На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Западно- Казахстанский государственный  университет им. М. Утемисова 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
на тему: «Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века» 
 
 

Выполнила: студентка гр. 304112
Жаксылыкова А.
Проверила: магистр,Айбекова А.Ю. 
 
 
 
 

Уральск,2012г 

Введение
    Актуальные  проблемы просветительства, а так  же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в  развитие государства всегда вызывал  интерес.
    В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. 1
    Президент Республики Казахстан отметил, что  последовательное выполнение Стратегии  «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса  нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных  идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное  образование и профессиональная переподготовка, формирование основ  «умной экономики», использование новых  технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История  знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.
    Во  все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики  страны были актуальны.
    Примером  тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.
    Чокан Валиханов, отвергая мусульманское  просвещение как религиозный  дурман, призывал казахов принять  передовую русскую культуру, русское  образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты  казахами и были введены в степь  путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов…  Что же может ожидать свежая и  восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский»2.
    Ч.Валиханов  доказывал, что казахи «связаны с  русскими исторически, даже кровно»3.
    Абай  Кунанбаев также неустанно пропагандировал  русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное –  научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это  у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить  русскую культуру…Русские видят  мир. Если ты будешь знать русскую  культуру, то на мир откроются и  твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет  жить позорно… Изучай культуру и искусство  русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»4.
    Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой  культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов  будет смотреть на язык и грамоту  русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним  и будет развиваться в русском  более или менее духе»5.
    В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские  методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение. 

 

                
    Творчество  Валиханова Чокана Чингисовича
     Чокан Чингисович Валиханов – единственный из казахов ученых, получивших в XIX в. Мировое призвание, прожил короткую, но яркую жизнь. Известный ориенталист  Н.И. Веселовский, издавший впервые  в 1904г. труды Ч.Валиханова, видел  в его преждевременной смерти невосполнимую потерю для востоковедения: «Как блестящий метеор промелькнул  над нивой востоковедения потомок  киргизских ханов и в то же время  офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно  признали в лице его феноменальное  явление и ожидали от него великих  и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина  Чокана лишила нас этих надежд»6
    Однако  и то, что Чокан успел сделать  за свою короткую жизнь, как справедливо  писал академик М.Х.Маргулан, вызывает преклонение перед его необыкновенными  способностями, жаждой знаний, широтой  охвата и глубиной анализа научных  проблем.7
    Чокан Валиханов обогатил науку ценными  исследованиями по истории,, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней  Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана.
    Чокан Валиханов любил свой народ и  был им любим, как никто другой. Ф.Р. Остен- Сакен с глубоким убеждением отличал: «Валиханов…должен, по всей справедливости, быть назван весьма замечательной личностью».8
    Но, как это засвидетельствовали  в своих воспоминаниях Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря  своим научным изысканиям.
    Он  заслуженно пользовался также славой мужественного борца против формализма, рутины, средневекового застоя и выдающегося  мыслителя, внесшего бесценный вклад  в передовую философскую и  социально- политическую мысль смутного и полного противоречий своего времени.
    Родословное древо его уходило корнями  в глубь столетий. Он был потомком Чингиса, вернее, его старшего сына Джучи. Прадедом Чокана был Аблай-хан, вождь Средней кайсацкой орды. От брака Аблая с каракалпакской Сайман родилось много сыновей; из них  известен Вам, последний хан Средней  орды, родной дед Чокана.
    Мухаммед-Ханафия  Валиханов, более известный по прозвищу Чокан, родился в 1835г. близ берегов  большого озера Кушмурун, в верховьях  Тобола.9 Отей Чокана, султан Чингис Валиев, был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы.
    Чингис, отец Чокана, покровительствовал певцам и музыкантам степи, собирал образцы  народного творчества. Он поддерживал  знакомство с просвещенными представителями  казахского народа, которых тогда  можно было пересчитать по пальцам.
    До 12 лет Чокан учился в частной  школе и был знаком с мусульманским  религиозным учением. Здесь он научился читать и понимать восточную поэзию, любовь к которой сохранил на всю  жизнь. Чокан «был человек с поэтической  душой и восточным воображением,- вспоминал позднее Н.М. Ядринцев.- Он любил арабские стихи и вместе с учителем своим Костылецким  приходил в восторг от них»10 Наряду с этими занятиями Чокан любил рисовать и рисование во многом помогало ему в дальнейшей научной работе.
