На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Консультирование

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -288 с. 
 

1.СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Психологическое  консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи.
      В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора» [32, с. 413-414]. В словаре Петровского А.В., Ярошев-ского М.Г. - как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологический затруднений» [33, с. 306]. Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, поскольку, с его точки зрения, все консультационные подходы фокусируют внимание на «изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно» [25, с. 14].
  7
Во втором издании словаря психолога-практика под редакцией Головина СЮ. консультированию психологическому дано определение как «форме оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми» [37, с. 288].
  Исходя  из выше приведенных определений психологического консультирования, мы можем выделить основные его «приметы»:
¦ психологическое консультирование является од 
ним из видов психологической помощи;

¦ данная помощь носит практический процессу альный характер;
    оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
    для ее реализации необходимо наличие клиента;
    присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
    желание клиента решить данную проблему;
    целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;
    при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;
    консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
  Суммируя  все выше приведенные составляющие, мы можем определить психологическое консультирование как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.
  8
  Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.
  Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несет психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится самим клиентом. И, следовательно, за конечный результат ответственность также лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.
  Соответственно, специфика психологического консультирования будет заключаться в следующем:
    во-первых, кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна - три);
    во-вторых, эпизодичность данных контактов;
    в-третьих, практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом;
    в -четвертых, активность клиента в процессе консультирования ;
    в-пятых, в самостоятельных действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультации.
  В некоторых случаях психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако это следует рассматривать как исключение. Необходимость в пролонгированном консультировании
  9
может возникнуть при определенных ситуациях. Прежде всего, клиент может обладать определенными психологическими особенностями, которые не позволят ему справиться самостоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям мы можем отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кроме того, у клиента может оказаться в результате исследования не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определенное количество встреч.
  В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:
    индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);
    супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода);
    ¦ семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);
    профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности);
    оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнерами).
    10
    Исходя  из количества присутствующих клиентов выделяют следующие виды консультирования:
    индивидуальное;
    групповое.
     В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования:
    ¦ консультирование по телефону;
    ¦ переписка.
  Важно помнить, что любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета. Поэтому  вы не встретите консультацию, принадлежащую к какому-либо одному из предложенных видов, они находятся во взаимосвязи, подобно кругам Эйлера. Например: консультирование по личностным вопросам будет одновременно индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического характера может быть и индивидуальным, и групповым.
  11
    Наиболее  частые ситуации обращения клиентов за психологической помощью
    Ситуации
    Отношение клиента  к проблеме
Кризисная ситуация • не знают как поступить в данной ситуа 
ции
• знают как решить проблему, но ищут 
поддержки

«Хронический»     тяжелый период • не знают как поступить в данной ситуа 
ции
• знают как решить проблему, но ищут 
поддержки

• исчерпаны ресурсы для самостоятель 
ного решения проблемы

Состояние эмоционального срыва («последняя капля») •   не знают  как поступить в данной ситуации
Психологическое    одиночество • стремление к общению • любопытство
• «бросить вывоз»
    P.S. Независимо от того, какие истинные цели преследует клиент и каким образом он себя ведет, исходя из профессиональной этики, консультант должен оказывать помощь всем нуждающимся.
  Соответственно, в процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:
    изучение личности клиента;
    изучение сути проблемы;
    определение ресурсов клиента для решения проблемы;
    определение цели (как клиент поймет, что проблема решена);
    определение алгоритма достижения цели;
    осознание клиентом причин возникновения данной проблемы;
    обучение клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;
    предоставление информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы.
  12 

1.2. Подготовка консультанта
Консультант должен иметь законченное высшее психологическое образование и, желательно, специализацию по психологическому консультированию.
  Если  исходить из определения психологического консультирования в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Карвасарского Б.Д. [32], то данный вид психологической помощи могут оказывать не только психологи, но другие представители помогающих профессий. В этом случае предполагается наличие высшего образования и специализации в области психологического консультирования.
  К теоретическим компонентам  профессиональной подготовки психолога-консультанта необходимо отнести: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов, личности; этапы развития личности и специфику кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов; особенности психологической поддержки на каждом из данных этапов.
  Кроме того, желательно, чтобы студент к началу самостоятельной трудовой деятельности имел определенные профессиональные навыки, которые обычно в рамках высших учебных заведений отрабатываются во время практических занятий супервизорства или во время посещения по личной инициативе будущим специалистом обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо также прохождение «чистилища» в виде тренингов личностного роста с целью разрешения собственных психологических проблем, поскольку прежде, чем «лечить» других, необходимо излечиться самому.
Другим  словами, консультант должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В результате синтеза этих двух областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Когда мы говорим о выборе направления, то имеем в виду не отказ от техник, принадлежащим иным направлениям, но присоединение их, в качестве дополнительных, подобно как в полноводную реку впадают разнообразные речки, речушечки, ручеечки. Это необходимо постольку, поскольку, чем шире спектр техник, которыми владеет специалист, тем большему числу клиентов он сможет оказать помощь. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах и членство в профессиональном сообществе, например, в Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ППЛ).
  16
1.3. Личностные качества  консультанта
Безусловно, кроме того, что специалист должен быть специалистом, но, в дополнение к этому, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если вы сейчас на некоторое время отвлечетесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то, может быть, вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помог- ' ли, спасли в сложной ситуации. Чем же обладал этот замечательный «значимый человек»?
  17
      Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» [37, с. 784]. Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны — оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение, обязательное при психолого-консультативном процессе, сделало бы более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).
  Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям. Однако всегда существует риск встретить человека, который данное качество воспримет как слабость.
  Позитивное  отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, — «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из. необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом-консультантом.
  Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность — это, прежде всего, чистота намерения.
  18
  Чувство юмора. В «Искусстве любви» Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенством. И это вполне справедливо. Вспомните, как не раз оно, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадежных ситуациях. Человечество погибнет, когда перестанет смеяться.
  Чувство трагичности бытия. Испанский философ Мигель де Унамуно в 1954 году писал о «трагическом чувстве жизни», которое, с его точки зрения, необходимо человеку для более полного ощущении бытия.
«Красиво  жить» — не просто звук пустой. Лишь тот, кто в мире красоту умножил Трудом, борьбою, —тот красиво прожил, Воистину увенчан красотой!     И. Бехер
  Конкретность. Под конкретностью в психотерапевтическом смысле понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека, не интерпретируя сказанное, но проясняя его.
  Самосознание  и рефлексия. Самосознание - «переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)» [41, с^ 403]. Рефлексия — «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». В узком смысле — «новый поворот» духа после свершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного» [41, с. 394]. Именно через синтез данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но высокий технический уровень не освященный духовностью — ничто, поскольку главный терапевтический инструмент — вы сами, а ваш терапевтический стиль — уникальность вас как личности.
  20 

