовых обязательств, проверяемых  при каждой инвентаризации (за  исключением случаев, когда она  обязательна).
Инвентаризационная (рабочая) комиссия - комиссия, на которую возложена  обязанность по проведению инвентаризации и ответственность за достоверность  ее результатов.
Состав инвентаризационной (рабочей) комиссии:
• представители администрации;
• представители службы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного инженера, отдела капитального строительства;
• работники бухгалтерии (при инвентаризации драгоценных  металлов и драгоценных камней в  состав инвентаризационной комиссии включается главный (старший) бухгалтер или  лицо его заменяющее);
• материально ответственные  лица (при инвентаризации драгоценных  металлов и драгоценных камней в  состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации);
• представители независимых  аудиторских организаций по усмотрению администрации или собственника имущества;
• лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета по счетам расчетов.
При инвентаризации имущества, не принадлежащего организации на праве  собственности, в состав инвентаризационной комиссии включается представитель  собственника этого имущества (если имущество является федеральной  собственностью, приглашается представитель  соответствующего федерального органа исполнительной власти).
Представители сторонних  организаций включаются в состав инвентаризационной комиссии на основании  доверенностей, выданных в установленном  порядке той организацией, которая  направляет своего представителя для  проведения инвентаризации.
3.Подготовка имущества к инвентаризации
При подготовке к инвентаризации необходимо:
• Распечатать регистры аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены.
• Передать регистры лицам, ответственным за подготовительный этап для подбора документации, необходимой  для проведения инвентаризации.
1. Основные средства (балансовые  счета 01,02,03, 001)
Лица, ответственные за подготовку основных средств к инвентаризации, подготавливают:
- инвентарные карточки, инвентарные  книги;
- технические паспорта  или другую техническую документацию;
- документы на основные  средства, сданные или принятые  организацией в аренду (договоры  аренды, передаточные акты);
- документы, о государственной  регистрации права собственности  или другого вещного права  на недвижимое имущество.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение  или оформление.
При обнаружении расхождений  и неточностей в регистрах  бухгалтерского учета или технической  документации должны быть внесены соответствующие  исправления и уточнения.
2. Инвентаризация земель
Подготовительные работы при инвентаризации земель включают в себя:
- сбор, изучение и анализ  материалов;
- подготовку рабочего  инвентаризационного плана (схемы).
Сбору, изучению и анализу  подлежат:
- документы, удостоверяющие  права организации на землю;
- материалы геодезических  работ и топографических съемок;
- сведения генерального  плана и другой градостроительной  документации, правила застройки,  необходимые для проведения инвентаризации  земель;
- материалы предыдущих  инвентаризаций;
- документы и материалы  по отводу земельных участков;
- сведения дежурных планов  отводов и застройки;
- материалы по выносу  в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных  участков и границ населенного  пункта;
- материалы обследований  БТИ земельных участков индивидуальной  застройки;
- материалы исполнительных  съемок, содержащие сведения о  землепользованиях (землевладениях);
- материалы и документы,  имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных  службах и управлениях коммунального  хозяйства, благоустройства, озеленения  и т. д.
Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и  материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам  отводов земельных участков (решения  органа власти об отводах, сведения о  землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право  пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка  знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и  время производства).
На базе собранных и  проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель
3. Нематериальные активы (балансовые счета 04,05)
Лица, ответственные за подготовку нематериальных активов к инвентаризации подготавливают документы, подтверждающие права организации на их использование  по каждому объекту (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор  уступки (приобретения) патента, товарного  знака и др.).
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение  или оформление.
4. Незавершенное строительство  (балансовые счета 07,08)
Лица, ответственные за подготовку незавершенного строительства к  инвентаризации подготавливают:
- документы (договоры, проектно-сметную  документацию, акты сдачи работ,  этапов, журналы учета выполненных  работ на объектах строительства  и другую документацию) на строящиеся  объекты, на законсервированные  объекты, на законченные строительством  объекты, но по каким-то причинам  не введенные в эксплуатацию, на проектно - изыскательские работы  по неосуществленному строительству  и др.;
- выделяют оборудование, переданное в монтаж, но фактически  не начатое монтажом;
- объекты незавершенного  строительства к фактическому  подсчету по каждому отдельному  виду работ, конструктивным элементам,  оборудованию и т.п.
5. Финансовые вложения (балансовый  счет 58)
Лица, ответственные за подготовку финансовых вложений к инвентаризации, подготавливают:
• первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по приобретению(выбытию) финансовых вложений:
- ценные бумаги;
- акты приема-передачи  ценных бумаг;
- книги учета ценных  бумаг;
- документы, подтверждающие  фактические вложения в ценные  бумаги и уставные капиталы  других организаций;
- договоры займа;
- учредительные договоры;
- инвестиционные сертификаты;
- акты сверки задолженности  и др.;
• регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов
6. Товарно - материальные  ценности (балансовые счета 10, 41)
В местах хранения:
- товарно-материальные ценности  должны быть разложены по номенклатурным  номерам (маркам, сортам, профилям, размерам  и т.д.);
- стеллажи, полки, ячейки  должны быть пронумерованы;
Лица, ответственные за подготовку к инвентаризации товарно-материальных ценностей, подготавливают:
- измерительные приборы  и весовое оборудование, проверяют  их на точность измерения и  взвешивания (уточняют сроки их  апробирования);
- документы по товарно-материальным  ценностям, принятым на ответственное  хранение (договоры, первичные документы,  подтверждающие ответственное хранение, акты сверки с поклажедателями  и др.);
- документы по товарно-материальным  ценностям, находящимся в пути (расчетные документы с поставщиками  или другие заменяющие их документы  и акты сверки с поставщиками);
- документы по товарам  отгруженным (копии предъявленных  покупателям документов: платежные  поручения, векселя и т.д. и  акты сверки с покупателями);
- подготавливают схему  расположения стеллажей и других  мест хранения при большом  количестве товарно-материальных  ценностей.
7. Незавершенное производство (балансовые счета ,20, 21,23, 44, 46)
Лица, ответственные за подготовку незавершенного производства к инвентаризации:
• в организациях, занятых  промышленной переработкой:
- подготавливают документы  (договоры, спецификацию, калькуляцию,  технические расчеты и т.д.) на  действующие заказы, на заказы, выполнение  которых приостановлено, и на  аннулированные заказы;
- сдают на склады все  ненужные цехам материалы, покупные  детали и полуфабрикаты, а также  все детали, узлы и агрегаты, обработка  которых на данном этапе закончена.
