На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философские взгляды Аристотеля

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Институт управления»
(г. Архангельск)
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
 
 
Философия
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
Тема: «Философские взгляды Аристотеля»
 
 
 
Выполнила:
Студентка: Кушнарева Виктория Михайловна
Факультет: экономический
Курс: первый
Группа № 12-ФЗ
Специальность: 080105
Шифр зачетной книжки: 1860
Проверил: Полуэктов Антон Андреевич
 
г. Северодвинск
2011 год
Краткая биография и основные идеи Аристотеля.
 
Жизнь Аристотеля (384—322 гг.). Аристотель родился в Стагире, на Тракийском полуострове, в семье, в которой профессия врача передавалась по наследству. Его отец, Никомах, был придворным врачом македонского царя. Из среды, в которой он вырос, Аристотель вынес определенный объем эмпирического врачебного знания. В 367 г. Аристотель приехал в Афины и вступил в Академию Платона. Он провел в ней 20 лет, сначала как ученик, а затем как учитель и исследователь. Дух платоновского обучения отличался от эмпирически направленного воспитания Аристотеля. Соединение этих двух направлений создало особый тип философствования. Со временем он выступил против доктрины Платона, однако оставался в Академии вплоть до смерти своего учителя. После того как на место Платона был избран Спевсипп, Аристотель оставил Академию. Он уехал в Ассизи и там провел три года, занимаясь наукой и преподаванием. В 343—342 гг. он был приглашен Филиппом Македонским в качестве воспитателя к сыну царя Александру и оставался с Александром до того времени, пока тот не занял трон отца, однако и после этого Аристотель не покинул Македонии и жил в Стагире. Он оставил Александра, когда тот начал свой знаменитый поход в Азию. Затем он вернулся в Афины и основал там школу. Она была организована наподобие Академии, и отличалась всесторонностью и планомерностью работы, а также характерным для нее духом эмпиризма. В ней занимались специальными исследованиями как в гуманитарной, так и в естественнонаучной сфере. Школа находилась в Ликее. Обучение велось во время прогулок, и она получила название «перипатетической»; Аристотель руководил школой с 335 по 323 г. В этот период собственные исследования Аристотеля отошли на второй план. Главным его делом стало обучение учеников. Когда после смерти Александра Македонского началось антимакедонское движение в Греции, Аристотель бежал из Афин и через год умер в Халкиде на Эвбее.
Громадное трудолюбие и огромный ум, любовь к истине, сосредоточение всех своих усилий в сфере науки, способность организовать труд и сплотить учеников вокруг научной работы, наконец, внешние условия и независимость — все это было необходимым условием для того, чтобы сделать в философии и науке то, что сделал Аристотель.
Его работы можно разделить на три группы: 1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей. Они были, как правило, созданы в тот период, когда Аристотель еще принадлежал Академии; это были преимущественно высокохудожественные диалоги. Благодаря им Аристотель еще в древности приобрел славу прекрасного стилиста. По своим темам и названиям работы связаны с Платоном: среди них был диалог «Эвдем», инспирированный «Федоном», диалоги о любви, о справедливости, о риторике, были диалоги «Софист» и «Политика», диалоги о богатстве, о воспитании, о царской власти, о поэтах, о роскоши. К наиболее значительным принадлежал «Протрептик», который можно соотнести с платоновским «Евтидемом», содержащий защиту философии и восхваление жизни, посвященной познанию, а также большой диалог «О философии» в трех книгах. Из всей этой группы сохрани лись лишь отдельные фрагменты.
2. Научные материалы были по содержанию как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера. Сбор этих материалов был начат в Стагире, но, главным образом, они относятся к более позднему периоду, ко времени Ликея, и принадлежат перу Аристотеля и его уче ников. Среди них были выдержки из работ древних философов, лекций Платона; сборники теорий и образцов риторики, материалы по театру и поэзии, высказывания олимпийских чемпионов, собрание 158 греческих конституций, свод законов варварских народов, систематические исследования по зоологии, собрание определений и перечень научных проблем. Из этой группы работ почти ничего не сохранилось. Относительно больше дошло до нас материалов по зоологии. Из работы, посвященной конституциям, в 1891 году обнаружили часть, которая касалась Афинского государства. Перечень научных проблем дошел до нас в искаженном виде.
3. Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе. Это тезисы лекций, записанные фрагментарно, принадлежат эпохе Ликея, однако позднее они были переработаны. Одни больше, другие меньше были подготовлены к печати, но ни одни из них не были готовы полностью. В таком незаконченном виде эти работы — наиважнейшие из тех, которые знает история европейской мысли,— сохранились и дошли до последующих поколений. Они сохранились в редакции Андроника из Родоса, который придал им удобную для чтения форму и, собственно, аутентичные тексты дополнил записями учеников. Все эти работы можно разделить на пять групп: логические, естественнонаучные, метафизические, практические и поэтические.
А) Логические работы получили во времена Византии название «Органона». К этой группе относятся следующие трактаты: «Категории», «О высказываниях», «Анапитики» («ранние» и «поздние»), включающие в себя теории предположений и доказательств, «Топика», посвященная проблеме истинности доказательства и искусству ведения спора,и «О софизмах». Ядро логики Аристотеля содержится в «Аналитиках». «Топика» в большей степени, чем остальные работы, отредактирована. Работы о категориях и о высказываниях были недостаточно обработаны автором и впоследствии были дополнены, что дало повод для сомнений и их аутентичности.
Б) Естественнонаучные работы состоят из работ по физике, естественной истории и психологии. К ним относится «Физика» в восьми книгах. Составляющие ее книги написаны в разное время и, возможно, ранее представляли собой отдельные трактаты. Кроме того, сюда можно включить трактаты «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорологика»; естественная история животных включает в себя множество работ по зоологии: «О частях животных», «О происхождении животных», «О движении животных». Ботанические работы Аристотеля не сохранились; «О душе» — важный, относительно хорошо сохранившийся и обработанный трактат Аристотеля — является его главной психологической работой. Дополнен рядом небольших работ.
В) Метафизика стала центром философии Аристотеля, охватила, как называли раньше, «первую философию». Название работы «Метафизика» означает «работы, написанные после работ о природе». Эта работа состоит из 14 книг различной ценности и различного происхождения, которые нельзя достаточно строго связать друг с другом. «Метафизика» никогда не была ни единой книгой, ни единым курсом для преподавания до тех пор, пока комментаторы (Сириан и ПсевдоАлександр) не стали трактовать ее как единую работу и постарались укрепить это мнение. Выразительная связь существует между книгами, в которых говорится об основах «Метафизики». Одна из книг содержит изложение теологии Аристотеля и является отдельным произведением; в «Метафизике» есть свой философский словарь; две книги содержат полемику с Платоном.
Г) Практические работы охватывают этику и политику. Этика дошла до нас в трех редакциях, но только две из них носят аутентичный характер: «Эвдемова этика» — более ранняя редакция и «Никомахова этика» — более поздняя. «Большая этика» (полатыни — «Magna Moralia»), признанная большинством исследователей произведением более поздних столетий, является кратким изложением двух предыдущих. Политическая работа Аристотеля под названием «Политика» — обширный, но незаконченный труд,— так же, как и «Метафизика», не носит целостного характера.
Д) Поэтические работы. Из этой группы работ сохранился лишь фрагмент «Поэтики», речь в котором идет, главным образом, о трагедии.
Сохранившиеся работы Аристотеля составляют только часть того, что он написал, но часть важную, поскольку она дает точное и научное представление о всей совокупности его взглядов.
Научная ориентация Аристотеля. Областью науки, которой он занимался больше всего и в соответствии с которой создавал свои философские понятия, была биология. Говоря о бытии, он прежде всего имел в виду живые существа. Эта наука сыграла в его философской системе такую же роль, как математика и математическое естествознание в философской системе Платона; математику Аристотель знал меньше и меньше применял. Это различие в научной ориентации может объяснить и различие в философских взглядах обоих мыслителей.
 
 
 
 
 
 
I.                    Философские взгляды Аристотеля. (свободный конспект)
 
Аристотель начал свою деятельность как сторонник платоновской философии. «Первую философию» он понимал как науку о вечном и независимом бытии, также он признавал учение о бессмертии души, развивал этику. У Аристотеля был план своих собственных исследований; в «Метафизике» и «Физике», которые имеют платоновский характер.
