На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Психологии»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология»
 
 
 
 
 
Выполнил:
студент группы
 
Проверил
преподаватель:
 
 
 
 
 
 
Уфа 2010

Содержание

 
Содержание
Введение
Понятие о личности
Что такое личность? Кого называют личностью в жизни и в науке?
Кого называют личностью в жизни и науке?
Состояние вопроса о психологии личности в науке
Почему в науке нет единого определения личности?
Каковы основные направления изучения личности в психологии?
Структура личности в разных теориях
Что представляют собой современные психологические теории личности?
Какие психологические свойства относят к личностным в теории черт личности?
Что входит в структуру личности в психоаналитической теории?
Как понимается структура личности в теории социальных ролей?
Что включается в состав личности в гуманистической теории?
ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Введение

 
Понятие “личность” может трактоваться по–разному. Например, в быту личность часто отождествляется с характером человека, употребляя такие эпитеты как равнодушный, любознательный, любвеобильный и т.д. При таком узком подходе теряются многие индивидуальные составляющие личности: темперамент, способности, мотивация поведения и др. Некоторые из этих составлющих закладываются     генетически     (темперамент),    другие вырабатываются в ходе воспитания (характер), третьи зависят от врожденных качеств и от их развития в ходе обучения и воспитания (способности). Поэтому в разных науках, рассматривающих человека с разных точек зрения, понятию личность даются различные определения. В психологии личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение человека и связь с обществом и природой.
В философии понятие личности обычно трактуется с позиций ее самостоятельности в поступках, возможности контролировать свое поведение, нести за него ответственность. Поэтому для философского понимания природы личности важны также такие ее атрибуты как воля, свобода, разум, сознание и др. В различных философских построениях на первый план могут выдвигаться разные составляющие личности. Например, в средневековой философии личность рассматривалвсь как проявление божественного начала в человеке. В европейской философии нового времени большое внимание уделялось гражданской позиции человека. В философии романтизма личность – это герой, наделенный определенной свободой воли. В философии макрсизма – ленинизма личность рассматривалась как одновременно продукт и субъект истории, т.е. считалось, что личность определяется системой общественных отношений и своими биологическими особенностями. Важным моментов в теориях личности является вопрос о способности личности изменяться со временем. Одни исследователи считают, что личность – это всегда индивидуальность, выраженная через специфические, главным образом, наследственные черты человека, и практически не поддающаяся изменению. Другие утверждают, что личность есть результат воспитания и самовоспитания. Так, например, советский психолог А. Н. Леонтьев (1903 – 1979) писал, что “личностью не рождаются, а становятся”. С этой точки зрения дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их воспитание и совершаемые ими поступки лежит на родителях. У олигофренов вообще отсутствует личность, а у шизофреников наблюдается расщепление личности. Поскольку очень трудно провести границы, где начинается и где заканчивается
личность в человеке, обе эти крайние точки зрения представляются сегодня ограниченными. В ходе дальнейшего обсуждения темы будем придерживаться такого рабочего определения: “Личность – это мера устойчивого поведения индивида как части социума, обусловленная его самооценкой, основанной на сравнении его оценки другими индивидами и его оценкой этих других”.
 
 

Понятие о личности

 

Что такое личность? Кого называют личностью в жизни и в науке?

 
Соответствующих знаний нам вполне достаточно, чтобы понять, каким образом человек воспринимает, сохраняет, перерабатывает и использует информацию о себе самом и об окружающем его мире в процессе своей жизни. Однако мы часто замечаем, что люди, обладающие примерно одинаково развитым вниманием, памятью, сходным воображением и мышлением, в жизни ведут себя по-разному. Эти различия в социальном поведении невозможно полностью объяснить, исходя только из представлений о познавательных процессах человека. Необходимы знания других аспектов психологии человека, позволяющие не только глубже понять его поступки, но также удовлетворительно объяснить имеющиеся между людьми индивидуальные различия в социальном поведении. Конечно, исходя из представлений о познавательных процессах, в какой-то мере можно объяснить и это, но такого объяснения явно недостаточно для того, чтобы психологически глубоко понимать человека. Как, например, мы можем понять человеческую мораль, опираясь только на память и мышление? Каким образом мы сможем разобраться в том, почему один художник или писатель выбирает одни сюжеты для своих картин или литературных произведений, а другой писатель или художник предпочитает иные сюжеты, если мы знакомы лишь с воображением, мышлением и памятью этих людей? Чтобы решить эту и другие, подобные ей, задачи, необходимо знать способности, темперамент, характер, интересы и потребности, чувства, отношения человека. Все это и многое другое как раз и входит в понятие личность. Названные психологические свойства человека обладают устойчивостью и позволяют описать стабильные индивидуальные различия, существующие между людьми. Именно это обстоятельство на рубеже XIX и XX вв. привело к появлению в психологии понятия «личность». Тогда же были начаты первые научные исследования в этой области, одной из задач которых явилось точное определение личности. И тогда, и сейчас таких определений довольно много. Познакомимся с некоторыми из них. В самом общем виде личность можно определить как совокупность устойчивых психологических свойств человека, позволяющих понять и объяснить его социальное поведение, в частности, такие стороны этого поведения, как добро и зло, этика и мораль, следование установленным социальным нормам или их нарушение, и многое другое. Личность также можно определить как часть психологии человека, знание которой позволяет объяснять поступки людей и их индивидуальные различия, в том числе различия в социальном поведении. Личность — это социально-психологическое лицо человека или то, чем люди отличаются друг от друга в обществе и по отношению к нему. Личность — это также индивидуальное своеобразие человека, выраженное в его специфических психологических свойствах, которые в отличие от психических процессов и психических состояний человека называют качествами личности.
 

