На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Характеристика труда

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Понятие о труде 

     Труд  играет исключительно важную роль в  осуществлении и развитии человеческого  общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч  поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.
     Во  все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, основным видом деятельности человечества.
     Труд - деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или духовных. Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека.
     Осознанную  часть деятельности подразделяют на трудовую и нетрудовую части. Основными критериями, отличающими трудовую деятельность от нетрудовой, выступают:
     - связь с созиданием благ, т.е.  создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность  не связанная с созданием трудом  не является.
     - целенаправленность деятельности. Бесцельная деятельность отношения к труду не имеет, так как это бездарное расходование человеческой энергии, не имеющее позитивных последствий;
     - легитимность деятельности. К труду  относится только не запрещенная  деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может;
     - востребованность деятельности.
     Таким образом, с экономической точки  зрения труд – процесс сознательной, целесообразности деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
     Труд - особая система, состоящая из трех компонентов: предметов труда, средств  труда и людей как субъектов  труда, преобразующих в процессе труда предметы в продукты с помощью  средств труда.
     Предметы  труда – природное вещество, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда в целях приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т.д.
     Средства  труда – вещь или совокупность вещей, находящихся между человеком  и предметом труда, которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.
     Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.
     Различают социально-экономические и производственные условия труда. Социально-экономические  условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень  образования и возможность его  получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т.д.).
     Производственные  условия труда – это все  элементы производственной среды, которые  воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
     Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы. 

     Социальная  и психофизическая  характеристика труда 

     Трудовому коллективу в целом и отдельности его членам свойственны социальные и индивидуально-психологические особенности. К числу социальных особенностей относятся потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения, в том числе формальные и неформальные, социально-психологический климат в коллективе, уровень профессиональной подготовленности и т.д.
     Индивидуально-психологические  особенности отдельных работников, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки, психологические и физиологические личностные качества обязательно должны соотноситься с коллективными особенностями.
     Субъект деятельности, или работник, - система, имеющая сложные внутренние (психические) функции и свойства. К таким внутренним свойствам относятся эмоциональная настроенность на работу, общее сознание защищенности в обществе, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность ситуацией в доме, семье и особенности темпераметра, а также построение образа будущего результата деятельности, вариантов достижения этого результата.
     Таким образом, предметы и средства труда  не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который всегда – не только отношение людей к природе, но и отношение между участниками процесса. Трудовая деятельность также не может не осуществляться без средств производства, образующих вещественные условия живого труда. Поэтому процесс труда представляется не как механическое соединение трех его основных моментов, а как органическое единство, решающим фактором которого являются сам человек и его трудовая деятельность.
     Труду свойственна определенная общественная организация. Все, что нужно для  жизни, человек получает от общества в обмен на свой труд. Благодаря разделению труда ни один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта в обществе одновременно создает определенные отношения людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.
     Таким образом, труд – важнейшее условие  жизнедеятельно
     Переход к рыночным отношениям в нашей стране многое изменил в общественной организации труда. Как свидетельствует опыт, главное в таких изменениях – перемены в приоритетности интересов и стимулов к труду. Рыночные отношения предполагают иерархию приоритетности таких интересов, где личные интересы – самые главные. Если они реализованы, то соответственно будут реализованы и коллективные интересы.
     Признание личных интересов важнейшими  в современных условиях – это признание важности и значимости проблем мотивации трудовой деятельности, стимулирования труда, а также необходимости повышения статуса работника в системе социально-трудовых отношений.
     Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды). Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль  в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории «труд».
     Труд  – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создают необходимые для жизни и развития общества потребительные стоимости. Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.
     В представлении о труде также  выделяют различные аспекты:
     - экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
     - технико-технологические (техническое  и технологическое оснащение,  электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);
     -социальные (содержательность, привлекательность,  престижность и мотивация труда,  социальное партнерство и др.);
     - психофизиологические (тяжесть, напряженность,  санитарно-гигиенические условия  труда и др.);
     - правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).
     Подобное  деление весьма условно, так как  проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесно зависимости. 