     Еще при жизни Платона Аристотель выступал против науки об идеях. Это написано в диалоге «О философии». После ухода из Академии он формулировал позитивное учение, которое заменило ему учение Платона, поскольку оно носило другой характер. Главные метафизические идеи Аристотеля это теория трансцендентального бога и трансцендентального разума, естествознание и этика. Описание этих взглядов на мир Аристотель описал в различных книгах «Метафизики», «О душе», «Эвдемова этика», «Физике», «О небе».
В последующие годы Аристотель дальше отходит от платонизма. В его философии преобладает устойчивый эмпирический подход. Он перестает даже заниматься общими проблемами мировоззрения; он со своими учениками строит эмпирические науки, такие как биологию, социологию, историю. Его психология превратилась в ориентированную науку (естествознание, астрономия, этика метафизике). В тот период им было написано много специальных работ.
Но всё-таки в книгах того периода его мысли не всегда были выражены в чистом виде. Философская система Аристотеля, является результатом его взглядов среднего и позднего периодов, и такое соединение по своей природе наиболее целостно и последовательно.
У Аристотеля были следующие взгляды:
Логика.
1.      Метафизика и логика.
Аристотель занимал двоякую позицию по отношению к миру: он по характеру был реалистом. Из учений Платона (истинное бытие является идеальным, а истинное знание всеобщим) он брал только половину: сохраняя теорию знания, и отбрасывая теорию бытия. Он отрицал, что существуют идеи вне единичных вещей; в то же время признавал, что знание содержится в общих понятиях. Аристотель основывался на том, что бытие единично, а знание обще.
У Платона бытие делилось на две части (мир идей и мир вещей). Аристотель создает новый взгляд — бытия и знания. Исследования разделились по двум направлениям: учение о знании и учение о бытии; логика, подразумевающая всеобщее знание, отделилась от метафизики, направленной на единичное бытие.
2. Теория понятий и суждений.
Логика должна учить, как пользоваться понятиями и суждениями. Основанием понятий является определение, а суждений — доказательство. Определение и доказательство были для Аристотеля основными проблемами логики.
а) По Аристотелю, следовало, что есть общие понятия, которые не имеют и не требуют определения.
б) По Аристотелю, существуют наиболее общие суждения, которые не имеют и не требуют доказательств. Общим принципом доказательства являлся, принцип противоречия, и каждая отрасль знания имеела свои собственные принципы.
Суждение Аристотель делил на два понятия:
-субъект
-предикат
Это основывалось на том, что менее общее понятие подчиняется более общему.
Т.е. как я понимаю речь идет о «соподчинении» понятий.
Например суждение «Сократ — человек» подчиняет понятие «Сократ» понятию «человек», а суждение «человек смертен» подчиняет понятие «человек» наиболее общему понятию, «смертное существо». На это опирается предположение, а также доказательство, которое есть не что иное, как вывод из истинных суждений.
Аристотель выводы из двух суждений имеющих одно общее понятие, назвал силлогизмом. Эта теория составила большую часть его логики, которая просуществовала очень долго.
Развивая логику, Аристотель считал ее отдельной дисциплиной, и она вышла за пределы философии. Он рассматривал ее не как самостоятельную науку, а как подготовительный часть наук,— формальную дисциплину.
Логика Аристотеля была выражением его философской позиции. Она базировалась на убеждении, что бытие единично, а общие характеристики выражают его сущность.
2.      Логика и психология познания.
Структура понятий, связанная определениями, и структура суждений, связанная доказательством, устанавливали образ знания, но знания не развивающегося, а носящего завершенный характер. Логика Аристотеля включала в себя, скорее, методы преподавания полученного знания, чем методы его получения. Из этого следует, что только через знание частей можно дойти до знания целого. Силлогизм — это та структура достигнутого знания, а структурой развивающегося знания будет индукция. Логика Аристотеля представляла реальный порядок истин, не утверждая, что она является психологическим порядком, в котором мы познаем истины. Эти порядки были даже для Аристотеля противоречивыми сами по себе, и противоречили в его философии.
В этом проявляется отступление Аристотеля от позиции Платона, который добивался тождества обоих порядков, а не их противопоставления. Платон считал, что разум исходит из врожденных общих понятий и на их основе дедуктивно действует в знании.