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Факторы, влияющие  на успешность консультативного процесса
      Как любое дело, психологическая консультация имеет свое логическое завершение в виде определенного результата. Эффективность (результативность) психологического консультирования — его конечный итог — определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.
  Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.
  22
  Оценка  результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:
    специалист;
    клиент;
    вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).
  Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинации данных позиций при оценивании успешности консультации, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворенность результатом всех
трех  сторон.
  К признакам результативности консультирования, объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова [26] можно отнести следующие:
    субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у пси-холога:консультанта, так и у клиента;
    данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
    наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования;
    влияние на одна аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).
Таким образом, на успешность процесса консультирования влияют субъективные и объективные факторы.
23
I. Субъективные факторы:
  ¦ кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные
  лица);
  ¦ позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);
    наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы; »
    присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
    ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.
  Безопасность  клиента в процессе консультирования гарантируется правилом анонимности.
  «Правило  анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подлежит разглашению. Исключение составляют конкретные ситуации, о которых клиент предупреждается заранее.
  К таким ситуациям относятся: клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей; информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в научной и исследовательской деятельности.
II. Объективные факторы:
    профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);
    следование консультанта правилам консультирования.
   24 

Основные  правила ведения  консультативного процесса:
1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации.
Это важно: только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для ее разрешения. Данное правило обусловлено тем, что рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная личность.
    Перед тем, как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
    Специалист должен помнить: никогда в процессе консультирования перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Специалисты, в компетенцию которых входит психологическое консультирование, относятся к представителям помогающих профессий и, соответственно, их основная цель — помощь.
    Консультант должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.
  Поясним данную мысль. Объективной истины не существует. Весь мир — это своего рода гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства; Энштейн добавил четвертое — время как измерение; в современней теории суперсимметрии уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерений (струн и суперструн); дискретные множества расходятся в бесконечность, и в результате возникающей картины, мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремится ограничить ее, приспособив для понимания человеческим разумом, - извечное противоречие между субъективизмом, называемом объективностью, и реально существующей Вселенной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желающей знать. Поэтому цель консультанта не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира клиента, а постижение данного мира во всем его многообразии. Проблема определяется как проблема самим человеком и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по ее разрешению. Если этого не произойдет, то консультант будет решать не проблемы клиента, а свои.
    Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности (а консультант, прежде всего, - высококультурный человек, не так ли?). Кроме того, подобный тон может нарушить раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.
    Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если консультант прав или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба, обращенная к консультанту, доказать его правоту).
    Разделение личных и профессиональных отношений.
  Одно  время в зарубежной практической психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления консультанта и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии.
  26
  Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту. Исходя из кратковременности процесса консультирования вступление в какие-либо отношения, кроме профессиональных, маловероятно, если не было предварительного знакомства. Что же касается оказания помощи родным и близким, то здесь единого мнения нет. Разумнее каждую подобную ситуацию рассматривать отдельно. Однако, по возможности, лучше перенаправлять к другим специалистам, поскольку, как известно, в своем отечестве пророка нет и никогда не было.
2.2.Факторы,снижающие результативность консультативного процесса
  У каждой медали есть своя оборотная  сторона. Поскольку существуют факторы, способствующие повышению эффективности консультативного процесса, логично предположить, что существуют факторы, ему препятствующие.
  В основе психологического консультирования, прежде всего, лежит добровольное общение двух свободных личностей — консультант и клиент и, следовательно, наиболее существенным фактором, влияющим на низкую результативность консультирования, будет являться
  I.Личностный фактор.
  II.Фактор времени. Клиент, в силу объективных причин может не располагать достаточным временем для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы центра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здоровья).
  27
  III. Пространственный фактор (удаленное место проживания клиента от консультации, смена места жительства).
  IV. Экономический фактор. В том случае, если консультация, в которую обратился клиент, частная, а его финансовое положение оставляет желать лучшего, то отсутствие свободных денежных средств может стать реальным препятствием для разрешения существую щих психологических проблем.
  Второй  и четвертый факторы относятся  к разряду объективных.
  Первый  — личностный — определяется процессом взаимодействия двух субъектов общения, и потому зависит от ряда переменных. К данным переменным относятся позиции каждого из субъектов общения в процессе взаимодействия и причины, данные позиции определяющие. 
 

