На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономическое развитие России первой половины XIX века

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………….
    Экономическое развитие России первой половины XIX века. Достижения и неудачи………………………………………………………..
 
4
    Причины и предпосылки отмены крепостного права……………….
7
     3. Крестьянская реформа 1861 года и её значение…….............................
9
Заключение……………………………………………………………………..
15
Тест……………………………………………………………………………..
16
Список используемой литературы…………………………………………....
17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
      Социально - экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, рыночные, отношения. В эти годы стало ясно, что отягощенная системой крепостничества страна не может двигаться вперед, но сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.
      К началу  XIX в. Россия была одной из крупнейших государств, занимая территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Население страны состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, что не могло не отражаться на состоянии экономики.
      XIX век для России – это время либеральных реформ и контрреформ, время тайных дворянских обществ, это очередная русско-турецкая война, бесславная Венгерская война, Крымская война, это время победоносной Отечественной войны 1812 года.
      Когда к  власти пришел Александр I, перед страной стояли две насущные проблемы: освобождение крестьян и трансформация самодержавной власти. То и другое тормозило экономическое развитие, не способствовало упрочению позиций России на мировой арене.
К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Ей принадлежала Аляска и некоторые другие территории в  Северной Америке. Население страны к середине века составило около 74 млн. человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало  отпечаток на состояние экономики.
Несмотря на тот факт, что середина XIX века - уже довольно далекое от нас время, и в течение  полутора прошедших веков Россия неоднократно меняла вектор политической и правовой направленности, тема реформаторской деятельности Александра II в начале XXI века опять приобрела многие признаки актуальности.
В соответствии с заявленной актуальностью, цель работы – проанализировать особенности развития внешней политики России в первой половине 19 века и рассмотреть реформы Александра II.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих  задач:
- проанализировать основные  этапы внешней политики России  в первой половине XIX века;
- рассмотреть принципы  сохранения крепостного права  и варианты освобождения;
- рассмотреть крестьянскую  реформу 1861 года и выявить ее  значение.
 

1. Экономическое развитие России первой половины XIX века. Достижения и неудачи.
Современная историография  отмечает, что для экономического развития России первой половины XIX века характерны глубокие контрасты, когда, с одной стороны, формируется  капиталистический уклад, начинается промышленная революция, а с другой - в аграрном секторе преобладают  натурально-патриархальный уклад, система  крепостного труда и хозяйствования.
Промышленность.
В развитии промышленности начинают происходить судьбоносные перемены. Во-первых, число предприятий  увеличилось с 2 тысяч до 150 тысяч  за счет роста купеческих мануфактур при значительном сокращении числа  казенных и особенно вотчинных (помещичьих) мануфактур в силу низкой производительности преобладающего в них крепостного  труда. Если в 1799 году вотчинные работные люди составляли 58%, то в 1860 году лишь 18% от всех занятых в промышленности. Капиталистические по своей сути купеческие мануфактуры, в которых  преобладал вольнонаемный труд, становятся основной формой российского предпринимательства. Во-вторых, с 1840-х годов, значительно  позднее, чем в Западной Европе, в  стране начинается промышленный переворот: в мануфактурах ручной труд постепенно заменяется машинным (паровой двигатель, ткацкий станок и др.), складывается фабричное производство с использованием до 90% вольнонаемного труда. В третьих, происходят серьезные сдвиги в структуре  промышленности. Казенные металлургические заводы, особенно на Урале, в которых  преобладал полукрепостнический принудительный труд, оказались неконкурентособными на европейском и внутреннем рынке. Занимавшие некогда ведущее место в Европе, они приходят в упадок. В 1840 году был издан указ Николая I, предусматривавший даже постепенную ликвидацию казенных мануфактур, основанных на подневольном труде приписанных к ним крепостных.
Ведущую роль стали играть рентабельные купеческие предприятия  легкой промышленности (текстильные, пищевые, бумагодельные) с новыми формами организации и управления машинным производством индустриального типа. В России стали впервые формироваться отрасли машиностроительной и химической промышленности. Однако преобладающей отраслью оставалась мелкотоварная кустарная промышленность, которая создавалась в деревне. Наконец, в четвертых, на основе применения вольнонаемного труда и концентрации производства стали формироваться основные промышленные районы - Центральный (Московский), Северо-Западный (Петербургско-Прибалтайский) и Южный (Харьковский). В них складываются  новые династии русской буржуазии - Морозовы, Сапожниковы, Рябушинские, Прохоровы, Кондрашовых и др., основатели которых были выходцами из крестьян.
