На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
    Введение…………………………………………………………………2
    Мировоззренческие установки…………………………………………3
    Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии……..12
    Заключение……………………………………………………………...17
    Список литературы……………………………………………………..19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых  давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни  вносило существенные коррективы в  бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.
Научный подход к объяснению особенностей их сосуществования  начался только во второй половине XIX в., когда политология и религиоведение сформировались как самостоятельные  отрасли науки со своими предметами и методами. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой. Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки. 
 
 
 
 

Виды  мировоззренческих  установок.
Как известно, регулирование  настоящих и будущих конфликтов в политической и религиозной сферах, как в других направлениях невозможно без изучения базиса - исторически сложившихся их взаимоотношений , рассматривая каждую и систематизируя их . Одной из основных целей обобщения исторического опыта была задача выделения и анализа базовых и мировоззренческих установок, определяющих поведение человеческого сообщества на различных исторических этапах. Такие установки назовем концептуальными инвариантами.
Перечислим в  поименнованном виде все семь концептуальных инвариант:
    Буддизм. Под данной инвариантой, не вдаваясь в подробности, будем подразумевать совокупность восточных (Китай, Индия, Япония) религиозных догм и соответствующие им поведенческие стереотипы, идеологические концепции и формы государственных  организаций. Персонифицируя данную концептуальную инварианту, свяжем ее с именем Будды.
    Христианство.  Это религиозные догматы, связанные с именем Иисуса Христа, в основном доминирующие последние 2000 лет в мировоззрениях и системах ценностей белой расы.
    Ислам. Религиозная догма, связанная с именем Магомета.
    Иудаизм. Религиозно-философское учение базирующее на Каббале.
    Мудрославие. Религиозно-философская концепция эпохи Синей Руси, связанная с именем Всевышнего (богиня Мудра, по гречески София) и понятием «славяне», под которым подразумевался народ, славивший эту богиню и поэтому называвший себя православным (от слов «мудрость», «истина», «правда», «закон», «правь» и т.д.).
    Политеизм. Системно-неупорядоченная совокупность разноплановых религиозных догм, характерных для поведения и способа жизни слабосвязанных между собой человеческих сообществ на больших территориях в древние времена и ныне.
    Атеизм. Совокупность философско-мировоззренческих позиций,  базирующаяся на тезисе о самодостаточности человечества, доминирующая в наше время и, как предпологается, имеющая существенное значение в предшествующих циклах развития разумной жизни (более 10 000 лет назад) и связываемая некоторыми исследователями с инопланетными цивилизациями.
Прокоментируем, соответствено нумеруя, перечисленные  выше концептуальные инварианты:
    Практически все восточные философии, усредненным эквивалентом которых мы условно рассматриваем буддизм, базируются на обобщении интуитивно-эмпирических результатов, накопленных народами Востока в течении многих тысяч лет и бережно передаваемые из поколения в поколение. Существенным здесь является непрерываемая цепь приемственности, верность исторической традиции, закрепленная генетически предрасположенность восточных народов к учебе, движению по пути самосовершенствования, возведение до уровня культа фигуры Учителя, стремление к постижению сокровенной мудрости. Недаром само имя Будды, как и название его последователей, означает «просветленный», «стремящийся к истине, к свету». Этот вид мировоззрения характерен сравнительно пассивным отношением к внешнему миру, акцентуацией на деятельности, направленной внутрь субъекта деятельности (путь самосовершенствования), толерантностью к другим мировоззрениям и отличается приемлемостью для своего восприятия и реализации различными народами мира в незавмсимости от расового и этнического происхождения. Потенциальные возможности этого мировоззрения имеют перспективы развития сегодня и в будущем (при условии внутренней реорганизации самой восточной философии по способу ее изложения и глубине интерпретации ее базовых понятий). Среди общепринятых мировых религий и философий восточные концепции традиционно относят к числу наиболее древних. Государственность, построеннаяна их основе, по своей сути глубоко соответствует базовым законам этих воззрений: «срединному (золотому) пути», умеренности во всем, высокому уровню системной организации, многоступенчатому (иерархическому) государственному устройству, которое дошло до наших дней в виде сложной, разветвляющейся сверху вниз пирамиды государственной власти. Эта концептуальная инварианта характеризуется в наши дни широкой экспанцией (без видимого ей сопротивления) философии в другие страны, прежде всего - на Запад.
    С позиции оценок методологической сложности и потенциала концептуального воздействия на социум в своих закономерностных основах христианство можно рассматривать (особенно в его ранней стадии), как упрощенный, свернутый по иерархии, вариант восточной философии - недаром об Иисусе Христе бытует мнение, что свои сакральные знания он получил на Востоке. Наиболее близка к раннему христианству его самая консервативная ветвь - сегодняшнее православие. Последователи этого христианского течения называют себя православными и смыслом своей жизни считают движение по пути постижения истины, персонифицированное воплощение которой они видят в Иисусе Христе. В своей эволюции христианство в целом подходит к своему завершению, исчерпав два из трех своих основных событий и ожидая последнее - апокалипсис (конец света). Если учесть как факт «парад кризисов», то с достаточным основанием можно считать, что именно в фазе апокалипсиса, причем в его самой жуткой части (Армагеддоне), христианство, как и весь мир, находится сейчас. В том виде, в каком оно есть, перспектив развития христианство не имеет, хотя может быть продолжено при условии перевода на более высокий уровень (в том числе и в среде священнослужителей) понимания и интерпритации символа веры, таинств и других базовых понятий. В смысле государственного строительства как следствия концептуального управления христианство обосновывало и способствовало реализации малых пирамид государственной власти в виде монархических образований. Как никакая из мировых религий христианство на сегодняшний день в своем реальном проявлении и воздействии на геополитические процессы отошло от деклариемой им сути всепрощающей любви: именно под христианскими знаменами и с благословения христианских иерархов велись фактически все войны за последние 2000 лет (от крестовых походов до мировых войн XX столетия). В этом смысле можно говорить о вырождении христианства, а в качестве основной причины вырождения можно назвать явление геополитической коррупции - слияние религиозно-духовной власти и церковных организаций с верховной государственной властью (при декларированной разделенности обеих) с целью реализации клановых корыстных интересов. 
     