     Роль  труда в развитии человека и общества 

     История человечества свидетельствует о весьма существенном, можно сказать, решающем значении труда в общественном развитии человека. Теоретические и эмпирические исследования роли труда свидетельствуют: труд – первое, основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что в известном смысле можно сказать: «Труд создал самого человека».
     Анализируя  становление человеческого общества, Ф.Энгельс подчеркивал, что человек  обязан труду в разделении функций  между руками и ногами, развитии органов речи, постепенном превращении мозга животного в мозг человека, после чего действие последнего стали носить сознательный характер. В результате совместной деятельности рук, органов речи и мозга, общения между собой люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой новые цели и достигать их. Труд в процессе развития человека становился все более разнообразным, совершенным, многосторонним: охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное искусство, судоходство и торговля. Постепенно появлялись и развивались искусство, наука, право, политика и другие формы трудовой деятельности. Так в общем виде можно быть представлен генезис все более усложняющихся в своем развитии видов труда.
     Воздействуя на окружающую среду и изменяя  ее, люди, побуждаемые все возрастающими  потребностями, изменяют и собственную  человеческую природу: развивают способности  к труду, обогащают свои знания, увеличивают  возможности их использования, расширяют сферу трудовой деятельности, совершенствуют сам процесс труда.
     В цивилизованном обществе деятельность человека направлена на создание машин, механизмов, материалов с заранее  заданными свойствами, отсутствующими непосредственно в природе, средств передачи и хранения  информации, произведений искусства и литературы, совершение научных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей.
     Современное производства, осваивая разнообразные  ресурсы и преобразуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздействие на окружающую природную среду.  В производственные процессы вовлекаются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, Мировой океан, космос.
     Под влиянием научно-технического прогресса (НТП) происходят такие процессы, как  систематическое изменение содержания преимущественно физического труда  в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышаются общеобразовательный и культурно-технический уровень и квалификации работников, на фоне непрерывного  роста производительности как общественного, так и индивидуального руда повышаются уровень и качество жизни населения.
     Мощным  фактором роста производительных сил  общества является органическое соединение науки с производством, ибо научно-техническая  революция (НТР) означает не просто применение новых видов энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и  даже комплексной автоматизации производства, а глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации и управления.
     Появление электронно-вычислительной техники  и рост быстродействия ЭВМ оказались  одним из наиболее впечатляющих направлений НТР. Производство и применение ЭВМ в развитых странах растет быстрыми темпами, но при этом полностью учитывается и роль «человеческого фактора» в руководстве производством благ и услуг, роль менеджеров всех рангов.
     Одним из существенных моментов развития производства является переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается его расширение преимущественно с помощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производственный процесс. Интенсификация производства означает количественный рост и качественное повышения степени использования всех средства за счет существенного повышения степени использования всех средств производства – как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения производительности труда на основе применения более совершенной техники и технологии производства, быстрого освоения достижения научно-технического прогресса.
     Опыт  развития производства в странах  с рыночной экономикой показывает, что наряду с концентрацией производства по горизонтали – путем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикали – в виде создания комбинатов, т.е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья, либо связанных различными формами общественного разделения труда и специализации производства. Наглядными примерами вертикальной концентрации производства являются металлургические, нефтехимические, лесохимические и другие комбинаты. Прогрессивной формой концентрации является комбинирование производства.
     В условиях НТР существенную роль играют научно-производственные объединения, комплексно осуществляющие процесс  «исследование – производство». Как правило, наиболее крупные из них включают кроме производственных звеньев проектно-конструкторские, технологические, научно-исследовательские организации, лаборатории, опытные производства, обеспечивающие необходимую научно-конструкторскую и технологическую подготовку. Это приближает науку к производству, создает условия для быстрейшего использования достижений науки и техники  хозяйственных единицах, определяет необходимость квалификационного роста работников. 

     Характеристика  категорий труда 

     Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в же время обусловливает и определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.
     Содержание  труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функций, направленных на производство потребительных стоимостей, характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства
     Социально-экономический  характера труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.
     Один  из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:
     - удовлетворение потребностей (первая  и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);
     -созидатель  общественного богатства (первая  и важнейшая функция труда,  с которой начинается общественное  бытие человека);
     - созидатель общественного богатства  (первая и важнейшая функция  труда, с которой начинается общественное бытие человека);
     - творец общества и фактор общественного  прогресса (удовлетворения потребности  и создавая богатство, труд  находится в основе всего общественного  развития – формирует социальные  слои общества и основы их  взаимодействия);
     - ваятель человека (создавая все  ценности человеческого бытия,  вступая в качестве субъекта  общественного развития, приобщая  к труду общество в целом,  человек развивает и самого  себя: приобретает знания и профессиональные  навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);
     - сила, открывающая человечеству  путь к свободе, дающая людям  возможность заранее учитывать  все более отдаленны естественные  и общественные последствия своих  действий.
     Следует отметить, что последняя функция  как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде с помощью труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы. Что касается других функций, то они как бы подготавливают реализацию свободотворческой функции труда.
     По  мере развития научно-технического и  социального прогресса отношения между функцией труда как создателя общественного богатства и человекотворческой функцией становятся все более гармоничными. Это объясняется тем, что количество и качество продуктов труда, техническое совершенство, экономическая эффективность общественного производства во все большей степени зависят от применения в производстве достижений науки, воплощенных в живом и овеществленном руде.
     Категория содержание труда» выражает профессиональную принадлежность, состав выполняемых  работ, их сложность, последовательность выполнения.
     Содержание  труда – это функциональные особенности  конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации  производственного процесса. Эти  особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских и творческих функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т.д.
     Содержание  труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностями индивида. Это ключевой фактор, характеризирующий возможности развития и самореализации личности в процессе труда. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность им, на степень интереса к труду, текучесть кадров и уровень производительности  труда.
     Содержание  труда выражает распределение функций  на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, характеризует уровень развития производительных сил. Каждая ступень  развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.
     Происходящие  в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах  труда требует повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнениями содержания труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.
     При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:
     - логическая, связанная с определением  цели и подготовкой системы  необходимых трудовых операций;
     - исполнительская – приведение  средства труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительности сил и непосредственное воздействие на предметы труда;
     - регистрации и контроля – наблюдение  за технологическим процессом,  ходом выполнения насеченной  программы;
     - регулирования  корректировка, уточнение заданной программы.
     Каждая  из перечисленных функций может присутствовать в той или иной степени в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. В  зависимости от преобладания тех ил иных функций  трудовой деятельности человека определятся сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственно и физического труда.
     Многообразие содержания труда обусловливает распределение функций между людьми, обрабатывающим предметы труда (Рис.1)  


