На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие социальных и управленческих технологий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
 
Социальные технологи одна из самых спорных, интересных и практически значимых тем науки управления.
Обращает на себя внимание то, что, несмотря на значительное число работ, посвященных социальных технологиям, совершенно не разработана данная тема в теории и практике науки управления. Возможно это из-за того, что для значительного числа исследователей социальных технологий тема методик использования их в практике управления является дискуссионной.
Необходимо заметить, что рассматриваемая тема особенно актуальна на данный момент. Научная не разработанность данной темы может отрицательно отразится на науке социального управления в целом, учитывая значение использования социальных технологий в обществе. Социальная наука, если не использовать в ней социальные технологии будет переживать научный кризис, отрываясь от практики управления, так как социальные технологии являются одним из связующих звеньев между социальным управлением как наукой и практикой его применения.
В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений. Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности – управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев.
Целью данной работы является исследование использования социальных технологий в управлении.
Для выполнения обозначенной цели были определены следующие задачи:
- определить место социальных технологий в системе управления;
- проанализировать историю и современность процесса внедрения социальных технологий в управление;
- дать определение социальным технологиям, при рассмотрении различных подходов к дефиниции;
а также классифицировать их, этапы;
- выявить проблемы, которые мешают внедрению социальных технологий в систему управления;
- классифицировать социальные технологии и выявить их сущностную характеристику, признаки, условия функционирования, описать структуру, типологию, этапы конструирования;
Объектом данной курсовой работы являются социальные технологии.
Предметом - процесс использования социальных технологий в управлении.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие социальной технологии;
2. раскрыть понятие управленческой технологии;
3. изучить взаимодействие социальной и управленческой технологий;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четыре параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В работе были проанализированы взгляды различных исследователей данной темы, таких как: В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Д. Никредин, М. Марков, Н. Стефанов, А.К. Зайцев, Ж.Т. Тощенко, А. Дикарева, М. Мирская, В. Дудченко, В. Макаревич, Л. Ионин, И.М. Данакин, Л.Я. Дятченко, и других, в том числе переводы иностранных авторов: И.Н. Ансофф, Р. Блейк, Д. Моутон, Д. Мескон, А. Моорита, У. Оучи. Т. Питер, Р.В. Уотерман и многих других.
Глава 1. Социальная технология: общие понятия, виды, этапы, структура
 
Прежде чем дать определение «социальных технологий» необходимо рассмотреть понятие термина «технология». БЭС дает такое определение: «Технология (от греч. tйchм - искусство, мастерство, умение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. С. 1200. Исходя из данного определения, любой процесс может пониматься как технология для получения результата определенной деятельности.
Это определение отражает социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает «металлические изделия» рук человеческих, в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому - относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений.
Форма технологии, которая больше развита или автоматизирована относительно предшествующей ей в данном социальном контексте, называется «новой технологией». Этот термин вошел в социологический словарь лишь в 1970-х гг., ранее применялся обычно к информации и технологиям связи, основанным на микроэлектронике. Новые информационные технологии в социологии были исследованы в работах по безработице и неформальной экономике (Пал и Гершуни, 1979).
Иногда технология в узком смысле трактуется как машина, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. Представляется, что в первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией и связанными с нею социальными механизмами.
Первоначально под технологией подразумевалась общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда, сырья и материалов. Но в дальнейшем особо внимание уделяется человеку, его отношению к окружающим его процессам, его стремлению планомерно и сознательно изменять природную и социальную среду. Именно в этом случае становится возможна технология Стефанов Н. Общественные науки и использование технологии. М., 1976. С. 182.. Далее технология начинает выступать важнейшим фактором формирования и развития личности, определенной формой общественной практики, своеобразным предметным способом утверждения человека в мире природы на основе труда и познания с одновременным разворачиванием в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Киев, 1985..
В технологии воплощается совокупный опыт многих поколений, коллективная деятельность, труд, знания, навыки, умения отдельных индивидов, интегральная способность воспроизводства социальности, производительная способность коллективного труда.
Несомненно, технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом и орудием труда, его технологическим содержанием.
Что же отличает технологию от социальной технологии? Какое значение вкладывается в аспект «социального» применительно к социальным технологиям? Автору данной работы представляется, что исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод, что объективной природой технологии являются природные процессы, которые обуславливают ее «вещественный каркас». Социальным же аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение.
Вырисовываются разные подходы в определении сущности социальных технологий. Например, Н. Стефанов определяет ее как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности» Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С. 182..
В. Афанасьев - как «элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей» Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 235. .
М. Марков - как «способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно...» Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С. 48..
А. Зайцев - как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С. 95..