- подготавливают заделы  незавершенного производства (деталей,  узлов, агрегатов) к фактическому  подсчету, взвешиванию, перемериванию;
- подготавливают измерительные  приборы и весовое оборудование, проверяют их на точность измерения  и взвешивания (уточняют сроки  их апробирования);
- выделяют бракованные  детали;
- выделяют сырье, материалы  и покупные полуфабрикаты, находящиеся  у рабочих мест, не подвергавшиеся  обработке;
• в научных организациях:
- подготавливают договоры  с заказчиками, договоры с контрагентами  (соисполнителями), сметы, акты выполненных  работ;
- подготавливают карточки  учета затрат на производство  работ, сводные ведомости; 
- подготавливают незаконченную  научно-техническую продукцию к  фактическому подсчету по видам  работ (научно-исследовательские,  конструкторские, проектно - конструкторские,  технологические, проектные, изыскательские, другие инновационные (внедренческие)  и научно-технические работы (услуги));
• в торговых организациях (балансовый счет 44):
- подготавливают договоры  с транспортными организациями;
- подготавливают расчеты  по распределению транспортных  расходов на остаток товаров.
8. Денежные средства, денежные  документы и бланки строгой  отчетности (балансовые счета 50, 51, 52, 55, 57, 006)
Лица, ответственные за подготовку денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности к инвентаризации, подготавливают:
- кассовую книгу (форма  № КО-4);
- приходные кассовые ордера (форма № КО-1) и расходные кассовые  ордера (форма № КО-2);
- журнал регистрации приходных  и расходных кассовых документов (форма № КО-3);
- книгу учета выданных  и принятых кассиром денежных  средств (форма № КО-5);
- регистры бухгалтерского  учета по счетам 50, 51, 52, 55, 57, 006;
- список материально ответственных  лиц, хранящих и использующих  бланки документов строгой отчетности)
- утвержденный перечень  бланков документов строгой отчетности )
- книгу учета поступления  и расхода бланков документов строгой отчетности )
- книгу регистрации ценных бумаг )
- книгу учета денежных документов )
 При наличии соответствующих  операций.
9. Расходы будущих периодов 
Лица, ответственные за подготовку расходов будущих периодов к инвентаризации, подготавливают:
• регистр бухгалтерского учета по счету 97 в разрезе аналитического учета по видам расходов будущих  периодов;
• первичные учетные документы, подтверждающие право организации  отнести данные расходы к расходам будущих периодов;
• внутренние распорядительные документы, определяющие способы и  сроки, в течение которых суммы  расходов будущих периодов включаются в затраты на выпуск продукции, издержки обращения и Положение об учетной  политике организации.
10. Инвентаризация резервов  предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов
Лица, ответственные за подготовку резервов предстоящих расходов и  платежей, оценочных резервов к инвентаризации, подготавливают:
• регистры бухгалтерского учета по счетам 14, 59, 63, 96;
• первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по этим счетам (расчеты по формированию и использованию резервов).
4.Инвентаризация имуществ
1. Инвентаризация проводится  отдельно по каждому месту  нахождения имущества и материально  ответственному лицу или группе  лиц, на ответственном хранении  которых находится имущество.
Инвентаризация имущества, не принадлежащего организации на праве  собственности, проводится с участием собственника этого имущества.
2. Инвентаризационная комиссия (в полном составе) приступает  к работе в срок, указанный  в приказе о проведении инвентаризации.3. Инвентаризационная комиссия получает  от работников бухгалтерии инвентаризационные  описи (см. Приложение 2) без заполнения  графы «По данным бухгалтерского  учета» в количестве:
- двух экземпляров по  имуществу, принадлежащему организации  на праве собственности(по экземпляру  для материально ответственного  лица и для бухгалтерии);
- трех экземпляров по  имуществу, не принадлежащему  организации на праве собственности  (по экземпляру для материально  ответственного лица, для бухгалтерии  и для собственника имущества);
- трех экземплярах при  смене материально ответственных  лиц (для материально ответственного  лица, сдавшего ценности, для материально  ответственного лица, принявшего  ценности, и для бухгалтерии).
При автоматизированной обработке  данных по учету результатов инвентаризации описи выдаются комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 9. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. Графа 9 «Номер паспорта» заполняется при инвентаризации материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.
4. До начала проверки  фактического наличия имущества  инвентаризационная комиссия получает  последние на момент инвентаризации  приходные и расходные документы  или отчеты о движении материальных  ценностей и денежных средств.
5. Полученные приходные  и расходные документы или  отчеты о движении материальных  ценностей и денежных средств  визирует председатель инвентаризационной  комиссии с указанием «До инвентаризации  на «___»(дата)».
6. Материально ответственные  лица (в т.ч. и лица, имеющие  подотчетные суммы на приобретение  или доверенности на получение  имущества) дают расписки о  том, что к началу инвентаризации  все расходные и приходные  документы на имущество сданы  в бухгалтерию или переданы  комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
В случае передачи документов комиссии последняя проводит проверку этих документов:
- проверяется полнота  и своевременность оприходования  имущества;
- проверяются акты на  списание имущества и акты  оприходования ликвидационных остатков;
- сроки работ сопоставляются  с датой получения и датой  возврата или списания запасов;
- проверяется правильность  оформления первичных документов.
7. Фактическое наличие  имущества при инвентаризации  определяют путем обязательного  подсчета (взвешивания, обмера).
8. Данные заносятся в  инвентаризационные описи (акты). Описи (акты) заполняются чернилами  или шариковой ручкой четко  и ясно, без помарок и подчисток.  Исправление ошибок производится  во всех экземплярах описей  путем зачеркивания неправильных  записей и проставления над  зачеркнутыми записями правильных  записей. Исправления должны быть  оговорены и подписаны всеми  членами инвентаризационной комиссии  и материально ответственными  лицами.
9. Имущество, подлежащее  инвентаризации, указывается в описях  по наименованию (номенклатуре), оценивается  в стоимостном выражении и  в натуральных измерителях, принятых  в учете. 
10. Имущество, поступающее  во время инвентаризации, заносится  в отдельную инвентаризационную  опись как имущество, поступившее  во время инвентаризации. Одновременно  на приходном документе (приходный  ордер по форме М-4, акт по  форме М-7, акты по форме ОС-1, ОС-3) председателем инвентаризационной  комиссии (или по его поручению  – членом инвентаризационной  комиссии) делается отметка «После  инвентаризации» со ссылкой на  дату описи, в которую внесено  это имущество.
