На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Технологии физкультурно-спортивной деятельности

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?6
 
Раздел 1. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как учебно-педагогическая дисциплина.
Тема 1. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как базовый курс основных дисциплин специальности государственного образовательного стандарта по физической культуре.
План:
1.      Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2.      Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3.      Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.
1. Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
Основными средствами воздействия на занимающихся в физической культуре являются физические уп­ражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.
Важнейшими понятиями являются: метод, методический прием, педагогическая технология и др.
Поэтому, прежде всего, необходимо уточнить эти понятия.
В учебнике «Теория и методика физической культуры» 2003 года Ю.Ф. Курамшин дает обстоятельный анализ таким понятиям, как «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление».
Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью кото­рого решаются поставленные задачи; как совокупность при­емов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:
Метод - это разработанная с учетом педагогических за­кономерностей система действий педагога (учителя, препо­давателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретичес­кую и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств лич­ности.
С точки зрения физической культуры в дан­ном определении необходимо уточнить, что под учащимся сле­дует понимать, безусловно, не только школьника, но и зани­мающегося любого возраста, а также добавить, что его деятельность по освоению двигательных действий, развитию физических качеств и формированию свойств личности дол­жна осуществляться в контексте коррекционной, компенса­торной и профилактической работы.
Под методическим приемом понимаются способы реали­зации какого-либо метода в конкретной педагогической ситу­ации.
Прием – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны – при одном и том же методе реализации его может осуществляться за счет разных приемов.
Понятие методика употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:
?      в узком как совокупность различных методов, обеспечи­вающих успешность овладения отдельными упражнениями;
?      в широком как совокупность различных методов, при­
емов и форм организации занятий (методика физического
юспитания - в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).
Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, а
методическое направление - это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-либо одного доминирующего фактора.
Однако при изучении дисциплины важнейшим понятием является «технология», так как оно вынесено в название этой дисциплины.
Понятие «технология», «педагогическая технология».
В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994).
Но это слово греческого происхождения имеет две составляющие, которые переводятся как: 1- «искусство», «мастерство»; 2 – «понятие», «учение», а в составе сложных слов это соответствует понятиям «наука», «знание».
Исходя из сказанного, смысл слова «технология» может восприниматься как искусство, мастерство добычи, открытия научных знаний, или искусство мастерство передачи, предъявления знаний. Отметим при этом два момента. Во-первых, это процесс должен осуществляться на высшем уровне (искусство, мастерство), во-вторых, процесс передачи социально опыта человечества  (знания, умения, навыки) неразрывно связан, прежде всего, с педагогическим процессом. Потому применение термина «педагогическая технология» не менее естественно, чем «технология производства».
В настоящее время существует больше десятка определений «педагогической технологии».
 
Педагогические технологии – это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее и строго спроектированного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие гарантированный успех педагогических процессов.
Основные этапы педагогической технологии:
?      определение научно-теоретической концепции, теоретическое обоснование разработки и реализации технологии педагогического процесса;
?      модельное проектирование педагогического процесса;
?      практическая реализация педагогического процесса и необходимая коррекция в процессе реализации модели;
?      системный анализ педагогического процесса и определение значимости позитивных результатов;
?      определение и внедрение эффективно разработанной и реализованной педагогической технологии.
В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию:
?      общего плана работы по физическому воспитанию;
?      годового плана-графика по физическому воспитанию;
?      поурочного рабочего (тематического) плана на четверть;
?      плана-конспекта урока.
Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Вместе с тем каждых документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет заданную функцию. Планирование обеспечивает необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с указанным контингентом занимающихся.
В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию, исходя из официальных документов – учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. Даны сроки ее изучения и объем часов. Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения.
Методология физической культуры и спорта в последнее десятилетие ориентирована на поиски оптимальных путей физической активизации человека.
Технология в физической культуре и спорте – это взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов и приемов, направленных на обеспечение планируемого спортивного результата или показателя физической подготовленности при метрологическом врачебно-педагогическом контроле.
Технологии физкультурно-спортивной деятельности призваны решать комплекс задач, связанных с современными тенденциями совершенствования системы спортивной тренировки.
2. Принципы построения занятий в физкультурно-спортивной деятельности
 
