На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иван III как государственный деятель

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 
 
Кафедра государственного и муниципального управления
 
Курсовая работа
 
Иван III  как государственный деятель.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                               Выполнил студент  III курса
                                                               Гр. 3105  факультета ГиМУ  
                                                               Чирич М. Ю.  
                                                               Проверил: д. ист. н, проф Ежова Г. В.                                                                                                .                                                              Дата сдачи:_________
                                                               Оценка: ________ 
                                                               Подпись руководителя: _________
 
 
г. Санкт-Петербург
2012г.
Содержание.
Введение……………………………………………..…….3
Глава I. Внутренняя политика Ивана III…………..…5
1.1 Собирание земель вокруг Москвы……………..6
             1.2 Боярская Дума при Иване III……………...…..13
1.3 Единый свод законов Ивана III………….……16
 
Глава II. Внешняя политика «Государя всея Руси»….
2.1 Софья Палеолог и ее влияние на укрепление
власти  Ивана III…………………..…... ………..…21
2.2 Свержение татаро-монгольского ига. ………...24
2.3 Пограничные войны с Литвой ……………...…28
 
Заключение……………………………………………….32
Список источников и  литературы. ………………...…34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
Что необходимо человеку для благополучной и  счастливой жизни? Стабильность в жизни, семья, трудовая деятельность, всё то, что может обеспечить достойный  уровень жизни. Во всём этом нам, как  гражданам, должно помогать государство. Значит и государство должно быть крепким, мощным и иметь возможность  реализовать возможности своего народа. Столь сильным государством нужно уметь грамотно управлять. Такие выводы можно делать сейчас в XXI веке, когда наша страна прошла большой путь по дороге государственных преобразований и различных политических идей и управленческих революций . Но как раньше, когда наше государство только складывалось и практически не имело правовых основ, государи выполняли свои управленческие функции, реализовывали свою власть и закладывали фундамент современного общества? В этом мы и постараемся разобраться в этой курсовой работе. А если быть точнее, разберем личность государя Ивана III, который «принял государство в час нелегкий» и с помощью своей дипломатии поднял наше государство на уровень Великой Державы. Политический портрет этого человека довольно загадочен и противоречив, ведь именно в этом и состоит интерес изучения его деятельности как государя. Проблема возникновения в России сильной государственной власти, соотношения    государственного интереса и личного в наши бурные дни имеет не только академическое значение. И логические мостики от прошлого к настоящему прослеживаются довольно четко.
  Во все времена единое сильное государство – было целью любого правителя. Множество отдельных княжеств, каждое со своей удельной политикой и амбициями, никоим образом не способствуют ни развитию культуры и экономики, ни обороноспособности каждое в отдельности. Это на своем горьком опыте познали многие народы и государства. Объединение разрозненных княжеств, создание единого государства, объединение русского народа – эту миссию взял на себя государь Иван Васильевич III. Актуальность выбранной темы обусловлена большим вкладом Ивана III в становлении России и государственной власти в стране. Так укрепление позиций Ивана III внутри государства сопутствовало укрепление у русского населения своего национального единства. Чтобы убедиться в том, что Иван как великий и хитрый монарх не имеет никаких страстей в политике, кроме добродетельной любви к прочному благу своего народа, необходимо изучить его внутреннюю и внешнюю политику, а также военные походы и личные качества как полководца, законодателя и политика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Внутренняя политика Ивана III.
Задача, стоявшая перед Иваном III при  проведении его национальной политики, имела две стороны: во-первых, он должен был присоединить к Москве до сих пор независимые русские  государства, а во-вторых, ограничить власть своих братьев и других удельных князей. Как нам известно, он при любой возможности избегал  скоропалительных решений, предпочитая  продвигаться постепенно и концентрировать  внимание в каждый отдельный момент на одной конкретной проблеме. Поэтому  процесс объединения Великороссии продолжался весь период правления  Ивана III, а некоторые менее значительные задачи были даже оставлены для решения  его сыну и преемнику Василию III.1
 
Напомним, что в 1462 г. - году восшествия Ивана III на престол - Великороссия была еще далека от политического единства. Кроме Великого княжества Московского существовало еще два великих княжения (тверское и рязанское), два княжества (Ярославль и Ростов) и три города-республики (Новгород, Псков и Вятка).
 