11. Не допускается вносить  в описи данные об остатках  ценностей со слов материально  ответственных лиц или по данным  учета без проверки их фактического  наличия.
12. По завершении инвентаризации  описи (акты) подписываются всеми  членами комиссии и материально  ответственным(ми) лицом(ами).
13. Для усиления контроля  над правильностью подсчета и  исключения ошибок следует проводить  контрольные проверки правильности  проведения инвентаризации. Контрольные  проверки проводятся по окончании  инвентаризации и подтверждают  достоверность данных о фактическом  наличии имущества, отраженных  в инвентаризационных описях.
Контрольные проверки следует  проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных  лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась  инвентаризация.
Результаты контрольных  проверок оформляются «Актом о контрольной  проверке правильности проведения инвентаризации ценностей» по форме ИНВ-24 и регистрируются в «Журнале учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций» (форма ИНВ-25).
Инвентаризация основных средств (балансовые счета 01, 02 и 03, забалансовый счет 011)
1. Инвентаризационная комиссия  проводит осмотр всех объектов  основных средств на предмет  их технического состояния и  пригодности к дальнейшей эксплуатации.
2. Проверяется правомерность  отнесения имущества к основным  средствам: срок полезного использования  должен быть не менее 12 месяцев  или обычного операционного цикла,  если он превышает 12 месяцев.
3. По объектам основных  средств, принадлежащих организации  на праве собственности, проверяется  наличие инвентарных карточек  по установленной форме:
- № ОС-6 на каждый отдельный  объект основных средств;
- № ОС-6а на группу  объектов основных средств;
- № ОС-6б для объектов  основных средств малых предприятий.
4. По объектам основных  средств, поступивших в организацию  в соответствии с договором  аренды, проверяется наличие копий  инвентарных карточек, переданных  арендодателем, или инвентарных  карточек, открытых арендатором. 
5. Проверяется правильность  заполнения инвентарных карточек (инвентарной книги). В инвентарных  карточках (инвентарной книге)  должны быть приведены основные  данные по объекту основных  средств: дата ввода в эксплуатацию, срок полезного использования;  способ начисления амортизации;  освобождение от начисления амортизации  (если имеет место); индивидуальные  особенности объекта, сведения  о реконструкции, о достройке,  о дооборудовании, о модернизации, о переоценке и др.
6. Проверяется правильность  формирования инвентарного объекта  основных средств. Инвентарным  объектом признается:
- объект со всеми приспособлениями  и принадлежностями;
- отдельный конструктивно  обособленный предмет, предназначенный  для выполнения определенных  самостоятельных функций;
- обособленный комплекс  конструктивно сочлененных предметов,  представляющих собой единое  целое и предназначенный для  выполнения определенной работы.
По группе основных средств  «Здания» инвентарными объектами являются:
- каждое отдельно стоящее  здание;
- здания, примыкающие друг  к другу и имеющие общую  стену (при этом каждое представляет  собой самостоятельное конструктивное  целое), считаются отдельными объектами; 
- наружные пристройки  к зданию, имеющие самостоятельное  хозяйственное значение;
- отдельно стоящие здания  котельных;
- надворные постройки  (склады, гаражи, ограждения, сараи,  заборы, колодцы и прочее).
В состав основного здания входят:
- помещения, встроенные  в здания, назначение которых  иное, чем основное назначение  здания, предназначенные для магазинов,  столовых, парикмахерских, ателье, пунктов  проката предметов культурно  - бытового назначения и хозяйственного  обихода, детских садов, яслей,  отделений связи, банков и других  организаций;
- коммуникации внутри  зданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельную  установку для отопления (если  последняя находится в самом  здании); внутренняя сеть водопровода,  газопровода и канализации со  всеми устройствами; внутренняя  сеть силовой и осветительной  электропроводки со всей осветительной  арматурой;внутренние телефонные  и сигнализационные сети; вентиляционные  устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты;
- фундаменты крупногабаритного  оборудования, сооруженные одновременно  со строительством здания.
По группе основных средств  «Сооружения» инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение (передаточное устройство) со всеми  устройствами, составляющими с ним  единое целое.
По группе основных средств  «Машины и оборудование» инвентарными объектами являются каждая отдельная  машина, аппарат, агрегат, установка и т.п., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент.
По группе основных средств  «Измерительные и регулирующие приборы  и устройства» инвентарными объектами  являются приборы и устройства, имеющие  самостоятельное значение.
По группе основных средств  «Вычислительная техника и оргтехника»  инвентарным объектом является каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для  выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо другой машины.
По группе основных средств  «Транспортные средства» инвентарным  объектом является каждый отдельный  объект со всеми приспособлениями и  принадлежностями к нему.
По группе основных средств  «Инструменты» инвентарным объектом является каждый отдельный инструмент, который не входит в состав станка, аппарата, машины и имеет самостоятельное  значение.
По группе основных средств  «Инвентарь производственный и хозяйственный» инвентарными объектами считаются  только те предметы, которые имеют  самостоятельное назначение и не являются частью какого-либо другого  объекта (столы, прилавки, ковры, бытовые  приборы и др.).
7. Проверяются объемы  капитальных вложений, связанных  с реконструкцией, модернизацией  и дооборудованием объектов основных  средств, в результате которых  должна быть увеличена их инвентарная  стоимость. Если в результате  выполненных работ изменилось  основное назначение объекта  основных средств, то он вносится  в опись под наименованием,  соответствующим новому назначению.
8. Сопоставляются результаты  переоценки, отраженные в инвентарной  карточке, с данными бухгалтерского  учета.
9. Проверяется соответствие  видов основных средств кодам  Общероссийского классификатора  основных фондов ОК-013-94, утвержденного  Постановлением Госстандарта РФ  от 26.12.1994 г. № 359.
10. Проверяется правильность  отнесения объектов основных  средств к амортизационным группам  в соответствии с Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 1 января 2002 г. №1 «О классификации  основных средств, включаемых  в амортизационные группы» (в  ред. постановлений Правительства  РФ от 09.07.2003 № 415, от 08.08.2003 № 476).
11. Уточняются нормы амортизационных  начислений по каждому объекту  основных средств. 
Амортизация материальных ценностей, учтенных на балансовом счете 03 «Доходные  вложения в материальные ценности», предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается  на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно.
12. Проверяется правильность  отражения в учете объектов  основных средств, находящихся  в собственности двух или нескольких  организаций. Такие объекты должны  отражаться каждой организацией  в составе основных средств  соразмерно ее доле в общей  собственности.