При изучении дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности...» студенты должны усвоить ряд установочных положений (принципов), которыми они будут руководствоваться в своей практической работе.
Существуют методические принципы занятий физическими упражнениями. Характеристика этих принципов предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность.  К методическим принципам относятся: принципы сознательности и активности, принцип наглядности, принципы доступности и индивидуализации, принцип систематичности.
Так же существуют принципы, выражающие специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями (в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации). К данной группе принципов относятся: принцип непрерывности, принцип прогрессирования педагогических воздействий, принцип цикличности, принцип возрастной адекватности воздействия.
Принцип непрерывности             
Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопусти­мость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физичес­кой подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивал­ся» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углуб­ляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависи­мости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, вы­деляют четыре основных варианта построения занятия.
Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммар­ного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.
Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в пе­риод полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последу­ющей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Четвертый вариант предусматривает проведение последующего заня­тия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы преды­дущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия ис­пользуется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови­тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
При реализации принципа непрерывности важное значение принима­ет объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентиру­ющих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а так­же меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсатор­ных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управ­ления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку фортран, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть связаны воедино по следую­щей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки > срочный (куму­лятивный) тренировочный эффект> величина и качество отдыха, кото­рые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.
Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в за­нятии следует учитывать преемственность и степень связи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.
Принцип прогрессирования воздействий
Предусматривает целенаправленное повышение требований к дви­гательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в про­цессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного
принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического
воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что прак­тически выражается ростом тренированности, повышением функцио­нальных возможностей организма и физических способностей. Он вы­ражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновле­нии и усложнении используемых упражнений, методов, условий заня­тий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда
будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и
связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся.
На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать
адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных инди­видов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию
при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций орга­низма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке
новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и
ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует от­
метить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсив­ных упражнений без проведения предварительной тренировочной рабо­ты значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит
к перенапряжению функциональных систем организма. При использо­вании больших энергоемких физических нагрузок в организме остаются
более выраженные структурные следы, определяющие долговременную
форму адаптации. При ее целенаправленном формировании использу­ют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный
характер регулирования физической нагрузки является универсальной
формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воз­
действия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный ха­рактер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подго­товке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к
объемным и высокоинтенсивным нагрузкам.             
 
Принцип цикличности             
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учеб­но-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирова­ние развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом сово­купности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.
По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроцик­лов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, пред­ставляет собой эмпирически определенную форму совершенствования фун­кциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Це­лесообразность использования того или иного варианта микроцикла обус­ловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направ­ленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные эле­менты структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный сум­марный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.
Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годич­ного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой тех­нологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на­грузкам в процессе его эндогенного развития.
В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор­мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнова­ниях и последующей утраты.
Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил:
?      процесс физического воспитания и спортив­ной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов);
?      серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта;
?      последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учеб­но-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.   
 
Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динамика развития физических способностей, совершенствования вегетатив­ных и моторных функций организма во многом определяет содержание учеб­но-воспитательного процесса, реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Предикаты (свойства, функции) принципа возрастной адекватности предусматривают решение сложных методологических и технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и преимущественной направленности базовой подготовки. К ним целесообразно отнести малоизу­ченные вопросы оптимального соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей, текущих педагогических задач, используемых средств и методов физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование этих вопросов при разработке многолетних программ физического воспитания неизбежно при­водит к отклонениям физического развития индивида. Эффективность физи­ческого воспитания детей во многом обусловлена правильным подбором фи­зических нагрузок преимущественной направленности в период сенситивного развития организма, что несомненно обеспечивает благоприятные предпо­сылки для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.
Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожи­лого возраста приобретает черты физической рекреации оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии преимущественной направленно­сти подготовки на отдельных этапах многолетних занятий, обеспечение гармонического развития физических способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соот­ветствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.
Каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом же деле все они синтезированы в систему единого педагогического процесса и лишь отражают его отдельные стороны. Так, сознательность и активность обязательно предполагают доступность обуче­ния и развития физических способностей. Доступность и индивидуализа­ция обеспечивается наглядностью и систематичностью. Принцип система­тичности, в свою очередь, содействует постепенному повышению тренирующего воздействия. Учитывая сложность структуры унифициро­ванной системы принципов, можно утверждать, что ни один из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от совокупности принци­пов. Успешность учебно-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех принципов.
 
