На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Философия истории Карла Ясперса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО  МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И ПЕРИОДИЗАЦИИ
ГЛАВА 3. СМЫСЛ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ
 
Труды немецкого мыслителя Карла Ясперса пришли в Россию с большим опозданием. Во времена исторического перелома в жизни нашего общества их появления стало большим интеллектуальным событием, ведь именно в этот период стали широко вестись дискуссии о поисках исторического смысла и собственного пути развития. История нашей страны постоянно изобилует невероятными поворотами и зигзагами, которые, однако, не приводят пока к разрешению насущных проблем. В этой связи представляется актуальным изучение философского наследия немецкого мыслителя К. Ясперса.
На такие же трагические и переломные моменты в истории Германии (30-40-е века XX века) пришелся пик творческой активности Карла Ясперса. Осознание предстоящих социальных катаклизмов мирового масштаба сыграло определяющую роль в развитии его научного мировоззрения.
В этой атмосфере немецкий философ разрабатывает концепцию глобального единства человечества, его истории и общности жизненных ценностей. Эта концепция обосновывает бессмысленностью войн и социальных конфликтов в мире. Ясперс был убежден, что история, не имеющая единства, не может иметь и смысла.
 
Цель настоящего исследования – охарактеризовать взгляды К.Ясперса на исторический процесс и смысл истории.
 
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1) Подобрать, изучить и систематизировать для изложения литературу по теме.
2) Охарактеризовать эпоху становления философских взглядов Ясперса  и определить предпосылки формирования его научного мировоззрения.
3) Проанализировать особенности линейной теории мирового исторического процесса, сформулированной в трудах К. Ясперса.
4) Рассмотреть основные положения периодизации истории и проблему единства.
5) Определить содержание смысла истории и программы К. Ясперса о глобальном единстве мировой истории.
6) В заключении подвести итоги работы и представить выводы на основании изученного материала.
 
Предмет исследования – философское наследие К.Ясперса.
Объект исследования –
1) биография мыслителя и ее связь с формированием философских взглядов;
2) концепция всемирно-исторического процесса и ее роль в исторической науке.
 
Основным материалом для изучения вопросов, поставленных в исследовании, является массив учебной и научной литературы, авторефераты диссертаций [7, 13], опубликованные труды К. Ясперса (как основной источник), а так же материалы периодической печати [3, 11] и научных сборников [4, 6, 10, 14], посвященные исследуемой проблеме. Особый интерес представляет монография Ф.Б. Байдаевой [1], в которой анализируются ключевые проблемы теории Ясперса; показана связь проблем времени с необходимостью философского осмысления проблем современного человека.
Среди исследований, посвященных анализу концепции культурного времени Карла Ясперса, хочется отметить работу П. Гайденко «Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса» [18, вступит.ст.]. Обстоятельно и скрупулезно анализируя жизненный путь мыслителя, его переписку, статьи и монографии, Гайденко выстраивает четкую системы взглядов Ясперса с позиции историзма; дает социальную и культурологическую оценку различных аспектов его теории.
Основы экзистенциализма Ясперса глубоко исследованы в работе О. Больнова [2], здесь же излагается и анализируется историческая концепция мыслителя. Критический анализ взглядов Ясперса на религию представлен в работе А. Типсиной «Философия религии К. Ясперса» [12]. Исследуя понимание Ясперсом философской веры, автор называет Ясперса основоположником религиозного экзистенциализма.
Социально-политическим взглядам Ясперса посвящена статья профессора А. Борозняка [3] и небольшая работа С. Рящикова [9].
Анализ этих и других источников позволяет исследовать вопросы об идейных истоках исторической концепции Ясперса, а так же определить место и значение данной концепции в истории философии. Основной упор в настоящей работе мы постарались сделать на цитирование первоисточников – опубликованных на русском языке философских работ К. Ясперса [16, 17, 18, 19].
 
Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введение обосновывается актуальность, ставятся цель, задачи; конкретизируются предмет и объект исследования. В первой главе анализируются предпосылки становления личности и научного мировоззрения К.Ясперса в контексте исторического времени, представляется характеристика основных периодов его научной деятельности. Во второй главе представлена ясперсовская периодизация истории, характеристика понятий «осевого времени» и «оси мировой истории», а так же рассматриваются, поставленные ученым проблемы единства истории и пути развития. В третьей главе речь идет о прогнозах Ясперса на будущее мировой истории и раскрывается сущность его взглядов на смысл истории. В заключении представлены выводы и обобщающий материал по исследуемой проблеме. Список использованной литературы, состоящий из 20 источников, завершает работу.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ К. ЯСПЕРСА
 
Невозможно себе представить человека, чья система мировоззрений была бы «оторвана» от окружающей его действительности, оттого, что в совокупности формирует различные стороны его реальной жизни. И, разумеется, изучение системы научного мировоззрения того или иного мыслителя диктует необходимость изучения его жизненной и творческой биографии. Это дает возможность комплексного и наиболее объективного анализа его научных воззрений, а так же способствует выявлению основных причин их трансформации.
В чрезвычайно сложной для народа Германии обстановке формировалось мировоззрение выдающегося немецкого ученого Карла Ясперса. Время его активной творческой деятельности приходится на 20-50-е годы ХХ столетия, когда Германия переживала самые трагические этапы своей истории, в силу чего основные идейно-теоретические выкладки ученого несут в себе отчетливые характеристики эпохи.[1]
Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 г. в городе Ольденбург одноименного герцогства (территория современной нижней Саксонии), близ побережья Северного моря. Его отец (1850-1940), юрист, а впоследствии – директор банка, происходил из торгового и крестьянского рода.[2] Отец, в воспоминании Ясперса, предстает перед ним как человек незаурядный, ненавидевший рутину, доктринерство, ханжество. Он приучал детей с раннего возраста к самостоятельным и ответственным поступкам и суждениям. Ясперс с большой любовью и признательностью вспоминал своих родителей.
В 1901 году юный Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет, где в течение трех семестров изучал право, после чего, окончательно охладев к юриспруденции, перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году.
Чем, однако, объясняется такой резкий поворот, разочарование в избранной изначально профессиональной карьере? Вероятнее всего причина заключалась в том, что он разуверился во всем, что считается бесспорной основой любого цивилизованного государства – в законе, который казался Ясперсу абстракцией от жизни общества, совершенно чуждой будущему мыслителю. Он не был доволен ни собой, ни состоянием германского общества, ни фикцией общественного мнения. «Основное ощущение, - пишет он, - было таково: что-то неладно в мире людей и во мне самом».[3] Таким образом, налицо факт нежелания отстаивать в качестве юриста тогдашние законы немецкого общества, устоев которого он не понимал и не желал понимать. А, учитывая особенности его бескомпромиссной натуры, невозможно даже предположить саму вероятность его дальнейшего обучения на юридическом факультете.
Однако теперь предстояло выбрать в жизни определенную дорогу и двинуться по ней. Он хотел знать все, что только возможно; как ему представлялось, медицина открывала широкие горизонты, потому, что была связана со всеми естественными науками, а предметом своим имела человека.
Став врачом, он надеялся найти признание в обществе. Интерес к медицине, помимо прочих мотивов, сформировался у молодого Карла из-за его врожденной болезни: он страдал неизлечимым заболеванием бронхов, постоянно провоцировавшим сердечную недостаточность.
На факультете молодой Карл подружился с одним достаточно одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей супруги Гертруд Майер. Характерно, что и брат, и сестра Майер живо интересовались философией, причем Гертруд изучала философию профессионально. Карл познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года они поженились. С тех пор одиночество больше не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по внутреннему миру человека.
Таким образом, профессиональный интерес к общественным наукам у молодого естествоиспытателя – ведь медицина принадлежит к естественным наукам – развился не без влияния его жены и «философствование на уровне экзистенции», о котором впоследствии так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших радостей его семейной жизни.
 