Само Великое княжество Московское тоже не было полностью единым. Хотя отец Ивана III, Василий II, конфисковал  уделы Дмитрия Юрьевича Шемяки (Галич  в Костромской земле), Ивана Андреевича Можайского и Василия Ярославовича Боровского, он согласился оставить князя  Михаила Андреевича в Верее и  Белоозере править там в качестве великокняжеского вассала ("младшего брата"). Михаил обращался к Василию II как к своему господину и "старшему брату".
 
 
 
1.1 Собирание земель вокруг Москвы.
К началу правления Ивана III великое княжество Московское было самым крупным, но не единственным. За четверть века московский князь существенно изменил политическую карту Северо-восточной Руси, присоединив огромные территории. Для средневековых темпов развития это был подлинный взрыв в политических отношениях, превращавший Ивана III в глазах подданных в государя всея Руси.
 Идя по тому же пути феодального развития,  что и вся русская земля,  Господин Великий Новгород жил своей особой жизнью.  Он управлялся боярской олигархией,  использовавшей в своих интересах вече – народное собрание,  пережиток старых,  дофеодальных и  раннефеодальных  времен. Важнейшие  должности посадских и тысяцких были привилегией немногочисленных боярских родов, постоянно соперничавших между собой.    .  На бескрайних просторах Новгородской земли,  протянувшейся  до самого Белого моря,  жили в своих погостах неполноправные смерды. Они не имели голоса на вечевых собраниях, но именно они кормили огромный город,  доставляли богатство феодалам, несли на своих плечах все повинности в пользу республики,  от которых  были  освобождены свободные граждане. Новгородское боярство захватило землю смердьих общин и превратило ее в свои вотчины.  Посадники и тысяцкие и  послушное им вече санкционировали эти захваты.
Вся эта сложившаяся на протяжении веков политическая  и  экономическая организация,  крепкая своими традициями, своим богатством, хотя подточенная изнутри неизбежно растущими противоречиями,  противостояла власти великого князя Московского.
Все договоры,  заключенные ранее,  не решали конкретных  вопросов московско-новгородских  отношений.  признав  формально власть великого князя, новгородское боярство и не думало менять свою политику.
 