Сельское хозяйство.
Значительные перемены прослеживаются и в аграрном секторе экономики. В первой половине XIX века вывоз хлеба  из России увеличился в 6 раз и достиг 70 миллионов пудов в год. В результате дворянство, производившее в своих  имениях до 90% товарного зерна, все более стало втягиваться в  капиталистические рыночные отношения.
Но лишь незначительная часть  дворян стремилась увеличить урожайность  зерна и картофеля, применяя наемный  труд, многопольный севооборот и простейшие машины. Основная масса дворянства повышала эффективность своих имений через усиление эксплуатации крестьян. Помещики Черноземной зоны, например, низкую урожайность и мало эффективность труда крепостных стремились компенсировать за счет так называемой барской запашки, то есть отчуждения крестьянских наделов и увеличение барщинных дней. Если в конце XVIII века крестьянские земли составляли две трети, а помещичьи только треть обрабатываемых земель, то в середине XIX века соотношение стало обратным.
В неплодородных зонах  дальнейшее развитие получила традиция отпуска крепостных на денежный оброк. Так, в некоторых уездах центральных  губерний оброчные крестьяне составляли уже до 70% и, оставаясь крепостными, становились наемными рабочими в  купеческих мануфактурах.
Основная часть дворянских имений была малодоходной, особенно в  «голодные», низкоурожайные годы, когда  помещики по закону были обязаны содержать  своих крестьян. Многие мелкопоместные дворяне разорялись, закладывали  свои имения и крепостных.
К середине XIX века в залоге казенных ссудных учреждений оказались 7 миллионов из 11 миллионов крепостных мужского пола. Фактически помещики перестали  быть владельцами крепостных. Чтобы  поддержать нерентабельные имения, государство  выделяло им земли, иногда кредиты из бюджета страны, который с большей  эффективностью могли быть направлены на подъем промышленности.
Таким образом, крепостное право  оказалось преградой не только для  развития промышленности, но и сельской хозяйства и становилось очевидным  анахронизмом, изжив себя. По данным Всероссийского экономического общества в 1814 году производительность труда  в российской деревне была в шесть  раз ниже, чем в Западной Европе. В России в 1802-1860 годах посевные площади  увеличились на 53%, а сбор зерновых - на 40%. Все крестьянство производило  не более 10% товарного хлеба, поскольку  основная масса крепостных крестьянских хозяйств оставалась натуральным. Треть  крестьян владели  наделами до 3 десятин земли и были обречены на нищету.
Особенности развития российской деревни отражает и такой примечательный факт: за полвека доходы крестьянских хозяйств от земледелия увеличились  в разных губерниях до 45%, а их доходы от отходничества и промыслов - на 240%. При всем этом основная, беднейшая  часть крестьянства оставалась политически  инертной, но все более укреплялась  в вере о необходимости «черного», то есть не по царской, а по их воле, передела помещичьих земель.
Транспорт.
Дальнейшее развитие всероссийского рынка и капитализма в России оказалось в прямой зависимости  от состояния транспорта. К примеру, хлеб из Поволжья доставлялся в столицу  только на второй год. Первый пароход  в России появился только в 1815 году, а железная дорога от Петербурга до Царского Села была построена в 1839 году. Для разрешения транспортной проблемы во второй четверти XIX века государством были построены 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем, например, в Англии. Плохие шоссейные дороги  соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.
Финансы.
Финансовая система России в рассматриваемый период пребывала  в  состоянии непреодолимого кризиса. Большие материальные потери в Отечественной войне 1812 года, огромные и непосильные для государственного бюджета расходы на содержание армии и флота (например, в 1842 году на армию было выделено 82 миллионов рублей из 173 миллионов бюджетных расходов), поддержка дворянского землевладения покрывалась эмиссией бумажных денег. Впервые инфляция принимает хронический характер, внутренний и  внешний долг России вырос в несколько раз.
Чтобы стабилизировать финансовую систему в 1839-1844 годах по  инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена реформа, когда в основу денежного обращения был положен серебряный рубль с последующим изъятием у населения бумажных ассигнаций. Они обменивались по твердому курсу на кредитные билеты, которые, в свою очередь  подлежали свободному обмену на серебреный рубль.
