На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Зарождение  досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках.
  
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного  века, когда возвращение древних  охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием  сопровождались целой системой праздников. Календарные обычаи и обряды годичного  цикла, связанные с трудовой деятельностью  народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей.Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.Несмотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. Эти праздники дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.
Народное  музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Лучшие создания народного  музыкально-поэтического искусства  отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали  трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.
Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных  особенностей этих песен заключается  в их устном бытовании.
Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей. Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
Распространение христианства среди  славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность  в особых игрецах, помимо жрецов или  волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.
С принятием Русью  христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и «мирская»  литература, книжное чтение стало  одним из основных занятий образованных людей Руси.
В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске…
Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но процесс этот, по крайней  мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.  
 К 15 веку появляются  новые формы досугового времяпрепровождения,  связанные с развитием народной  зрелищной культуры . В городах  и селениях публику развлекали  песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа. С 14-15 веков возрождаются книжные традиции Киевской Руси.  
 К 15 веку усилилось  культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.  
 Женщины на Руси  вели «затворнический» образ  жизни, что сказывалось на их  досуге. И если женщина-крестьянка  после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины из боярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).   
 Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.  
 К 15 веку в  городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.
Развивались формы  деревянной и каменной  архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов  сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий,  церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и  сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том,  чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они  радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в  праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные  предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная  демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева.
Каждый праздник и  обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому  празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.
Заранее определённый распорядок обуславливал характер и  особенности искусства оседлых  скоморохов. "Сценарий" каждого  игрища был досконально известен каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди собирались на игрище по зову, по сигналу скомороха.
Преимущественное  внимание походных скоморохов к медвежьей  потехе и "Петрушке" объясняется  их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.
Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ медведя у  русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются пародия и гротеск.
Медвежья потеха и  кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.
Церковь постепенно выступала  для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
На протяжении XVI века в Русском государстве создавались  условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства  содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян  было "затворничество" женщин, что  сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской  жизни обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя развитие досуговой деятельности до XVII века, надо заметить, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу. различных Культурно-досуговая деятельность
сословий российского  общества
в 18 – начале 20 веков.   
 По мере складывания  и развития сословий досуг  россиян стал утрачивать единые  черты. Каждое сословие по-разному  сохраняло традиции досугового  времяпрепровождения, обогащая их  «заимствованиями» из западно-европейской  культуры, тем самым создавая новые формы досуга.              
                         Досуг крестьян  
 Досуг русского  крестьянства во многом сохранял  свои традиционные черты. Формы  проведения были семейно-общинными,  оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).  
 Посиделки и  другие формы досуга делились  по половозрастному принципу. Молодежной  формой досуга были весеннее-летние  хороводы. Люди старшего поколения  на своих посиделках делились  новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы о страшном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве «посиделочной» избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической «семейной», где молодежь «играла роли  мужей и жен».   
 После отмены  крепостного права (вторая половина 19 века) и распаде общин в результате  имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился «имущественный» авторитет. «Братчина» превратилась в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству». Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской  жизни, прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество КПУ: библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры.  
 Исчез молодежный  хоровод как форма досуга. На  молодежных посиделках наряду  с песнями и танцами все  больше места стали занимать  городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др. Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.
Досуговые занятия  и развлечения дворянства.
Петровские реформы  внесли изменения в формы досуговой  деятельности высшего российского  сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах. 
Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с  церковными датами, участвовало в  публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях. 
Дворянская среда  стала порождать уже без указов царя свои формы развлечений. «Ассамблеи»  в эпоху Екатерины 2 стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам. Появились первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, организовывались художественные выставки. 
К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или  сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.
В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).
Способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде.
Представители богатых  кругов приобретали вкус к светской жизни. По подобию аристократических  клубов было создано «Московское  купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции – шумно отмечались свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники. В народных гуляниях купечество ограничивалось «конным выездом», не смешиваясь с «пешим» простым народом. Местом общения служила также и церковь. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности. Именно купцы стали поддерживать российскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений (купец 1 гильдии Третьяков). Увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия.
 В конце 19 века  в Москве стали создаваться  сословно-профессиональные клубы,  группировавшие мелких служащих, чиновников низшего ранга, торговцев,  части купечества. Основной акцент  в таких «приказчичьих клубах» делался на соблюдение приличий и хороших манер. Касса пополнялась за счет взносов купцов. В клубе имелись помещения для чтения и танцев.  
 С конца 19 века  растет число образовательных  учреждений в сфере досуга  – воскресные и вечерне-воскресные школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты. А в начале 20 века – «общества самообразования рабочих».
XVIII век для России  был переходным моментом, а для  ярмарочной площадной культуры  стало и отправной точкой, началом  яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
Эпоха Петра I знаменовала  глубочайшие перемены в жизни  страны. Становлению Российской империи  способствовали глубокие сдвиги в экономике  и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении  и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.
Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению  торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок  и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".
Площадь, бывшая центром  общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под качелями".
С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.
Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.
Слишком решительные  и смелые реформы не редко встречали  непонимание и отпор в различных  кругах патриархальной России, поэтому  Пётр "настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".
Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли  приходить все желающие.
Интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской  демократический и устный народный.
Для популяризации  своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра.
Пётр увлекался  фейерверками и часто принимал в  них непосредственное участие, не жалея  на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.
XVIII век не без  основания называют "играющим  веком". Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.
С конца XVII века всё  более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики.
Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством.
Формирующийся площадной  фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь  впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.