На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Досуг: понятие, сущность, виды и функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Досуг: понятие, сущность, виды и функции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
Введение 3
1. Досуг. Определение  понятия, сущность 5
2. Виды и  функции досуговой деятельности 13
3. Досуг современного  человека 17
Заключение 23
Приложения……………………………………………………………….25
Список использованных источников 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Проблемы массовой развлекательной  культуры, индустрии досуга весьма актуальны. Мнения ученых сходятся в  одном — наблюдается сдвиг  ценностных ориентации из сферы труда  в сферу массового потребления, досуга и развлечений1. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Характеризуя ситуацию вокруг проблемы досуга, можно отметить, с одной стороны, обилие эмпирических исследований, в которых описываются их виды и формы, новые возможности "индустрии досуга", а с другой — пробелы в теоретическом изучении и связанный с ними недостаток объективных оценок2.
Рассматривая вопросы  досуга в рамках социологии, необходимо подчеркнуть, что социология досуга изучает особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья. Изучаются влияние досуга на формирование образа жизни людей, их ценностные ориентации.
Целью данного исследования является всесторонний анализ понятия  досуга.
Исходя из обозначенной цели в рамках данного исследования необходимо решить следующие задачи:
- привести теоретические  определения самого понятия, изучить  виды досуга и основные его  функции;
- осветить процесс развития  и изменения досуговой деятельности  россиян за прошедший век, ввиду  многочисленных существенных колебаний  социально-политической ситуации  в стране;
- рассмотреть специфику  досуга человека в условиях  современного технологичного урбанизированного   общества.
Предмет исследования состоит из введения, 3 глав, приложения, которое состоит из методов наблюдения и методов анкетирования досуговой области, заключения и списка использованных источников.
Основу работу составили  публикации специалистов, так как Есин А. Б, Захаров А. В., работающих в направлении «социология досуга», а так же учебные материал, взятые из интернет-источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Досуг. Определение понятия, сущность
 
Большинство исследователей под досугом, или свободным временем (в западной  социологии практически  эти понятия слились), понимают время, свободное от оплаченного труда  и непреложных обязанностей (ухода  за собой и окружающими).
Рассматривая понятие  досуга, прежде всего, необходимо сказать, что досуг или, более широко, свободное время тесно сопряжено с культурой. По существу она выступает в качестве содержания свободного времени, его определенного «наполнения». Само свободное время в этом случае рассматривается как особая форма деятельности людей, специфический способ их самореализации. Не будем забывать о том, что время вообще выступает в качестве формы и способа бытия как природы, так и общества,
стало быть, в качестве способа  и формы деятельности последнего3.
Иногда именно сознание того, что тот или иной отрезок времени  человек может провести, как он хочет, без всякого давления внешней  необходимости, уже обеспечивает достаточную  релаксацию. При этом весьма важно, что в свободное время человек  получает возможность проявить те свои склонности, предпочтения и возможности, которые ему не удается реализовать  во время работы4.
Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору5.
Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.
По мере роста благосостояния у человека появляется потребность  в ком-нибудь, кто будет заниматься его желаниями. Экономика желаний  развивается за счет эксплуатации этой потребности — искусственной и, на первый взгляд, несущественной, но тем более необходимой, как показывает ее рыночный потенциал.
Наиболее динамично потребляются тот товар или услуга, которые  становятся знаком — определенного  жизненного стиля, принадлежности к  той или иной социальной группе. Отказ от потребления такого товара-знака  равносилен отказу от интеграции в  социальную жизнь. Спрос на товары и услуги, предлагаемые сферой культуры, самым непосредственным образом связан с социально-психологическими мотивами, такими как:
 — единение с другими  людьми;
— стремление не отстать  от жизни;
— соответствие стилю жизни  определенной социальной группы;
— следование моде;
— выделение из толпы;
— бегство от одиночества, желание быть любимым.
Роль культуры и ее экономический  потенциал в современном обществе радикально меняются. Проектирование желаний и необходимая для  этого творческая энергия становятся востребованными, потому что желания  в современной цивилизации досуга приобретают концентрированный  вкус денег6. Более подробно досуг современного человека мы рассмотрим в третье части работы.