  Позиции клиента, снижающие езультативность консультационного процесса Причины, обуславливающие данные
позиции в процессе
консультирования
1. Предъявление выдуманной проблемы 2. Отсутствие искреннего намерения решить существующую проблему
• Стремление привлечь внимание • Желание получить психологическое «поглаживание»
• Вторичная выгода
• Одиночество
• Страх перемен
28
  Консультант - второй субъект взаимодействия. Выделяют три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии:
    позиция «сверху» - авторитарная;
    позиция «снизу» — либеральная;
    и позиция «на равных» - демократическая, или партнерская.
  Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью  и уметь менять позиции в зависимости  от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования) .
  Существует  три основных способа решения проблемы:
    дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели);
    изменить цель (в процессе консультирования клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином («а я хочу другого»);
    3) изменить отношение к цели («а мне это на са 
    мом деле и не надо»).

  В некоторых ситуациях третий способ - изменение отношения к цели - может стать переходным моментом ко второму способу решения проблемы — изменение цели.
  Если  для определения сущности процесса консультирования использовать метафору и представить его в виде танца, то клиент приглашает на танец, а консультант ведет. Таким образом, танец будет тем успешней, чем меньше ошибок совершит ведущий.
  29
Ошибки  консультанта в процессе Возможные причины
    консультирования
    данных ошибок
1. Неправильный вывод о причинах и •   низкий уровень
механизмах  развития проблемы профессиональной
клиента компетенции
2. Непонимание специфики структуры •   ошибочные
личности  клиента и/ или его психодиагностические
ресурсов данные (клиент что-
3. Алгоритм разрешения проблемы не либо скрывает или
учитывает личностные особенности психодиагностические
клиента и/или специфику его средства выбраны
жизненного  уклада неверно)
4. Некорректное поведение •   контрперенос
консультанта  в процессе  
консультирования  
  Некорректное  поведение консультанта может проявляться  следующим образом.
    Морализирование. Консультант «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». При этом консультант забывает о том, что «главное для него - объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему «исповедаться» и «провентилировать» все стороны своей проблемы. Второе -помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье — выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями» [24, с. 90].
      30
    Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку «не видя» клиента консультант тем самым .«обезличивает» его. В первой главе говорилось о важности «излечения» специалиста перед тем, как он начнет «лечить» других. Однако жизнь является непрекращающимся процессом, и, следовательно, «излечение» никогда не бывает полным и окончательным. Поэтому важно, чтобы консультант регулярно проходил групповую и /или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения подобных ситуаций в своей практике. Если же это произошло, и специалист осознал это, то вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.
    Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения. «Желание быть «святее всех» не что иное, как выражение комплекса превосходства - оборотной стороны комплекса неполноценности» [24, с. 109].
    Демонстрация негативных реакций. Кроме того, что подобное поведение является нарушением профессиональной этики — это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.
31 

      2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
3.1. Требования к помещению  и интерьеру консультационного  центра
Для того, чтобы консультационный психологический центр был создан и начал функционировать, необходимо дать ответы на три вопроса: 1) зачем (или для чего), 2) на что (или на чьи финансы), 3) критерии, которым должно отвечать здание, чтобы в нем был размещен центр.
  Вопрос  финансов подлежит подробному рассмотрению в других дисциплинах. В данном контексте возможно отметить основной момент: центр может быть частным и, следовательно, открыт на чьи-либо личные средства, корпоративным или государственным.
  Что касается критериев, которым должно отвечать здание, то среди них можно  выделить два основных ориентира: месторасположение и интерьер.
  Выбирая месторасположение консультации, необходимо руководствоваться следующими тремя «НЕ»:
    1) нельзя  размещать консультацию рядом  или внутри с торговыми организациями;•    33
    нельзя, чтобы рядом находилась проезжая часть или какие-либо шумопроизводящие объекты;
    нельзя, чтобы рядом находились организации, которые могут вызвать у клиентов неприятные ассоциации (например, милиция, медвытрезвитель, морг).
  Иначе: психологическая консультация должна располагаться:
    в тихом месте;
    в месте с удобной транспортной схемой;
    ее расположение и внешний вид должны вызывать приятные ассоциации у клиентов.
  Идеально, если психологическая консультация будет располагаться в собственном, отдельно стоящем здании, окруженном садом.
  Интерьер. Классическим вариантов считает тот, при котором в распоряжении консультанта находятся две смежные комнаты — одна для консультативной беседы, вторая — для психодиагностики, ведения документации, подготовки к проведению сессий.
  В комнате, предназначенной для консультаций, должны находиться кресла, журнальный стол, шкаф с популяризированной психологической литературой, которую, в случае необходимости, можно предложить клиенту для домашнего чтения.
  Обе комнаты должны быть в светлых  тонах. Их могут украшать картины, темы которых должны внушать оптимистический настрой и веру в светлое будущее. Например, уместны сюжеты о соблазнении земных девушек Зевсов, тринадцатый подвиг Геракла, Вакх и Персефона, пейзажи и натюрморты в пастельных тонах и неуместны: убиение Борисом Годуновым сына, покинутая Ариадна и прочие земные и внеземные трагикомедии.
  34
  Вопрос. Какие картины, по вашему мнению, будут способствовать созданию благоприятной атмосферы? Почему?
  Во второй комнате, комнате-кабинете консультанта должны находиться: письменный стол, шкаф со специальной психологической литературой, компьютер с психодиагностической программой и подборкой релаксационных мелодий, сейф для хранения документации.
  Все вышеперечисленные критерии относятся к желательным. Как специалист вы, вероятно, знакомы с идеей о расхождении между реальным и идеальным, так что не спешите требовать все вышеперечисленные блага, пусть даже в целях комфорта клиентов, у руководства.
  Причинами для создания психологической консультации могут быть:
    общая нестабильность в государстве (политическая, экономическая), что неизбежно ведет к снижению уровня жизни у основной массы населения (снижение рабочих мест, увольнения, задержка выплат заработной платы):
    хроническая или периодическая стрессовая напряженность в какой-либо отдельно взятой области (приграничные зоны) или производственной отрасли (квартальные авралы на заводах);
    высокий психогенный фактор, как одна из составляющих профессиональной специфики (педагоги, врачи, психологи).
Цель  создания консультаций - профилактика возможных психосоматических последствий посредством регулярного снятия психологического напряжения у представителей данных областей, производств, профессий и помощи в разрешении психологических проблем.
35
  Новые консультации создаются в двух основных случая:
    когда причины, указывающие на необходимость оказания консультативной психологической помощи, есть, а психологических консультаций — нет;
    когда психологические консультации есть, но количество клиентов превышает их возможности.
  Однако  во втором случае не всегда обязательно  создавать новый центр, поскольку всегда есть вероятность повысить эффективность за счет перераспределения обязанностей и углубления специализации консультантов в рамках уже имеющейся организации. Перераспределение обязанностей в данном случае предполагает разделение функциональных обязанностей между специалистами-психологами по двум сферам: психодиагностика, психологическое консультирование. Углубление специализаций — распределение между консультантами сфер психологической помощи: интимно-личностная, семейная, психолого-педагогическая, деловая.
  3.2. Обязанности консультанта  и взаимодействие  специалистов внутри  психологической консультации
  Обязанности консультанта — это то: 1) как, 2) во что именно, 3) в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.
  Труд  вложенный — социально-психологический феномен, состоящий из определенного временного отрезка, в период которого субъект целенаправленно занимается деятельностью, реализующей его профессиональные и творческие возможности. Характеризуется значимым отношением к данным вложенным усилиям со стороны субъекта и его потребностью в признании.
  36
  Поскольку обязанности консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить в виде следующей схемы.

