На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра экономической теории и истории  экономических учений 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

       по  дисциплине: Макроэкономика
       на  тему: Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики. 
 
 
 
 
 

Студент
ФМЭО, 2 курс, ДАИ-1               Лаптенок Д.И.
                                                                                             
 
 

                    Руководитель                                                кандидат э.н., доцент     Маркусенко Л.Н.  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

МИНСК 2011
 

 РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа: 29 с., 1 рис., 4 табл., 19 источников, 5 прил. 

    ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ,  ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ПРОЧИЕ ИНВЕСТИЦИИ
    Объектом исследования являются иностранные инвестиции и их роль в национальной экономике.
    Предмет исследования – особенности иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
    Цель  работы - изучить явление иностранных инвестиций, их виды, влияние на развитие национальной экономики, определить основные проблемы в этой сфере и выработать предложения по их решению на современном этапе развития национальной экономики Республики Беларусь.
    При выполнении работы использованы: анализ, синтез, классификация, табличный метод, метод сравнений. 
    В процессе работы были рассмотрены экономическая  сущность иностранных инвестиций, их классификация,  проанализированы данные по Республике Беларусь.
    В результате работы определены основные проблемы иностранных инвестиций и выработаны предложения по дальнейшему улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.     
    __________________________
                                                                                  (Подпись студента)
 


    ABSTRACT 

    Course work: 29 p., 1 fig., 3 tab., 19 sources, 5 apps. 

    INVESTMENT, INVESTMENT ACTIVITIES, INTERNATIONAL INVESTMENTS, FOREIGN DIRECT INVESTMENT, PORTFOLIO INVESTMENT, OTHER INVESTMENT 

    The object of investigation is foreign investment and its role in the national economy.
    Subject of investigation – national features of international investment in Belarus.
    Purpose - to study the phenomenon of foreign investment, their types, the impact on national economic development, to identify the main problems in this area and to develop proposals to address them at the present stage of development of national economy of the Republic of Belarus.
    Used when performing work: analysis, synthesis, classification, tabular method, comparisons.
    In the process, were considered the economic substance of foreign investment, their classification, analyzed the data for the Republic of Belarus.
    As a result, the major issues of foreign investment were identified and the proposals to further improvement of the investment climate in the Republic of Belarus were given.
    The author confirms that the computational and analytical material properly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological principles are accompanied by references to their authors.
    __________________________
                                                                                  (Signature of student) 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………...…………..…….5
1. Иностранные инвестиции:  сущность, классификация и  формы ………….………...6
1.1.Сущность иностранных инвестиций………………………………..…….…..……….6
1.2.Классификация и формы иностранных инвестиций ….…….……………..………….…………….…………….…………….…………......…....9
2. Иностранные  инвестиции: мировой опыт……………………………..………….......14
2.1. Влияние прямых иностранных инвестиций на страны в современной экономике ……………………………………………………….…………………………...………....14
2.2. Зарубежный опыт привлечение иностранных инвестиций на примере  Республики Хорватии ………………………………….……………………………………………….16
3.  Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь и его динамика. ……………………………………………………………………………………...…….…19
3.1 Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь. ………………………………..…………………………………..…………………….…...19
3.2. Анализ показателей динамики иностранных инвестиций в Республику Беларусь. ……………………………..…………………………………….……………………….... 22
3.3. Направления совершенствования механизма привлечения инвестиций в Республику Беларусь………….……………….……...……….……………………….... 26
Заключение………………………………………………………...……………....……....32
Список  использованных источников…………………...……………..…………………33
Приложения………………………………………………………………………………..35 

 


ВВЕДЕНИЕ 

    Международное движение капитала основано на его  международном разделении как одного из факторов производства - исторически  сложившимся или приобретенном  сосредоточении капитала в различных  странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.
    Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченной стран  накопленными запасами материальных средств  для производства товаров, но и в  различных исторических традиций и  опыта производства и уровней  развития товарного производства, рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие  достаточных сбережений (капитала в  денежной форме) является важнейшей  предпосылкой для инвестиций и расширения производства.
    Серьезный, источник финансирования – приток капитала из-за рубежа. Страна может  получать и давать международные  займы, принимать и инвестировать  за рубеж предпринимательский капитал.
    Международный капитал, расширив, а подчас, устранив всякие границы, перемещается между  странами, связывая при этом экономическим  интересом резидентов разных стран  и, что еще более важно, давая  толчок развитию экономического сектора  развивающихся стран. А это, в свою очередь, вовлекает в мировую торговлю все большее количество субъектов и увеличивает ее масштабы. Именно поэтому в современных условиях экономической нестабильности многие страны остро нуждаются в финансовых вливаниях из-за рубежа.
    Всемерное и широкое освоение инвестиций действительно  играет важную роль в становлении  здоровой и крепкой экономики  любой страны.
    Исходя  хотя бы из выше сказанного, уже можно  с полной уверенностью утверждать, что актуальность рассмотрения вопроса  не вызывает сомнения.
    Основная  цель данной работы – рассмотрение сущности и понятия международных  инвестиций, а также динамики их привлечения в Республику Беларусь и оценка их эффективности.  

