Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятийный аппарат научного исследования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ПРОБЛЕМА, ТЕМА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ
      Анализ  научных изысканий позволяет  выделить минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого исследования в процессе его проведения – это  проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цели, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая  и практическая значимость, защищаемые положения. Названные компоненты составляют своего рода «грамматику» научной работы и обеспечивают методологический минимум  предъявляемых к ней требований.
      Рассмотрим  каждый из названных компонентов.
      Проблема  исследования. Любое исследование начинается с определения проблемы, которая  выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»
      Как правило, в науке исследователь  непосредственно  или опосредованно  идет от запросов практики. Кроме того, решение любой научной проблемы, в конечном счете, способствует улучшению  практической деятельности. Но практическая необходимость не является еще научной  проблемой. Она служит стимулом для  поисков научных средств решения  практической задачи и поэтому предполагает обращение к науке.
      Решить  практическую задачу средствами науки  – значит определить соотношение  этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут  положены в основу практической деятельности. Эта область неизвестного в научном  знании – и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, обладать обширными знаниями в своей  области деятельности, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает.
      «Знание о незнании» - в этом суть научной  проблемы. Выдвигая проблему, исследователь  констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания. Констатацию этого факта обусловливают  открытие новых факторов или связей, обнаружение логических изъянов  имеющихся научных концепций  или появление таких новых  запросов общественной практики, которые  требуют выхода за пределы уже  полученных знаний и движения к новому знанию.
      Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной  проблематикой, необходимо учесть все  структурные звенья, связывающие  науку с практикой, с их коренным содержанием.
      Одна  практическая задача  может быть решена на основе изучения множества  научных проблем и наоборот: результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества  практических задач.
      В качестве одного из основных критериев  существования проблемы следует  рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые  могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию.
      Тема  исследования. Тема – это отражение  проблемы в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении  формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым  предпосылки успеха работы в целом [4, c.33].
      Вопрос  о том, как назвать научную  работу, отнюдь не праздный, поскольку  проблема во всей ее сложности должна отражаться в теме исследования. Другими  словами, в формулировке темы следует  показать движение от достигнутого наукой к неизвестному, отразить столкновение старого знания с новым.
      Нужно описать степень разработанности  темы в научной литературе. Здесь  необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся  подходы и методы, отметить и оценить  индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что  еще осталось неразработанного в  ней, так, чтобы было понятно, с какой целью лично вы за нее беретесь [3, c.14].
      Актуальность  темы исследования – это степень  ее важности в данный момент и в  данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.
        Все рассматриваемые характеристики  научного и исследования взаимосвязаны  между собой. Они как бы дополняют  и корректируют друг друга.  Выдвижение проблемы и формулирование  темы предполагают обоснование  актуальности исследования, т.е.  потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно  изучать в настоящее время?
      Следует различать актуальность научного направления  в целом и актуальность самой  темы внутри данного направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается  в сложной системе доказательств.  Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди тех, что уже исследовалась, самая насущная. При раскрытии актуальности темы исследования, можно выделить два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуально связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
        В применении к научной работе  понятие «актуальность» имеет  одну особенность. То, как автор  умеет выбрать тему и насколько  правильно он эту тему понимает  и оценивает с точки зрения  своевременности и социальной  значимости, характеризует его научную  зрелость и профессиональную  подготовленность.
      Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет  особой необходимости. Достаточно в  пределах 1-2 страниц машинописного  текста показать главное – из чего и будет видна актуальность. 
      Объект  и предмет исследования.
      Объект  исследования – эта та совокупность связей, отношений и свойств, которая  существует объективно в теории и  практике и служит источником необходимой для исследователя информации [4, c.33].
      Объект  научного исследования – это, как  правило, процесс, некоторое явления, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
      Объект  педагогического исследования выступает  как данное, тот процесс или  явление, который порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. В общем виде это ответ на вопрос: что рассматривается, что именно изучается? Предмет исследования –  это то, как именно рассматривается  объект, какие элементы, связи, свойства, отношения объекта рассматриваются  в работе. В педагогических исследованиях  определение предмета относится, прежде всего, к технологии организации  и осуществления воспитательно-образовательного процесса. Поскольку один и тот  же  может быть предметом разных исследований, определение предмета означает и установление границ поиска, и  предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях с точки зрения того или иного исследователя, и допущенные возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете исследования указывается также возрастная, социальная, половая характеристика детей в соответствии с темой работы.
