На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Олигополистические рынки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                        Введение 
      Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. 
     Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. 
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках. В этом и заключается актуальность темы. 
      Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

     Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей. 
 

           Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
           Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     - показать характеристики олигополии
     - изучить поведение олигополистов
     - выявить ценообразование в условиях  олигополии
     - рассмотреть олигополию на примере
           Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов и периодическая литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Общие  понятия и характеристика олигополистического рынка
       1.1. Понятие олигополии
     Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим  структурам  можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается  от  2  до  24  продавцов.
     Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо  это уже  не  монополия.  Верхний  предел  условно  ограничен  24  хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур  монополистической конкуренции.
    По  концентрации  продавцов на  одном и том же  рынке   олигополии
подразделяются  на плотные  и  разряженные.  К  плотным  олигополиям  условно относят такие  отраслевые  структуры,  которые  на  рынке  представлены  2-8 продавцами.  Структуры  рынка,  которые  включают  более   8   хозяйствующих объектов,  относят  к  разряженным  олигополиям.  Подобного  рода   градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в  условиях  плотной  и разряженной олигополии. В первом случае в силу  весьма  ограниченного  числа продавцов возможны различного рода сговоры  в  отношении  согласованного  их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.
      Исходя  из  характера   предлагаемой   продукции,   олигополии   можно
подразделить  на  ординарные  и  дифференцированные.  Ординарная  олигополия связана  с  производством  и  предложением  стандартных  продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь,  цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные  олигополии  формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны  для тех отраслей,  в  которых имеется возможность  разнообразить  производство предлагаемых товаров и услуг. 
    Уровень плотности  олигополистической  структуры   рынка   измеряется количетвом предприятий в той или иной  отрасли  и  их  долей  в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики.  Таким  образом,  варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации  производства, а  следовательно,  и предложения в   исследуемой   отрасли   общественного производства.
        В то  же  время следует подчеркнуть,  что было  бы  неосмотрительно
ориентироваться    на    масштабы     только     национальной     экономики.
       Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так  и на  местном  уровне  хозяйствования.  Так  в  силу  специфики   возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры,  равным  образом  как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.
      Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии,  не  следует забывать  о  двух  важных  моментах:  межотраслевой  конкуренции  и  импорте продукции.  Сила  олигополии  уменьшается   под   воздействием   предложения продуктов предприятиями других  отраслей,  которые  обладают  приблизительно одинаковыми   с   продукцией   олигополистов   потребительскими   свойствами (например, газ и электроэнергия как источник  тепла,  медь  и алюминий  как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению  олигополии  содействует и импорт аналогичных товаров или  их  заменителей.  Оба  эти  фактора  могут способствовать формированию  более  конкурентных  структур  по  сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.
1.2.Становление олигополии
        В основе исторической тенденции образования олигополий лежит  механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка  слабые предприятия путём либо их банкротства, либо поглощения  и  слияния  с  более сильными  конкурентами.  Банкротство   может   быть   вызвано   как   слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и  воздействием усилий,  предпринимаемых  конкурентами  против  определенного   предприятия.
       Поглощение  осуществляется на основе  финансовых  операций,  направленных  на приобретение того  или  иного  предприятия  либо  полностью,  либо  частично скупки  контрольного  пакета  акций  или  значительной  доли  капитала.  Это отношение между сильными  и  слабыми  конкурентами.  Слияние,  как  правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода  централизация  капитала  и производства может быть экономически  вынужденной,  как  выбор  третьего  из двух  зол:  либо  полная   утрата   самостоятельности,   либо   изматывающая экономическая война.
          Процессы поглощения и слияния  позволяют  существенно  увеличить  свои доли продаж  на  соответствующем  рынке.  Рост  рыночной  власти  нескольких корпораций  делает  бессмысленной   ценовую   конкуренцию,   которая   может превратиться в «войну» цен и привести к истощению всех ее участников.
        Другим существенным фактором формирования олигополистических  структур рынка  является   стремление   предприятий   реализовать   эффект   масштаба производства.  В  процессе  совершенствования  техники  и  появления   новых технологий  оптимальные  размеры  производства  достигли  таких   масштабов, которые стали  существенным  препятствием  для  вхождения  в  отрасль  новых предприятий.  Эти  препятствия  связаны  как  с  ограниченностью   финансов, достижением  низких  издержек  производства,  так   и   более   рациональным использованием  ресурсов  несколькими хозяйствующими   объектами,   нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. 

