Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политическая мысль античного общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Контрольная работа по политологии
Политическая мысль античного общества
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление.
 
1.     Введение ______________________________________________3
2.     Развитие политической мысли Древнего Востока ___________4
3.     Развитие политической мысли в Древнем Риме и в Древней Греции _________________________________________________8
4.     Заключение __________________________________________11
5.     Список используемой литературы _______________________12
6.     Аннотация ___________________________________________13
7.     Политологический словарь ______________________________17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства. Это было характерно Древней Греции и Древнего Рима. Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.
Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности. Многие суждения прошлого о политике не устарели и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.
Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Поэтому именно этот этап развития политологии очень интересен и важен в исследовании вопроса истории этой науки.
Исходя из актуальности вопроса, сформулирована следующая цель работы: изучить особенности развития и становления политической науки в период античности.
Цель работы позволяет выделить такие задачи:
?   выделить особенности развития политической мысли в Древнем Востоке;
?   рассмотреть основные политические идеи Древнего Рима и Древней Греции.
Развитие политической мысли в Древнем Востоке.
 
Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм.
Политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н. э. — II в. н э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману".
Государственную власть "Законы Ману" описывают как единоличное правление государя В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов- царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения) Важнейший элемент в этом перечне - царь. Учение о "семичленном царстве" соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.[2, 24]
Эти идеи брахманизма были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру. [2, 26]
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э.
Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу.
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества, Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".
Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.[4, 13]
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба" Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер. Представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. [4, 16-18]
Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво.
Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом
Идеальной организацией власти считалось государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. [4, 18-21]
Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел.
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти.
В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты рекомендовалось выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.
Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждующих сторон. Высшая цель деятельности государя - создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). [4, 22-25]
В II—I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.[4, 26]
 
Развитие политической мысли в Древнем Р???????????????????.
Наибольший вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме и Древней Греции внесли Платон, Аристотель  и Цицирон.
Платон был выразителем интересов афинской рабовладельческой аристократии. Анализируя социальные проблемы и противоречия современной ему афинской рабовладельческой аристократии, он пришел к выводу о необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему необходимую устойчивость, а также решить задачу воспитания людей, их духовного совершенствования с помощью государства. Свои взгляды Платон изложил в сочинении «Государство». При этом он исходил из того, что в человеческой душе преобладает какая-нибудь из трех добродетелей, которая и формирует качественные свойства человека. Умственное начало порождает мудрость, яростное – мужество, вожделеющее – благоразумие.
Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.
1. Правящую власть в государстве Платон вручал философам, ибо это люди, наделенные мудростью. Только они, руководствуясь разумом, могут правильно понять интересы общества и эффективно им управлять. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые многократно повторялись мыслителями: «Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор… государства не избавятся от зол», – заявлял он. В целях оградить философов от пороков и низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, моногамной семьей, он предлагал ликвидировать для них частную собственность, запретить брак и семью.
2. Другая привилегированная группа общества – воины. Обладая сильной волей и мужеством, они обязаны были проводить в жизнь политические решения философов, охранять их и обеспечивать порядок в обществе. Но и воины нуждаются в оградительных мерах. «У стражей, – писал Платон, – не должно быть ни собственных домов, ни земли и, вообще, никакого имущества». Как и философы, они должны быть обеспечены всем необходимым за счет государства.
3. Третьим сословием, обладающим вожделеющим началом и благоразумием, выступают трудящиеся, т.е. все остальные, способные к труду свободные граждане. Они обязаны выполнять все приказы философов и воинов, владеть собственностью и осуществлять необходимые хозяйственные и общественные работы. Но самые тяжелые работы в «идеальной республике» Платона должны выполнять рабы, не считавшиеся гражданами.
Идеи Платона являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике. Прообразом этого идеального общества было Спартанское государство с его жесткой воспитательной системой и египетский кастовый строй, которые и подверглись идеализации афинским мыслителем. Но была в платоновской утопической идее и важная положительная черта: Платон понял обусловленность индивида государством, он четко обозначил: руководителями государства не должны быть дилетанты, нужны только умные и порядочные профессионалы.[1, 26-29]
Аристотель – ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас – друг мне Платон, но истина дороже). В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Он пишет, что «человек по природе – общественное животное» и свое назначение находит в самодовлеющем общении. Таким общением может быть семья, община, государство. Вне их человек не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.

Аристотель выделил три формы государственного устройства:
?   монархия (власть одного) может переходить в неправильную форму – тиранию (деспотию);
?   аристократия (правление избранных) может перейти в олигархию (власть богатых);
?   полития (широкая демократия), т.е. власть большинства над меньшинством, может выродиться в демократию (власть неимущих), а она – в охлократию, т.е. власть толпы.
Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели, т.е. соединении политики и нравственности, которые должны быть принадлежностью всех граждан общества. Но из него он исключал рабов и варваров, которые якобы не достигли необходимого в своем развитии для гражданина уровня.[5, 21-26]
Цицерон (Марк Туллий Цицерон – 106-43 гг. до н.э.) – оратор, поэт, философ и государственный деятель Рима. Он защищал Республику и высказал ценные мысли о гражданском обществе, взаимоотношениях власти и гражданина. Главная цель государства, считал он, – охрана граждан и их имущества. Государство, публичная власть должны жить и действовать, опираясь только на законы. Они должны охранять согласие и общность интересов граждан. Не удивительно, что римское законодательство периода республики долго было объектом для подражания в Европе.[3, 24-25]
Таким образом, важнейший вывод античной политической мысли в лице Платона, Аристотеля и Цицерона состоит в том, что возможно построить лучшее общество с помощью человеческих знаний и воли, опираясь на государство. Это нормативно-антологическая парадигма политики, которая трактует политику как философию и этику на практике, т.е. поиск хорошего порядка на основе правильной добродетельной жизни людей.
 
 
Заключение.
 
Политическая мысль устанавливалась и развивалась не только в период нашего времени, но и в период до нашей эры.
Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций, а также развивавшиеся политические учения, такие как буддизм и брахманизм, в Древней Индии, и даосизм, моизм, легизм – в Древнем Китае.
В свою очередь взгляды философов того времени оказали огромное влияние не только на становление государственной власти, но и на становление и развитие общественной мысли, а также на эволюцию отношений между властью и индивидом.
Таким образом, в данной работе рассмотрены особенности развития  и становления политической мысли в период античного времени, в самых первых образовавшихся государствах Древнего Востока, Древнего Рима и Древней Греции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы
 
1.   Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов вузов. – Логос, 2001. – 488с.
2.   Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология. - М.: Юристъ, 2000. – 433с.
3.   Клементьев Д.С. Политология. -  М.; Знание, 2000. – 341с.
4.   Лазар М.Г. Политология. История политической мысли: Конспект лекций. – Санкт-Петербург: РГГМУ., 2006. – 144с.
5.   Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аннотация.
 
В данной работе были рассмотрены  вопросы, касающиеся развития политической мысли в период античности, а именно политические течения, которые сформировались в Древней Индии и в Древнем Китае, а также взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.
В период античности наиболее стойкими были государства Древнего Востока, Древняя Греция и Древний Рим.
Развитие политической мысли в Древнем Востоке заключалось в основных политических течениях, которые  в то время были наиболее известны в Древней Индии и в Древнем Китае.
В Древней Индии сформировались два основных течения – буддизм и брахманизм. Особенности буддизма заключались в следующем: отражение взглядов рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты; впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру. 
Эти идеи брахманизма были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догма
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.