      Таким образом, в качестве предмета выступает  определенная сторона рассматриваемого объекта; то, что изучается студентом  в его работе. Помочь ему в этом может удачная, четко сформулированная тема работы, в которой первые слова  подсказывают, что именно в ней  изучается (выявление…, формирование…, изучение взаимосвязи… и т. д.). Например, по теме «Оптимизация самостоятельной  двигательной активности деятельности детей разной подвижности» в качестве объекта исследования выступает  самостоятельная двигательная деятельность детей, а в качестве предмета –  методы оптимизации двигательной активности старших дошкольников [1, c.8].
      2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ГИПОТЕЗА
      Определив объект и предмет, студент намечает цель работы (то, для чего  изучается  выделенный объект) и те задачи, которые  надо решить для ее достижения. Цель формируется на основе предмета исследования и начинается со слов «выявить», «изучить», «определить», апробировать», и т.п. Она должна быть конкретной и ясной, доступной и практически достижимой. 
      Как известно, целенаправленность – важнейшая  характеристика любой деятельности человека. Прежде чем достигнуть чего-то, он создает мысленный образ потребного ему будущего, строит его в своей  голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Все эти положения в полной мере относятся и к психолого-педагогическому  исследованию. Подлинная исследовательская  деятельность возникает лишь тогда, когда действия ученого целенаправленны  и внутренне мотивированны.
      Следовательно, целеполагание в научном исследовании есть выбор наиболее оптимальных, с  точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной действительности в новое, требуемое состояние, в  желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть целеполагание.
      Таким образом, цель исследования – это  обоснованное представление об общих  конечных или промежуточных результатах  научного поиска.
      Для достижения цели обычно намечается три-четыре задачи, а их формулировки являются отправной точкой для формулировки разделов, глав курсовой и дипломной  работы. В качестве первой задачи выступает  раскрытие структуры, причин и истории выдвижения и развития изучаемого явления. Достигается она на основе изучения и анализа литературы по теме. Вторая задача раскрывает пути, формы, условия и методы его экспериментального преобразования (технологию!), а третья - разработку методик, рекомендаций для практиков. Например, для вышеназванной темы цель может звучать как «Разработка методов оптимизации самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом индивидуальных способностей», а задачи так:
    1. Изучение  педагогических и физиологических  основ содержания самостоятельной  двигательной деятельности;
            2. Разработка и проверка (инновационных) методов оптимизации и оценки двигательной активности детей разной подвижности;
             3.Разработка методики руководства самостоятельной двигательной деятельности детей.
       Таким образом, постановка задач уже требует наличие у студента представления о ходе исследования и возможных результатах, последовательности действий по достижению поставленных целей, т. е. по существу основывается на гипотезе исследования [1, c.9].
      Гипотеза - это предположение, выдвигаемое  для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.
      Гипотеза  это предполагаемое решение проблемы [2, c.21].
      Уяснение  конкретных задач осуществляется в  творческом поиске частных проблем  и вопросов исследования, без решения  которых невозможно реализовать  замысел, решить главную проблему.
      В этих целях изучается специальная  литература, анализирующая имеющиеся  точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.
      Гипотезы  бывают:
      а) описательные (предполагается существование  какого-либо явления);
      б) объяснительные (вскрывающие причины  его);
      в) описательно-объяснительные.
      Выделяют  ряд стадий конструирования гипотезы. Первоначально исследователь фиксирует  возникновение проблемной ситуации, затем доказывает невозможность  объяснить причины нового явления  с помощью известных приемов  и средств научного исследования; всесторонне изучает новое явление, формулирует научное предположение  о возможной причине его возникновения, одновременно определяет следствия, логически  вытекающие из предполагаемой причины. На заключительной стадии происходит опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности, т. е. гипотеза признается основательной только тогда, когда выведенные следствия начинают соответствовать реальным фактам. Гипотеза отличается от предположения. Она должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации [4, c.35].
      Первое требование – логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснить, как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Требование логической непротиворечивости расшифровывается следующим образом: во-первых, гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; во-вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; в-третьих, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. Однако последнее условие нельзя абсолютизировать. Иначе оно станет тормозом для развития науки. Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности. Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других феноменов. Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории. Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми. Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена.
      Как известно, критерием истины является практика. Наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным  путем, но не исключается также возможность проверки с помощью логических операций и умозаключений. Опираясь на эти требования, можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования: 
      она не должна включать в себя слишком много    положений:   как правило, одно основное, редко больше;
      в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
      при формулировке гипотезы следует избегать целостных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.