Однако реформа привела  лишь к временному укреплению  финансов. После изнурительной войны с Турцией в 1853-1856 годах дефицит бюджета достиг астрономической для того времени суммы в 500 миллионов рублей серебром. Возникла реальная угроза краха всей финансовой системы страны. Таким образом, в николаевскую эпоху под влиянием многих факторов нарастает кризис феодально-крепостниской системы. Его результатом стал застой в тяжелой промышленности и сельском хозяйстве. Промышленный переворот по сравнению с Западной Европой носил «естественный» характер - начинается в отраслях легкой промышленности, но на начальных этапах происходит вопреки традициям «петровской» модели капиталистической модернизации, изначально предусматривавшей целенаправленную организационную и финансовую поддержку со стороны государства.
В России промышленный переворот  начался во второй трети XIX века, когда он уже завершился в Англии, заканчивался во Франции. Поэтому все более значительным становится отставание полуфеодальной России от капиталистической Западной Европы в темпах прироста промышленной продукции. Россия безнадежно утрачивает к середине века достигнутые в эпоху Екатерины II ведущие позиции в производстве металла и чугуна. Удельный вес России в мировом промышленном производстве к 1860 году составлял всего  1,72% и оказался по сравнению с Францией ниже в 7 раз, Германией - в 9, Англией - 18 раз. К середине века Россия утратила также первенство и на европейском рынке зерна, когда его ввоз из Северной Америки в 7 раз стал превышать российский. Но особенно разительным стало отставание России в использовании достижений технического прогресса, что неизбежно отразилось и на состоянии ее военной мощи.
 
2. Причины и предпосылки отмены крепостного права.
 
Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного  права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное на собственной территории, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение и несовременная система комплектования армии, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны (донесения военачальников из Крыма доходили до Зимнего дворца с фельдъегерем за 7 с половиной суток, а телеграфные сообщения об осаде Севастополя – из Парижа, столицы воюющего с Россией государства) и множество других очевидных признаков отсталости страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен.
Но еще ранее, в 1856 г., крупнейший деятель эпохи реформ Н.А. Милютин в своей записке признавал, что дальнейшее сохранение крепостного права в перспективе, лет через 15, может привести к восстанию крестьянства.
Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный  человек, осознавший уроки Восточной  войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую  роль сыграли и свойства его характера  – доброта, сердечность, восприимчивость  к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы  я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что  вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло  свыше, чем снизу". Эта знаменитая, хотя и немногословная речь говорит нам о многом и важном в истории реформы 1861 г.: о том, что инициатива исходила от самого Александра II; что он ее навязывал дворянству; что он признавал необходимым опередить инициативу крестьянства, не дожидаясь давления "снизу", т.е. крестьянского движения; что он считался с общим направлением развития века. Дальнейшие события показали, что Александр II не отступил от этой первой заявки на отмену крепостного права. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий. Более бесспорным является влияние на подготовку реформы банковского кризиса конца 1850-х гг. Важной предпосылкой Великих реформ являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг. Он определяется фактически идентичными понятиями "либеральной" или "просвещенной" бюрократии. Очагами ее формирования были министерства (государственных имуществ, внутренних дел, юстиции, морское), разные ведомства, канцелярия Государственного совета. Либеральная бюрократия не была отгорожена от общественных сил страны, она формировалась в содружестве с либеральными общественными деятелями, учеными, литераторами.
Другой такой предпосылкой стали институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I, в том числе создание министерств, в которых и выросли кадры  будущих реформаторов. Важно отметить также значение наследия М.М. Сперанского, не только поставившего в повестку для крупномасштабные реформы государственного строя при Александре I, но осуществившего упорядочение законодательства при Николае I (создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи), внесшего свою лепту в воспитание и образование будущего царя-освободителя (Сперанский полтора года читал наследнику престола лекции "Беседы о законах"). Заслуживают внимания и реформы в сфере народного просвещения в первой половине XIX в., которые готовили почву для грядущих перемен. Многие деятели Великих реформ вышли из университетов, института правоведения, Царскосельского лицея и др. Сами по себе перечисленные сюжеты достаточно изучены, но в историографии Великих реформ они пока не нашли должного места. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 г. о вольных хлебопашцах и 1842 г. об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816–1819 гг. и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847–1848 гг. были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права. Реформа государственной деревни, проведенная П.Д. Киселевым в 1837 г., давала решение вопроса об организации и функционировании крестьянского самоуправления. Не остались без внимания и материалы Секретных комитетов (особенно 1835 г. и 1839 г.), которые в 1856 г. были переданы из II Отделения императорской Канцелярии в Министерство внутренних дел, где и началась подготовка отмены крепостного права.