    В 1847 г. двадцатилетний Чокан Валиханов сидел в квартире В.И. Дабилинский с удивлением смотрел на карандаш в руках смуглого мальчика. Чокан быстро зарисовал вид Омска. Толмач пограничного начальника был единственным собеседником мальчика – тогда он не знал ни слова по- русски.11
    Осенью 1847 года12 Чокана отдают в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение являлось одним из лучших в Сибири, укомплектованное высококвалифицированными учителями. Чокан попал в хорошие руки. Инспектор классов Омского кадетского корпуса Иван Викентьевич Ждан-Пушкин не раз говорил своим воспитанникам о том, что любовь к родине и есть религия, которую должен исповедовать каждый из них.
    В кадетском корпусе учащиеся получали знания, кроме военных, по многим общеобразовательным  дисциплинам: географии, истории (России и всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и ботанике, математике, геодезии, строительному  искусству и основам архитектуры. Обучение было восьмилетние. С периода  совместного обучения в кадетском  корпусе на всю жизнь подружились  Чокан Валиханов и Г.Н. Потанин. Впоследствии известный ученый, географ  и исследователь Азии. В своих  воспоминаниях Г.Н. Потанин писал, что Чокан «попал в совершенно плебейскую среду… жизнь в плебейской среде, вероятно, не оставалась без  влияния на образование демократических  идей Чокана».13
    Окружающая  среда, демократическое влияние  и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего  и быстрого его развития. Он прекрасно  овладел русским языком, а уже  к 14-15 годам кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя- востоковеда. Чокан  прекрасно знал не только материал программы корпуса, но постоянно  выискивал и зачитывался дополнительной историко – географической литературой, собрал личную библиотеку из книг по востоковедению.
    «Однажды, стоя на берегу Иртыша, во дворе Омского  корпуса,14тонкий, как озерная тростинка, мальчик указал на желто- голубые, бесконечные просторы и сказал, что он чокан, когда-нибудь достигнет еще неведомых рубежей, дойдет до небесных гор, совершит путешествие в страну, где проходил лишь один знаменитый путешественник – венецианец Марко Поло».
    Круг  знакомых Чокана в период его пребывания в Омске состоял из глубоко  культурных людей. Хорошо знавший Чокана по выходу из кадетского корпуса, выпусник Казанского университета С.Я. Капустин писал о нем: «Чокан, на мой взгляд, был привлекателен, скажу даже красив…  всякие черты его лица говорили в  его пользу, свидетельствовали о  доброте и мягкости. Все в нем  было крайне симпатично, тянуло к нему…  В чокане я встретил и нашел  всесторонне образованного человека. В особенности он обладал большими историческими знаниями и вообще отличался начитанностью, как в  области научной, так и литературной…приятнейшим собеседником Валиханова делал дар  слова, учение четко и образно  выражаться»15
    Неизгладимое  впечатление произвела на Чокана встреча с выдающимся русским  писателем Ф.М. Достоевским и его  другом, борцом против царского самодержвия  С.Ф. Дуровым, оба они, отбыв сроки  каторжных работ и тюрьмы, находились под строгим налзором полиции
    О дружеских отношениях , сохранившихся  на Сю жизнь у Достоевского к Чокану Валиханову, свидетельствует ряд  писем, написанных в разное время. Во всех письмах Ф.М. Достоевский, как  старший брат и друг, давал полезные советы Чркану, призывал его служить  родному народу.
    В 1853 году Чокан,16 после оканчания кадетского корпуса, направляется на службу в Сибирское казачье войско.
    Вскоре  его способности обратили на себя внимание генерал – губернатора  Западной Сибири Гасфорта и в 1854 году Чокан был назначен к нему адъютантом. Новая должность непосредственно  столкнула его с чиновничьим  аппаратом Сибири, среди которого были разные люди из столицы, Центральной  России и всех ее окраин- Финляндии, царства Польского , Крыма, Кавказа, приехавшие сюда в поисках карьеры, поправления финансов, или замешанные в какой либо истории. Демократические взгляды будущего просветителя постепенно отталкивали от него подобных ставленников царизма и на протяжении всей жизни он постоянно ощущал с их стороны недружелюбие и интриги. Беззаконие властей вызывало справедливый гнев Чокана Валиханова, которому были близки чаяние угнетенного народа, а его письма к друзьям – Ф.М. Достоевскому, А.Г. Майкову, В.С. Курочкину, К.К. Гутковскому свидетельствуют о постоянной непримиримости к властям.
    В следующем . 1855 году Чокан Валиханов  сопровождает Гасфорта в поездке  от Омска до Заилийского Алатау.
