На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология музыкальных способностей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология музыкальных  способностей
Способности к определенному  виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с  такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того чтобы  способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью  совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например, появляются сенсорные синтезы, которые позволяют  им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие  двигательные реакции. Способности  развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у  человека каких-либо способностей до тех  пор, пока он не испробует себя в  данной сфере. Нередко интересы к  тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые  могут проявиться в будущем.
В развитии способностей большую  роль играет сам человек. Можно найти  много примеров из жизни, когда, например, в результате самовоспитания и упорной  работы над собой музыкант может  компенсировать у себя многие недостающие  психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять  в силу сложившихся жизненных  обстоятельств.
Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются  способности к аналитическому и  образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим  литературным языком так, чтобы потенциальные  слушатели захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще  раз непосредственно обратиться к музыке.
Для композитора самым  важным является стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов.
Итак, способности – это  индивидуально-психологические особенности  человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются  из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.
Человек не рождается способным  к той или иной деятельности, его  способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они  развиваются в течение всей его  жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование.
Различают общие и специальные способности. Качество ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Наличие общих и специальных способностей необходимо для успешного выполнения той или иной деятельности.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки  к музыкальной деятельности имеются  у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует  учитывать, что на основе одних и  тех же задатков музыкальные способности  могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения  ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть  даже музыкально одаренного, не приобщают  к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Итак, задатки – это врожденные анатомо-физиологические  особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда  являются результатом их развития».
Музыкальные способности  не являются врожденными, они развиваются  в процессе музыкальной деятельности человека. Их развитие в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы  музыкального воспитания. Хотя иногда, пытаясь доказать врожденность музыкальных  способностей, приводят примеры выдающихся способностей у представителей одной  семьи на протяжении многих поколений.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных  способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной  отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной  культуры человека, как части его  общей духовной культуры в будущем. Не является исключением и возможность  раннего развития у детей музыкальных  способностей. Есть данные, которые  подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное  ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыкальные способности  формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда  знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать  музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество приобретения этого фонда. Таким  образом, музыкальный руководитель, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент. Необходимо учитывать и то, насколько быстро и легко, по сравнению с другими, он приобрел их.
Специальные или основные музыкальные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое  чувство, чувство ритма. Именно наличие  их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться  на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувства ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.
Музыкальная способность  формируется в активной деятельности музыкального слуха. Исследованием  проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных  способностей, занимался Б. В. Асафьев. По его мнению, слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта  – воспитывать и развивать  слуховую деятельность. Эмоциональное  воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный  слух предъявляет более высокие  требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в  яркие и глубокие тона.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный  период для формирования музыкальных  способностей. Раннее проявление музыкальных  способностей говорит о необходимости  начинать музыкальное воспитание ребенка  как можно раньше. Время, упущенное  как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкальных способностей ребенка уйдет невосполнимо.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее  время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б. М. Теплов в своих работах  дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию  в вопросе о врожденности музыкальных  способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления  музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие  “музыкальность”. А музыкальность, это “комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности”. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности.
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных  ладах (мажорном, минорном), имеющих  определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы  глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки  слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют  высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных  музыкальных способностей.
Длительность звука лежит  в основе музыкального ритма. Чувство  эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его  образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое  чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Ладовое чувство (музыкальный  слух), музыкально-слуховые представления(музыкальная  память) и музыкально-ритмическое  чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство – это  эмоциональное переживание, эмоциональная  способность. Кроме того, в ладовом  чувстве обнаруживается единство эмоциональной  и слуховой сторон музыкальности. Имеют  свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно  сделать вывод, что ладовое чувство  – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений  между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется  при восприятии музыки как эмоциональное  переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении  ладовой окраски звуков.
Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховые представления  различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления  связаны с развитием внутреннего  слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно  оперировать музыкальными слуховыми  представлениями. Экспериментальные  наблюдения доказывают, что для произвольного  представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии  движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это  доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда  человеку необходимо произвольно запомнить  мелодию и удержать ее в памяти.
Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении  по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом  музыкального слуха.
Музыкально-ритмическое  чувство – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек  совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.
Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии  глубокой связи двигательных реакций  с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство  музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств  музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чувство ритма - это способность  активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность  музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Тембровый и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать  музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического  слуха способствует выразительности  детского исполнительства, полноте  восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают  динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических  игр моделируются звуковысотные, тембровые  и динамические свойства музыкальных  звуков.
Музыкальные способности  у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни  все три основные способности  проявляются достаточно ярко, развиваются  быстро и легко. Это свидетельствует  о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном  инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается  лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем  слабости или отсутствия способностей.
Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая  динамичность и развиваемость музыкальных  способностей бессмысленно проводить  какие-либо разовые испытания и  на основании их результатов предсказывать  музыкальное будущее ребенка.
На развитие специальных  музыкальных способностей оказывает  влияние творческие способности.
Под детским музыкальным  творчеством понимается способность  самовыражения во всех видах музыкальной  деятельности, в том числе и  в продуктивной. Последняя характеризуется  такой результативностью, как сочинение  мелодий, ритмов, свободным выражением настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает его переживания. Творческая способность названа способностью с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.