На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………3
    ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
    ВЫБОРКА………………………………………………………..6
      ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
    МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
      ОПРОС
      АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
      НАБЛЮДЕНИЕ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     В структуре социологии выделяют три  взаимосвязанных уровня: общесоциологическую  теорию, специальные социологические  теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
     Социологическое исследование –  это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
     Исследование  начинается с его подготовки: обдумывания  целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
     Второй  этап – сбор первичной социологической  информации (записи исследователя, выписки  из документов).
     Третий  этап – подготовка собранной в  ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.
     Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВИДЫ  СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
 
      Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и  задач, глубиной анализа социального  процесса.
      Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
      Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
      Разведывательное  исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
      Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
      Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.
      Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
      Подготовка  социологического исследования непосредственно  начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов – методологического и методического.
      В методологический раздел программы входят:
      а) формулировка и обоснование объекта  и предмета социальной проблемы;
      б) определение объекта и предмета социологического исследования;
      в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.
      Методический  раздел программы предполагает определение  изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической  информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.
      Существенной  частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и  всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов  изучения социальной проблемы, под  которой следует понимать «социальное противоречие», осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей1.
      Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен  в самой социальной проблеме.
      Объектом  исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
      Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
      Анализ  любой проблемы можно провести в  теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВЫБОРКА.
 
 
     Объект  исследования чаще всего насчитывает  сотни, тысячи, десятки сотни тысяч людей. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все могут быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает более 500 человек, то единственно верным способом будет применение выборочного метода.
     Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению2.
     Выборка должна учитывать взаимосвязи и  взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.
     Выборочная  совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. 

     
      ФОРМИРОВАНИЕ  И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
     На  первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.
     Довольно  популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.
     Иногда  социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.
     Также в исследованиях применяется  целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
     При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.
     Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МЕТОДЫ  СБОРА ИНФОРМАЦИИ
 
     При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и  место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три  основных метода сбора социологической информации:
    Опрос, который делится на два подкласса:
        а) анкетный опрос
        б) интервью
    анализ документов
    наблюдения
 
      ОПРОС
 
     Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей3.
     Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
     Искусство опроса состоит  в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
     Социологический опрос имеет три отличительные  черты:
          Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.
          Достоверность и объективность.
          Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет  разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную  информацию, нежели журналист.
          Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.
Существует  две основные разновидности опроса:
          анкетирование;
          интервьюирование.
 
 
    АНКЕТИРОВАНИЕ. 

     Анкета  (Франц. – расследование) опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам4. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.
     Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
     Проводимый  опрос должен отвечать ряду требований: 

    Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.
    Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми.
    Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.
    Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему.
    Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).
    Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.
    Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Это делается  с помощью обращения к респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о…».
      В подобной же форме строится обращение  к респонденту с просьбой принять  участие в проводимом исследовании.
      Это введение коротко знакомит опрашиваемого  с целью опроса и ориентирует  его на конкретное задание при  заполнении анкеты.
      Вопросы анкеты различаются по:
          содержанию;
          форме.
        Деление вопросов по содержанию  обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом. 
 

      По  форме вопросы  делятся на: 

      1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.
      2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
      3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
      Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
    Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.
     5.  Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”
     Содержащееся  в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении.
     6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них.
     В таких вопросах речь идет  о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После  таких вопросов желательно переходить к более простым. 

         Пример:
         “Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе событий общественной жизни?”
      О событиях
      Внутри  страны За рубежом
      посто-янно когда как редко посто-янно когда как редко
    Радио            
    Телевидение            
    Политические  информации            
    Газеты            
    Беседы  с товарищами            
    Общественно - политические журналы            
    Лекции            
 
     Такие вопросы не следует повторять  часто, т.к. у респондентов возникает  утомление, рассеивание внимания, возникает  эффект излучения.
    Обычно  в анкете чередуются различные виды вопросов.
    По  предметному содержанию вопросы можно разделить на: 

      Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их последствиях.
           Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
      Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
      Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
      В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные  вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более  широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
      Контрольные вопросы обычно располагаются в  анкете на некотором расстоянии, как  от основного, так и друг от друга.
      По  способу распространения  анкет опросы подразделяются на:
    - раздаточные  (анкетный опрос, при котором  анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос)
    - почтовые (анкета по предварительному согласию  высылается и получается через  почту)
    - прессовые  (анкета предлагается читателю  через печатный орган)
    - телетайпные  (при этом способе распространение  и сбор инструментария и сопровождающих  его документов осуществляется  с помощью телетайпно-телеграфной  сети).
      По  типу исследовательских  задач опросы бывают :
    - глубинный  (нацелен на получение поисковой  информации)
    - фокусированный (собираются данные по конкретной  ситуации)
    - стандартизированный  (нацелен на получение статистической  инф-ии)
    - социометрический (нацелен на получение инф-ии  о взпимоотношениях в малых группах) 

    По  уровню компетентности респондентов различают :
    - массовый  опрос (мнение неспециалиста по  той или иной теме)
    - массовый  опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь  респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)
    - симптоматический  опрос (достаточное знание у  респондента общей информации  без глубокого осмысления задач  и целей исследования)
    - экспертный  опрос (опрос специалистов по  анализируемой проблеме).

     ИНТЕРВЬЮ

 
     Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
     Имеется множество разновидностей интервью.
     1) По содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение  событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со  специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
     2) По технике проведения - делятся  на свободные, нестандартизованные  и формализованные (а также  полустандартизованные) интервью.
     Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
     Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
     3) В зависимости от особенностей  процедуры интервью может быть  интенсивным (“клиническим” т.е.  глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
     4) Так называемые ненаправленные  интервью носят “терапевтический”  характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
     5) Наконец, по способу организации  интервью делятся на групповые  и индивидуальные. Первые применяются  относительно редко, это планируемая  беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ 
 

     Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации5.
     Анализ  документов открывает социологу  возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.
     Однако  чтобы использовать возможности, предоставляемые  документами, следует в свою очередь  получить системное представление  о всем  их многообразии. Ориентироваться  в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.