Платону было достаточно разума для познания, у Аристотеля чувства играли такую же важную роль, как и разум. Аристотель воздавал разуму и чувствам «по заслугам» и компромиссно гасил взаимные претензии рационализма и сенсуализма. Аристотель стоял на позиции рационализма, но его рационализм был связан с генетическим эмпиризмом. Его философия, по сравнению с философией Платона, значительно усилила эмпирический характер.
Аристотель также дел акцент, что познание имеет пассивный характер. Вся власть принадлежит чувствам, если необходимо познавать внешние предметы, чувства должны быть такими, чтобы с необходимостью подвергаться влиянию предметов. Это касается и разума с той лишь разницей, что он сталкивается с объектами через образы, которые ему доставляют чувства.
Аристотель выступал против мистических факторов. Ни одно вещее воображение не может заменить опыт. В сравнении с Платоном, который видел бессилие разума по отношению к конечным принципам, Аристотель признавал не только силу разума, но и силу чувств. Он занимал позицию преклонения по отношению к врожденной власти разума. По Аристотелю, доказательства не могут идти в бесконечность, поскольку должны существовать изначальные предпосылки; это положение дало ему возможность обосновать веру в силу разума. Он считал, что общие истины, которые пытается постичь разум, можно принять на веру, и они не требуют доказательств. В силу этого они могут выполнять функции первых предпосылок. Философия Аристотеля опиралась на истины без доказательств и была догматической философией. Вера Аристотеля в разум позволяла построить метафизику, делая ненужной критику познания. К его системе философии принадлежат логика и психология познания.
Теоретическая философия
1. Разделение философии. Философия, понимаемая как «познание истины», и стала актуальной конкретика ее предметов. Аристотель вначале выделил логику как подготовительную дисциплину, а затем разделил философию на две большие части:
- на теоретическую
-и практическую.
Это деление он объяснял тем, что разум выполняет двоякие функции (познание принципов бытия и принципов деятельности), люди могут вести образ жизни исследовательский и практический.
В практической философии он выделял - этику и политику, к которым относил дисциплины, как риторика, экономика и поэтика.
Теоретическую философию он разделил на физику, математику и первую философию.
Основой такого разделения был уровень его знаний, так как он хорошо понимал математику, поэтому он включал туда еще целый ряд наук (музыка, оптика, астрономия и механика).
Существует еще одна наука, которая больше, чем математика, абстрактна. Эту науку Аристотель назвал «первой философией», которая имеет бытие как таковое, т.е. где рассматриваются только общие характеристики бытия, а все другие проблемы остаются в других науках. Позже эту аристотельскую работу - «Метафизика». Метафизика была истинным ядром философии Аристотеля, а из сделанных выводов получились новые разделы, таких как учение о Боге, о природе или о душе.
2. Субстанция. «Субстанцией» называли конкретные вещи, которые обладали  самостоятельным бытием. На самом деде, бытие можно рассматривать: как совокупность вещей, либо как совокупность качеств. Однако только одна «вещь» является субстанцией, в то время как качества, и отношения могут существовать только в связи с вещами, как их «принадлежности». Это убеждение, не признающее самостоятельного бытия вне реальных вещей было принципиальной позицией Аристотеля. Точная задача «первой философии»: она должна исследовать бытие само по себе и, следовательно, реальные вещи; она должна установить их всеобщие характеристики и атрибуты.
3. Форма и материя. Логические рассуждения привели Аристотеля к выделению в субстанции двух элементов. Если взять какую-то единичную субстанцию, например, какого-либо определенного человека, то отдельные его характеристики входят в понятие «человек», в его определение, а иные (например, что он небольшого роста) не входят в это понятие, в его определение. Можно и необходимо, с этой точки зрения, разделить каждую вещь на то, что включено вес понятие, и то, что не входит в это понятие; на то, что принадлежит к определению и что не принадлежит. Общие видовые качества вещи Аристотель назвал «формой», остальные — «материей». И субстанция, в понимании Аристотеля, разделилась на форму и материю. «Форма» у Аристотеля потеряла свое начальное значение и заменила его на переносное. Аристотель создал другое совершенное понятие — понятийную форму.