1.Иностранные  инвестиции: понятие, сущность, виды, формы и источники
    1.1 Понятие и сущность иностранных инвестиций 

    Устойчивое  развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного  участия в мирохозяйственных  отношениях. Наряду с международной  торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между  странами.
    Об  иностранных инвестициях можно  говорить в тех случаях, когда  иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и  государств.
    В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику Беларуси. Иностранные  инвестиции считаются одним из важнейших  условий стабилизации и роста  экономики страны. Это связано  в первую очередь с тем, что  финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях белорусской действительности покрыть их недостаток путём привлечения  дополнительного национального  капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных  и субъективных причин, таких, как  высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения  и т.д.
    Понятие инвестиций дано в действующем инвестиционном Кодексе в Республике Беларусь. В соответствии с ст.1 и ст.2 от 22 июня 2001 г. № 37-З «Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь»
    Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
    Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [5, ст.1,2].
    Таким образом, «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» содержит обширный и не исчерпывающий перечень материальных и нематериальных благ, которые должны быть вложены в объекты предпринимательской и иной деятельности.
    Основные  участники инвестиционного процесса — это государство в лице разных органов исполнительной власти, корпорации и частные лица [2, с.186]. На разных уровнях необходимые потребности различны: на уровне государства в целом — это капиталовложения в общественно значимые сооружения (школы, больницы, мосты, очистные сооружения и т. д.) и финансирование дефицита бюджета (финансирование текущих расходов на поддержание границ, оборону государства, здравоохранение, образование, культуру и т. п.); на уровне корпораций — это капитальное строительство, приобретение зданий и сооружений, разработка новых технологий, материально-техническое, сырьевое и энергетическое обеспечение, выплаты работникам и т. д.; на уровне индивида — покупка товаров и услуг для обеспечения необходимого уровня жизни [2, с.214].
    Немаловажный  фактор, побуждающий людей к сбережениям, влияющий на осуществление инвестиций, — безопасность. В условиях политической и экономической нестабильности в стране, при наличии галопирующей инфляции найдется немного желающих откладывать свои сбережения в надежде получить доход на этом рынке в будущем, отказавшись от потребления сегодня. В условиях спада производства не только получение дохода, но и возврат вложенных средств в том же объеме остается под вопросом. Следовательно, происходит отток инвестиционных ресурсов с этого рынка. Именно политическая и экономическая стабильность является необходимым условием для привлечения международных инвестиций в экономику [7, с.249].
    Международные инвестиции – это финансовые и материальные средства права на имущественную или интеллектуальную собственность, вывезенные из одного государства и вложенные в предприятия на территории другого государства с целью получения прибыли или социального эффекта.
    Проблема  заключается в том, что капитал  является фактором производства, который  необходимо затратить, чтобы произвести какой-либо продукт. Движение же этого  ресурса основано на его международном  разделении, т. е. исторически сложившемся  или приобретенном сосредоточении капитала в различных государствах, которое является предпосылкой производства товаров, причем более эффективного, чем в иных государствах. Проблема различной страновой обеспеченности капиталом выражается не только в его количественных запасах, необходимых для осуществления процесса производства, но и в различных традициях и опыте, навыках и обычаях, уровне развития и степени господства рыночных механизмов, наличии денежных и других финансовых ресурсов. Важнейшей предпосылкой для осуществления инвестиций и их роста является наличие капитала в денежной форме, т. е. сбережений.
    Суть  межстранового движения капитала сводится к изъятию его части из процесса национального оборота в одном государстве и включение в производство в других государствах [1, с.206]. Главной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны по сравнению с ростом ее внешней торговли. Экспорт капитала вызывается образованием в промышленно развитых странах избытка капитала, что обусловлено его перенакоплением, то есть когда падение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением ее массы.В отличие от внешней торговли, получившей распространение еще в древности, движение капитала между национальными территориями возможно в том случае, если его накопление достигает таких размеров, что можно говорить об образовании его относительного избытка. Последний представляет собой несоответствие между размерами накопления в развитых государствах и возможностями его приложения. Именно этот относительный избыток и делает вывоз капитала необходимым.
    Первоначально движение капитала осуществлялось в  основном в развивающиеся страны, поскольку они обладали недорогими ресурсами, затем стали преобладать  потоки движения капитала в развитые государства. На современном этапе  развития промышленным и финансовым предпринимателям все труднее найти  сферы прибыльного приложения капитала не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. По этой причине  возрастает необходимость пользования  услугами международного рынка ссудных капиталов, который аккумулирует свободные средства в мировом масштабе и размещает их при помощи посредников, находящих им более выгодное применение [7, с.183]. 
 