Ко времени, когда началась первая мировая война, Ясперс уже закончил медицинский факультет, и, получив профессию врача-психиатра, с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу «Всеобщая психопатология» (1913), которую в последствии защитил в качестве диссертации. А затем получил степень доктора психологии.
После защиты диссертации он начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований, а так же патография выдающихся личностей (актуальная в то время тема – гений и болезнь).
Изучение политических и социологических трактатов и знакомство с видными мыслителями того времени привели к тому, что Ясперс все более увлекался историей философии. В 1913 году он получает доцентуру на философском факультете Гейдельбергского университета.
В 1919 году Ясперс издает плод многолетнего труда – «Психологию мировоззрений», которая затрагивала уже собственно философские проблемы. Она принесла ему большую известность.
Самим Ясперсом признается тот факт, что «Психология мировоззрений» несет на себе печать влияния Макса Вебера, которому он во многом обязан как своей мировоззренческой – особенно политической ориентацией, так и своими методологическими подходами к анализу философских проблем. В своей «Философской автобиографии» Ясперс, в частности, писал: «Всем мышлением и всем существом своим Макс Вебер… глубоко влияет на мои взгляды, как не влиял ни один другой мыслитель».[4]
Для творчества Вебера было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания. Вебер настаивал на том, что социальное и историческое познание, так же, как и естественные науки, должно быть свободно от субъективных оценок.[5]
Вероятнее всего, в учении Вебера Ясперса привлекало «жесткое разделение личностного мировоззрения с одной стороны, и научного исследования, с другой».[6]
Сближение Ясперса с Вебером был острый интерес к политике. Семья Ясперсов была не чужда политических интересов: дед и отец Карла, а так же два брата его матери были депутатами ландтага в Ольденбурге. Кроме того, отец философа в течение многих лет был председателем Ольденбургского магистрата. Поэтому, Ясперс, как и Вебер, с ранних лет в кругу семьи слышал обсуждение самых разных политических вопросов.[7]
Смерть Вебера была ощутимым ударом для Ясперса: «Когда в 1920 году Макс Вебер умер, - пишет он, - у меня было чувство, будто перевернулся мир.[8]
В монографии Ф. Байдаевой отмечается влияние на мировоззрение Ясперса философии Канта и Кьеркегора. Автор указывает, что «для К. Ясперса философия Канта была толчком к осознанию новой перспективы развития онтологии через обращение к человеческим смыслам бытия, к новому мышлению».[9] Проблема сознания в контексте проблемы времени, интересовавшая Канта, нашла свое отражение в философии Карла Ясперса.
Как и Кьеркегор Ясперс считает, что «историческому процессу нет никакого дела до людей, история — это только испытание, в котором проверяется и закаляется человечность».[10]
 