    Здесь уместно будет вспомнить, что христианство как государственная идеология по сговору синедриона (высший религиозный орган в Древней Иудее) и римского императора после многочисленных и безуспешных попыток ликвидации христианства в его ранней стадии было взято на вооружение в Священной империи. Как говорили в древнем Риме, христианство создано для управления варварами. И эту свою функцию с иезуитской настойчивостью крестом и мечом оно выполняло в течении многих столетий. 
     
    Сегодня христианство в своей православной ветви испытывает мнимый ренессанс. В религиозно-церковное действо, особенно на территории постсоветских республик, кинулось огромное число людей, причем именно тех, кто в своей повседневной деятельности массово нарушает все христианские заповеди, ничуть не смущаясь при этом и будучи непостижимо далекими от понимания глубинной сути христианского вероучения.

    Эта ветвь христианства сегодня, как и в прежние века, более социально пассивна чем католичество. В свою очередь, католическая ветвь сегодня, как и раннее, агрессивна в своей экспансии и более жестко связана с социальной практикой. В частности, современные действия Ватикана поход по отношению к бывшым советским республикам можно рассматривать как очередной крестовый, проводимый достаточно успешно и умело. Такой же активностью, как вариантом поиска выхода из общего христианского кризиса, сопровождается идея экуминизации (вселенского объединения христианских церквей), проповедуемая Ватиканом и преследующая в скрытой форме собственные экспансионистские цели. По сравнению с буддизмом перспективы развития и вероятность выхода на новый этап развития у христианства в целом значительно меньше.
    Ислам - наиболее молодая из мировых религий. В качестве геополитической идеологии его можно рассматривать как примитизированный и урезанный вариант раннего христианства, существовший еще до того момента, когда оно было взято на вооружение Священной римской империей. Упрощенность изложения сделала ислам доступным даже для наименее грамотных и низших (с позиции интеллектуального развития) слоев человеческого общества. Авторитарность и безаппеляционность основных положений Корана сделали ислам сильнейшим средством концептуального управления массами вплоть до слепого, базирующегося на фанатичной вере повиновения своим религиозным лидерам. Ислам молод, в социальных проявлениях активен вплоть до крайней агрессии и экспансивен. Однако, несмотря на свою молодость, срок его жизни и потенциальные перспективы развития еще меньше, чем у христианства. В реальной социальной и государственной практике ислам распространен не только на Ближнем Востоке, но и на постсоветском пространстве. В том числе он становиться явлением, с которым необходимо считаться даже на Украине и в России.
    Наиболее древння из четырех мировых религий - иудаизм - имеет жесткую, хорошо структурированную систему своей внутренней организации и скрупулезную регламентацию всех религиозных действий. В отличии от раннее названных, это не полиэтническая, а единственная из мировых моноэтническая мировая религия, что подчеркивается и в самом названии иудаизма. Проповедует исключительную богоизбранность своих адептов и их преимущественность над остальными людьми (иноверцами). В отличие от трех перечисленных ранее мировых религий, базирующихся на чувственных составляющих (буддизм - на надежде, христианство - на любви, ислам - на вере), иудаизм основывается на рациональной составляющей, которую можно рассматривать как нижнюю составляющую интеллектуальной деятельности человека разумного. Акцент на рационализме и логической взаимосвязи каббалистических положений дает преимущество иудаизму как идеологии по сравнению с тремя названными мировыми религиями в процессах концептуального