    Эта поездка послужила началом познания жизни простого народа, дала возможность  сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Эрудиция и способности, проявившиеся в деле, послужили начальству основанием выдвижения кандидатуры Валиханова по возвращению к награде. Генерал- губернатор Гасфорт писал: «…корнет султан Валиханов, хотя состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенстве знаний оной, киргизского языка, а  также и местных киргизских обычаев, сопровождая меня в степь, принес большую пользу… я нахожу необходимым  поощрение Валиханова всемилостивейшей наградой, тем более он пользуется особым между киргизами уважением».17
    Весной 1856 года в жизни будущего исследователя  Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его  дальнейшую судьбу – знакомство с  выдающимся ученым, известным георафом П.П.Семеновым. Чокан долго прибывал под впечатлением от беседы с П.П. Семеновым, сумевшим оценить его  научные интересы и направившим  их на изучение наиболее актуальных проблем  востоковедения.
    Под влиянием настоятельных советов  Ф.М. Достоевского и П.П. Семенова-Тян- Шанского Ч.Валиханов приступает к  энергичному сбору материала  по истории, этнографии, устному народному  творчеству казахов, их быта и культуры в целом. В результате в течение  сравнительно короткого времени из-под его пера выходит целый ряд замечательных статей и заметок, вызвавших огромный интерес широких кругов русской интелегенции18.
    Среди работ, написанных казахским ученым с начала 40-х до середины 50-х гг., особый интерес представляют такие, как «Предания и легенды большой  киргиз- кайсацкой орды», «Тенгри (Бог)» - о древних верованиях казахов, «  Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргиское родословие», «Исторические  предания о батырах XVIII века» и  др.19
    Летом 1856г.20 в составе экспедиции полковника М.М. Хаментовского Ч.Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Эта поездка оказалась для него весьма полезной. Он обогатился новыми знаниями, собрал бесценный материал о жизни киркизского народа, записал и впервые перевел на русский язык цикл сказаний из жемчужины киргизской устной поэмы. «Манас». Этот перевод получил в свое время восторженные отзывы известных востоковедов, не утратил он своего значения и по сей день.
    Во  время путешествия Ч.Валиханов  вел тщательные зписи своих наблюдений, которые были затем сведены им в единый «Дневник поездки на Иссык-Куль», оказавшийся, как впоследствии выяснилось, поистине бесценный научно- исследовательской  работой о различных сторонах киргизской общественной жизни. В своем  «Дневнике « автор не ограничивается систематизацией и анализом фактического материала. Он отразил в нем свои демократические убеждения, а также  передовые философские взгляды. Казахский просветитель выражал  постоянное сожаление по поводу того невежества и суеверий, которые господствовали в массе киргизского народа, и  с искренним сожалением описал бедственное  положение низших сословий киргизского  общества.
    По  возвращении из поездки Ч.Валиханов  подготовил обширную историко-этногрофическую  и социально-политическую работу под  названием «Записка о киргизах»
    Не  смотря на свою содержательность и  информационную ценность она не была опубликована при жизни автора и  увидела свет лишь в 1968г.21Помимо «Записки о киргизах» примерно в это же время им были подготовлены «Заметки по истории южно- сибирских племен». Кроме того, по итогам поездки осенью 1856г22 в город Кульджу он составил хронологический сборник «Западный край Китайской империи и город Кульджа (Дневник поездки в Кульджу 1856 года)» и др.
    Знаменательные  события в жизни Ч.Валиханова, принесшие ему мировую славу, произошли в 1858-1859 гг. Именно в это  время он, при активном содействии П.П. Семенова-Тян-Шанского и Русского географического общества, подготовил и совершил свое знаменитое путешествие  в Кашгар, загадочную и таинственную страну, когда со времени известного Марко Поло (1254-1323)23. Не ступала нога ни одного европейца. Попытка немца Адольора Шлагинвейта (1829-1857) проникнуть в Кашгар, предпринятая им как раз на кануне прибытия сюда Ч.Валиханова, закончилась трагически. Немецкий ученный был жестоко казнен калигарским хаджой. Отсеченная голова его венчала собой пирамиду, составленную из голов людей, умерщвленных по злой воле ходжи за различные повинности, в том
    По  возвращении из поездки Ч.Валиханов  подготовил обширную историко-этнографическую  и социально-политическую работу под  названием «Записка о киргизах». Несмотря на свою содержательность и  информационную ценность она не была опубликована при жизни автора и  увидела свет лишь в 1968 г.24 Помимо «Записки о киргизах» примерно в это же время им были подготовлены «Заметки по истории южно-сибирских племен». Кроме того, по итогам поездки осенью 1856 г.25 в город Кульджу он составил хронологический сборник «Западный край Китайской империи и город Кульджа (Дневник поездки в Кульджу 1856 года)» и др.