В. Патрушев - как «систему инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов в экодиалоге человека и природы» Патрушев В. И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994..
В.С. Карпичев и Л. И. Яценко - как «совокупность способов циклической целевой деятельности, направленной на изменение состояния социального объекта, осуществление наперед заданных результатов; систему методов и методик выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами, стандартами» Карпичев В.С., Яценко Л.И. Социальные технологии. // Социальное управление. Курс лекций. М., 2000. С. 294..
А. Дикарева и М. Мирская видят в социальных технологиях - «способ управления, регулирования и планирования социальных процессов» Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М., 1989. - С. 95..
В. Дудченко и В. Макеревич рассматривают социальные технологии как «конечный продукт социального проектирования, необходимый для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности: типовых процедур управления; методик подбора и оценки управленческих кадров; сценариев проведения имитационных деловых игр; математических моделей социальных объектов на базе ЭВМ» Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология // Марксистко-ленинская социология. - М., 1989. - С. 153..
Л. Ионин - «совокупность приемов, методов и воздействия, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем» Ионин Л. Г. Технология социальная // Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. - С. 345..
Проанализировав, различные взгляды на сущность социальных технологий, В.Н. Иванов считает, что социальная технология может быть раскрыта как система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами. Они также могут быть рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Иванов. В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996. - С. 25.
Делая выводы можно расчленить определения социальных технологий на два основных аспекта: определенный заранее ряд операций или система методов направленная на достижение целей организации. Первый аспект представляется техническим и материалистичным. Второй же аспект более глобальный. Нельзя отрицать, что обе точки зрения имеют место быть и их нельзя игнорировать.
Разнообразие определений социальной технологии свидетельствует, прежде всего, о сложности явления технологизации социальных процессов о том, что потенциальное содержание ее сущности не исчерпывается известными знаниями теории и практики.
Подводя итог множеству определений социальных технологий, автор данной работы выводит определение социальных технологий как важнейшего элемента механизма управления, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления. Этому служит формализация социального явления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Процедура -- набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция - непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Иванов. В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996.
К. Маркс четко разграничивал естественную и социальную технологию, относя к последней, соответствующие процессы. Под технологией он понимал не средства труда, а объективный процесс формирования явлений Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. - М., 1972. С. 383..
Г.Д. Никредин вывел понятие социальной технологии, как формы управления, обеспечивающей систему последовательных действий личности, трудового коллектива и органов управления региона в целях получения ожидаемого результата деятельности, возможности его воспроизводства в определенных параметрах - качества, свойства, объема, отношений. Причем необходимо обратить внимание на то, что в процессе научных изысканий точка зрения Г.Д. Никредина на понятие социальных технологий меняется, так как в начале он видел социальные технологии лишь как заранее определенного ряда операций, направленных на достижение цели и задач управленческого процесса.
Выделяются временные основы расчленения социального процесса: фазы, этапы, периоды, операции, процедуры разрабатываются сознательно, планомерно с использованием современных данных науки (гуманитарных и технических в их интегральном качестве).
При такой разработке учитывается как сложность самого социального объекта, так и специфика области, в которой осуществляется деятельность. В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого проекта.
Главная функция социальной технологии в этом смысле -- порождение наукоемких социальных инноваций, управленческих в первую очередь, соединение науки и практики, объединение данных гуманитарных и технических знаний и формирование типа мышления XXI века -- гуманитарно-технологического.
Появление социальной технологии связано с расширяющейся потребностью оптимизировать систему социального управления, быстро и крупномасштабно тиражировать социальные инновации (идеи, программы, проектные продукты и т.п.). Это сегодня -- самый оптимальный путь из разбалансированности социального пространства, достигшей угрожающих масштабов.
Социальная технология отражает:
- характер социального развития - ситуационный, стабильный, инновационный;
- характер социального управления - стратегия, тактика;
- уровень инновационных элементов в процессе воспроизводства - фактический (реальный), планируемый;
- уровень социальной организации - личность, группа, коллектив.
Технологизация возможна при наличии следующих условий:
- объект обладает определенной степенью сложности;
- известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;
- субъект управления способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедур;
- создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.
Признаки технологизации:
- разграничение, разделение, расчленение процесса на этапы, фазы, операции;
- координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата;
- однозначность выполнения процедур и операций;
- возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управления.
К сущностным характеристикам социальных технологий по мнению Ж.Т. Тощенко относятся следующие:
- социальная технология - это определенный способ достижения общественных целей;
- сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;
- операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;
- эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;
- при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;
- социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
На этом основании возможно построение социальной технологии: разделение социального процесса в соответствии с целями и задачами на отдельные этапы, фазы, процедуры, операции; определение алгоритма, внутренней логики и координация деятельности; обеспечение однозначности выполнения процедур и операций воздействия; установление условий внешнего воздействия, параметров регулирования, социального контроля.
