На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этапы развития российской социологии и её основные направления

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный  университет экономики и управления – «НИНХ»
Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная дисциплина: «Социология»
Номер группы: ФКПО13
Наименование специальности: 080100-экономика «Финансы и кредит»
Студент: Вербицкая Виктория Александровна
Номер зачетной книжки: 120122
Номер варианта контрольной  работы: 2
Дата регистрации институтом «___»____________________ 201__ г.
Дата регистрации кафедрой «___» _____________________ 201__ г.
Проверил: Тевлюкова Оксана Юрьевна
Год написания:2012
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Теоретическое  задание.
Этапы развития российской социологии и ее основные направления
60-е годы XIX века, времена  правления Александра III, начинаются  великие реформы. Эти реформы  были вынужденными, их диктовал  ход экономического развития. Общество  было почти готово к решительным  действиям, что признавал даже  новый царь Александр II. Борьба  вокруг готовящейся реформы по  поводу меры уступок крестьянам  и величины потерь землевладельцев  – помещиков привела к чёткой  поляризации общественных сил.  Из западничества выделилась  революционная демократия во  главе с Чернышевским, другая  часть западников сместилась  в сторону либерализма. В это  время в русском обществоведении  сложилась такая ситуация, когда  часть конкретных социальных  наук – история, этнография, социальная  статистика, юридическая наука и  другие – достигли известных  успехов, но дальнейшее их развитие  требовало глобального методологического  осмысления материала. Философия  оказалась парализованной собственными  трудностями. В этих условиях  возникла потребность в новой  обобщающей общественной науке  – социологии.
В связи с этим выделяются следующие этапы развития социологии:
1860-1890-е годы  считаются первым этапом развития  социологии, его можно назвать стадией возникновения «новой науки» [2, с. 34].В это время в России стала распространяться идея о необходимости новой науки, которая бы изучала общественные явления. Инициатором этой идеи выступил О.Конт – основоположник позитивной философии, его идеи упоминались уже в 40-50-е гг., но особого резонанса они не имели.. До 60-х гг. знакомство с идеологией Конта было возможно лишь в кружке Белинского. Чернышевский был самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии. Публицистика (журналы), философия, социология, экономические науки, художественная литература, несмотря на цензурные нормы, давала значительно богатое, чем в 50-60-е гг., разнообразие школ, направлений, концепций. В печати обсуждаются всевозможные «социальные вопросы»: рабочий, земледельческий, национальный, женский. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят работы Лаврова (первого русского писателя по социологии), в 1865 году появляются статьи о Конте и его философии в журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки». На рубеже 60-70-х гг. появляются первые собственно социологические работы Лаврова.
Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии  о статусе новой науки, появились  публикации, чётко зафиксировавшие  рождение двух противоположных направлений  – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали  идеи Конта.
В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Второй этап в  развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая критика» [2, с. 36]. В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.
Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся  и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют  в работе Международного института  социологии. В Париже Ковалевский  открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали  и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена  как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства  России школа была закрыта.
На передний план выходит  анализ философских предпосылок  социологического познания. В это  время утверждается экономический  материализм в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).
Третьим этапов в  развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социология чётко определяет свой предмет и саму себя как общую теорию социального.
Отличительная черта российской социологии – её влияние на общественную и политическую жизнь.
Для становления социологии стимулирующим фактором оказалось  усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформы почти незаметными  группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал  состав населения города, создал массу  новых профессий, способствовал  ломке старых культурных стандартов.
Всё это вызвало интерес  к социальным проблемам. Россия не только подарила миру термин «интеллигенция», но первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения  «толпы и героя».
В пору крепостного права  верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем. После  реформы растут социальные слои, с мнением которых приходилось считаться. Кроме этого мешали предрассудки некоторых учёных в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения. Недоброжелательство ломалось очень медленно.
Начало XX века является самым  сложным периодом в истории русской  социологии. На первый план выдвигался русский пролетариат, и оттеснялась  на второй буржуазия, полный крах потерпела  дворянско-буржуазная интеллигенция. Реформа привела к разложению общины, росту кулачества и к усилению крестьянского недовольства. Рабочий  класс, организованный и руководимый  социал-демократами, преодолел двоевластие. Период совпал в культурном отношении  с Серебряным веком.