Кого называют личностью в жизни и науке?

 
В жизни личностью обычно называют человека, который отличается от многих других людей своими поступками. Такой человек обычно может принимать вполне разумные, самостоятельные решения, преодолевать трудности, возникающие на его пути. Такой человек психологически не похож на других людей и обладает ярко выраженной индивидуальностью. По многим вопросам он имеет собственное мнение, свои убеждения, свою собственную мораль и твердо придерживается их. В ситуации, когда на него оказывается психологическое давление со стороны, побуждающее его отказаться от своих убеждений, он способен противиться этому и вести себя независимо. Не называют обычно ярко выраженной личностью такого человека, у которого всего этого нет, кто не имеет индивидуальности, кто во всем или во многом похож на окружающих людей, кто поддается их влиянию и всегда старается быть как все. О таком человеке говорят, что он неприметный, незаметный, безликий, то есть не имеет собственного лица или личности. Примерно то же самое понимают под личностью человека и в науке. Однако здесь недостаточно сугубо житейского ее понимания. Здесь необходимы точные научные определения — такие, пользуясь которыми, можно было бы разрабатывать методы изучения личности, оценивать человека как личность, его отдельные психологические свойства, исследовать процесс становления, изменения и развития человека как личности и создавать методы, с помощью которых можно было бы оказывать контролируемое воздействие на процесс формирования и развития личности. Иными словами, наука требует более точных определений и более достоверных, чем житейские, знаний о личности, проверяемых с точки зрения их истинности.
 

Состояние вопроса о психологии личности в науке

 

Современное состояние вопроса о психологии личности в науке можно охарактеризовать следующим образом. Несмотря на то, что психологией личности ученые интересуются с древнейших времен и что уже около ста лет эта область знаний в психологической науке существует как самостоятельная, до сих пор нет единства в понимании многих вопросов психологии личности. Это касается почти всех научных вопросов, возникающих в данной области знаний, начиная от определения личности и выбора методов ее изучения, кончая теориями личности и способами практического воздействия на нее. Такое положение дел в современной психологии личности объясняется следующими причинами.
 
 
Во-первых, психология человека как личности возникла и стала развиваться как отдельная, самостоятельная отрасль знаний сравнительно недавно. Ее вполне обоснованно можно считать относительно молодой наукой, если иметь в виду историю существования и развития других, в том числе психологических, наук. Время существования психологии личности — около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. За это время вряд ли следовало ожидать, что научные психологические знания достигнут достаточной степени точности и эта наука окажется способной ответить на все вопросы, которые жизнь ставит перед ней.
 
 
Во-вторых, сама психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной не только для глубокого научного понимания, но даже для ее описания. В связи с этим современные психологические знания оказались фрагментарными и касающимися далеко не всех возможных аспектов и сторон психологии личности. Например, мы в настоящее время гораздо больше знаем о таких аспектах психологии личности, как способности, темперамент и характер, чем о таких ее сторонах, как мораль, убеждения. Иными словами, ученым-психологам пока что не удалось так глубоко и разносторонне изучить личность, как они, например, исследовали восприятие и память человека. Не случайно, что тема «Личность» вошла в состав научных психологических иссле­дований гораздо позднее, чем предметом науки стали познавательные процессы человека.
 