 
Подчинение Новгорода.
Мы знаем, что в последнее  время самостоятельной новгородской жизни в Новгороде шла постоянная вражда между лучшими и меньшими  людьми. Часто переходя в открытые усобицы, эта вражда ослабляла Новгород и делала его легкой добычей для сильных соседей Новгорода - Москвы и  Литвы.  Все  великие  московские князья старались взять Новгород под свою руку и держать там своих служилых князей в качестве московских наместников.  Не  раз  за неповиновение новгородцев великим князьям москвичи ходили войной на Новгород, брали с него откуп (контрибуцию) и обязывали Новгородцев к послушанию. Когда Василий Темный окончательно победил Шемяку,  Шемяка укрылся в Новгороде, за это Василий разгромил Новгород и  принудил новгородцев присягнуть в том,  что Новгород будет ему послушным и не будет принимать никакого из враждебных ему князей.  Притязания  Москвы  на  Новгород заставляли новгородцев искать защиты у литовских великих князей;  а те со своей стороны,  старались при  всякой возможности подчинить себе новгородцев, и брали с них такие же откупы, что и Москва,  но в общем плохо помогали против  Москвы.  Поставленные между двух страшных врагов,  новгородцы пришли к убеждению в том,  что они сами не могут охранять и поддерживать  свою  независимость  и  что только постолный союз с кем либо из соседей может продлить существование Новгородского государства.  В Новгороде образовались  две  партии: одна  - за соглашение с Москвой,  другая - за соглашение с Литвой.  За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре. Простые новгородцы  видели в Московском князе православного и русского государя,  а в Литовском - католика и гужака. Предаться из подчинения Москве в  подчинение  Литве значило для них изменить своей вере и народности. Бояре же новгородские,  во главе с семьей Барецких,  ожидали от Москвы полного разрушения старого новгородского строя и мечтали сохранить его именно в союзе с Литвой.  В 1471 году Новгород, руководимый партией Барецких,  заключил с Литовским князем и королем  Польским Каземиром  Михайловичем  союзный договор,  по которому король обязался защищать Новгород от Москвы.
Когда в  Москве узнали о переходе Новгорода  к Литве,  то взглянули на это как на измену не только великому князю,  но и вере  и  русскому народу. «Посол Московский возвратился к Государю с уверением, что не слова и не письма, но один меч может смирить Новогородцев. Великий Князь изъявил горесть: еще размышлял, советовался с матерью, с Митрополитом и призвал в столицу братьев, всех Епископов, Князей, Бояр и Воевод. В назначенный день и час они собралися во дворце. Иоанн вышел к ним с лицом печальным: открыл Государственную Думу и предложил ей на суд измену Новогородцев.» 2 В этом  смысле великий князь Иван писал в Новгород,  убеждая новгородцев отстать от Литвы,  и короля-католика.  Когда же новгородцы не послушались,  то в Москве стали готовиться к походу. Походу на новгородцев был придан вид похода за веру на отступников. Московская рать разными дорогами вошла в Новгородскую землю. Под началом князя Даниила Холмского она скоро победила новгородцев:  сначала  первый  московский отряд на южных берегах озера Ильменя разбил новгородское войско, а затем в новой битве на реке Шелони главные  силы  новгородцев  потерпели сильное поражение. Посадник Барецкий попал в плен и был казнен. Дорога на Новгород была открыта, а Литва не помогла ему. пришлось новгородцам смириться перед Иваном и просить пощады. Они отказались от всяких сношений с Литвой и обязались быть неотступными от  Москвы.  Иван вернулся в Москву, а в Новгороде возобновились внутренние смуты. Обижаемые своими насильниками, новгородцы жаловались великому князю на обидчиков и Иван лично отправился в 1475 году в Новгород для суда и расправы. Его послы спросили в Новгороде: на каком основании новгородцы называют его государем и какого хотят государства?  Когда же  новгородцы
отреклись  от нового титула и сказали,  что они не уполномочены называть Ивана государем,  то Иван пошел на Новгород походом за их ложь  и запирательства.  Новгород не имел сил бороться с Москвой.  Иван осадил город и начал переговоры с новгородским владыкой-феодалом  и  боярами.
Он потребовал безусловной покорности и объявил,  что хочет в Новгороде такого же государства как в Москве.  "Вечу не быть, посаднику не быть, а быть московскому обычаю, как государи великие московские князья держат свое государство".  Долго думали новгородцы, и наконец, смирились: в  январе 1478 года согласились они на требования великого князя и целовали ему крест. Новгородское государство перестало существовать; вечевой колокол был увезен в Москву, туда же была отправлена и семья бо-
яр Борецких во главе которой стояла вдова  посадника Марфа (ее  считали руководительницей противомосковской партии). Вслед за Великим Новгородом были подчинены Москве и новгородские земли.
В первый год после подчинения Новгорода великий князь Иван не налагал своей опалы на новгородцев и не принимал крутых мер против  них. Когда  же  в  Новгороде попробовали восстать и вернуться к старине,  - тогда Иван начал с новгородцами крутую расправу.  Владыка новгородский Феофил был взят и отправлен в Москву, а взамен его был прислан в Новгород архиепископ Сергий.  Много новгородских бояр было  казнено,  еще больше  было переселено на восток,  в Московские земли.  Исподволь все лучшие новгородские были выведены из Новгорода; земли их "взяты на государя" и розданы московским служивым людям,  которых московский князь в большом числе поселил в новгородских пятинах. Таким образом, исчезла совсем  новгородская  знать,  а  с нею исчезла и память о новгородской вольности.
Таким образом, присоединение Новгорода  можно отнести к одному из важнейших  итогов деятельности Ивана III, великого князя московского и всея Руси.
 