    Знаменательные  события в жизни Ч.Валиханова, принесшие ему мировую славу, произошли в 1958-1959 г.г. Именно в это время он, при активном содействии П.П.Семенова Тян-Шаньского и Русского географического общества, подготовил и совершил свое знаменитое путешествие в Кашгар, загадочную и таинственную страну, куда со времени известного Марка Поло (1254-1323)26 не ступала нога ни одного европейца. Попытка немца Адольфа Шлагинвейта (1829-1857) проникнуть в Кашгар, предпринятая им как раз накануне прибытия сюда Ч.Валиханова, им как раз накануне прибытия сюда Ч.Валиханова, закончилась трагически. Немецкий ученый был жестоко казнен кашгарским ходжой. Отсеченная голова его венчала собой пирамиду, составленную из голов людей, умерщвленных по злой воле ходжи за различные повинности, в том числе и безобидные. И в это суровое и смутное время казахский просветитель не только сумел под видом азиатского купца проникнуть на территорию Кашгарии, но и собрать богатейший материал по истории, географии, народонаселению, экономическому положению и политическому состоянию этого края. Пребывание в Кашгарии длилось без малого полгода (с 1 октября 1858 г. до середины марта 1859 г.) и потребовало от путешественника колоссального напряжения моральных и физических сил, проявления недюжинной энергии, мужества, находчивости и смекалки. И все эти качества он проявил в должной мере.
    Весной  1859 г.27Ч.Валиханов возвратился на родину, где его ждала новая нелегкая работа. Следовало обобщить собранные материалы и представить правительству подробный отчет о поездке. Ученые круги России тоже с нетерпением ждали новых научных сведений от казахского просветителя.
    После короткого отдыха в Омске и  в своей родной степи Ч.Валиханов  был вызван в Петербург. В столицу он прибыл к концу 1859 г., а уже весной 1860 г. вынужден был вернуться в степь в связи с тяжелой болезнью.28
    Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становлений  научных и общественно-политических взглядов Ч.Валиханова, формирования его  образа мыслей вообще. Конечно, это  не означает, что произошел какой-то перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель был уже зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимися демократическими и просветительскими убеждениями. Однако пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 г., когда политические страсти различных социальных сил русского общества достигли крайней остроты, естественно, сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и его мировоззрении в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.
    Официально  Ч.Валиханов был прикомандирован  к департаменту Генерального штаба, с середины 1860 г. был зачислен также на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Под надзором высокопоставленных чиновников этих ведомств он подготовил обширный отчет о своей поездке в Кашгар. Впоследствии этот отчет получил мировую известность под названием «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах».29 среди прочих трудов Ч.Валиханова она была опубликована. Н.И.Веселовским в 29 томе ИРГО в 1905 г. в Спб. Работа эта замечательна не только тем, что содержит богатейшие научные данные, не утратившие своего значения и по сей день, в ней автор развивает и углубляет свои прогрессивные политические взгляды и мировоззренческие принципы, которые поставили его в ряд выдающихся мыслителей России и всего мира.
    Петербургский период оказался для Ч.Валиханова ничем  незаменимым временем интенсивного изучения особенностей русской общественной жизни, освоения передовых идей демократической интеллигенции России, приобщения к научным поискам выдающихся русских ученых. Он оставил в душе казахского просветителя неизгладимый следи твердую веру в то, что казахи могут вырваться из цепей средневековой отсталости только путем освоения передовой русской культуры.
    К лету 1860 г.30 ввиду тяжелой болезни Ч.Валиханов вернулся в свою родную Степь. Болезнь надолго приковала его к постели. Но преодолевая все трудности, вставшие на его пути, он продолжал посилдьно трудиться над сбором материалов о жизни своего народа. Особый интерес он проявлял к произведениям устного народного творчества. В его юрте то и дело собирались известные казахские сказители, певцы, импровизаторы, из уст которых он записывал древние легенды, предания, сказки и другие произведения устного народного творчества. Насколько позволяло здоровье, он выходил в народ и даже стал принимать участие в политической борьбе. В 1862 г. Искренне желая показать на деле, какую пользу могут принести народу люди, воодушевленные идеей прогресса, он выдвинул свою кандидатуру на пост султан-правителя Атбасарского округа. Об этом он писал Ф.М.Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых киргизов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель».31 На выборах он одержал блестящую победу. Народ без всяких колебаний единодушно отдал свои голос за его кандидатуру, и это вопреки всем тем препятствиям и козням, которые чинили официальные власти против него во время предвыборной компании. Насмотря на жестокое поражение, которое он нанес своим соперникам на выборах, царские власти не утвердили его в должности султан-правителя. История с Атбасарскими выборами окончательно убедила казахского демократа в полной бессмысленности борьбы за справедливость и прогресс при том вопиющем невежестве и пассивности, которыми одержима вся масса общества, о чем он с сожалением писал своему другу – русскому поэту и демократу А.Н.Майкову.32
    Возмущенный произволом царских властей, невежеством  и лютой алчностью казахской  знати и чиновников колониальной администрации, господством вопиющей несправедливости в Степи, просветитель отправился в Омск, чтобы там сплотить вокруг себя прогрессивных людей  и дать решительный бой реакции.