 
В-третьих, психология личности оказалась зависимой от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, социология, педагогика, право. Хотя приоритет в настоящее время в изучении личности имеет все же психология, но, занимаясь проблемами личности, психологи неизбежно наталкиваются на моральные, этические, социальные, правовые и другие вопросы, которые без участия представителей соответствующих наук они самостоятельно решить не могут. В той мере, в какой эти вопросы решаются названными науками, в их решении продвигается вперед и психология.
 
 
В-четвертых, научные знания в этой области еще не настолько точны, чтобы можно было считать их бесспорными. В связи с этим в современной психологии личности существует много разных точек зрения по одним и тем же вопросам. Поэтому имеется много разных мнений, десятки различных теорий личности, сотни методов ее изучения, десятки способов практического воздействия на личность. Поясним, почему это так.
 
 
Любая область знаний для того, чтобы считаться настоящей наукой, должна обладать достаточной для современной науки степенью точности и достоверности содержащихся в ней сведений. Хотя идеального состояния знаний достичь невозможно, имеются более развитые, чем психология, науки, которые дальше других продвинулись вперед. Это, например, математика и физика. В них давно приняты определенные, довольно жесткие правила получения и проверки научных знаний, обеспечивающие их точность и достоверность. Основные из этих правил следующие. Любое явление, изучаемое в науке, должно быть точно и однозначно определено. Необходимо, чтобы существовали объективные методы изучения и точной количественной оценки соответствующих явлений, а для этого в его определение должны быть включены признаки, по которым можно судить о каком-либо явлении и практически оценивать его. Любой ученый, пользу­ясь научным определением явления и предлагаемыми методами его изучения, должен иметь возможность самостоятельно убедиться, что соответствующее явление действительно существует и что оно на самом деле обладает свойствами, которые ему приписываются в науке. Например, лю­бой ученый, пользуясь разработанными в физике методами изучения атомов, может убедиться в том, что знания о них и их свойствах вполне достоверные и достаточно точные. В психологии личности в настоящее время всего этого во многих случаях, к сожалению, сделать нельзя. Далеко не все определения личности такие точные, какими являются определения физических явлений в физике или понятия в математике. Далеко не для всех выделяемых в психологии личности человека явлений существуют точные и вполне достоверные методы их изучения. К примеру, мы не располагаем вполне надежными методами изучения этики, сознания, морали и воли человека, а методы исследования этих явлений, которыми пользуются современные ученые, имеют, к сожалению, серьезные недостатки, преодолеть которые пока не представляется возможным. Отсюда и недостаточная точность в экспериментальных научных знаниях о личности, которая отчасти компенсируется умозрительными, чисто теоретическими рассуждениями. Поэтому создава­емые таким образом теории личности не могут претендовать на бесспорность, достоверность, проверяемость и достаточную степень точности.
 

 

Почему в науке нет единого определения личности?

 
Ответ на этот вопрос можно было бы получить уже из того, что говорилось выше о психологии личности как области научных знаний. Однако попробуем сформулировать этот ответ более развернуто и точно. Единого определения личности в науке не существует потому, что личность представляет собой очень сложное психологическое образование, причем по степени своей сложности превосходящее возможности, которыми обладает язык. Иными словами, психология личности включает в себя столько различных знаний и явлений, что перечислить их в одном определении не представляется возможным. Необходимо по крайней мере несколько определений, в которых представлены разные стороны психологии человека как личности. Каждый ученый имеет свой жизненный опыт и свои связанные с ним интересы, в том числе и научные. Он обращает внимание в первую очередь на то, что интересно лично для него и чему он придает особое значение. В связи с этим различные ученые выделяют и изучают разные аспекты психологии личности; именно эти аспекты они включают в предлагаемые ими определения личности. По данной причине их определения оказываются различными по содержанию. К определениям явлений, имеющимся в науках, особенно таких, которые не являются точными, предъявляются два основных общих требования: доказательство действительного существования того явления, которое включено в данное определение, и демонстрация того, что это определение является полным, то есть охватывает все существенные свойства соответствующего явления. Рассмотрим в качестве примера такое определение: личность — это совокупность потребностей и способностей человека, и выясним, соответствует ли оно сформулированным выше требованиям. Соответствие первому требованию может быть подтверждено, если в нашем распоряжении имеются точные определения того, что такое потребности и способности, и если, пользуясь этими определениями, потребности и способности человека можно экспериментально изучать, характеризовать качественно и оценивать количественно.
 