В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. 
Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков – другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения – третье, для нынешних россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен.
Проблема досуга была рассмотрена уже в работах Аристотеля. «Вся человеческая жизнь, – писал он, – распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей – в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.
Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес – через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное – за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы7.
 В России до начала ХХ в. сфера культурного досуга населения была развита слабо. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также незначительной части населения. Лишь библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах.
В первые годы советской  власти развернулась просветительная  деятельность клубов, библиотек, а также  профсоюзных, молодежных организаций, ряда добровольных обществ. Главной  задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности  и малограмотности населения.
В советское время доминантой социально организованного досуга становится политика. Пришедшие к власти большевики открыто декларировали завоеванные ими права, в том числе и на организацию мероприятий в сфере свободного времени. Связь просвещения с политикой (об отдыхе и развлечениях много рассуждать, как видно, не полагалось) надолго осталась ведущим принципом политико-просветительной работы. Традиционный театр заменяется массовыми действиями, лекции маститых университетских профессоров - политическими агитками, подлинно народные праздники - искусственно сконструированной системой замысловатых организационно-методических форм: инсценированный доклад, политбой, агитсуд, а позднее - живая газета, синяя блуза, ТРАМы и т.п.
Но и политико-просветительная  работа оставила в истории социализированного досуга свой позитивный след. Именно в 1920-1940 гг. в арсенале работников "культурного  фронта" появились бытующие и  поныне диспуты и дискуссии, научно-просветительные  вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой  деятельности городских и сельских жителей8.
В годы Великой Отечественной войны учреждения сферы досуга вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма.
В послевоенные годы сеть учреждений сферы досуга расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоятельные  системы кинотеатры, библиотеки, музеи, детские внешкольные учреждения. Быта созданы народные университеты. Основным типом учреждении досуга стали  клубы, дома и дворцы культуры. Организацией досуга стали заниматься также массовые общественные организации, прежде всего  молодежные, творческие союзы и различные. добровольные общества, парки культуры и отдыха.
Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие  затем экономические преобразования привели к существенным переменам  и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и  культурным обслуживанием было покончено  быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов.
Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной  работе" пришла та самая культурно-досуговая  деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много  говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся  в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих  проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации  досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно9.
 
 Выбор видов досуговой  деятельности индивидуален. Тем  не менее, можно выделить типичные для данного этапа развития общества тенденции в использовании каждой социально демографической группой населения своего свободного времени. Они обусловлены характерными для этих групп населения образом жизни, традициями, уровнем образования, бытовыми условиями, потребностями и ценностными ориентациями. Социологическими исследованиями, проводившимися в кон. 1980-х гг., установлено, что значит, часть свободного времени большинство населения СССР проводило дома (в будни — до 70%, в выходные дни - около 50%). При этом преобладали пассивные формы досуговой деятельности общение с родными и знакомыми, просмотр телевизионных передач, чтение газет.
Эти черты характерны для  всех половозрастных групп взрослого  населения, но у молодежи часть свободного времени, проводимого дома, несколько  меньше, и второе место в структуре  досуга занимали физкультура и спорт. Очень небольшая часть свободного времени проводилась в учреждениях досуга, свыше 50% опрошенных не бывали в театрах, музеях, клубах. В 1989 на одного взрослого жителя СССР приходилось за год в среднем посещений театров 0,5, музеев 0,8, кинотеатров 11. Из каждой 1000 взрослых жителей страны в постоянных коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам принимало участие всего 6 чел10.
Организацией досуговой  деятельности в учреждениях длительного отдыха людей занимались организаторы-методисты, профессиональная подготовка которых велась в училищах и институтах культуры.
