На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Русь и Орда: особенности взаимоотношений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
Тема: Русь и Орда: особенности взаимоотношений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Русь и Золотая орда: организация властвования……………………...4
Глава 2. Особенности отношений Руси с Ордой………………………………10
Глава 3. Последствия монгольского нашествия на Русь……………………...15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Актуальной работы заключается в том, что без знания истории и путей развития Руси в период татаро-монгольского ига нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение дальнейших исторических событий.
Золотая Орда была одним  из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого  времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители  даже отдельных стран. По территориям  Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад.
Монголо-татарское нашествие и установившееся вслед за ним ордынское иго изменило до крайности лицо Древней Руси в политическом и культурном отношениях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Русь и Золотая орда: организация властвования
В декабре 1237 г. полчища азиатских кочевников, руководимых монгольской династией Чингизидов, вторглись в пределы Рязанского княжества. Завоевав его, они обрушились на другие княжества, и в 1242 году установили свою власть над русскими землями.
Домонгольская Русь (ее географическое понятие) ограничивалась у современников Батыева нашествия сравнительно небольшой южной территорией, включавшей Киев, Чернигов Перяславль Южный и ряд других более мелких городов. Только после монголо-татарского завоевания, фактически уничтожившего южнорусские княжества, название «Русь» переносится на земли, лежавшие в междуречье Оки и Волги, и закрепится за ними. 
В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда вассальной зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30.  При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим князьям, не было и единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией мира в то время, не составило большого труда подчинить русские княжества и опутать их сложной административной системой.
Завоеванные татарским войском  русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань – «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану [6, с. 45].
Чтобы как можно более четко  поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской  администрации на завоеванной территории. Цель ее была двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства  и императорской семьи.
Методы применения этой политики варьировались  в разных частях Руси. На Юго-западной Руси – в Перяславской и Киевской землях и в Подолии – монголы полностью ликвидировали княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Cеверской землях, как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией. Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже в тех русских землях, где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за собой право ставить определенные местности и группы населения под свой прямой контроль. Некоторые русские земли даровались также в удельное владение членам семье Чингизидов.
Как известно, каждый русский князь  должен был получить ярлык на княжение от хана. После этого посланник  хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Иногда русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы  нередко намного превышали финансовые возможности князя. Тем самым еще более укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды [6, с. 47].
Хотя русские князья  и оставались при власти, их административные полномочия, как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг. После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения.
В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская  перепись («число» - по-русски) имела  две основные цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков. Соответственно и термин «число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы, и перепись населения с целью взимания налогов. Другими словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и налогов. Население районов, известного по терминологии монголов, как десяток, могло равняться приблизительно 200 человек (мужского и женского пола), а население тьмы или мириады, - приблизительно 200000.
В каждой тьме вербовкой воинов и  сбором налогов занималась тщательно  разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не подчинялись русским князьям, и несли ответственность только перед ханским правительством. Когда по Руси установились численные районы, командиры регулярной монгольской армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор («даруга» - по-монгольски, а по-тюркски – «баскак») соответствующего ранга. Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район [6, с. 52].
Налоговый инспектор, ответственный  за Великое княжество Владимирское, назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением. Следы таких поселений сохранились в русской топонимике. Когда войска баскаков оказывались не в состоянии справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.
 Так, Плано Карпини писал,  что «люди собираются на войну  со всякой земли державы татар», «и вот что татары требуют от них (покоренных народов), чтобы они шли с ними в войске против всякого человека когда им угодно». В первые десятилетия после нашествия монголов пленных воинов использовали с особенной жестокостью. В донесении венгерского францисканца Иоганки епископу Перуджи (1238) читаем: «годных для битвы воинов и поселян они, вооружившие, посылают против воли в бой впереди себя… если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами». Сходную картину рисует и Плано Карпини: «… и эти пленники будут первыми в строю. Если они плохо сражаются, то будут ими убиты, а если хорошо, то татары удерживают их посулами и льстивыми речами… а после того, как могут быть уверенными на их счет, что они не уйдут, обращают их в злосчастнейших рабов… И, таким образом, вместе с людьми побежденной области они разоряют другую землю». Вероятно, в 15 веке принудительное привлечение русских воинов сменилось наемничеством. Наемники получали жалованье и свою долю добычи. Л.Н. Гумилев считал, что в 13 веке это были люди, «не ужившиеся с князьями дома Рюриковичей, предпочитавшие военную карьеру в войсках, руководимых баскаками. Там им была открыта дорога к богатству и чинам» [6, с. 53].