 
 
 
 
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина
Научные проблемы физической культуры как научной дисциплины включают все проблемы, касающихся занима­ющихся физическими упражнениями: социальные, психологические, медицинские, биологические, технические, правовые, финансовые и другие.
Объек­том исследования являются именно технологии физкультур­но-спортивной деятельности и прежде всего сами фи­зические упражнения, их влияние на организм и личность занимающихся.
Здесь имеется в виду: техника выполнения тех или иных упражнений; мето­дика обучения двигательным действиям; методика развития и совершенство­вания физических качеств и способностей; методика фор­мирования свойств личности в процессе занятий физически­ми упражнениями и т. п.
Цель физического воспитания – достижение каждым физического совершенства и многолетнего сохранения здоровья, обеспечение полноценной физической подготовки к творческому труду и другим сферам жизнедеятельности. Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть связано с аналогичными предшествующим и последующим звеньями, должно вносить определенный вклад в решение задач физического воспитания.
Это становится возможным лишь при решении ряда задач и тщательной организацией учебного процесса по содержанию и форме, а также подборе методов обучения, воспитания и развития личности.
В настоящее время имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Мы рассмотрим классификацию, в основании которой лежит направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с формирование отдельных сторон физической культуры личности.
В предлагаемой классификации методы подразделяются на три группы:
1)     направленные на овладение знаниями;
2)     способствующие овладению двигательными умениями и навыками;
3)     направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.
В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной ме­тод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из пред­ставлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использо­ваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения зна­ний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развитие физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.
Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классифика­ции к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.
Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:
1.   Закономерностями формирования двигательных навыков и разви­тия физических способностей и вытекающими из них методическими прин­ципами.
2.   Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и разви­тия личности занимающихся.
3.   Характером содержания учебного материала, применяемых средств.
4.   Возможностями занимающихся – их возрастом, состоянием здоро­вья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.
5.   Возможностями самих преподавателей – их предшествующим опы­том, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хорошо говорил по этому поводу П.Ф. Лесгафт: «Можно сказать: метод – это я».
6.   Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.
7.   Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их ста­билизация или восстановление).
8.   Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов тренировки.
9.   Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия
(температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).
 
 
 
1. Методы, направленные на приобретение знаний
Знания – один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.             
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процес­се определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия (см. рис 1).
Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического вос­питания, развития вида спорта, техники движений, методики трениров­ки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого мето­да – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых – совместным, коллективным.
Описание – это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.
Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, мед­ленно, непринужденно и т.д.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей
выполняемых движений. Главная особенность этого метода – теоретичес­кие доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого
способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и
др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: «Зачем
это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?».             
Разновидностью объяснения являются:
сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;
инструктирование – точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий. Упражнений, правил из выполнения и т.д.
Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществляется с помощью указания, команды, подсчета, распоряжения, приказа и др.
При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и
стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются
различные формы словесных оценок: оценочные суждения («верно», «хорошо»), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий за­нимающихся.             
Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон широко применяется метод «самопроговаривания». Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике ученик преднамеренно мыс­ленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мыс­ленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» - во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действия.
Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действия­ми, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, бо­лезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способ­ствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.
Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий, называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предпо­лагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.
Следующая группа методов связана с передачей и усвоением печатной информации путем работы обучаемых с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями и пр. Эти методы применяются, главным образом, для стимулирования познавательного интере­са, активности занимающихся, углубления их знаний в области спортив­ной техники, методике технической подготовки. Они позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.
И наконец, следующая группа методов усвоения и использования знаний построена на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играют зре­ние, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия изучаемого действия. Ощущения и вос­приятия – это первичный образ о действии. Они предшествуют представ­лениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и на­глядно-образного мышления. По мере освоения двигательных действий формируются специализированные восприятия: «чувство снаряда», «чув­ство мяча», «чувство штанги», повышающие сенсорную культуру двига­тельной деятельности занимающихся.
Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристик, осмыслению и тщательно­му анализу структуры и условий его выполнения.
Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формиро­ваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, разли­чающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.
Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучаемому извне и относящейся к «чужому» исполнению движения. Такой подход к познанию движения обычно называют «экзогенным», т.е. внешнего происхождения.
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы называют «эндоген­ными, т.е. это внутренние ощущения, восприятия, представления.
В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы создания чувственного образа изучаемых упражнений.
В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино – и видеомагнитофонных записей, предметных и символи­ческих ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с раз­меткой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.
Во втором случае применяются методы направленного «прочувствования» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения». В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры дви­жений и тем самым лучше прочувствовать их.
Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движения можно, используя методы «срочной информации». Целесообразно также применять специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений: выполнение упражнений с «выключением» зре­ния, использование безнагрузочного напряжения мышц со зрительным кон­тролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экранах векторэлектрокардиоскопов или тактильным контролем «над ощущениями».
Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени.
 