Возникает «новое религиозное  сознание» и соответствующие  философско-социологические концепции  Струве, Булгакова, Бердяева. В это  время реставрируется либеральное  народничество во главе с Коревым. Самым распространённым является марксистское учение.
В это время начинается повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка  зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.
Национальная мысль шла  в русле мировой социологической  мысли. Главное в развитии социологии в России – это её позитивизм. Второй особенностью русской социологии было обсуждение проблем динамики (эволюции, прогресса), их последовательности. Третья тема русской социологии – социальная структура и социальное поведение.
Историю социологии можно  представить как совокупность индивидуальных вкладов, обусловленных личностными  особенностями исследователей, имеющими особое значение в социальном познании. В эволюции российской социологии можно  выделить три периода, которые совпадают  с вышеописанными и выражаются синтетической, аналитической и аналитико-синтетической  ориентацией исследований.
За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации.
Социология России приобрела, таким образом, твёрдую почву  для перехода на качественно новый  этап. Русская социология выглядела  не хуже западноевропейской и американской. У неё было собственное лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие идейную перекличку с национальными социологиями других стран, было у ней и творческое стимулирование мировой социологии.
В связи с развитием  российской социологии выделяются основные направления в её развитии:
1.Народническое
Народничество возникло в  России в 60-70-е годы. Социальной базой  этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся  по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило  вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма  в стране в частности, выступало  против царизма и феодально-крепостнических  пережитков в стране, требуя их уничтожения.Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке – религиозное.
По  вопросам тактики народничество  делилось на три направления:
а) народники- пропагандисты  во главе с П. Л. Лавровым,
б) народники-заговорщики, или  бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.
Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.
Народники-анархисты считали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они говорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.
2.Либеральное
Это направление появилось  в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение  России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых  противоречий обнаружили несостоятельность  николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны [3, с. 25].
Представителем либерального направления был Чичерин Б. Н. Он связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется автором как «экономический материализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.
3.Марксистское
Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела  социально-философская и экономическая  теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х  годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности  марксистской теории заключалась в  её социально-политической направленности на изменение типа общественного  устройства через структуры власти [2,с.214].Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельствовавшие зарождение нового направления в российской социологии.
Плеханов – один из авторитетов  марксистской социологии, он опубликовал  много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.
В основе экономического материализма лежат следующие положения:
1) фундаментом и причиной  всей социально-культурной жизни  является экономическая структура,
2) исторический процесс  должен объясняться из борьбы  классов, происходящей на почве  экономических отношений и интересов,
3) социальная эволюция  совершается на основе объективных  законов, независимых от воли  и сознания индивидов,
4) капитализм саморазрушается  и посредством революции сменяется  социологизмом.
Наряду с экономическим  материализмов в 90-е годы возникает  и «легальный марксизм», его сторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.
Работы Бердяева носят  ярко выраженный социально-философский  характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что  в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как  природа или как дух; в обществе различают несколько уровней  социальности. Одним из первых в  мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового  человека, обратился к вопросу  о роли техники в развитии общества.
4.Анархическое
Анархизм, как течение  общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.
П. А. Кропоткин занимался  теоретической разработкой анархизма. Он написал много сочинений различной  направленности, но все они имеют  выход на социологические проблемы. Главный социальный субъект, по его  мнению, народ. Способом уничтожения  государства является социальная революция. Общество, покончившее в результате революции с частной собственностью, будет организовано на началах безгосударственного  анархического коммунизма или коллективизма. Кропоткин считал, что анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности.
Учёный считал, что ключевая роль в обосновании современной  философии и социологии принадлежит  позитивизму Конта. В духе нового мировоззрения должны быть перестроены  общественные науки, в том числе  и социология. Основным вопросом социологии, по его мнению, был – «является  ли жизнь в обществе средством  освобождения личности или средством  порабощения» [4, с.117]. Центральной проблемой  социологии он считал проблему взаимопомощи.
В работе мы рассмотрели  развитие российской социологии XIX –XX веков. Осветили вопрос развития общественной мысли в России данного периода. Было выявлено, что появление социологии, как науки, это не случайный процесс. Необходимость появления предмета требовала данная ситуация в стране. Интер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.