управления. С позиции степени разработанности и инструментальной пригодности христианство представляет собой (почти в явном виде) часть иудаизма, а ислам -  часть христианства. В такой же последовательности можно рассматривать их иерархическую соподчиненность в общей системе их концептуального воздействия на социум. Еще два тысячелетия назад иудаизм вполне обоснованно можно было считать одним из наиболее мощных достижений религиозной мысли того времени. Сегодня иудаизм в том виде, в каком он есть сейчас - полностью исчерпавшая себя религиозная доктрина. Ее степень исчерпанности примерно такова же, как и степень неполноты физики Ньютона по сравнению с физикой Эйнштейна, если рассматривать потенциальные возможности этой доктрины с позиции ее применимости для решения задач современного социального развития. Это единственная из мировых неперсонифицированная религиозная догма. Ее применение в поцессах государственного строительства носит альтернативный характер. Иудаизи результативен и способствует упрочению государственности, если он применяется либо доминирует в государственных образованиях, построенных для его адептов. Во всех инных государственных образованиях геополитические конструкции, созданные на его основе, обладают деструктивным характером или в лучшем случае являются доброкачественными социальными опухолями. Эти особенности обуславливаются имманентными свойствами иудаизмапри рассмотрения его на технологическом уровне как одного из вариантов социальных и государственных технологий. Явно обоснованных перспектив развития в силу своей исчерпаности не имеет. Последним залючительным этапом его существования является ожидаемый ортодоксальными иудеями приход своего мессии, который (как утверждает сакрально-мистическое толкование) должен определить судьбу и дальнейшую участь иудаизма и еврейского народа в целом. Именно это событие на сегодняшний день является важнейшим в современном иудаизме.
    Мудрославие - синтетический полиэтнический вариант концептуальной инварианты времен Синей Руси - наиболее древняя и наименее упоминаемая (особенно в нашей стране) религиозно-философская доктрина. С позиций парадигмальной полноты, органически и полностью включает в себя доктринальные составляющие буддизма, христианства и ислама, что хорошо иллюстрируется известным положением, имеющим статус крылатой фразы : «Вера, Надежда, Любовь и мать их София (Мудрость- праславянская Мудра эпохи Синей Руси)». Мудрославие абсолютно несовместимо с базовыми положениями иудаизма. Это взаимоисключающие доктрины и, соответственно, два  взаимоисключающих образа жизни, построенных на их основе. Недаром  на Руси слова «закабалить», «кабала» всегда обладали и обладают до сих пор негативным смыслом и рассматривались как неприемлемые для свободного существования человека.В особо сложных случаях при решении наиболее трудных общечеловеческих геополитических проблем указанные доктрины можно рассматривать как взаимодополняющие, системное соединение которых в ряде случаев может быть необходимым условием для решения возникших проблем. Потенциал Мудрославия не исчерпан до сих пор. 
     
    Обращение к нему на новом  витке его развития может представлять собой один из наиболее вероятных вариантов мирного решения задач, возникших в существующем ныне глобальном кризисе. С позиций психофизической совместимости с нашим этносом и в задачах в современной самоидентификации нашего народа мудрославие имеет максимальные перспективы. Эта концептуальная инварианта может служить средством формирования новой системы ценностей, необходимой при постановке и решении задачи государственного строительства в современных условиях. Геополитическая амплитуда мудрославия на два иерахических порядка выше аналогичных амплитуд перечисленных ранее четырех доктрин.