2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:
?      методы расчлененного упражнения;
?      методы целостного упражнения.
Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод приме­няется в следующих случаях:
¦   при обучении координационно-сложным двигательным действиям,
когда нет возможности изучить их целостно;
¦   если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
¦   если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
¦   когда целостное выполнение действия может быть опасным, если
предварительно не изучить его элементы;
¦   когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:
1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (простран­ственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внут­ри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движе­нии у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.
3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, времен­ная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «провод­ка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исход­ных и конечных условий движения и т.д.
Методы целостного упражнения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:
?     при разучивании наиболее простых упражнений;
?     при изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;                           
?     при закреплении и совершенствовании двигательных навыков
 
Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективны­ми средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это харак­терно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в кото­рых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолени­ем отрицательных эмоций.
В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя фун­кции обучения технике движений и контроля за действиями занимающих­ся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно слож­ных двигательных действий.
Разновидности целостных методов:             
1.  Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.
2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.
3.  Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена.
4.  Метод подводящих упражнений, который основан на применении в
качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.
При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом
могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятель­ное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасно­сти (применяется непосредственная страховка преподавателем, партне­ром, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение
упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение про­
водки и т.д.
 
3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной спо­соб упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения.
НАГРУЗКА – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являют­ся, с одной стороны, величины, характеризующие внешние параметры совер­шаемой работы (продолжительность и скорость выполнения упражнений, ко­личество повторений, подходов, элементов, вес отягощений и т.д.); с другой – величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потреб­ление кислорода, ударного и минутного объема крови и др.). Первые относят­ся к «внешней» стороне нагрузки, вторые – к ее «внутренней» стороне.                          Величина нагрузки зависит от ее объема и интенсивности.
Под объемом нагрузки понимают как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы,
выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю,
месяц и т.д.). Критериями, при оценке внешней стороны объема, могут
служить: количество повторений упражнений (число подъемов штанги,
число элементов в гимнастической комбинации, число атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах); количество занятий и время, затраченное на них; суммарный вес отягощений; суммарный километраж и другие показатели. При оценке внутренней стороны нагруз­ки показателями объема может быть, например, суммарный расход энер­гии за время упражнений или суммарные величины пульса в отдельных
упражнениях за определенный период времени.             
Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Мерами интенсивности внешней сто­роны нагрузки, как правило, служат: скорость передвижения – в беге, плавании, лыжных гонках и т.д.; темп игры или боя – в спортивных играх и единоборствах; длина или высота – в прыжках или метаниях; моторная плотность занятия (отношение времени, затраченного на упражнения к общему времени занятия) – в гимнастических и иных упражнениях, вес преодолеваемого отягощения – в упражнениях со штангой, гантелями, набивными мячами, на блочных устройствах и т.д. В качестве показате­лей интенсивности внутренней стороны нагрузки могут быть минималь­ные, средние и максимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени (в секунду или минуту).
Нагрузку можно изменить за счет объема и интенсивности или обоих показателей одновременно.
Нагрузка бывает:
стандартной – практически одинаковой по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый мо­мент воздействия;
переменной (вариативной), изменяющейся в ходе выполнения упражнения.
Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме челове­ка, на базе которых происходит развитие физических способностей, закреп­ление и совершенствование двигательных навыков. Однако длительное применение однообразных нагрузок может тормозить рост физических спо­собностей, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них по­терю интереса к занятиям.
Поэтому непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутом­ления, активизируются восстановительные процессы в организме, усили­ваются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.
Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществ­ляется очередное выполнение упражнения, различают следующие типы интервалов отдыха:
?     субкомпенсационные (неполные);
?     компенсационные (полные);
?     суперкомпенсационные (экстремальные);             
?     постсуперкомпенсационные.
При субкомпенсационном (неполном) типе интервала отдыха очередное
выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.
Различают два их вида: значительно короткие (сокращенные) и незначительно короткие интервалы отдыха.
Значительно короткие интервалы характеризуются сравнительно большим недовосстановлением работоспособности (5-10%), частота сердечных сокращений – 130-140 уд/мин, дыхание учащенное, субъективной готовности к работе нет. Повторное выполнение нагрузки в этом случае ведет к снижению интенсивности упражнения (скорости передвижения, темпа движения, силы и т.д.). Они применяются в основном при разви­тии выносливости.
При незначительно коротких интервалах отдыха недовосстановление работоспособности небольшое (3-5%). Частота сердечных сокращений 120-130 уд/мин, дыхание почти восстановлено, иногда есть субъективная готовность к работе. Как и сокращенные интервалы, они содействуют развитию выносливости.
Компенсационный (полный) тип интервала отдыха обеспечивает восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха прежде всего применяются при развитии мышечной силы, быстроты и ловкости. Они позволяют сохранить у занимающихся «свежесть», что дает возможность, например, поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.  