В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятельности уделяют активному использованию  новейших достижений науки и техники, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внедряют такие формы работы, которые способствуют восстановлению эмоционального равновесия людей, возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний; акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
Инновационные технологии в  досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества  инновационных технологий в области  культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные  и незавершенные; 3) простые по структуре  и расширенные. Кроме того, в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним  относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного  опыта в этом направлении, а также  учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.
Сам технологический процесс  в сфере досуга включает следующие  элементы11:
– объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;
– субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организаторы досуга;
– досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами.
Такими являются: цель и  содержание деятельности, формы организации  досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления  стоящих перед ними задач.
Технологический процесс  осуществляют организаторы, имеющие  надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики, и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга.
 
 
2.Виды и функции досуговой деятельности
 
Многообразные виды досуговой  деятельности можно классифицировать по пяти группам:
- отдых,
-  развлечения,
- праздник,
- самообразование
- творчество.
 Отдых снимает усталость  и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе — не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.).
Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлений, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике — народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном — человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств.
 Самообразование как  досуговая деятельность, направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких-либо формальных прав на занятие определенной должности, продолжение образования и т. п.
К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно-популярных и докумен6тальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение.
Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
 Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве.
 Свободное время создает  человеку возможность заниматься  непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия.
Творческая досуговая  деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя  духовных ценностей до их создателя.
 Досуговая деятельность  осуществляется как дома, так  и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для этого. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусства, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.
Большинство исследователей подразделяют отдых на активный и пассивный; это деление имеет значение и для социологии, поскольку определяет существенные черты образа жизни. С одной стороны, активный отдых, требующий определенных затрат умственной или физической энергии, делает жизнь человека динамичнее и во многом предпочтительнее, так как дает более полную релаксацию. С другой стороны, пассивный отдых свойствен не только ограниченному ленивому обывателю без фантазии, но и людям с философско-созерцательной натурой.
Труд творческий всегда был  уделом меньшинства; большинство занимается работой более или менее механической, репродуктивной. Поэтому в проведении досуга очень многие люди выбирают отдых с элементами творчества и  в этой сфере реализуют свои потребности  — такие занятия получили название «хобби». Для любого человека хобби  повышает степень его эмоционального комфорта: здесь он может проявить себя и тем самым самоутвердиться12.
Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности13.
Можно дать следующие основные характеристики досуга, совокупность которых отражает его социокультурную функцию.
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности.
Таким образом, можно констатировать, что социокультурное предназначение досуга – это творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Досуг современного человека
 
Современный досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг  нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма.  Научно-технический  прогресс (НТП) вызвал рост производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить  время необходимого труда и значительно  увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в  конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную  досуговую миграцию (отпускную и  конца недели).
Интерес социологов к досугу вырос в 1980-е гг. Дьюбин (1955) даже доказывал, что досуг заменил работу, превратившись в «главный жизненный интерес». Очевидно, что между трудом и отдыхом, работой и досугом должно быть некоторое разумное, оптимальное соотношение — только так возможна культурная стабильность как личности, так и общества.
Сами по себе досуг, свободное  время заключают в себе определенную ценность, относительную свободу  и независимость, возможность располагать  временем по своему усмотрению. В этом качестве досуг противостоит работе.
Индустриальное общество, созданное в XX веке, социологи характеризуют  как высокоорганизованное, потому что  оно располагает невиданным до сих пор в истории богатством «интеллектуальных и моральных ресурсов». Это общество, рассчитанное на максимально возможное удовлетворение потребностей личности, общество, которое подавляющее большинство проживающих в нем людей приемлет. Культура в индустриальном обществе оказывается лишь средством для удовлетворения ложных потребностей; сама культура при этом трансформируется, обретая черты «товара для потребления»14.
Массовая культура характеризуется  как «рынок досуга» и связывается с понятиями коммерции и бизнеса, что отражается и в терминологии: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «индустрия досуга».
Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция  досуга, как отдых после труда  и подготовка к труду, как утверждают западные социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров  и услуг, обеспечивающее воспроизводственный  цикл. Социальные функции досуга связываются  с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различным социальным группам типы и образцы досугового поведения.