 
Присоединение Твери. 
Из всех русских земель формальную независимость к середине  80-х годов  сохраняла только Тверь.  Между Тверью и Москвой шла своего рода малая пограничная война,  в которой участвовали феодалы обеих  сторон, спорящие о землях. Но за спиной московских землевладельцев стоял государь всея Руси,  а Тверские никакой реальной помощи от своего великого князя получить не могли. И не удивительно, что они стали переходить на службу к наиболее  могущественному  сеньору.  Не  располагая  могучими внутренними  ресурсами,  не имея надежной поддержки даже у собственных феодалов,  великий князь Тверской мог рассчитывать только на помощь короля  Казимира.  Зимой  1484-1485  годов он принял решение жениться на внучке короля.  Это означало вступление Твери в союз с Литвой.  Фактически, это было нарушением московско-тверского договора, крупным поворотом в тверской политике,  возвращением  традиционной  ориентации  на Литву.  Союз  с Казимиром был последним шансом для Михаила Борисовича, если только он не хотел разделить судьбу ярославских и ростовских князеи, превратиться в вассала государя всея Руси.
Реакция Москвы последовала  молниеносно.  Войска  великого  князя вторглись в Тверскую землю.  Михаил Борисович вынужден был просить мира.  По новому договору ему приходилось признать себя "младшим братом" и  "подручным" Ивана Васильевича.  Тверь впервые формально присоединилась к Москве, но Михаил Борисович не терял надежды на помощь Казимира и  продолжал  с ним тайные переговоры.  В Августе 1485 года последовал новый поход великокняжеских войск.  Тверь, "город святого Спаса", была обложена со всех сторон.  В ночь на 12 сентября Михаил Борисович бежал в Литву.  Тверская земля во главе  со  своим  "великим  князем"  стала частью  единого Русского государства
 
 
Завоевание Казани.
По сообщениям русских летописей,  летом 1486 года резко осложнилась обстановка в Казани.  Обострилась борьба за престол между сыновьями хана Ибрагима. Один из них, Мухаммед-Эмин был сторонником Московской  ориентации.  Но  власть в Казани захватил Алегам.  Мухаммед-Эмину пришлось бежать в Москву,  спасаясь от своего брата.  Он бил  великому князю  челом и назвал его отцом,  признав свою зависимость от  русского  государства.  Взамен
беглец  просил у великого князя "силы на брата своего".
11 апреля 1487 года под предводительством князя Даниила  Дмитриевича Холмского начался поход русских войск на Казань - последний поход XV века.  18 мая конная и судовая рати оказались под стенами ханской столицы.  Али-хан  сделал  попытку отрезать русских,  но был обращен в бегство.  Началась осада Казани.  Казанцы действовали мужественно и активно.
Взятие  Казани в 1487 было действительно важнейшим событием. Глава Русского государства поставил казанского хана "из своей руки".  Теперь дружественная, вассальная Казань – союзник Москвы, опора ее политики на Среднем и Нижнем Поволжье.
Подчинение  Казани  -  многозначительный  факт в истории Восточной Европы.  В истории малых народов Поволжья и Заволжья наступил новый этап - постепенное  включение в состав Русского многонационального государства,  этап возрастающих политических, экономических и культурных связей с русским народом.
 
 
 