И в понятии «материи» у Аристотеля произошли изменения. Материя включила в себя все то, что в субстанции формой не является: то есть она стала тем, что, по своей природе, неопределенно, неоформленно. (например: бронза и мрамор, по словам Аристотеля, не чистая материя, поскольку она неоформленна). Таким образом появилось совершенное понятие «материи», как неопределенного основания явлений.
Аристотель создал новые понятия «формы» и «материи», однако он не полностью отбросил старое понимание: как примеры материи, приводил бронзу и мрамор, а как пример формирования — деятельность скульптора. Аристотель объединил результаты двух видов анализа: логического с ее генетическим анализом, исследующим то, что происходит, когда скульптор формирует бронзу или мрамор. Содержание понятия субстанции он сопостовлял с формой, которой субстанция достигла в своем развитии. Сделал он это для того, чтобы форма, как понятие, явилась проявлением единого в вещах: вещи, поскольку они материально сложны, всегда имеют одну форму и одно понятие. Также Аристотель давал материи определенные характеристики. (например: материя является основанием явлений и изменений, а когда материя уничтожается, то уничтожается ее субстанция, а материя сохраняется).
Для Аристотеля ни материя, ни идея не были субстанциями; однако в то же время и материя, и идея были элементами субстанции. Материя не существует самостоятельно, так же как самостоятельно не существует идея,- все это абстракции. На самом деле реальны лишь конкретные соединения материи и формы. Эта позиция Аристотеля получила название «гилеморфизм».
4. Сущность вещи.
а) Истинное познание имеет понятийную природу: любое понятие, которое мы имеем о вещи,— это не случайное ее восприятие, так как оно свидетельствует нам, чем данная вещь является на самом деле. Мы познаем в вещи то, что содержится в ее понятии. Значит, мы познаем только форму. В дальнейшем из этого следовало, что материя непознаваема. На самом деле, это утверждение не касается изменяемой материи, мрамора или бронзы, а относится лишь к первой материи, которая, в целом, неоформленна и непознаваема.
б) Существенным элементом вещи является то, что в ней есть от понятия. Статуей является только то, что обладает характеристиками, которые содержатся в понятии «статуя», и только они существенны для статуи, все остальные характеристики случайны: она может их иметь, а может и не иметь. Все то, что содержится в понятии, является характеристикой устойчивого, а то, что устойчиво — то существенно. значит, форма как элемент, составляющий понятие об объекте, является существенным элементом, наиболее важной частью субстанции, сущностью вещи. Благодаря выделению в вещах формы появились понятия «сущность вещи» и «существенные черты». Изначально среди черт, принадлежащих природе вещи, отличали более или менее существенные черты. Двойственность в оценке идеи и вещи, введенную Платоном, Аристотель перенес внутрь вещи.
5. Причина и цель. Объяснение характеристик вещи можно искать следующими способами:
-обращаясь либо к форме вещи,
-обращаясь либо к материи,
-обращаясь либо к действующей причине,
-обращаясь либо к цели — таким образом мы понимаем саму вещь. Форма, материя, причина и цель — это для Аристотеля четыре принципа объяснения. Например: скульптор задумал сделать статую, что будет причиной этого?, то, что скульптор только подумал, представил ее в своем разуме (нематериально), а уже из этого получилось материальная статуя. А все это связало общая форма. Такая связь имеет место при создании любых человеческих творений. Аристотель сделал вывод, что действующая причина находится не в материи, а в форме. Следовательно, форма не является только формальным и идеальным фактором, но представляет собой силу, которая действует и вызывает следствия, являясь действительной предпосылкой субстанции.
Аристотель, также принимал во внимание чисто причинное толкование: т.е. все, что происходит, происходит «по необходимости», а не ради достижения какой-то цели. Он развивал это, но считал недостаточным. У него были следующие взгляды: природа и человеческая деятельность стремятся к достижению цели, но на все действуют причины, так как они тоже зависят от достижения цели. (пример: острый нож хирурга).
В понимании цели Аристотель отличался от Платона, утверждая, что цель не является идеальной, что она не лежит вне вещи, а находится и в ней самой. То, что является целью вещи, наиболее наглядно видно на примере живых существ: они развиваются таким образом, чтобы достигнуть черт своего вида. В результате он пришел к тому, что форма — это сила, действующая целенаправленно и выражал ее двойственность: с одной стороны форма это понятийный элемент, а с другой же — активный фактор.