 

     1.2 Классификация и формы иностранных инвестиций 

    Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:
    В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала:
      Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе.
      Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм.
      Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.
    По формам собственности на инвестиционные ресурсы:
      Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций.  Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.
      Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны.
      Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
    В зависимости от характера использования:
      Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда.
      Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.
    В зависимости от объекта вложения инвестиций:
      Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это вложения капитала в производство или активы предприятия, дающие инвестору право контроля (полное либо частичное) над объектом размещения капитала; т.е. приобретение иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций,  либо во вновь создаваемом на территории Республики Беларусь доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20 000 долларов США в эквиваленте; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Республики Беларусь [5, ст.81].
      Портфельные инвестиции – это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг, а когда мы говорим об иностранных инвестициях, - это вложение капитала в акции заграничных предприятий ценные бумаги с целью получения дохода за счет роста их курсовой стоимости и (или) получения дивидендов [3, с.350].;
      Прочие инвестиции – инвестиции, не попадающие под определение прямых или портфельных. Включают в себя: торговые кредиты, операции с наличной валютой, ссуды, займы и др.
    Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической  литературе, поэтому данную классификацию  следует рассмотреть подробнее.
    Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
    Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются:
    а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей  иностранному инвестору;
    б) покупка существующих фирм за рубежом;
    в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
    г) создание свободных экономических  зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение  зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;
    д) создание совместных предприятий с  различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи  иностранным инвесторам акций белорусских  акционерных обществ.
    Прямые  инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику  и международный бизнес в целом.
    Роль  ПИИ заключается:
    а) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям  мультипликативного эффекта;
    б) в содействии общей социально-экономической  стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;
    в) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента  с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные  рынки;
    г) в активизации конкуренции и  стимулировании развития среднего и  малого бизнеса;
    д) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
    Прямые  иностранные инвестиции:
    а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение  внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
    б) представляют собой источник средств  для внедрения прогрессивной  технологии, ноу-хау, современных методов  управления и маркетинга;
    в) будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением  персонала, эффективно использующего  новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;
    г) способствуют освоению и закреплению  опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность в  возврате вложенных средств с  достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;
    д) ускоряют процесс включения экономики  в мировое хозяйство, развитие эффективных  и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и  рынке;
    е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его  погашения.
    Согласно  классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН  по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся  те зарубежные вложения, которые предусматривают  долговременные отношения между  партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный  инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной  организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.
    Прямое  инвестирование осуществляется посредством  трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом  местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного  или смешанного предприятия (смешанное  и частное предприятие характеризуется  участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство  новых, а на приобретение уже действующих  предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния  или поглощения. Это объясняется  глобализацией мировых рынков, усилением  международной конкуренции и  необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.
    Приобретение  активов за рубежом может и  не быть связано с трансграничным движением капитала в обычном  понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между  фирмами разных стран.
    Получают  также распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал. Например, заключение соглашений о  представлении лицензий, торговых марок т.п. [12, с.35-40]
    При портфельном инвестировании необязательны  создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными  активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий  доход. В большинстве случаев  такие инвестиции производятся на рынке  свободно обращающихся ценных бумаг.
    Основные  способы портфельного инвестирования включают:
    покупку ценных бумаг на рынках других стран;
    покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;
    вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.
    Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является одной из задач  белорусской экономики. С помощью  средств зарубежных портфельных  инвесторов возможно решение следующих  экономических задач:
    пополнение собственного капитала предприятий путем размещения акций акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
    аккумулирование заемных средств предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг белорусских эмитентов;
    пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов Республики Беларусь путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
    эффективная реструктуризация внешнего долга Республики Беларусь путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
    Прочие  инвестиции занимают основную долю объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные  инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме  экономической, технической и военной  помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта  экспорта частного капитала.  
 