В связи с категорией досуга надо сказать еще несколько слов относительно «техники» его организации, имеющей коммуникативный смысл, потому что общение вообще составляет важную категорию в феномене свободного времени. При этом следует учитывать, что коммуникативный аспект отдыха — это не обязательно общение  двух или более людей: как мы скоро  увидим, к категории коммуникации относится также общение с  книгой, телевизором, компьютером.
Исторически первой коммуникативной  формой организации досуга была беседа — не разговор, в котором могут  затрагиваться деловые проблемы, выяснение отношений и т.п. —  а именно беседа, то есть совершенно вольное общение людей на самые  разные темы, в системе которого можно и посмеяться от души, и  погрустить, и поплакать и т.п.
С возникновением и более  или менее широким распространением книгопечатания книга становится главной  формой коммуникативной организации  досуга. Она сильно потеснила собой  устную беседу, но все же сохранила  ее культурологический смысл. Но в то же время на протяжении последних  двух веков культурологическая роль книги была столь высока, что постепенно само ее существование обретало для  человека особенный эмоциональный смысл, отнюдь не равный напечатанному и переплетенному тексту. Возникли такие феномены как любимые томики, которые «приятно взять в руки», появились домашние библиотеки, библиофилы и т.п.
 Однако книга —  это все-таки косвенный способ  коммуникации. Параллельно развивался  и способ прямой — переписка.  В России расцвет эпистолярного  жанра приходится на весь XIX в., в пушкинскую эпоху, прежде всего; в Европе этот процесс начался несколько ранее.
Переписка была диалогом, зачастую не менее, а более интимным и эмоционально насыщенным, чем реальная беседа. В  эпистолярном жанре минимальное  место занимала собственно информационная сторона; он был важен и обретал  значение как обмен мнениями, способ обсуждения явлений культуры и искусства, как философский спор, как выражение  чувств и эмоций (в частности, любовная переписка).
ХХ в. ознаменовался изобретением новых средств коммуникации. В первую очередь здесь, конечно, надо упомянуть телефон, появление и доступность которого перевело коммуникации между людьми на совершенно новый уровень.
Другие же технические  изобретения, повлиявшие на культурную коммуникацию — прежде всего радио  и граммофон — имели более скромное влияние.
Следующий значительный этап, внесший существенный коррективы в  способы проведения досуга и ещё  более сокративший личное взаимодействие между людьми - возникновение, а затем и дальнейшее стремительное развитие телевидения. С появлением компьютера досуговая деятельность современного человека опять притерпела изменения.
Если рассматривать компьютер  с культурологической точки зрения, то в первую очередь бросаются в глаза его отрицательные стороны. В частности, компьютер с игровыми программами становится универсальной игрушкой для детей любого возраста и даже для взрослых, причем игрушкой, которая имеет возможность перестраивать условия игры, а следовательно, практически неисчерпаемой. Можно сказать, что по самому своему статусу компьютер практически неисчерпаем и потому никогда не наскучит. При этом «компьютерному игроку» практически не грозит обида поражения — неизбежный спутник игр со сверстниками.
Далее, компьютер, отчасти  из-за указанной неисчерпаемости, отчасти  по другим причинам легко заменяет собой личностное общение. Наблюдения социологов и психологов показывают, что в сознании «компьютерщика» он очеловечивается, заменяя собой реальное общение с людьми. Это понятно и естественно, потому что по интеллектуальному уровню хороший компьютер чаще всего превосходит всех реальных людей, с которыми пользователю ПК приходится общаться.
Кроме того, в общении  с компьютером уровень и характер общения с как бы «опредмеченном»  в нем субъекте зависит от самого пользователя, чего уж никак нельзя сказать о ситуации общения с реальными лицами.
Общение с компьютером, таким  образом, заменяет человеческое общение, а в пределе — заменяет всё. Виртуальный мир становится заменителем мира реального. Компьютер превращается в интеллектуальный наркотик, во всем подобный наркотику психиатрическому: все мысли и желания устремлены на него, все остальное кажется неважным, кажда
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.