Таким образом, благодаря ритмичности (социальным алгоритмам), последовательности, своевременности, пропорциональности, социальная технология дает значительный синергетический эффект, усиливает результативность социального воздействия.
В сфере социального управления первый этап проявляется в условиях:
- отсутствия в организации материальной заинтересованности;
- превышения резервов социального потенциала над реальной их потребностью;
- отсутствия экономической, социальной, правовой ответственности за эффективное использование трудовых ресурсов. В этих условиях информация о возможности использования социальных технологий воспринимается как сознательный, познавательный процесс. Информация не побуждает к активному познанию сущности социальных технологий, условий ее использования в системе производственной деятельности.
Второй - проявляется в условиях потребности трудового коллектива в обеспечении динамичности экономической эффективности производства.
Третий - сформирована устойчивая мотивация личности, коллектива на эффективность производства. Осознана необходимость комплексного подхода к использованию имеющихся потенциалов - технического, - по характеру решаемых задач: частные и универсальные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Социальные технологии в системе управления
 
По вопросу о возможности разработки социальных технологий в управлении в научной литературе существует множество разнообразных подходов, различных точек зрения. Поэтому представляется чрезвычайно важным выяснить исходные теоретико-методологические подходы, уточнить категориальный аппарат, основы классификации социальных технологий, выявить принципы их разработки и внедрения.
Что касается социальных технологий, то они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры.
Вместе с тем в социологической литературе имеется и расширительная трактовка социальной технологии, когда она практически идентифицируется с управлением и в нее включаются проблемы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.
В общем, трактовка социальных технологий наиболее близка к объяснению понятия организация в том смысле, в котором употребляет его часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления — планировании, проектировании и программировании, т.е. в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.
Однако не все процессы организации подвергаются жесткой регламентации, алгоритмизации — в процессе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и даже интуиции. Иногда работу организатора-руководителя сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует (или должна присутствовать) жесткая программа осуществления ряда последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, а также применять в аналогичных обстоятельствах в других социальных институтах и процессах.
 
2.1. Внедрение социальных технологий в управление: история и современность
 
Известно, что социальные технологии были изобретены давным-давно. Люди, к примеру, долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. Конечно, при этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, то есть традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных.
Издревле мастеров отбирали, обучали, создавали им необходимые условия труда и отдыха, ценили. По мере усложнения методов вовлечения научных знаний при использовании и переработке сырья, развития техники, увеличения объемов производства выпускаемой продукции житейская мудрость дополнялась научными разработками в области психологии, педагогики, обучения кадров, их практического использования и др. То, что раньше делалось методом «проб и ошибок», сегодня можно делать при помощи методики, норм, нормативов, с использованием техники для получения и обработки требуемой информации, ее анализа и использования, что ускоряет и делает более эффективным принятие управленческих решений. Изучение природы социальных процессов, по мнению ряда исследователей, позволило разработать теорию и методику их моделирования, прогнозирования, технологию воспроизводства. Знание операций производственных технологий позволило расчленить труд на технологические операции использования знаний, практического опыта, способностей, инициативы и творчества работника, найти качественные показатели их взаимосвязи с результатами трудовой деятельности, вскрыть природу и зависимость их воспроизводства Никредин Г.Д., Галиев Г.Т., Бушин Н.И., Кабиров Р.Р., Кубицкий С.И. Технологическое управление социальными процессами. - Уфа. 1997. С. 8.
Необходимо заметить, что именно после этого этапа можно говорить о новом уровне управления - технологическом.
Сейчас изменилось то, что прежний способ освоения социального пространства и поддержания в нем социального равновесия оказался недостаточным. Общество во второй половине нынешнего века вступило в совершенно иное информационное состояние и теперь качественно отличается от того, каким оно было в XIX столетии. К концу первой половины XX века в информационных и управленческих структурах мирового сообщества произошли революционные изменения. Суть их состоит в том, что прикладные знания, технологии поддержания равновесия стали обновляться по несколько раз в пределах одного поколения и в своем качестве оказались совершенно непригодными для социального наследования и управления.
И в 60--80-е годы XX века Запад переживал информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе, прежде всего, происходили рост совокупного национального продукта и коренные изменения во всех сферах общественной жизни: в производстве, бизнесе, науке, образовании, социальной организации. В основе этого лежало освоение человеческого ресурса, интеллектуальной собственности и управленческих «ноу-хау» - совокупность знаний и управленческий опыт, применяемый в деятельности предприятия, который еще не стал всеобщим достоянием Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм. Белгород, 1991..