Подчинение Вятки.
Отделенная  сотнями километров от основной части  Руси,  окруженная полуязыческими племенами,  Вятская земля среди своих бескрайних  лесов дольше всех сохраняла архаические раннефеодальные черты. Создание единого государства, объединившего все русские земли к востоку от литовского рубежа, с необходимостью ставила вопрос о дальнейших судьбах этого реликта старых времен.  Правящие круги Вятки, как в свое время Новгорода,  старались сохранить монопольное положение на своей земле.  Но конфликт с Москвой был неизбежен,  а исход его было нетрудно  предугадать.
11 июня 1489 года на вятчан "за их неисправление",  великий князь посылает большую рать во главе с воеводой князем Даниилом Васильевичем Щеней. В числе воевод, перечисленных в разрядных записях, много тверичей - вчерашние вассалы тверского великого князя идут в поход во главе войск государя всея Руси. Полки со всех сторон окружают Вятскую землю. 16 августа рать подошла к Хлынову.  Начались переговоры. "Большие люди"(от имени "всей земли Вятской")  согласились давать  дань  и служить
службу, что означало, по существу, признание  вассальной зависимости от Москвы - и только.  Это совсем не удовлетворило московских воевод. Они потребовали  от  вятчан целования креста "за великого князя от мала до “велика" и выдачи "коромольников".  Речь шла не о вассалетете, а о полном  и  безоговорочном включении Вятской земли в состав русского государства.
Судьба города,  взятого таким  образом, была всем хорошо известна. Вятчане не стали ждать штурма и его неотвратимых последствий – приняли все требования воевод.  "Торговые люди" из Вятки поселились в Дмитрове и вошли в состав торгового сословия Русского государства. С особенностью Вятской земли было покончено.
Формально самостоятельными оставались только Псков и великое княжество  Рязанское. Однако они находились в  зависимости от Москвы, т.к. часто  нуждались в помощи великого князя.
Таким образом, успешно осуществленное Иваном III объединение русских земель содействовало не только развитию производительных сил государства, но и укрепило международное положение Руси.
Точно сказано у Н. М. Карамзина : «Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествие монголов; Россия нынешняя образована Иоанном; а  великие державы образуются не механическим слеплением частей,  как тела минеральные, но превосходным умом державных»3
 
1.2 Боярская Дума при Иване III.
 
Хотя во второй половине правления  Ивана III и произошел глубокий социальный переворот, который должен был выдвинуть класс средней аристократии (дворянство), правительство и органы центральной администрации еще находились тогда в руках бояр. Однако в среде этого социального класса произошли серьезные перемены. Наряду с древними родами московского боярства трон теперь окружали служилые князья. Одни являлись потомками Рюрика, другие - Гедимина.
 
Вскоре две аристократические  группы - служилые князья и нетитулованные бояре - слились, образовав единую правящую группу, в целом называемую боярство. Процесс урегулирования отношений  между ними протекал не всегда гладко, поскольку некоторые представители  древних боярских фамилий не желали уступать новичкам и продолжали требовать  себе высших постов в армии и органах  управления. В 1500 г., во время литовской кампании, боярин Юрий Захарьевич Кошкин отказался принять на себя командование сторожевым полком, когда князь Данила Щеня (потомок Гедимина) был назначен командующим главным полком. Кошкин заявил, что не пристало ему подчиняться Щени - "охранять князя Данилу", как он выразился. Иван III ответил, что Кошкин должен охранять не князя Данилу, а самого великого князя (другими словами, что каждый военачальник служит государству, а не непосредственному начальнику). Кошкин в этом случае подчинился приказу великого князя, но в целом Ивану III не удалось разрушить аристократические традиции в армии и правительстве. В конце концов была разработана сложная система чинов и соответствующая ей табель о старшинстве княжеских и боярских родов. Система стала называться местничество (буквально "порядок мест"), законность системы вынуждены были признавать и великий князь и боярство.
 
Боярство совместно с великим  князем правило Русью через государственный  совет, известный в современной  историографии как боярская дума. Членов этого органа великий князь  назначена из ведущих княжеские  и боярских фамилий, и в своем  выборе он был связан традицией. Как  мы знаем, в 1471 г. при подготовке к походу против Новгорода великий князь советовался и с боярам и с дворянством. Это собрание можно рассматривать как прототип Земского собора, введенного внуком Ивана III, Иваном IV Грозным. В правление Ивана III подобный эксперимент, насколько нам известно, не повторялся. Бояре были еще могущественны, дворянство недостаточно сильно.
 
Не имея возможности ввести постоянный дворянский совет в противовес влиянию  боярской думы, Иван III использовал другие средства для контроля за боярской администрацией. Он все более и более полагался на дьяков (государственных секретарей), обычно избираемых из людей незнатного происхождения Некоторые из них, такие как Федор Курицын, были учеными людьми, многие получили по русским стандартам того времени хорошее образование. Великий князь мог назначить и сместить, дьяка без консультаций с боярской думой; успех дьяка по службе, таким образом, зависел от его собственных способностей и лояльности к великому князю. Большинство дьяков были людьми весьма одаренными, а некоторых со всей ответственностью можно назвать выдающимися государственными деятелями. Они служили в качестве секретарей как великого князя, так и боярской думы, и при Иване III думные дьяки признавались полноправными членами думы. Им обычно поручалось управление великокняжеской казной и приказом иностранных дел, а также, как можно видеть из Судебника 1497 г. (статья 1), они участвовали в деятельности верховного суда.
 