На 20-е годы приходится взлет творчества корифеев немецкой социально-политической и исторической мысли: Макса и Альфреда Веберов, Хейзинги, Шпенглера, Ранке и, разумеется, Ясперса.
Когда 1 апреля 1922 года Ясперс получил кафедру, став ординарным профессором в Гейдельберге. Он стал заниматься изучением общественных наук более основательно.
Начиная с середины 20-х, годов Ясперс становится одним из ведущих ученых Германии. Однако с установлением диктатуры национал-социалистов в жизни Ясперса наступает тяжелый драматический период. С 1933 года он был лишен возможности принимать участие в управлении университетом, поскольку был снят со всех постов, имевших отношение к университетской администрации. В 1937 году его окончательно отстраняют от преподавания и, наряду с профессурой, в 1938 году лишают права издавать в Германии свои работы. Одной из причин было то, что жена Ясперса – еврейка.[11] Будучи женатым на еврейке, Ясперс, таким образом, терял все права на своей родине.
Эти двенадцать лет (1933-1945) означали для Ясперса вступление в особую жизнь. Произошло полное внутреннее «отмежевание» от германского рейха как политического образования.
В той обстановке Ясперс решил придерживаться тактики «…тщательной осторожности в отношениях с властями. Это относилось, прежде всего, к гестапо».[12]
Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании «стука в дверь», ученый продолжает работать – писать «в стол», поскольку надеялся, что придет время, и его труды все-таки будут востребованы.
Этот период жизни Ясперса – время раздумий о политической истории Германии, существовавшей на протяжении тысячи лет.
Окончание второй мировой войны круто изменило жизнь мыслителя. Когда 1 апреля 1945 года американцы заняли Гейдельберг, у Ясперса появились большие надежды на будущее. Уже три дня спустя он вошел в состав избранной по его инициативе комиссии, состоящей из тринадцати профессоров, которая должна была подготовить к открытию временно закрытый университет.
Имя Ясперса значилось в «белом списке» противников нацизма, ему вернули права ординарного профессора и ввели в состав руководящих органов открытого вновь университета.
Университет был делом его жизни. Здесь, как ему казалось, он кое-что смыслил и мог кое-что предложить. Его давние надежды начинали осуществляться: после длительного перерыва, Ясперс, наконец, возвращается к преподаванию, сначала в Гейдельберге, а с 1947 года – в университете Базеля.
Это время рождения Ясперса как политического мыслителя. Принимать активное участие в политике в послевоенный период он не мог: ему оставалось лишь размышлять, писать, выступать с лекциями.
В это время Ясперс, продолжая развивать свои исторические и политические взгляды в ряде фундаментальных научных произведений, все больше увлекается публицистикой, что, несомненно, расширяет его аудиторию, делает его идеи более доходчивыми и для широких кругов населения. Ясперс часто выступает по радио с беседами на различные политические и философские темы. Причем, следует отметить, что именно политические выводы Ясперса сделали его весьма известным.[13]
Книги Ясперса получают большое распространение и популярность среди широкой общественности, чем среди специалистов. Это в значительной мере объясняется тем, что учение Ясперса не носит сугубо академического характера.
В работах Ясперса политические вопросы нередко переплетаются с вопросами научного мировоззрения.
Его занимает главная мысль – спасение человечества от тоталитарных режимов.
По мнению мыслителя, к осуществлению этого великого замысла ведут два пути: первый путь – широкое обращение к гуманистическим традициям – к Лессингу, Гете, Канту; второй – более серьезный, более надежный, как он полагал, путь для всех, кто утратил веру в жизнь в ее традиционной форме и «пробудился» к автономии, к своей духовной самостоятельности, - обретение философской веры, которую Ясперс ставил выше всякой религии, исключающей глубокое философское осмысление и требующей слепого, фанатичного поклонения от своих адептов. [14]
Ясперс принимает христианство в качестве исходной точки своих теоретических построений. Но для него единство человеческой истории — неопровержимый факт. Хотя научно он и недоказуем. Поэтому, полагает философ, он должен быть предметом веры.
Немецкий философ убежден, что вера должна не разделять народы, а объединять. Ни мировые, ни национальные религии не могут предложить такую веру, так как религиозные догматы не способствуют взаимопониманию людей. Эту задачу может решить только философская вера. В ней нет догматизма, так как она выступает в союзе со знанием. А знание тяготеет к науке. Философская вера поможет человеку осознать себя, бытие и прийти к межкультурному диалогу многочисленных разъединенных пародов.[15]
Таким образом, философская вера обосновывается Ясперсом как смысл философского учения, направленного на воспитание человечества посредством самовоспитания отдельных индивидов в атмосфере духовной свободы.
Обстановка, сложившаяся в ФРГ в первые десятилетия существования страны, вызывала у Ясперса стойкое неприятие. Военно-политический крах германского национал-социализма открывал перспективы демократического переустройства страны. Однако условия этого были тогда крайне неблагоприятными. Широкие массы населения находились в состоянии полной деморализации. Нередко они считали крушение нацистского режима катастрофой Германии вообще, поскольку послевоенное существование определяла нужда, а главными заботами миллионов людей стали поиски пропитания и крыши над головой.
Данная политическая ситуация послужила для Ясперса толчком к тому, чтобы по-новому осмыслить происходящие в ФРГ процессы и дать им соответствующую политическую оценку.
Радикализм и непримиримость идей Ясперса снискали ему славу оппозиционера, причем не только антиадминистративного, но и антиобщественного. По этой причине Ясперс был вынужден в том же году переехать в Швейцарию по приглашению Базельского университета.
Даже спустя два десятилетия после отъезда Ясперса в Базель ученого не переставали волновать некоторые тенденции в развитии ФРГ. Ясперс осуждал и внешнеполитический курс ФРГ, явно носивший реваншистский характер. Примечательны взгляды Ясперса, касающиеся международной обстановки 50-60 гг. По его мнению, в существующей международной обстановке перед народами стоят две цели: мир во всем мире – ввиду атомной угрозы, а так же свобода – перед лицом угрозы тоталитарного господства. [16]
Возвращаясь к вопросу о необходимости политического воспитания, необходимо указать на ту решающую роль, которая должна отводиться историческому образованию граждан.
Мыслитель придерживался позиции единства мировой истории, утверждая, что все мировые цивилизации обладают если не едиными, то, по крайней мере, сходными идейными корнями. Следовательно, для спасения человечества от возможного самоуничтожения необходимо сближение различных культур на единой для всех духовно-исторической основе. А для этого, несомненно, необходимо изучать всемирную историю, и, прежде всего – историю идей.
Интерес Ясперса к истории философии изменился после того, как он на себе испытал национал-социалистический террор и ощутил изоляцию в собственном государстве. Начиная с 1937 года, он, по его собственным словам, «…обрел новое знание о мире благодаря чтению».[17]
С этого времени Ясперс стал более пристрастно рассматривать учения мыслителей, в особенности западных. При этом в качестве основного критерия он выдвинул вопрос о том, в какой степени учение того или иного автора могло противостоять укоренению главного, по разумению Ясперса, зла - тоталитарной диктатуры, а так же насколько те или иные мыслители «подготовили почву» для того, чтобы этот ужас стал возможным.
Но в то же время у Ясперса возник интерес к выяснению того, что такое человечность вообще. Национал-социализм привел к радикальному разрыву коммуникаций между людьми, и в результате человек перестал быть самим собой. Стало очевидно, что разрыв коммуникации, на смену которой приходит своеволие насилия, во все времена представляет собой угрозу существованию личности и подлинную опасность утраты себя.
В итоге Ясперс приходит к мысли, что философствовать означало теперь – работать над созданием условий, в которых станет возможной универсальная коммуникация. По мнению мыслителя, реально существующая всемирная история идей могла бы стать пространством для универсальной коммуникации, определить ее рамки. «Она (история философии) есть условие для максимального прояснения самосознания – в споре-беседе с «другими», в том, что затрагивает и захватывает тебя, и в том, к чему ты относишься как сторонний наблюдатель».[18]
 