6. Энергия и потенция. Поскольку природой формы является действие, Аристотель характеризовал ее как энергию, а поскольку форма является существенным элементом бытия, следовательно, энергия, активность, действие становятся сущностью бытия. «Существовать» — не значит «занимать пространство», это означает «действовать». Если форма — это энергия, то материя — это потенция (двуединое выражение: сила и возможность. Понятие потенции также было созданием Аристотеля. Оно опиралось на внутреннее ощущение силы, которое Аристотель объективизировал, применив его к материальным явлениям, и ввел в словарь философских понятий.
7. Теория природы. Аристотель выделил из природы вещей факторы, которые его метафизика признавала сущностными элементами бытия, а именно: субстанции, формы, энергии и цели.
В его концепции природа была:
1) субстанциальной,
2) качественной,
3) динамичной,
4) целенаправленной.
Аристотель видел основы явлений не в абстрактных отношениях, а в конкретных субстанциях. Он считал качественные характеристики вещи, относящиеся к форме, более существенными, чем количественные, искал в природе проявления действия самостоятельных сил. Действие сил он объяснял их стремлением к цели.
Нормальное движение тел — падение камня или подъем дыма — Аристотель объяснял их целенаправленным стремлением к собственному для каждого месту. При этом он говорил, что расстояние, которое является отношением, а не субстанцией, не может оказывать влияния на тело и поэтому не может изменить силы этого стремления. Он исходил в механике в то время из ложных принципов и неправильно сформулировал закон движения, его же ошибочное мнение сохранилось, пройдя через тысячелетия.
В астрономии он также отступил назад, поскольку отбросил гипотезу движения Земли и обратился к системе Евдокса. Это заблуждение также привело к сохранению неверного взгляда на тысячелетия. У Аристотеля Земля вновь стала неподвижным центром мира, вокруг которого вращаются звездные сферы. Более того, поскольку он считал, что движение не может сохраняться, если оно не поддерживается устойчивым воздействием движущей силы, постольку вынужден был признать, что существуют силы, которые постоянно приводят в движение звездные сферы и, принимая во внимание точность этих движений, это силы божественных существ. Таким мифическим поворотом Аристотель создал немало преград для развития астрономии.
8. Первопричина. Мир является вечным и, вместе с тем, пространственно ограниченным. Он вечен, поскольку материя, из которой он состоит, являясь условием любого развития, не может быть его результатом. Мир не возникает, ибо вечен, и вместо с ним вечен и весь материальный мир. Он пространственно ограничен, с той точки зрения, что каждая стихия имеет свое место в мире, но за сферой последней стихии уже нет материи, нет даже пустоты, так как пустота — это такое место, которое не содержит материи, но могло бы ее содержать. В силу этого мир вечен, не было иного мира ни до него, не будет и после него, поскольку нет места вне его границ, следовательно, не существует миров, которые с ним сосуществуют. Значит, известный нам мир — единственный мир.