Боярская дума являлась высшим правительственным  органом Великороссии. Она служила  законодательным советом и руководила как внутренними, так и внешними делами, а также занималась проблемами руководства армией. Великий князь  председательствовал на заседаниях думы, когда считал это необходимым, обычно если предполагалось утверждение  и обнародование важных решений. Рядовыми заседаниями руководил  один из бояр, называемый первосоветником. Мы можем назвать его председателем  и главой думы. Большую часть правления  Ивана, до 1499 г., этот пост занимал князь Иван Юрьевич Патрикеев.
 
Мы бы ошиблись, если бы поверили, что  бояре думали только о своих классовых  интересах. Московские бояре явились  важнейшим фактором построения Великого княжества Московского. Теперь они, вместе со служилыми князьями, превращали его в Великорусское государство. Бояре всем сердцем поддерживали великого князя в его политике объединения. Они также оказались  готовы сотрудничать с великим князем в деле увеличения дворянского ополчения  и снабжения дворянства землей, пока не были затронуты их права на собственные  земли.
 
 
 
 
1.3 Единый свод законов Ивана III.
В конце  XV века был создан первый свод законов централизованного государства, известный под названием Великокняжеского первого Судебника или Судебника 1497 года. 4
...И вот  перед нами — единственный  сохранившийся до нашего времени список судебного кодекса великого князя Ивана Васильевича. Это копия, близкая по времени к оригиналу.5
«Лета 7006 года месяца септемвриа уложил князь  вел[ик]ий Иван Васильевич всея Руси с  детми своими и с бояры о суде»—таков заголовок этого уникального памятника. Долгое время составителем Судебника считался Владимир Гусев, и только сравнительно недавно распространилось мнение, что этот сын боярский (когда-то посол к тверскому Михаилу Борисовичу, впоследствии казненный за участие в заговоре) не имеет, скорее всего, к Судебнику никакого отношения — просто в одном из списков летописи по невнимательности  переписчика  известие  о  Судебнике оказалось соединенным с упоминанием Гусева в следующей затем фразе. Это   мнение,  впервые   обоснованное Я. С. Лурье и Л. В. Черепниным, в настоящее время разделяет большинство исследователей. По всей вероятности, оно  справедливо. Владимир Гусев — весьма   незначительный   деятель,   и   трудно   представить, что именно ему было поручено составление основного  закона   государства — первого   после   Русской Правды   общерусского  кодекса.   Кроме   того   (и   это главное), средневековье   не   знало   авторского  права. Кто бы ни был   «составителем» Судебника, его имя не могло попасть на страницы официозного источника.  Поиски  «автора» Судебника столь  же  увлекательны,  сколь  и  безнадежны.  Скорее  всего (но это тоже гипотеза), Судебник составляла комиссия из наиболее квалифицированных   и  доверенных   лиц — дьяков, руководителей складывавшихся центральных ведомств, накопивших достаточный опыт в судебных и административных делах. Трудно оспорить мысль, что  Судебник составлялся не по чьей-либо частной инициативе, а по поручению главы государства и отражал правовые и социальные идеи великого князя Ивана Васильевича и основное   направление   его политики.
Так или  иначе, составление Судебника стало  важнейшим государственным делом, а его утверждение — актом  большого  политического  значения.  Нет  сомнений, что в этом деле действительно принимали участие высшие чины государства — дети  великого князя (совершеннолетними были к тому времени Василий, Юрий и Дмитрий) и бояре. Скорее всего, в утверждении Судебника   участвовал   и   внук   великого  князя Дмитрий Иванович, которому было уже почти 14 лет.
Судебник  впервые конституирует центральный  суд Русского государства — это  суд бояр и окольничих, в котором  непременное участие принимают  дьяки — секретари, а фактически руководители     ведомств. Впервые  было узаконено, что суд — не только право, но и обязанность боярина. Только в особых случаях он мог  отказывать «жалобнику» в суде и  посылать его к великому князю.
Судебник  зафиксировал важную дифференциацию в  правах местной администрации. Только наместники «с судом боярским» могли  судить уголовные дела и дела о  холопах. Наместники и волостели  без боярского суда в соответствующих случаях должны были обращаться в Москву.