1.3. Особенности олигополистического рынка
        Распространенность олигополии.  Олигополия  является  одной  из  самых распространенных структур  рынка  в  современной  экономике.  В  большинстве стран  почти  все  отрасли  тяжелой  промышленности   (металлургия,   химия, автомобилестроение, электроника,  судо-  и самолетостроение  и др.)  имеют именно такую структуру.
       Наиболее  заметная  черта олигополии состоит  в  немногочисленности  действующих  на  рынке  фирм.  Не следует,  впрочем,  думать,  что  компании   можно   в   буквальном   смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при  монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало  мелких  фирм.  Однако на несколько ведущих компаний  приходится  столь  большая  часть  суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
             Формально  к  олигополистическим  обычно  относят те   отрасли,   где несколько крупнейших фирм производят более половины всей  выпускаемой  продукции.  Если  же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
        Если  обратиться  к  статистике,  то  в  России отчетливо олигополистический  характер  носят  сырьевые  отрасли,  черная  и цветная металлургия, т.е. почти все  отрасли,  которым  удалось  выстоять  в кризисе  и  на  которые  пока  опирается  отечественная  экономика.
       Конечно  установление  количественной  границы между олигополией   и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь  два  названных  типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.
          При монополистической  конкуренции  решающей   причиной   несовершенства   рынка является дифференциация продукта. В условиях  олигополии  этот  фактор  тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли,  в  которых  дифференциация продукта  значительна  (например,  автомобилестроение).  Но   существуют   и отрасли  где  продукт  является  стандартизированным  (цементная,  нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии).
         Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный  уровень  издержек на единицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком  объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что  способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного  спроса  на  данную продукцию.

                                                                                                       Рисунок 1
«Возможность  высокого уровня рыночной концентрации». 

             Таким образом, при цене, покрывающей  лишь минимум возможных  издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь  имеющийся спрос. Как показано на рисунке 1, если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0 , будет достаточно лишь 2 - 3 компаний, чтобы при цене  Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1 . В такой ситуации уровень рыночной концентрации будет очень высоким.
1.4. Барьеры для вхождения  новых фирм на  рынок.
              Высокие барьеры  для  новых фирм  также  поддерживают  значительный  уровень  рыночной  концентрации   и сохранение олигополии. Они принимают разную  форму:  экономии  на  масштабах производства,  экономии  на   издержках   вследствие   накопленного   опыта, известности  товара,  проведенной  рекламной  компании,  сложности   товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.
             Экономия на масштабах, основанная  на  известности  товаров,  является важным  барьером  для  других  фирм,  желающих  работать  на  данном  рынке. Поскольку  новая  фирма  неизвестна,  она   может   претендовать   лишь   на незначительный спрос  и ее  объем производства  будет меньше, чем у фирм-участников  олигополии.  Цена  же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше.
             Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит  их долю  рынка,  попробуют не   допустить   этого,   воспользовавшись   своими преимуществами. Они установят цену  ниже,  но  в силу  экономии  от масштабов производства и в этом случае будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка.
       
                                                                                                 Рисунок 2
       «Кривые издержек».
       Издержки  новой фирмы могут быть выше потому, что оно  не  имеет  опыта ведения бизнеса в  данной  сфере  деятельности:  ее  менеджеры  не  обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы;  хуже условия  получения  банковского  кредита;  слабее  связи   с   поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые  фирмы смогут  со  временем  преодолеть  трудности,  однако  -  не  все   из   них.
       Неопределенность  ослабляет стимулы  для  вступления  на  рынок  и  уменьшает число потенциальных конкурентов.
         Между тем сама угроза появления  конкурентов  меняет  поведение   фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не  боялась потерять  свою  долю  рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить  обычную цену. Однако она устанавливает цену на  уровне  не  выше  предельной, поскольку при такой  цене  потенциальный  конкурент  будет  не  в  состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль.                           Старая  же  фирма и  при  такой  цене  будет  получать  прибыль. 
       Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.  
      Чтобы фирма могла достичь наиболее  эффективных для данного вида деятельности  размеров,  часто  требуется   значительный   объем   капитала.
       Потенциальному  участнику рынка  в  авиационной,  автомобильной,  химической, нефтедобывающей  промышленности  и  во  многих  других  отраслях   требуются миллиарды  рублей,  чтобы  начать  дело.  Несомненно,  это  является  важным барьером  на  пути  уменьшения  рыночной  концентрации  в  данных   секторах экономики.
             Существуют и другие барьеры  на пути потенциальных конкурентов: ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности; высокие затраты на рекламу; сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.
           Таким образом, все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок  и поддерживают высокий уровень концентрации.
Большая доля в  выпуске  продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение  в  отрасли. 

1.5. Ценообразование в условиях олигополии

     При разработке ценовой политики конкуренты могут исходить из того, что в ответ на изменение цены одним из них цену изменит и другой. Тогда равновесие на рынке установится при иных ценах. Рассмотрим, какие соображения могут заставить дуополистов придерживаться средних цен на свою продукцию.
     
     
     Рисунок 3
       «Модель ценообразования при олигополии».
     Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Это приводит к  объему выпуска, для которого P = AC = MC. Тайный сговор - форма олигополистического поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
     Ломаная кривая спроса
     Модель объясняет  негибкость цен. Форма кривой олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она поднимет свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос будет неэластичным, т.к. конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены. Результат - ломаная кривая спроса у фирмы.
     