  То, каким образом во временном отношении  распределяется РВК, зависит от многих факторов: времени года (осенью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной комнетентности консультанта, его опыта работы; количества сотрудников в консультации. Однако в качестве ориентира можно руководствоваться следующей расчасовкой: «если за единицу отсчета взять месяц при семичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объем рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим образом:
    подготовка к проведению психологического консультирования - 18 ч или 10%;
    работа с клиентами — 90 ч или 50%;
    обработка и анализ результатов консультирования - 26 ч или 15%;
    обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч или 15%;
    оформление документации — 14 ч или 5%;
    повышение профессиональной квалификации -34 ч или 20% [22, с. 63-64].
  Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консультант должен иметь в своем распоряжении в рабочей неделе «библиотечный день» — день, который он мог бы всецело посвятить повышению профессиональной компетенции: посещению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, профессиональных собраний. К сожалению, не всегда руководство понимает значимость данного момента.
  Взаимодействие  с коллегами внутри одной консультации возникает, когда профессиональные сферы пересекаются или проблема клиента оказывается достаточно сложной и требует коллегиального обсуждения.
  Профессиональные  сферы консультантов пересекаются в том случае, если внутри консультации нет четкой дифференциации между специалистами по видам консультирования. Однако, несмотря на то, что консультант, имеющий узкую специализацию, достигает, как правило, более высокого уровня профессионализма, четкое дифференцирование между специалистами не всегда оправдано.
  38
  Это объясняется тем, что трудности психологического плана, как правило, взаимосвязаны: проблемы детей могут быть отражением проблем во взаимоотношениях между супругами, а супружеские проблемы, в свою очередь, могут иметь истоки в детстве и отрочестве супругов. Кроме того, четкое профессиональное деление «сфер влияния» делает специалистов незаменимыми, что неизбежно отразится на клиентах в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте (болезнь, командировка, отпуск). Наиболее разумно: общими сделать ситуации срочной психологической помощи и вопросы, наиболее часто встречающиеся в практике консультирования (родительско-детские и супружеские отношения). Специализацию же ввести по вопросам, с которыми обращаются достаточно редко и решение которых не требует немедленного вмешательства специалиста (профконсультирование, оргконсультирование, личностный рост). Иначе: консультанты, в случае необходимости, должны быть взаимозаменяемыми и отсутствие кого-либо из них не должно сказываться на качестве оказания психологической помощи клиентам.
  Важным  также является момент психологической  совместимости. Психологически совместимы должны быть не только консультанты, но и все сотрудники консультации (руководитель, вспомогательный персонал). 