    Как средство концептуального геополитического воздействия политеизм относится к наиболее архаичной форме. Собственных перспектив развития не имеет. Может служить системообразующей средой для подпитки уже имеющихся религиозных догм путем их модификации и некоторого расширения, либо служить основой для возникновения принципиально новых религиозно-философских концепций, построенных комбинаторным путем либо электическим сочетанием частных духовных разновидностей, входящих в состав политеистической доктрины. На сегодняшний день удельный вес этого варианта геополитики пренебрежительно мал. В силу его аморфности и отсутсвия четко выраженной внутренней системы политеизм в кризисных фазах социального развития может равновероятно проявлять себя самым неожиданным образом: как нестандартное средство социальной стабилизации и до противоположного варианта - катализатора деструктивных процессов в устойчивых государственных образованиях, базирующихся на монотеистических системах ценностей.
    Атеизм, рассматриваемый в качестве средства концептуального управления, является детищем современности. Порожден искуственно в ходе становления человеческой цивилизации и достижения ею уровня социального развития, рассматриваемого как более высокую ступень по отношению к животному миру. Потенциальные возможности этой доктрины достаточны для решения задач сегодняшнего дня и ближайшего будущего, в пределах которого человечество не будет выходить за границы Земного радиуса, а ситуация в космическом пространстве, окружающем Землю, будет рассматриваться как благоприятная для существования человечества. В своей отдаленной перспективе (ка бы это не казалось странным) и в своем наивысшем проявлении в конечном итоге этот вариант придет в единую «точку сборки» с мудрославием и станет неотличимым от него по своей сути.
 
Геополитическая теория взаимодействия культуры и религии
В данной главе рассматривается геополитическая модель взаимодействия культуры и религии, а именно: ее возникновения, преемственность, основные положения со стороны одной из наиболее распространенных теорий. 