 
Поскольку определения потребностей и способностей действительно существуют в науке (мы в этом вскоре убедимся в следующих главах учебника) и, кроме того, имеются соответствующие методы опытного (экспериментального) изучения данных явлений, то предложенное определение личности можно считать правильным. Однако второму из названных выше требований оно явно не соответствует. Мы уже знаем, что кроме потребностей и способностей в психологию личности входит многое другое, например, воля, темперамент, характер, эмоции и чувства. Очевидно, что с этих позиций приведенное выше определение нельзя считать правильным, так как оно не охватывает всех возможных сторон психологии личности. Практика показывает, что тому или иному из названных требований не полностью соответствуют практически все известные определения личности, предложенные в психологии. Все они включают в себя какие-то важные аспекты лич­ности, и все эти определения что-то существенное в личности упускают. Кроме того, далеко не все, что включается в определение личности, мы можем экспериментально изучать и количественно оценивать (например, совесть, мораль, убеждения). Поскольку без определений явлений в любой науке обойтись невозможно, то в психологии в настоящее время сложилась такая ситуация, в которой существуют и признаются много разных определений личности. Это оправдывается тем, что существуют и разные теории личности, в каждой из которых имеется свое собственное, правильное для нее, определение личности. Такие определения есть, например, в психоанализе, в гуманистической теории личности, в теории черт личности, в теории социальных ролей. Таково объективное положение дел, причем не только в психологии, но и во многих других гуманитарных науках; иным оно сейчас быть не может. Это, во-первых, отражает природу самих гуманитарных наук (они, повторяем, не могут быть столь же точными, как, скажем, математика или физика); во-вторых, таково состояние этих наук сейчас. Оттого, что эти науки и имеющиеся в них определения не вполне точны, не могут соответствовать математическим, физическим и иным определениям по степени своей точности, нельзя отказывать им в праве считаться науками.
 

Каковы основные направления изучения личности в психологии?

 
Чаще всего в современной психологии выделяются и рассматриваются как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды. Такие, например, понятия, как потребности, способности, воля, характер и другие, — это и есть понятия, относящиеся к внутреннему миру человека, поэтому то рабочее определение личности, которое было приведено выше, более всего представляет именно психодинамическое направление в изучении личности. Это направление называется так еще потому, что при рассмотрении процесса формирования и развития личности его динамика здесь изучается только как изменение психологии человека. Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не иначе, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности. Если, отвечая на тот же вопрос, мы для объяснения поведения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы выходим за рамки психодинамического объяснения поведения и переходим к другому, альтернативному пониманию личности — социодинамическому.
 
 
Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств. Мы можем, например, представлять и описать человека как личность через характерные для него поступки, через его реакции на различные жизненные ситуации, через привычки и т.д. Во всех подобных случаях для описания личности используются не внутренние свойства человека, а внешние формы его поведения — такие, за которыми можно наблюдать и которые можно объективно фиксировать и оценивать со стороны. Если в рамках социодинамического направления необходимо научно объяснить поведение человека, то оно рассматривается как реакция на внешние обстоятельства. При этом изучаются связи между внешними воздействиями, оказываемыми на человека, и его поступками и на основе знания самих воздействий и законов реагирования на них предлагаются объяснения его поведения. Иными словами, источники поступков человека помещаются вне его, и объяснения поведению даются не изнутри, а извне. Заметим, что как психодинамическое, так и социодина­мическое направления, а также способы объяснения поведения человека в русле этих подходов являются односторонними. В рамках психодинамического направления не принимается в расчет зависимость поведения от внешних обстоятельств, в то время как в рамках социодинамического направления, наоборот, — зависимость поведения человека от его собственной психологии.
 
 
Это обстоятельство побудило некоторых психологов обратиться к компромиссному, комплексному, двухстороннему описанию и объяснению поведения человека: как изнутри, так и со стороны. В результате возникло третье направление в изучении личности — интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него. При этом, однако, ничего существенно нового в само понимание и описание психологии человека как личности по сравнению с психодинамическим и социодинамическим направлениями не вносится; сторонники данного направления предпочитают использовать в своей теории понятия, относящиеся и к психологии человека, и к окружающему его миру. В объяснениях поведения человека здесь механически сочетаются оба рассмотренных выше способа. Весьма удобным для данного понимания личности и объяснения ее поведения является понятие социальной роли. Такая роль включает в себя и психологические установки человека, и определенные внешние формы поведения. Кроме того, взятие на себя определенной социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстановки, в которой он оказался. Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время направлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим. Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений. Дело в том, что проблема личности привлекла к себе внимание психологов и стала актуальной в то время, когда сильное влияние на психологию и на другие гуманитарные науки стала оказывать теория эволюции Ч. Дарвина, а также достижения в области физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. В соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX — начале XX в. под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции ученые-психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных.
 