      Взаимодействие  психолога со специалистами  смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)
 
 По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями иных профессий. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику.
   Взаимодействие  консультанта с учителями структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (учитывая понятие «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:
    адекватность восприятия учебного предмета;
    адекватность подачи материала учителем;
    роль учителя в жизни ученика;
    роль ученика в жизни учителя.
  Адекватность  восприятия учебного предмета учащимся будет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретного предмета.
  Адекватность  подачи материала учителем — от знания им специфики возростной группы, к которой относится данный учащийся, и методологических основ преподавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они как личности имеют для своих учеников и влиянии оказываемым ими на желание изучать преподаваемый ими предмет. Здесь мы можем говорить о ситуации взаимовлияния, которая возникает в процессе педагогической деятельности в ситуациях «учитель-ученик» и «учитель - группа». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конфликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому.
  Задача  консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадап-тивным поведением на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции
  40
  Однако, подобные реакции могут иметь свои истоки не только в во взаимоотношениях «учитель-ученик», но и в неблагополучной ситуации в семье (неблагополучные семьи) или в протестной реакции ребенка на другие раздражители. Здесь следует помнить, что понятие «неблагополучная семья» в последнее время наполнилось новым содержанием. Традиционно под ним понимались: неполные семьи (один из родителей), семьи с алкоголиками, семьи, имеющие родственников, пребывающих или пребывавшие в местах лишения свободы. В настоящее время это понятие стало несколько иным. Большинство психологов и психотерапевтов расширили его значение, включив в понятие «неблагополучная семья» понятие «семьи с нарушенными коммуникативными отношениями» (В. Сатир, Д. Хейли, К. Маданес). Таким образом, традиционная «неблагополучная семья» увеличилась, приняв в свои объятья семьи, которые несколько утрированно можно представить в виде следующей схематичной картинки: «Папа в галстуке, мама играет на пианино, дети предоставлены сами себе». Иначе: в понятие «неблагополучная семья» включены не только семьи, не соответствующие общепринятым социальным нормам, но и семьи, отвечающие внешним социальным стандартам, но в которых отношения Между членами носят формальный характер, что и приводит к деформации личности ребенка, проявляющейся во вне в виде негативных поведенческих реакций и/или на психосоматическом уровне.
  Пример  из практики. Мальчик двенадцать лет. Всегда учился и вел хорошо. В последнее время появились проблемы в поведенческом плане, которые выражались во взрывчатом, импульсивном реагировании на
  41
  внешние раздражители. Причем сила реагирования не соответствовала силе раздражителя. Мать объясняла это его личностными особенностями, такими как высокое чувство достоинства и независимость. Учитель видел в этом невоспитанность и вызов общепринятым нормам.
  Конфликтная ситуация обострилась в конце  четвертого класса, когда до конца года оставалось не более полутора месяцев. Классный руководитель написала докладную записку завучу, курирующему младшие классы, в которой описывала ребенка с самых негативных сторон. Мать была возмущена, поскольку, во-первых, была не согласна с подобной характеристикой своего сына, во-вторых, не понимала, даже если ее ребенок, действительно столь плох, почему классный руководитель не хочет дать ему спокойно доучиться до конца года, тем более, что потом он перейдет в пятый класс и данному учителю не «грозит» встреча с ним в следующем учебном году.
  Консультантом был проведен анализ ситуации. Кроме беседы с матерью потребовались дополнительные отдельные встречи с ребенком и преподавателем. Было выявлено: семейная ситуация в целом благоприятная, отношения матери с ребенком характеризуются как теплые, дружественные, но стиль воспитания — попустительский. У ребенка: высокий интеллект, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. Общая ситуация в семье — нестабильная в результате взаимоотношений между супругами, их взаимной неудовлетворенностью браком. У классного руководителя выявлен высокий уровень астенизации, депрессивность, тревожность. Истоки данного состояния в неблагополучной атмосфере в семье: муж алкоголик, дочь имеет врожденный порок сердца, у самой испытуемой – язва желудка
  42
  Психологические рекомендации заключались в следующем:
  матери: 1) прийти на консультацию с супругом; 2) сменить стиль воспитания; 3) определить круг домашних обязанностей ребенка  и строго следить за их выполнением; 4) с целью формирования адекватной самооценки у ребенка все его достижения, даже самые малейшие (вымытая тарелка, красиво нарисованная картина, примерное поведение в магазине и т.д.), отмечать положительной оценкой на вербальном и невербальном уровнях (слово, жест, взгляд); для педагога рекомендована отдельная встреча с консультантом. Поскольку в целом уровень развития ребенка соответствует возрастной норме, а отдельные поведенческие реакции обусловлены характером психологической атмосферы, то классному руководителю предложено осуществлять индивидуальный подход, а именно: избегать в отношении с ним приказного тона и безапелляционных суждений.
  Общим в сфере общения между врачом и консультантом является: сам клиент, проявление различных свойств его психической реальности. Например: симптом - эмоциональная неустойчивость — является составляющим элементом некоторых синдромов. Кроме того, и врача, и психолога объединяет интерес к окружению клиента и созданной им внутренней картины болезни. Известно, что внутренняя картина болезни (на медицинском языке) или картина проблемы (на языке психологическом) может стать второй натурой человека и, как показывают наблюдения, способна влиять на развитие заболевания. Изучение феномена внутренней картины болезни клиента важно не только при психосоматических заболеваниях, но и любой болезни постольку, поскольку само наличие болезни порождает возникновение многих вопросов, над которыми размышляет клиент. Кроме того, именно внимательное изучение данного феномена позволяет преодолеть односторонний подход к клиническому диагнозу, адекватному выбору методов лечения, установлению оптимального психологического контакта между врачом и пациентом.
  Другое  связующее звено — гипотеза. Данные психологического и медицинского обследований ведут к обоснованию гипотезы и правильному установлению диагнозов (медицинского и психологического). Кроме того, и врач, и психолог видят результаты своей деятельности в виде изменения параметров.
  Пример  из практики. «Больной Д-н СВ. 38 лет № ист. 278/44 поступил в клинику профилактики внутренних заболеваний СМГУ 24.04.95 г. с жалобами на приступы удушья до 4 — 5 раз в сутки, купируемые бронхолитиками, частый насморк, головные боли, повышенную раздражительность.
  Страдает  БА с 1980 года, после охлаждения развился первый приступ удушья. В детстве страдал энурезом, отмечает наличие поливалентной аллергии на пищевые продукты (лук, чеснок, свеклу), лекарства (пенициллин, сульфопрепараты). Наследственность отягощена: бабушка по линии матери страдала БА, младшая дочь больна БА, отец страдает хр. алкоголизмом. При обследовании лор-врачом выявлено: искривление носовой перегородки, хронический вазомоторный ринит, хронический фарингит.
  44