     Рис.1 - Распределение функций между  людьми 

     Такими  функциями являются:
     -методологическая, заключающаяся в применении и  развитии методов познания, в  основе которых лежат объективные  законы природы и общества;
     - воспитательная, нацеленная на подготовку  людей к выполнению задач социального  и экономического характера путем  целенаправленного воздействия  на них, обеспечивающего формирование  их личности в нужном направлении;
     - направляющая, состоящая в реализации планов и программ ускорения социально-экономического развития страны за счет привлечения к их выполнению всех членов общества;
     - планирующая, состоящая в опережающем постижении развития объективных явлений на основе научности познания, обсуждения и проверки динамики развития событий;
     - информационная, заключающаяся в  пропаганде взглядов людей, планов, методов их реализации, основных  положений через средства массовой  информации, систему образования,  культуру;
     - управленческая, заключающаяся в реализации планов и директив вышестоящих органов;
     - исполнительская, представляющая  точное исполнение должностных  инструкций, юридических прав, технологии  работы, уставных требований.
     Главные факторы, заменяющие содержание труда, - развитие средств производства, научно-технический прогресс, совершенствование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулирования в тесном соответствии с требованиями достижений науки и техники.
     По  содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах труд в отдельных отраслях материального и нематериального производства, например труд в машиностроении, легкой и пищевой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратор, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера и т.п.; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т.д. может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.
     Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню развития производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).
     Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы и в первую очередь – в физической и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже  непосредственно на производстве. Крупное машинное производства, углубляя общественное разделение труда, отделил производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять сою общественную волю.
     Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производительные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.
     Под характером труда понимается социально-экономическая  сторона, выражающая тип общественной организации и отношение к  нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений  и зависит т степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественно организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.
     Характер  труда отражает степень развития производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человек  с обществом.
     К показателям характера труда  относят:
     - форму собственности;
     - отношение работников к труду;
     - отношение распределения производственных продуктов и услуг;
     - степень социальных различий  в процессе труда.
     В рыночной экономике различают две  формы собственности: государственную  и  негосударственную. Государственная  собственность как система отношений  обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы. К негосударственной относится частная собственность со всеми ее модификациями, т.е. акционерная, кооперативная, корпоративная и т.п.
     Отношение к труду выражает связь между  работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных лаг. Оно представляет собой объективную категорию, которая отражает типичные отношения между людьми по поводу их совместного участия в производстве и проявляется через взаимосвязь основных социальных функций труда: как средства к жизни, способа самовыражения и развития личности, критерия положения человека в обществе. Вместе с тем это сложное социальное явление, которое определяется различными факторами, в том числе оплатой труда, условиями труда, его организаций, содержанием, взаимоотношениями в трудовой коллективе, стилем руководства, а также системой семейного и школьного развития и т.д.
     Отношения распределения, как и вся система  производственных отношений, зависят  от отношений собственности. Распределение доходов строится на том,  что каждый собственник факторов производства получат свой доход в зависимости от спроса и предложения на тот или иной фактор производства и от предельной производительности каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они выполняют и как они это делают, т.е.е основным критерием распределения выступает труд. Доход собственников средства производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализации. Потому в основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по труду и капиталу.
     В процессе трудовой деятельности происходит производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется между работниками смежных рабочих мест, основными и вспомогательными работниками, между руководителями и подчиненными Взаимодействие работников в процессе труда имеет и социальную сторону, т.е. взаимодействие между разными социальными группами, различающимися по полу, возрасту, стажу работы, образованию, семейному положению ит.д. Социальная структура работников влечет на характер производственного взаимодействия между ними.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.