Подводя общие итоги произведений Карла Ясперса, следует отметить, что основной темой, которую сформулировал Ясперс, оказалась «человек» и «история» как изначальное измерение человеческого бытия.
Говоря о ясперсовом понимании истории реальности, мы имеем в виду не два разных метода (естественнонаучный и, собственно, - исторический), а две различные реальности: историческая наука изучает различные проявления общественной жизни человека, а потому по своему методу и отличается от естественных наук. Иными словами, чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что такое человек; в свою очередь человеческое существование раскрывается через время, через историчность, и нужен конкретный анализ, чтобы раскрыть характер этой связи. В связи с этим, в своем творчестве Ясперс выделяет два основных момента:
1) Постижение пограничных ситуаций. Он считал, что сущность человека обнаруживается только в пограничных ситуациях. Поэтому с молодых лет он старался в первую очередь наблюдать над самыми экстремальными проявлениями жизни. Это был один из мотивов, по которым Ясперс избрал своим поприщем медицину и психиатрию: он стремился узнать, где границы человеческих возможностей, и постичь значение того, что обыкновенно предпочитают не замечать и замалчивать.[19]
2) Прояснение коммуникаций. Это означает, что все идеи можно проверить и испытать согласно главному критерию: способствуют ли они коммуникации либо препятствуют ейИстина – есть то, что нас объединяет. Иными словами, ценность истины, по мнению Ясперса, следует измерять истинностью той связи, которую она делает возможной.
При этом мыслитель признает, что, двигаясь по этим двум направлениям, он так и не достиг конца пути ни на одном из них, считая это невозможным на современном этапе, поскольку он заставал все происходящее вокруг в незавершенном виде, в готовности развиваться дальше.
В истории Ясперс искал величия мышления. Величие же, по его мнению, заключается в пути, ведущем к достижению основополагающего знания о человеке, которое создает пространство для реализации всех возможностей, способных связать людей, несмотря на разнообразие их веры и жизни. В свою очередь, главное в человеческом бытии – чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей специальной сфере деятельности. [20]
Ясперс утверждал, что если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей тоталитаризма, подчиняющего массу своей воле посредством насилия. Но это станет возможным лишь тогда, когда специалисты перестанут осознавать, куда движется все в целом и чем в тенденции заключается развитие в их специальных сферах.[21]
 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И ПЕРИОДИЗАЦИИ
 