  Со  стороны органов грудной клетки при рентгеновском обследовании патологии не выявлено; кровь: СОЭ 7 мм/час, формула крови без изменений, в моче - множественные оксалаты. С учетом жалоб пациента на периодические приступы удушья, легко купируемые бронхолитиками, наличие анамнестических сведений на поливалентную аллергию (пищевые продукты, медикаментозные препараты) соматический диагноз должен быть расценен как БА, атопическая форма средней тяжести, фаза обострения, хронический бронхит, хронический вазомоторный ринит. Кроме соматических жалоб у больного имеются жалобы на периодически возникающие приступы навязчивых страхов, тоскливое настроение, боязнь замкнутого пространства. Больной осмотрен психиатром от 28.04.95 г.: в детстве в возрасте четырех лет упал в открытый погреб, сильно испугался, с тех пор испытывает страх замкнутого пространства. В этом же возрасте на глазах у ребенка отец, страдающий запоями, часто избивал мать и однажды бросил ребенка в реку, после чего у пациента боязнь воды. При объективном осмотре: больной в ясном сознании, критика сохранена, интеллект соответствует житейскому опыту. Эмоционально-живой, настроение ровное, считает себя мнительным, любит «покопаться в себе», часто подвержен навязчивым страхам. Бреда и галлюцинаций нет. Заключение: невроз навязчивых состояний у тревожно-мнительной личности. В целях более полного биохимического исследования нами были использованы методы MMPJ, Сонди, метод цветовых выборов Люшера.
  Данные  психологического исследования: По результатам клинико-психологического исследования тестами MMPJ, Сонди, методами цветовых выборов состояние больного характеризуется следующим: больной адекватно реагирует на ситуацию, обследование, откровенен в своих ответах, заинтересован в результатах исследования. По данным MMPJ, ведущим в психологическом профиле больного является: тревожно-фобический синдром с проявлениями ипохондрии, депрессии и астении. Данные Сонди-теста полностью совпадают с результатами MMPJ. Характеристика развернутая внутренней картины болезни: общее состояние больного характеризуется наличием эмоционального стресса, дезадаптации, гипостеническим, инертным типом высшей нервной деятельности. Характери-ологически: неуверенность в себе, тревожно-мнительные черты, пессимизм, мотивация избегания неуспеха. В стрессе-блокировки — нерешительность. Потребность в сочувствии, понимании, стремление к поиску гиперопеки со стороны окружающих. В профиле личности больного выявлено — обсессивно-фобическая симптоматика: наличие страхов (боязнь высоты, воды, замкнутого пространства, смерти), навязчивых мыслей. Больной сосредоточен на своих соматических жалобах, тщательно фиксирует все проявления физических расстройств. Легко формируются труднокорректируемые эффективно-насыщенные концепции, легко возникают реакции ятрогении в результате неосторожных высказываний медицинского персонала. Больной прислушивается к мнению специалистов, тщательно планирует лечебные мероприятия. В жестах, позах - скованность, внутренняя напряженность, хроническое чувство внутреннего дискомфорта. Характерны черты регид-ности, замкнутости, депрессивные тенденции, пессимистическая оценка ситуации, эмоциональная неустойчивость. На основании результатов проведенного исследования вытекает необходимость активных мер психологической коррекции: медикаментозная на снятие тревоги, страхов (препараты диазепама, фенитута, хлордиа-зепоксила). В качестве методов психотерапии могут быть рекомендованы техники, связанные с психоанализом, телесно ориентированная терапия, динамическая терапия, НЛП, эриксонианский гипноз. Ввиду легко возникающей ятрогении больного не рекомендуется демонстрировать на учебных занятиях большим аудиториям студентов. Лечащему врачу следует учитывать внутреннюю картину болезни, а так же адекватную информацию о механизмах болезни и методах приме-няемого лечения и обследования. У данного пациента проведена развернутая внутренняя картина болезни, в которой легко просматриваются тесная зависимость психоэмоционального состояния больного и течения БА, возникшей на генетически-отягощенной почве. Проблемы психологического уровня имеют широкий диапазон измененной личности пациента, требующих адекватных мер коррекции. Психологическим компонентом клинического диагноза является ведущий тревожно-фобический синдром с проявлением ипохондрии, депрессии и астении. Лечебная стратегия болезни с учетом фазы, формы БА характера внутренней картины заболевания и ведущих психологических синдромов помимо традиционной терапии БА включала адекватные меры психологической коррекции» [11, с. 123-125].
   Одна  из задач социальной работы — реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подопечного, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.
  Например. Человеку трудно выходить из дома, но он может вполне справляться с домашней работой. Если помощь социального работника в данном случае ограничивается покупкой продуктов, то это разумно, однако, если он, руководствуясь состраданием, берет на себя обязанность помогать клиенту по дому, то он скорее навредит ему. Поскольку, с одной стороны, это может привести или к паразитированию со стороны клиента или к снижению его самооценки, утрате интереса к жизни, с другой, через некоторое время произойдет угасание функций, и он действительно не сможет выполнять эту работу, что будет способствать ограничению круга его жизнедеятельности. Соответственно, консультант может сориентировать социального работника в задачах и резервах психического развития конкретного человека.
С представителями  правоохранительных органов
психолог  соприкасается через следователей и адвокатов. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц совершивших преступления.
  Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:
    специфика личности конкретного человека;
    его психологические особенности;
    ¦ логика событий, основанная на вероятностной  мо-деле поведения данного человека.
    48
  Однако  угол зрения будет различаться. Следователя, занятого поиском ответа на вопрос: «Что?», будет интересовать объективная достоверность событий. Адвоката — субъективная обоснованность и ответ на вопрос: «Почему?». Следовательно, задача консультанта заключается в воссоздании субъективной логики поведения человека в исследуемых объективных обстоятельствах.
  Перед данным исследованием консультанту должны быть четко сформулированы вопросы, которые не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности, носить правовой характер или касаться достоверности показаний испытуемого. Также недопустима подмена психологических понятий (эмоциональное состояние, состояние аффекта) правовыми.
  Пример. Подследственной было совершено убийство отца. Задача психолога заключалась в определении состояния подследственной во время совершения преступления. «Проведенный анализ показал, что в момент деликта подэкспертная находилась в состоянии высокого нервно-психического" напряжения, однако ограничения восприятия, нарушения контроля над ситуацией у нее не наблюдалось. Она утверждала: «Почувствовала, как вошел нож, ощущение неприятное». Не наблюдалось также стереотипности действий, нарушений их произвольности. Подэкспертная сама вынула нож из тела отца, услышала, что плачет ребенок, пошла в комнату, чтобы успокоить его, после этого посоветовала матери вызвать «скорую» и милицию, вымыла нож и положила его на место. В постаффективной стадии глубокой психической астении не наблюдалось. Подэкспертная ушла к соседке ждать приезда милиции, покурила с ней, затем, услышав, что плачет ребенок, вернулась домой. Эксперты пришли к выводу, что эмоциональные реакции подэкспертной не достигли глубины физиологического аффекта. Однако сами действия Б. отличались внезапностью и импульсивностью. В постаффективной стадии наблюдалось отсутствие интеллектуальной и физической истощенности. На особенности поведения Б. в исследуемой ситуации повлияло имеющееся у нее высокое аффективное напряжение в связи с хронической конфликтной ситуацией в семье, а также низкий уровень ее психической адаптации вследствие общей эмоциональной неустойчивости, которая в последние месяцы усугубилась беременностью. Высокая нервно-психическая напряженность (фрустрация) способствовала дезорганизации поведения подэкспертной в исследуемой ситуации, существенно ограничивала свободу воли» [9, с. 554-556]. 