13. Проверяется наличие  свидетельства о государственной  регистрации на объекты недвижимости.
14. По основным средствам,  принятым в организацию по  договору аренды, проверяется:
• наличие договора аренды;
• наличие свидетельства  о государственной регистрации  аренды (по договорам, заключенным на срок более одного года);
• наличие акта приема-передачи;
• разрешение собственника имущества на субаренду (если это  имело место);
• использование по целевому назначению, определенному договором  аренды (субаренды);
• соответствие произведенных  капитальных вложений в арендованные основные средства условиям договора аренды (за счет арендатора или арендодателя).
Капитальные вложения в арендованные основные средства являются собственностью арендатора, если иное не предусмотрено  договором аренды. При этом арендатор  может передать произведенные капитальные  вложения арендодателю (при его согласии принять вложения на баланс).
Размер и необходимость  указанных затрат должны согласовываться  арендатором с арендодателем.
По имуществу, находящемуся в федеральной собственности, размер и необходимость указанных затрат согласовывается арендатором с  балансодержателем и утверждается арендодателем.
Перечень документов, необходимых  для подтверждения произведенных  затрат:
- акт приемки-передачи  нежилых помещений при передаче  в аренду, определяющий их техническое  состояние;
- сметная документация, утвержденная  в установленном порядке и  согласованная балансодержателем  и арендодателем, составленная  организацией, имеющей государственную лицензию на осуществление проектно-сметных работ;
- договор подряда;
- акт приемки выполненных  работ;
- платежные документы.
На сумму капитальных  затрат арендатор открывает инвентарную  карточку по форме ОС-6;
• порядок начисления амортизации.
Капитальные затраты на арендованные основные средства, подлежащие после  прекращения договора аренды передаче арендодателю, амортизируются ежемесячно арендатором в течение срока  аренды исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленных  арендодателем по объекту, на который  произведены указанные затраты.
Таким образом, к указанному объекту должны применяться нормы  амортизационных отчислений, соответствующие  нормам, применяемым к арендованному  объекту основных средств.
15. Проверяется наличие  документов, подтверждающих правомерность  нахождения федерального имущества  у организации на праве хозяйственного  ведения, оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования  и т.д. 
16. Проверяется наличие  свидетельства о внесении имущества,  являющегося федеральной собственностью  в реестр федерального имущества.
17. Проверяется наличие  паспорта объекта культурного  наследия.
18. Выявляются основные  средства, не пригодные к дальнейшей  эксплуатации и не подлежащие  восстановлению. Основные средства  заносятся в отдельную инвентаризационную  опись по форме ИНВ-1. Составляется  акт (произвольная форма), в котором  указывается дата ввода в эксплуатацию  и причины, приведшие эти объекты  в непригодность (порча, полный  износ и др.). Акт подписывают  все члены комиссии.
19. Выявляются ранее не  учтенные основные средства. Оценка  таких объектов производится  по рыночной стоимости, а сумма  износа определяется по техническому  состоянию объектов с обязательным  оформлением соответствующих актов. 
20. Основные средства, которые  в момент инвентаризации находятся  вне места нахождения организации  (морские и речные суда, железнодорожный  подвижной состав, автомашины в  дальних рейсах; отправленные в  капитальный ремонт машины и  оборудование и т.п.), инвентаризуются  до момента временного их выбытия.
21. Инвентаризационные описи  по форме ИНВ-1 составляются отдельно  на основные средства, учтенные  на счете 01 «Основные средства»,  и на основные средства, учтенные  на счете 03 «Доходные вложения  в материальные ценности». Кроме  того, описи составляются отдельно  по группам основных средств  (производственного и непроизводственного  назначения) по каждому месту  хранения.
22. Однотипные объекты  основных средств одинаковой  стоимости, поступившие одновременно, числившиеся за одним материально  ответственным лицом и учитываемые  на типовой инвентарной карточке  группового учета (форма ОС-6а), в описях приводятся по наименованиям  с указанием количества этих  объектов.
23. Составляются отдельные  описи на основные средства, принятые  в аренду и учитываемые на  забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства». Описи составляются в количестве трех экземпляров по каждому арендодателю с указанием срока аренды.
24. После заполнения описей  один экземпляр передается в  бухгалтерию для заполнения графы  «По данным бухгалтерского учета»  и составления сличительной ведомости,  второй экземпляр остается у  материально ответственного(ых) лица(лиц), третий экземпляр описи по  арендованным объектам основных  средств высылают в адрес арендодателя.
25. При выявлении отклонений  от данных бухгалтерского учета  составляются сличительные ведомости  результатов инвентаризации основных  средств по форме ИНВ-18. На арендованные  объекты основных средств составляются  отдельные сличительные ведомости.
Ведомости составляются в  двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному(ым) лицу (лицам).
Инвентаризация земель
Исходными материалами для  проведения инвентаризации земель служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
При проведении инвентаризации:
• проверяется соответствие документов, удостоверяющих права юридических  лиц на землю, фактическому использованию  земельных участков;
• выявляются неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
• выявляется наличие нарушенных и отработанных земель, подлежащих рекультивации.
• устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а  также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.
По результатам проведенной  инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим  материалом, данными по вычислению площадей.
Инвентаризация земель населенных пунктов производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным Постановлением СМ РФ от 12.07.1993 г. №659.
Нематериальные активы (балансовые счета 04 и 05)
1. Проверяется состав  нематериальных активов. К нематериальным  активам могут быть отнесены:
• объекты интеллектуальной собственности (исключительное право  на результаты интеллектуальной деятельности):
- исключительное право  патентообладателя на изобретение,  промышленный образец, полезную  модель;
- исключительное авторское  право на программы для ЭВМ,  базы данных;
- право пользования на  программы ЭВМ и базы данных, приобретенных до 1 января 2001 года;
- имущественное право  автора или иного правообладателя  на топологии интегральных микросхем; 
- исключительное право  владельца на товарный знак  и знак обслуживания, наименование  места происхождения товаров; 
- исключительное право  патентообладателя на селекционные  достижения;
- права на «ноу-хау», приобретенные  до 1 января 2001 года;
• деловая репутация организации;
• организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
2. Проверяются документы,  подтверждающие права на нематериальные  активы:
• по нематериальным активам, приобретенным за плату, необходимы договоры об уступке прав, договоры о передаче прав на использование (по нематериальным активам, приобретенным  до 1 января 2001 года), акты приема-передачи;
• по нематериальным активам, разработанным специалистами организации  или с привлечением сторонних  организаций (физических лиц) по договору подряда, необходимо иметь документальное подтверждение выполнения работ  по созданию объекта нематериального  актива (договоры подряда, акты приема-передачи, локальные акты организации о  затратах, связанных с созданием  нематериального актива).