Во время правления Берке, налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена, после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски «битикчи»), сборщики налогов в сельской местности – даньщики  и сборщиков налогов и таможенных пошлин в городе – таможенники.
Помимо дани существовал ряд  других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом  на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в  ханских ярлыках, - война (военный, или  солдатский налог). По-видимому, его  собирали в те годы, когда не вербовали  рекрутов.
И еще один налог в ярлыках  называется пошлиной. Некоторые исследователи толкуют его в терминах монгольской системы налогообложения в Золотой Орде и других частях Монгольской империи как калан. В самом прямом смысле калан (тюркское слово) является налогом на землю, но это слово употреблялось в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». Следует здесь заметить, что в Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались  каланными. Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.
Основной налог с городов  назывался тамга. Как на монгольском, так и тюркском языках термин «тамга»  обозначает «эмблему», особенно – эмблему  клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок  на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах [6, с. 55].
Наиболее богатые купцы облагались индивидуально, купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также и местный налог на товары - мыт. Русские ремесла, по-видимому, также подлежали налогообложению.
Впрочем, размеры ордынского выхода несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 гг. и в 1374-1380 гг. Его сын, Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 г., Иван Третий в 1479 г. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату, чем вызвал его безуспешный поход на русские земли в 1480 году.
Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины 14 в. и 15 в. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани.  Хотя принцип распределения ордынской дани между князьями в 15 в. изменился (теперь каждый князь мог сам собирать дань в своих владениях), неизменным оставалось главное: ежегодный сбор дани в обычных условиях выплачивали Орде, а при благоприятных обстоятельствах  накапливался в княжеских сокровищницах.
Вплоть до второй половины 15 в. монгольские  посольства забирали «выход».
ВДля более успешного и скорого  управления завоеванной страной, монголы  применили тот же принцип деления  населения, что и в своей армии. Каждому району соответствовала  определенная сеть административных чиновников. Выход состоял из нескольких видов налогов, основным из которых являлась дань.
В 15 веке институт баскачества был  упразднен. Выход стали собирать сами князья [6, с. 58].
 
 
Глава 2. Особенности  отношений Руси с Ордой
Одним из самых полемичных в отечественной историографии  является вопрос об отношениях между  Русью и Ордой, о степени тяжести  так называемого «монголо-татарского ига» и его последствиях для хода русской истории.
В 1237-1240 годах разобщенные  в военно-политическом отношении  Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары  монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление  шока. После Батыева нашествия  во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более  двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские  и сельские жители. Такую или похожую  картину рисовали русские летописцы  в подавляющем большинстве российские историки.
Монгольское нашествие нанесло  жестокую рану русскому народу. Завоеватели  в течение первого десятка  лет после нашествия не брали  дани, занимаясь только грабежами  и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной  дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения  Руси с Ордой приняли предсказуемые  и устойчивые формы - рождается явление, получившее название «монгольского ига». При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века. По подсчетам В.В. Каргалова, в последнюю треть XIII века Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений [3, с. 125].
Русско-ордынские отношения  были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением.
Еще С.М. Соловьев четко и однозначно «развел» период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А.К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативное влияние монголов на русскую историю описал А.Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того - роднились, подолгу гостили в Орде». Многие русские князья становились - по выражению Юрганова – «служебниками» монгольских ханов.
Л.Н.Гумилев категорически  отвергал понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. При этом он утверждал, что «...говорить о завоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой».
В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а  на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения, значительная часть городов золотоордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.
После же похода Тохтамыша  на Русь в 1382 году дань стала крайне тяжелой - по полтине золотом с  деревни. В 30-70 годах XV века низший предел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромная сумма. Крупное село с крестьянами  и налаженным барским хозяйством стоило в те времена всего несколько  десятков рублей [3, с. 126].
Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного  народа. Такая форма зависимости  не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение  теряло остроту.