  
    ЭТАПЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  4.1. Специфика подготовки  консультанта к проведению сессии
  Одной из особенностей данного вида психологической помощи является то, что консультант имеет возможность заранее подготовиться к встрече с клиентом. Подготовка к встрече с клиентом состоит из ряда этапов.
  1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме.
  Данные  сведения консультанту необходимы для  того, чтобы реализовать следующие этапы подготовки к консультации. Получить их он может из таких источников, как:
    регистрационный журнал,
    впечатление о клиенте сотрудника, производившего предварительную запись на прием (внешний вид, голосовые характеристики),
    сведение о клиенте (сели это его не первый визит) из учетной карточки.
    52
    Регистрационный журнал
Примерная структура регистрационного журнала
Дата Ф.И.О. клиента Образование (выс/среднее) (гум/технич). Проблема (как ее определяет сам клиент) Время ПК Ф.И.О. психолога Дополнит, сведения
13.3.4 Сидоров В.П. Высшее техническое развод 13.00 Петров Н.Н. Голос слабый, слегка заикается
  На  усмотрение консультанта в регистрационный журнал могут быть внесены такие графы, как порядковый номер записи, что впоследствии облегчит составление отчетной документации в вышестоящие организации, и «регулярность обращения за психологической помощью». Последняя из названных граф будет иметь двойное значение: поможет найти учетную карточку клиента, если он повторно обращается за консультацией, и понять, способен и желает ли данный клиент каких-либо реальных изменений в своей жизни (если он регулярно посещает разнообразные психологические службы, искренность его намерения представляется маловероятной).
  Особое  внимание рекомендуется обратить на последнюю графу «дополнительные сведения». Данная графа предназначена для записи реальных характеристик клиента, а не интерпретаций или оценочных суждений лица, осуществляющего предварительную запись. Например: «одежда грязная, волосы взлохмачены» -это объектное описание. «Неопрятный вид» — и интерпретация, и оценочное суждение, поскольку, с одной стороны, не понятно, в чем конкретно проявляется неопрятность, с другой, что именно подразумевается под данным понятием и, с третьей, несет эмоционально-субъективное отношение лица, давшего подобную характеристику.
  53 