 
Это оказало определенное влияние и на возникшую в это время научную психологию личности. Она стала разрабатываться таким образом, чтобы максимально сблизить человека и животных, охватить именно то, что является общим для человека и животных. В конечном счете это привело к тому, что все, характерное именно для человека, перестало быть предметом психологического исследования, а все, что характерно для животных, стало безоговорочно переноситься на человека. В этих условиях как альтернатива такому подходу к пониманию психологии и поведения человека возникла гуманистическая психология личности. Специфика гуманистического направления в изучении личности заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются психологические свойства, характерные только для человека, не присущие животным. Это такие свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни. Гуманистическое направление в насто­ящее время разрабатывается наиболее активно, и связанные с данным направлением теории личности находят широкое применение в психологической практике.
 

Структура личности в разных теориях

 

Что представляют собой современные психологические теории личности?

 
В настоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психо­логических теорий личности. В связи с тем что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения. Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработан­ных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.
 

Какие психологические свойства относят к личностным в теории черт личности?

 
Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Оллпорта и английского психолога Р. Кеттела. В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека. Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот процесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Однако главные черты личности, сформированные в детстве, ос­таются в основном неизменными в течение жизни человека. Теория черт личности оказала заметное влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов, с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.
 

Что входит в структуру личности в психоаналитической теории?

 
Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан. Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоаналитической теории его называют термином Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом. Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведе­ние человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию. Между З.Фрейдом и его учениками имелись определенные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное влияние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии личности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потреб­ность и агрессивность.
 
 
Указанные выше последователи Фрейда (их стали называть неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком узкое и почти исключительно биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его некоторыми социальными потребностями. А. Адлер, например, одной из важнейших бессознательных потребностей человека считал стремление к власти, К. Хорни включала в структуру бессознательного разнообразные комплексы, Э. Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению. Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него. Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы — словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.
 
 
Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.
 

Как понимается структура личности в теории социальных ролей?

 
Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность. Теория социальных ролей утверждает, что эти роли и являются главной характеристикой личности данного человека. Существует несколько разновидностей личностных психологических теорий ролей. Один из наиболее известных вариантов такой теории был предложен американским психологом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека. Роль ребенка проявляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрослый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет окружающим людям повышенные требования, касающиеся заботы о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружающих людях и считает это вполне нормальным. Словом, такой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей». Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окружает, его дети, безответственные, беспомощные, не самостоятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход — он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не считаясь с мнениями других людей, берет на себя ответственность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им требования как к детям, обращается с ними как с детьми, например, наказывает, поучает и т.п. Роль взрослого человека состоит в том, что человек действительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вести себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям. Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.
 

Что включается в состав личности в гуманистической теории?

 
Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу. Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.
 

 
 
Если человек представляет собой высокоразвитую личность, то главной для него становится потребность в самоактуализации. Под ней понимается стремление человека к наиболее полному развитию всех своих способностей, особенно тех из них, реализация которых может принести максимальную пользу людям. Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью. Такая личность, по Маслоу, обладает следующими основными чертами:
 
 
- самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении;
 
 
- наличие высокой морали;
 
 
- повышенные нравственные требования, которые человек предъявляет себе;
 
 
- реалистический взгляд на мир;
 
 
- адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний;
 
 
- доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть;
 
 
- относительная независимость от мнений людей. Ориентация на собственную систему ценностей;
 
 
- стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию.
 
 
Существуют законы, определяющие иерархию потребностей человека и изменение места, которое та или иная потребность начинает занимать в структуре личности. Эти законы следующие. Потребности более высокого уровня возникают, становятся актуальными, значимыми для человека только тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его потребности более низкого уровня. Если, к примеру, человек постоянно голоден или не чувствует себя в безопасности, то вряд ли общение или потребность творчества станут для него актуальными. В том случае, если у человека возникает и становится актуальной для него новая потребность, перестраивается и вся иерархия его потребностей. Вновь возникшая и ставшая актуальной потребность теперь занимает верхнюю ступень в иерархии, определяет личность человека и его поведение. Остальные потребности в результате этого как бы отходят на второй план, и их удовлетворение начинает подчиняться удовлетворению новой, ставшей наиболее важной для данного человека, потребности. Например, если человек стал творческой личностью и потребность творчества вышла для него на первый план, то ради творчества он оказывается готовым в какой-то степени пожертвовать удовлетворением всех остальных своих потребностей — тех, которые занимают в иерархии более низкое место.
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.