Своеобразие русско-ордынских  отношений становится понятным только в контексте той исторической эпохи. В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. При этом западная агрессия несла несчастья  никак не меньше: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившего  в нее заряд католического  фанатизма. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры  к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у  монголов: немецкие рыцари уничтожали сербов, пруссов, ливов. В 1224 году они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижение немцев на восток, Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян и многих угро-финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы - на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.
Как писал русский историк, работавший в эмиграции, Г.В.Вернадский, «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом» [3, с. 128].
Александр Невский, заручившись  дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все  попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим - он выделил в них те стороны, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.
В некоторых публикациях  подчинение Александра Орде рассматривается  как предательство христианского  мира, а его сотрудничество с Золотой  Ордой как одна из важных причин установления ига. Эта позиция является прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасения самого ценного наследия - культурной традиции.
Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. С  одной стороны русские князья получали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела  каналы политического и духовно-идеологического  влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже  при первой податной переписи, проведенной  монголами на Руси в 1246 году, церковь  и духовенство были исключены  из нее и оставлены в покое.
Уже в конце XIII века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности  для финансового и политического  маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику «смиренной мудрости», постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем [3, с. 136].
Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев, из всех русских земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.
Ордынское иго оказало  мощное воздействие на ход русской  истории. Как писал Г.В.Вернадский, «подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря». Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти - оно перешло к Руси.
Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся  русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие.
Потеря государственной  независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для  русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации  Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания и общественной консолидации. Несмотря на всю неоднозначность  русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара  Батыя по Руси [3, с. 139].
Поэтому после получения  независимости в общественном сознании особое место заняла «идеология выживания», которой подчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси.
 
Глава 3. Последствия  монгольского нашествия на Русь
По праву завоевателя  великий хан Золотой Орды Батый  добился от князей русских земель признания своей верховной власти (сюзеренитета). Русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды: их зависимость  выражалась в уплате дани - ордынского «выхода» - и в выдаче ханом Золотой Орды «ярлыков» - грамот на княжение русским правителям. По масштабам разрушений монгольское завоевание отличалось от бесчисленных междоусобных войн прежде всего тем, что они были произведены одновременно по всем землям.
Тяжким итогом монгольского завоевания для Руси стала выплата  дани Орде. Дань начала взиматься еще  в 40-е годы XIII в., а в 1257 г. по приказу  хана Берке монголы произвели  на Северо-Восточной Руси перепись населения, установив фиксированные  размеры взимании. От уплаты выхода было освобождено только духовенство (до принятия в Орде ислама в начале XIV в. монголы отличались веротерпимостью). Для контроля за сбором дани на Русь направлялись представители хана - баскаки. К концу XIII - началу XIV в. институт баскачества в связи с активным противодействием ему русского населения  был отменен. С этого времени  сбором ордынского «выхода» занимались сами князья русских земель, которых хан держал в повиновении при помощи системы выдачи ярлыков на княжение.
Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна  принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки  зрения на эту проблему в отечественной  историографии.
Во-первых, это признание  очень значительного и преимущественно  позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс  создания единого Московского государства [5, с. 210].
Основоположником такой  точки зрения был Н.М. Карамзин, а  в 20-е годы нашего века она была развита  так называемыми евразийцами. В  то же время они в отличие от Л.Н. Гумилева, нарисовавшего в своих  исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и  Орды, не отрицали таких очевидных  фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани.
Другие историки (среди  них С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) оценивали воздействие  завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII - XV в., либо органически  вытекали из тенденции предшествующего  периода, либо возникали независимо от Орды.
Наконец, для многих историков  характерна как бы промежуточная  позиция. Влияние завоевателей расценивается  как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как  считают Б.Д. Греков, А.Н. Насонов, В.А. Кучкин произошло не благодаря, а  вопреки Орде.
Исходя из современного уровня знаний об экономическом, социальном, политическом, культурном развитии русских  земель XIII - XV вв., а также характере  русско-ордынских отношений, можно  говорить о последствиях иноземного вторжения. Воздействие на сферу  экономики выражалось, во-первых, в  непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и  набегов, которые были особенно частыми  во второй половине XIII в. Наиболее тяжелый  удар был нанесен по городам.