     Рисунок 4
     «Анализ ломаной кривой спроса».
     P - установленная цена. Если фирма  повысит цену, то спрос уйдет  к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится. Кривая  предельного дохода имеет вертикальный  разрыв. Из-за разрыва в величинах  МR на цену товара и объем выпуска не будет оказывать воздействие изменение предельных издержек.
     Лидерство в ценах
     
     Модель ценообразования  “издержки плюс”
     P = ATC + накидка
     ATC берутся для  некоторого типичного объема  производства.
          Накидка = % прибыли на капитал.
     Модель совместима с тайным сговором и лидерством в  ценах
     Первая  фирма может исходить из следующих  рассуждений. Если она снизит цену, то ее прибыль возрастет с 8 до 10, а прибыль ее конкурента снизится до 3. Однако разумно предположить, что  и вторая фирма в этом случае снизит цену, чтобы повысить свою прибыль  до 5. Таким образом, ожидая в ответ  на понижение цены на свою продукцию  того же от конкурента, дуополист не будет переходить от средней цены к низкой. Перейти от средней цены к высокой первой фирме есть смысл только в том случае, если вторая последует за ней. Последует ли она? При сохранении средней цены на свою продукцию вторая фирма получит 13 ден. ед. прибыли, а при переходе к высокой — только 10. Следовательно, первая фирма ожидает, что при переходе от средней цены к высокой ее конкурент сохранит среднюю цену. Результаты проведенного первой фирмой анализа в области ценовой политики таковы: если она снизит цену на свою продукцию, то же сделает и конкурент, и прибыли уменьшатся; если она повысит цену, то конкурент не последует за ней, и ее прибыль сократится в еще большей мере. К такому же выводу на основе аналогичных рассуждений может прийти вторая фирма, и на рынке установится равновесие при средних ценах.
     
     Рисунок 5
     « Кривая спроса олигополиста»
     Вывод, к которому пришли конкуренты на основе проведенных рассуждений, можно  представить графически в виде ломаной  кривой спроса на их продукцию (рис. 5).
     Придерживаясь средней цены Рс, фирма реализует Qc ед. продукции. Поскольку при повышении цены на ее продукцию конкурент не станет повышать цену на свою, то объем продаж данной фирмы сократится не до Qв, а до QB’ вследствие ухода части покупателей к конкуренту. Если фирма перейдет от средней цены к низкой, то конкурент тоже снизит цену на свою продукцию, и в результате каждая фирма сохранит свой контингент покупателей. Изгибу кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки, и когда точка Курно оказывается в этом разрыве, тогда изменение предельных затрат производства не вызывает изменения цены. Этим объясняется устойчивость цен на олигопольном рынке.
     Хотя  в рассматриваемом примере поведение  дуополистов, приведшее к равновесию при средних ценах, не соответствует предпосылкам Курно, установившееся равновесие тождественно равновесию Курно: ни одна из фирм не заинтересована изменять цену на свою продукцию, пока ее конкурент не меняет цену на свою. В теории игр рассмотренная модель поведения игроков известна под названием “дилемма заключенного”.1 В ней предполагается, что принятое решение конкурент не может “повернуть вспять”. В нашем примере это означает, что, после того как фирма перешла от средних цен к высоким, она уже не может вернуться к средним. Если это искусственное ограничение на поведение дуополистов снять, то рыночное равновесие в рассматриваемом примере может установиться и при высоких ценах на продукцию обеих фирм.
     Вернемся  к вопросу о том, последует  ли вторая фирма за первой, когда  последняя повысит цену. Если вторая фирма примет во внимание, что конкурент  в случае сохранения ее цены на среднем  уровне может вернуться к средней  цене, то она скорей всего тоже поднимет цену на свою продукцию, так как при  совместном повышении цен у обеих  фирм прибыль возрастет с 8 до 10.
     Таким образом, на рынке олигополии без  явного сговора между конкурентами равновесие может установиться при  цене, соответствующей монопольной. Однако такой результат тем менее  вероятен, чем больше конкурентов  действует в отрасли. С ростом числа конкурентов увеличивается  вероятность того, что кто-то ради достижения временных выгод снизит цену на свою продукцию, подрывая сложившееся  рыночное равновесие. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Олигополия на  примере рынка нефтепродуктов РФ
     2.1.Рынок  нефтепродуктов в  России
     В данный момент нефтяная промышленность является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть  и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно  сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит  и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан.
     На  сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.
     Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации  имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2008 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2008 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти [9].
     ВИНК  доминируют на рынках добычи и переработки  нефти, свободный рынок нефти  практически отсутствует: более 80% нефти  в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров [12].
     Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие  участники рынка, являются: ограничение  или отсутствие доступа независимых  участников рынка к мощностям  по переработки нефти; ограничение  или отсутствие возможности независимых  участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов; наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов; наличие у ВИНК большого административного ресурса; высокие первоначальные затраты [7, с.162].
     Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки  нефти определяет монопольную структуру  реализации нефтепродуктов крупным  оптом с НПЗ. ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как  на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.
     Доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов. Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению. В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 – долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 – независимые участники рынка. Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18 [9].
     Внутренняя  цена на российскую нефть формируется  в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным  транспортом) к продаже ее давальцам  для переработки на НПЗ. Такая  структура предложения нефти  не позволяет говорить о свободной  конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России. Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен. Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок. Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом [8, с.93].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.