 
 
3.Крестьянская реформа 1861 года и её значение.
 
Подготовка реформы сначала  велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой  реформы сосредоточилось в созданном  в 1858 году Главном комитете по крестьянскому  делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном  комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились к  тому, чтобы обеспечить свои собственные  интересы.
Центральным вопросом реформы  был вопрос о том, освобождать  крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры  между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совсем без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло у помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей за высокий выкуп; так помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле.
Существовала также классовая  борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и  комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих  выступлениях они призывали к  полной ликвидации крепостничества  и помещичьего землевладения, к  передаче всей земли крестьянам без  всякого выкупа. Борьба революционных  демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство  отказаться от наиболее реакционных  вариантов реформы и пойти  на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее  всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом  земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом.
Закон об отмене крепостного  права (манифест об освобождении крестьян) - "Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости" - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. За свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем".
В отличие от других стран  крестьяне при освобождении получали землю. За землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству же стоимость земли  должны были выплачивать сами крестьяне  в течение 49 лет. 85 % крестьян выкупили землю за 20 лет. В 1905 году правительство  аннулировало остающийся крестьянский долг. Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность "общины" (деревни, села). Община явилась  маленькой демократической ячейкой. Все местные вопросы в ней  решались большинством голосов. Важнейшей  задачей в общине было справедливое распределение "общей" земли между  отдельными хозяйствами. Большие семьи  получали больше земли, маленькие - меньше. Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю. Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.
Общие дела сельскохозяйственных районов стали решаться выборными  представителями общин и помещиков. Такая организация была названа "земством". Земства проводили  в деревнях большую и полезную работу. Они строили школы и  церкви, открывали больницы, организовывали агрономическую помощь. Реформированы  были также городская администрация, система народного образования  и система призыва в армию.
Основой пирамиды дворянского  самоуправления стали уездные дворянские собрания, на которых намечались кандидатуры  мировых посредников - лиц, которые  должны были осуществлять непосредственный и постоянный надзор над крестьянскими  общинами. Мировые посредники избирались только из дворян, нижний предел их земельного ценза был 150 - 500 десятин земли. Затем  списки мировых посредников представлялись губернатору и окончательно утверждались сенатом. Должность мирового посредника не относилась к числу синекур. Проблем, подлежащих разрешению, было множество. Страна разрывалась конфликтами  непривычного толка, помещики были озлоблены  и испуганы, крестьяне - растеряны  и подавлены. Чаще всего, выбирая  мирового посредника, дворяне над  стадом овец ставили надзирателем волка. Ведь среди местных помещиков  было мало сочувствовавших крестьянам и желавших облегчить их участь. А права мирового посредника были немалые - он утверждал все - от выбранных на сельских сходах старост и волостных старшин до сроков и времени самих сходов. Кроме того, ни одна сделка, ни одно соглашение между помещиком и крестьянским обществом не считалось действительным без конфирмации мировым посредником.
Проблемы, которые вставали перед рядом мировых посредников, либо частные проблемы того или иного посредника разрешались на уездных съездах. Уездный мировой съезд должен был ограничивать возможный произвол мировых посредников, чинимый в интересах соседних помещиков, а также следить за отношениями внутри крестьянства волости. То есть к предметам ведомства уездных мировых съездов относятся: споры, недоразумения и жалобы, возникающие из поземельных отношений между помещиками и крестьянами, а также жалобы крестьян на волостные сходы и волостных лиц.
Крестьянская реформа 60-х  гг. послужила основным поводом для  создания в России всеохватывающей  системы должностных знаков. Ранее  страна почти не имела должностей, которые располагали бы соответствующей  форменной одеждой. Крестьянская реформа  вызвала к жизни множество  выборных постов, держатели которых  должны были постоянно сталкиваться с людьми, судить их, поощрять или  наказывать. А в России для того, чтобы выполнять такую работу, надо было иметь формальный признак  права на должность. И когда эта  проблема возникла, то в первых же появившихся  документах видна озабоченность  именно психологическим аспектом проблемы.