Ясперс пытался создать глобальную схему мировой истории.
В своих набросках тотального взгляда на мировую историю он постулирует не научно доказуемое, а скорее интуитивное убеждение, касающееся истоков и цели истории человечества.
Согласно ясперсовой схеме мировой истории, вся история человечества делится на три последовательно сменяющие друг друга фазы: доисторию, историю и мировую историю. Далее мы попытаемся раскрыть суть каждой из этих фаз в отдельности.
 
Период доистории - наиболее длительный период (завершается ок. 5000 лет назад), охватывающий время становления человека – от возникновения языка и рас до появления исторических культур древности. Ясперс сразу определяет доисторию – первое звено в последовательной цепи мировой истории, - как «прометеевскую эпоху» (ознаменовавшуюся возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем), когда человек только становится человеком.[22] При этом мыслитель настаивает на невозможности установления точных хронологических рамок для «прометеевской эпохи». Автор лишь указывает, что обрывается доистория около 5000 лет назад, когда завершается становление основных конститутивных свойств человека.
При дальнейшем рассмотрении основных характеристик доисторического периода мыслитель делает возможным предположение о том, что доистория – есть неистория. О доисторическом надо думать как о чем-то «…утонувшем в бездонных глубинах времени».[23]
На основе этих размышлений Ясперс намечает некоторые признаки доисторического человека, который еще не осознает себя сопричастным к окружающей действительности. Однако он идентифицирует доисторию как первую стадию становления человеческого бытия: «Развитие человека в доисторическую эпоху – это становление основных конститутивных свойств человеческого бытия».[24] Этому Ясперс противопоставляет человеческое развитие в историческую эпоху: «Развитие человека в историческую эпоху – это развертывание ранее обретенного содержания духовного и технического характера».[25] Таким образом, доистория важна не по своему содержанию, а как «…фундамент нашего человеческого бытия»,[26] как «основа всех историй».[27]
Представления Ясперса о становлении человека в доисторический период проясняются следующим образом: здесь происходит зарождение основных конститутивных свойств. В доистории развился фундамент становления человека, которое раскрывается уже в доисторическую эпоху.
Он утверждает, что лишь при сравнении доистории с историей отношения между ними приобретают более отчетливые контуры. Доистория как таковая не в состоянии сама себя постичь. Лишь контакт между ней и историей делает ее более проясненной, более отчетливой.
Ясперс идет далее в своих размышлениях относительно процессов, происходивших в доисторическую эпоху. Он не ставит здесь четко и категорично вопрос о развитии передающихся по наследству биологических конститутивных свойств, а скорее ставит вопрос о доисторическом развитии человека как о двояком процессе развития, протекавшем в доисторическую эпоху.
Эти две стороны развития Ясперс различает как «биологическое развитие» человека с одной стороны и его «историческое развитие» с другой.
Сначала он рассматривает вопрос о биологическом развитии как о наследственных особенностях человека, тем самым, указывая на то, что основные черты бытия доисторического человека тесно связаны с биологическим развитием. К биологическим свойствам становления человека мыслитель относит: прямохождение, больший вес мозга и соответствующую ему форму черепа (высокий лоб), развитую руку, гладкую кожу, способность к выражению эмоций и склонность к психозам и т.д.
От этого биологического развития человека Ясперса отличает «относящееся к доистории, так же еще не знавшее письменности, но уже обладавшее свойством передачи традиций, историческое развитие».[28] Это историческое развитие, по мнению Ясперса, древнее чем то, биологическое, поскольку оно проявляется не только в биологических особенностях человека. Иными словами, оно восходит к историческому сознанию человеческого прошлого. И в отличие от биологического историческое развитие связано с сущностью, «ибо именно она сделала человека человеком в его мире…».[29]
Итак, доистория выступает не как нечто, для себя самой непостижимое, а лишь как некое соотношение между историей и ее основой.
Таким образом, Ясперс может говорить так же и о «разбросанности, устраняющейся в борьбе»[30], и о новых больших объединениях, которые «служат переходом к истории, начало которой связано с появлением письменности».[31] В этой связи прежде неисторическая доистория становится историчной, переходит в историю.
Ясперс дает картину доистории, отделяя ее от собственно истории. Он также выявил закономерности биологического развития и исторических преобразований в доисторическую эпоху. Уходящее своими корнями в доисторию биологическое и историческое развитие – доказательство того, что «мы, люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история – в традиции».[32] Иными словами, обе эти действительности взаимодействуют в человеческом бытии. В рамках этого бытия человек лишь тогда стал человеком, когда совершил переход от молчания к речи. При этом осуществился новый скачок в истории человечества, ставший действительной основой мировой истории. Эта вторая стадия – есть история.
 