Исторически геополитика развивалась как апология политики тех или иных государств, претендовавших на гегемонию - Британской империи (X. Маккиндер), Третьего Рейха (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер), США (С.Хантингтон). Современная русская школа геополитика пронизана идеями об историческом реванше России после «холодной» войны и необходимости к возвращению к Российской империи. Она находит в современном российском обществе поддержку в самых широких слоях, т.к. обещает восстановление внешнего и внутреннего могущества России (исходя из того, что нынешнее положение России не является удовлетворительных как во внутри- так и во внешнеполитическом отношении). Образцом для них является Российская империя, точнее романтизированное, идеализированное представление о ней.
Подобные настроения в российском обществе на Западе принято называть «постперестроечным синдромом». На сегодняшний день этот синдром оказывает значительное влияние на развитие российской культуры и ее исследование.
Термин «геополитика»  среди российских авторов впервые  стал употребляться в 1920-х гг. представителями движения евразийства. В конце 1920-х гг. он появился и в СССР. В связи с этим некоторые современные историки считают временем появления русской геополитической школы именно эти годы. Более ранние мыслители, рассматривавшие геополитические вопросы, в таком контексте относятся либо к предшественникам, либо к исследователям вне общей национальной геополитической школы.
Возникновение геополитики уходит истоками к географическому  детерминизму. С XX в. географический детерминизм смыкается с геополитикой. Наиболее значительной школой геополитики в тот период была немецкая.
Современная русская  школа геополитики является преемницей идей не русских авторов конца 19 - первой половины 20 в. (Н.Данилевский, Л. Мечников, А.Вандамов (развивал военно-стратегическое направление геополитики), В. Семенов-Тян-Шанский, Г. Плеханов), развивавших свои оригинальные геополитические концепции, а авторов немецкой геополитической школы.
Современным лидером  русской геополитической школы  является А.Дугин (с которым Е. Морозов активно сотрудничает). А. Дугин является активным сторонником идей классиков немецкой геополитики, что приводит к обвинениям его в фашизме.
От русской  школы геополитики А. Дугин и  его сторонники (Е. Морозов в частности) заимствовали, прежде всего, идеи евразийства и богоизбранности России.
Таким образом, представителей современной русской  школы геополитики можно считать  последователями как немецкой национал-социалистической школы геополитики, так и русской  националистической школы геополитики.
Геополитическая методика в ее наиболее общем выражении  сводится к изучению соотношения  пространств путем сравнения  их качества. Качество пространства - это  категория, в наибольшей степени  развитая в русской школе геополитики  еще со времен ее основателей - корифеев славянофильской школы. Качество пространства устанавливается путем изучения и сопоставления статистических показателей1.
Используя эту  методологию, Е. Морозов, выдвигает  следующие тезисы, касающиеся модели взаимодействия культуры и религии:
Культура в  самом предельном выражении понимается как сложившаяся в социуме  система взаимных отношений индивидуумов и социумных страт.
1. Религия представляется  важнейшей несущей конструкцией  социума, а процесс религиозного  структурирования социумов имеет географическую распределенность.
2. Географическая  детерминизация религии, а значит  и культуры выражается в различиях  в расовой психологии и психотипов  рас.
3. Религия является  расовым атрибутом, различные  религиозные традиции в рамках  одного этноса, соотносятся как различные стадии развития религии.
4. Этика, как  один из элементов данной системы,  являющийся общим для религии  и культуры и связывающий их  в некую сверхсистему, являющуюся  базой коллективного сознания, базовой  структурой поведения.
5. Модель русского социума, как целого, составленного из концентрических сфер вокруг религиозного (православного) ядра.
6. Как вывод  - необходимость евгеники и культурной  цензуры, как фактор выживания  в расовой борьбе.
В рамках геополитического направления делаются попытки выявить причинно-следственные связи между религиозными основами культуры и категориями пространства. Взгляд человека на мир обусловлен пространством, в котором он живет. Данная идея не является нововведением автора, и разрабатывалась еще классиками немецкой геополитики.
Данный подход позволяет проследить связь эволюции народов и демографии с географическими  данными, влияние рельефа местности  на культурное и политическое становление  народов.
При этом статистические исследования ведутся не только в материальной, но и в духовной сфере (правда, славянофилы статистикой пренебрегали; это - уже позднейшее достижение, и принадлежит оно военной школе геополитики.
Другим преимуществом  геополитического подхода является устойчивое стремление найти объяснение происходящему и предсказать будущее, опираясь на геополитические подходы.
Таким образом, междисциплинарность и энциклопедизм  геополитического подхода позволяет  шире охватить круг проблем, не ограничиваясь  одной концепцией.
Недостатками  геополитического подхода являются:
Во-первых - фактическое  несоответствие теории ряду исторических примеров. Ещё в XVIII в. это было подмечено целым рядом мыслителей, выступивших с аргументированной критикой географического детерминизма. Её мы находим в работе К. Гельвеция «Об уме» и труде Дж. Миллар, находивших чисто фактические несоответствия фактов теории.
Во-вторых - проблема ненаучности и неэтичности ряда тезисов и теорий, на которые опирается  данная модель взаимодействия культуры и религии. Так, в вопросе о  генезисе русской культуры Е. Морозов опирается на труды Г. Вирта, немецкого мистика (помимо единства арийской расы нашедший Атлантиду), работы которого не могут быть признаны научными, вследствие их идеологизированности и мистичности.
В-третьих - проблема неправильного использования понятий. Так, Е.Морозов в своей работе приводит понятие религии (вводя понятие религиозной страты), и относит к ней: представителей традиционных религий, религиозные секты, а также всевозможные псевдорелигиозные группировки - от «стойких марксистов» до масонов, парамасонов и радикальных экологов1.
В другом месте  своей работы Е. Морозов говорит, что понятие мусульманского мазхаба, можно с оговорками признать мусульманским  аналогом христианских конфессий.
Таким образом, можно сказать, что данный подход влечет за собой путаницу в понятиях, когда Е. Морозов использует базовые понятия, произвольно меняя их значение.
На наш взгляд, геополитическая модель взаимодействия культуры и религии не удовлетворительна. Первая причина неудовлетворительности этой модели взаимодействия культуры и религии заключается, на наш взгляд, в игнорировании воздействия на генезис культуры других факторов, помимо географического (точнее, социально - биологического) и религиозного факторов.
Однако существует ряд других факторов, анализ которых необходим для построения модели взаимодействия культуры и религии.
Экономический фактор: роль экономического фактора  хорошо разработана в марксизме. Кратко ее можно выразить цитатой  Ф. Энгельса:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.