Нематериальные активы считаются  созданными в случае, если:
- исключительное право  на результаты интеллектуальной  деятельности, полученные в порядке  выполнения служебных обязанностей  или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации - работодателю;
- исключительное право  на результаты интеллектуальной  деятельности, полученные автором  (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем,  принадлежит организации - заказчику;
- свидетельство на товарный  знак или на право пользования  наименованием места происхождения  товара выдано на имя организации.
3. Проверяется наличие  государственной регистрации на  объекты интеллектуальной собственности.
4. Проверяется наличие  карточек учета нематериальных  активов по форме НМА-1 и правильность  их ведения.
5. Проверяется правильность  формирования инвентарного объекта  нематериальных активов.
Инвентарным объектом считается  совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в  производстве продукции, выполнении работ  или оказании услуг либо использовании  для управленческих нужд организации.
6. Проверяется правильность  формирования первоначальной стоимости  нематериальных активов:
• первоначальная стоимость  нематериальных активов, приобретенных  за плату, определяется как сумма  фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную  стоимость и иных возмещаемых  налогов (кроме случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации).
Фактические расходы формируются  в соответствии с п.6 ПБУ 14/2000;
• первоначальная стоимость  нематериальных активов, созданных  самой организацией, определяется как  сумма фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные  материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные  пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением  налога на добавленную стоимость  и иных возмещаемых налогов (кроме  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации).
7. Проверяется правильность  установления срока полезного  использования и метод начисления  амортизации в соответствии с  нормативными документами и учетной  политикой организации.
По нематериальным активам, срок полезного использования которых  невозможно определить, нормы амортизационных  отчислений устанавливаются в расчете:
- на десять лет (но  не более срока деятельности  организации) по приобретенным  (созданным) до 01.01.2001 г.;
- на двадцать лет (но  не более срока деятельности  организации) по приобретенным  (созданным) после 01.01.2001 г.
8. Проверяется правильность  начисления амортизации в соответствии  с учетной политикой организации  и Положением по бухгалтерскому  учету «Учет нематериальных активов»  ПБУ 14/2000.
9. При выявлении нематериальных  активов, не отраженных в бухгалтерском  учете, комиссия должна включать  их в инвентаризационную опись.
10. Заполняются инвентаризационные  описи по форме ИНВ-1а в количестве  двух экземпляров. Один экземпляр  передается в бухгалтерию для  заполнения графы «По данным  бухгалтерского учета», второй экземпляр  остается у лица, ответственного  за сохранность документов, удостоверяющих  право организации на нематериальные  активы.
11. При наличии расхождений  фактического наличия нематериальных  активов с данными бухгалтерского  учета бухгалтер заполняет сличительную  ведомость по форме ИНВ-18. При  этом графы 3, 8, 10 не заполняются.
12. Сличительная ведомость  результатов инвентаризации нематериальных  активов по форме ИНВ-18 составляется  в двух экземплярах, один из  которых хранится в бухгалтерии,  второй – передается лицу, ответственному  за сохранность документов, удостоверяющих  право организации на нематериальные  активы.
Оборудование к установке (балансовый счет 07)
1. Инвентаризационная (рабочая)  комиссия выявляет все оборудование, требующее монтажа, по местам  нахождения и по материально  ответственным лицам.
2. Проверяется правомерность  отнесения имущества к оборудованию, требующему монтажа.
К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое  может быть введено в действие только после:
- сборки отдельных его  частей;
- установки на фундаменты  и опоры;
- выполнения электромонтажных  и пусконаладочных работ.
3. Проверяется правильность  формирования фактических затрат  на приобретение оборудования (суммы,  уплаченные по договору поставщику, транспортные расходы, таможенные пошлины, консультационные услуги, комиссионные вознаграждения и т.п.).
4. Заполняются инвентаризационные  описи по форме ИНВ-3 в двух  экземплярах. 
После заполнения описей один экземпляр передается в бухгалтерию  для заполнения графы «По данным бухгалтерского учета».
5. В случае наличия  расхождений между фактическим  наличием оборудования, требующего  монтажа, и данными бухгалтерского  учета составляется сличительная  ведомость по форме ИНВ-19 в  двух экземплярах. Один экземпляр  остается в бухгалтерии, второй  экземпляр остается у материально  ответственного(ых) лица(лиц).
Вложения во внеоборотные активы (балансовый счет 08)
1. Инвентаризационная комиссия  проверяет правомерность отнесения  затрат в состав капитальных  вложений на основании документов, подтверждающих произведенные расходы.
Капитальные вложения подразделяются на средства, направляемые:
• на приобретение объектов основных средств по договорам купли-продажи;
• на строительство объектов основных средств с привлечением подрядчиков или собственными силами (хозспособ).
2. Проверяется наличие  лицензий на проведение строительно-монтажных  работ.
3. Проверяется соблюдение  нормативных сроков на строительство  объектов основных средств в  соответствии с проектно-сметной  документацией.
4. Сопоставляются фактически  произведенные затраты и затраты,  предусмотренные проектно-сметной  документацией по видам работ  в разрезе каждого титула.
Объектом бухгалтерского учета у застройщика (заказчика) являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных  видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство.
Затраты застройщика (заказчика) на строительство объекта складываются из следующих расходов, связанных  с его возведением:
- затраты на строительные  работы;
- затраты на приобретение  оборудования;
- затраты на работы  по монтажу оборудования;
- прочие капитальные затраты.
5. Выявляется оборудование, переданное в монтаж, но фактически  не начатое монтажом. Такое оборудование  не должно числиться в составе  незавершенного капитального строительства.
6. Выявляются объекты  по каждому титулу:
- не завершенные строительством;
- законсервированные и  временно прекращенные строительством. Проверяется техническое состояние  объектов. По этим объектам необходимо  выявить причины и основание  для их консервации (решения  федеральных органов государственной  власти, исполнительных органов  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления);
- завершенные строительством, но по каким-либо причинам не  введенные в эксплуатацию. Необходимо  выяснить причины задержки оформления  сдачи в эксплуатацию указанных  объектов;
- проектно - изыскательские  работы по неосуществленному  строительству. Выясняются причины  прекращения строительства и  данные о характере выполненных  работ и их стоимости.
Затраты застройщика (заказчика) по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным  подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе  незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию. При этом проверяется соответствующая техническая  документации (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ  на объектах строительства и другая документация.