  В индивидуальной карточке клиента разумно предусмотреть следующие графы:
    «Фамилия, имя, отчество клиента»;
    «год рождения», а не «возраст», поскольку у некоторых женщин данный вопрос вызывает замешательство и смущение;
    «пол» (некоторые фамилии не склоняются, а имена могут принадлежать как мужчине, так и женщине);
    « образование »;
    «кто и когда проводил последнюю консультацию» (это позволит или направить клиента к тому же консультанту или получить у бывшего консультанта дополнительную информацию);
    «проблема в интерпретации клиента»,
    «заключение консультанта»;
    «алгоритм разрешения проблемы»;
    «дополнительные рекомендации»;
    «примечания».
  В графе «примечания» записывается важная, с точки зрения консультанта, информация. Это может быть характеристика психологического состояние клиента «до» и «после» проведения сессии, степень принятия выработанного алгоритма по разрешению проблемы, выполнение данных рекомендаций? ~
  Оформлять учетную карточку клиента можно  и в виде таблицы и в виде обычных построчных записей.
  Пример. «Сидоров Петр Игнатьевич, мужчина, 1956 года рождения. Первое обращение в консультацию 13.03.2003. Образование высшее техническое. В настоящее время работает заместителем директора строительной фирмы.
  54
  Проблема  в интерпретации клиента: «женас жиру бесится, требует развод, надо бы ее успокоить, да как, не знаю». Заключение консультанта: «Нарушение структуры взаимодействия, выражающееся в «битве» за иерархию. Рекомендовано: супружеское консультирование. Назначена дата консультирования. Клиенты на консультацию не явились».
    После того, как психолог собрал необходимую предварительную информацию, он может перейти ко второму этапу подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: просмотреть литературу по данной проблеме, проконсультироваться с коллегами, ознакомиться с новыми исследованиями.
    Этап — разработка плана проведения консультации. К данному пункту необходимо относиться осторожно. Поскольку наличие плана может иметь и положительную, и отрицательную стороны. Имея четкий план, можно подобно капитану корабля, обойдя опасные зоны, достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, вы можете не заметить рифы, не нанесенные на карту. Вероятно, наиболее полезной будет, как всегда, золотая середина: имея предварительный план, внимательно следить за тем, что происходит вокруг, меняя его, в зависимости от меняющихся условий.
    Подбор психодиагностических средств, которые могут понадобиться в ходе консультирования.
  Если  рассматривать в процентном соотношении, то при подготовке к консультации, так же, как и при ее проведении, основная часть времени специалиста должна быть посвящена сбору информации.
55 

4.2. Этапы психологического  консультирования
  Исследователи в области психологического консультирования, как правило, представляют консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.
  Ю.Е. Алешина [4] выделяет четыре этапа консультирования:
    знакомство с клиентом,
    расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;
    коррекционное воздействие;
    завершение беседы.
  В.Ю. Кеновщиков (Введение в психологическое консультирование. М., 2000.) соотносит этапы консультирования со стадиями основного метода психологического консультирования — интервью.
  Интервью — от английского interview — беседа, встреча. Данный термин многозначен. Значение, в котором он применяется в психологической практике, — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Стадии интервью:
    установление контакта;
    сбор информации («В чем проблема?);
    осознание желаемого результата («Чего именно Вы хотите?»);
    выработка альтернативных решений («Что еще можно сделать по данному поводу?»);
    обобщение результатов.
  Р. Мей [24] не дает четкого деления процесса консультирования на этапы. В его работе «Искусство психологического консультирования» оно дано достаточно условно и осмысливается как «шаги»:
  56
    «Чтение характера» - установление контакта, достижение раппорта.
    «Главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность выговориться» [24а., с. 79].
    «Трансформация» (исцеление) - «завершение и цель всего процесса».
  Немое Р.С. [26] предлагает следующую периодизацию.
    Подготовительный этап - 20-30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.
    Настроечный этап - 5-7 минут. Встреча клиента, установление контакта.
    Диагностический этап - 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличие у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающие ресурсы. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.
    Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40—60 минут.
    Контрольный этап - 20-30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.
  Таким образом, общий временной отрезок встречи займет от двух-трех до десяти-двенадцати часов.
  57
  Филипп  Бурнард [7] предлагает следующую структуру.
    Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Знакомство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы, как: частота встреч; время, в которое будут проходить встречи; время завершения отношений; вопрос конфиденциальности.
    Вводная беседа. Оказание специалистом психологической поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте.
    Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах.
    Принятие эмоций. Когда клиент в процессе консультирования начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных переживаний. В частности, многочисленные межкультуральные эксперименты доказали существование семи универсальных эмоциональных проявлений на лице: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение. К основным видам негативных эмоций, которые обычно подавляются или скрываются, можно отнести гнев, страх, печаль, смущение, агрессию. Задача консультанта на данном этапе — дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции. Это произойдет, если консультант продемонстрирует клиенту безоценочное приятие его переживаний. Подобные переживания, освобождая подавляемые эмоции, являются важным психотерапевтическим фактором. Чтобы убить дракона — надо посмотреть ему в глаза.
58 

    Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегии решения проблемы. Большинство исследователей в области консультирования отводят активную роль на данном этапе именно клиенту, предполагая, что именно клиент должен заниматься определением возможных решений своей проблемы. Безусловно, что прежде чем будет выработан алгоритм, необходимо инициировать клиента на поиск наибольшего числа возможных решений ситуаций.
    Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели. Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остается у консультанта, другой передается клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента.
    Реализация плана. Данный этап процесса консультирования выполняется клиентом самостоятельно. В отдельных случаях, если того требует специфика личности клиента, с ним может быть достигнута договоренность о дополнительной встрече с целью предоставления клиентом отчета о полученных результатах.
  Если  интегрировать структурные компоненты, то ход психологического консультирования возможно представить следующим образом:
  Первый  этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.
  59
  Второй  этап. Сбор информации. Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.
  Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.