В России как раз в эти годы складывались предпосылки кризисного состояния, информационного, интеллектуального и управленческого застоя. Сбалансировать социальное пространство на уровне прошлого опыта и традиций оказалось невозможным, а инновационный опыт, накопленный в США и Европе по преодолению кризиса и использованию широких социальных проектов и программ, оказался невостребованным, человеческий фактор оставался во многом застывшим капиталом, организационные структуры окостеневшими, а интеллектуальная собственность в массовых масштабах немотивированной к развитию. Между тем под влиянием научно-технической революции, информационной в частности, чрезвычайно усложнились связи социальных систем, увеличилось их число, многократно вырос динамизм социальных процессов, что объективно расширило предпосылки для возникновения социальных конфликтов, кризисов, катастроф и поставило ряд новых требований в области совершенствования системы социального управления. Кроме того, необходимо учитывать, что ускоренными темпами продолжает действовать общесоциологическая закономерность - возрастание роли социального в развитии мировой цивилизации, а это объективно требует коренных изменений в общей теории управления, освоения инновационных методов социального воздействия, обеспечивающих более высокое качество социального управления.
Однако это требование XXI века пока не только не реализовано, но и находится во все более углубляющихся противоречиях между назревшими управленческими инновациями и низким уровнем управленческих воздействий. Поэтому мировая цивилизация пребывает сегодня в состоянии системного кризиса, прежде всего кризиса управления. Выход из него только один - включить в поиск разбалансированного социального пространства наукоемкие социальные технологии, которые обеспечат передачу социальной информации в результате социального наследования не на уровне интуиции, прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных, технологизации и информатизации социального пространства. Смысл и назначение любой технологии - оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий - главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества Макаревич В.Н., Слепенков И.М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 20--30..
Активный процесс технологизации социальной жизни связан с научно-технической, информационной и менеджерской революциями, когда главным фактором избавления развитых стран от бедности стало не процветание капитализма самого по себе, а изменения «...в головах, в глазах миллионов ученых, политиков, инженеров, юристов, педагогов развитого мира, но, прежде всего, в головах его менеджеров» Верпаховский Б.Е. В чем причина? Современный менеджмент: принципы и правила. Н. Новгород, 1992..
Общество стало искать приоритеты не только на пути технического прогресса, но и на основе социальной ориентации рынка, правильного использования человеческого ресурса, развития и защиты интеллектуальной собственности.
В нашей стране социальные технологии как объект научного исследования возникли не вдруг и не на пустом месте. Еще А.К. Гастев в 20-е гг. пришел к мысли о необходимости разработки трудовых технологий, считая, что именно они дают возможность систематизировать и найти оптимальные формы взаимодействия орудий труда и работника, его знаний, практических навыков, психофизиологических качеств в комплексе использования знания в области экономики, психологии, физиологии труда. Подчинить этой цели все сферы обеспечения - экономические, социальные, правовые, материально-технические, политические и др. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. - М., 1972. С. 295. Российская социологическая мысль, начиная с 60-х годов, проявляет интерес к этой проблематике, активно включается в ее разработку. Наблюдения в те годы показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20--25 Уткин. Э. А. Человеческий фактор и интенсификация производства. - М., 1986. С. 4., а при реализации резервов -- на 40--60 процентов Социология в СССР. М., 1966. Т. 1. С. 445; Труд, контакты, эмоции. - Л., 1980. С. 28.. Стало очевидным, например, что приоритет Японии во многих отраслях промышленности, был достигнут, прежде всего, за счет активного включения научного потенциала в комплексное изучение проблем личности, коллективной организации труда и т.д. Появляется целый ряд работ, в которых авторы в той или иной степени затрагивают разные аспекты социальных технологий применительно к этой сфере  См.: Иванов В.Н. Трудовой коллектив - субъект социального управления. - М., 1980; Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. - М., 1973; Тощенко Ж. Т. Социальное планирование в СССР. - М., 1981; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М., 1972; Патрушев В. И. Социальные резервы трудового коллектива. Киев, 1990..
В дальнейшем исследования выходят за рамки только этой сферы и затрагивают более широкий круг вопросов См. подробнее: Беспальков В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объем изучения. М., 1989; Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления. М., 1989; Краковский, Ю.К. Мир деловой игры. М., 1989..
На научно-технических конференциях, в том числе в Белгороде, Куйбышеве, Кировограде, Феодосии, впервые обсуждались вопросы практического применения социальных технологий в различных областях жизни См.: Перестройка и социология труда. Тез. докл. Всесоюзной НПК. Куйбышев, 1989; Социологические исследования и со
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.