Итак, реформа проводилась  на основе «Положений» 19 февраля 1861 года (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться  своим имуществом. Помещики сохраняли  собственность на принадлежащие  им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика. На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.
Реформа об освобождении крепостных крестьян была проведена в интересах  помещиков. Крепостные получили землю  не безвозмездно - они должны были единовременно  уплатить помещику за свой надел около 1/5 части, обусловленной суммы. Остальную  часть помещикам выплачивало  государство. Однако крестьяне должны были возвращать правительству эту  сумму ежегодными платежами (с %) и, в итоге, заплатив помещикам 550 млн. руб., царское правительство собрало с крестьян около 2 млрд. руб. золотом.
Следует подчеркнуть, что  после реформы у крестьян по всей стране осталось на одну пятую часть  земли меньше, чем было до 1861 года.
К величайшему сожалению, крестьянская реформа получилась совсем не такой, о какой мечтали Герцен, Чернышевский и другие революционные  демократы. И все же нельзя отрицать огромное нравственное значение реформы, покончившей со многовековым рабством. После реформы усилилось и расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества - деревенской буржуазии. Многие крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.
Социальные противоречия между безземельными крестьянами  и богатыми землевладельцами явились  одной из причин грядущей русской  революции. После реформы вопрос о земле стал жгучей проблемой  российской действительности. Ведь свобода - это еще не хлеб! По всей России 30 тыс. помещиков владели таким  же количеством земли, которое имели 10,5 млн. крестьянских дворов. В этой ситуации русская революция была неизбежной.
Крестьянская реформа 1861 года имела свои особенности в  различных областях Российской империи. Так, вместе с "Общим Положением о  крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были подписаны "Дополнительные правила" о крестьянах в Земле войска Донского, в Ставропольской губернии, в Сибири и в Бессарабской области. В ходе реализации реформы также возникла необходимость в корректировке общих положений применительно к некоторым областям. Так, 19 февраля 1864 г. были подписаны указы, определяющих устройство крестьян в Царстве Польском: "Об устройстве крестьян", "Об устройстве сельских гмин", "О ликвидационной комиссии" и "О порядке введения в действие новых крестьянских постановлений". Основной причиной серьезных уступок, сделанных правительством, было Польское восстание 1863 г. Если в коренных областях империи самодержавие делало все для обеспечения интересов дворянства, то в Царстве Польском, была сделана попытка опоры на крестьянство в борьбе с польским национально-освободительным движением, где участвовали польские дворяне.
Общее отношение крестьян к Положениям было одинаковым - крестьянство нигде не приняло воли. Через несколько  дней, после объявления Манифеста  Государь принимал депутацию крестьян, которая в заявляла Царю, что крестьянство «не обидит» Его своим поведением. «Все будет в порядке - чтобы Тебе никогда не каяться, что Ты нас волею подарил». Действительность обнаружила иное. Крестьянство, правда, продолжало быть монархически лояльным - но по отношению к некоему фантастическому Царю, владевшему их воображением, ту же реальную «волю», которую ему предлагал реальный Царь, оно решительно и единодушно отвергло, считая ее подложной.
Крестьяне из Манифеста узнали, что их ожидает перемена к лучшему. Они стали обращаться к помещикам, священникам, чиновникам, ища разъяснений. Никто их удовлетворить не мог. Крестьянство заподозрило обман: воля есть, но ее скрывают. Оно стало само искать ее в Положениях. Появились грамотеи, которые, путая крестьян, становились подстрекателями. Крестьянство устремилось и по другому пути. По меткому выражению одного губернского Присутствия, «оно начало расправлять свои усталые члены, потягиваться во все стороны и пробовать: до какой степени можно теперь безнаказанно не выходить на барщину, не исполнять задаваемых уроков, не слушаться вотчинного начальства». Началось пассивное сопротивление. Там, где помещики поняли, что надо дать народу одуматься и умеривали свои требования, недоразумения улаживались легче. Там же, где они видели в неповиновении крестьян проявление анархии и с помощью властей прибегали к мерам строгости, или где, действительно, были тяжелые хозяйственные условия, возникли более серьезные столкновения. Волнения иногда разрастались настолько, что делали необходимым применение энергичных мер. «Эти меры усмирили народ, но они его не убедили». Крестьяне продолжали верить в то, что будет и «чистая воля», и «земля даром», только получат они это через два года.
В итоге реформы подгот
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.