История начинается с 4000 г. до н.э. Как второй период человеческого бытия в схеме мировой истории, данная фаза, по мнению Ясперса, охватывает события приблизительно тысячелетней давности. Следующие за доисторической эпохой древние исторические, а точнее – раннеисторические великие культуры Ясперс располагал в следующей временной последовательности: 1) шумеро-вавилонская, египетская культуры и эгейский мир (с 4000 г. до н.э.); 2) открытая в раскопках доарийская культура долины Инда III тысячелетия до н.э. (связанная с Шумером); 3) архаический мир Китая II тысячелетия до н.э. (и, вероятно, еще более ранний).[33] Так мыслителем дается первое определение пространственно-временного соотношения великих исторических культур древности в качестве начала истории.
Ясперс показывает, что история в качестве второй, новой основы человеческого бытия начинается с появлением письменных документов – источников передачи опыта былых поколений, когда долгое молчание доистории преодолевается началом описания человеком различных исторических фактов: «Здесь уже не царит молчание. Теперь люди выражают свои мысли в письменных документах , тем самым общаясь друг с другом и с нами, если только мы постигаем их письменность и язык…».[34] Ясперс утверждает, что история начинается с осознания истоков и событий, происходящих в настоящем, а поэтому – со знания истории. История начинается с появлением письменных документов – источников передачи опыта былых поколений. Письменность как таковая для Ясперса представляет интерес не в качестве наследия прошлого, а в контексте изучения этого прошлого, в качестве «произведения человека».[35]
«Истории предшествовало становление и преобразование, свойственное в значительной степени, как человеку, так и природным явлениям».[36] Скачок из этого простого существования в историю характеризуется преобразованиями, как в материальной культуре, так и в области человеческой сущности. Вот характерные черты исторического процесса, отличающие его от доистории[37]:
1) организация ирригационной системы;
2) появление письменности;
3) возникновение этносов;
4) возникновение мировых импери
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.