Суперкомпенсационный (экстремальный) тип интервала отдыха – это такой, при котором очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособнос­ти содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подго­товленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблет­ся в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин). Оптимальная продолжи­тельность отдыха обычно при применении интервальных нагрузок устанавливается экспериментально.
Постсуперкомпенсационный (длинный) тип интервала отдыха, при котором очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдуще­го выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного ме­тода. Поэтому один и тот же по длительности интервал может быть в раз­личных условиях – и экстремальным, и полным, и неполным (жестким). I    
По своему характеру отдых может быть:
пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности);
активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление, - в беге, например, это будет спокой­ная ходьба, в плавании – неторопливые движения в воде и т.п.).
В условиях нарастающего утомления эффективность активного отдыха может снижаться, а роль пассивного отдыха возрастать. В практике ши­роко применяют следующие разновидности пассивного отдыха: сон, «вну­шенный сон», «аутогенный отдых» и др.
В зависимости от решаемых задач, величины и характера нагрузки, степени развития утомления у занимающихся возможны определенные сочетания активного и пассивного отдыха. Этот вид отдыха называется смешанным (комбинированным).
В процессе активного, пассивного и смешанного отдыха возможно применение дополнительных средств ускорения восстановительных процессов – глобального или избирательного воздействия (массаж, электропроцедуры, аэронизация и др.), а можно их и не применять вообще. При­менение средств восстановления в паузах отдыха позволяет повысить суммарный объем нагрузки в занятии и интенсивность выполнения отдельных упражнений, сократить интервалы отдыха между упражнениями, уве­личить объем, число занятий. В спортивной практике за счет этого удает­ся иногда увеличить объем тренировочной работы в микроциклах на 10-15%.
Представление об отдыхе будет неполным без раскрытия способов изменения или сохранения его продолжительности. В этом случае можно выделить такие виды отдыха, при которых продолжительность интервалов отдыха между выполнением отдельных действий (или между сериями) не изменяется, планомерно сокращается или, наоборот, увеличивается. И, наконец, в принципе возможны случаи, когда длительность отдыха внача­ле сокращается, затем увеличивается или не изменяется. Сущность того или иного метода совершенствования двигательных навыков и направлен­ного развития физических способностей в значительной степени зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности, длительности, количества повторений упражнений, интервалов и характера отдыха.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. Отметим, что если при прохождении дистанции в беге колебания скорости не превышают 3% от средней скорости, то такой бег можно считать равномерным (В.В. Михайлов, 1971).
Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.).
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при его приме­нении обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет либо повышения длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. Разумеется, с увеличением интенсивности работы длитель­ность ее уменьшается, и наоборот. С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повы­шение экономичности движений, воспитание волевых качеств. Различают два варианта этого метода:
1.      метод длительной равномерной тренировки;
2.      2) метод кратковременной равномерной тренировки.             
Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интен­сивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышеч­ной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродук­ции, т.е. поглощение кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин. Продолжительность непрерывной работы может находиться в диапазоне от 15 до 90 мин и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.
Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Ее
продолжительность уменьшается. Упражнения выполняются в смешанном
аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для совершенствования «чувства темпа» (в беге, гребле, ходьбе), а также для развития аэробно-анаэ­робного компонента выносливости. Подобный вариант равномерного ме­тода предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и
дыхательной системам организма. Поэтому его целесообразно применять
с хорошо подготовленными занимающимися.             
Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способ­ствует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности сердца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мыш­цах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхательных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Длительная и сравнительно умеренная работа создает достаточно хорошие условия для гармоничной и постепенной настройки на работу различных функций организма. Продолжительные нагрузки оказывают большое психологическое воздействие на занимающихся. Они содействуют и ют воспитанию у них волевых качеств, настойчивости, упорства и др.   
Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп дви­жений,              г
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении ди­станции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода.             
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использовании переменного метода обеспечивается в период работы. Направлен­ность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений.
Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей, расширение диапазо­на двигательного навыка, приобретение определенных тактических уме­ний, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание воле­вых качеств.
Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки главным образом регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изме­няться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительности выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет либо к развитию аэроб­ных или аэробно-анаэробных возможностей.
В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем
выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений. Выделяют несколько вариантов перемен­ного метода:             
с ритмичным колебанием интенсивности – одинаковые периоды работы с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами
работы пониженной интенсивности. Например, в беге на дистанцию 3000
м: 500 м в 1/2 силы + 200 в 3/4 силы + 300 свободно и т.д.;
с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы. Примером этого варианта является «фартлек», что в переводе со шведского означает «игра скоростей», «беговая игра». Содержание его – это бег на местности в течение длительного времени (от 30 мин до 2 ч с разной скоростью). Скорость передвижения и продолжительность ее со­хранения при этом заранее не планируется. Желательно проводить его в лесу, парке, поле. Каждый участник бега, в зависимости от самочув­ствия, поочередно может лидировать в группе, с ускорениями на отрезках различной произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью. В процессе фартлека занимающиеся могут заменить часть ускорений беговы­ми или прыжковыми упражнениями;
с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения определенных технико-тактических задач (например, при отработке тактики «рваного бега» в легкой атлетике).
Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует раз­витию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения. Одни и те же движения, выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, сопоставляются по принципу контраста. Это дает возможность четко различать мышечные ощу­щения, связанные с правильным, свободным, выполнением движения и неправильным выполнением движения.
Недостатком переменного метода является то, что он в какой-то степени «неточен», так как все основные компоненты (длина ускорения, ско­рость, продолжительность снижения скорости и т.п.) нагрузки в перемен­ном методе планируются приблизительно, как правило, «по самочувствию», на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упраж­нения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого мето­да тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в пе­риод выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления орга­низма от каждого повторения задания.
Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники дви­жений на высокой скорости, психическая устойчивость.
Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75-95% от максималь­ной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной – 95-100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. На­пример, в беге, гребле, плавании и т.д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планирует­ся, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполня­ются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную ин­тенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.
В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных – скоростной выносливости.
Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно-темповой тренировки.
Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основном анаэробный, а на средних и длинных – смешанный, т.е. аэробно-анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с совершенствованием техники движений, данный метод используется главным образом для развития силы и скоростно-силовых способностей.
В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего встречаются следующие:
1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90-95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного
темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и пр.
2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. При
применении коротких отрезков развиваются преимущественно скоростные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия срав­нительно редко и лишь небольшими сериями для максимального разви­тия скоростной выносливости и максимального воздействия на волевыекачества.
Преимущества повторного метода состоят прежде всего в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы главным образом действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную систе­мы и меньше на обмен веществ в мышцах, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен.
Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При ра­боте с недостаточно подготовленными занимающимися его следует приме­нять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.
Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.
Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигур­ное катание, спортивные игры, единоборства и др.).
Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160-180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение частоты сердечных сокраще­ний, потребление кислорода в течение первых 30 с увеличивается и дости­гает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и несколько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.
Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120-140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным либо пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха частота пульса не будет снижаться ниже 120 уд/мин.
Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «эконо­мит» время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плот­ность нагрузки и позволяет без опасности перетренироваться, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.
Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся.
Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.
Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенны­ми способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Особенно широкое использование игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, вы­носливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, ини­циативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод харак­теризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающих­ся, эмоциональностью, что безусловно содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.
Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возмож­ность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключа­ют возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.
Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использо­вать их в усложненных действиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на луч­шее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалифика­ционные состязания).
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе со­стязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобили­зации всех сил человека и создают благоприятные условия для максималь­ного проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и воле­вых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, уме­нию сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличност­ные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не толь­ко формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противни­ку, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые макси­мальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно под­готовленными занимающимися, при применении соревновательного ме­тода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенство­вание техники движений. Именно поэтому эффективность соревнователь­ного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и ха­рактера физических упражнений, пола, возраста, физической подготов­ленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов.
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью со­ревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования.
Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).
Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста до­стижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов.
Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая
форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной
выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполне­ния одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места
выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполне­ние последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к
первому, таким образом замыкая круг. Название такой тренировки — «круговая» - чисто условное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема 2. Классификация и характеристика технологий физкультурно-спортивной деятельности
План:
1.      Физические упражнения – основное и специфическое средство формирования физической культуры личности.
2.      Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.
3.      Классификация физических упражнений.
4.      Содержание и формы физических упражнений.
 