 

    
2. Иностранные инвестиции: мировой  опыт
2.1Влияние  прямых иностранных инвестиций  на страны в современной экономике 

    Мировой опыт показывает, что одной из главных  задач, проводимых государством  в  целях экономического развития страны, является восстановление ее инвестиционного  потенциала.  Динамичное развитие в  последнее время ряда стран вызывается следствием проводимой экономической  политики, направленной на  поощрение  притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта.
    Положительное влияние иностранных инвестиций на рост и состояние национальной экономики были давно оценены  правительствами стран, продолжающих политику привлечение иностранных  инвесторов. Прямые иностранные инвестиции способствуют экономическому росту  страны-реципиента через следующие  положительные эффекты:
    - передачу технологий, профессионального  опыта и обучение работников. Например, производительность компаний  США за период с 1987 по 1996 г  возросла на 14%, причиной чего  являлось сопровождение притока  ПИИ перемещением новых технологий;
    - увеличение экспорта: 50% экономического  роста в Китае в 2003 г. сложилось за счет экспорта высокотехнологической продукции, 80% которой было произведено филиалами ТНК;
    - укрепление национальной валюты и рост резервов [14, с.126].
    В настоящее время количество положительных  эффектов ПИИ постепенно возрастает. Этому способствует рост процессов  глобализации. Во-первых, научно-техническая специализация инвестирования способствует концентрации и развитию человеческого капитала, во-вторых, интеграция различных стран мира способствует сокращению таможенных, транспортных расходов и логистики, а значит – перемещению производства на новые рынке и созданию новых инвестиций.
    Тем не менее, рассматривая иностранные  инвестиции, поступающие из ТНК, следует  обратить внимание и на некоторые  негативные последствия, которые могут  нести отрицательные эффект для  экономики принимающей капитал  страны. Можно выделить следующие  негативные эффекты:
    анти конкурентную практику, используемую филиалами ТНК;
    уклонение от уплаты налогов и злоупотребление практикой формирования трансфертных цен;
    вытеснение национальных производителей и продукции, технологий, целых торговых сетей, подавление национального предпринимательства [6, с.135].
    Однако, несмотря на некоторые «spill-over»-эффекты, выгоды, извлекаемые национальными экономиками от развития в них инвестиционной деятельности, нельзя переоценить. 

 

    
2.2 Зарубежный  опыт привлечение иностранных  инвестиций на примере  Республики  Хорватии 

    Политика  любого государства в сфере иностранных  инвестиций заключается, прежде всего, в привлечении их для решения  как краткосрочных, так и перспективных  задач структурной перестройки  экономики, повышения ее эффективности  и конкурентоспособности на основе решений инновационного характера, получение которых силами отечественной  науки и бизнеса затруднено, а  подчас в обозримые сроки и  невозможно. В каждый данный момент развитие экономики порождает свой специфический комплекс проблем, требующих решения с привлечением иностранного капитала и, следовательно, по-иному определяет желаемую структуру и объёмы этого капитала [17, с.164].
    С момента образования независимой  Республики Хорватии в концепции ее экономического развития видное место занимает тезис о максимальном привлечении в страну иностранного капитала. Как полагают в Хорватии, без решения этого вопроса невозможно ни оздоровление экономики, ни более быстрые темпы ее развития.
    На  сегодняшний день, эта страна обладает рядом преимуществ, способствующих положительному восприятию на мировой  арене, а также наличия хорошего инвестиционного климата:
    - стабильная макроэкономическая  ситуация;
    - благоприятная структура и законодательство;
    - большое число хозяйствующих  субъектов на рынке;
    - выгодное географическое положение;
    - уровень образования, соответствующий  уровню ЕС;
    - современная транспортная инфраструктура  и коммуникационные системы.
    В Хорватии постепенно происходит гармонизация законодательства и институциональной  структуры с европейскими стандартами, а инвестиционные модели хорватской экономики приспосабливаются к  интересам потенциальных инвесторов. В настоящее время эта республика является членом ВТО и Европейской ассоциации свободной торговли [13, с.40].
    Так для привлечения иностранного капитала в Хорватии было создано 13 СЭЗ, пять из которых расположены около  портов.
    Условия свободных зон, действуют согласно мировым стандартам свободных зон  и предусматривают следующие  льготы:
     - пользователями режима свободных  зон могут как резиденты так  и не резиденты, на одинаковых  условиях;
     - в свободной зоне могут все  формы торговли с иностранными  государствами, без ограничения  по валютному законодательству  и Закону о торговле;
     - товар может быть свободно  ввезен – вывезен;
     - товар может оставаться неограниченное  время на территории свободной  зоны;
     - за товар не платятся ни  таможенные платежи и сборы,  ни налоги, и не применяются  прочие меры государственного  регулирования;
     - налог на прибыль с экономической  деятельности, которой занимаются  пользователи свободных зон, составляет  на 50% от установленного в целом  по стране;
     - если участник занимается строительством  или участвует в строительстве  объектов инфраструктуры в пределах  зон с денежными средствами  более 1000 000 кун, то он в первые  пять лет освобожден от платы  налога на прибыль.
    Также в Хорватии созданы льготы, с целью  стимулирования иностранных инвестиций. Законом о стимулировании инвестиций предусмотрены определенные льготы на инвестирование местных и иностранных  физических и юридических лиц. Это  льготы по системе налогообложения  и таможенные преференции. Льготами могут пользоваться ново организованные общества в сфере своей деятельности, за исключением туристической деятельности, в которой льготами пользуются и  уже существующие.
    Меры  стимулирования разделены на три  группы:
    Первая: аренда, предоставление права строительства, продажи или права пользования  недвижимостью или другими инфраструктурными  объектами в собственности РХ, органов местного самоуправления и  управления на коммерческих или выгодных условиях, включая безвозмездно.
    Вторая  группа относится на помощь в организации  новых рабочих мест. За открытие новых рабочих мест и переквалификации работников возможно покрытие расходов принятия на работу в единовременной выплате 15 000 кун по работнику. Денежная мера стимулирования может применяться только при новом приеме на работу и с условием не уменьшения количества работников в течение трех лет.
    Третья  группа – относится на помощь в  специальном образовании и переквалификации. Если инвеститор инвестирует в специальное  образование и переквалификацию кадров, может быть компенсировано 50% от этих расходов.
      В зависимости от суммы инвестиций  и минимального числа работников, принятых на работу определяется процент льготы по налогообложению[4].
    Таким образом, Хорватия имеет благоприятный  инвестиционный климат, достаточно стабильное законодательство, которое гармонизирует в соответствии с международными стандартами. Работает закон о стимулировании инвестиций с многочисленными налоговыми и таможенными льготами, льготами на обучение персонала и создание новых рабочих мест. 