7. Определяется степень  завершенности строительства:
• начальная стадия строительства  соответствует следующему уровню организации  подготовительных и строительно-монтажных  работ (от 0% до 15% выполнения):
- завершены изыскательские  и проектные работы;
- определены поставщики  оборудования и материалов;
- выполнены работы по  временным зданиям и сооружениям  в рамках проекта;
• средняя стадия строительства  соответствует следующему уровню организации  подготовительных и строительных работ (от 15% до 50% выполнения):
- завершены изыскательские  и проектные работы;
- начаты и продолжаются  поставки оборудования и материалов;
- начаты и практически  закончены работы по возведению  стен и конструкции крыши;
- выполнены работы по  временным зданиям и сооружениям  в рамках проекта;
- начаты работы по монтажу  технологического оборудования  и внутренних систем;
• высокая стадия строительства  соответствует следующему уровню организации  строительно-монтажных работ на объекте (от 50% до 75% выполнения):
- завершены изыскательские  и проектные работы;
- начаты и продолжаются  поставки оборудования и материалов;
- закончены работы по  возведению стен и конструкции  крыши;
- выполнены работы по  временным зданиям и сооружениям  в рамках проекта;
- работы по монтажу  технологического оборудования  и внутренних систем выполнены  в пределах 50 - 75%;
- начаты отделочные работы;
• завершающая стадия строительства  соответствует следующему уровню организации  строительно-монтажных работ на объекте (от 75% до 99% выполнения):
- завершены изыскательские  и проектные работы;
- закончены поставки оборудования  и материалов;
- закончены работы по  возведению стен и конструкции  крыши;
- выполнены работы по  временным зданиям и сооружениям  в рамках проекта;
- завершаются работы по  монтажу технологического оборудования  и внутренних систем;
- отделочные работы на  объекте выполнены в пределах 50 - 99%;
- начаты пусконаладочные  работы на объекте.
8. Инвентаризационная комиссия  заполняет акты инвентаризации  незаконченных строительством работ  без заполнения графы «По данным  бухгалтерского учета» отдельно  по объектам:
- не завершенным строительством;
- законсервированным и  временно прекращенным строительством;
- завершенным строительством, но по каким-либо причинам не  введенным в эксплуатацию;
- на проектно - изыскательские  работы по неосуществленному  строительству.
Акты заполняются в  количестве двух (трех) экземпляров. Один экземпляр передается в бухгалтерию  для заполнения графы «По данным бухгалтерского учета», второй экземпляр  остается у лица, ответственного за ведение учета капитальных вложений, третий (если это имело место) передается подрядчику.
9. В случае расхождений  фактического наличия с данными  бухгалтерского учета бухгалтер  составляет сличительные ведомости  в количестве двух экземпляров.  Один экземпляр остается в  бухгалтерии, второй экземпляр  передается лицу, ответственному  за ведение учета капитальных  вложений, третий (если это имело  место) передается подрядчику.
Финансовые вложения (балансовый счет 58)
Инвентаризации финансовых вложений должна предшествовать инвентаризация денежных средств и расчетов.
1. Инвентаризационная (рабочая)  комиссия получает инвентаризационные  описи по форме № ИНВ-16 (далее  по тексту – опись) по два  экземпляра на каждый вид финансовых  вложений:
2. Проверяется состав  финансовых вложений.
К финансовым вложениям относятся:
- государственные и муниципальные  ценные бумаги;
- ценные бумаги других  организаций, в том числе долговые  ценные бумаги, в которых дата  и стоимость погашения определена (облигации, векселя);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций  (в том числе дочерних и зависимых  хозяйственных обществ);
- предоставленные другим  организациям займы;
- депозитные вклады в  кредитных организациях;
- дебиторская задолженность,  приобретенная на основании уступки  права требования, и пр.
3. Проверяется правомерность  отнесения активов к финансовым  вложениям.
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:
• наличие надлежащим образом  оформленных документов, подтверждающих существование права у организации  на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
• переход к организации  финансовых рисков, связанных с финансовыми  вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
• способность приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой  продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при  погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости  и т.п.).
4. Последовательно анализируется  каждый вид инвентаризируемого  финансового вложения, определяется  сумма, числящаяся на соответствующем  счете бухгалтерского учета.
5. Проверяется фактическое  наличие ценных бумаг. При проверке  фактического наличия ценных  бумаг устанавливается правильность  их оформления, реальность стоимости,  сохранность, своевременность и  полнота отражения в бухгалтерском  учете полученных по ним доходов.
6. По ценным бумагам,  сданным (принятым) на хранение, производится  сверка остатков сумм, числящихся  на соответствующих счетах организации  (например, счет 58.2.1 «Ценные бумаги, переданные на ответственное  хранение» и забалансовый счет 012 «Ценные бумаги, принятые на  ответственное хранение»), с данными  выписок специальных организаций  (банков, депозитариев и др.).
7. Ценные бумаги, не принадлежащие  организации на праве собственности,  хозяйственного ведения или оперативного  управления, но находящиеся в  ее пользовании или распоряжении  в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре.
6. Проверяется правильность  ведения книги учета ценных  бумаг.
7. Сопоставляется учетная  стоимость финансовых вложений  с рыночной оценкой на дату  инвентаризации с целью выявления  возможности погашать возникшие  убытки за счет ранее созданных  резервов либо принимать решение  о создании резерва под обесценение  вложений.
8. Проверяются финансовые  вложения в уставные капиталы  других организаций. Финансовые  вложения должны быть подтверждены  документально. Проверяются учредительные  договоры, акты приема-передачи, инвестиционные  сертификаты.
9. Проверяются займы, предоставленные  другим организациям (договоры займа,  платежные документы).
10. Проверяется правильность  формирования первоначальной стоимости  в соответствии с разделом 2 ПБУ  19/02.
11. Данные о фактическом  наличии финансовых вложений  заносятся в описи.
Материально – производственные запасы (балансовые счета 10, 41, 43)
1. Инвентаризационная (рабочая)  комиссия проверяет фактическое  наличие материально-производственных  запасов путем обязательного  пересчета (перемеривания или  перевешивания).
2. Материально-производственные  запасы пересчитываются в порядке  расположения ценностей в данном  помещении по методу «слева  направо и сверху вниз».
3. Если инвентаризация  имущества проводится в течение  нескольких дней, то помещения,  где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
4. При длительном проведении  инвентаризации в исключительных  случаях и только с письменного  разрешения руководителя и главного  бухгалтера организации в процессе  инвентаризации материально-производственные  запасы могут отпускаться материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в  отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется  опись по аналогии с документами  на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению  члена комиссии.