Важнейший момент: наместники теперь не могли  судить «без дворского и без старосты и без лутчих людей» — норма  обязательного участия представителей местного населения в наместничьем суде, впервые зафиксированная в Белозерской уставной грамоте 1488 г., теперь была распространена на все Русское государство. Ограничение произвола наместников предполагало контроль не только сверху, из центра, но и снизу, со стороны самого населения. Это имело принципиальное значение. Делался первый шаг к превращению Русской земли в сословно-представительную монархию. Через полвека из этого положения Судебника 1497 г. выросла система сословного представительства на местах, вытеснившая наместничье управление.
Нововведения  касались не только судебно-административной системы, но распространялись и на сферу социальных отношений. Они коснулись, в частности, древнего института холопства — личной зависимости от господина. Издавна холоп не считался гражданином государства, его жизнью и имуществом бесконтрольно распоряжался господин. Развитие феодальных отношений вносило свои коррективы в старые порядки. Со времен Мономаха были известны формы ограниченного, неполного холопства. К XV столетию выделилась категория привилегированных «холопов», аналогичных западно-европейским министериалам, фактически — феодалов, владевших селами и управлявших целыми волостями.
Крупные изменения в фактическом положении  холопов начались в последние  десятилетия XV в. Уже в 1478 г., после включения Новгородской земли в состав Русского государства, поземельная (обежная) даль была распространена на всех без исключения земледельцев, в том числе и на «одерноватых» (холопов)— в этом смысле они были впервые приравнены к крестьянам. В 80—90-е гг. многие холопы-министериалы (послужильцы) были верстаны поместьями и превратились в феодалов — служилых людей великого князя. Судебник 1497 г. пошел еще дальше и впервые внес заметные изменения в юридическое положение и социальный статус холопов.
Уже само по себе ограничение числа инстанций, которые могли выдавать грамоты  на владение холопами («полные») — такое право сохранялось только за наместниками с боярским судом,— свидетельствовало об усилении контроля государственной власти над сферой отношений холопства.
Впервые в государственный закон была введена статья о холопе, бежавшем из плена: такой холоп «слободен, а старому государю не холоп». Бегство  из татарского плена требовало мужества и искусства. Наградой была свобода  — не только от плена, но и от прежней  зависимости.
Еще более  важным было освобождение от холопьей зависимости служащих у господина «по городскому ключу». Русская Правда когда-то установила обельное (полное) холопство для всех, работающих в хозяйстве господина («по ключу»). Теперь в »том старом законе была пробита важная брешь — в городском хозяйстве господина отныне работали свободные люди. Прежняя жесткая форма похолопления «по тиунству и по ключу» оставалась только в деревне. Это показательно — и на Руси, как и в Европе, развивались городские отношения, складывался новый облик горожанина — свободного (разумеется, в феодальном смысле) человека. Имело важное значение и постановление Судебника о том, что самостоятельно живущие дети сохраняют свободу и после похолопления отца.
Институт  холопства как таковой сохранялся еще более двух веков. Но Судебник сделал важный шаг в приспособлении этого института к новым потребностям развивающегося феодального общества.
Значительно консервативнее был Судебник в отношении крестьян. В литературе широко распространено мнение, что соответствующая статья Судебника (по принятому в печатных изданиях счету — 57-я) была важным шагом на пути крестьянского закрепощения. Но это утверждение весьма сомнительно. Статья 57 (в рукописи ей соответствуют две статьи, обозначенные киноварными инициалами,— 75-я и 76-я) устанавливала единый для всей Русской земли срок Крестьянского «отказа» (ухода от землевладельца)— «за педелю до Юрьева дни осеннего и педелю поело Юрьева дни осеннего» (т. е. с 19 ноя
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.