 

    
3.Привлечение  иностранных инвестиций в Республику Беларусь и его динамика.
3.1 Правовые  основы привлечения иностранных  инвестиций в Республику Беларусь 

    Важнейшим направлением государственной экономической  политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
    Беларусь  предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природные  и климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и  относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.
    В Беларуси сформированы и постоянно  продолжают совершенствоваться благоприятные  правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной  финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата  в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой  оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
    Основополагающим  документом, определяющим общие условия  осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является «Инвестиционный  Кодекс Республики Беларусь» (от 22 июня 2001г., №37-3), направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
    В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при  реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную  поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных  инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей  страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в  котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные  на период действия договора.
    Наряду  с поддержкой, иностранные инвесторы  получают в нашей стране целый  ряд гарантий государства. Им гарантируется  право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
    В соответствии с белорусским законодательством  инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться  полученной от инвестиций прибылью, в  том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы  республики.
    Инвестиционным  кодексом также закрепляется право  инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных  органов или их должностных лиц  и их акты, нарушающие права инвестора  и (или) причиняющие ему убытки.
    Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания  для развития рынка недвижимого  имущества посредством предоставления возможности приобретения права  собственности на землю, использования  ее в качестве залога для получения  банковского кредита.
    Также в 2009 году были приняты Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь”  от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам  полномочий на представление интересов  Республики Беларусь по вопросам привлечения  инвестиций в Республику Беларусь”  от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает  формирование трехуровневой системы  инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается  на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей  отрасли или административно-территориальной  единицы и в пределах компетенции  государственного органа или исполнительного  комитета. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании  решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором  не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.
      Независимо от уровня инвестиционного  договора, данный Декрет предполагает  дополнительные условия для реализации  инвестиционного проекта. В частности,  предусматривается:
    право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;
    упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок;
    освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;
    освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом государственного управления;
    освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.
      Указом №413 вводится новый институциональный  механизм осуществления инвестиционной  деятельности – инвестиционные  агенты. Статус инвестиционного  агента могут получить как  юридические, так и физические  лица, способные проводить подготовку  инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным  инвестором.
    Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
    Республика  Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о  разрешении инвестиционных споров между  государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также  Конвенция об учреждении многостороннего  агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.
    В целях создания благоприятной среды  для инвестиционной деятельности и  свободного движения капиталов на территории государств-участников ЕЭП в настоящее  время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном  движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.
    В рамках государств-участниц ЕврАзЭС  подписан проект Соглашения о поощрении  и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику [10]. 

 

    
3.2 Анализ  показателей динамики иностранных  инвестиций в Республику Беларусь
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.