5. При большом количестве  материально-производственных запасов,  когда инвентаризация не может  быть завершена в течение одного  дня, члены инвентаризационной  комиссии заполняют форму ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык». Ярлык  заполняется в одном экземпляре  и хранится вместе с пересчитанными  товарно-материальными ценностями  по месту их нахождения.
Если товарно-материальные ценности находятся в разных помещениях, то после проведения инвентаризации вход в каждое помещение опечатывается.
После того, как все материально-производственные запасы в месте их хранения будут  пересчитаны, члены инвентаризационной комиссии собирают ярлыки для заполнения описи по форме ИНВ-3.
6. Выявляются материально-производственные  запасы, не пригодные к дальнейшему  использованию, которые заносятся  в отдельные инвентаризационные  описи. Составляется акт (произвольная  форма), в котором указываются  причины, приведшие к порче  материально-производственных запасов.  Акт подписывают все члены  комиссии и материально ответственное  лицо.
7. Выявляются неотфактурованные  поставки. Неотфактурованными поставками  считаются поступившие материальные  запасы, на которые отсутствуют  расчетные документы.
8. Уточняются остатки  товарно-материальных ценностей,  числящихся на счетах на дату  предоставления последнего материального  отчета.
9. Выявляются количество  и стоимость товарно-материальных  ценностей, которые в момент  инвентаризации находятся в пути. Составляется «Акт инвентаризации  товарно–материальных ценностей,  находящихся в пути» (форма  ИНВ-6).
Акт составляется в двух экземплярах на основании документов, подтверждающих нахождение товарно-материальных ценностей в пути. Один экземпляр  передается в бухгалтерию, а второй остается в комиссии.
10. Выявляются товарно-материальные  ценности отгруженные, но не  оплаченные. Составляется «Акт инвентаризации  товарно-материальных ценностей  отгруженных» (форма ИНВ-4).
При этом форма ИНВ-4 заполняется  отдельно:
- на товарно-материальные  ценности отгруженные, срок оплаты  которых не наступил;
- на товарно-материальные  ценности отгруженные, но не  оплаченные покупателями в срок;
- на товарно-материальные  ценности отгруженные, право собственности  на которые к покупателю переходит  в особом порядке (при использовании  балансового счета «Товары отгруженные»).
В графе 16 «Примечание» по каждой отдельной отгрузке приводится наименование покупателя. Данные сверяются с инвентаризацией  расчетов с поставщиками (счет 60) и  количеством отгруженных товаров (счет 45).
В случае перехода права  собственности на отгруженные товарно-материальные ценности в особом порядке данные для заполнения графы 13 пересчитываются  в договорные, контрактные цены.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, второй экземпляр  остается у материально ответственного(ых) лица (лиц).
11. Выявляются товарно-материальные  ценности, принятые на ответственное  хранение. Проверяются договоры, первичные  документы, подтверждающие ответственное  хранение, акты сверки с поклажедателями  и др.
12. Составляется инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей,  принятых на ответственное хранение (форма ИНВ-5).
Опись составляется в двух экземплярах. Один экземпляр описи  передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного(ых) лица (лиц).
Драгоценные металлы, драгоценные  камни, природные алмазы и изделия  из них
13. Выявляются товарно-материальные  ценности, содержащие драгоценные  металлы, драгоценные камни, природные  алмазы и изделия из них,  во всех местах хранения и  непосредственно в производстве.
14. Заполняются инвентаризационные  описи:
- по форме ИНВ-8. В акт  заносятся данные по драгоценным  металлам, содержащимся в изделиях;
- по форме ИНВ-9. В акт  заносятся данные по драгоценным  камням, содержащимся в изделиях;
- по форме ИНВ-8а. В  акт заносятся данные по количеству  драгоценных металлов, содержащихся  в деталях, полуфабрикатах, сборочных  единицах (узлах), оборудовании, приборах  и других изделиях.
15. При автоматизированной  обработке данных по учету  инвентаризации формы выдаются  комиссии на бумажных и машинных  носителях информации с заполненными  графами:
- с 1 по 5 формы N ИНВ-8;
- с 1 по 9 формы N ИНВ-8а;
- с 1 по 8 формы N ИНВ-9.
Ответственные лица комиссии путем обязательного взвешивания  и подсчета драгоценных металлов, камней, природных алмазов и изделий  из них определяют фактическое наличие  и заполняют:
- графы с 6 по 11 формы  N ИНВ-8;
- графы с 9 по 12 формы  N ИНВ-9;
- графы с 10 по 17 формы  N ИНВ-8а.
Незавершенное производство (балансовый счет 20, 21, 23)
1. Проверяется соответствие  метода оценки незавершенного  производства учетной политике  организации.
В зависимости от специфики  и особенностей производства используются следующие методы оценки незавершенного производства:
• метод позаказный –  незавершенное производство принимается  в размере затрат на незаконченные  заказы.
Используется в мелкосерийном  производстве однотипных изделий, при  выполнении монтажных, ремонтных и  других работ.
Учет затрат ведется по заказам;
• метод попередельный  бесполуфабрикатный – незавершенное  производство оценивается по прямым затратам.
Используется в массовом и крупносерийном производстве, где  сырье проходит несколько фаз  обработки (переделов) при условии, что продукция каждого отдельного передела не реализуется на сторону.
Себестоимость конечного  продукта равна сумме затрат всех переделов;
• метод попередельный  полуфабрикатный - незавершенное производство оценивается по прямым затратам.
Используется в массовом и крупносерийном производстве, где  сырье проходит несколько фаз  обработки (переделов) при условии, что продукция каждого отдельного передела реализуется на сторону.
Определяется себестоимость  продукции каждого передела;
• метод нормативный - незавершенное  производство оценивается по нормативной (плановой) себестоимости с учетом индекса изменения норм.
Используется в массовом и крупносерийном производстве в  отраслях обрабатывающей промышленности.
Составляется нормативная  калькуляция по действующим на начало месяца нормам с расчетом отклонений от этих норм в конце месяца. Анализируются причины отклонений для принятия управленческого решения;
• метод простой (попроцесный) – незавершенное производство отсутствует.
Используется в организациях, вырабатывающих однородную продукцию.
Себестоимость всей выпущенной продукции определяется суммированием  производственных расходов за отчетный период. Себестоимость единицы продукции  определяется делением суммы всех затрат на количество продукции (работ, услуг).