В результате Вселенная представляет собой цельную цепь причинно и целенаправленно связанных событии. Однако в этой целостности мира есть разрыв — все элементы имеют одну и ту же природу, кроме первого элемента. Каждая вещь имеет свою причину, а та, в свою очередь, свою, но цепь причин не может, по Аристотелю, уходить в бесконечность; принципиальным было то, что должна существовать первопричина. Первопричина должна обладать иными качествами, нежели известные нам вещи. Вещи есть результат действия причин, а первопричина не имеет своей причины и существует сама по себе. Вещи являются зависимым бытием, а первопричина — независимым. Вот характеристики этого независимого бытия: 1) оно неподвижно и неизменно, не может быть приведено в движение, поскольку не было бы первопричиной, если бы не могло двинуть само себя; в противном случае, оно было бы сложным бытием; 2) бытие является простым, так как объединение с какой либо частью должно было бы иметь причину; 3) оно является нематериальным, ибо материя есть источник всех изменений, и все материальное меняется, является чистой формой, чистой энергией; 4) независимое бытие является духовной сущностью, поскольку иначе нельзя понять нематериальные формы; 5) оно является разумом; аналогия с духовной жизнью человека свидетельствует о выделении низшей психической функции как обусловленной внешними причинами; 6) каким образом разум может привести в движение материальный мир? Только единственным способом: установив цель, к которой мир стремится. Действуя подобно тому, как «влюбленный постигает любящего». Двинуть мир — является целью мира. Принцип действия независимого бытия — это принцип неподвижного притяжения; 7) проявлением (результатом) разума может быть только мышление. А предметом мышления может быть, в таком случае, лишь сам разум, так как познающий уподобляется познаваемому, и если бы первопричина предметом своего мышления имела мир, то она уподобилась бы ему и приняла его непостоянные,качества; 8) оно является единым; иначе не было бы единства в мире, мир был бы собранием эпизодов, в то время как реальный мир един; 9) оно необходимо, поскольку не содержит материи, которая заключает в себе различные возможности; 10) оно является совершенным, потому что наиболее совершенным и в бытии являются форма, разум, энергия. Случайный, несовершенный, зависимый мир свидетельствует о наличии необходимого, совершенного, абсолютного бытия. Если существует мир, значит, существует и абсолют. Такой ход рассуждений отличал Аристотеля как от Демокрита, так и от Платона. Аристотель начал с исследования физического мира, чтобы через него прийти к абсолюту. Он множество раз повторял в своих работах, что не существует формы без материи, однако, в конце концов, такую чистую форму признал; множество раз он критиковал Платона за то, что тот говорил о трансцендентном бытии, сам же, в конечном счете, остановился также на этом трансцендентном бытии.
Абсолютное, необходимое, совершенное бытие, которое, само будучи неподвижным, приводит мир в движение — это не что иное, как то, что все называют Богом.
Аристотель противопоставлял вещи и идеи и в результате пришло противопоставление мира и Бога.
9. Космология. Дуализм мира и Бога, несовершенного и совершенного бытия отразился в космологии Аристотеля — и она стала дуалистичной. Как понимал Аристотель Бог действует неизменным образом, и поэтому движение, которое он сообщает миру, должно быть неизменным. Аналогичному же движению подвержено только небо постоянных звезд ( так называемое «первое небо»). Лишь его движение получает импульс непосредственно от Бога. На эту единственную внешнюю сферу мира «первопричина» действует непосредственно. Но, между тем, движение остальных сфер подобно движению «первого неба», поскольку Аристотель допустил, что привести их в движение могут сущности, сходные с «первопричиной», только менее совершенные. «Первопричина движения», изначально единая, стала множественной в астрономии.  Вся «надлунная» сфера была понята Аристотелем как область божественной деятельности.
Во Вселенной есть две сферы, природа которых принципиально отлична: небесная сфера и земная.
Теории о противопоставлении небесного и земного мира, теория влияния звезд вместе с учением о центральном положении Земли и о существовании божественных существ, которые приводят в движение мировые сферы,- пережили века под защитой научного авторитета Аристотеля.
10. Душа (психология). В психологии Аристотель применил общие принципы своей философии — понятия формы и материи — для того, чтобы понять соотношение души и тела. В результате он создал еще одну великую концепцию, согласно которой, душа не является субстанцией, которая оторвана от тела, но не является также и телом. Согласно Аристотелю, она является формой, или энергией, органического тела, а это означает, что душа и органическое тело составляют неразрывное целое: душа не может существовать без тела, тело же не может выполнять своих функций без души, которая его оживляет.
Сознание было только одной из функций таким образом понимаемой души, которая обладает столькими функциями, в скольких органических телах может себя проявить. Эти функции Аристотель изложил в виде иерархии. Высшими функциями он считал те, которые не могут быть осуществлены без участия нижних. В этом смысле мысль выше восприятия, а восприятие выше питания. Аристотель выделял три вида души:
-растительная душа
-животная душа
-мыслящая душа, присущая лишь человеку. Ее способность - разум - наивысшая из способностей души.
Разум познает одинаково как бытие, так и благо. Зная благо, управляет волей, в результате чего и воля становится разумной.
В понятии, которое Аристотель имел о разуме, была скрыта принципиальная трудность. Поэтому он разделил разум на пассивный и деятельный. Пассивный разум дает удовлетворенность рецептивности познания, а деятельный выражает самодвижения души. Пасси
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.