1.      Физические упражнения – основное и специфическое средство формирования физической культуры личности.
 
Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относятся физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. Основное средство – физические упражнения. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.
Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе много­кратного повторения действий «следовые» двигательные эффекты по от­крытому Ж.Б. Ламарком закону упражнений – «работа строит орган в меру его употребления» накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.
В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения «организация определяет и строит функцию по мере ее выполнения» впервые сформулировал Д. Дидро. Научно ее обосновал Н.А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализации не существовавших ранее форм двигательных действий.
При этом организм строит свои движения не только по закону Ж.Б. Ламарка, не в порядке простого повторения и накопления эффекта упражне­ния, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональ­ных способов решения возникших двигательных задач (Г.Г. Наталов, 1976).
Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:
1.    в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреа­ционный, реабилитационный эффекты;
2.    в зависимости от характера применяемых упражнений эффект может быть специфическим и неспецифическим (общим);
3.    в зависимости от преимущественной направленности на развитие и
совершенствование какой-либо способности (функции) существует: сило­вой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов;
4.    в зависимости от достигнутых результатов эффект может носить
положительный, отрицательный или нейтральный характер;
5.    в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий), появ­ляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), кото­рый проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.
Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода – повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой – происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.
Характерной чертой физических упражнений является то, что они свя­заны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психичес­кой деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.
Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыж­ки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются естественными, существуют упражнения, специально созданные в про­цессе развития теории и практики физического воспитания. Это так назы­ваемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания «школы движения», развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач. Сюда относятся упражнения на большинстве гимнастических сна­рядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Ха­рактерной особенностью этой группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.
Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражает­ся в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда: между ними имеется принципиальное различие. Как известно, труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Изменяя внешнюю природу, человек приспосабливает ее к своим потребностям. Но, действуя на природу и изменяя ее, человек в процессе труда изменяет и самого себя. Однако воздей­ствие физического труда на человека в процессе производства представ­ляет собой сопутствующий фактор, подчиненный закономерностям раз­вития производства. Говоря о физическом труде, необходимо учитывать не только собственно двигательную деятельность, мышечные усилия, совершаемые в процессе работы, но и то нервное напряжение, психи­ческие, волевые проявления, которыми сопровождается выполнение производственных движений.
Что же касается физических упражнений, то их действие, как уже
было сказано, направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью
физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на
человека с целью развития его физических и духовных способностей. В
отдельных случаях в сочетании с физическими упражнениями физический
труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу,
в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать
как вспомогательное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упраж­нения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических уп­ражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физичес­кие упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболе­ваний и борьбы с ними.
Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физиче­ских упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм чело­века — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.