2. Определяется фактическое  наличие заделов (деталей, узлов,  агрегатов) и незаконченных изготовлением  и сборкой изделий, находящихся  в производстве.
3. Определяется фактическая  комплектность незавершенного производства (заделов).
4. Составляются и анализируются  карты отпуска материалов в  производство по дням производственного  цикла, которые позволяют обнаружить  нерациональное расходование оборотных  средств организации.
5. Выявляется остаток  незавершенного производства по  аннулированным заказам, а также  по заказам, выполнение которых  приостановлено.
6. Выявляются непроизводственные  расходы и потери, которые включаются  в себестоимость незавершенного  производства в размере, не  превышающем плановые нормы.
7. Заполняются описи:
• отдельно по каждому обособленному  структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема;
• отдельно на сырье, материалы  и покупные полуфабрикаты, находящиеся  у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке;
• отдельно на забракованные  детали.
8. По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную  массу или смесь сырья (в  соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных  ведомостях приводятся два количественных  показателя, входящих в его состав:
• количество этой массы  или смеси
• количество сырья или  материалов (по отдельным наименованиям). Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами  в порядке, установленном отраслевыми  инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг).
Брак в производстве (счет 28)
1. Выявляются и пересчитываются  бракованные изделия:
- по отдельным подразделениям  организации;
- по видам продукции;
- по статьям расходов;
- по причинам;
- по виновникам брака.
Брак в производстве подразделяется:
• по месту обнаружения:
- на внутренний брак, выявленный  на предприятии до отправки  продукции покупателю;
- на внешний брак, выявленный  покупателем;
• по возможности исправления (как для внутреннего, так и  для внешнего):
- на исправимый – брак, который можно исправить;
- на неисправимый (окончательный)  – брак, который невозможно исправить  или исправление которого экономически  нецелесообразно.
2. Проверяются потери  от брака продукции, включаемые  в себестоимость того изделия,  по которому обнаружен брак.
3. Проверяются потери  от брака по индивидуальным  и мелкосерийным заказам. Потери  от брака включаются в незавершенное  производство этого заказа при  условии, что данный заказ еще  не закончен производством. 
4. Проверяется документальное  оформление обнаруженного брака.  Брак оформляется:
- либо актом, в котором  указываются затраты на брак  и сумма потерь;
- либо первичными документами  по учету выработки, где предусматриваются  специальные показатели: количество  годной и бракованной продукции,  статьи калькуляции неисправного  брака и суммы, подлежащие удержанию  с виновных лиц.
5. Проверяются расходы  по исправлению:
• внутреннего исправимого  брака:
- материальные затраты  (стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов);
- затраты на оплату  труда;
- отчисления на социальные  нужды;
- прочие затраты (доля  общепроизводственных расходов, расходов  по содержанию и эксплуатации  машин и оборудования, приходящаяся  на забракованную продукцию, определяемая  по той же методике, которая  закреплена в учетной политике  и принимается на предприятии  для распределения этих расходов  между произведенной продукцией).
• внутреннего неисправимого  брака:
- себестоимость вычитается  из общей себестоимости продукции  по тем же статьям, по которым  ранее в нее была включена. Забракованная продукция, которая  не подлежит исправлению, изымается  из производства.
6. Проверяются расходы  по потерям от брака, подлежащие  взысканию с работников, виновных  в браке:
- по исправимому браку  – стоимость исправления;
- по неисправимому браку  – стоимость материалов за  вычетом отходов, сумма основной  заработной платы. При этом  следует учитывать требования  ст.137 и ст.138 ТК РФ.
7. Заполняются инвентаризационные  описи в количестве двух экземпляров:  один экземпляр передается в  бухгалтерию для заполнения сличительной  ведомости, второй экземпляр остается  у материально ответственного  лица.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов (счета 50, 51, 52, 55, 57)
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.
Инвентаризация денежных средств в кассе и денежных документов
1. Инвентаризационная комиссия  получает два экземпляра описи  по форме № ИНВ-15.
2. Материально ответственное  лицо дает расписку о сдаче  приходных и расходных документов  в бухгалтерию и оприходовании  и списании денежных средств,  поступивших под его ответственность.  Текст расписки приведен в  описи.
3. Проверяется фактическое  наличие денежных знаков путем  полного пересчета наличных денег.  Иностранная валюта пересчитывается  в рубли по курсу на дату  проведения инвентаризации по  каждому виду валюты. Данные подсчета  заносятся в опись по видам  валют (рубли, долл. США, евро  и др.).
4. Проверяется фактическое  наличие денежных документов (почтовые  марки, марки государственной  пошлины, вексельные марки, оплаченные  путевки в дома отдыха и  санатории, оплаченные авиабилеты  и др.). Денежные документы пересчитываются  и записываются в опись по  каждому виду денежных документов.
5. Проверяется фактическое  наличие ценных бумаг. Данные  об их общей стоимости по  номиналу записываются в опись  № ИНВ-15 (данные по видам ценных  бумаг заносят в опись №  ИНВ-16 при инвентаризации счета  58 «Финансовые вложения»).
6. В опись № ИНВ-15 заносятся  учетные данные по счету 50 «Касса». 
7. Фактическое наличие  сопоставляется с данными бухгалтерского  учета по видам денежных средств: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная  касса», 50-3 «Денежные документы»  и др.
8. Определяется результат  инвентаризации.
Инвентаризация денежных средств в пути
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем  сверки сумм, числящихся на счете 57 «Переводы  в пути», с данными квитанций  учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка  и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся на счетах в  банках
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных  счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих  счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация бланков  строгой отчетности (забалансовый счет 006)
1. Проверяется фактическое  наличие бланков документов строгой  отчетности (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных  документов и т.п.). Подсчет производится  по видам бланков с учетом  начальных и конечных номеров  тех или иных бланков, а также  по каждому месту хранения  и материально ответственным  лицам. Стоимость бланков по  принятой в организации условной  оценке заносится в опись по  форме № ИНВ-16.
2. Показатель графы 10 описи  сравнивается с остатком на  дату инвентаризации забалансового  счета 006 «Бланки строгой отчетности»,  предназначенного для обобщения  информации о наличии и движении  находящихся на хранении и  выдаваемых под отчет бланков  документов строгой отчетности.
3. Акты по форме №  ИНВ-16 оформляются в двух экземплярах:  один экземпляр акта передается  в бухгалтерию организации, второй  остается у материально ответственного  лица.
При автоматизированной обработке  данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10. В  описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой  отчетности.
Инвентариз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.