Во-вторых, завоевание привело  к систематическому выкачиванию  значительных материальных средств  в виде ордынского «выхода» и других поборов, что обескровливало страну [5, с. 212].
Орда стремилась активно  воздействовать на политическую жизнь  Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного  ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское).
Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных  и западных княжеств. В результате они были включены в состав возникшего в XIII в. раннефеодального государства - Великого княжества Литовского: Полоцкое и Турово-Пинское княжества - к  началу XIV в., Волынское - в середине XIV в., Киевское и Черниговское - в 60-е  годы XIV в., Смоленское - в начале XV в.
Русская государственность  сохранилась в результате только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины XIV в. стала ядром формирования Русского государства. В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель.
Таким образом, в XIV в. перестала  существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные  княжества-земли, управляемые разными  ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более  мелкие вассальные княжества. Исчезновение этой политической структуры знаменовало  собой и последующий распад сложившейся  в IX - Х вв. древнерусской народности - предка трех ныне существующих восточнославянских народов. На территориях Северо-Восточной  и Северо-Западной Руси начинает постепенно складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности [5, с. 213].
Помимо этих «зримых» последствий завоевания в социально-экономической и политической сферах древнерусского общества можно проследить и значительные структурные изменения.
В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались, в общем, по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе. После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты «выхода».
На Руси в XIV в. преобладали  государственно-феодальные формы, отношения  личной зависимости крестьян от феодалов находились на этапе формирования, города оставались в подчиненном  положении по отношению к князьям  и боярам. Таким образом, достаточные  социально-экономические предпосылки  для складывания единого государства  на Руси отсутствовали. Поэтому ведущую  роль в формировании русского государства  играл политический («внешний») фактор - необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. В силу этой необходимости широкие слои населения - и господствующий класс, и горожане, и крестьянство - были заинтересованы в централизации.
Такой «опережающий» по отношению к социально-экономическому развитию характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к концу XV - XVI в. государства: сильная монархическая власть, жесткая зависимость от нее господствующего класса, высокая степень эксплуатации непосредственных производителей.
Таким образом, монголо-татарское  завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию [5, с. 215].
 
Заключение
Степень влияния монгольского нашествия и ордынского ига на русскую историю, безусловно, велика, но неравномерна в отношении различных аспектов жизни страны.
Самый главный результат монгольского нашествия – разрушение городов  и истребление населения сыграл свою роль в отношении всех сторон жизни русского общества. Это проявилось и в снижении власти вече, а затем его полном уничтожении, в разрушении народного ополчения, что способствовало созданию регулярной армии, и в изменении положения практически всех слоев общества, которые из свободных превратились в прикрепленных к службе монарху. Таким образом, монгольское завоевание привело к изменению типа государственного развития.
После татаро-монгольского ига промежуточное  положение Древней Руси между  Западом и Востоком постепенно сменяется  ориентацией на Восток. Золотая Орда повлияла на дуализм русской государственности.
Монголо-татарское завоевание также  искусственно задерживало распространение  товарно-денежных отношений, законсервировав  натуральное хозяйство. В то время, как западноевропейские государства, не подвергнутые нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму. Русь, растерзанная завоевателями, сохранила феодальное хозяйство.
 
 
 
 
 
 
Список использованных источников
1.Артемов, В.В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней/ В.В. Артемов. – М.: Академия, 2003.- 585 с.
2.Бушков, В.Н. Призрак Золотой  орды. Россия со времен Крещения  Руси до татаро – монгольского  ига/ В.Н. Бушков. – М.: Групп, 2009.- 412 с.
3.Вернадский, Г.В. Монголы  и Русь/ Г.В. Вернадский. – М.: Союз, 2000.- 389 с.
4.Егоров, В.Л. Историческая  география Золотой Орды в XIII-XIV вв./ В.Л. Егоров. – М.: Либроком, 2009.- 436 с.
5.Курмаева, Н.М. История  России от нашествия Золотой  Орды до правления Ивана III: Учебное пособие/ Н.М. Курмаева. – М.: Флинта, 2003.- 530 с.
6.Федосеев,Ю.Г. Русь и  Золотая Орда/ Ю.Г. Федосеев. –  М.: Детектив- Пресс, 2006.- 287 с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.