    Наряду  с этим он развернул широкую политическую деятельность, в короткое время, с 1862 по начало 1865 г.г., он написал целый ряд превосходных работ, в которых подверг беспощадной критике идеологию и политику эксплуататорских классов. Среди них осбой ценностью отличаются такие, как «Следы шаманства у киргизов» (1862), «Записка о судебной реформе» (1864), «О мусульманстве в степи» (1864), «О кочевках киргиз» (1864) и др.33 В эти же годы он вел активную переписку с выдающимися деятелями русской демократической интеллигенции – с писателем Ф.М.Достоевским, ученым А.Н.Бекетовым, поэтом А.Н.Майковым, либерально настроенным представителем царской администрации в Казахстане К.К.Гутковским и многими другими. В своей переписке с друзьями Ч.Валиханов безжалостно разоблачал всю гамму тех социально-политических пороков, которыми страдала тогдашняя Степь. Он выражал уверенность в том, что передовые люди России не могут оставить Казахстан в беде и помогут ему освободиться от власти невежества и застоя, откроют ему дорогу к прогрессу.
    Весной  1864 г. Ч.Валиханов принял участие в военной экспедиции генерала Черняева. Этот эпизод оставил в его душе глубокий след и заставил пересмотреть свое отношение к официальной политике царизма.
    Цель  экспедиции состояла в том. Чтобы  обеспечить переход в Российское подданство южных окраин Средней  Азии и Казахстана. Народы этого  региона в основной своей массе  уже готовы были добровольно перейти  под русское покровительство. Однако генерал Черняев не проявил должной  снисходительности и терпения и  попытался ускорить ход событий  путем применения неоправданно жестоких мер военного подавления. Это вызвало  справедливое возмущение казахского просветителя, и он вместе с группой русских  офицеров, явно недовольных действиями Черняева, решительно порвал с ним  и вернулся в сыой родной край. Он уезжает в аул султана Тезека, расположенного в районе хребта Алтын-Элиль, где стал ждать дальнейшего хода развития событий.
    Можно только догадываться, в каком подавленном  и тревожном состоянии находился  Чокан Валиханов – офицер русской  армии, самовольно покинувший фронт. Ему  грозил военно-полевой суд. От суда его спасли мировая известность, исключительный аторитет среди казахов. Не рискуя еще больше усугубить положение  в период завоевания края, командование решило, вероятно, избегнуть крайности.34
    Вероятно  уже в этот период Валиханов чувствовал себя очень плохо и не мог пренести тягот походной жизни. В письме к  своему отцу из аула Тезека он писал: «Устал нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и  друзьями, нет для этого никаких  средств. Это будет мое последнее  письмо. Прощайте».35
    Скончался он в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочентоган, у подножья Алтынэмельского хребта (Старший  жуз).36
    Оценивая  деятельность Чокана Валиханова от имени  Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов; но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста.
    Научное наследие Ч.Валиханова охватывает весьма широкий круг проблем Казахстана и других народов многонациональной  России, и в каждой из них он сумел  показать свое оригинальное мышление. Это относится к таким непреходящим историческим представлениям, как образование  казахского народа, социальная и политическая история Казахстана XVII-первой половины XIX в.в., принятие казахами подданства России, история духовной и материальной культуры народов Средней Азии и  Восточного Туркестана. Он внес конкретный вклад в изучение географии, этнографии и фольклора народов всего  среднеазиатского и прилегающего к  нему региона.
    Творческое  наследие Ч.Валиханова постоянно привлекает внимание самого широкого круга современных  исследований, поэтому естественно, что историография работ о  его жизни и творчестве весьма обширна.
    Вклад (Ибрая) Алтынсарина (1841-1889) в просветительство Казахстана
    Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор  и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в  частности, басен Крылова37.
    Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз). Отец его  Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.38
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.